помогут ему. Египтяне снабдили народ израильский всем необходимым в дороге. Ср. Исх. 12,35.36 . 1:5–6 поднялись главы поколений... и... всякий... все соседи их. Подчеркивается готовность, с которой народ отозвался на волю царя и Божественное побуждение. 1 главы поколений. Здесь имеются в виду патриархи, стоявшие во главе родов; в дальнейшем указание на главу рода подразумевает и всех тех, кто находится у него в подчинении. Иудиных и Вениаминовых. Именно эти два колена были уведены в вавилонский плен. священники и левиты. Их возвращение было крайне необходимо, поскольку без священников и левитов не могло быть возобновлено храмовое богослужение (8,15–17). возбудил Бог. Ср. ст. 1. Как повеление Кира, так и отклик на него со стороны народа возникли не сами по себе, а во исполнение всесильной Господней воли. 1 Навуходоносор взял из Иерусалима. Это произошло в 597 г. до Р.Х. ( 2Пар. 36,7 ). 1 Мифредата. Один из персидских чиновников. Шешбацару. Некоторые склонны отождествлять Шешбацара с Зоровавелем, однако такое отождествление представляется недостаточно обоснованным. Ср. 5,14 –16: Шешбацар предстает как некто малоизвестный, а Зоровавель как весьма влиятельная личность (5,2.3). Вероятно, Шешбацар являлся официальным, назначенным Киром предводителем (возможно, он был персом), а Зоровавель вождем, которого выдвинул народ (2,2). 1:9–11 Количество перечисленных в ст. 9, 10 сосудов две тысячи четыреста девяносто девять, а не пять тысяч четыреста, как утверждается в ст. 11. Этому несоответствию не найдено объяснения; кроме того, достоверно неизвестно, что именно представляли собой эти «блюда» и «чаши». Выдача Киром священных сосудов должна была воодушевить народ Божий, поскольку в его глазах это свидетельствовало о верности Бога данному Им слову и об исполнении Им завета ( Иер. 27,22 ). 1:11 В соответствии с повелением Кира переселенцы возвратились в Иерусалим, принеся с собой принадлежавшие храму сосуды. Бог исполняет обещанное: наказав свой народ за отступление от завета, Он приводит его в землю обетованную ( Втор. 30,1–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Врачевание, врач Врачевание, врач ( Uob. XIII, 4 ). – В Библии слово врач в первый раз упоминается в кн. Бытия ( Быm.L, 2 ). Впрочем, есть некоторое основание предполагать, что врачи у евреев существовали и прежде сего времени: так, напр., обрезание над Исааком ( Быm. XXI, 4 ), акушерство (повивальные бабки) по случаю трудных родов Вениамина ( Быm. XXV, 17 ), очевидно, производились лицами, более или менее знакомыми с врачебным искусством ( Быm. L, 2 ). В особенности же врачебная наука процветала в Египте. Обучаясь премудрости египетской, Моисей, по всей вероятности, изучал и искусство врачевания. Египет, по замечанию Плиния, обиловал болезнями. Геродот говорит, что в Египте каждый врач занимался лечением какой-либо одной болезни, и потому на берегах Нила практиковало великое множество врачей. Каждое семейство должно было иметь по каждой отдельной болезни особенного врача, как, напр., по глазным, ушным, зубными и т. п., так что представляется неудивительным, когда мы читаем, напр., в кн. Бытия ( Быm.L, 2 ) следующие слова: Иосиф повелел своим слугам-врачам бальзамировать отца его (т. е. Иакова), именно, что здесь употреблено множественное число, а не единственное. Египетское врачебное искусство славилось и в других странах. Персидские цари Кир и Дарий пользовались помощью египетских врачей. В Библии находится также довольно фактических указаний на то, что искусство врачевания болезней по различным видам их составляло особенную профессию ( Npumч. XVII, 22 , Uep. VIII, 22 , Иез. ХХХ, 21 , Mф. IX, 12 , Лk. IV, 23 , Koл. IV, 14 ). Конечно, означенная наука в древности была очень проста и немногосложна и состояла главным образом в лечении ран и наружных болезней: раны, напр., очищали, обвязывали и смягчали елеем ( Uc. I, 6 ). Впоследствии, пользуя от наружных болезней, врачи могли ознакомиться и с внутренними ( II Nap. XVI, 12 ) и даже с душевными ( I Цap. XVI, 16 ). Бальзам галаадский весьма ценился как целительное средство. Когда Аса сделался болен ногами, так что болезнь поднялась до верхних частей тела, то был осужден за то, что в болезни своей взыскал не Господа, а врачей ( II Nap. XVI, 12 ). Кровоточивая женщина, по свидетельству св. Марка, много потерпела от многих врачей ( Mk. V, 26 ). Да и св. Лука, будучи сам врачом, говорит о ней, что она, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена ( Лk. VIII, 43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Закрыть itemscope itemtype="" > Откуда произошли современные евреи О Хазарском царстве и исследованиях происхождения народа Израиля 24.12.2022 1799 Время на чтение 4 минуты Фото: Сражение Святослава с хазарами. Радзивилловская летопись Толковый словарь Ожегова определяет слово «семиты» как «группу близких по языкам народов юго-западной Азии и северной Африки, к которым относились древние вавилоняне, ассирийцы, финикийцы, иудеи и другие народы, к которым принадлежат современные арабы, евреи, а также некоторые другие народы». Словари Ушакова или Ефремовой дают более развернутый перечень семитских народов: «Семиты – группа народов, обитающих – или обитавших когда-то в Северной Африке и Передней Азии (арабы, сирийцы, евреи, абиссинцы, айсоры, древние ассирийцы, вавилоняне и финикийцы), название происходит от имени Сим, одного из трех сыновей библейского праотца Ноя». Те же словари определяют антисемитизм как одну из форм национальной нетерпимости – враждебное отношение к евреям. Особенность в том, что не к семитам вообще, а только к евреям, и если семитизм – это вопрос географического или расового происхождения, то налицо случайное противоречие или преднамеренная подмена понятий. Однако все ли евреи семиты? Как повествует Библия, десять из двенадцати колен Израиля исчезли, когда ассирийцы завоевали территорию Израильского царства. В независимом на тот момент Иудейском царстве оставались два колена – Иудино и Вениаминово. Иосиф Флавий пишет о том, что ассирийский царь Салманасар переселил израильтян в Мидию и Персию, где они ассимилировались с другими народами. То же самое говорится и в Библии, с указанием Мидии и Ассирии (Цар. 18:11). В замещение на территорию Израиля были переселены месопотамские, персидские и мидийские племена. И здесь, и там происходило смешение народов. Жители Иудеи с презрением относились к новым переселенцам в Израиль – самарянам, которых они обоснованно считали иноплеменниками. Впоследствии Иудея была также покорена, и ее жители находились в Вавилонском плену.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/24/ot...

Однако эти границы иудейской провинции, о которых говорят списки 1Ездр. 2гл. и Неем. 7 гл. признаются некоторыми исследователями за действительно возможные и исторические границы Иудеи, как персидской провинции. Мейер высказывает недоумение: «как могли в то время (т. е. после 538 г.) быть занятыми пленниками-вениаминянами Лидда, Оно и соседние места?». Основания для своего сомнения в возможности поселения пришедших из плена иудеев в указанных пунктах Мейер находит у Неем. 6:2 и 1Мак. 10:30,38; 11:34 . В первом месте речь идет о препятствии со стороны Санаваллата и Гешема постройке стен, предпринятой Неемиею; «тогда прислал Санаваллат и Гешем ко мне сказать: прииди и сойдемся в одном из сел на равнине Оно. Они замышляли сделать мне зло» ( Неем. 6:2 ). Это место, по мнению Мейера, ясно говорит за то 233 , что долина Оно принадлежала самарянам. Но должно сказать, что из указанного положения не следует еще необходимо мысли о том, что и город Оно не принадлежал иудеям, даже наоборот, на основании этого же стиха, на который опирается в своем суждении Мейер, можно вывести заключение и о принадлежности всей долины Оно иудеям. Замечание Неемии на приглашение Санаваллата и Гешема явиться в одно из селений Оно: «они замышляли сделать мне зло» очень характерно. Очевидно, Санаваллат хотел завлечь Неемию в крайние пределы иудейской провинции, чтобы через это отклонить от себя подозрение в замышляемой им хитрости. Хитрость эта, конечно, таким путем была более замаскирована, чем если бы Санаваллат приглашал Неемию в пределы Самарии. Во втором же свидетельстве 1 книги Маккавейской говорится об обещании Дuмumpuя II Никатора присоединить к пределам Иудеи 3 области – Аферему, Лидду, Рамафем – и об исполнении им своего обещания. Не говоря уже о том, что в 1-й книге Маккавейской речь идет о Лидде в период сирийского владычества над Иудеей, следовательно, в более поздний сравнительно с послепленным, когда уже судьба Лидды могла измениться, возможно предполагать, что Лидда считалась в это время спорным пунктом в вопросе о принадлежности ее к Самарии или Иудее, тем более, что о точно официальных границах Иудеи, определенных персидским правительством, нет известия, а в самой Лидде, конечно, жили не одни иудеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не будем останавливаться на тяжелом впечатлении, которое производит на нас последний поступок Есфири, когда она просит продолжить мщение. Целомудренная, грациозная и нежная, молодая Вениамитянка не имела кровожадных инстинктов. Ее первые шаги запечатлены чисто женскою боязливостью. Она имеет нужду бороться против нравственной слабости для того, чтобы поддерживать дело, которое вверило ей Провидение. Она имеет нужду проникнуться мыслью о судьбах Израиля, чтобы пожертвовать своим покоем и своим счастьем. Того только, опасаясь, чтобы религиозная идея не погибла с народом, ее хранителем, она жертвует собой спасению своей веры. Но, когда успех увенчал ее предприятие, реакция страха делает ее неумолимою. Ее смущенный разум не в состоянии понять бесполезности продолжать мщение, закон которого Моисей освятил только по жестокосердию людей, а Христос должен был уничтожить. И дочь Израиля мстит за дело, которое уже восторжествовало. 31. Извращение семейной жизни возвратившихся Евреев Вслед за первою, отправилась из плена в свою землю вторая Еврейская колония. Ею управлял Ездра. Когда он достиг Иерусалима, его сердце наполнилось скорбью при виде развращения первой колонии. Был испорчен самый источник нравственной жизни – фамилия: Иудеи брали в замужество иностранок. Наказанные за свои заблуждения, они должны были начать новую жизнь; но с иностранными женами они вводили в семейства чуждую жизнь, теряли настоящий смысл своих святых преданий. Они подвергали себя риску несчастий, которых должен ожидать каждый народ, когда он сворачивает с своей народной дороги. Ездра в негодовании разодрал одежды, плакал и молился пред храмом. Это тронуло Иудеев: они раскаялись; они согласились отлучить от себя иностранных жен и даже детей, рожденных ими. С помощью Неемии, человека дела, который для пользы своих соотечественников оставил двор Персидского царя, Ездра принялся за возрождение Моисеевых учреждений. Мужчин и женщин Иудейских он заставил возобновить свой завет с Иеговою. Но когда Неемия, после своего путешествия в Персию, снова возвратился в Иерусалим, он увидел, что храм осквернен, иностранные женщины снова введены в Еврейские фамилии, даже в дом первосвященника. Неемия с негодованием напоминал своим согражданам, что сделали иностранные жены с наимудрейшим из Еврейских царей 411 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Kus...

  Главные события : Первое — эдикт Кира (538 год). После этого эдикта — возвращение иудеев с Зоровавелем и Иисусом, когда было возвращено приблизительно 10 тысяч. Это 1 и 2 глава книги Ездры. Второе событие в этом же году — сооружение нового жертвенника и первый праздник Кущ. 537 год — начало построения нового храма и прекращение работ в связи с наветом, который был сделан на иудеев. 520 год — выступление на служение пророков Аггея и Захарии, которые начинают свою деятельность и помогают сооружению храма. 515 год — освящение нового храма в месяц адая, в последний месяц года и в этом же году празднование Пасхи. После этого в книгах Ездры и Неемии есть большой пробел, примерно 60 лет. В этот пробел условно можно вставить книгу Эсфири. 458 год — Ездра покидает Вавилон и возвращается с поселенцами в Иерусалим 433 год — Неемия второй раз приезжает в Иерусалим.   Составителями Книг были безусловно Ездра и Неемия, туда вошли их личные записи. Используются различные родословные из списков членов общины, подлинность этих книг подтверждается пророками Аггеем и Захарией. Общее направление книги Ездры — построение храма и борьба за очищение общества. Ездра очень переживал, что многие иудеи вступили в брак с женщинами окружающих племен и он сказал о разводе их. Многие семьи, особенно где были священники, вынуждены были это сделать. Основное направление книги Неемии — это реформация или возрождение духовной жизни в Израиле. Практические поучения из этих книг следующие: Господь посылает своему народу тех людей, в ком Он непосредственно нуждается в настоящий момент, что проявляется в Зоровавеле, в Неемии, Ездре и пророках, который служили вместе с ними. Книга Есфири. ЛЕКЦИЯ 26 В названии книги задействовано имя главного действующего лица этой книги, знаменитой иудеянки из колена Вениаминова, которая возвысилась из бедной среды до звания царицы Персидской. И в еврейской, и в греческой Библиях название книги одинаковое. В повествовании говорится о наиболее вероятном времени: 480–475 годов до Р. Х. Царь, который сделал Есфирь своей женой, вероятно, Ксеркс, потому что все персидское повествование восходит именно к нему. Те имена, которые упоминаются там — реальные персидские, а имя Артаксеркс — это неправильный перевод. Писатель книги, по мнению большинства толковников, — Мардохей , воспитатель Есфири. Основанием такого мнения служит указание в (Есф. 9:22–32):

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Благополучно начатое восстановление храма было в скором же времени прервано по случаю вмешательства «врагов Иуды и Вениамина», под которыми писатель кн. Ездры, очевидно, разумеет поселенцев земли еврейской, позднее известных среди иудеев преимущественно, под именем самарян ( 4Цар. 17, 24–41 ). В 4 гл. кн. Ездры повествуется, что они, услышав о строении храма Господу Богу Израилеву возвратившимися из плена, пришли к Зоровавелю и к главам поколений и изъявили желание участвовать в воссоздании храма Тому Богу, к Которому, они, по их словам, прибегают и Которому приносят жертвы от дней Асардана, 40 царя Сирийского, который перевел их в эту землю. Это предложение услуг было решительно отклонено Зоровавелем и главами поколений, сославшимися на то, что Кир повелел строить храм одним освобожденным им пленникам вавилонским. Обиженные отказом, самаряне решили расстроить начатое иудеями дело восстановление храма, чего и достигли посредством подкупа царских советников: работы прекратились до второго года царствование Дария (стт. 1–5, 24). Исследователи разногласят при выяснении мотивов просьбы самарян. Некоторые полагают, что самаряне искренно стремились к религиозному единению с возвратившимися иудеями, как представителями истинной религии. Но кн. Ездры именует их врагами Иуды и Вениамина; отказ со стороны Зоровавеля и старейшин легко объяснить лишь при том предположении, что они имели достаточные основание заподозрить чистоту намерений самарян, предлагавших помощь, которая для пришельцев, во всяком случае, не могла быть излишней; очевидно, возможности полного религиозного общения с ними полуязычников-самарян представители иудейской общины не допускали и в их просьбе усматривали другие цели. После отказа самаряне не делают новых попыток к сближению, не стремятся убедить иудеев в искренности своих намерений, а начинают обнаруживать дотоле скрытую вражду по отношению к пришельцам и препятствуют им в деле строение храма, не останавливаясь даже пред подкупом персидских сановников. Если, кроме того, примем во внимание замечание (Ездр, 3, 3) о том, что враждебное отношение окружающего иудеев населения обнаружилось уже при построении ими жертвенника, то придем к заключению, что предложение услуг сделано самарянами не без задней мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

После того как были захвачены Дара, Апамея и прочие [города], персы перевезли в пределы персидские всех пленных, число которых, когда их считали в Низибии перед царем, было 275 тысяч, и прочих, которых не считали. Он привез их и заключил в Антиохии, которая была им построена, когда он покорил и захватил Антиохию [ромейскую]. По ее имени он построил в [своей] земле город, в котором он заключил всех пленных, захваченных в Антиохии и во всей ее области. Там он заключил и взятых в Даре и Апамее и всех прочих пленных, которых он захватил после того. Но и в своем заключении, при суровой охране, которая их сторожила, они [ромеи] не оставили своих заговоров, которые, как они надеялись, окажут им помощь. Они связались тайно с одним из персов из тех, что стерегли их, оберегая стену; собрали зузе 42 и дали ему 500, чтобы он спустил двоих из них на веревке ночью в том месте, где он стерег. Случились там благочестивые мужи, арабы-монахи; имя одного было Вениамин, другого, бывшего его учеником, – Самуил. Они намеревались, если они выйдут и бегут оттуда, тотчас направить свой путь к ромейскому императору, чтобы сообщить о пленных, много тысяч которых заключено в Антиохии. Также и все пленные послали через них [сказать]: «Вот здесь нас заключено больше чем 30 тысяч, а персов, что нас стерегут, не более 500 мужей. Если будет послан один из ромейских начальников и только покажется вне города, мы перебьем персов, выйдем и убежим в ромейскую землю». После того как это было втайне передано от всех пленных блаженному, перс, который взял мзду, спустил его и того, кто был с ним, ночью на веревках со стены. Они бежали и спаслись в ромейскую землю. Сначала они сообщили это ромейским начальникам, и те записали и послали это к императору. Когда они пришли в столицу к нам, 43 об этом узнал магистр, он пошел сообщить об этом императору Тиверию, [но тот] пренебрег и не посчитал это за правду. Таким образом было задержано и отложено дело освобождения всех этих притесненных пленных. Глава 20. О смерти Хосрова, царя персов, о времени его царствования и о прочем

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

P. 37-59). Достаточно давно ученые отмечали общие идеологические черты П. и Книг Ездры и Неемии: священническую т. зр. на события истории, особенный интерес к храму и культу и роли левитов в обществе. Однако авторы ряда последних исследований сделали выводы о нек-рых богословских различиях в книгах: 1) отсутствие важнейшего для автора П. понятия о возмездии и связанной с ним терминологии в Книгах Ездры и Неемии ( Williamson. 1977. P. 67-68); 2) разное отношение к сев. коленам, в особенности к самаритянам (Ibid. Р. 60-61); 3) большое внимание в П. к династии Давида; 4) различные акценты в Книгах Ездры и Неемии на избрании Авраама и на событии исхода, в П.- на роли патриарха Иакова (Летописец всегда называет его Израиль), очень редко упоминается исход (Ibid. Р. 61-66); 5) частые упоминания пророков в П. и практически полное отсутствие обращения к ним в Книгах Ездры и Неемии (Ibid. Р. 68); 6) только в повествовании Ездры и Неемии часто встречаются упоминания о храмовых служителях (петопот) и сыновьях слуг Соломона, в П. как исключение в 1 Пар 9. 2 ( Japhet. 1968. Р. 351-354; Williamson. 1977. P. 69); 7) в П. понятие Израиль охватывает все 12 колен, а в Книгах Ездры и Неемии Израиль - это только колена Иуды и Вениамина ( Williamson. 1977. P. 69). В совр. научной лит-ре можно выделить 3 основных взгляда на историю Летописца и Книги Ездры и Неемии (цит. по: Klein. 1992. P. 993): изначально была написана история, включавшая весь текст или отдельные части Книг Ездры и Неемии (ср.: Freedman. 1961. P. 436-442; Cross. 1975); П. и Книги Ездры и Неемии - это произведения разных авторов ( Japhet. 1968; Idem. 1993. P. 3-14; Williamson. 1977); книги являются работами одного автора ( Willi. 1972). Судя по всему, богословские отличия между произведениями являются убедительным аргументом в пользу вывода о том, что они написаны разными авторами. Датировка По вопросу о датировке написания П. согласия у исследователей нет. Диапазон предполагаемых дат появления П. составляет приблизительно 350 лет (с сер. VI по II в. до Р. Х.). Ранняя датировка определяется упоминанием в П. о возвышении Персидского царства (2 Пар 36. 20), т. е. о событиях 539 г. до Р. Х., не ранее к-рого книга могла быть написана. Наиболее поздняя дата появления П. обосновывается ссылкой на греч. перевод книги в сочинении иудейско-эллинистического историка Евполема, жившего во II в. до Р. Х.- приблизительно в 150 г. до Р. Х., если учесть, что между написанием книги, появлением ее в Египте и переводом на греч. язык должно было пройти какое-то время ( Knoppers. 2003. Р. 106; см. также: Klein. 1992. P. 994).

http://pravenc.ru/text/2578974.html

Итак, в настоящем месте пророческое слово повествует нам о случившемся во времена царствования Озии с потомками Иуды и Вениамина и с десятью коленами, жившими в Самарии, которые именовались и Ефремом, а также и Израилем. Поскольку же все пророчество совершилось во времена четырех царей, то пророк полагает и необходимо обозначает случившееся во времена каждого из них, предлагая превосходнейший порядок видений или своих речей. Таким образом, по смерти Азарии, который есть и Озия, наследовал царство Иоафам, преследовавший цели и начинания своего отца. Ибо и о нем говорится, что он сотвори правое пред Господем, как и Озия ( 2Пар.27:2 ; сн. 4Цар.15:34 ): обаче высоких не разори: еще людие кадяху на высоких ( 4Цар.15:35 ). И Озия пытался, вопреки должному, священнодействовать Богу и совершить каждение, по каковой причине и поражен был проказою. Иоафам же не так. Когда же и он кончил жизнь, ему преемствовал на царстве Ахаз, между тем как над Израилем, то есть над двенадцатью коленами царствовал Факей, сын Ромелиев. Этот последний воздвиг войну против Ахаза и Иуды, и в один день побил сто двадцать тысяч. Ибо разгневался Бог всяческих на нечестие Ахаза, о котором в четвертой книге Царств написано, что он ходи в пути царя Израилева ( 4Цар.16:3 ); потому что он был муж нечестивый и служил идолам, и детей своих преведе сквозе огнь, совершая каждение нечистым демонам ( 4Цар.16:4 ). Итак, во времена царствования его собрались войною против Иерусалима и Иуды сам Факей, сын Ромелиев и Раассон, царь Арама, то есть Сирии, и пришли с целью опустошения; однако не взяли города. Устрашившись же невыносимого нашествия, Ахаз собирает множество денег, посылает послов к царю Ассирийскому Феглафелласару и просит его помочь ему и пойти войною против Раассона, что и приведено было в исполнение. Царь Ассирийский, пришедши, взял Дамаск, и умертвил и Раассона ( 4Цар.16:5–9 ). Когда же скончался и Факей, сын Ромелиев, царствовавший в Самарии над Израилем, после него наследовал царский скипетр Осия, сын Илы, во время царствования которого пришел в Самарию Салманассар Ассирийский и взял ее всю, а Израиля отвел пленником и поселил на горах Персидских и Мидийских ( 4Цар.17:3,5,6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010