Хотя Ездра провел много полезных реформ, которые сыграли громадную роль в религиозной и гражданской жизни иудейского народа, но он все-таки не смог поднять Иерусалим из руин. Этот город все еще являл собой груду развалин. В это время при дворе Артаксеркса I в Сузах занимал высокий пост Неемия. Он был главным виночерпием царя. Однажды к нему пришел еврей и рассказал о трагическом положении Иудеи. Столица так и не поднялась из развалин. Богачи угнетали бедняков, а налоги ростовщиков и дороговизна довели большинство населения до крайней нищеты. Печальные вести потрясли Неемию. Много дней он плакал, постился и молился Богу, чтобы как-то исправить положение в Иудее. Однажды царь заметил его состояние и спросил его: «Отчего лице у тебя печально?» Неемия поведал царю причину своего горя и высказал ему свое желание: «Если царю благоугодно, и если в благоволении раб твой пред лицом твоим, то пошли меня в Иудею, в город, где гробы отцов моих, чтоб я обстроил его» ( Неем. 2:2:5 ). Артаксеркс любил Неемию и полностью доверял ему. Он не только разрешил ему уехать, но назначил наместником Иудеи и дал ему письмо к хранителю царских лесов с приказанием выдать нужное количество дерева для восстановления Иерусалима. Неемия прибыл в Иерусалим в 445 году. Осмотрев разрушенные стены города, он немедленно принялся за дело. Неемия распределил участки стен для восстановления по семьям, не исключая семей даже священников, и жители города, воодушевленные его энтузиазмом и энергией, дружно принялись за дело. Когда начались работы по восстановлению стен города, самаряне и другие враждебные иудеям племена всячески старались помешать и грозились напасть на Иерусалим. Неемия не дал запугать себя и организовал сопротивление. Он вооружил строителей мечами, копьями, луками и щитами. Часть их работала на стройке, а часть охраняла город. Работа велась днем и ночью. Энтузиазм строителей позволил им закончить строительство стен за пятьдесят два дня, и столица вздохнула с облегчением. После этого Неемия приступил к разрешению социальных проблем. Бедных он освободил от податей и налогов, требуя лишь скромных поставок на содержание своего дома. Затем он созвал собрание и велел богатым поклясться, что они перестанут заниматься ростовщичеством и вернут беднякам поля, виноградники и сады, отнятые за неуплату долгов. Неемия также продолжил дело Ездры по расторжению незаконных браков.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

66:19. Пула. Принято считать, что «Пула» – это другое название древней Ливии, хотя в Наум. 3ливийцы и копты представлены как различные народы. По всей вероятности, это географическое название относится к области, располагавшейся к западу от Древнего Египта и представленной современным государством Ливия. Эта область находилась на крайнем юго-западе региона. 66:19. Луда. Вероятно, Лидия в западной части Малой Азии. Лидийцы говорили на одном из анатолийских языков, сходных с хеттским. Они создали значительную империю на территории современной Турции, но были завоеваны персидским царем Киром. Это была самая отдаленная область на северо-западе. 66:19.Тубала. Область к югу от Черного моря, упоминающаяся в ассирийских хрониках как Табал, а в «Истории» Геродота – как Тибарены. Это наиболее отдаленная земля на северо-востоке. 66:19. Явана. Греческая Иония, область на западном побережье современной Турции и на островах Эгейского моря. Ионийские греки поселились на этих территориях в самом конце 2-го тыс. до н. э. Имеются сведения об их контактах с ассирийцами в VIII в. до н. э. В Ионии, по-видимому, берут свое начало греческая классическая литература (напр., произведения Гомера) и философия. Книга Пророка Иеремии 1:1–19 Призвание Иеремии на служение 1:1. Анафоф. Относительно местоположения Анафофа, священнического города колена Вениаминова, уже долгое время ведутся споры. Считают, что он мог находиться либо на высоком холме Ras el-Kharrubeh к югу от селения Аната, либо в соседней долине (Иосиф Флавий отождествляет Анафоф с Анатой). Ныне все больший вес приобретает точка зрения, что первоначально Анафоф находился на холме, но после вавилонского плена, в конце VI в. до н. э., переместился в Анату. Археологические данные подтверждают эту гипотезу. Впервые Анафоф упоминается как родина телохранителей Давида, а позднее туда был сослан священник Авиафар. Согласно Ис. 10:30 , город находился на пути ассирийского нашествия на Палестину, но разрушен не был. 1:2. Хронология. Служение Иеремии началось в тринадцатый год царствования Иосии (ок. 627 г. до н. э.) и продолжалось до одиннадцатого года царя Седекии и второй депортации (ок. 587 г. до н. э.). Очевидно, он пророчествовал еще несколько лет после возвращения из плена (см.: гл. 42–44). Первый год имел особое значение, потому что это было время начала реформы Иосии, а годом раньше Вавилон объявил о своей независимости от Ассирии. Таким образом, и в политической, и в религиозной сфере произошли драматические перемены.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Последние главы книги ( Суд.17–21 ) серьезно отступают от заметной в особенности в Суд.6–9 антицарской тенденции. Неоднократно подчеркивается: «В те дни не было еще царя у Израиля; каждый делал то, что хотел» (17:6; ср. 19:1; 21:25). Этим рефреном соединяются друг с другом два разных рассказа. Предание культового характера повествует о том, как колено Даново завоевало себе город и как оно получило изображение Бога и священника из левитов (17:7–18:31). Критическое отношение к этому святилищу видно невооруженным глазом (17:2–4). В последних главах пост-девтерономическая редакция использует пред-девтерономический рассказ о позорном деянии в Гиве ( Суд.19 ) для «поддержки старого требования царской власти» (H.W. Jüngling): рассказчик ясно высказывается против царства Саула, в резиденции которого могли происходить подобные вещи, но однозначно поддерживает дом Давидов, происходящий из гостеприимного Вифлеема. Мера, к которой прибегает левит (19:29, 30), вызвала в послепленную эпоху вопрос, как реагировал на нее Израиль. Согласно позднему добавлению, колена Израилевы начали войну и предали каре виновное колено Вениаминово (20:1–48). Когда составлялся этот рассказ, Иудея была уже «обществом» (20:1, 2; 21:5, 8, 10, 13, 16) в составе великой Персидской державы. После удара, нанесенного колену Вениаминову, становятся возможны новые браки благодаря «похищению девушек силомских» (21:2–4, 6, 7, 15–4). Кроме того, вставлено сообщение о походе против города Иавис в Галааде (21:10–14), которому дается специальное обоснование (21:6, 8, 9); этот город был тесно связан с Саулом (ср. 1Цар.11:1–11; 31:11–13 ). 3. Богословие Книга Судей – не историческое сочинение, которое можно было бы расценивать как источник для доцарской или догосударственной эпохи Израиля, заканчивающейся ок. 1000г. до н.э. царствованием Давида. В повествованиях отражается вековой опыт Израиля, контекстом политической истории которого была жизнь во враждебном окружении. Эта история изображена как существование, связанное с различными угрозами, существование между свободой и властью чужеземцев, но изображение носит не фаталистический, а боевой, наступательный характер. Так описание «начального времени» Израиля в Земле Обетованной дается под девизом «свобода». С одной стороны, свободу должен отстаивать в борьбе с врагами сам Израиль. С другой стороны, она преподносится и как дар Яхве. 3.1 Свобода и солидарность

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Но лучше, возлюбленный, я еще покажу тебе пост, который был благоугоден Богу, – пост Мардохея и Есфири. Пост Мардохея и Есфири был щитом спасения всего иудейского народа. Их постом стерта надменная гордость притеснителя Амана, беззаконные замыслы Амановы обратились на собственную его голову, – ему отмерено тою же мерою, какою он хотел мерить; его хитрость не спасла его; не смотря на его ловкость и искусство во зле, он пойман в нем; он пал, разбился, потерял всю свою славу и лишился всех почестей в то время, как в безмерной гордости своей считал себя непоколебимым и всесильным; он поражен теми же ударами, какими хотел поражать, – ему нанесены те же раны, какие он готовился наносить. Он хотел истребить всех иудеев; но пост Мардохея и Есфири сделал то, что собственный его меч вошел в его сердце, и лук, который он натягивал с беззаконным намерением, сокрушился в его руках. Здесь невольно приходят на память слова Псалмопевца: " меч нечестивых да внидет в сердца их, и луцы их да сокрушатся» ( Пс.36:15 ). Все это исполнилось на Амане, когда он приготовил виселицу для Мардохея и детей его. На виселице этой он сам повис с детьми своими, – он попал в яму, которую сам же вырыл, – его собственные ноги завязли в капкане, который он сам же тайно поставил, – в петлю, им приготовленную, попала его же собственная шея, – он наказан орудием, им же самим вымышленным, и погибель его есть погибель вечная (см. кн. «Есфирь»). 8. Почему же, возлюбленный, Аман просил у Царя Артаксеркса, как милости, дозволения погубить всех иудеев, находившихся в его царстве? Чтобы дать надлежащий ответ на этот вопрос, надобно, по моему мнению, принять во внимание вот какие обстоятельства: 1) Известно, что Саул, по повелению Божию, ополчившийся против амалекитян, разбил, истребил, уничтожил их, и, взяв в плен Царя их, Агага, отдал его Самуилу, а Самуил принес его в жертву Богу ( 1Цар. 15 ). 2) Аман был амалекитянин; отец его, Амадафуй ( Эсф.3:1 ), происходил из рода Агагова; а Мардохей, напротив, состоял в родственной связи с родом Саула: оба они происходили из одного колена Вениаминова, от общего родоначальника Киса ( Есф.2:5 , 1Цар.9:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

Стечение в Амадию множества иудеев, привлечённых письмами Альрои, сначала не обращало внимания властей, который думали, что толпу привлекает только слава знаменитого ученого. Но скоро значение движения было понято, и мессия, по-видимому, должен был вследствие этого исчезнуть из Амадии. Вениамин Тудельский, передавая те легенды, которые уже в это время успели окружить личность лжемессии, рассказывает, что Давид Альрои был призван в Багдад к персидскому царю. Ему предложили вопрос, действительно ли он царь Иудейский, и он ответил утвердительно. Тогда халиф приказал посадить его в тюрьму. Но по прошествии трёх дней Альрои неожиданно явился пред царём, освободившись из тюрьмы собственными средствами. Когда царь, увидев его, спросил, кем он был освобождён, то Альрои с гордостью отвечал: «своею мудростью и своим искусством, благодаря которым я не боюсь ни тебя, ни твоих слуг». После такого дерзкого ответа хотели вновь схватить Альрои, но он сделался невидим. За ним была послана погоня; тогда Альрои, подойди к реке, вынул из кармана платок и, переплыв на нём реку, спасся от преследования царских слуг. В этот же день он силою шем-гамфораша прошёл десятидневный путь и прибыл в Амадию к утешению своих последователей. Не желая силою подавлять начавшееся движение, халиф предложил представителям багдадской и еврейской общины остановить распространение движения путём увещания заблуждающихся. Рош-Галута и представители багдадской колонии евреев, действительно, отправили к Альрои следующее послание: «Знай, что не наступило ещё время нашего искупления, и признаков его мы не видим, посему мы приказываем тебе не продолжать начатого тобою дела: если же не послушаешь, то отлучён будешь от общества израилева». Подобные же увещательные письма Альрои получил от моссульских раввинов Заккаи и Иосифа. Но увещания не оказали желаемого действия. Тогда решили остановить пропаганду Альрои путём насилия: подкупленный большою суммой денег, тесть Альрои согласился убить его и действительно, привёл своё обещание в исполнение, воспользовавшись сном зятя. Таким образом дело Альрои погибло: но во многих городах всё-таки остались его последователи, которые продолжали чтить его и даже клялись его именем.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Сугубый – (слав.) усиленный, увеличенный, умноженный. Так, между прочим, называется ектения, начинающаяся прошением: „Помилуй нас, Боже“ и проч. Сударий (Нов. Скр.) – плат, который был на главе умершего и погребенного Спасителя и который, по воскресении Его, виден был не с ризами лежаща, но особо свит на едином месте. ( Ин.20:7 ) См. Илитон. Сучец (слав. слово) – сучек. Так называется особого устройства кисть, употребляемая при совершении таинств Крещения, Миропомазания и Елеосвящения и других богослужебных, положенных в уставе, действиях. Схима – (σχμα – образ, внешний вид одеяния, внешнее украшение.) Так называется совокупность одежд монашеских, потому что эти одежды, возложенные на монаха с молитвами, при произнесении монахом обетов чистоты, нестяжательности и послушания, сообщают ему Образ или вид ангельский (Слов. Михайловского). Но по словам преосвященного Вениамина – схима есть образ или одеяние двух последних (высших) степеней монашеских (см. монах). Есть два последования схимы – малые и великие схимы. Схимонах (схимник). Так обычно называются монахи, принявшие высшую степень монашества – великую схиму (см. монах). Сырная седмица – так называется седмица пред св. четыредесятницею или великим постом. От кого и для чего учреждена Сырная седмица? или для чего в сию седмицу воспрещается мясоедие, а дозволяется вкушать только яйца и одни сырные яства? Об этом повествуется вот что. Царь Ираклий, Византийский император, дал обет Богу, если Он укрепит его против Хозроя, царя Персидского, с которым он воевал 6 лет, то запретит употребление мяса на этой неделе, хотя прежде на ней оно и было употребляемо. Таким образом он узаконил вкушать только одни сырные и молочные яства и установил ее, т. е. седмицу между постом и мясоедом. Хотя это учреждение первоначально и от этого последовало, но св. Отцы впоследствии заблагорассудили установить это навсегда для некоего предочищения, чтобы мы не тяготились, переходя вдруг от многоядения и мяса к чрезвычайному посту, и чтобы не повредилось наше здоровье, но, чтобы тихо и мало-помалу отвыкали от сырных яств, и чрез отнятие этих снедей, как кони не крепко занузданные, кротко приняли бразды поста. И таким образом, позаботясь о душе, искусно распорядились и с телом, отсекая мало-помалу всякие препятствия к посту. (Нов. Скр. Ч. II, § 3.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Лингвистический анализ клинописных табличек из Мари доказал, что евреи по своему происхождению были очень близки к амореям и даже составляли одну из этнических ветвей, которая носила название арамеев. В древние времена от Персидского залива двигалась в северном направлении мощная волна миграции семитских племен, известных под названием амореев. Их безудержный поток продвигался вверх по Евфрату, вытесняя шумеров, и занял почти всю Месопотамию. На развалинах покоренных маленьких государств амореи создали многочисленные собственные государства, которые в конце концов сплотил в единую крепкую Вавилонскую державу самый выдающийся из аморейских царей – Хаммурапи. В переселении семитских племен, несомненно, принимали участие и евреи. Об этом свидетельствует факт, что первоначально они жили в Уре, а потом переселились в Харран – город, населенный амореями. Но и здесь часть еврейского племени долго не задержалась. Примерно в 1850 году до н.э., когда орды арьев с боями продвигались по индийской земле, а на Евфрате амориты положили начало Вавилону, толпа пастухов в пестрых одеждах, подгоняя овец и коз, двигалась по дорогам Сирии. Пастухи шли из Харрана, направляясь в Ханаанскую землю. Этих людей возглавлял вождь или шейх Авраам. Их было немногим более трехсот человек, и уход их едва ли привлек большое внимание. В те тревожные годы многие семьи покидали насиженные места и отправлялись на поиски новых земель. Между тем, это внешне неприметное событие открывало новую главу в истории всемирного Богоискательства. 12 . Если бы мы захотели представить себе, как выглядели люди Авраама во время своего переселения в Ханаан, то достаточно было бы взглянуть на одну египетскую фреску того времени, изображающую приход сирийских бедуинов в землю фараонов. Впереди каравана выступает шейх племени. Он и его спутники ведут прирученного дикого козла – дар пустыни. Далее следует войско с луками и дротиками. Смуглые лица бедуинов обрамлены узкими бородками, волосы их густы и волнисты. Один из пришельцев играет на пастушеской арфе. Имущество пришельцев навьючено на ослов, рядом с которыми идут женщины. Их пышные иссиня-черные волосы рассыпаны по плечам и только на лбу изящно перехвачены белой лентой. Одежда женщин мало отличается от одежды мужчин. Это просторные, падающие прямыми складками рубахи, украшенные ярким сине-красным узором и оставляющие одно плечо обнаженным. Все обуты в кожаные сандалии. Дети путешествуют на ослах среди узлов и мехов с водой.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Скачать epub pdf Глава XVII. Период Греческого Владычества (333–63 гг. до н.э.) Согласно пророчеству Даниила «серебряное» царство должно было уступить место «медному». Пророчество Даниила вскоре исполнилось. Царство Персидское клонилось к своему закату, а в это время на политическую арену выступило Македонское царство, во главе с его знаменитым царем и полководцем Александром, прозванным Македонским (правил в 336–323 гг. до н.э.). Видя возвышение Македонского царства, последний царь Персии Дарий III (336–330 гг.) вступил в открытую борьбу с Александром Македонским. Разбив персов в двух сражениях, Александр приступил к осаде Тира. Так как осада длилась семь месяцев, Александр потребовал, чтобы Иудея предоставила ему войско и необходимые запасы продовольствия. Связанные обязательством перед персидским царем, иудеи ответили отказом. Разгневанный полководец после взятия Тира в 332 году двинул свои войска к Иерусалиму, чтобы наказать евреев. Не получив от персов помощи и не ожидая от грозного завоевателя ничего хорошего, жители Иерусалима наложили на себя пост и стали усердно молиться Господу. Когда грозный завоеватель подошел к Иерусалиму, первосвященник Адуй в священных одеждах, окруженный священниками и громадной толпой народа в белых одеждах, открыл ворота города и вышел к нему навстречу. Александр был поражен такой торжественной встречей и поклонился первосвященнику. В этот момент полководец вспомнил, что некогда во сне он видел в таком же одеянии мужа, который тогда предсказал ему, что в войне с персами он будет победителем... Евреи громко приветствовали славного завоевателя. Войдя в Иерусалимский храм, Александр принес жертву Богу. Здесь ему прочитали пророчество Даниила о том, что царь Греческий покорит царство Персидское ( Дан. 8:7:20–2 ). Александр выразил радость, когда узнал об этом пророчестве, и проявил большую снисходительность к иудеям. Он разрешил им и впредь жить по своим отеческим законам и освободил их от податей в субботние годы, так как в эти годы иудеи не возделывали землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Закрыть Откуда произошли современные евреи О Хазарском царстве и исследованиях происхождения народа Израиля 24.12.2022 1801 Время на чтение 4 минуты Фото: Сражение Святослава с хазарами. Радзивилловская летопись Толковый словарь Ожегова определяет слово «семиты» как «группу близких по языкам народов юго-западной Азии и северной Африки, к которым относились древние вавилоняне, ассирийцы, финикийцы, иудеи и другие народы, к которым принадлежат современные арабы, евреи, а также некоторые другие народы». Словари Ушакова или Ефремовой дают более развернутый перечень семитских народов: «Семиты – группа народов, обитающих – или обитавших когда-то в Северной Африке и Передней Азии (арабы, сирийцы, евреи, абиссинцы, айсоры, древние ассирийцы, вавилоняне и финикийцы), название происходит от имени Сим, одного из трех сыновей библейского праотца Ноя». Те же словари определяют антисемитизм как одну из форм национальной нетерпимости – враждебное отношение к евреям. Особенность в том, что не к семитам вообще, а только к евреям, и если семитизм – это вопрос географического или расового происхождения, то налицо случайное противоречие или преднамеренная подмена понятий. Однако все ли евреи семиты? Как повествует Библия, десять из двенадцати колен Израиля исчезли, когда ассирийцы завоевали территорию Израильского царства. В независимом на тот момент Иудейском царстве оставались два колена – Иудино и Вениаминово. Иосиф Флавий пишет о том, что ассирийский царь Салманасар переселил израильтян в Мидию и Персию, где они ассимилировались с другими народами. То же самое говорится и в Библии, с указанием Мидии и Ассирии (Цар. 18:11). В замещение на территорию Израиля были переселены месопотамские, персидские и мидийские племена. И здесь, и там происходило смешение народов. Жители Иудеи с презрением относились к новым переселенцам в Израиль – самарянам, которых они обоснованно считали иноплеменниками. Впоследствии Иудея была также покорена, и ее жители находились в Вавилонском плену. Духовные последователи фарисеев. Современные иудеи являются духовными последователями фарисеев, заложивших основы раввинистического иудаизма и талмудизма, который стал нормативным в период поздней Античности и продолжает оставаться таковым по сей день.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/24/ot...

помогут ему. Египтяне снабдили народ израильский всем необходимым в дороге. Ср. Исх. 12,35.36 . 1:5–6 поднялись главы поколений... и... всякий... все соседи их. Подчеркивается готовность, с которой народ отозвался на волю царя и Божественное побуждение. 1 главы поколений. Здесь имеются в виду патриархи, стоявшие во главе родов; в дальнейшем указание на главу рода подразумевает и всех тех, кто находится у него в подчинении. Иудиных и Вениаминовых. Именно эти два колена были уведены в вавилонский плен. священники и левиты. Их возвращение было крайне необходимо, поскольку без священников и левитов не могло быть возобновлено храмовое богослужение (8,15–17). возбудил Бог. Ср. ст. 1. Как повеление Кира, так и отклик на него со стороны народа возникли не сами по себе, а во исполнение всесильной Господней воли. 1 Навуходоносор взял из Иерусалима. Это произошло в 597 г. до Р.Х. ( 2Пар. 36,7 ). 1 Мифредата. Один из персидских чиновников. Шешбацару. Некоторые склонны отождествлять Шешбацара с Зоровавелем, однако такое отождествление представляется недостаточно обоснованным. Ср. 5,14 –16: Шешбацар предстает как некто малоизвестный, а Зоровавель как весьма влиятельная личность (5,2.3). Вероятно, Шешбацар являлся официальным, назначенным Киром предводителем (возможно, он был персом), а Зоровавель вождем, которого выдвинул народ (2,2). 1:9–11 Количество перечисленных в ст. 9, 10 сосудов две тысячи четыреста девяносто девять, а не пять тысяч четыреста, как утверждается в ст. 11. Этому несоответствию не найдено объяснения; кроме того, достоверно неизвестно, что именно представляли собой эти «блюда» и «чаши». Выдача Киром священных сосудов должна была воодушевить народ Божий, поскольку в его глазах это свидетельствовало о верности Бога данному Им слову и об исполнении Им завета ( Иер. 27,22 ). 1:11 В соответствии с повелением Кира переселенцы возвратились в Иерусалим, принеся с собой принадлежавшие храму сосуды. Бог исполняет обещанное: наказав свой народ за отступление от завета, Он приводит его в землю обетованную ( Втор. 30,1–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010