1Езд. 7–10 С момента восстановления храма прошло сорок три года. Персидский престол занял царь Артаксеркс I (465–424 гг.). В Вавилоне жил тогда иудейский ученый священник по имени Ездра. Люди, приезжавшие из Иерусалима, привезли ему тревожные вести о том, что иудеи пренебрегают своими религиозными обязанностями и что им грозит смешение с окрестными арабскими племенами, с которыми они постоянно заключают браки. Ездра был уже стар, но, тем не менее решил вернуться на родину, чтобы свой народ направить на истинный путь. Артаксеркс, к которому он обратился за разрешением на выезд, отнесся к его просьбе очень благосклонно и не только разрешил ему уехать, но подарил много золота и серебра для украшения Иерусалимского храма. Большие средства жертвовали также евреи, оставшиеся в Вавилоне. Вместе с Ездрой в 458 году в Иудею отправилась вторая партия репатриантов в количестве тысячи пятисот семидесяти шести человек. Прибыв в Иерусалим, священник Ездра энергично взялся за проведение реформ, которые должны были возродить Иудею. То, что он увидел на родине, привело его в ужас. Многие иудеи из-за того, что еврейских женщин было мало, женились на дочерях ханаанеян, хеттов, филистимлян, иевусеев, моавитян и египтян. Даже у священников и вождей народа были жены-чужестранки. На улицах Иерусалима звучал многоязычный говор, избранный народ стоял перед угрозой исчезновения. Ездра был потрясен. Он разорвал свою одежду и долго сидел печальным у храма. Затем он собрал иудейский народ в Иерусалим и потребовал, чтобы все иудеи, женатые на чужестранках, расторгли свои незаконные браки и отправили своих жен обратно на родину. Только такими жесткими мерами Ездре удалось сохранить иудейский народ от ассимиляции. Главная заслуга священника Ездры заключалась в том, что он восстановил действие Моисеева законодательства, которое являлось основой религиозной и гражданской жизни иудейского народа. Не менее важной его заслугой было также и то, что он собрал все боговдохновенные книги и таким образом создал канон священных книг Ветхого Завета. Книги размножались и распространялись по всей Иудее. Для того, чтобы народ знал содержание священных книг, Ездра распорядился построить в городах и селениях синагоги (молитвенные дома), где бы верующие каждую субботу могли слушать чтение и толкование Священного Писания. Толкованием священных книг занимались ученые люди, которых называли книжниками. Они носили также название раввинов, т.е. учителей. Ездра основал Великую Синагогу – верховное судилище из священников и левитов, которым, кроме того, было поручено хранить и размножать священные книги. Деятельность Неемии. Книга Неемии

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Нельзя не видеть топографической точности всех библейских повествований; здесь книги Бытия и Паралипоменон совершенно согласны между собою в местных описаниях. Заметим также удивительное стечение одинаковых имен библейской юдоли Савиной, и обители Св. Саввы, которая теперь есть единственное жилище, находящееся в этой дикой лощине, на пространстве от Иерусалима до Мертвого моря 63 . Здесь, у подошвы Сиона, соединяются, как мы имели случай сказать, три горные ущелья: долина Иосафатова с севера, Царская с востока и Гиномская или Гигонская с запада. Эта последняя долина была границею между градом Иевусеев, то есть Иерусалимом, и коленом Вениаминовым, по определению Иисуса Навина ( Нав 18:16–20 ), и поэтому мы видим, что Иерусалим, находившийся в колене Иудовом, числился иногда в колене Вениаминовом (Там же) 64 , и вероятно, что некоторая часть города переходила на землю Вениаминову. Говоря о топографии библейской, развернем теперь книгу Иисуса Навина, где определяются границы колен Иуды и Вениамина, – и мы увидим все сцепленье горных ущелий от Гилгала чрез Адомим 65 до Иерусалима; исход этих ущелий – источник Рогиль и долина Гиномская, соединенная с Рефаинскою, на южной части Иерусалима ( Нав 15:7–8; 18:16–17 ). Спустясь от купальни Силоамской в долину, вы находитесь у самого соединения трех ущелий долин Иосафатовой, Царской и Гиномской; тут вы видите, при входе в долину Царскую, на высохшем русле Кедрона, опустевшее здание. Это колодезь священного огня Неемии; то место, которое названо самим Неемиею: Неффарь или Неффай, слово, значащее очищение. Мы читаем во второй книге Маккавеев (2 Макк 1:19–22), что когда иудеи были ведомы в пленение персами, Пророк Иеремия повелел священникам скрыть священный огонь храма в безводный колодезь. Возвратясь из пленения под предводительством Неемии, священники не нашли уже сокровенного огня, но вместо его одну илистую воду; Неемия велел оросить этою водою жертвы, и они внезапно загорелись. Артаксерс, царь Персидский, узнав об этом чудном событии, велел соорудить здесь памятник.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Вскоре после закладки храма, Кир скончался во время борьбы с воинственным племенем Массагетов (529 г.) 426 , и постройка храма задерживается происками и вмешательством Самарян, коих не успевает разобрать Кир. Письмо, которое по ( 1Езд.4:7 и 2Езд.2:16, 30 ) – адресуется от подкупленных ими Сирийских начальников «Артаксерксу» с доносом на неблаговидный будто бы образ действий строителей, Иосиф усвояет Камбизу 427 , сыну Кира (529–522), и его же именем помечает ответ доносчикам, содержащий приказ задержать дело строения. Объясняется это различие имен очень просто, если принять во внимание, с одной стороны, что интриги против реставраторов храма начались уже в последние годы Кира, – а с другой, при очевидной невероятности того, чтобы о храме могла быть речь при Артаксерксе (465–424), царствовавшем много позднее Дария (521–485), при котором храм, и по Ездре, быль уже кончен, – Иосифу несомненно в данном случае ближе известен был ряд царей Персидских, на основании других более компетентных источников. 428 Посему то, он, рабски подражая хотя бы апокрифическому Ездре в других случаях, «здесь» считает, однако, необходимым не только не повторять ошибки источника, но и исправить ее. В данном случае мы имеем, таким образом, один из благодарных результатов труда Иосифа – проверять показания Иудейской исторической литературы в точках соприкосновения ее с историей и литературой других народов. Правда, являясь более достоверным по сравнению с Ездрой, представление Иосифа столь же оспаривается в своей достоверности в виду других данных, заставляющих некоторых исследователей, как например Stade, совершенно изменить представление дела не только не в пользу Ездры, но также и Иосифа. Stade не без основания отмечает довольно заметную беспорядочность показаний Ездры IV гл. о движении храмовых работ. По смыслу этих показаний, во 2-й месяц II-ro года по возвращении из плена Иудеев, Зоровавель и Иисус совершили торжественную закладку храма и положили начало храмовых работ. Едва, однако, услышали об этом «враги Иуды и Вениамина» (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Бегство Никиты не убавило одушевления защитников. Город храбро оборонялся. О взятии Александрии близкий по времени сирийский летописец сохранил такой рассказ. – Один молодой человек, родом из северо-восточной Аравии, по имени Петр, проживавший в Александрии для получения образования, явился к Шахрбаразу и сообщил ему вычитанное им в одной книге предсказание, что город может быть взят только с западной стороны, с моря. Воспользовавшись этим указанием, персы захватили много рыбацких лодок и, посадив на них воинов, смешались на рассвете с множеством таких же лодок, направлявшихся каждое утро в город со своим уловом. Проникнув таким образом незаметно до западных ворот, персидские воины перебили стражу и, взобравшись на стены, возгласили победу Хосрова. Появление неприятеля с той стороны, где никто его не ожидал, вызвало страшную панику, и город оказался во власти персов. Среди ужасов паники и кровопролития началось бегство. Церковные сокровища и имущество граждан грузились на лодки в надежде увезти их в море. Но ветер был неблагоприятен для беглецов, и целая флотилия лодок досталась персам. Огромные богатства от грабежа Александрии и ключи от городских ворот были отосланы в Ктесифон к царю Хосрову. Умевший угождать своему повелителю Йездин заказал золотые ключи по образцу железных и поднес их царю в знак его победы. 146 Овладев Александрией, Шахрбараз совершил поход на юг, покорил средний Египет до пределов Эфиопии и, распространяя свою власть на запад, овладел Пентаполем и Ливией. 147 Подобно тому, как в Палестине верховным начальником туземного населения оказался под персидским господством заместитель Ицхарии Модест, так и в Египте власть над туземцами была предоставлена монофизитскому патриарху Андронику, который являлся ответственным лицом за исправность платежа налогов в пользу победителя. По смерти Андроника (3 января 623 года) его заменил Вениамин. Утрата Египта была страшным ударом для империи. Финансовые затруднения начались еще раньше, и уже в 615 г. вес серебряной монеты был понижен наполовину и соответственно этому уменьшены оклады всех служащих.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Книга Эсфири Сын и преемник Дарии, Ксеркс, на третьем году своего царствования, в столице своей Сусах дал пир вельможам своим и сатрапам ста двадцати семи областей от Индии до Ефиопии, подвластных своей державе, и, чтобы показать богатство и великолепие своего царства и выставить могущество своей власти, продлил его на шесть месяцев. По окончании этого полугодового пира, он назначил семидневный праздник для всех жителей столицы. В царском саду при дворце раскинуты были богатейшие шатры, в них расставлены были блиставшие золотом и серебром диваны на помостах из разноцветного мрамора; на них возлежали все от большого до малого, и, кто что хотел, ели из драгоценных сосудов и пили из золотых бокалов. Между тем, в самом дворце Вастия (Астинь) царица давала пир женам. В самый последний день этого народного праздника, царь, в чрезвычайно веселом расположении духа, велел позвать к себе царицу, чтобы показать всему народу и вельможам, как она прекрасна в своем царском убранстве, но Вастия отказалась явиться перед царя. Это пренебрежение к его власти чрезвычайно раздражило его; и он тут же предложил своим семи верховным советникам обсудить, какому наказанию подлежит царица за свое ослушание? Один из них сказал царю: «царица Вастия оскорбила не только царя, но и всех подданных его царства, потому что все жены, услыхавши, как царица Вастия не послушалась царя, по ее примеру станут презирать своих мужей. Теперь, если угодно тебе, государь, Вастию следует вовсе отлучить от царского дома и достоинство царской супруги передать такой жене, которая была бы лучше ее, и это определение нужно обнародовать по всему царству, чтобы все жены, и у знатных и незнатных, оказывали уважение мужьям своим». Этот совет был единогласно одобрен. Царица удалена была от царя, и определение о ней обнародовано было по всем областям Персидского государства. Впоследствии, когда негодование прошло, Ксеркс хотя и вспомнил о Вастии, но, после всенародного осуждения, уже не мог ее возвратить; тогда слуги, приближенные к царю, подали совет, из всех областей собрать самых прекрасных девиц в Сусы, и ту из них, которая более всех понравится царю, удостоить чести быть царицею. Царь весьма благосклонно принял совет. И вот, когда отыскивали для царя самых прекрасных девиц и приводили ко двору, в числе их представлена была одна Иудеянка, по имени Гадасса. Она не имела ни отца, ни матери, и вместо дочери воспитана была двоюродным братом своим Мардохеем, который происходил из колена Вениаминова, и которого предок переселен был из Иудеи в Вавилон вместе с Иехониею. После годичного приготовления, состоявшего в употреблении различных косметических средств, она введена была к царю. Он нашел ее прекраснее всех девиц, возложил

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Но у нас нет никаких оснований для такой корректуры. Риссель понимает название „аммонитский раб“ в общем значении – персидский чиновник, управлявший аммонитскими делами 482 . Но едва ли писатель употребил бы в этом смысле слово ebed: тогда он мог бы назвать „рабами» и Санаваллата, и Гешема, чего он, однако, не делает. Непонятно также, почему писатель назвал бы Товию аммонитским рабом, если бы Товия происходил, как предполагает Бюхлер 483 , из деревни Кефар-Аммонай, находившейся в Вениаминовом колене ( Нав. 18:24 ). Лучше понимать название „аммонитский раб“ или в том смысле, что Товия, будучи иудеем, по каким-то расчетам держал сторону аммонитян 484 , или же в том, что действительно он был некогда рабом, но достиг высокого положения и вместе с Санаваллатом стоял во главе управления областью. Несомненно только что и Товия, подобно Санаваллату, держался иудейской религии: на это указывает самое имя Товии, а также и то, что он имел жену из колена Иудина и был родственником священнику Елиашиву, тогда как сын его Иоханан был женат даже на священнической дочери ( Неем. 6:18. 13:4 ). Третьим противником Неемии, на ряду с Санаваллатом и Товией, был Гешем (2:19) или Гашму (6:6). Название „аравитянин» может указывать на то, что Гешем был шейхом какого-либо арабского племени, жившего на юге Палестины. Но возможно и то, что Гешем был представителем одного из тех арабских племен, которые были поселены Саргоном в Самарийской области 485 . Из названных лиц Гашму, присоединяясь к противо-иудейской коалиции, мог не иметь другого мотива, кроме свойственной арабам любви к войне и другого желания, кроме желания принять участие в ожидавшемся разграблении Иерусалима 486 . Но у Санаваллата и Товии мотивы и цели были более важные и более возвышенные. Домогаясь участия в постройке стен, эти ревнители самарянских интересов, как видно из слов Неемии (2:20), желали получить „часть и право и память в Иерусалиме“, т. е. желали войти в общество избранного народа. В основе этого желания лежали, без сомнения, побуждения и религиозного и политического свойства.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Арабские и персидские историки, которые, как мы видели, говорят, будто пророк Даниил был послан Киром вместе с иудеями, возвратившимися на родину, в Дамаск и сделан был правителем Сирии, передают, затем, что скоро пророк возвратился оттуда и последние годы своей жизни провел в Сузах, столице Персии 1481 . В Экбатанах, резиденции мидийских царей, пророк Даниил, как сообщает Иосиф Флавий, построил замечательную в архитектурном отношении, выдающуюся по красоте и оригинальности башню, в которой будто бы погребали мидийских, персидских и парфянских царей; башня эта была вверена попечению иудейского священника и еще во времена самого Флавия поражала всех видевших её своею красотою, живостью красок и оригинальною новизной 1482 . Буквально тот же самый рассказ передает нам Симеон Метафраст 1483 . Блаж. Иероним, делая ссылку на Иосифа, относит это не к Экбатанам, а к Сузам 1484 . Путешественник XII в. Вениамин Тудельский тоже сообщает о какой-то находившейся на расстоянии 20 миль от Вавилона высокой башне, построенной, по преданию, пророком Даниилом, куда жившие там иудеи собирались для молитвы 1485 ; а немецкие путешественники XVI в. Раввольф и Бевентинг в своих описаниях развалин древнего Вавилона передают, что в окрестностях его была в их время большая башня, которую местные жители называли «башней Даниила» и которая заключала в себе высокую комнату или – правильнее – высокую площадку, откуда прекрасно были видны на далекое расстояние окрестности древней столицы вавилонской 1486 . При персидских царях пророк Даниил, по словам св. Епифания 1487 и по апокрифическим сказаниям 1488 , совершил еще много других чудес, которые известны по преданию, но не записаны нигде. Между прочим, он предсказал также окончательное разрушение Вавилона, конец мира, последнюю борьбу его с царством тьмы и пришествие страшного Судии и указал признаки исполнения этих событий на одной из гор вавилонских. Скончался пророк в глубокой старости, 90 слишком лет 1489 , около 530 г. до Р. Хр. 1490 , – где и при каких обстоятельствах, – тоже неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

4:1. Враги вернувшихся с чужбины пленников. Когда пленники вернулись на родину в Израиль и Иудею, они попали не на необитаемую территорию. Потомки тех, кто был уведен в вавилонский плен, а также тех, кто был насильственно уведен сюда ассирийцами ( 4Цар. 17:1–6 ), неравномерно, разрозненными группами заселили эту землю. Тот факт, что автор Книги Ездры называет их «врагами», уже показателен сам по себе (3:3). Он свидетельствует о том, что их предложение помощи в восстановлении храма не было искренним до конца. В любом случае, вполне вероятно, что их понимание поклонения Яхве отличалось от такового у возвратившихся из плена (см.: 4Цар. 17:33 ). Этим можно объяснить резкую отповедь, которую дал Зоровавель в ответ на их предложение о помощи. 4:2. Переселение народа, совершенное Асархаддоном (Асарданом). После падения Самарии в 722 г. до н. э. ассирийский царь Саргон II переместил основную массу израильского населения в Халах и Мидию (см. коммент, к 4Цар. 17:6 ). На их место в Израиль были переселены народы из Ассирийской империи (см. коммент. к 4Цар. 17:24 ). Последующее переселение, вероятно, произошло в царствование Асархаддона (681– 669 гг. до н. э.; см. коммент. к Ис. 7:8 ). Потомки этих людей, возможно, депортированных из Сидона после военной кампании 676 г. до н. э., описываются как «враги Иуды и Вениамина», но в тот ранний период персидского владычества их еще не отождествляли с самарянами. 4:5. От Кира до Дария. Персидский царь Кир находился на престоле до 530 г. до н. э., когда он был убит в сражении со скифами на северо-восточной границе империи. Его преемником стал его сын Камбиз, главным достижением которого было завоевание Египта. Однако вскоре после этого он был убит, а борьба за власть завершилась победой Дария, которому удалось получить поддержку большей части персидской знати и жениться на дочери Кира. Он вступил на престол в 522 г. до н. э., и во время его правления (до 515 г. до н. э.) было завершено восстановление Иерусалимского храма. 4:6–23. Хронологическая последовательность.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

  От редакции Елики явил ми еси скорби многи и злы; и обращься оживотворил мя еси и от бездн земли возвел мя еси ( Пс.70:20 ). Епископ Саратовский и Балашовский Вениамин (в миру Виктор Димитриевич Милов) родился в городе Оренбурге 8/21 июля 1887 года, в день празднования в честь Казанской иконы Божией Матери. Когда Виктор был лет трех, отца его, священника, перевели служить в Вятскую губернию; там и протекли детские и юношеские годы будущего архипастыря. В 1916 году Виктор Милов, по окончании Вятской Духовной Семинарии, был послан на казенный счет в Казанскую Духовную Академию, однако в связи с революционными событиями успел закончить только первый курс, а вскоре и вообще переехал в Москву, в Данилов монастырь. В 1920 году Виктор Милов принял монашеский постриг с именем Вениамин в честь священномученика диакона Вениамина Персидского. В 1922 году отец Вениамин, закончив Московскую Духовную Академию, был удостоен степени кандидата богословия за работу «Преподобный Григорий Синаит . Его жизнь и учение». С 1923 года отец Вениамин – уже архимандрит – наместник Московского Покровского монастыря до самого его закрытия в 1929 году. По закрытии обители отец наместник был арестован и три года провел в лагерях. После окончания срока заключения отец Вениамин получил назначение в Никитский храм города Владимира, в котором и прослужил до осени 1937 года, когда был сослан на Север. С июня 1947 года отец архимандрит – в числе братии вновь открытой Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, а с осени этого же года и преподаватель патрологии Московской Духовной Академии в звании доцента. В 1948 году архимандрит Вениамин защитил диссертацию «Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви», получив степень магистра богословия, и был утвержден в звании профессора кафедры патрологии и в должности инспектора Академии. В 1949 году отец Вениамин снова был сослан, на этот раз в Казахстан. В 1954 году отец архимандрит получил должность настоятеля Ильинского храма города Серпухова. В 1955 году архимандрит Вениамин был рукоположен во епископа Саратовского и Балашовского. Скончался владыка 2 августа 1955 года, в день памяти святого пророка Божия Илии. Погребен епископ Вениамин в городе Саратове.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Василла дев., муч. римская, 24 дек. Василько , кн. ростовский, 4 марта. Васой , из 42 муч. амморейских, пострал. от Сарацын, 6 марта. Васса (лощина, страна пустая, греч.), мученица геллеспонтская, 21 авг. Вассиан , еписк. лавдийский, 10 июня. Вассиан , преп. цареградский, 10 окт. Васс, Евсевий и друг., мучч. никомидийские, 20 янв. Вата (терновник, греч.), монах, муч. персидский, 1 мая. Вахтисий , муч. персидский, 18 мая. Вафусий пресв., из 26 мучч. готфских, 26 мар. Вендимиан или Вендиан , преп. вифинский, ученик преп. Авксентия , 1 фев. Венедикт (благословенный, лат.), преп., римлянин, 14 марта. Венедим , муч. афинский, 18 мая. Вениамин (сын десницы, евр.), диакон, мученик персидский, 13 окт. и 31 март. Вениамин , преп., 14 янв. Вереника (приносящая победу, греч.), или Виринея , мученица из Иераполя, 4 окт. Верк (или Уирк), пресв., из 26 мучч. готфских, 26 мар. Вечеслав , князь чешский, 28 сент. и 4 марта. Вивея (Вевея – твердая, верная, греч.), мученица едесская, 15 окт. Вивиан (лат.), из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Викентий (побеждающий, лат.), диакон августопольский (в Испании), муч. валентийской, 11 ноября. Викторин (победительмый, лат.), муч. коринфский, 31 янв. и 10 марта. Викторин , муч. рммский, с Севастианом и друг., 18 дек. Виктор (победитель, лат.), иначе Фотин , муч. римский с материю Фотиною самарянынею, 20 мар. Виктор , муч. коринфский, 31 янв. и 10 марта. Виктор воин. муч. в Дамаске, 11 ноября. Виктор , муч. никомидийский, 18 апр. Виктор воин, муч. халкидонский, 16 сент. Виктор , муч. с Дорофеем и др., 18 февр. Вила (госпожа, халд., или небесная, древн. греч.), мученица, 28 окт. Вирилад , из числа 45 мучч. никопольских, 10 июля. Виринея (Вереника) , мученица из Иераполя, 4 окт. Вирко или Уирко , мученица готфская, 26 марта. Вир (муж, лат.), 30 дек. Виссарион (лощнистый, лесистый или кашляющий, греч.), преп. египетский, 6 июня. Виталий (жизненный, лат.), муч. керкирский, 28 апр. Виталий , муч. римский, из 7 сынов Филицаты , 25 янв. Виталий преп., из обителя аввы Серида, 22 апр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010