11 нояб. 1923 г. временно управлявший Петроградской епархией (с янв. 1924 Ленинградская) Лужский еп. Мануил (Лемешевский ; впосл. митрополит) обратился к патриарху Московскому и всея России свт. Тихону с докладом, в к-ром, в частности, ходатайствовал о восстановлении Охтинского вик-ства и рекомендовал туда епископом «всеми любимого вдового протоиерея Н. Клементьева, 17 лет служащего в Охтинском соборе». Еп. Мануил просил «в интересах торжества православия» совершить хиротонию в Петрограде. Патриарх Тихон наложил на докладе резолюцию: «Разрешить» и командировал для возглавления хиротонии в Петроград Подольского архиеп. сщмч. Петра (Полянского ; впосл. митрополит). Однако архиеп. Петр не смог выехать в Петроград, и хиротония не состоялась. 28 мая 1924 г. к патриарху обратились викарии Ленинградской епархии епископы Кронштадтский Венедикт (Плотников ; впосл. архиепископ) и Шлиссельбургский сщмч. Григорий (Лебедев) . Они повторно просили разрешить хиротонию прот. Клементьева во епископа: «Викарий необходим в связи с тяжелыми условиями церковной жизни. Отзыв очень благожелательный. Просят назвать Охтинским, а не Тосненским, хотя Охтинский викарий единоверческий, но они в настоящее время не имеют своего кандидата и возможно временное использование этого титула». 23 июня 1924 г. по принятии монашества с сохранением прежнего имени Н. был хиротонисан во епископа Сестрорецкого, викария Ленинградской епархии. Хиротонию, состоявшуюся в Москве, возглавил патриарх Тихон. Н. вошел в состав управлявшего Ленинградской епархией в отсутствие правящего архиерея Епископского совета во главе с Кронштадтским еп. Венедиктом. Активно участвовал в борьбе с обновленцами, которые после кончины патриарха Тихона († 7 апр. 1925) призывали православных к «примирению» и предлагали принять участие в своем «Третьем Поместном Соборе». В ответ на подобное обращение обновленческого «митрополита» Вениамина (Муратовского) Н. вместе с еп. Венедиктом и епископом Ладожским Иннокентием (Тихоновым ; впосл. архиепископ) 11 мая 1925 г.

http://pravenc.ru/text/2565734.html

Такая оторванность печатного устава от реальной практики может приводить — и, к сожалению, уже приводит — к опасным последствиям. У клириков и у думающих мирян может складываться ощущение безысходности: «по уставу не служит никто, поэтому духовная жизнь невозможна» — и так далее. Еще чаще сложившаяся ситуация ведет или к ревности не по разуму, когда, успокаивая свою совесть «законничеством», клирик оказывается неспособен подумать о пастырском аспекте богослужения и его пользе для прихожан, или к «богослужебному произволу», когда богослужение начинает подвергаться всевозможным перекраиваниям и самовольным искажениям — со ссылкой на то, что «все равно у всех не по уставу». Наличие этих проблем было полностью осознано еще в синодальную эпоху. Доклад «Об упорядочении богослужения» звучал на Поместном Соборе 1918 года. Московский Патриарх свт. Тихон и митрополит Петроградский сщмч. Вениамин направляли своему духовенству соответствующие Обращения. Патриарший Местоблюститель митрополит сщмч. Петр издавал Указы, направленные на упорядочение богослужебной практики, аналогичный Цикруляр отправлялся благочинным московских приходов с благословения митрополита (впоследствии Патриарха) Сергия. Но, разумеется, в советское время перед Церковью стояли гораздо более серьезные проблемы, чем количество стихир, кафизм и канонов на утрене. Не было возможности обратить внимание на вопросы приходского богослужения и в первое пятнадцатилетие после распада Советского Союза, когда основные усилия были брошены на восстановление разрушенных храмов и монастырей. Но сейчас священноначалие поручает нам начать работу по упорядочению практики совершения уставного богослужения. В связи с этим я предлагаю создать рабочую группу, которая выработает пока еще не приходской устав как таковой — это непростое дело, требующее самой основательной подготовки, — и даже не общие рекомендации относительно совершения богослужения на приходах, а саму стратегию создания подобных рекомендаций, а затем — и устава. Наверное, было бы правильно начать с изучения существующей практики: посмотреть, как совершается та или иная служба в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, других крупных церковных центрах и монастырях; сопоставить и проанализировать эти практики — и так далее. Но выработку конкретного плана действий я предлагаю предоставить самой рабочей группе, с тем, чтобы она предоставила его на рассмотрение нашей Комиссии к его следующему заседанию. В состав рабочей группы я предлагаю включить как литургистов-теоретиков, так и практиков – священнослужителей, регентов церковных хоров и уставщиков.

http://patriarchia.ru/db/text/1127779.ht...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Платон Ревельский, сщмч. - житие Священномученик Платон, епископ Ревельский (в миру Павел Петрович Кзельбут (Кульбуш), родился 13 июля 1869 года в Рижской губернии в эстонской семье псаломщика. В 1893-м году окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию и принял сан священника. В 1904-м году назначается настоятелем Эстонского Православного Свято-Исидоровского храма в Санкт-Петербурге и занимает эту должность в течении 13 лет. Отец Платон сумел объединить православных эстонцев столицы в один приход.24 декабря 1917 года он принимает монашество и возводится в сан архимандрита, а 31 декабря 1917 года хиротонисуется священномучеником митрополитом Петроградским Вениамином (Казанским, память 31 июля) во епископа Ревельского в Александро-Невском соборе города Ревеля. Владыка ревностно восстанавливает в Эстонии приходскую жизнь, объезжает дальние приходы, ободряя смятенные революционными событиями души верующих. От духовенства он требовал близости к народу: «Ныне сила в народе, в единении с ним, — писал он в своём Послании, — нужно духовенству искать частого общения с ним, встреч, разговоров, знакомства с их настроениями, надеждами, исканиями». В 1917-1918-м годах Святитель принимает участие в Поместном Соборе Русской Православной Церкви. Но чтобы не быть отрезанным от своей паствы, Владыка спешно возвращается в Ревель за несколько дней до прихода туда германских войск. Чтобы быть ближе к пасомым, он переносит свою кафедру в город Юрьев. С 1918 по 1919 годы Владыка временно управляет и Рижской епархией. После того, как немецкие войска, оккупировавшие Эстонию, покинули Тарту (бывший Юрьев), город заняли большевики. 20 декабря 1918 года Владыку арестовали вооружённые красноармейцы прямо в алтаре храма во время всенощной. Причём один из них сел на Престол, как был, в шапке и закурил. Епископа грубо разоблачили. Святителя и арестованных с ним 17 человек заключили в подвал бывшего кредитного Банка, превращённого большевиками в тюрьму, где они подверглись всяческим издевательствам. Владыку заставляли под конвоем носить через весь город пятипудовые мешки, под тяжестью которых он падал. Так мучили его 12 дней. Вскоре пришло известие о приближении Белой Армии. В ночь на 1 января Владыку вызвали на ночной допрос. Комиссар настаивал, чтобы он перестал проповедовать Евангелие, на что Святитель ответил: «Как только меня выпустят на свободу, я буду вновь повсеместно славить Господа».

http://pravicon.com/info-3223

Власти, обвиняя митр. Вениамина в сопротивлении декрету и возлагая на него вину за происходившие в городе конфликты в связи с изъятием ценностей, настаивали, чтобы митрополит признал необходимость полного изъятия и снял наложенное на Введенского отлучение. 28 мая владыка Вениамин был арестован. О ситуации в городе А. писал митр. Арсению: «Страшно тяжело все эти дни. Вы не можете себе представить, как разрывается все мое существо. Митрополит сегодня ночью увезен куда-то. Продолжаются аресты. Скоро суд, на коем будет повторение того, что было в Москве. Положение грозное» (ИА. 2000. 1. С. 79). 29 мая начался судебный процесс над митр. Вениамином и 85 клириками и мирянами Петроградской епархии (см. Петроградский процесс 1922 г. ). 25 июля был оглашен приговор: митр. Вениамин и 9 др. обвиняемых были приговорены к расстрелу, шестерым из них 10 авг. смертная казнь была заменена заключением. Большинство обвиняемых были осуждены к различным срокам заключения со строгой изоляцией, 22 участника процесса были оправданы. Святые мученики митр. Вениамин, архим. Сергий (Шеин), Юрий Новицкий, председатель правления приходов Петроградской епархии, и Иоанн Ковшаров, член правления, были расстреляны 13 авг. 1922 г. В этих трагических обстоятельствах 29 мая 1922 г. А. вступил в управление Петроградской епархией, 30 мая он сообщил митр. Ярославскому сщмч. Агафангелу (Преображенскому), временно замещавшему находившегося под арестом Святейшего Патриарха Тихона, что встал во главе епархии и что полагает «для себя обязательным лояльное отношение к правительственной власти и подчинение ее законам» (цит. по: Казем-Бек. С. 92). Обновленцы по-прежнему настойчиво требовали от А. признания организованного ими ВЦУ и снятия наложенного митр. Вениамином на Введенского отлучения. А., чтобы обеспечить, как он писал в одном из своих писем, «безопасность тех многочисленных несчастных, которые стоят у раскрытых могил», снял отлучение с Введенского, но решительно отказался от сотрудничества с обновленцами. Получив из Москвы от обновленческого руководства ультимативное требование: или немедленно признать власть ВЦУ, или покинуть Петроградскую епархию, А.

http://pravenc.ru/text/64694.html

М. В. Шкаровский Влияние кампании изъятия церковных ценностей и обновленческого раскола 1922 г. на деятельность Петроградского Богословского института   Петроградский Богословский институт просуществовал всего три года, но его деятельность была яркой страницей в истории духовного образования Русской Православной Церкви. Институт был создан вскоре после закрытия Петроградской духовной академии и в значительной степени успешно заменил ее. Однако кампании изъятия церковных ценностей и обновленческого раскола 1922 г. стали причиной прекращения существования и этого учебного заведения. Поскольку здание Петроградской духовной академии было еще в 1918 г. реквизировано советскими властями, Богословский институт разместился на подворье Троице-Сергиевой лавры (набережная Фонтанки, ныне Центральная городская библиотека имени В. В. Маяковского). 23 января 1920 г. сщмч. митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский) совершил в помещении Богословского института молебен и открыл под своим председательством первое заседание Совета. В этот день Совет организовал правление, ректором был избран протоиерей Николай Чуков, а проректором – заведующий Богословско-пастырским училищем Иван Павлович Щербов . В институт принимались лица православного исповедания, желающие послужить Церкви Христовой, старше 18 лет и имевшие законченное среднее образование, в том числе женщины – случай очень редкий в истории русского православия. Зачисление абитуриентов началось 31 марта 1920 г., и к моменту открытия института на первый курс приняли 60 человек – 35 мужчин и 25 женщин. Обучение было бесплатным, занятия проводились по вечерам, чтобы их могли посещать работающие люди . В институте преподавали 29 предметов. Практически полностью были введены преподававшиеся ранее в духовных академиях богословские, философские и церковно-исторические дисциплины. Появились и новые: история религии, религиозная мистика, агиология, христианская мистика, христианское обществоведение, христианская педагогика, христианское искусство и история русского религиозного самосознания, знакомившая с общим ходом и направлением умственных исканий русского общества в религиозно-нравственной области .

http://sedmitza.ru/lib/text/10312287/

А.И. Рыков пообещал Патриарху уменьшить давление на религиозные организации, снизить налоги на храмы и духовенство и даже освободить из тюрем некоторых иерархов. Некоторую поддержку позиции А.И. Рыкова оказал Нарком юстиции Д.И. Курский, ответив на запрос Предсовнаркома (письмо от 21 мая 1924 г.), что после прекращения дела в отношении Тихона нет для него препятствий идти путем легализации своей организации наряду с обновленцами. Д.И. Курский счел правильной линию на допущение свободной конкуренции тихоновской и обновленческой церквей . «В быстро меняющейся ситуации, в вихре событий, вчерашний «живоцерковный диктатор» был уже почти забыт, как вдруг в конце мая 1924 г. вся русская церковь ахнула», - писал А.Левитин-Краснов. Как известно из разных источников и отражено в дневнике прот. Николая Чукова, еще в сентябре 1923 г. обновленческий митр. Евдоким вел переговоры с Патриархом и членами патриаршего Синода во главе со сщмч. архиепископом Верейским Иларионом (Троицким), в ходе которых выяснилось, что Патриарху предлагалось «отречься». Несмотря на все старания Тучкова, Патриарх категорически отказался от дальнейших переговоров с митр. Евдокимом. 5 января 1924 г. временно управляющий Петроградской епархией епископ Мануил привез из Москвы сведения о том, что «Тучков говорил Патриарху о приеме и Красницкого, и о помеще­нии его членом Патриаршего Синода. На последнее Патриарх будто бы не согласился» [iv] . После того, как старший викарий Петроградской епархии еп. Венедикт 28 февраля 1924 г. по просьбе обновленческого митрополита Вениамина (Муратовского) провел с ним предварительные переговоры об объединении и легализации, на которых высказал обязательные требования «тихоновцев», в марте протоиереи Н.Чепурин и Н.Чуков по поручению Совета Петроградских епископов согласовали взаимоприемлемые документы с представителем власти. Однако переговоры Петроградских епископов с властями откладывались, поскольку намечалось «решение вопроса во всероссийском масштабе», которое, как вскоре выяснилось, вылилось в «принятие в общение» Патриархом Красницкого.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

14 мая комиссия представила в Политбюро свое заключение. Вынесенный Московским трибуналом приговор к высшей мере наказания был признан «справедливым по отношению ко всем 11-ти [осужденным]». В отношении 5 из них, согласно заключению комиссии, не оказалось «данных, могущих повлиять в сторону смягчения приговора», а по отношению к оставшимся 6 осужденным комиссия считала возможным «пойти максимально навстречу ходатайству прогрессивного духовенства». 18 мая Политбюро утвердило список имен 5 осужденных на смерть по Московскому делу. Однако Президиум ВЦИК во главе с М. И. Калининым некоторое время медлил с официальным утверждением приговора Московского трибунала. В связи с этим 26 мая Политбюро приняло постановление: «Указать тт. Калинину и Енукидзе на недопустимость волокиты, проявленной ими в проведении в жизнь решения Политбюро от 18.V. с. г. ...и предложить им выполнить его в течение сегодняшнего дня». В тот же день священномученики Александр Заозерский, Христофор Надеждин, Василий Соколов, прмч. Макарий (Телегин) и мч. Сергий Тихомиров были расстреляны. В отношении протоиереев Александра Добролюбова, Василия Вишнякова, Анатолия Орлова, Сергия Фрязинова, мирян М. Роханова и В. Брусиловой смертный приговор, вынесенный Московским трибуналом, постановлением Президиума ВЦИК был заменен на 5 лет тюремного заключения. Подготовка процесса над патриархом и его окружением задерживалась, т. к. занятые в антицерковных мероприятиях следственные органы, а также курировавшее их деятельность руководство РКП(б) в это время основное внимание уделяли подготовке и проведению Петроградского процесса, к-рый завершился казнью 13 авг. 1922 г. Петроградского митр. сщмч. Вениамина (Казанского) , прмч. архим. Сергия (Шеина) , мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова . Также задерживались следственные мероприятия по делу большой группы духовенства и мирян Москвы, привлеченных к суду за противодействие изъятию церковных ценностей в марте-апр. 1922 г., но не попавших в число обвиняемых на 1-м Московском процессе.

http://pravenc.ru/text/2564198.html

Неск. раз архиерей посещал др. епархии. В июне 1912 г. он возглавил крестный ход из Петрозаводска (правящий еп. Никанор (Надеждин) в это время находился в столице) в карельское с. Поросозеро (168 км). В 1913 г. В. посетил Новгород в дни пребывания там Патриарха Антиохийского Григория IV . 28 апр. в Софийском соборе В. вместе с Патриархом совершил хиротонию Алексия (Симанского) (впосл. Патриарх Московский и всея Руси) во епископа Тихвинского. В июне 1916 г. был в Тобольске на открытии мощей свт. Иоанна (Максимовича) , митр. Тобольского и Сибирского. 8 янв. 1917 г. в новгородском Софийском соборе участвовал в хиротонии сщмч. Варсонофия (Лебедева) во епископа Кирилловского. В. был награжден орденами св. Анны 2-й (1904) и 1-й (1914) степени, св. Владимира 4-й (1907) и 3-й (1911) степени. 2 марта 1917 г. на совещании членов Святейшего Синода на В. было возложено временное управление Петроградской епархией (в связи с намечавшейся отставкой Петроградского митр. Питирима (Окнова) ), 6 марта, после увольнения митр. Питирима на покой, был издан соответствующий указ. В своих выступлениях и проповедях после Февральской революции В. призывал к любви, терпимости, согласию, верующим предлагал организовываться вокруг приходских храмов. Архиерей неоднократно подчеркивал, что Церковь «должна быть чужда политики». На епархиальном съезде в мае 1917 г. проходили выборы Петроградского архиерея. В 1-м туре было выдвинуто 11 кандидатов, во 2-м туре их осталось трое: Финляндский и Выборгский архиеп. Сергий (Страгородский) (впосл. Патриарх), Уфимский и Мензелинский еп. Андрей (Ухтомский) и В. 24 мая на Петроградскую кафедру был избран В. (976 голосами из 1561), на следующий день Синод утвердил его архиепископом Петроградским и Ладожским, интронизация состоялась 28 мая в Исаакиевском соборе. 26 мая из управления Петроградского архиерея была изъята Александро-Невская лавра и подчинена Синоду. В интервью газ. «Петроградский листок» В. так выразил свои взгляды на управление епархией: «Бумажное делопроизводство, всякую формалистику я буду по возможности от себя отстранять. Мое дело - быть в живом и непосредственном общении с паствою. Тут предстоят огромные задачи и огромная работа. Переживаемое время сдвинуло прежние устои жизни. Это коснулось и церковной области. Нужно все строить по-новому, да притом так, чтобы это встречало полнейшее признание со стороны широких масс верующего люда. Мне уже представляется необходимость особой поездки по селам и деревням епархии. Тут, быть может, на местах, придется обсуждать устройство приходских советов, благотворительных и просветительных учреждений» (Петроградский листок. 1917. 128. С. 2).

http://pravenc.ru/text/150263.html

15 июля 1888 г., на празднование 900-летия Крещения Руси, в С.-Петербурге впервые состоялся большой крестный ход с участием всего духовенства столицы - приходского, военного и домовых церквей. Исходным пунктом шествия на Дворцовую пл. был избран К.-В. с., к-рый впервые оказался в центре внимания всей правосл. России. Всенощное бдение и литургию возглавил в К.-В. с. еп. Псковский и Порховский Ермоген (Добронравин). В собор были доставлены чудотворные образы: Спасителя из домика Петра Великого, Казанской Божией Матери (из Казанского собора) и Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (из Скорбященской ц. за Литейным двором), блгв. кн. Александра Невского из Александро-Невской лавры, свт. Николая Чудотворца из Николо-Морского собора. Через год после всероссийского празднования 900-летия Крещения Руси К.-В. с. отметил собственный юбилей - 100-летие окончания постройки каменного храма и освящения его главного алтаря. Богослужение 1 окт. 1889 г. совершил еп. Выборгский Антоний (Вадковский) с сонмом духовенства. Князь-Владимирский собор в С.-Петербурге. Фотография. 1900-е гг. Князь-Владимирский собор в С.-Петербурге. Фотография. 1900-е гг. На рубеже XIX и XX вв., вслед за постройкой Биржевого моста, в приходе собора началось интенсивное жилое строительство, и к 1899 г. число его прихожан превысило 5 тыс. чел. С 1905 г. в храме служили 3 священника. К.-В. с. оказался в числе первых, получивших разрешение на устройство электрического освещения (1903). В том же году был разработан проект каменной часовни-киота на церковном участке (вероятно, не реализован, как и проект возведения перед собором бронзового бюста имп. Александра II в 1887). В 1892 г. на Мытнинской набережной установили мраморный киот в память спасения имп. Александра III в Борках близ Харькова (архит. Ф. Б. Нагель; не сохр.). Главным приходским праздником собора по-прежнему оставался день учреждения ордена св. Владимира, 22 сент. здесь совершалась архиерейская литургия. В 1903 г. служил еп. Ямбургский Сергий (Страгородский; впосл. патриарх Московский и всея Руси), в 1906 и 1907 гг.- митр. сщмч. Кирилл (Смирнов), в те годы еп. Гдовский (его служением была отмечена 125-летняя годовщина существования ордена), в 1911 и 1915 гг.- сщмч. Вениамин (Казанский), еп. Гдовский (впосл. митрополит Петроградский).

http://pravenc.ru/text/1841580.html

Московским, в крестные ходы на праздники К. и. (8 июля и 22 окт.) назначались все храмы Москвы, как в день Богоявления при шествии на р. Москву. В день объявления о начале первой мировой войны, 19 июля 1914 г., в С.-Петербурге состоялся крестный ход во главе со сщмч. Владимиром (Богоявленским), митр. С.-Петербургским, прошедший у Казанского собора. Днем всенародного моления о победе в войне в 1915 г. был назначен день празднования Казанской иконе, 8 июля ( Шавельский Г., протопр. Воспоминания последнего протопресвитера рус. армии и флота. М., 1996р. Т. 1. С. 289). Одним из самых грандиозных крестных ходов, к-рый шел 2 дня и 2 ночи, был возглавлявшийся сщмч. Вениамином (Казанским), митр. Петроградским, ход из Петрограда в Шлиссельбург, где находилась чудотворная Шлиссельбургская Казанская икона. Отдельные дни празднования устанавливались для особо почитаемых в России Казанских икон. В наст. время в общецерковный календарь внесены Казанские иконы: Богородско-Уфимская, Высочиновская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Коробейниковская, Нижнеломовская, Пензенская, Песчанская (празднуется в один день с Казанской иконой, но сохранившиеся списки отличаются от традиционной для Казанской иконы иконографии - изображение Божией Матери поколенное с сидящим на Ее левой руке Младенцем Христом), Тамбовская, Тобольская, Чимеевская, Ярославская (см. в разделах наст. статьи). Казанская икона в XX - нач. XXI в. К нач. XX в. количество храмов в России, освященных в честь Казанской иконы, по статистике, превышало остальные. В Иоанновском девичьем монастыре на Карповке в С.-Петербурге, основанном св. прав. Иоанном Кронштадтским, в верхней ц. Двенадцати апостолов в 1902 г. был устроен придел в честь Казанской иконы ( Шульц С. С., мл. Храмы С.-Петербурга: История и современность: Справ. СПб., 1994. С. 33. 1(39)). Строились полковые храмы в честь Казанской иконы, напр. лейб-гвардии Кавалергардского Ее Императорского Величества государыни императрицы Марии Феодоровны полка в Красном Селе под С.-Петербургом (1905) ( Гужиева Н.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010