Собор новомучеников. «Сила не в силе, а сила в любви» Препятствием для власти было не противодействие Церкви, а, как раз, Ее непротивление и личность таких архиереев, как Патриарх Тихон, митрополит Вениамин, епископ Илларион Верейский, митрополит Серафим (Чичагов). Их облик, человеческие качества, глубокая образованность и христианское смирение составляли слишком заметный контраст облеченному властью невежеству. 10 февраля, 2013 Препятствием для власти было не противодействие Церкви, а, как раз, Ее непротивление и личность таких архиереев, как Патриарх Тихон, митрополит Вениамин, епископ Илларион Верейский, митрополит Серафим (Чичагов). Их облик, человеческие качества, глубокая образованность и христианское смирение составляли слишком заметный контраст облеченному властью невежеству. Этот день в Церкви — день совершенно особый. Он посвящен воспоминанию о миллионах наших соотечественников, пострадавших за веру в период открытых гонений на Церковь, на Православие, — оклеветанных, невинно осужденных, вычеркнутых из жизни. «Вина» большинства из них состояла лишь в том, что они были «слишком хорошими людьми». Священнослужители, архиереи Русской Православной Церкви, прихожане храмов… И среди них – известные ученые, писатели, юристы, врачи, деятели культуры, военные и самые обычные люди. Но, сколько бы ни превозносилась сила, она оказалась не властной победить Дух, уничтожить   молитву. Несмотря ни на что, они остались христианами, помня о том, что Господь особенно близок к страдающим: где Крест, там и Христос. Как выражение исповедания целого поколения прозвучали в те годы слова сщмч. Серафима (Чичагова), митрополита Петроградского: «Сила не в силе, а сила в любви». Необъявленная война   «Эмалевый крестик в петлице, И серой тужурки сукно. Какие прекрасные лица, И как это было давно. Какие прекрасные лица, Но как безнадежно бледны – Наследник, Императрица, Четыре Великих Княжны»… …Их семейные фотографии долгое время были недоступны вниманию новых поколений в СССР. Публиковать их, с точки зрения идеологов, было просто опасно, поскольку это было свидетельство, слишком ясное для тех, кто умеет видеть. Когда в начале 90-х гг. в печати появились первые архивные снимки семьи Романовых, многие люди с удивлением обнаружили, что в их лицах было больше человеческого, нежели в привычных типах руководителей государства. Они не внушали страха. И невольно на ум приходил вопрос: «Почему?» Как случилось, что в «справедливом государстве» эта семья, где было пятеро детей, была убита без суда и следствия, без права обжалования и соблюдения юридической нормы? Это был случай расправы над главой страны, не имеющий аналогов в европейской практике, поскольку даже самая яростная власть все же не решалась так беззастенчиво убивать детей.

http://pravmir.ru/sobor-novomuchenikov-s...

Архив Пн Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил нижний храм Казанского собора 13 августа 2019 г. 16:26 13 августа 2019 года, в предпразднство Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий освятил нижний храм священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, Казанского кафедрального собора в Санкт-Петербурге и возглавил служение Божественной литургии в новоосвященном храме. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь управления  Санкт-Петербургской епархии протоиерей Сергий Куксевич, почетный настоятель собора святых апостолов Петра и Павла в Петергофе протоиерей Александр Кудряшов, ключарь Казанского собора протоиерей Андрей Герасимов, духовенство собора и приглашенные гости в священном сане. Митрополит Варсонофий обратился к верующим с проповедью. В начале 1918 года митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин решил устроить в Казанском соборе нижний «пещерный» храм священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России. Святейший Патриарх Тихон пожертвовал для храма частицу мощей святого Ермогена и старинную икону Казанской Божией Матери. 18 января 1921 года митрополит Вениамин освятил Ермогеновский придел. После богоборческого периода, 29 ноября 2006 года, в крипте собора был вновь освящен иерейским чином храм священномученика Ермогена. Каждый месяц в нем совершается Божественная литургия. Также в нижнем храме совершается таинство Крещения. Санкт-Петербургская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5484541.ht...

Антоний (Вадковский) с сохранением титула. 16 янв. 1888 г. епископом Ладожским был определен ректор Курской ДС архим. Митрофан (Невский), хиротония состоялась 14 февр. После его назначения 12 июля 1890 г. епископом Пензенским и Саранским во епископа Ладожского 5 авг. 1890 г. был хиротонисан ректор С.-Петербургской ДС архим. Николай (Налимов). После кончины митр. Исидора его преемникам на столичной кафедре 18 окт. 1892 г. был усвоен титул «митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский», под их омофором осталась только С.-Петербургская губ. Еп. Николай 24 окт. 1892 г. был переименован в епископа Гдовского, 1-го викария С.-Петербургской епархии. После Февральской революции 1917 г. Петроградская кафедра была замещена путем голосования клира и мирян: 25 мая 1917 г. Синод утвердил архиепископом Петроградским и Ладожским получившего подавляющее большинство голосов 1-го викария Петроградской епархии Гдовского еп. сщмч. Вениамина (Казанского) . Определением от 14-17 июня 1917 г. титул столичного архиерея был изменен на: «Петроградский и Гдовский», Кронштадтский еп. Мелхиседек (Паевский) был переименован в епископа Ладожского с утверждением 3-м викарием. 26-29 июля 1917 г. еп. Мелхиседек по прошению был освобожден от должности настоятеля староладожского во имя свт. Николая Чудотворца монастыря , настоятелем вновь стал возглавлявший мон-рь с 1895 г. архим. Арсений (Усинин), к-рого на рубеже 1916 и 1917 гг. перевели на должность наместника. 23 апр. 1919 г. митр. Вениамин ходатайствовал о закрытии Л. в. «по причине совершенного разорения староладожского Николаевского и Троице-Зеленецкого монастырей, доставлявших средства епископу Ладожскому, и отсутствия надобности в викарии - достаточно викариев Нарвского и Лужского». Однако после назначения 26 июня 1919 г. Ладожского еп. Мелхиседека епископом Слуцким, временно управляющим Минской епархией, Л. в. упразднено не было, но 3 года оставалось незамещенным. 10 апр. 1922 г. митр. Вениамин возглавил хиротонию архим. Александро-Невской лавры Иннокентия (Тихонова) во епископа Ладожского.

http://pravenc.ru/text/2462499.html

Большинство священнослужителей и мирян активно поддержали Патриарха. 6 марта Петроградский митр. сщмч. Вениамин (Казанский) передал в представительство ЦК Помгола заявление, что Церковь соглашается на сотрудничество с властями, только если пожертвования верующих будут добровольными. Митр. Вениамин предупреждал, что, если власти все же решатся на проведение насильственного изъятия, Церковь не сможет благословить передачу ценностей. Во избежание инцидентов в комиссии по приему церковных ценностей предлагалось ввести представителей духовенства и мирян. 7 марта Крутицкий архиеп. (впосл. митрополит) Никандр (Феноменов) созвал совещание московских благочинных, на к-ром было заслушано обращение Патриарха, получившее единодушную поддержку. Московские приходские советы выносили решения о недопустимости изъятия богослужебных предметов. Новгородский и Старорусский митр. Арсений (Стадницкий) открыто выступил против насильственного И. ц. ц., организовал добровольную сдачу ценностей, призвав не допускать насилие ни в какой форме. Ростовский и Таганрогский еп. Арсений (Смоленец) публично предал анафеме всех посягающих на достояние Церкви и обратился к пастве с призывом воспрепятствовать действиям властей. Первоначально власти планировали начать изъятие с первых чисел марта и завершить к открытию XI съезда РКП(б), к-рый должен был пройти 27 марта - 2 апр. 1922 г. Однако твердая позиция духовенства и верующих на время задержала начало кампании. 8 марта ГПУ, курировавшее проведение антицерковных акций, приняло секретное постановление: «Момент практического проведения изъятия отдалить до получения решительных результатов нашей политагитации». Изъятию должна была предшествовать масштабная пропагандистская работа, превосходящая всю прежнюю антирелиг. агитацию. Все партийные силы, по предложению ГПУ, должны были быть мобилизованы на «организацию общественного мнения в нужном направлении». Для этого предполагались ежедневные антицерковные публикации во всех газетах, выпуск специальных листовок, проведение лекций, собраний, митингов с участием представителей из голодающих губерний.

http://pravenc.ru/text/293919.html

В кон. XIX - нач. ХХ в. в среде финно-угорских народов, прежде всего карел, финнов и эстонцев, проявилось стремление к переходу в Православие. С сер. XIX в. эст. крестьяне приезжали на заработки в С.-Петербургскую губ. Для них стали устраивать правосл. богослужения на родном языке, позднее началось формирование их приходов. Среди устроителей правосл. эст. храмов в епархии были св. прав. Иоанн Кронштадтский и 6 священномучеников - 3 русских и 3 эстонских. В 90-х гг. XIX в. свящ. Павел Кульбуш (в дальнейшем еп. Платон) устроил 1-ю церковноприходскую школу для эстонцев. К 1917 г. в существовавшее в Петроградской епархии русско-эстонское благочиние входили 7 приходов, в т. ч. финский и латышский (последний из них был ликвидирован в 1938 в г. Красногвардейск (ныне Гатчина)). Важным центром религ. жизни губернии был Кронштадт, в котором к 1917 г. было свыше 30 храмов. Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. в городе 53 года жил и служил св. прав. Иоанн Кронштадтский. Особенно большое внимание он уделял благотворительности, в частности создал в Кронштадте первый в России Дом трудолюбия. Широкую известность приобрело «Алексеевское общество дел милосердия на Успенском острове» (на р. Волхов, ныне Волховского р-на), основанное прот. Алексием Колоколовым (1836-1902). В XIX - нач. ХХ в. на совр. территории Л. о. был основан ряд жен. мон-рей, среди них - Вохоновский Мариинский (вблизи дер. Вохоново Гатчинского р-на), Пятогорский Богородицкий (вблизи дер. Курковицы; ныне Волосовского р-на), Паданский Введенский (ныне Подпорожского р-на), Покровский Поречский (совр. дер. Козья Гора Сланцевского р-на), Свято-Троицкий в дер. Линтула (ныне пос. Огоньки Выборгского р-на). В 1894 г. в качестве Воскресенского миссионерского мон-ря была возобновлена муж. Макариевская пуст. (ныне Тосненского р-на; см. Воскресения Господня мужской монастырь ). С 1895 г. издавался ж. «Санкт-Петербургский духовный вестник» под одной обложкой с ж. «Известия по Санкт-Петербургской епархии» ; с 1902 г., после прекращения издания «Санкт-Петербургского духовного вестника», «Известия по Санкт-Петербургской епархии» (с 17/18 за 1914 «Известия по Петроградской епархии») печатались при ж. «Отдых христианина». В нач. ХХ в. епархию возглавляли митрополиты Антоний (Вадковский) и сщмч. Владимир (Богоявленский) ; последним перед Февральской революцией 1917 г. митрополитом Петроградским и Ладожским был Питирим (Окнов) . В мае 1917 г. епархию возглавил избранный на чрезвычайном епархиальном Соборе архиепископ (возведен в сан митрополита постановлением Синода от 13 авг. 1917, утвержденным Временным правительством на следующий день) сщмч. Вениамин (Казанский) .

http://pravenc.ru/text/2463383.html

В 1880 и 1887 гг. в мон-ре был пожар, потому современники называли К. Ч. м. «многострадальной обителью». После опустошительных пожаров, особенно первого, в котором сгорели все постройки, кроме церквей и котельной при скотном дворе, прежнее благосостояние обители восстанавливали с большим трудом. К нач. 1888 г. скромный монастырский капитал равнялся 3035 р. (НАРК. Ф. 25. Оп. 1. Д. 68/3. Л. 128). Источниками дохода служили земельные владения, проценты с банковских билетов и гл. обр. пожертвования и «сборы по книжкам» ( Кожевникова. 2009. С. 158). Угодья пустыни включали 422 дес. 781 кв. саж., однако на пашню из них приходилось всего 19 дес. 160 кв. саж. В мае 1905 г. по инициативе настоятеля иером. Германа состоялся 2-дневный крестный ход из Каргополя в пустынь через Павловский, Печниковский и Лядинский приходы Каргопольского у. В обитель была принесена икона прп. Серафима Саровского, пожертвованная «одним из благодетелей города Москвы». «Торжественная процессия продвигалась очень медленно, потому что каждый из присутствующих считал священной обязанностью поклониться и пройти под икону преподобного Серафима» ( Регов. 1905. С. 402). По результатам ревизии мон-рей Олонецкой епархии, проводившейся в 1906 г., пустынь занимала последнее место по достатку и размерам основного капитала, который практически не увеличился (за 2 года до ревизии - 4235 р.) (НАРК. Ф. 25. Оп. 20. Д. 9/97. Л. 10). Из-за 2 пожаров, отсутствия значительных пожертвований и неумелых действий часто менявшихся настоятелей у обители росли долги и хозяйство приходило в упадок. Обе церкви нуждались в ремонте. Выращенного на монастырских полях хлеба (рожь и овес) хватало только на полгода. Братия была хорошо обеспечена только молоком: на скотном дворе содержалось 28 голов рогатого скота. Епархиальные власти призывали челмогорских монахов развивать собственное сельское хозяйство, расширять посевные площади, привлекая к физическому труду всех насельников. Братская община в 1906 г. состояла из 17 чел.: 3 иеромонахов, иеродиакона, 6 монахов, 7 послушников. Также в пустыни находились 5 наемных рабочих, 3 работницы, конюх и 4 «богорадницы». По отзывам паломника И. Мардарьева, в 1910 г. пустынь производила «приятное впечатление» на приходивших богомольцев. Под управлением иером. Германа, постриженика Александрова Свирского мон-ря, немногочисленная братия занималась скотоводством и земледелием, «питалась трудами рук своих». В 1917 г. по благословению митр. Петроградского сщмч. Вениамина в Петрограде на Обводном канале открылось подворье пустыни, на котором в следующем году освятили часовню во имя прп. Кирилла и сщмч. Ермогена.

http://pravenc.ru/text/1840463.html

Из нее вышли митрополиты Петроградский Вениамин (Казанский, сщмч.), Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков), временно управлявшие Олонецкой епархией в 1918-1919 гг. митр. Вениамин и в 1944-1945 и 1949-1955 гг. митр. Григорий, с 1928 г. епископ Олонецкий, а затем архиеп. Горьковский и Арзамасский Сергий (Гришин), с честью и достоинством пронесшие свое пастырское служение. Семинария дала целый ряд тружеников-педагогов, от самых скромных работников сельской школы Русской Карелии до имевших высокое звание профессоров, например, профессор Духовной СПб Академии И.Е. Троицкий, пред которым преклонялись даже такие светила церковной науки, как В.В. Болотов. Преосв. архиепископ Олонецкий Игнатий усиленно заботился об открытии сельских училищ для начального образования, в том числе и в целях борьбы с распространявшимся расколом, и к 1842 году крестьянских начальных школ епархиального ведомства было 169 (по сравнению с 20 в 1806 г.) обучавших 1225 чел. Владыка всеми мерами стремился к нравственному улучшению и материальному обеспечению своего духовенства, несведущих пастырей вызывал к себе для «доучения». Архиепископ настоял на отводе каждому причту узаконенного количества земли и впервые выхлопотал жалованье духовенству своей епархии; увеличил число приходов; сумел расположить людей к пожертвованиям на церкви и к постройке новых церквей: при нем выстроено в епархии более 40 новых церквей и почти все прежние перестроены и приведены в благолепный вид. С миссионерской целью Преосвященный заботился о распространении в епархии противораскольнической литературы. Неоднократно сам совершал поездки в раскольничьи скиты, посещал часовни, вступал в беседы, и целые скиты делались православными или единоверческими. В Заонежье не было ни одного прихода, которого не посетил бы владыка, и ни одной церкви, где он не сказал бы слово назидания. Множество поучений было произнесено им не только в храмах, но и часовнях. 21 апреля 1835 г. он был пожалован саном архиепископа. 23 декабря 1842 г., в день отъезда владыки на новую кафедру, двери его дома не закрывались с раннего утра, кафедральный собор, близлежащие улицы и двор архиерейского дома были заполнены жителями Петрозаводска и окрестных селений с самого утра.

http://bogoslov.ru/article/571154

Вернулся к управлению Покровским мон-рем. Участвовал в «Даниловском Синоде» - неофиц. собраниях архиереев в Даниловом мон-ре, сыгравших большую роль в противостоянии обновленчеству . В июле 1923 г. назначен Патриархом Тихоном временным управляющим Петроградской епархией. По прибытии в Петроград ознакомился с тяжелым положением церковных дел, из-за угрозы нового ареста покинул город и выехал в Псково-Печерский муж. мон-рь, где поступил в число братии. В том же году задержан по обвинению в незаконном нахождении в пограничной полосе. Был заключен в псковскую тюрьму, но затем освобожден. Вернулся к исполнению обязанностей управляющего Покровским мон-рем, проживал под Москвой, на ст. Кубинка. Его ближайший помощник и сподвижник архим. (впосл. епископ) Вениамин (Милов) писал о нем, что Г. «искренний до самозабвения, любитель веры и Церкви, труженик на ниве богословской науки, аскет высшей степени, монах в истинном значении этого слова, сильный волей при глубокой снисходительности к людям, бескорыстный и благородный душой, знаток практической жизни, тонкий психолог, душа, способная увлечь к святой жизни своим примером и словом» ( Вениамин (Милов), еп. С. 114). В февр. 1924 г. был назначен на Иркутскую кафедру, возведен в сан архиепископа. Выехать в епархию не успел, т. к. 16 апр. вновь был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму как «соучастник гр. Поздеевского, устраивавшего собрания духовенства в Даниловом монастыре, носившие к[онтр]р[еволюционный] характер», также обвинялся в «антисоветской агитации путем проповедей». 17 нояб. 1924 г. решением Судебной Коллегии ОГПУ освобожден под подписку о невыезде. 12 апр. 1925 г. подписал акт о передаче высшей церковной власти Патриаршему Местоблюстителю Крутицкому митр. сщмч. Петру (Полянскому) . 19 нояб. 1925 г. вновь арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. Проходил по делу «контрреволюционной монархической церковной организации «Даниловский Синод»». 21 мая 1926 г. осужден особым совещанием при Коллегии ОГПУ вместе с большой группой архиереев, приговорен к 3 годам ссылки в г. Якутск. Отправлен по этапу вместе с бывш. обер-прокурором Синода А. Д. Самариным . Когда по дороге к месту ссылки Г. прибыл в свою епархию, в Иркутске его, шедшего в колонне заключенных, у каждого храма встречали как правящего архиерея колокольным звоном.

http://pravenc.ru/text/168382.html

Закрыть Со святыми упокой... Вчера в последний путь проводили протоиерея Владимира Фоменко Марина Михайлова   04:00 14.08.2009 405 Время на чтение 6 минут 13 августа, в день памяти сщмч.Вениамина Петроградского, в соборе Владимирской иконы Божией Матери состоялось отпевание и прощание с ключарем собора митрофорным протоиереем Владимиром Фоменко . Возглавил богослужение митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, настоятель Владимирского собора, в сослужении своего викария, епископа Петергофского Маркела, и сонма петербургского духовенства. Более двадцати клириков нашей епархии и сотни мирян молились об упокоении новопреставленного священника. После торжественного богослужения с архиерейским словом к пастве обратился митрополит Владимир. Владыка напомнил, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил телеграмму вдове протоиерея Владимира Фоменко, матушке Ольге Владимировне, выразив соболезнования родным и близким покойного: " Глубоко скорблю в связи с кончиной отца Владимира. Господь да упокоит душу его в селениях праведных и да дарует силы перенести горе Вам и всем близким. C любовью о Господе, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл " . Архиерей рассказал о том, что накануне, знакомясь с личным делом почившего, он еще раз убедился, что жизнь отца Владимира - это подвижнический путь служения Матери-Церкви. Выразив соболезнования родным и близким покойного, митрополит Владимир призвал собравшихся молиться об упокоении новопреставленного священнослужителя. В этот скорбный день вдове протоиерея Владимира Фоменко была вручена медаль " За заслуги перед Санкт-Петербургом " . Эта высокая государственная награда была приурочена к 70-летию со дня рождения и 40-летию пастырского служения ключаря Владимирского собора, но получить ее батюшка не успел. Обращаясь с прощальным словом от братии собора, клирик Владимирского храма, протоиерей Александр Глебов подчеркнул, что отец Владимир Фоменко пришел в храм Божий в тот исторический момент бытия Русской Церкви, когда слова Господа о том, что каждый, кто хочет идти за Христом, должен отвергнуть себя, взять свой крест и идти за Господом, не нуждались в особом толковании, их смысл был для всех очевиден. " Каждый понимал, что если он желает исповедовать веру, а тем более служить в священном сане, то должен быть готов ко всему, вплоть до гонений. Было известно и обетование Господа о том, что врата ада не одолеют Церковь Христову, но надо понимать, что сорок лет назад, когда о.Владимир принимал священный сан, эти слова звучали фантастически " , - продолжил протоиерей Александр.

http://ruskline.ru/news_rl/2009/08/14/so...

Изображение иконы Вениамин Петроградский, сщмч. #4747 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Вениамин Петроградский, сщмч. #4747 Эта страничка относится к разделу   Вениамин Петроградский, сщмч. Скачать или распечатать изображение 4747.jpg 1459x955, 1.39 MPix, 128 Kb. 12.4x8.1cm @ 300DPI (18.5x12.1cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 3 (205) , (5) . в этом году (за прошлые годы с 2009-12-14) Происхождение изображения: Загружено 2009-12-14, анонимно. Описание: [Петроград. 1918.] Свт. Тихон и сщмч. Вениамин. Фото. Петроград. 1918 год. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Вениамин Петроградский, сщмч. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-4747

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010