26 апр. 1922 г. в «Известиях» появилась статья, в к-рой было написано: «В Петрограде свирепствует какая-то эпидемия братств, духовных кружков, подготовительных религиозно-схоластических школ. Духовенство обрабатывает этим путем молодежь» (Цит. по: Антонов. С. 439). Через месяц последовал арест Петроградского митр. Вениамина, на следующий день - активных членов братств, всего 31 чел. В авг. 1922 г. большинство братчиков были освобождены из тюрьмы под подписку о невыезде, организаторы лаврского братства - еп. Ладожский Иннокентий (Тихонов), архим. Гурий (Егоров) и 5 активистов др. правосл. союзов - были осуждены на 2 года ссылки. После расстрела митр. Вениамина и ссылки активистов братского движения большинство петроградских Б. п. вынуждены были перейти на полулегальное положение. Появились внеприходские братства, общины из интеллигенции и молодежи, ставившие перед собой исключительно просветительские задачи. Др. Б. п. для конспирации своей деятельности стали именоваться «приходскими комиссиями» или «религиозно-просветительскими комиссиями». Братское движение не было единым по причине идейных расхождений, связанных с тем, что во главе части союзов стояли лидеры обновленчества . Так, при ц. праведных Захарии и Елисаветы действовало братство, созданное осенью 1918 г. свящ. Александром Введенским , при Троицкой ц. в Колпине - братство, созданное в 1922 г. свящ. Александром Боярским . Сщмч. Роман Медведь. Фотография. 1915 г. Сщмч. Роман Медведь. Фотография. 1915 г. Весьма активной была деятельность Б. п. в Москве. При московском храме свт. Алексия в Глинищевском пер. по благословению свт. Тихона прот. сщмч. Роман Медведь создал Братство ревнителей Православия в честь свт. Алексия, митр. Московского. Постоянных братчиков насчитывалось не менее 200, общее число достигало 5 тыс. Сам прот. Роман служил ежедневно, проповедовал во мн. московских храмах, 3 раза в неделю устраивал беседы с братчиками, с молодежью, толкование Евангелия для новоначальных или для прихожан и братчиков, обмен мнениями. По теме этих бесед способные обязывались (за послушание) писать рефераты и вслух их прочитывать. Все в храме делалось бесплатно, все послушания выполнялись по благословению. Братчики ухаживали за больными, инвалидами, одинокими, опекали семьи репрессированных, собирали продукты и отсылали их в лагеря и тюрьмы. В февр. 1931 г. последовал арест членов братства, одновременно был закрыт братский храм. 30 апр. 1931 г. комиссия ОГПУ приговорила 24 члена общины храма свт. Алексия к различным срокам заключения и ссылки; прот. Роман был приговорен к расстрелу, замененному 10 годами заключения.

http://pravenc.ru/text/153359.html

мон-рю дозволялось иметь на вакансиях Александро-Невской лавры. По данным послужных списков 1897 г., в З. м. было 11 штатных монашествующих, 3 на вакансиях от лавры, 3 послушника. К нач. ХХ в. в мон-ре проживали 13 монашествующих и 4 послушника, в 1908 г.- архим. Иероним (Иванов), 5 иеромонахов, 2 иеродиакона, 5 монахов, 3 послушника. 1918-1990 гг. 16(29) сент. 1918 г. митр. Петроградский и Гдовский сщмч. Вениамин (Казанский) назначил временно исполняющим должность настоятеля насельника Александро-Невской лавры архим. Владимира (сохр. телеграмма св. Патриарха Тихона с резолюцией сщмч. Вениамина - РГИА. Ф. 915. Оп. 11 (1918). Д. 69. Л. 77). Эксперт Наркомюста бывш. свящ. М. В. Галкин, посетив в кон. 1918 г. Новоладожский у. Петроградской губ., сделал заключение, что «монастыри благоденствуют по-прежнему. Так, например, в Зеленецком монастыре 28 монахов владеют 42 коровами». По отзыву Галкина, «необходимо, не разрушая прекрасно поставленной молочной монастырской фермы, выселить из Зеленецкого монастыря монахов и устроить здесь санаторию или для детей петроградского пролетариата, или же для туберкулезных больных». В том же 1918 г. большая часть земельных владений, а также 19 лошадей и 29 коров были переданы сельхозкоммуне «Восход» в составе 38 чел. (ЦГА СПб. Ф. 2004. Оп. 1. Д. 2320), остальные земли были распределены между жителями соседних деревень. С 19 дек. 1918 г. все монастырские постройки (кроме церквей, а также части церковного имущества), леса, земли и «прочий инвентарь» перешли в «полное пользование» Зеленецкой коммуны (Там же. Л. 36-36 об.). Изъятие монастырских земель сопровождалось кампанией в прессе: сообщалось, что в З. м. якобы имеются большие запасы хлеба и проч. продуктов, излишки к-рых мон-рь продает «богатеям», а его насельники «едят по 2 фунта хлеба в день», в то время как в стране голод (Тунеядцы Зеленецкого монастыря//Коммунар. Пг., 1918. 1. Дек. С. 64). Раки с мощами прп. Мартирия и митр. Корнилия Новгородского (Благовещенская ц. Зеленецкого мон-ря) Раки с мощами прп. Мартирия и митр. Корнилия Новгородского (Благовещенская ц. Зеленецкого мон-ря) В дек. 1919 г. Новоладожский отдел записей актов гражданского состояния сообщал в Петроградский окружной отдел гражданской регистрации, что «все четыре [находящихся в уезде] монастыря закрыты», на их землях образованы совхозы и коммуны (ЦГА СПб. Ф. 1001. Оп. 107. Д. 43. Л. 5).

http://pravenc.ru/text/199709.html

Архив Пн Открылась виртуальная выставка, посвященная Петроградскому процессу 1922 года 15 декабря 2022 г. 12:07 К 100-летию Петроградского процесса 1922 года «Об изъятии церковных ценностей» в виртуальном выставочном зале Князь-Владимирского собора открыта выставка «Святые новомученики и исповедники на Петроградском процессе 1922 года». Авторы-составители виртуальной экспозиции — председатель комиссии по канонизации Санкт-Петербургской епархии , настоятель Князь-Владимирского собора г. Санкт-Петербурга протоиерей Владимир Сорокин и Екатерина Карловская. Выставка создана на пожертвования прихожан Князь-Владимирского собора. На выставке представлены материалы о жизни и служении новомучеников и исповедников, осужденных в ходе Петроградского процесса 1922 года: священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, преподобномученика архимандрита Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова, священноисповедника протоиерея Михаила Союзова, священномученика протоиерея Михаила Чельцова. Экспозиция включает расшифрованные материалы следственного дела. В разделе «Издания, документы, публикации» (для перехода в раздел нужно нажать на книгу на столе) содержатся расшифровки полных текстов допросов святых на суде, электронные версии книг и статей, посвященных Петроградскому процессу 1922 года. По мере дальнейшей расшифровки следственного дела раздел будет пополняться новыми материалами. В ходе знакомства с выставкой можно воспользоваться аудиогидом. При подготовке были использованы материалы архива Управления ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга, Российского государственного исторического архива, Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, Российской национальной библиотеки, Российской государственной библиотеки и другие источники. Ознакомиться с выставкой можно по приведенной ссылке . Санкт-Петербургская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г. Поделитесь с друзьями

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

в С.-Петербурге, а 2 июня 1913 – Православного Карельского братства св. вмч. Георгия. Неоднократно приезжал в Петрозаводск, в том числе в июне 1912 для возглавления крестного хода в с. Поросозеро, в ноябре 1916 – на погребение епископа Никанора. В 1919 был временно управляющим Олонецкой епархией и 3–5 октября посетил Петрозаводск. См.: «Дело» митрополита Вениамина (Петроград, 1922 г.). М. 1991; Бовкало А., Галкин А. Священномученик митрополит Вениамин. (Доклад, прочитанный на научной конференции, посвященной 250-летию Санкт-Петербургской епархии, 7 сентября 1992 года).//Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. вып. 11. С. 65–71; Бовкало А., Галкин А. Родился сын Василий... Установлена точная дата рождения св. митрополита Вениамина.//Вечерний Петербург. 1995. 148 (14. VIII). С. 3; Бовкало А. А., Галкин А. К. Св. митрополит Вениамин и Петроградский Богословский институт.//Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского института. Материалы. М. 1999. С. 350–356; Бовкало А. А. Вениамин (Казанский), сщмч.//Православная энциклопедия. Т. VII. С. 617–623. Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. Вып. 32 38, 64, 68, 150, 162, 171, 172, 178, 182, 184, 187, 193, 194, 195, 197, 203, 205, 207, 208, 216, 217, 218, 219, 221, 224, 225, 226, 228, 233, 234, 236, 237, 243, 245, 246, 247, 248, 249, 251, 252, 256, 262, 263, 264, 270, 271, 273, 276, 277, 279, 303, 307, 473, 487 Вениамин (Муратовский Василий Антонович); (18 апреля 1855 – 6 мая 1930). Окончил Казанскую ДС (1877). С 1877 – надзиратель Казанского ДУ. С 1 декабря 1877 – священник казанской Духосошественской церкви. В 1892 поступил в Казанскую ДА, которую окончил в 1896, к. б. Пострижен в монашество, возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Череменецкого монастыря С.-Петербургской епархии. С 26 октября 1897 – епископ Ямбургский, викарий С.-Петербургской епархии, с 3 декабря 1898 – Гдовский, с 10 июля 1901 – Калужский и Боровский, с 31 декабря 1910 – Симбирский и Сызранский. С 6 мая 1915 архиепископ. Член Собора 1917–1918 года. С 13 июля 1920 архиепископ Рязанский и Зарайский. В 1922 уклонился в обновленчество. С сентября 1923 митрополит Ярославский. Участник обновленческих соборов 1923 и 1925. С 8 января 1924 – митрополит Ленинградский, 9 сентября 1925 утвержден митрополитом Северо-Западной области. С 19 мая 1927 – митрополит Московский и Коломенский.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТЕРГОФСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Петроградской (с 1924 Ленинградской) епархии, существовало в 1922-1940 гг. на территории городов Петергоф, Ораниенбаум (с 1948 Ломоносов), Стрельна (ныне входят в состав Петродворцового р-на С.-Петербурга) и Петергофского у. Петроградской губ. (совр. Ломоносовский р-н и часть Волосовского р-на Ленинградской обл.). Возобновлено в Санкт-Петербургской и Ладожской епархии в 2006 г. 2 июля 1917 г., при 1-м богослужении новоизбранного архиеп. Петроградского и Гдовского сщмч. Вениамина (Казанского ; с 13 авг. 1917 митрополит) в Петропавловском соборе Петергофа, передаваемом из придворного ведомства в епархиальное, у прихожан появилась надежда на то, что когда-нибудь «собор явится кафедральным собором уездного епископа» ( Посунько Н., свящ. Петергофское торжество//Изв. по Петроградской епархии. 1917. 32/33. С. 11). В этот день Петроградскому архиерею сослужил преподаватель столичной семинарии иером. Николай (Ярушевич ; впосл. митрополит). В июле 1920 г. Петроградскому митр. сщмч. Вениамину поступило ходатайство приходского совета петергофского Петропавловского собора о передаче патриаху свт. Тихону (Беллавину) просьбы об учреждении в Петергофе епископской кафедры; в документе подчеркивалось, что все храмы Нов. Петергофа (вост. часть Петергофа) присоединились к этой инициативе. Кандидат на должность викария в обращении не назывался, но подразумевалось, что таковым будет наместник Александро-Невской лавры архим. Николай (Ярушевич). Благочиннический совет Петергофского уездного окр. это начинание встретил скептически: «Насколько благочинническому надзору известно настроение общин на местах, то в таковых, как находящихся вблизи своего архипастыря, вопрос о епископской кафедре не только не обсуждался, но даже и не возникал, как не вызываемый никакой необходимостью» (ЦГИА СПб. Ф. 678. Оп. 1. Д. 1339. Л. 6). Тем не менее последовало повторное ходатайство правосл. петергофцев и жителей окрестных сел. Митр. сщмч. Вениамин в итоге принял решение ходатайствовать перед патриархом свт. Тихоном о рукоположении архим. Николая во епископа Петергофского по достижении последним канонического 30-летнего возраста с оставлением на должности наместника лавры. Резолюцией патриарха от 27 марта 1922 г. было учреждено П. в. Петроградской епархии, 7 апр. того же года состоялась архиерейская хиротония архим. Николая. На территории вик-ства действовало не менее 35 храмов. Кафедра викария располагалась в Петропавловском (бывш. придворном) соборе Петергофа (1895-1905, архит. Н. В. Султанов). Резиденция архиерея в 1922 г. находилась в Александро-Невской лавре, в 1926-1938 гг. Петергофский архиерей проживал в комнате коммунальной квартиры по адресу: Петергоф, Красный (ныне С.-Петербургский) проспект, 40, предоставленной викарию кнг. А. И. Бебутовой, членом приходского совета собора.

http://pravenc.ru/text/2580080.html

Почитание мучеников положило начало почитанию святых в Христианстве. Величайшие святители Церкви называли мученичество самым высоким образом христианского подвига, его пределом. Попущением Божием в минувший XX век было вновь воздвигнуто гонение на Церковь Христову. Но в отличие от древних гонителей, богоборцы XX века знали, что такое для Церкви — мученик. Знали не только рядовые исполнители: следователи, обвинители, конвоиры, но и те, кто задумывал эту борьбу. Поэтому обвинения новомучеников оформлялись как государственные преступления, как контрреволюционная деятельность. Одна из самых ярких звёзд в сонме новомучеников Церкви Русской — священномученик Вениамин, митрополит Петроградский. Митрополит, воистину - Божий и народный избранник, безмерно любимый православным Петроградом. Кроткий и мужественный архипастырь был публично судим вместе со своими сподвижниками, осужден и расстрелян в неизвестном месте. Как и в первые века христианства, обстоятельства подвигов наших новомучеников оказались в мученических актах — протоколах судебных следствий, воспоминаниях очевидцев. Уникальным мученическим актом является предсмертное письмо-завещание свщмч. Вениамина, написанное им из одиночной камеры тюрьмы на Шпалерной улице. В этом послании обитает благодать Святаго Духа, которой удостоился наш Святитель за то, что пламенно возлюбил Господа Вседержителя. Он, как и мученики первых веков, засвидетельствовал особое благодатное состояние мученичества за Христа. Причем засвидетельствовал в тот период жизни Церкви, когда это стало крайне необходимо. Когда Русская Церковь встала на путь мученичества. Великое множество архипастырей, пастырей и мирян, подобно сщмч. Вениамину, смирили себя до конца и дали место Божией благодати. Укрепляемые этой благодатью, они смогли проявить мужество даже до смерти. Так жизнь во Христе не замерла, не угасла, но продолжилась. Вот об этом светильнике Божием — Петроградском митрополите Вениамине, о его памяти, о распространении знаний о его духовном подвиге, о развитии интереса, понимания и сопереживания подвигу всех новомучеников Церкви Русской старается «Сообщество ревнителей памяти сщмч. Вениамина».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/07/kr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕРНОВ Дернов Александр Александрович (15.02.1857, с. Никольское Яранского у. Вятской губ.- 12(13).10.1923, Петроград), протопр. Род. в семье свящ. Александра Афанасиевича Дернова. Окончил Вятское ДУ и ДС. В 1878 г. правлением семинарии направлен в СПбДА, к-рую окончил в 1882 г. со степенью канд. богословия. 15 июня 1882 г. по благословению митр. С.-Петербургского и Новгородского Исидора (Никольского) рукоположен во диакона (служил в ц. св. равноап. Марии Магдалины при одноименной больнице на 1-й линии Васильевского о-ва), 19 июля - во иерея, после женитьбы на дочери протоиерея Елизавете Васильевне Княжинской (у них впосл. род. 6 детей). 29 нояб. 1884 г. митр. Исидором (Никольским) Д. был определен на должность настоятеля ц. равноап. Марии Магдалины и законоучителя Военной прогимназии. 9 авг. 1886 г. перемещен в Рождественскую ц. в Песках. 25 июня 1888 г., согласно прошению зав. придворным духовенством протопр. Иоанна Янышева, переведен в Петропавловский придворный собор, в 1897 г. назначен его ключарем. 9 мая 1899 г. митр. С.-Петербургским и Ладожским Антонием (Вадковским) возведен в сан протоиерея. 1 июня 1899 г. назначен настоятелем Петропавловского собора. Д. регулярно наблюдал за ходом работ по сооружению великокняжеской усыпальницы при соборе (1897-1908), 21 окт. 1906 г. освятил в ней придел во имя св. Александра Невского. По инициативе Д. клирики собирали сведения о случаях благодатной помощи у гробницы имп. Павла I в соборе. С 28 янв. 1884 по 6 мая 1899 г. по приглашению вел. кн. Владимира Александровича и вел. кнг. Марии Павловны давал уроки Закона Божия их детям - вел. князьям Кириллу, Борису и Андрею и вел. кнж. Елене. Протопр. Александр Дернов. Фотография. 1915 г. Протопр. Александр Дернов. Фотография. 1915 г. С окт. 1882 г. Д.- член Об-ва распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви. Проводил внебогослужебные воскресные беседы при больничном храме, а впосл. в Казанском соборе, во Входоиерусалимской (Знаменской), Троицкой, Воскресенской, Иоанно-Предтеченской церквах общества, в городской думе, на фабрике братьев Брусницыных. 2 мая 1895 г. Д. был избран казначеем об-ва. Его связывало духовное товарищество с такими членами общества, как еп. сщмч. Гдовский Вениамин (Казанский) (впосл. митрополит Петроградский), председатель общества прот. сщмч. Философ Орнатский , протоиереи Павел Кульбуш (см. Платон (Кульбуш) , сщмч., еп. Ревельский), Михаил Соколов, Константин Ветвеницкий, Павел Лахостский.

http://pravenc.ru/text/171749.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН Михайлович Ковшаров (1878, Одесса - 13.08.1922, Петроград), мч. (пам. 31 июля, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских). Из семьи мещан. Получил университетское юридическое образование. До революции 1917 г. был присяжным поверенным, известным адвокатом, неоднократно выступал в качестве защитника на политических процессах в военных судах. 11 марта 1918 г. на Петроградском епархиальном съезде духовенства и мирян избран уполномоченным («комиссаром») по общеепархиальным делам «для представительства и защиты общих прав и интересов» Петроградской епархии. С созданием Об-ва объединенных петроградских православных приходов вошел в состав его правления. Стал юрисконсультом Александро-Невской лавры. Во время кампании по изъятию церковных ценностей как член правления Об-ва петроградских приходов выступал за компромисс с властями, за добровольную передачу церковного имущества для помощи голодающим Поволжья. 6 мая 1922 г. сопровождал Петроградского митр. сщмч. Вениамина (Казанского) на переговорах с представителями комиссии Помгола Петроградского совета о включении в состав комиссии представителей приходов. Вскоре был арестован вместе с митр. Вениамином и большой группой священнослужителей и мирян по обвинению в «противодействии декрету об изъятии церковных ценностей». Содержался в тюрьме на ул. Шпалерной. Стал одним из обвиняемых на Петроградском процессе 1922 г. , где деятельность правления Об-ва правосл. приходов была представлена как «организация преступной контрреволюционной группы, поставившей себе целью борьбу с советской властью». На процессе И. держался мужественно и стойко, хотя и страдал от боли в сердце; спокойно и четко отвечал на вопросы обвинителей. В последнем слове И. убедительно доказал несостоятельность приведенных на процессе доказательств вины подсудимых: «Грозящее наказание никак не может находиться в соответствии с теми данными, которыми располагает обвинение... Для братской могилы в 16 человек материала для обвинения мало». 5 июля 1922 г. Петроградский губ. ревтрибунал приговорил к смертной казни митр. Вениамина и 9 обвиняемых, в т. ч. И. 13 июля на заседании Политбюро ЦК РКП(б) было решено в отношении еп. Вениамина, архим. сщмч. Сергия (Шеина) , мч. Юрия Новицкого и И. оставить смертный приговор без изменения, что было подтверждено 26 июля определением Кассационной коллегии Верховного трибунала ВЦИК. И. был казнен вместе с др. приговоренными. Точное место расстрела и погребения неизвестно (предположительно на Ржевском артиллерийском полигоне у ст. Пороховые Ириновской узкоколейной железной дороги на сев.-вост. окраине Петрограда). Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 31 марта - 5 апр. 1992 г.

http://pravenc.ru/text/469328.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Православная Энциклопедия, т. 3: " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 31 МАРТА — 5 АПРЕЛЯ 1992 г. " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, заседал 31 МАРТА — 5 АПРЕЛЯ 1992 г. в Свято-Даниловом московском монастыре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера), в деяниях Собора участвовали 97 архиереев. Во вступительном слове Патриарх Алексий II обозначил основные темы заседаний: канонизация новомучеников Российских и преподобных Кирилла и Марии, родителей прп. Сергия Радонежского, ситуация в церковной жизни на Украине и статус Украинской Православной Церкви (УПЦ), проблемы взаимоотношения Церкви и общества. В 1-й день заседаний Собор также заслушал доклад председателя синодальной Комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова), в котором были изложены одобренные Священным Синодом выводы комиссии, исследовавшей жития преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, а также новомучеников митрополита Киевского Владимира (Богоявленского), митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) и казненных вместе с ним сщмч. архимадрита Сергия (Шеина), мч. Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова, великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, убиенных в Алапаевске. По докладу митрополита Ювеналия Архиерейский Собор принял 2 деяния: «О канонизации преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Чудотворца» и «О канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского, 1848–1918), митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского; 1873–1922) и иже с ним убиенных схимонаха Сергия (Шеина; 1866–1922), Юрия Новицкого (1882–1922) и Иоанна Ковшарова (1878–1922), великой княгини Елизаветы (1864–1918) и инокини Варвары (1918)».

http://sedmitza.ru/lib/text/429442/

Косякова в русском стиле. 15 окт. 1917 г. на углу Бочарной и Богоявленской улиц была устроена и в том же году освящена деревянная ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Свято-Троицкого об-ва трезвости, приписная к собору и Богоявленской ц. Отпевание жертв Февральской революции в Никольском Морском соборе. Фотография. 1917 г. Отпевание жертв Февральской революции в Никольском Морском соборе. Фотография. 1917 г. В февр. 1918 г. институт морского духовенства был ликвидирован и собор перешел в подчинение епархиального архиерея - сщмч. Вениамина (Казанского), митр. Петроградского и Гдовского. Собор «национализирован» в янв. 1918 г. 7 марта 1919 г. собор был передан по договору в пользование новообразованному приходу. В общем списке прихожан собора и Богоявленской ц. в марте 1919 г. было указано 946 чел., в значительной части - из военнослужащих. Средства на 1 янв. 1919 г. составляли 68 007 р., в т. ч. 46,2 тыс. р.- в процентных бумагах, к-рые вскоре были реквизированы. В 1919 г. церковный дом на углу Б. Екатерининской и Бочарной улиц (впосл. ул. Советская, д. 1) перешел в ведение городских властей, и члены причта с семьями были вынуждены покинуть квартиры. 2 окт. 1926 г. Совет народных комиссаров РСФСР подтвердил национализацию дома. В соответствии с постановлением Совета народных комиссаров Союза коммун Северной обл. от 7 авг. 1918 г. закрыли обе гимназические и ряд др. домовых церквей в Кронштадте. При этом часть имущества 2 из них (блгв. кн. Александра Невского 200-го пехотного Кронштадтского полка и свт. Николая Чудотворца при муж. гимназии им. имп. Александра II) была передана в Николаевский собор. После закрытия в февр. 1920 г. храма свт. Николая Чудотворца при Морском манеже в собор передали большую часть икон (в т. ч. 3 образа свт. Николая в серебряных ризах), в собор перешел служить бывш. настоятель церкви, ученик прав. Иоанна Кронштадтского свящ. Николай Иванович Ложкин. В дек. 1918 г. скончался прот. Василий Погодин, в янв.-июле 1919 г. настоятелем храма был прот. Виктор Васильевич Плотников (впосл. Венедикт, епископ Кронштадтский, в 1924-1925 управлявший Петроградской епархией, в 1937 расстрелян). При нем 2 июня 1918 г. в соборе служил молебен свт. патриарх Тихон. С 3 июля 1919 по февр. 1920 г. обязанности настоятеля исполнял свящ. Василий Матвеевич Братолюбов, в кон. февр. настоятелем был назначен прот. Павел Иванович Виноградов. В мае 1920 г. на освящение бокового придела собора в Кронштадт в сопровождении прот. Виктора Плотникова и председателя епархиального совета прот. сщмч. Михаила Чельцова приехал митр. сщмч. Вениамин. После освящения придела владыка и его спутники были арестованы ЧК за якобы незаконное пребывание в городе лишний день, но на следующий день отпущены. Также временно арестованному свящ. Павлу Виноградову запретили жить в Кронштадте, и он вынужден был уехать из города. После этого обязанности настоятеля до марта 1921 г. вновь исполнял свящ. Василий Братолюбов.

http://pravenc.ru/text/2566176.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010