Таким образом, точный смысл слов св. апостола совсем не тот, какой выводят из них не понимающие существа христианства. По их рассуждению, человек может оставаться таким же и в христианстве, каков он есть вне христианства. Но если бы это было так действительно, то для чего тогда мы и принимали бы на себя звание христиан? Ужели для того, чтобы под этим священным именем предаваться беззаконию? Но это значило бы обращать в поругание святость божества, т. е. как бы заставлять самого Бога покровительствовать нашим неправдам и служить нашему угождению плоти. Нет, говорит св. апостол, не льститеся: Бог поруган не бывает: еже бо аще сеет человек, тожде и пожнет: яко сеяй в плоть свою, от плоти пожнет истление: а сеяй в дух, от духа пожнет живот вечный 641 . Тем же убо, братия должны есмы не плоти, еже по плоти жити. Аще бо по плоти живете, имате умрети: аще ли духом деяния плотская умерщвляете, живи будете 642 . Если св. апостол в своих наставлениях христианам упоминает о благодатной свободе духа, которая дарована им чрез веру в Господа Спасителя, то вместе с этим и предостерегает их, чтобы они не обратили этой свободы в повод к угождению своей плоти. Вы на свободу звани бысте, братие: точию да не свобода ваша в вину плоти; но любовью работайте друг другу 643 . В чем же поставляет, св. апостол эту благодатную свободу духа? В том, что верующие во Христа Иисуса избавлены от рабского страха наказания за непослушание закону, а взамен этого побуждения, получили от Бога Духа сыноположения, поставляющего их в такое внутреннее расположение, по которому все, угодное Богу и согласное с Его волей, становиться как бы собственной их волей и приводится ими в исполнение непринужденно, по одной любви к Господу Спасителю, а не потому только, что это предписывается законом внешним. В этих то расположениях сердца и в этом духе верующие становятся свободными, находятся под руководством Духа Божия и делаются сынами Божьими. «Все, водимые Духом Божиим, говорит св. апостол, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе; но приняли духа усыновления, которым взываем: «Авва Отче»» 644 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

Что же после этого значит для нас закон, и как смотреть нам на свои преступления против него? Закон есть выражение Божией воли и мысли – выражение, напечатленное в нашем духе и свидетельствующее нам, каковы мы должны быть по первоначальному своему сотворению от Бога, и какими мы теперь себя не находим. Следовательно, он есть обличитель нашей нравственной порчи и виновности пред Богом, по силе живущего и действующего в нас греха. Грех, возобладавший всем человечеством, с течением времени довел дух человеческий до такого помрачения, и превращения, что он уже не мог различать, что добро и что зло; а потому спокойно предавался всем преступлениям закона, не замечая и не чувствуя того, что это преступления. Открылась, поэтому, нужда в начертании закона письменного на скрижалях каменных, дабы никто не мог оставаться в самоослеплении, и каждый сознавал бы, что он нечист, порочен, виновен пред Богом, как об этом учит св. апостол Павел. Что убо закон , спрашивает он? И потом отвечает: преступлений ради приложися 482 ; т. е. закон привошел к людям в письмени для обличения их преступлений; потому что, как мы сказали выше, люди с течением времени дошли до такой глубины духовного помрачения, что уже не различали по внутреннему голосу совести добра от зла и совершали зло, считая его за добро. Итак, закон возобновлен в письмени для того, чтобы обличить живущий и постоянно возрастающий в роде человеческом грех, и открывать меру и степень нашей виновности пред святостью правды Божией, или как говорит св. апостол: закон привниде, да умножится прегрешение 483 . Без этого средства мы совсем перестали бы чувствовать и сознавать свою греховность, и грех был бы в нас мертв, мертв не в том смысле, будто бы его совсем не было в нас, но в том, что мы не считали бы его за грех и думали о себе, как о людях праведных, потому что, как раскрывает свою мысль св. апостол далее: «я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай. Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв. Я жил некогда без закона, но когда пришла заповедь, то грех ожил. А я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти. Потому-то грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня, и умертвил ею» 484 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

Чтобы яснее и прямее выразить нами действительность своего упования на Господа, Спасителя скажем о нем так: оно есть ни что иное, как голос Самого Господа, внутренне говорящего в нас и успокаивающего нашу душу верным исполнением того, чего от Него желаем и ожидаем. Св. апостол Павел прямо относит упование к действию Самого Бога, производимому в душе человека силой Духа Святого, ибо в своем послании к христианам римской церкви пишет так: Бог же упования да исполнит вас всякия радости и мира в вере, избыточествовати вам в уповании силою Духа Святаго 563 . Если же упование есть дело Самого Бога, то мы уже не о том должны спрашивать: имеет ли свою твердость и несомненность исполнения наше упование; но чувствуем ли его в своем сердце и носим ли его в душе своей? И если оно ощущается нами, если мы согреваемся его благодатной теплотой, то и не должно быть речи относительно верности его исполнения для нас! Воззрите на прежние роды, и посмотрите, кто уповал на Господа и был посрамлен? Или кто призывал Его, и был оставлен ? 564 Дом израилев упова на Господа: помощник и защититель им есть. Дом Аарон упова на Господа: помощник и защититель им есть. Боящиися Господа уповаша на Господа, помощник и защититель им есть 565 . Блажени вси надеющиися нань 566 ; Он утверждение. прибежище, избавитель и помощник всем уповающим на Него 567 . Но вот нас смущают места, встречаемые в том же божественном писании, где требуются от нас дела, которыми должна оправдываться сама наша вера и без которых мы лишаемся своих надежд, подаваемых нам верою, – «Что пользы, братия мои, пишет св. апостол Иаков, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли вера спасти его?...Ты веруешь...хорошо делаешь: и бесы веруют и трепещут...Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?.... Ибо как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» 577 . Итак мы хотели остановиться на вере, как силе, оправдывающей нас и подающей нам упование на получение благ вечных, а теперь вера препровождает нас к делам закона, которыми оправдывается в нас она сама.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

- Прежде всего, усилиями таких людей, как владыка Вениамин, людей с ясным каноническим сознанием, все-таки удалось предотвратить хаос, который вызвало бы провозглашение автокефалии. И он очень четко в своих воспоминаниях выделяет то, что за вот этими решениями, как будто бы церковными, за стремлениями к самостоятельности Поместной Церкви стояли сугубо националистические взгляды тех людей, с которыми ему приходилось заседать на Соборе. Соборяне проживали вместе: служители, сторонники автокефалии, националисты. И вот один священнослужитель, по воспоминаниям владыки Вениамина, говорил: я поп, но если бы я не был попом, я бы резал москалей . Ну что уж актуальнее может быть! По нашим-то временам. - Вы имеете в виду события, которые сейчас разворачиваются в связи с Денисенко? - Не только с Денисенко. Вообще вся эта истерия... Владыка очень любил Украину, у него были корни украинские. Он там служил. У него было особое отношение к ней. Владыка Вениамин совершенно не принимал этого национализма и считал его несовместимым с христианством, а национализм как раз тогда и зарождался. - В Северной Америке владыка Вениамин столкнулся с крайне неприязненным отношением со стороны многих православных верующих, подавляющее большинство которых поддержало митрополита Платона, и подвергался публичным оскорблениям с их стороны. - Действительно, большинство поддерживало владыку Платона (Рождественского), но среди американской паствы было много людей, которые вообще никак не были связаны с борьбой белых и красных. Это были люди, выехавшие в Америку еще до революции. Условием признания митрополита Сергия было подчинение Московской Патриархии, признание Декларации о лояльности. Но для этих людей всё это было слишком далеко. Хотя были люди и радикально настроенные, которые не приняли владыку Вениамина. Тут вопрос канонического устройства митрополии. Там всё очень сложно продолжалось до тех пор, пока наконец не была провозглашена автокефалия, но уже Американской Церкви. Владыка Вениамин действительно нес крест своего служения. На американские годы в его биографии выпадает деятельность патриотическая. Началась Великая Отечественная война, Германия напала на его Родину. Владыка Вениамин говорил, что теперь даже болеть некогда, надо делать, помогать. Он очень активно действовал. Собирал помощь на Красный крест, на Красную армию . Это факт.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

Вот это для него типично. В это время действительно было голодно. На Трехсвятительском подворье в то время было пять человек, кажется, священников. Они ели только то, что прихожане оставляли в картонке у дверей. Денег никаких не было. Но Владыка Вениамин умел вдохновить всю службу, вот так ее к небу возносить. Это все, что я могу о нем сказать, потому что это единственное, чем он для меня памятен: своим лежанием на каменном полу и возношением богослужения к небу. И цельностью, хотя и с изрядной долей наивности» . В Америке В мае 1933 года Владыка Вениамин, уже в сане архиепископа, выехал в Америку, где должен был прочитать цикл лекций о Русской Православной Церкви. В то же время Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) дал ему поручение выяснить позицию митрополита Платона (Рождественского) по отношению к Московской Патриархии. Вскоре митрополит Платон самочинно провозгласил свой Митрополичий округ автономным, тем самым уклонившись в раскол, и 22 ноября 1933 года Владыка Вениамин был назначен архиепископом Алеутским и Северо-Американским с оставлением экзархом Московской Патриархии в Америке. И снова, как несколькими годами раньше во Франции, архиепископ Вениамин оказался в крайне тяжелом положении: он был экзархом без экзархата, архипастырем без паствы. Подавляющее большинство клира и мирян поддержало митрополита Платона. Причиной тому, в первую очередь, было крайнее неприятие паствой – эмигрантами первой волны – всего, что связано с Советским Союзом, в том числе Патриаршей Церкви. Газеты писали: «Теперь уже нет никаких сомнений, что приехавший в Нью-Йорк еп. Вениамин... ловкий советский агент-пропагандист, темной рукой переброшенный из Парижа в Америку для того, чтобы усилить и без того бешеный кадр сторонников признания советской России» . Накал страстей был таким, что однажды после собрания для безопасности Владыке предложили выйти через запасной выход, но он решил идти, как и входил, через главный. Кто-то бросил в него окурок, послышались оскорбительные выкрики... Однако Владыка неизменно сохранял доброжелательность и невозмутимость, смирение – и чувство собственного достоинства.

http://pravoslavie.ru/49054.html

Василюк Ф. Е. Молитва и переживание в контексте душепопечения//Московский психотерапевтический журнал. 2003, 3 (38), с.114–129. Введенский А. И. Литература вопроса и примечания к статье: Религиозная вера, как биогенетический принцип в психологии//Богословский вестник. 1899, 9, с.69–83. Введенский А. И. О видах веры в ее отношении к знанию. М., 1894. Введенский А. И. Психология веры (Религиозная вера как биогенетический принцип в психологии)./Сергиев Посад/, 1899. Введенский А. И. Религиозная вера, как биогенетический принцип в психологии//Богословский вестник. 1899, 1, с.39–56; 5, с.75–98; 9, с.40–68. Вектор взаимодействия (опыт возрождения Челпановских чтений)//Человек. 1995, 2, с.14–34. Вениамин (Исупов) иерод. Учение церковных писателей о страхе Божием. Киев, 1906. Вениамин (Платонов) еп. Вопрос о вере//Православный Собеседник. 1861, II. Вениамин (Платонов) еп. Христос – свет для сокровенной глубины душ человеческих//Православный Собеседник. 1861, I. Вержболович М. О. Психологические основания религии//Вера и разум. 1898, 18, отд. фил., с.199–220. Веселова Е. К. Психологическая концепция человека в трудах В. И Несмелова //Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. СПб., 2001, с.107–110. Вивес Хуан Луис. О душе и жизни//Вестник Русского Христианского гуманитарного института. 2004, 5, с.343–363. Виктор (Гусев) свящ. Помочь понести тяготы на пути ко спасению: Интервью с о. Виктором (Гусевым)//Московский психотерапевтический журнал. 2003, 3(38), с.187–191. Виссарион (Нечаев) еп. Гордость. 4-е изд. СПб., 1899. Виссарион/Нечаев/еп. Грехи чувств. М., 1888. Виссарион/Нечаев/еп. Нечто о вечеринках и балах. 3-е изд. М., 1891. Виссарион/Нечаев/еп. О телесных действиях при богослужении. 3-е изд. М., 1895. Виссарион (Нечаев) еп. Очерки христианской жизни. 2-е изд. М., 1885. Владимир (Цветков) о. О православной психотерапии//Психология и христианство. СПб., 1997, с.43–44. Владимир (Цветков) о., Веселова Е. К., Волохонская Е. Я., Манеров В. Х., Черняева С. А., Шеховцова Л. Ф. Предмет и метод православной психологии//Психология и христианство. М., 1995, с.79–80.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Намерение архиерея учредить в городе Воронеже духовные учебные заведения подтверждается и архивными материалами. Так, в 1744 году «школьники» Р. Свицеров и Ф. Рубцов показали в “сказках”, что епископ Вениамин привез их из Вятки в Воронеж. Из других деяний Вениамина известно, что в начале 1743 года он издал указ о том, чтобы на вакантные настоятельские места выбирать братии «первых людей благонравных» и представлять епископу немедленно. Архиерей планировал вместо духовного приказа во главе с приходским попом, в деятельности которого он “усмотрел непорядки”, учредить консисторию в составе двух архимандритов. Он оштрафовал настоятелей трех монастырей за нарушение распоряжения Синода, и вообще, судя по приведенным фактам, представлял собой строгого, опытного и энергичного пастыря. 28 марта 1743 года еп. Вениамин скончался от горячки. Он завещал лучшее платье оставить его преемнику на поминовение души, а посуду, коляски и лошадей (которые были приведены в Воронеж из Хлынова) отдать в архиерейский дом. До погребения, состоявшегося 7 июня в присутствии митрополита Белгородского Антония (Черновского) (+ 1748), на обеды, раздачу духовенству, нищим, заключенным было истрачено 606 рублей. На месте его погребения в Благовещенском соборе был воздвигнут памятник в виде тумбы, весь украшенный надписями. После епископа остались две бриллиантовые панагии (одна «большая» с портретом Елизаветы), меха лисиц, рысей, куниц и барсов. В Воронежском архиерейском доме долго хранился портрет епископа Вениамина, изображавший рослого человека со смуглым лицом “греческого типа” и приятными чертами. По словам Платона Любарского , он “был архиерей праводушен, чистосердечен, щедр, любящий чистоту, возможное как в доме, так и в церкви благолепие и согласное пение, телом статен, громогласен, гостепримен и хотя сам был мало учен, однако ученых любил”. Архимандрит Димитрий (Самбикин) добавляет, что “он был образованнейшим человеком того времени, он любил просвещение”. О языковых способностях Вениамина свидетельствовала немалая библиотека – более 80 книг (из них 27 – на русском языке, остальные – на английском, немецком, французском, голландском, итальянском, польском, латыни). Кроме богословской литературы, в библиотеке епископа имелись также словари, атласы, произведения античных авторов (Теренций, Цицерон). Указом Синода от 2 августа 1744 года предписывалось новому епископу Феофилакту книгам “учинить достоверную оценку” и оставить в архиерейском доме для семинарии. Меха были отосланы в Синод, панагии взяты в Кабинет Ее Величества.

http://drevo-info.ru/articles/13492.html

Вениамин (Федченков), митрополит. О вере, неверии и сомнении. СПб. М. , 1992. С. 35. Вениамин (Федченков), митрополит. На рубеже двух эпох. М. , 1994. С. 94. Евлогий (Георгиевский), митрополит. Путь моей жизни М 1994 С 27 См. : Духовная школа. Сборник статей. М. , 1906. Беляев А. , протоиерей. Общество и духовная школа. М. , 1906. С. 6. Гиляров-Платонов Н. Из пережитого. М. , 1886. С. 20. Гиляров-Платонов Н. Из пережитого. М. , 1886. С. 33. Флоровский Георгий, прот. Цит. соч. С. 230. Мамин- Сибиряк Д. Н. Собр. соч. Т 8. М. , 1955. С. 510. Беляев А. , протоиерей. Цит. соч. С. 10. Никитин И. С. Дневник семинариста. М. , 1976. С. 95–96. Титлинов Б. В. Духовная школа в России в XIX столетии. Выпуск второй. Вильна, 1909. С. 107. Цит. по: Беляев А. А. Из истории старой духовной школы. Б/м. Б/д. С. 12. Мамин- Сибиряк Д Н. Т 8. С 493, 503, 511. Титлинов Б. В. С. 189. Титлинов Б. В. С. 173. Титлинов Б. В. С. 176–177. Титлинов Б. В. С. 179. Гиляров-Платонов Н. С. 21. Мамин-Сибиряк Д. Н. Т8. С. 507. Певницкий В. Ф. Мои воспоминания. 1832–1851. Киев, 1910. С. 112. Певницкий В. Ф. Мои воспоминания. 1832–1851. Киев, 1910. С. 113. Глубоковский Н. Н. Отзыв о сочинении Б. В. Титлинова… СПб. , 1911. С. 106. Певницкий В. Ф. С. 136–137. Грязнов Е. В. Из школьных воспоминаний бывшего семинариста… Вологда, 1903. Глубоковский Н. Н. С. 107. Автобиографические записки Высокопреосвященеейшего Леонтия, митрополита Московского. Сергиев Посад, 1914. С. З6. Помяловский Н. Г. Т. 1. C. IX. Автобиографические записки Высокопреосвященеейшего Леонтия, митрополита Московского. Сергиев Посад, 1914. С. 36–37. Титлинов Б. В. С. 175. Никитин И. С. Дневник семинариста. С. 90–91. Никитин И. С. Дневник семинариста. С. 91. Помяловский Н. Г. Т. 1. СПб. 1912. С. 42. Помяловский Н. Г. Т. 1. С. XXXVIII. Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 1954  чел. Всего просмотров 66 млн. Всего записей 2583 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavie-i-r...

и по 9 марта 1867 г., когда он был назначен па Донскую кафедру. Более 18 лет трудился преосвященный Платон для дела православия в Прибалтийском крае 135 . «Заботливость архиепископа Платона о Рижской пастве, его удивительная стойкость в отстаивании интересов православия стяжали архипастырю любовь пасомых и уважение; но, все-таки, преосвященный Платон был переведен из Риги по настоянию высшей гражданской власти 136 . Скончался высокопреосвященный Платон в сане митрополита Киевского, 1 октября 1891 г. Четвертым епископом Рижским и Митавским был назначен со 2 марта 1870 г. преосвященный Вениамин. Служение преосвященного Вениамина, благостного и доброго архипастыря, было продолжением деятельности его предшественника и посвящено было устроению быта новых чад православной церкви, духовно-нравственному преуспеянию и просвещению пасомых, всевозможному удовлетворению их духовных нужд (построение новых храмов, открытие приходов, устройство школ, учреждение братств и проч.), но служение это было непродолжительно: 21 августа 1874 г. преосвященный Вениамин скончался в Риге и погребен в Петропавловском соборе 137 . Со 2 октября 1S74 г. и по 8 декабря 1877 г. святительствовал в Риге преосвященный Серафим. Он был пятым епископом Рижским. Внешне он как будто был суров и строг, но на самом деле был человек справедливый, добрый, сердечный, отзывчивый на всякое доброе дело; в обращении с другими он обнаруживал всегда черты врожденного благородства, деликатности и нравственного изящества. Эти последние отличительные черты характера преосвященного Серафима, без сомнения, и были одной из побудительных причин назначения его в Ригу, служение в которой требовало особенного уменья обходиться с людьми 138 . Умер преосвященный Серафим 11 января 1891 г. в Самаре. Шестым епископом Рижским был преосвященный Филарет (Филаретов) , с 8 декабря 1877 г. по 23 февраля 1882 г. На рижской кафедре особенное внимание преосвященного Филарета было обращено на благоустройство духовной семинарии, на нравственное и материальное возвышение духовенства и особенно на устранение различных стеснений и ограничений, какие терпели православные в Остзейском крае со стороны господствующего там немецкого протестантского элемента.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—170— 25) О сочинении студента священника Платонова Вениамина на тему: «Прощение Господом жены-прелюбодейцы ( Ин.8:1–11 )». а) Заслуженного ординарного профессора Μ.Д. Муретова: «Кроме небольшого введения (1–10 стр.) о новейших взглядах на подлинность и достоверность данной евангельской перикопы и о решении вопроса автором в положительном смысле на началах веры и предания церковного, – обширный труд (537 стр. компактного шрифта пишущей машины) о. Вениамина, по свойству своего предмета, естественно распадается на две половины: критико-текстологическую и критико-экзегетическую. Первую половину (стр. 113––327) составляют I–VII главы, посвященные: подробному обозрению и характеристике памятников евангельского текста, имеющих данный рассказ евангельский (глава 1-я, стр. 1–120), – свидетельствам патристической литературы о существовании в евангельском тексте рассказа о прелюбодейце (глава 2-я, стр. 121–141), – памятникам евангельского текста, не имеющим данной перикопы (глава 3-я, стр. 142–182), – свидетельствам патристической литературы об отсутствии перикопы в евангельском тексте (глава 4-я, стр. 183–226), – раскрытию отношения перикопы к евангельскому контексту, причем доказывается её вставочный характер (глава 5-я, стр. 229–244), – возможности её происхождения от евангелиста Иоанна Богослова, её историчности и опытов присоединения к евангельскому тексту (глава 6-я, стр. 245–280), – и, наконец, историческому обозрению текста перикопы (глава 7-я, стр. 281–327). Вторая половина труда о. Вениамина состоит из двух глав общего характера, посвященных разъяснению археологической (глава 8-я, стр. 328–358) и юридической (глава 9-я, стр. 359–372) сторон события, – и одной обширной главы (10-й, стр. 373–531) с подробным постишным толкованием данного евангельского повествования. Сочинение заканчивается длинным (до 80 названий) списком источников и пособий, коими пользовался сочинитель при составлении своего труда (стр. 351–537). В сочинении, конечно, есть недостатки: а) В части критико-текстологической автор обращается

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010