Депутат IV Гос. Думы от Тульской губ., нац. Родился в д. Колпна Тульской губ. В 1893 г. окончил училище правоведения с золотой медалью, затем юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Служил помощником обер-секретаря Правительствующего Сената, в Министерстве юстиции, в Гос. Совете помощником статс-секретаря. Работал в комиссии по церковным делам. Член Предсоборного Совета. Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг., член Соборного Совета, секретарь Собора. В 1920 г. принял монашеский постриг. Служил на Патриаршем Троицком подворье на Фонтанке в Петрограде. Был товарищем председателя Правления Общества православных приходов Петрограда. Арестован 31.05.1922 по обвинению в «противодействии изъятию церковных ценностей». Петроградским губернским Ревтрибуналом 05.07.1922 приговорен к высшей мере наказания – расстрелу с конфискацией имущества. Расстрелян вместе со сщмч. Вениамином, митрополитом Петроградским и Гдовским. Канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 04.04.1992. – 55, 267, 269, 346, 348, 349, 355 Симеон Полоцкий (Ситнианович-Петровский Симеон Емельянович) (1629–1680) – знаменитый церковный деятель и писатель. Окончил Виленскую иезуитскую школу. В 1656 г. принял монашество и стал преподавателем в Полоцкой братской школе. С 1660 г. в Москве. С 1667 г. – воспитатель царских детей, для которых написал несколько сочинений. В 1678 г. организовал типографию, первой книгой в которой был «Букварь». В 1679 г. составил проект указа о создании Славяно-греко-латинской академии. – 20 Сипягин Дмитрий Сергеевич (05.03.1853–02.06.1902) – министр внутренних дел с 1899 г., шеф жандармов в 1899–1902 гг. Окончил юридический факультет Московского университета, служил в Министерстве внутренних дел. В 1884–1886 гг. и 1891 г. – генерал-губернатор Москвы, предводитель дворянства. Был убит эсером С. Балмашевым. – 189 Сиротов Дмитрий Иванович (1862–?) – крестьянин. Депутат III Гос. Думы от Симбирской губ., умер.-прав. Волостной староста.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

28 марта 1922 г. хиротонисан во епископа Ладожского. Стал викарием Петроградской епархии. Хиротонию в Александро-Невской лавре возглавил митр. Вениамин. 28 мая вместе с митр. Вениамином составил послание об отпадении от Церкви руководителей обновленцев. 1 июня 1922 г. арестован за отказ признать послание не имеющим канонической силы. Проходил по делу вместе с др. членами Алексанро-Невского братства. Следствие ГПУ не смогло собрать обвинительный материал для направления дела в ревтрибунал, но рекомендовало выслать И. за пределы Петроградской губ. как «политически неблагонадежного». 4 янв. 1923 г. Комиссией НКВД по адм. высылкам за «агитацию против изъятия церковных ценностей» приговорен к 2 годам ссылки в Архангельскую губ., 23 февр. того же года место ссылки изменено на Туркестан. В марте 1925 г. освобожден, принял участие в Архиерейском совещании РПЦ 12 апр. 1925 г. , подтвердившем назначение Патриаршим Местоблюстителем Крутицкого митр. сщмч. Петра (Полянского) . По возвращении в Ленинград входил в Епископский совет, управлявший Ленинградской епархией. На И. было возложено редактирование текстов воззваний Епископского совета, составленных совместно с другими членами Совета викарными епископами Кронштадтским Венедиктом (Плотниковым) , Сестрорецким Николаем (Клементьевым) и Шлиссельбургским Григорием (Лебедевым) . Согласно правилам гос. регистрации был приписан к храму во имя святых Бориса и Глеба на Калашниковской (Синопской) набережной, к-рый стал центром деятельности Александро-Невского братства. В храм перешел и братский хор. В ночь на 19 дек. 1925 г. арестован по «делу Епископского совета». Обвинялся в «распространении контрреволюционной литературы» (при обыске у И. был изъят антиобновленческий «Катехизис по вопросам обновленчества в РПЦ»). 29 апр. 1926 г. приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к ссылке в Сибирь на 3 года. Проживал в с. Братском Тулунского окр. Сибирского края. По нек-рым сведениям, в июне 1927 г. находился на Соловках. В 1928 г. переписывался с «главным идеологом» иосифлян прот. Ф. К. Андреевым , отстаивая правильность церковной политики Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси).

http://pravenc.ru/text/468761.html

Братья Карамазовы. Ч.2. Кн.5. Гл.5). 201 Среди древних святых в месяцеслове Православной Церкви указаны Пафнутий Иерусалимский (19 апреля/2 мая), прпмч.Пафнутий Тентирский (25/8 октября сентября), прпп.Пафнутий Александрийский и Пафнутий Преславный (15/28 февраля и суббота Сырной седмицы соотв.). Из церковной истории известен также исповедник Пафнутий, епископ г.Таиса в Верхней Фиваиде, боровшийся с арианством на I Вселенском соборе. Не включенный в месяцеслов, он, тем не менее, именуется в некоторых учебно-справочных изданиях «святым» (см., напр.: Поснов М.Э. История христианской Церкви. [Киев, 1991]. С.307). 202 Вениамин Петроградский (Василий Павлович Казанский, 1874–1922), сщмч., митрополит Петроградский и Гдовский, расстрелян большевиками за «сопротивление изъятию церковных ценностей»; канонизирован в 1992 г., память 31 июля/13 августа. 226 Исаак Сирин (VII-VШ в.), прп., аскет и духовный писатель; поставленный епископом Ниневии, вскоре удалился в монастырь Раббан Шабор, где и умер. Память 28 января/10 февраля. 227 Ср.: «Лествица оного Царствия внутри тебя, сокровенна в душе твоей» (Прп.Исаак Сирин. Слово подвижническое, 2-е.//Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина слова подвижнические. М., 1993. Репр. С.10). 248 Гартман (Hartmann) Николай (1882–1950), немецкий философ, основатель так называемой критической (или новой) онтологии. 255 Книга выдающегося русского микробиолога и патолога, лауреата Нобелевской премии (1908) Ильи Ильича Мечникова (1845–1916) «Этюды оптимизма» (1907), написанная в продолжение его же «Этюдов о природе человека» (1903), была посвящена вопросам старости, продолжительности жизни и естественности смерти. 256 Имеется в виду одноименный рассказ И.С.Тургенева из его книги «Записки охотника». Лукерия – героиня рассказа. 270 Из тропаря 7-й песни канона Пасхи: «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало». Читать далее Источник: Жизнь и Свет : богословские беседы/В. И. Экземплярский. - Москва : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т, 2009. - 284, с. (Слово исповедников XX века). ISBN 978-5-7429-0403-8 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

1926 г. послание о вступлении в права Патриаршего Местоблюстителя. 26 авг. того же года И. был назначен митрополитом Ленинградским, о чем ему, в то время пребывавшему в Новгороде, сообщил приехавший туда Тихвинский архиеп. Алексий (Симанский; впосл. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I ). Принял назначение «из послушания», но возражал против титулования «Ленинградский», называл себя «Петроградский». В Ленинграде с радостью восприняли назначение известного борца за веру, человека аскетической жизни и ученого архиерея на кафедру, вдовствующую с 1922 г., после казни Петроградского митр. сщмч. Вениамина (Казанского) . И. прибыл в Ленинград 11 сент. 1926 г., в канун праздника перенесения в город мощей св. блгв. кн. Александра Невского. На всенощной в переполненном верующими Троицком соборе Александро-Невской лавры присутствовало 150 священнослужителей и 8 архиереев. И. был тепло встречен паствой и клиром как достойный преемник митр. сщмч. Вениамина. Однако религ. подъем, связанный с назначением И., и его большая популярность в Ленинграде вызвали обеспокоенность ОГПУ. Вечером 13 сент. И. выехал из Ленинграда в Новгород, а оттуда был вызван в Москву, где состоялась его беседа с курирующим церковные дела в ОГПУ Е. А. Тучковым . Власти приняли решение не допустить возвращения И. на новую кафедру, и он был выслан в Ростов, покидать город ему было запрещено. После ареста в нояб. того же года митр. Сергия (Страгородского) И. в соответствии с завещательным распоряжением митр. Петра (Полянского) вступил в права Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и, предчувствуя скорый арест, составил 8 дек. 1926 г. распоряжение о переходе преемства высшей церковной власти, назвав 3 преемников на случай невозможности исполнения им своих полномочий: архиепископов Свердловского Корнилия (Соболева) , Астраханского Фаддея (Успенского) и Угличского Серафима (Самойловича) . 16 дек. И. был вызван ОГПУ в Москву и 29 дек. доставлен к месту ссылки в официально закрытый Моденский во имя святителя Николая Чудотворца монастырь (в 35 км от Устюжны).

http://pravenc.ru/text/578533.html

Особенно активными были церковные братства в Петрограде и Москве. В Петрограде продолжали свою деятельность мн. дореволюционные Б. п., напр. созданное в 1915 г. миссионерское братство при Андреевском соборе. Братчики помогали больным, бедным, проводили собрания и особые богослужения. При братстве существовал «Детский союз», где обучались дети 4-13 лет. После 1917 г. в Петрограде возникли десятки новых правосл. союзов как ответ на агрессивную антицерковную политику властей. В февр. 1919 г. иером. (впосл. архиеп.) Иннокентий (Тихонов) на базе кружка молодежи создал в Александро-Невской лавре Александро-Невское братство, включившее в себя лаврских монахов и мирян. Краткую памятку для братчиков, к-рых к 1921 г. насчитывалось ок. 100 чел., составил архим. (впосл. митр.) Гурий (Егоров) . 5 мая 1920 г. в Александро-Невской лавре по благословению Петроградского митр. сщмч. Вениамина (Казанского) состоялась первая общебратская конференция, на ней было принято решение всем городским братствам объединиться в общебратский союз. Каждое братство, вступившее в союз, сохраняло свою автономию, решения совета носили рекомендательный характер, деятельность союза по преимуществу заключалась в координации братского движения. Никольское братство ухаживало за одинокими больными Обуховской больницы, Василеостровское опекало больницу св. Марии Магдалины, Спасское, созданное иером. (впосл. митр.) Мануилом (Лемешевским) , организовало продовольственную и вещевую помощь содержавшимся в тюремном лазарете на Переяславской ул., а также бесплатную столовую, где ежедневно питались 60-100 чел. При непосредственном участии Б. п. были организованы в 1920 г. пастырско-богословские курсы в лавре и Богословский ин-т на Троицком подворье, весной 1921 г.- жен. благовестнические курсы. Большое внимание уделялось катехизации детей, к-рых обучали церковному пению, чтению на церковнослав. языке, пониманию богослужения. К 1922 г. в Петрограде насчитывалось по крайней мере 20 Б. п., 2/3 к-рых объединились в Общебратский союз. Число активных братчиков в Петрограде оценивалось в 1200-1500 чел. Следуя примеру петроградского духовенства и мирян, провинциальные клирики и миряне также создавали приходские Б. п. (в Луге, Ямбургском у., в Колпине и т. д.).

http://pravenc.ru/text/153359.html

1 февр. 1911 г. назначен ректором Петрозаводской ДС с сохранением руководства церковноприходскими школами. Одновременно являлся председателем епархиального училищного совета и совета Олонецкого епархиального жен. уч-ща (1911-1915), представителем духовного ведомства в Олонецком губ. земском собрании (1901-1917) и Петрозаводской городской думе (1914-1917). С 1907 г. секретарь и казначей Олонецкого совета правосл. Карельского братства по борьбе с панфинско-лютеран. пропагандой. В 1909-1917 гг. председатель Олонецкого совета Карельского братства. В 1912-1915 и 1916-1918 гг. избирался Святейшим Синодом кандидатом от белого духовенства в члены Государственного совета. Был сотрудником в «Олонецких ГВ» и «Олонецких ЕВ» и автором мн. публикаций в этих изданиях. С 1911 г. возглавил редакцию газ. «Олонецкая неделя», в 1917 г. назначен редактором неофиц. части «Олонецких ЕВ». Свящ. Н. К. Чуков. Фотография. 1899 г. Свящ. Н. К. Чуков. Фотография. 1899 г. Был удостоен ряда гос. и общественных наград, в т. ч. золотым знаком Карельского братства 1-й степени (1910), орденами св. Анны 3-й степени (1910) и св. Владимира 4-й степени (1914). В янв. 1915 г. просветительская деятельность прот. Н. Чукова получила высокую оценку ревизора Учебного комитета при Святейшем Синоде П. Ф. Полянского (впосл. митр. сщмч. Петр (Полянский) , Местоблюститель Патриаршего престола). После издания в янв. 1918 г. Советом народных комиссаров декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» прот. Н. Чуков опубликовал в «Олонецких ЕВ» статью, в к-рой подверг декрет критике, отметив игнорирование «настроения и отношения к этому вопросу огромных масс населения, которое... несомненно стоит на иной точке зрения в отношении Церкви» и прямо указав на начавшиеся гонения на правосл. Церковь ( Чуков Н. К. , прот. Отделение Церкви от государства//Олонецкие ЕВ. 1918. 3/4. С. 17-20). 7 апр. участвовал в собрании городских учителей, на к-ром поднимался вопрос об отношении к советской власти. В ночь на 10 апр. того же года арестован в Петрозаводске как «главарь движения против советской власти», через 3 дня освобожден под подписку о невыезде. Постановлением городского исполкома уволен от занимаемых должностей и отстранен от преподавательской деятельности. В мае того же года был в Петрограде, где подал прошение на прием в Петроградскую епархию митр. сщмч. Вениамину (Казанскому) .

http://pravenc.ru/text/166689.html

20 марта 1914 г. назначен еп. Нарвским, 3-м викарием С.-Петербургской (с 19 авг. 1914 Петроградской) епархии. 3 мая 1915 г. избран почетным членом ОРРНП. С 13 авг. 1915 г. председатель Петроградского епархиального комитета по организации помощи беженцам. 7-8 янв. 1917 г. участвовал в Новгороде в наречении и хиротонии архим. Варсонофия (Лебедева) во епископа Кирилловского. Награжден орденами св. Анны 1-й степени (1915), св. Владимира 2-й степени (1916). После избрания 24 мая 1917 г. Гдовского еп. сщмч. Вениамина (Казанского) на Петроградскую кафедру стал его ближайшим помощником. С 14 июня 1917 г. 2-й викарий Петроградской епархии, после кончины Ямбургского еп. Анастасия (Александрова) (6 июля 1918) 1-й викарий. С 24 окт. 1917 г. председатель совета братства приходских советов Петрограда и епархии. Одновременно с 11 апр. по 14 авг. 1918 г. наместник Александро-Невской лавры и председатель ее Духовного Собора; по рапорту от 13 авг. о предстоящем отъезде в Москву для участия в работе Всероссийского Поместного Собора освобожден митр. Вениамином от послушания наместника. 29 июля 1918 г. председательствовал на чрезвычайном собрании братства приходских советов с участием представителей инославных и иноверных исповеданий, состоявшемся по благословению митр. Вениамина «для обсуждения вопроса о мерах защиты веры и Церкви». В соответствии с указом Свящ. Синода от 25 февр. 1919 г. митр. Вениамин возложил на Г. временное управление Рижской епархией «за последовавшей вследствие насилия смертию» Ревельского еп. сщмч. Платона (Кульбуша) (РГИА. Ф. 678. Оп. 2. Д. 5. Л. 102). В кон. 1919 г. намечалось перевести Г. в Пермь, но 2 февр. 1920 г. он был назначен епископом Псковским и Порховским. Среди рукоположенных им во диакона находились буд. протоиереи Псковской епархии Михаил Павлов (1879-1977) и Кронид Яковлев (1882-1983). Г. не признал образовавшееся обновленческое Высшее Церковное Управление (ВЦУ) и сохранил молитвенно-каноническую связь со свт. Патриархом Тихоном. Провозглашение многолетия арестованному Патриарху за архиерейской службой в с.

http://pravenc.ru/text/162098.html

Был награжден рядом государственных и общественных наград, в т. ч. золотым знаком Карельского братства 1-й степени (1910), орденом св. Анны 3-й степени (1910) и св. Владимира 4-й степени (1914). В январе 1915 г. просветительная деятельность прот. Н.Чукова получила высокую оценку от ревизора Учебного комитета при Святейшем Синоде П.Ф. Полянского (впосл. митр. сщмч. Петр, местоблюститель Патриаршего престола). После издания в январе 1918 г. Советом народных комиссаров декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» опубликовал в «Олонецких ЕВ» статью, в которой подверг критике декрет и прямо указал на начавшиеся гонения на Православную Церковь. 7 апреля участвовал в собрании союза городских учителей, на котором поднимался вопрос об отношении к советской власти; 10 апреля арестован в Петрозаводске как «главарь движения против советской власти», через 3 дня освобожден под подписку о невыезде. Постановлением городского Исполкома уволен от занимаемых должностей. В мае того же года был в Петрограде, где подал прошение на прием в Петроградскую епархию сщмч. митр. Вениамину (Казанскому). Руководил 25-м чрезвычайным епархиальным съездом духовенства и мирян (28 июня — 5 июля 1918), на котором был избран членом Олонецкого епархиального совета. 7 июля вновь подвергся аресту, освобожден 12 июля с выдворением за пределы губернии «за недоброжелательное отношение к советской власти». Два месяца проживал в Оятском Введенском монастыре Петроградской епархии, откуда выезжал в Москву на 3-ю сессию Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917—1918 гг., где передал свои проекты реформированной семинарии и пастырской школы Патриарху и участвовал в прениях о реформе духовного образования. В ноябре 1918 г. подал записку секретарю Ленина Бонч-Бруевичу «Положение церкви и духовенства в Олонецкой губернии». В сентябре 1918 г. переехал в Петроград, где с 1 ноября (и до 1922 г.) работал на должности научного сотрудника северного отделения Комиссии по исследованию естественных производительных сил России при Академии Наук и служил в различных храмах Петрограда.

http://bogoslov.ru/person/482393

13 апр. 1918 г., в субботу 4-й седмицы Великого поста, Патриарх Тихон соборне совершил в храме Московской ДС первую в рус. церковной истории заупокойную литургию по «новым священномученикам и мученикам». Вслед за убиенным Киевским митр. сщмч. Владимиром (Богоявленским) за ней поминался И.- первомученик русского духовенства новейшего времени. В Петроградской епархии митр. Вениамин распорядился о том, чтобы в Неделю Православия в каждом храме по отпусте молебна была провозглашена вечная память «митрополиту Владимиру, протоиереям Иоанну, Петру (сщмч. Петру Скипетрову . - А. Г.) и всем за веру православную, Церковь Святую убиенным». В послании, посвященном годовщине избрания на Петроградскую кафедру (июнь 1918), митрополит особо напомнил о том, что за истекший год «духовенство из своей среды дало пастырей священномучеников, приснопамятных протоиереев Иоанна и Петра». Екатерининский собор, где находилась могила И., был закрыт в 1938 г. и взорван в 1939 г. вместе с захоронением. В 1960 г. на месте уничтоженного собора был возведен монумент В. И. Ленину (разрушен неизвестными в 2004). На протяжении десятилетий И. помнили и глубоко чтили среди православных Америки. Построенный в настоятельство И. Троицкий храм стал в 1922 г. кафедральным собором Чикагской епархии. 1 нояб. 1981 г. И. был канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви за границей . В 1993 г. Предстоятель Православной Церкви в Америке митр. Феодосий (Лазор) обратился к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой рассмотреть вопрос о причислении трудившихся вместе со свт. Тихоном в Америке и претерпевших у себя на родине мученическую кончину И. и протопресв. Александра Хотовицкого к лику святых. И. был прославлен на Архиерейском Соборе РПЦ 29 нояб.- 2 дек. 1994 г. 5 февр. 1995 г., в день памяти новомучеников Российских на месте Екатерининского собора г. Пушкина был освящен 7-метровый деревянный крест. Летом 2006 г. с целью восстановления в прежнем виде взорванного в 1939 г. Екатерининского храма было произведено раскрытие его фундаментов.

http://pravenc.ru/text/469121.html

Первоначальные средства были образованы за счет т. н. мирликийского капитала, предназначенного для строительства подворья в Мирах, к-рое было сорвано из-за жесткой позиции тур. администрации. Вдохновителем и первым жертвователем был имп. св. Николай II , председательницей и активной участницей Строительного комитета - прмц. вел. кнг. Елисавета (сохранились ее письма к царю), первым правящим архиереем - сщмч. митр. Петроградский Вениамин. Для покупки земли под подворье ИППО командировало в Б. сщмч. прот. Иоанна Восторгова. В 1913-1915 гг. в псковско-новгородском стиле были построены двухэтажный храм во имя свт. Николая с гостиницей для паломников (архит. А. В. Щусев). В те же годы ИППО возвело в С.-Петербурге Барградскую ц. (архит. С. С. Кричинский), доходы от к-рой шли на строительство в Б. и к-рая представляла собой почти точную копию храма в Б. (снесена в 1930). В 1937 г. с согласия правительства СССР и в результате ряда судебных разбирательств произошло отторжение принадлежавшего ИППО недвижимого имущества в пользу муниципальных властей Б. В мае 1998 г. для окормления местной русскоязычной общины, многочисленных паломников и для поддержания рабочих контактов с религ., гос. и общественными кругами Италии в Б. было образовано представительство МП (настоятель храма-подворья свящ. Владимир Кучумов). По благословению архиеп. Екатеринбургского и Верхотурского Викентия в мае 2002 г. в Екатеринбурге начато строительство ц. во имя свт. Николая, к-рая будет точной копией правосл. храма в Б. Проект храма в Б., построенного в нач. ХХ в. Щусевым, в 1998 г. был передан настоятелем католич. базилики свт. Николая екатеринбургскому архит. К. Ефремову. В храме планируется сделать 3 придела: во имя свт. Николая, архиеп. Мирликийского, новомучеников и исповедников Российских, среди них - имп. Николая II, принявшего мученическую кончину в Екатеринбурге, и всех святых (Православная газета (Екатеринбург). 2002. 15 мая). В 1986 г. в Б. был открыт экуменическо-патрологический ин-т «Св. Николай», где также находится центр изучения наследия святителя (Centro Studi Nicoliani).

http://pravenc.ru/text/77546.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010