Справка: 1) Устава духовных академий § 216: «Состояние библиотеки и наличность библиотечного имущества ревизуются ежегодно ревизионной комиссией, особо назначаемой Советом Академии». – 2) По § 110 лит. б п. 15 того же устава – «назначение ревизионной комиссии для проверки библиотеки значится в числе дел Совета Академии, представляемых на утверждение местного Епархиального Архиерея. Определили: 1) Поручить произвести следующую ревизию академической библиотеки ординарному профессору С. С. Глаголеву и и. д. доцента А. К. Мишину, о чём и представить предварительно на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства. – 2) Жертвователям выразить от лица Совета Академии глубокую благодарность. VI. Прошение законоучителя Харьковской женской гимназии, кандидата Академии выпуска текущего 1910 года. священника Вениамина Платонова : «Честь имею почтительнейше просить Совет Московской Духовной Академии разрешить мне переработать своё кандидатское сочинение на тему: «Прощение Господом женщины-прелюбодейцы ( Ин.8:1–11 )» и представить в качестве магистерской диссертации». —508— Справка: 1) Указом Святейшего Синода от 5 июля 1895 г. за 2565 Советам Академий предписано было: «дозволять удостоенным степени кандидата переделывать их кандидатские сочинения в магистерские диссертации с большою осторожностью и не иначе, как с особого разрешения Епархиального Архиерея». – 2) Кандидатское сочинение священника Платонова отмечено было высшим баллом 5. Определили: 1) Дозволить священнику Вениамину Платонову переработать его кандидатское сочинение на указанную тему в магистерскую диссертацию. – 2) Постановление сие представить предварительно на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства. VII. а) Отзывы о кандидатском сочинении действительного студента Академии выпуска текущего 1910 года Яхонтова Александра на тему: «Русский исторический процесс в учении Вл. Соловьева». 1) Экстраординарного профессора Μ. Μ. Богословского: «Сочинение г. Яхонтова построено по очень последовательно развертывающемуся плану.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В докладе сообщается, что эпитропия, состоявшая из пяти членов (бывший месимврийский епископ Самуил, епископы Иоаникий рефимский и Вениамин синадский, иеромонахи Евсевий и Дионисий), признала необходимым пригласить иеродидаскалов – иеромонаха Леонтия, монаха Иосифа и иеродиакона Даниила, как не только знающих турецкий язык, но и вообще людей образованных, чтобы вместе с ними рассмотреть рукопись под заглавием: «Перевод на простой турецкий язык священного катехизиса знаменитого московского митрополита Платона, исполненный митрополитом Кесарии кир Паисием», и оценить этот труд применительно к греческому переводу катехизиса, сделанному бывшим константинопольским патриархом Константием I. Эпитропия имела в виду сверить оба эти перевода в полном их объеме, как по мысли, так и по букве и порядку, дабы представить патриарху и синоду свой мотивированный отзыв о труде митрополита Паисия. Но краткость времени и необходимость высказать свое мнение об этом труде возможно скорее заставили эпитропию ограничиться проверкой только некоторых отрывков из перевода катехизиса на турецкой язык, причем основательные познания в этом языке приглашенных эпитропией иеродидаскалов не оставляли сомнения в том, что и такая оценка перевода окажется вполне компетентной. Произведя означенную работу, эпитропия не может, прежде всего, не высказать своего глубокого душевного удовольствия по поводу результатов труда кесарийского митрополита, который ради душевной пользы и спасения православных на Востоке, ради духовного их руководства и более совершенного просвещения, и познания ими догматов веры и божественных заповедей сделал свой перевод катехизиса на простой турецкий язык. И эпитропия от всей души желает, чтобы цель, преследуемая ревностным архипастырем, была вполне достигнута. И вообще, рассматриваемое произведение православного и просвещенного иерарха можно признать свободным от всякого упрека и обвинения в отношении точности и правильности изложения учения православной церкви в его существе, так как здесь вполне верно передаются мысли его оригинала – катехизиса московского митрополита Платона.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/b...

А м[ожет] б[ыть] гораздо хуже. Сообщают, что здесь уже было на днях совещание у властей (какая-то агитационная антирелиг[озная] комиссия) [lxxii] по поводу выступления о. Введенского. Вы­сказывались (Горев), что от письма Соловья " пахнет чесноком " , что это то же, что пресловутое " письмо Зиновьева " [lxxiii] , но не зная общегосу­дарственной точки зрения, решено подождать. К 16-му Ярославский [lxxiv] съездит в Москву и привезет последние " новости " в отношении тактики. Сообщают также, что здешний обновленческий митрополит Вениамин увольняется, чтобы очистить место для о.Введенского. Много скверного будет с его входом сюда на митрополию. И так как он по разным при­сутственным местам является с проектами истребления контрреволюции, то надоел (Ильин)... А тогда в отношении духовенства репрес­сий будет в волю... 14/27 октября Результаты обновленческого Собора, по-видимому, печальны - мир не удался; посему Введенский взял совершенно непримиримую политику, обвиняя тихоновцев в сношении с западно-европейской контрреволюцией, представил какие-то в[есьма] сомнительные документы и требовал изъятия верхушек Тихоновщины. Ему вторили дру­гие, и, например, митр[ополит] Сибирский Петр Блинов заявил: " Нечего мин­дальничать с тихоновцами; их надо сжать так, чтобы сок потек... " Нечего сказать - христианское отношение!.. На Соборе только и было, что вопрос о Тихоновской контрреволюции, да о второбрачии свя­щенников... Делегация к Рыкову об уравнении обновленцев в правах с гражданами не удалась. Принял он их, по сведениям, " в совершенно частном порядке " , не как представителей Всероссийского Собора, п[ото­му] ч[то] на Соборе была представлена не " вся Россия " , а только одна группа...; в ходатайстве не поддержал, а против их обоснования ( " легальны и борются с контрреволюцией " ) сказал, чтобы предоставили это дело органам госуд[арственной] власти... Фиаско. Говорят, что по приезде сюда Платонов обращался к властям о захвате Троицкого и Сергиевского соборов, как и Покровской церкви, но получил отказ. Говорят, что о.Запольский [lxxv] , стоявший на Соборе за примирение, уезжает в Киев и присоединяется к Тихоновцам. Так говорят и о Пищулине, насколько верно - не знаю. Платонов будто бы собирается ленинградским митрополитом...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Сообщают, что здесь уже было на днях совещание у властей (какая-то агитационная антирелиг[озная] комиссия) [lxxii] по поводу выступления о. Введенского. Вы­сказывались (Горев), что от письма Соловья “пахнет чесноком”, что это то же, что пресловутое “письмо Зиновьева” [lxxiii] , но не зная общегосу­дарственной точки зрения, решено подождать. К 16-му Ярославский [lxxiv] съездит в Москву и привезет последние “новости” в отношении тактики. Сообщают также, что здешний обновленческий митрополит Вениамин увольняется, чтобы очистить место для о.Введенского. Много скверного будет с его входом сюда на митрополию. И так как он по разным при­сутственным местам является с проектами истребления контрреволюции, то надоел (Ильин)… А тогда в отношении духовенства репрес­сий будет в волю... 14/27 октября Результаты обновленческого Собора, по-видимому, печальны - мир не удался; посему Введенский взял совершенно непримиримую политику, обвиняя тихоновцев в сношении с западно-европейской контрреволюцией, представил какие-то в[есьма] сомнительные документы и требовал изъятия верхушек Тихоновщины. Ему вторили дру­гие, и, например, митр[ополит] Сибирский Петр Блинов заявил: “Нечего мин­дальничать с тихоновцами; их надо сжать так, чтобы сок потек...” Нечего сказать - христианское отношение!.. На Соборе только и было, что вопрос о Тихоновской контрреволюции, да о второбрачии свя­щенников… Делегация к Рыкову об уравнении обновленцев в правах с гражданами не удалась. Принял он их, по сведениям, “в совершенно частном порядке”, не как представителей Всероссийского Собора, п[ото­му] ч[то] на Соборе была представлена не “вся Россия”, а только одна группа…; в ходатайстве не поддержал, а против их обоснования ( " легальны и борются с контрреволюцией " ) сказал, чтобы предоставили это дело органам госуд[арственной] власти... Фиаско. Говорят, что по приезде сюда Платонов обращался к властям о захвате Троицкого и Сергиевского соборов, как и Покровской церкви, но получил отказ. Говорят, что о.Запольский [lxxv] , стоявший на Соборе за примирение, уезжает в Киев и присоединяется к Тихоновцам. Так говорят и о Пищулине, насколько верно – не знаю. Платонов будто бы собирается ленинградским митрополитом…

http://bogoslov.ru/article/4492633

Глава 9. ЧУДЕСНАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ЖИЗНИ Как правило, духовные чада батюшки бывали облагодетельствованы им и благодатным образом, и материально. Поэтому в этой главе мы встретим как чудеса благодати Божией, так и чудесные проявления любви, чуткости и самоотвержения Божьего угодника. Се, здрав еси... Новомученица Анна пишет, что случаев благодатных исцелений отцом Валентином от самых тяжелых и смертельных недугов были тысячи. Приведем наиболее примечательные примеры из ее книг и рукописей. Духовная дочь батюшки Акилина Петровна около десяти лет страдала нестерпимыми болями под ложечкой, которые продолжались по три часа. Однажды во время исповеди батюшка неожиданно коснулся ее больного места и проговорил: «Деточка, у тебя здесь болит». «Болит, батюшка»,– поспешила ответить Акилина Петровна. Он еще раз коснулся рукой больного места, потом взял с аналоя крест, а правой рукой указывая на крест проговорил: «Деточка, молись, молись». Акилина Петровна ответила: «Молюсь, батюшка, молюсь». Батюшка во второй раз повторил: «Молись, молись Кресту». Исповедь кончилась, и какова же была ее радость: боль прекратилась и уже больше не повторялась. 143 Второй священник Архангельского собора, Платон Андреевич Воскресенский, и его семья глубоко почитали отца Валентина и неоднократно по его молитвам получали благодатную помощь. Отец Платон как-то опасно заболел, так что требовалось немедленное созвание врачебного консилиума. Супруга его, Елизавета Васильевна, стала умолять батюшку помочь мужу. Отец Валентин тотчас отозвался: «Я попрошу докторшу Е. П. Вениаминову хорошенько разузнать о болезни Вашего мужа и сам приду навестить его». Батюшка вскоре же пришел к о. Платону, который в то время жил на Воздвиженке, в одном дворе с ним. Подойдя к больному, о. Валентин взял его за руку и стал пробовать пульс. Затем успокоил его и жену, попросил переставить его кровать в более просторную комнату, где было больше воздуха. Больной тут же почувствовал себя лучше, а в скором времени выздоровел и возобновил служение.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

«Страна темна, а человек в ней светится», — утверждал Платонов, и автору «Разгрома» эта сокровенная вера не могла не быть близкой, и можно представить, а точнее, невозможно представить, сколь страшным ударом обернулось лично для него, для Александра Александровича Фадеева, последующее развитие событий. В дневнике Вяч. Полонского об этой истории рассказывалось так: «…„Впрок“ прочитал Сталин — и возмутился. Написал (передает Соловьев) на рукописи: „Надо примерно наказать редакторов журнала, чтобы им это дело пошло „впрок“. На полях рукописи, по словам того же Соловьева, Сталин будто бы написал по адресу Платонова: „мерзавец“, „негодяй“, „гад“ и т. п. Словом — скандал. В „Правде“ была статья, буквально уничтожившая Платонова. А вчера сам Фадеев — еще резче, еще круче, буквально убийственная статья. Но, заклеймив Платонова как кулацкого агента и т. п., — он ни звуком не обмолвился о том, что именно он, Фадеев, напечатал ее, уговорил Платонова напечатать. В статье он пишет: „Повесть рассчитана на коммунистов, которые пойдут на удочку…“ и т. д. Кончает статью призывом к коммунистам, работающим в литературе, чтобы они „зорче смотрели за маневрами классового врага“ и „давали ему своевременный и решительный большевистский отпор““. Все это превосходно — но ни звука о себе, о том, что он-то и попался на удочку, он-то и не оказался зорким и т. д. Это омерзительно, — хочет нажиться даже на своем собственном позоре». Но едва ли Фадеев хотел нажиться, тут уж не до жиру, быть бы живу… В книге воспоминаний Вениамина Каверина рассказывается иное предание: «Нельзя не отметить, что по отношению к Платонову Фадеев должен был испытывать особое чувство вины. Именно по его вине жизнь Платонова была уродливо и безжалостно искажена. В повести „Впрок“ в „Красной нови“ Фадеев, редактор журнала, подчеркнул те места, которые необходимо было, как он полагал, выкинуть по политическим причинам. Верстку он почему-то не просмотрел, и подчеркнутые им места в типографии набрали жирным шрифтом. В таком виде номер журнала попал на глаза Сталину… Двойная жизнь Платонова, мученическая и, тем не менее, обогатившая нашу литературу, началась именно в эту минуту…»

http://azbyka.ru/fiction/andrej-platonov...

Он же, говорят, выска­зался и за передачу Исаак[иевского] собора (почему об этом зашла речь, непонятно). Вот это обстоятельство (перемена отношения власти к обновлен­цам) до некоторой степени могло м[ожет] б[ыть], повлиять на них в смыс­ле желания объединения, а впрочем, трудно разобраться во всем этом в виду конспиративных отношений обновленцев с органами власти, гл[авным] обр[азом] с ГПУ... Кстати, сообщают, что коллективы РКП перед 1 мая получили предло­жение воздержаться от активных выступлений в антирелигиозной пропа­ганде и в " основание " этого было разослано сношение Чемберлена с Раковским (полпредом в Англии), в котором тот пишет, что правитель­ство Англии и ЦК тред-юнионов, с интересом наблюдая за жизнью СССР, находят ненормальными частные выступления против Прав[ославной] Церкви. И архиепис­коп Кентерберийский обратился вместе с ЦК тред-юнионов с заявлением о ненормальности такого отношения для установления добрых отношений между правительством Англии и СССР... Что-то в этом роде. Во вся­ком случае, это показательно... 24 апреля/7 мая. Четверг В понедельник, с 3 ½ до 5 ч[асов], я был у о.Платонова. Там был и о.П.Раевский [lv] , едва ли случайно, п[отому] ч[то] он знал о моем посещении, знал о причине его и вместе с Платоновым ожидали видеть во мне, как они выразились, " ангела мира и радости " ... В ви­ду нахождения о.Раевского моя миссия дипломатическая осложнилась: пришлось быть особенно осторожным. Из всего разговора, особенно из замечаний Раевского (который не так умен, как Платонов, и потому кое-что выбалтывал), видно, что они усиленно стремятся к соединению. Но что их к этому побуждает? Это интересно... На мое сообщение, что лучше было бы вести всякие переговоры непосредственно епископам, Платонов ответил, что уже заготовлено пись­мо м[итрополита] Вениамина ко всем епископам и духовенству по этому поводу. Я поинтересовался содержанием и нашел, что оно очень официально и сухо, и так как оно к тому же и циркулярно, то м[ожет] не явиться связу­ющим началом переговоров: епископы просто могут игнорировать, как не обращенное к ним лично.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Сообщают, что здесь уже было на днях совещание у властей (какая-то агитационная антирелиг[озная] комиссия) 72 по поводу выступления о. Введенского. Высказывались (Горев), что от письма Соловья “пахнет чесноком”, что это то же, что пресловутое “письмо Зиновьева” 73 , но не зная общегосударственной точки зрения, решено подождать. К 16-му Ярославский 74 съездит в Москву и привезет последние “новости” в отношении тактики. Сообщают также, что здешний обновленческий митрополит Вениамин увольняется, чтобы очистить место для о.Введенского. Много скверного будет с его входом сюда на митрополию. И так как он по разным присутственным местам является с проектами истребления контрреволюции, то надоел (Ильин)… А тогда в отношении духовенства репрессий будет в волю... 14/27 октября Результаты обновленческого Собора, по-видимому, печальны – мир не удался; посему Введенский взял совершенно непримиримую политику, обвиняя тихоновцев в сношении с западно-европейской контрреволюцией, представил какие-то в[есьма] сомнительные документы и требовал изъятия верхушек Тихоновщины. Ему вторили другие, и, например, митр[ополит] Сибирский Петр Блинов заявил: “Нечего миндальничать с тихоновцами; их надо сжать так, чтобы сок потек...” Нечего сказать – христианское отношение!.. На Соборе только и было, что вопрос о Тихоновской контрреволюции, да о второбрачии священников… Делегация к Рыкову об уравнении обновленцев в правах с гражданами не удалась. Принял он их, по сведениям, “в совершенно частном порядке”, не как представителей Всероссийского Собора, п[отому] ч[то] на Соборе была представлена не “вся Россия”, а только одна группа…; в ходатайстве не поддержал, а против их обоснования («легальны и борются с контрреволюцией») сказал, чтобы предоставили это дело органам госуд[арственной] власти... Фиаско. Говорят, что по приезде сюда Платонов обращался к властям о захвате Троицкого и Сергиевского соборов, как и Покровской церкви, но получил отказ. Говорят, что о.Запольский 75 , стоявший на Соборе за примирение, уезжает в Киев и присоединяется к Тихоновцам. Так говорят и о Пищулине, насколько верно – не знаю. Платонов будто бы собирается ленинградским митрополитом…

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Интерес представляют и мемуары священников, публиковавшиеся как в дореволюционной периодике, так и отдельными изданиями, например, А. И. Розанова (Записки сельского священника. СПб., 1882), М.Е. Лаврова (Автобиография сельского священника. Владимир, 1900), М. Гурьева (Воспоминания о моем учении//Русская старина. 1909. 8; Исповедь инока (автобиография) им самим написанная. Киев, 1872); В. Иващенко (Из пастырского быта сельского священника. (Ad futuram memoriam)//Русская старина. 1909. 1) и др. Для характеристики деятелей реформ яркий материал содержат «Петербургские очерки» П. В. Долгорукова (М., 1992), воспоминания Е. М. Феоктистова «За кулисами политики и литературы» (М., 1991), «Дневник» А. А. Никитенко (Т. 1–3. М., 1955), «На жизненном пути» А. Ф. Кони (Т. 3. Ч. 1, Ревель – Берлин, «Записки» Д.Н. Толстого – ближайшего сотрудника П. А. Валуева на подготовительном этапе реформ (Русский архив. 1885. «Двор великой княгини Елены Павловны» М. Г. Назимовой, фрейлины княгини (Русский архив. 1899. 10), «Дневник» генерала А. А. Киреева (ОР РГБ, ф. 126, д. 2 и 3), «Записки для немногих» А. В. Головнина (Вопросы истории. 1996–1998). А «Мои воспоминания» (М., 1913) известного церковного писателя А. Н. Муравьева посвящают нас в детали порядка управления Церковью , установленного обер-прокурором А. Н. Протасовым . Ценнейшим дополнением к дневникам и воспоминаниям служат письма духовных и светских лиц, причастных к реформам. Число их поистине огромно. Пожалуй, ни одна из перечисленных групп источников не может дать столь » обильного материала для того, чтобы составить многостороннее и точное представление о накале страстей, кипевших вокруг реформ, об истинной роли тех или иных действующих лиц в их подготовке и реализации. В исследовании использована переписка из личных фондов иерархов, общественных деятелей и чиновников: митрополитов Московских Филарета (Дроздова) , Макария (Булгакова) , Иннокентия (Вениаминова) , митрополита Киевского Арсения, архиепископов и епископов Саввы (Тихомирова) , Никанора (Бровковича) , Макария (Миролюбова) , Леонида (Краснопевкова) , Порфирия (Успенского) , Платона (Городецкого) , Платона (Фивейского) и других, обер-прокуроров А.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Блаженны миротворцы....... Не первый раз Вам приводится уже быть миротворцем, и я надеюсь, что Господь поможет умиротворить распрю и между Иванами как некогда между Павлом и Павловыми. – Просите изречь приговор, касательно соединения детей А. И. Чепилева и Ив. Платоновича.-Не скуп я на советы, нередко суюсь с ними и там, где не спрашивают меня. Но в таких случаях я всегда удаляюсь от решительных ответов на вопросы так же, как и Вы. Бог с ними. Пусть молятся Господу, и если могу, что сказать, то только вот что: пусть не торопятся окончанием дела. Тот и другой еще очень юны, можно отложить даже на год, а, между тем, жениху не худо заняться каким- нибудь делом и показать себя. Видно, желание его быть военным испарилось или замерзло с наступлением зимы... этого нельзя пропускать мимо ушей, прислушивающихся о достоинствах и недостатках жениха. Между нами: младший сын Ал. Иванович не лучший-ли будет муж для дочери Ив. Платоновича. По-моему, как будто так; впрочем, как знают. А где-же делся Ник. Федорович? Вы не пишете и никто из Иркутских. – Обратите все Ваше внимание на Романа. Может-ли быть от него что добро? И, если окажется, что этот кувшин не отводится по воду ходить, то надобно его бросить и подалее. Участь его всегда в руках Ваших, при малейшем проступке его велеть подать рапорт, и потом следствие. Первый вопрос: кто ты? почему ты запрещен? чем это дело кончилось? и пошла писать, а потом делай из него, что хочешь. А не то – пошлите его к месту, где он числится дьячком, и пусть он там болтается. Вы говорите, чти о. Матвея с нового года надобно совсем отчислить в Верхоянск, дело! так и следует: ладно, что надпомнили, а то я совсем было забыл, да и он забыл, кажется, возвратить мне подписной лист. Опросите-ка его об этом 402. Димитрию Васильевичу Хитрову. 7 марта Крест сей посылается Протоиерею Димитрию Васильевичу Хитрову, вступившему апреля 6-го дня сего 1866-го года во второе двадцатипятилетие служения его в сане священника, от Преосвященого, рукополагавшего его от первого до настоящего сана, на благословение и в знак искреннего уважения и признательности к его трудам и заслугам.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010