Но к обидчикам ли относятся эти слова Господа? Не обиженные ли обязываются ими к тому, чтобы они, чувствующие свое оскорбление, успокоились, смирились пред теми, на кого внутренно негодуют и испросили бы у них себе прощение? Так часто и толкуются представленные нами слова Господа; именно на обиженных налагается обязанность испрашивать себе прощение у своих обидчиков и притеснителей, чем еще более возмущается их душа и как бы насилуется естественное чувство справедливости. Но собственная и прямая мысль Господа ясна сама по себе. Кто должен пред кем смириться, и кто у кого обязан просить прощение? Очевидно тот, кто обидел, кто состоит в долгу у своего ближнего и кому собственное чувство совести напоминает, что есть у него такой брат, который имеет нечто против него в душе своей за какой либо грех или проступок. Несомненность этой мысли подтверждается другим местом, где собственно Господь говорит к тем, которые чувствуют сделанное против них прегрешение со стороны какого-либо ближнего своего или брата: аще же согрешит к тебе брат твой, иди и обличи его между тобою и тем единым: аще тебе послушает, приобрел еси брата твого: аще ли тебе не послушает, поими с собою еще единого или два, да при устех двою или трех свидетелей станет всяк глагол: аще же не послушает их, повеждь Церкви: аще же и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь ( Мф. 18:15–17 ). Итак, обиженный ли обязывается смириться пред своим обидчиком и идти к нему за испрашиванием себе прощения? Прекрасно поступил он, если так сделает ради любви, для прекращения вражды в самом противнике своем; тем не менее он сам уполномочивается Господом обличить виновного сперва наедине, потом, в случае его нераскаянности и упорства, при двух или трех свидетелях, а наконец пред Церковью , после чего упорный и нераскаянный в своем грехе лишается права на общение с верными и должен считаться, как язычник и мытарь. Впрочем может выйти и так, что согрешивший против ближнего своего и сам придет в чувство раскаяния, обратится со смирением к тому, против кого согрешил и будет искать примирения с ним, но не получит его по раздражительности и озлоблению сердца обиженного.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

Но это самое наше раздвоение, или колебание между оправдывающим нас Господом Иисусом и нашей личной праведностью, в которой хочет видеть нас Христос, и составляет наше непонимание существа христианства, стесняющее и можно сказать, умерщвляющее нашу духовную жизнь в самом её источнике и основании. Христианство действительно требует от нас совершенной чистоты и святости, ибо в предписаниях его читаем: Что же Мя зовете, Господи, Господи: и не творите, яже глаголю вам ? 626 Не всяк, глаголяй Ми, Господи, Господи, внидет в царствие небесное: но творяй волю Отца Моего, иже есть на небесех 627 . Не слышатели закона праведни пред Богом, но творцы закона, сии оправдятся 628 . Позвавшему вы святому, и сами святи во всем житии будите; зане писано есть: святи будите, яко Аз свят есмь 629 . Того бо есмы творение, создани во Христе Иисусе на дела благая, да в них ходим 630 ; яко чада света ходите...и не приобщайтеся делом не плодным тьмы, паче же и обличайте. Бываемая бо отай от них, срамно есть и глаголати 631 . Тем же изыдите от среды их и отлучитеся, глаголет Господь, и нечистоте не прикасайтеся, и Аз приму вы: и буду вам во Отца, и вы будете Мне в сыны и дщери, Господь Вседержитель 632 . Но все эти требования христианского вероучения, хотя составляют в нем необходимую и неизменную сторону в приложении к нашей нравственной жизни, однако эта сторона является здесь как дело второстепенное и последующее, или лучше сказать, как одна цель, к которой верующие должны только стремиться и приближаться по мере своих сил и благодатных дарований Духа Святого, подаваемых им через веру в Господа Спасителя, о чем яснее высказывает свою мысль св. апостол Павел в послании к колосаям [колоссянам – прим.ред.]: «И Он, т. е. Христос, есть глава тела церкви; Он начаток, первенец, из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство. Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворить чрез Него кровию креста Его и земное, и небесное. И вас, бывших некогда отчужденными и врагами по расположению к злым делам, ныне примирил в теле плоти Его, смертию Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою; если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которой я, Павел сделался служителем» 633 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

Обращаемся к своей внутренней области веры для утверждения себя в вере и уповании на обещанные нам блага. Проверим свои убеждения собственными нашими источниками, точно ли мы так мыслим, как заповедует нам учение божественное и находим ли в нем такое удостоверение, чтобы нам несомненно надеяться на получение вечных благ? Ибо предмет, о котором мы рассуждаем, таков, что нелегко можно увериться в нем совершенно и самим пребывающим в вере! Всецело уповать на Господа, иметь твердую и непоколебимую надежду на получение от Него всех обетованных Им благ ясно уполномочивает нас божественное писание. В послании св. апостола Петра читаем: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, непорочному, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею чрез веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений... посему возлюбленные, препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа» 536 . Совершенно уповайте, т. е. без всякого колебания какими-либо сомнениями и мыслями противными. И действительно, как ни высок предмет наших упований сам по себе, но если вникнуть в него поглубже и внимательнее, то здесь не может оставаться никакого места сомнению и колебанию. Ибо откуда может явиться тут сомнение? Со стороны Бога не представляется для нас никакого сомнения, потому что Он совершил уже все, что требуется для нашего полного и окончательного спасения 537 , и наше упование на действительное наследие сего спасения согласуется со всеми свойствами высочайшего Существа Божия, так что сомнение относительно сего предмета изобличало бы нашу верность Богу. Так мы признаем Бога существом истинным и верным 538 . Которому невозможно солгать, или изменить своему обещанию 539 ; а Он обещал спасти род человеческий еще первому нашему прародителю тотчас после его грехопадения 540 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

Обыкновенная в Египте зараза, о которой мы упомянули, также не смертельна 90 . 11. И не можаху волсви стояти пред Моисеем струпов ради: быша бо струпи на волсвех, и на всей земли египетстей. Моисей не объясняет, для чего были призваны на этот раз волхвы: для подражания ли Моисею в чудодействии, как прежде, или для врачевания струпов известными им лекарствами. Последнее вероятнее: ибо подражать Моисею они уже отказались; но что они были вместе и врачи народные, это известно 91 . Они не могли стоять пред лицем (с евр.) Моисея, и потому, что сами жестоко страдали от язвы, и потому, что страх и посрамление их пред Моисеем не давали им довольно смелости оставаться в его присутствии. 12. Ожесточи же Господь сердце фараоново и не послуша их, якоже повелел Господь Моисею. 13. И рече Господь к Моисею: восстани заутра и стани пред фараоном, и рцы к нему: сице глаголет Господь Бог еврейский: отпусти люди Моя, да послужат Мне. 14. В сей бо час Аз испущу вся казни Моя в сердце твое, и рабов твоих, и людей твоих: да увеси, яко несть ин, якоже Аз, во всей земли. 15. Ныне бо пустив руку Мою поражу тя, и люди твоя умерщвлю, и потребишися от земли. 16. И сего ради пощаден еси доселе, да покажу на тебе крепость Мою, и яко да проповестся имя Мое по всей земли. 17. Еще ли убо ты восстаеши на людей моих, еже не отпустити их? Эта речь, при всей ее краткости, необыкновенно сильна, как слово Бога. «Неужели не довольно тебе того, что ты уже испытал? Или все эти казни ещё не страшны для тебя? Или ты думаешь устоять в своём ожесточении и одним упорством одержать победу? Ты не престаёшь упорствовать. Я не престану казнить тебя. Все казни, все язвы, самые ужасные и губительные, Я изведу на тебя; поражу ими тебя в самое сердце твоё, и не пощажу, не престану дотоле, пока ты не сознаешь, что Я – Бог, Я – один истинный Бог во вселенной. Доселе Я простирал руку мою на землю твою, на животных в царстве твоем, и не губил народа твоего; отселе Я буду поражать смертию людей твоих и коснусь тебя самого; Я говорю тебе, что истреблю народ твой и сам ты погибнешь. Я для того и допустил твоё ожесточение 92 , чтобы ты видел руку Мою, чтобы показать на тебе всему миру силу Мою; твой несчастный пример послужит для всех народов и времён уроком, – и они все познают имя Моё. Ещё ли ты не хочешь исполнить того, чего Я от тебя требую? Ещё ли не отпустишь народа Моего»?

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями. Основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, пятое сардоникс, шестое сардолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хрисопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист. А двенадцать врат двенадцать жемчужин. Каждыя врата были из одной жемчужины; улица города чистое золото, как прозрачное стекло. Храма же я не видел в нем; ибо Господь Бог Вседержитель храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Врата его не будут запираться днем; а ночи там не будет» 429 . Соответственно такой торжественности и славе небесного царствия последует чудная перемена в самом естестве святых Божиих и прославление их Господом Спасителем. Возлюбленнии , пишет св. Иоанн Богослов, ныне чада Божия есмы, и не у явися что будем: вемы же, яко егда явится, подобни Ему будем; ибо узрим Его якоже есть 430 . Наше житие , говорит другой апостол, на небесех есть, отнюду же и Спасителя ждем, Господа нашего Иисуса Христа: иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его 431 . Вем бо, яко аще земная наша храмина тела разорится, создание от Бога имамы, храмину нерукотворенну, вечну на небесех. Ибо о сем воздыхаем, в жилище наше небесное облещися желающе 432 . Тогда праведницы просветятся яко солнце во царствии Отца их 433 . Особенные виды и степени прославления избранных Божиих в небесном царстве находим в откровении св. Иоанна Богослова, где явившийся ему Господь, ободряя и подкрепляя своих верных последователей в трудных подвигах жизни настоящей, объявляет им разные великие награды. Буди верен даже до смерти и дам ти венец живота....Побеждаяй не имать вредитися от смерти вторыя 434 . Побеждающему дам ясти от манны сокровенныя, и дам ему камень бел, и на камени имя ново написано, егоже никтоже весть, токмо приемляй 435 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

Побеждающему и соблюдающему дела моя до конца дам ему власть на языцех: и упасет я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушатся, якоже и Аз приях от Отца моего: и дам ему звезду утреннюю 436 . Побеждаяй, той облечется в ризы белыя: и не имам изгладити имене его от книги животных, и исповем имя его пред Отцем Моим и пред ангелы Его 437 . Побеждающего сотворю столпа в церкви Бога моего, и боле (вон) не имать изыти ктому: и напишу на нем имя Бога моего и имя града Бога моего, новаго иерусалима сходящаго с небес от Бога моего и имя мое новое 438 . Побеждающему дам сести на престоле моем, якоже и Аз победих, и седох со Отцем моим на престоле Его 439 . За сим тайнозрителю показан был целый неисчислимый сонм святых Божиих, облеченных в белыя ризы и держащих финики в руках своих. По сих видех , говорит он: и се народ мног, егоже исчести никтоже может, от всякаго языка и колена людей и племен, стояще пред престолом и пред Агнцем, облечени в ризы белы, и финицы в руках их...Сии суть, иже приидоша от скорби великия, и испраша ризы, и убелиша ризы своя в крови Агничи. Сего ради суть пред престолом Божиим, и служат Ему день и нощь в церкви Его: и седяй на престоле вселится в них 440 . Обращаясь от этого символического и образного описания небесного царствования и будущего блаженного состояния тех, которые имеют наследовать его, мы получаем то несомненное сведение об этом состоянии святых Божиих, что оно с одной стороны исключает все страдания, скорби и лишения, с которыми соединена настоящая жизнь человека, с другой обнимает все блага и радости, каких только может желать наше сердце. Для нас, томимых нуждами настоящего и подверженных многим страданиям как внешним, так и внутренним, без сомнения, чрезвычайно много значит само освобождение от всего, что составляет причину теперешних наших воздыханий, слез и огорчений и сложение с себя тяжелой ноши временного существования. Почему сам Бог утешает тружеников и страдальцев земных тем, что они получат в свое время успокоение от трудов своей жизни настоящей: блажени мертвии умирающии о Господе отныне: ей, глаголет Дух, да почиют от трудов своих: дела бо их ходят вслед с ними 441 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

«Пойдите, научитеся, сказал Господь строгим ревнителям законной праведности, что значит милости хощу, а не жертвы? Ибо я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» 650 . Блажени милостивии, яко тии помиловани будут 651 . Милосердие и кротость часто и худых людей делают добрыми; а строгая взыскательность, не растворяемая духом любви, нередко из добрых и кротких обращает в дерзких и строптивых, т. е. не только не приближает к цели нравственного совершенства, но даже отклоняет от неё и действует разрушительно на дух человеческий. И вот, почему св. апостолы, хотя получили всю власть от Господа в церкви, на основании которой могли бы поступать строго с согрешающими, но они не действовали по этому праву, чтобы не повредить делу Божию, вверенному им. «Молим Бога, пишет в одном из своих посланий св. апостол Павел, чтобы вы не делали никакого зла: не для того, чтобы нам показаться, чем мы должны быть; но чтобы вы делали добро, хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть... Для того я пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению» 652 . То же самое правило внушает он и всем верующим, во взаимном их отношении между собой. Бывайте друг к другу блази, милосерди, прощающе друг другу, якоже и Бог во Христе простил есть вам 653 . Должны есмы мы сильнии немощи немощных носити, и не себе угождати. Кийждо же вас ближнему да угождает во благое к созиданию...Тем же приемлете друг друга, якоже и Христос прият вас в славу Божию 654 . Братие, аще и впадет человек в некоое прегрешение, вы, духовны, исправляйте таковаго духом кротости; блюдый себе, да не и ты искушен будеши. Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов 655 . Облецытеся убо, якоже избраннии Божии, святи и возлюбленни, во утробы щедрот, благость, смиренномудрие, кротость и долготерпение: приемлюще друг друга, и прощающе себе, аще кто на кого имать поречение (жалобу): якоже и Христос простил есть вам, тако и вы 656 . Читать далее Источник: Собрание слов и размышлений/епископа Вениамина [(Платонова)] : (Бывшего ректора Харьковской семинарии). – Кострома : Губернская тип., 1908. - 314, 258 с., 1 л. портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

Пока мы не лишены возможности внимать слову Господню, и пока оно благовествуется нам, до тех пор, чтобы ни пришлось нам терпеть в жизни и как бы ни были тяжки наши временные испытания, мы не о том должны спрашивать, любит ли нас Бог и не забыл ли нас, но о том, любим ли мы Бога и соответствуем ли чувствами души своей Его спасительным путям о нас? Кто приходил когда-нибудь своей мыслью к этому весьма важному вопросу, в ком возникало когда нибудь желание испытать свое сердце в любви к Богу и Господу Спасителю, подобно тому, как некогда Сам Господь испытывал сердце Своего ученика, вопрошая его: любиши ли Мя 76 , тот должен обратить свое внимание на то, как он предан слову Божию, с каким усердием занимается им и с какой любовью усваивает себе святые истины, которое оно содержит в себе? Если наше сердце холодно к сему предмету, если мы произносим высокие похвалы слову Божию только потому, что так слышали, так научены другими и так передает нам наука, то напрасно будем думать, что мы любим Бога! Ибо как мы можем любить Бога, которого нигде не видели и о котором не можем иметь никакого опытного познания, когда не любим Его слово, которое одно открывает нам невидимое Существо Его, и в котором одном Он так светло является нам? Не любяй , говорит святой апостол Иоанн, не позна Бога 77 . Следовательно, чтобы любить Бога, нужно прежде знать Его, а чтобы знать Бога, нужно усвоить Его слово, которое вместе с познанием Бога вливает в нашу душу святую любовь к Нему. От усвоения истин слова Божия возгорается наше сердце чувством небесного огня, подобно тому, как холодный уголь воспламеняется от прикосновения к горящему пламени и сам делается горящим. Итак, кто имеет в своем сердце живую, непритворную любовь к Богу, тот не может быть равнодушным к Его слову, a это слово еще более усиливает и возвышает в нем святую любовь к Нему. Когда же, таким образом, возгорится в душе человека священный огонь любви Божией, тогда он чувствует свою близость к Богу и вступает в теснейшее, духовное общение с Ним, общение такое, по которому Бог в нем пребывает, и он в Боге, как говорит об этом святой Иоанн Богослов: Бог любы есть, и пребываяй в любви в Боге пребывает, и Бог в нем пребывает 78 . Достигший такого блаженного, внутреннего состояния, находится выше всех сомнений, возражений и опровержений, какие плодит от себя и распространяет между другими отрицательный дух неверия касательно чистоты, святости и божественности происхождения слова Божия, ибо он носит свидетельство относительно высочайшей важности сего предмета в себе самом – в тех спасительных плодах, какие ощущает он в душе своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

Полагая конец всем исследованиям и вопросам о людях нечестивых и погибающих, слово Божие говорит: погибоша, зане же не имеша мудрости, погибоша за безсовестие свое 417 . Спасительная мудрость Божия являлась и им; но они отвергли ее; они измыслили свою ложную мудрость и бессовестно предпочли сию последнюю первой; – за то и погибли! Все слова и наставления истинной премудрости Божией достигают своей цели в сынах веры и послушания, которые с благоговением внимают ей и полагают ее в руководительное начало своей жизни, которые отделяются от сообщества с нечестивыми, не увлекаются их ложным духом, не завидуют их временным преимуществам и не почитают за великое то, что они называют славой и величием человеческим. Для людей верующих всего важнее и выше то, что они чувствуют себя в общении с Богом своим, могут относить к себе те великие упования и надежды, которые соединены с их верой; в этом поставляют они свою жизнь и мудрость, в этом состоит все их утешение и ободрение духа среди теснот и скорбей жизни настоящей. Поскольку все мы призваны к высокому состоянию верующих людей Божиих, то и будем дорожить этим несравненным преимуществом своим, лишения которого не могут заменит никакие выгоды и блага века настоящего. «Благодарение Богу, писал св. апостол Павел христианам церкви римской; что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя» 418 . И в послании к Солунянам говорит: «мы всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, чрез освящение Духа и веру, истине, избрал вас ко спасению, к которому и призвал вас благовествованием нашим для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа» 419 . Если так благодарил Бога св. апостол за обращение христиан из тьмы язычества ко свету веры Христовой, то какую радость сердца и какое чувство благодарности к милосердному Богу должны постоянно питать в душ своей сами обращенные и призванные? Читать далее Источник: Собрание слов и размышлений/епископа Вениамина [(Платонова)] : (Бывшего ректора Харьковской семинарии). – Кострома : Губернская тип., 1908. - 314, 258 с., 1 л. портр. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

Почему и св. Иоанн Богослов пишет: чадца моя, сия пишу вам, да не согрешаете: и аще кто согрешит, Ходатая имамы ко Отцу, Иисуса Праведника. И той очищение есть о гресех наших; не о наших же точию, но и всего мира 580 . Тут ясно св. апостол высказывает цель, с которой он пишет свое наставление верующим христианам и к которой они должны стремиться в своей жизни; эта цель состоит в том, чтобы они не согрешали. Но снисходя к их естественной немощи, по которой, при самом своем стремлении к святости, не могут избежать греха, оставляет место для надежды на ходатайство одного великого праведника – Господа Иисуса. Следовательно, св. апостол Иаков в своем послании имел в виду только особый род христиан, которые, прикрываясь именем верующих во Христа, на самом деле не имели никакого внутреннего общения с Ним по духу и жили под управлением грубых и нечистых расположений своей греховной природы. В приложении к этим людям и их мрачным делам нужно понимать и те грозные слова писания, в которых говорится, что согрешающим по принятии разума, не обретается ктому о гресех жертва 581 ; или аще бо отбегше скверн мира в разум Господа нашего Иисуса Христа, сими же паки сплетшеся побеждаемы бывают, быша им последняя горша первых. Лучше бо им бе не познати пути правды, нежели познавшим возвратитися вспять от преданныя им святыя заповеди 582 . Внутренне состояние таких людей равно совершенному неверию, или прямому отступлению от веры, которое тем не извинительнее и преступнее в них, что им явлена истина Божия и они были причастны спасительной силе Божией и вкусили сладости благого глагола Божия. Почему об них рассуждает так св. апостол Павел: «невозможно, однажды просвещенных, и вкусивших дара небеснаго, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благаго глагола Божия и сил будущаго века, и отпадших, опять обновлять покаянием: когда они снова распинают в себе Сына Божия, и ругаются Ему. Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь, и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога: а производящая терние и волчцы негодна и близка к проклятию, котораго конец – сожжение» 583 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010