Иван Петрович Бакаев и потребовал. По-чекистски прямо предъявил митрополиту ультиматум. Или – или. Или митрополит снимает отлучение с Введенского, или его самого ожидает немедленный арест и расстрел. Так уже было в земной жизни мученика Вениамина, имя которого принял в монашестве митрополит Вениамин. ...Святой диакон Вениамин жил в царствование Персидского царя Издигерда. Обратив в христианство многих персов-язычников, он был оклеветан и посажен в темницу. Один грек, посланный к Персидскому двору, попросил царя помиловать Вениамина... Царь согласился исполнить эту просьбу, если Вениамин пообещает не обращать персов в христианство. Грек дал это обещание за Вениамина и совершенно напрасно... – Невозможно мне преложить тот свет, который я воспринял в купели крещения, – сказал сам Вениамин царю. – О, сколь великих мук достоин тот, кто скрыл данный ему талант, или тот, кто умышленно скрывает евангельское учение. – На все воля Господня... – ответил чекистам митрополит Вениамин. – Ступайте с Богом. О чем говорили Бакаев и Введенский, покидая митрополита, неизвестно. Но подлинно известно, что уже в этот день Введенский сидел в кабинете следователя Нестерова и торопливо, стараясь никого не забыть, давал показания. «С сего числа я отлучен митрополитом от церкви за то, что являлся членом Высшего церковного управления. После выхода декрета, на масленой неделе, состоялось собрание благочинных, на которое я допущен не был. По слухам, там вырабатывалась точка зрения на декрет. По окончании недели я был приглашен на собрание, где профессор Новицкий от имени правления произнес мне порицание за мое письмо в “Правду”...» Нет нужды перечитывать весь протокол допроса Введенского. Ф.П. Нестеров не успевал записывать сыплющийся из Введенского компромат. Так много хотелось сказать Введенскому, что он напросился прийти на следующее утро и продолжить свои показания. И пришел ведь. Охваченный доносительским вдохновением, он продолжал закладывать своих бывших друзей. «На вопрос следователя – была ли профессором Бенешевичем произнесена фраза “приходится верить, что согласно предсказаниям, наступает конец этой большевистской власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Персидские власти всегда держали христиан под подозрением, особенно же после признания христианства Ромейским государством, которое было их великим соперником, и рассматривали их как иностранных агентов. Согласно Никифору Каллисту, число мучеников в это гонение, длившееся 40 лет, достигло 46 тыс.; среди них числятся и 24 епископа. Мучения отличались невероятной жестокостью. Однако вера и поразительное мужество христиан снова восторжествовали. Героизм и святость мучеников привлекли многих персов-идолопоклонников к христианству. По прекращении гонения были отстроены величественные «мартирии», храмы и монастыри по всей стране. В конце IV – начале V вв., в перерыве между гонениями, христианская истина распространилась очень широко, в том числе среди высших слоев общества, а Церковь получила организацию 143 . В начале V в. Церковь Персии насчитывала 5 митрополий и 30 епископий, имела значительную христианскую письменность на местном языке, процветало монашество. Подвижники именовались «сынами Завета». В 410 г. в столице, состоявшей из двух городов – Селевкии и Ктесифона, был созван Собор, определивший столичного епископа предстоятелем Персидской Церкви. Но распространение христианства в Персии встретило серьезные препятствия на своем пути. В 420 г. царь Йездигерд развернул беспощадное гонение беспрецедентной жестокости. В это гонение пострадал и знаменитый диакон Вениамин, который с большим успехом проповедовал христианство среди язычников. Многочисленные персидские миссионеры вдохновенно трудились в течение V в. над распространением Благовестия. Большую известность приобрел Пифион, весьма успешно миссионерствовавший в Мидии и долине Тигра. Он привлек ко Христу многих приверженцев зороастризма, высшее чиновничество и построил храмы. Это великое дело он запечатлел своей кровью: пострадал в очередное жестокое гонение 446 г. Гонения окончились, когда в Персии возобладало несторианство. Этой эволюции несомненно способствовало нетерпение персидских христиан показать свою независимость от Византийской Церкви, а также тот факт, что многие персидские клирики обучались в богословской школе Эдессы (Сирия), в которой господствовало несторианство. Когда при императоре Зиноне Эдесская школа была закрыта как несторианская, ее преподаватели и ученики нашли убежище вблизи границ Низибии Персидской (489), усилив несторианский элемент в Персии. Окончательное отдаление Персидской Церкви от Византийской произошло в конце V в. Первым несторианским патриархом был Баввай II (499), но главным организатором персидских несториан стал патриарх Map Аба I (536), посетивший перед тем Византию.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

Борьба с нуждой и бедностью закаляет их в терпении, образует в них навык к труду. Чувство нужды в людской помощи заставляет их дорожить благосклонностью и доверием к ним ближних, располагает их к услужливости, верности и благодарности к людям. Замечают, что благодарность есть добродетель преимущественно сирот. Как отечески промышляет Господь о сиротах и как нередко из среды их воздвигает полезных деятелей Церкви и общества, это видно также из исторических примеров. Один из сих трогательных примеров Слово Божие представляет в лице Эсфири. Это была круглая сирота из колена Вениаминова, бывшая на попечении дяди своего, благочестивого Мардохея. Она обратила на себя благосклонное внимание одного персидского царя и удостоилась чести сделаться его супругой. Неожиданное возвышение бедной сироты было благодеянием Божиим не для нее только лично, но, как показали последствия, и для ее единоверцев. Дядя Эсфири вооружил против себя первого персидского вельможу Амана тем, что не хотел, по примеру других, преклонять перед ним колен. Мстительный честолюбец замыслил не только казнить Мардохея, но истребить всех его единоплеменников, живших в областях персидского государства, и получив полномочие от царя, уже разослал повсюду указ об избиении Иудеев в назначенный жребием срок. К счастью Эсфирь, по внушению дяди, благовременно принесла своему супругу жалобу на злобу Амана и своим заступничеством спасла от гибели Иудеев. Царь разгневался на Амана и приказал повесить его на том самом дереве, которое тот приготовил для Мардохея, а всем Иудеям, которым грозило избиение, дал позволение наказать своих врагов, которые с нетерпением ожидали их погибели. День, в который Иудеи совершили мщение над своими врагами, они положили ознаменовать ежегодным торжеством, которое доселе у них совершается под названием «пурим». Кому не известны два великих строителя другого храма Божия, благодатной Церкви Христовой, своими трудами и жизнью прославившие ее, – кому не известны вселенский святитель Иоанн Златоуст и новопрославленный святитель русской церкви Тихон Задонский ? – Оба они в младенчестве лишились своих отцов и остались на руках матерей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

— Не перестану никогда покланяться иконе Христа и Бога моего, а Антония назову не патриархом, но прелюбодеем и преступником… Ты же делай, что хочешь. За сей мужественный подвиг веры, святой Никита был тотчас же изгнан из обители. Воздав благодарение Богу и взяв с собою троих из братии, он отправился в другую обитель, где провел великий пост и время до Пятидесятницы, а затем оставил и сию обитель. После многих скитаний и невзгод, он поселился, наконец, в одном приморском монастыре, где и окончил свою жизнь на 76-м году от рождения [ 12 ]. Как при жизни, так и по смерти он совершил много чудес. Память святого мученика Вениамина диакона Святой диакон Вениамин жил в царствование Персидского царя Издигерда [ 1 ]. Обратив в христианство многих Персов — язычников, он был оклеветан, схвачен, подвергнут жестоким биениям и посажен в темницу, в которой провел два года. Один грек, посланный к Персидскому двору, узнав о постигшей Вениамина участи, просил царя отпустить его. Царь согласился исполнить эту просьбу, если Вениамин даст обещание не обращать персов в христианство. Проситель от лица Вениамина дал это обещание. Но Вениамин, услыхав о том, сказал: — Невозможно мне преложить тот свет, который я воспринял в купели крещения. О, сколь великих мук достоин тот, кто скрыл данный ему талант, или тот, кто умышленно скрывает евангельское учение! Не перенося сих слов, царь приказал заострить двадцать спиц и вонзить их святому Вениамину под ногти рук и ног. После сего, видя, что святой вменяет себе сии страдания как бы в некую радость, царь подверг его еще большим и нестерпимым мучениям, и, наконец, велел пронзить его толстым суковатым колом, после чего, сей доблестный подвижник предал дух Богу [ 2 ]. Память 14 октября Страдание святых мучеников Назария, Гервасия, Протасия и Кельсия Святой Назарий родился в Риме; отец его был еврей, а матерь, по имени Перпетуя, — христианкою: святое крещение она приняла от самого апостола Петра. Придя в отроческий возраст, Назарий долго размышлял, какой держаться ему веры — отцовой или матерней. Наконец он решил быть подражателем своей святой матери, молитва коей много способствовала его просвещению, — и был крещен епископом Лином [ 1 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Такими строгими мерами Неемия очистил Евреев от всего иностранного. Но при всей плодотворности своих трудов, Неемия заканчивает свое повествование надеждой на милосердие Божие. Книга Есфирь Название Есфири заимствовано от главного действующего лица, о котором идет повествование, – Есфири, знаменитой Иудеянки из колена Вениамина, возвысившейся из бедной сироты до звания царицы персидской. В Еврейской и Греческой библиях названия книги сходны. Время описываемого события. Прямо в писании не говорится о времени, когда это событие произошло, но с наибольшей вероятностью его можно относить к годам от 480–475 до Р. Хр. Царь, сделавший Есфирь своей женой, по исследованиям ученых есть Ксеркс, потому что все повествование о царе персидском подходит именно к нему. Отдельные обстоятельства жизни этого царя, повествуемые здесь, сходны с таковыми о Ксерксе – в светской истории. ( Есф.2:16 ). Писатель книги. Большинство толковников считают писателем книги Мардохея, воспитателя Есфири. Основанием такого мнения служит указание в книге (9 гл. 29–32) на писанное им совместно с Есфирью окружное послание к иудеям о праздновании «Пурим», с объяснением истории и повода учреждения этого праздника, а это и составляет содержание кн. Есфирь. Весьма вероятным делает это мнение описание подробностей, которые могли быть известны только Мардохею, как современнику. Цель написания книги – показать потомству промысел Божий о церкви и народе своем, а в примерах Есфири и Мардохея показать, что вера и надежда на Бога может спасать от неминуемых опасностей. Краткое обозрение содержания. Книгу можно разделить на три части. В первой части (гл. 1–2) в отдельных эпизодах и картинах излагаются обстоятельства возвышения бедной сироты, иудеянки – Есфири, до звания царицы персидской. Во второй – излагаются планы злого временщика Амана о погублении иудеев и противодейственный план Есфири о спасении единоплеменников. В третьей – падение Амана и всех врагов иудейской национальности. Книги неканонические. Вторая книга Ездры

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

епископ Вениамин (Милов) (1889–1955) Дневник и письма Литургика Нравственное богословие Пастырское богословие Проповеди Переводы Собрание сочинений епископ Вениамин (Милов) Епископ Саратовский и Балашовский. Духовный наставник, проповедник, магистр богословия, профессор Московской духовной академии. Подвергался гонениям со стороны богоборческой власти. Биография В миру Милов Виктор Дмитриевич, родился 8 июля 1889 1) года в семье священника. С 1900 по 1905 года учился в Яранском духовном училище в Вятской губернии, затем с 1905 по 1916 год – в Вятской духовной семинарии. В отрочестве, помогая отцу, нес послушание чтеца, затем служил иподиаконом при Вятском епископе Никандре (Феноменове). Юношей часто посещал монастыри – Яранский во имя святой Анны Пророчицы, Белогорский во имя святителя Николая. В Трифоновом Вятском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре получил первые уроки аскетического подвига. В 1917 году поступил в Казанскую духовную академию, во время учебы находился под влиянием инспектора академии архимандрита Гурия (Степанова). После прекращения занятий в Казанской академии в августе-сентябре 1918 году в продолжение полутора лет переезжал, менял место жительства. В начале 1920 года по благословению затворника Саратовского Преображенского монастыря иеромонаха Николая приехал в Москву и поступил в Данилов монастырь. 7 апреля 1920 года был пострижен в монашество Алатырским епископом Гурием (Степановым) с наречением имени в честь священномученика Вениамина Персидского. 12 апреля был рукоположен во иеродиакона, а 8 октября того же года – во иеромонаха епископом Подольским Петром (Полянским). В 1920–1922 годах учился в Высшей богословской школе при Даниловом монастыре. 30 марта 1922 года был удостоен степени кандидата богословия за сочинение « Жизнь и учение прп. Григория Синаита ». 7 апреля 1923 года был возведен в сан архимандрита епископом Гурием (Степановым), настоятелем Московского Покровского монастыря. Назначен наместником Московского Покровского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Вопреки старческому благословению провести лето в Оптиной пустыни, Виктор уехал в Вятку к родителям и был за это наказан: полтора года он скитался без определенных занятий, пока, наконец, не оказался в Саратове, где ради хлебного пайка устроился на работу в красноармейскую канцелярию. Эта работа была ему засчитана в срок воинской службы. В Саратове Виктор таинственным образом попал под особое покровительство святого пророка Илии – того угодника Божия, на мольбу которого в страшные годы разгула богоборческой стихии и оскудения благочестия в израильском народе Господь ответил:»Я оставил между израильтянами семь тысяч мужей, всех сих колени не преклонились перед Ваалом " " ( 3Цар. 19, 18 ). В 1919–1920 годах Виктор Милов – прихожанин Ильинской церкви в Саратове, в 1946–1949 годах бывал в Ильинской церкви в Загорске, в 1954 году стал настоятелем Ильинского храма в городе Серпухове. Свои земные дни он окончил в праздник святого пророка Илии. Но все это будет после, а тогда, проведя несколько месяцев за перепиской бумаг, Виктор Милов испросил благословения на монашество у затворника скита Саратовской Преображенской обители. Прозорливый старец иеромонах Николай отправил Виктора с рекомендательным письмом в Московский Данилов монастырь, дал ему при этом духовные наставления и присовокупил: " Я бы у себя оставил тебя, раб Божий, да ты очень высок…», – возможно, предрекая этим будущее архиерейство. В Даниловом монастыре среди насельников оказался бывший инспектор Казанской духовной академии Гурий, уже епископ, которому нужен был помощник для Покровского монастыря. На Благовещение 1920 года Виктора постригли в монашество с именем Вениамин в честь священномучеиика Вениамина Персидского, диакона († 418–424; память 31 марта13 апреля). На второй день Пасхи, 30 марта 1920 года, преосвященный Гурий рукоположил монаха Вениамина во иеродиакона, а через полгода, в день преставления Преподобного Сергия (25 сентября8 октября), епископ Петр (Полянский) , сам возведенный в тот же день в архиерейское достоинство, рукоположил иеродиакона Вениамина во иеромонаха. И уже в 1923 году, также в день Благовещения, епископ Гурий возвел отца Вениамина в сан архимандрита. С того времени отец Вениамин становится наместником Покровского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Вопреки благословению старца провести лето в Оптиной пустыни, Виктор уехал в Вятку к родителям и был за это наказан: полтора года он провел без определенных занятий, пока, наконец, не оказался в Саратове, где ради хлебного пайка устроился в красноармейскую канцелярию на работу, которую ему засчитали как срок воинской службы. В Саратове Виктор прочувствовал на себе особое покровительство святого пророка Илии – того угодника Божия, на мольбу которого в страшные годы разгула богоборческой стихии и оскудения благочестия в израильском народе Господь ответил: «Я оставил между израильтянами семь тысяч мужей; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом» ( 3Цар.19:18 ). Это таинственное водительство будет проявляться в течение всей его жизни. В 1919–1920 годах в Саратове Виктор Милов стал прихожанином Ильинской церкви; в 1946–1949 годах он бывал в Ильинской церкви Загорска, а в 1954 году станет настоятелем Ильинского храма в Серпухове. И свое земное поприще епископ Вениамин закончил в Илиин день. Но все это свершится позднее. А тогда в Саратове, проведя несколько месяцев за перепиской бумаг, Виктор Милов попросил благословения на монашество у иеромонаха Николая – затворника скита Саратовской Преображенской обители. Прозорливый старец отправил Виктора с рекомендательным письмом в Московский Данилов монастырь, дал ему при этом духовные наставления и присовокупил: «Я бы у себя оставил тебя, раб Божий, да ты очень высок...» – возможно, предрекая духовному чаду будущее архиерейство. Среди насельников Данилова монастыря оказался бывший инспектор Казанской Духовной академии Гурий, уже епископ, которому нужен был помощник для окормления Покровской обители здесь же, в Первопрестольной. На Благовещение 1920 года Виктора постригли в монашество с именем Вениамин в честь священномученика Вениамина Персидского, диакона († 418–424; память 31 марта/13 апреля). На второй день Пасхи, 30 марта 1920 года, преосвященный Гурий рукоположил монаха Вениамина во иеродиакона, а через полгода, в день преставления Преподобного Сергия (25 сентября/8 октября), епископ Петр (Полянский) , сам возведенный в тот же день в архиерейское достоинство, рукоположил иеродиакона Вениамина во иеромонаха. Тогда же, по благословению авторитетных московских старцев – иеромонаха Исаии 7 и схиархимандрита Онуфрия (Пестовского), он возобновил обучение в Духовной академии 8 и закончил ее уже в 1922 году, защитив кандидатскую диссертацию «Жизнь и учение преподобного Григория Синаита » 9 . А весной 1923 года, в день Благовещения (как и при монашеском постриге), епископ Гурий возвел отца Вениамина в сан архимандрита, который в должности наместника стал управлять Московским Покровским монастырем.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Первая книга Ездры   1 1 В первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня из уст Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя Персидского, и он повелел объявить по всему царству своему, словесно и письменно: 2 так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. 3 Кто есть из вас, из всего народа Его, - да будет Бог его с ним, - и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа Бога Израилева, Того Бога, Который в Иерусалиме. 4 А все оставшиеся во всех местах, где бы тот ни жил, пусть помогут ему жители места того серебром и золотом и иным имуществом, и скотом, с доброхотным даянием для дома Божия, что в Иерусалиме. 5 И поднялись главы поколений Иудиных и Вениаминовых, и священники и левиты, всякий, в ком возбудил Бог дух его, чтобы пойти строить дом Господень, который в Иерусалиме. 6 И все соседи их вспомоществовали им серебряными сосудами, золотом, иным имуществом, и скотом, и дорогими вещами, сверх всякого доброхотного даяния для храма. 7 И царь Кир вынес сосуды дома Господня, которые Навуходоносор взял из Иерусалима и положил в доме бога своего, -- 8 и вынес их Кир, царь Персидский, рукою Мифредата сокровищехранителя, а он счетом сдал их Шешбацару князю Иудину. 9 И вот число их: блюд золотых тридцать, блюд серебряных тысяча, ножей двадцать девять, 10 чаш золотых тридцать, чаш серебряных двойных четыреста десять, других сосудов тысяча: 11 всех сосудов, золотых и серебряных, пять тысяч четыреста. Все это взял с собою Шешбацар, при отправлении переселенцев из Вавилона в Иерусалим. 2 1 Вот сыны страны из пленников переселения, которых Навуходоносор, царь Вавилонский, отвел в Вавилон, возвратившиеся в Иерусалим и Иудею, каждый в свой город, -- 2 пришедшие с Зоровавелем, Иисусом, Неемиею, Сараием, Реелаем, Мардохеем, Билшаном, Мисфаром, Бигваем, Рехумом, Вааном. Число людей народа Израилева: 3 сыновей Пароша две тысячи сто семьдесят два; 4 сыновей Сафатии триста семьдесят два;

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010