С другой стороны, возвращение из плена священника могло быть не единственным фактом. Что некоторые израильтяне продолжали жить в своих городах до плена вавилонского, это мы знаем из повествования пророка Иеремии, описанного им в 41 главе. По выселении иудеев из Иерусалима в Вавилон, над оставшимися в Иерусалиме и в других городах иудеями Навухудоносор поставил начальником Годолию, сына Ахикама. В 7-ой месяц по переселении иудеев этот Годолия был убит Исмаилом. На другой день после убийства его, рассказывает Иеремия, «пришли из Сихема, Силома и Самарии 80 человек с обритыми бородами и в разодранных одеждах…с дарами и ливаном в руках для перенесения их в дом Господень». Хотя пророк и не называет этих людей, но вероятнее всего это были коренные жители городов израильских, сами израильтяне. Если так, то и здесь мы находим подтверждение тому, что не все потомки десяти колен были отведены в плен, но часть их оставалась на родине и по разрушении Иерусалима. Но важен означенный факт и в другом отношении. Из него мы с правом можем заключить, что оставшиеся на родине израильтяне не прерывали своих сношений с Иерусалимом и, может быть, предпочитали селиться среди братьев своих – иудеев, чем жить с колонистами на родине. Едва ли можно сомневаться в том, что эдикт Кира разрешал возвратиться в свое отечество не только иудеям, но и израильтянам, так как с падением Ассирийского и Вавилонского царства они стали зависеть от царя персидского. Указ Кира относился ко всему народу еврейскому и опубликован был по всему царству ( Ездр. 1:1 ). Однако святые историки не говорят о том, чтобы потомки десяти колен воспользовались разрешением Кира. В списках фамилий и городов, находящихся в книге Ездры и Неемии, нет упоминания ни об одном из десяти колен, ни об одном из городов в их владениях. Вполне понятно, конечно, что колена Иудино и Вениаминово обнаружили более живое желание возвратиться на родину, чем израильтяне, за 200 лет ранее переселенные из отечества. Самые старые из них едва ли могли слышать что-либо от отцов своих о своей родине.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЕНИАМИН Мч. Вениамин Персидский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I.58 Л. 107 об.) Мч. Вениамин Персидский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I.58 Л. 107 об.) († 424), мч. Персидский (пам. 13 окт., 31 марта, пам. греч. 5 сент., 10 июня), диак. Обратил в христианство мн. персов-язычников. Во время гонений шахан-шаха Йезигерда I (399-420), к-рые начались казнью еп. Авды , В. находился 2 года в заключении. Визант. посол, прибывший к персид. двору, просил освободить В. Сын Йезигерда Варахран V (420-438) согласился на это при условии, что В. даст обещание больше не проповедовать христианство. Посол поручился за него, и В. был отпущен на свободу, однако продолжал обращать язычников в истинную веру. Через год В. был снова схвачен и приведен в г. Сузы. Он обличил языческие заблуждения перед шахан-шахом и был подвергнут жестоким пыткам (под ногти ему вонзили 20 спиц), а затем посажен на кол. Мученическая кончина В. произошла через 3 года после казни еп. Авды. Мученичество В. подробно описывается в «Церковной истории» Феодорита , еп. Кирского. Сохранилось арм. пространное житие В. и греч. краткие синаксарные жития. Память В. празднуется 13 окт., совместная память с еп. Авдой отмечается 31 марта, в визант. календарях также 5 сент. (напр., в Синаксаре К-польской ц. Х в.- SynCP. Col. 17-18) и 10 июня ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 176). Ист.: BHG, N 2000e, 2061m; BHO, N 7; ActaSS. Mart. T. 3. P. 901-902; PG. 117. Col. 380-381 [Минологий имп. Василия II]; SynCP. Col. 17-18, 137, 574-576; Bedjan. Acta. T. 4. P. 250-253; Феодорит. Церк. ист. V 39; ЖСв. Окт. С. 329-330; Март. С. 617; Michel le Syrien. Chronique/Ed. J.-B. Chabot. P., 19632. T. 2. P. 17-18. Лит.: Peeters P. Une Passion arménienne des SS. Abdas, Hormisdas, Sahin et Benjamin//AnBoll. 1909. T. 28. P. 399-415; Janin R. Benjamin (1)//DHGE. T. 7. Col. 1340; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 799; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 79-80.

http://pravenc.ru/text/150273.html

Из этого сообщения видно, что предметом содержания речей названных пророков было восстановление храма, и оказанная ими представителям общины поддержка, очевидно, заключалась в том, что они возбуждали энергию строителей храма и ободряли их. Пророческие речи оказали свое действие: они пробудили упавшую энергию погрузившейся в мелочные житейские заботы общины, довели до сознание всей важности воссоздание храма и преступности равнодушного отношение к святому делу; и теперь препятствие того же рода, что и начавшиеся шестнадцать лет назад и выразившиеся во вмешательстве в дела иудейской общины заречного областеначальника Фанная, уже не останавливают начатой постройки: строители отстаивают свои права; дело представляется на рассмотрение царя и решается в благоприятном для иудеев смысле. Никель не считает невероятным, что именно смуты в Персидском государстве, наступившие после насильственной смерти Гауматы, возбудили энергию иудеев, которые теперь, при общем замешательстве, могли будто бы рассчитывать на то, что им нечего опасаться вмешательства власти в их внутренние дела, если только они будут политически благонадежны. Пророки же, воспользовавшись обнаружившимся в общине подъемом духа, своими речами докончили дело (Ss. 128–129). Ни кн. Ездры, ни пророки Аггей и Захария не дают повода к подобным предположениям. Иудеям не было никакой нужды пользоваться наступившей смутой для осуществление такого предприятия, которое царским указом не только разрешалось, но и поощрялось. Скорее неспокойное состояние государства давало больше простора врагам Иуды и Вениамина и подкупаемым ими царским советникам. Велльгаузен, на которого делает ссылку и Никель, отрицает .всякую связь между выступлением пророков Аггея и Захарии и событиями в Персидском государстве после занятия престола Дарием (Die Kleinen Propheten übersetzt. und erklärt von J. Wellhausen. Dritte Ausgabe. Berlin 1898. S. 175). Из первой пророческой речи Аггея ясно, что внешние препятствие служили для иудеев лишь поводом к тому, чтобы приостановить обременительную при данных обстоятельствах постройку храма; причиною же этой приостановки была забота о благоустройстве собственных жилищ; забота о необходимом постепенно перешла, по-видимому, в заботу о второстепенном и даже излишнем, как можно заключить по обращенным к народу упрекам Аггея.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Миссионерская деятельность отца Гурия в эти годы приняла другие формы, чем до революции. Уже не они “ходили в народ”, а народ шел к ним. По городу разнеслась слава о “братьях Егоровых”. Однажды отец Гурий представился митрополиту Антонию Храповицкому , которого раньше не знал. Когда он назвал свою фамилию, митрополит воскликнул: “А, братья Егоровы, как вас не знать, вся Россия знает братьев Егоровых!” В те же годы отец Гурий познакомился со Святейшим Патриархом Тихоном: несколько раз он ездил к Патриарху в Москву по поручению Петроградского митрополита Вениамина. Был такой единственный случай, когда Патриарх Тихон приехал в Петроград. Митрополит Вениамин представил ему отцов Иннокентия, Гурия, Льва. Патриарх сказал: “Ну кто же их не знает: Иннокентия, Гурия, Льва. Их надо выдвигать”. И выдвижение состоялось. В начале 1922 года всех троих наградили саном архимандрита. Посвящение в этот сан совершил митрополит Вениамин. Из троих он так выделил отца Гурия, что кроме сана архимандрита, наградил его посохом, сказав при этом: “Дается Вам этот посох в знак особого служения Вашей молодежи”. Действительно, отец Гурий очень любил молодежь, и она постоянно окружала его. Это был вид его миссионерского служения, о котором говорил еще митрополит Сергий, Японский. Первые годы революции, по крайне мере 1918–1922 годы, были удивительными вот в каком отношении: можно было пойти на любую лекцию в любое Высшее учебное заведение. Поэтому на лекциях И. П. Павлова, В.М. Бехтерева, В.И. Вернадского и А.Е. Ферсмана было битком набито народу. Более того, имея среднее образование, можно было записаться вольнослушателем в университет. Так и отец Гурий записался на исторический факультет и ходил туда в рясе и скуфье. Правда, за недостатком времени, он вскоре прекратил свое учение. В июне 1922 года отец Гурий был арестован и сослан в Туркестан. Он остановился недалеко от Ашхабада и очень близко от персидской границы, в селении, где жили молокане, – русские сектанты, переселенные туда еще царским правительством, чтобы создать заслон против Персии. Это были сильные, трудолюбивые люди, которые вели крепкое крестьянское хозяйство, любили молиться и читать Библию . Отец Гурий интересовался их жизнью, и они его очень любили. В Туркестане отец Гурий жил в отдельном домике с садом. С ним жили священник отец Василий и монахиня Мария (Мария Карловна Шмидт, дочь кишеневского губернатора.) Дни у них проходили в молитве и физическом труде. Свежий воздух и здоровый климат укрепили здоровье отца Гурия. С тех пор он полюбил Среднюю Азию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

142 В этих словах Иакова сыновьям своим слышится сильное подозрение его, что они виноваты в потере Иосифа 143 В древности на востоке хозяин, желая особенно почтить какого-либо гостя, предлагал ему лучшие порции, иногда две и даже пять порций 144 Иосиф хотел испытать братьев, выдадут ли они Вениамина, чтобы спасти себя. Если бы они выдали Вениамина, то он, может быть, оставил бы его при себе, вызвал бы к себе отца, а братьев предоставил бы судьбе их 148 При каком фараоне Иосиф управлял Египтом, и Иаков переселился в эту страну? По свидетельству Манефона (египетского жреца, жившего в III веке до Р. X.), от основания египетского государства до завоевания его персидским царем Камбизом сменилось 26 царствовавших династий. В правление 14-й династии, за 2200 лет до Р. X., в Египет вторглись с востока кочевавшие в Аравии, Ханаане и Сирии пастушеские племена семитского и кушитского происхождения и овладели Египтом, кроме самых южных областей. Они выбрали в цари одного из своих, по имени Салатис, он жил в Мемфисе, а на лето приезжал в укрепленный им город Аварис, где основал военную колонию и делал военные упражнения. Салатис и преемники его (11, 15 и 17 династии) назывались гиксы, т.е. цари-пастухи, и владычествовали в Египте 511 лет. Гиксы охотно принимали родственных им переселенцев с востока как помощь и подкрепление себе. Ко времени гиксов относят путешествие Авраама в Египет; к этому же времени относят и владычество Иосифа в Египте и переселение Иакова в эту землю. Фараон, возвысивший Иосифа, верил в Духа Божия, в единого Бога, по-видимому, в того Бога, в которого веровали Иосиф и Иаков; не чуждался скотоводов, как чуждались природные египтяне, и имел свои стада скота ( Быт. 41:37–41, 46:34, 47:1–10 ). Все это приводит к тому заключению, что этот фараон был не природный египтянин (то есть не коренной египтянин, а представитель пришлой династии – редакция), а из династии гиксов, которые не были чужды веры в истинного Бога, в Которого веровали евреи, и было пастушеское племя. Историк Евсевий относит управление Иосифом Египта ко времени 17-й династии гиксов, а Георгий Синкелл, византийский историк VIII века, говорит: «Всеми подтверждается, что Иосиф управлял Египтом при Апофизе (Гикском Фараоне) и начал свое правление в 17-й год его царствования» (Syncel. p. 104)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Город, хоть ты разграблен, имя твоё существует. Неизвестный поэт города Ура В 1160 г. от Р.Х. в тринадцатилетнее странствование по Востоку отправился раввин из Туделы (Королевство Наварра) Вениамин, сын Ионы. Именно ему мы обязаны самым ранним – написанным в 1178 и напечатанным в 1543 году на древнееврейском языке, а спустя 30 лет на латинском – подробный отчёт, в котором речь идёт о памятниках древней Месопотамии. Совершив паломничество в Палестину, Вениамин из Туделы направился в Тадмор, затем пересёк пустыню, переправился через Евфрат и, путешествуя частично посуху, частично водным путём вверх по течению реки Тигр, добрался до Мосула, чтобы посетить здесь единоверцев. Холмы с погребёнными в них руинами, выступающими из-под песков, произвели на него сильное впечатление. Вот что он пишет: «Этот город стал теперь столицей персидского царства. Раскинувшийся по берегам Тигра, он сохранил былое величие и великолепие. Между ним и древней Ниневией существует только мост, но Ниневия совершенно разрушена. Среди древних стен раскинулись лишь многочисленные деревни и посёлки». В это же время по Месопотамии путешествует ещё один пилигрим – раввин Петахиаш из Ратизбоны (древнее название города Регенсбурга, ФРГ ). В его записях говорится, что Ниневия стала уже горой руин. К сожалению, Петахиаш не сообщает, где она находится. Более подробное описание этих мест оставил баварский лекарь и натуралист Леонгард Роволф из Аугсбурга; он посетил Мосул примерно в 1575 году. В своей работе «Beschreibung der Reise Leonhard Rauwolffen» (1582) он рассказывает о расположенном вблизи города высоком холме, который, подобно пчелиным сотам, густо населён бедняками. «На этом месте и вокруг него, – пишет Роволф, – некогда находился могучий город Ниневия... какое-то время являвшийся столицей Ассирии» с.10]. Ниневия, проклятая и забытая последующими поколениями, стала воплощением легенды. Ни у кого из последующих потомков не было чёткого представления о том, под каким из многочисленных холмов в окрестностях Мосула погребены её остатки. Когда в 1817 году родился будущий первооткрыватель древней Ниневии Астон Генри Лэйярд (ум. 05. 07. 1894) , в мире уже не осталось совершенно никаких доказательств существования этого города, – столицы Ассирийского царства. Не было никаких доказательств и того, что когда-то существовало могущественное Ассирийское государство. Только Библия неоднократно свидетельствовала нам о Ниневии, в которой она представлена «городом великим» ( Иона 1:2 ). Как в Ветхом, так и в Новом Завете город Ниневия упоминается 20 раз, а в целом Библия повествует об Ассирии ещё в 132 местах. В этой древней книге «город крови» ( Наум 3:1 ) – Ниневия и «логовище львов» (2:11) – Ассирия, предстают перед читателем как символ величия и падения, ужасных злодеяний и справедливого возмездия. «Я – и нет иного, кроме меня» ( Соф.2:15 ) – говорила о себе Ниневия.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

11:23. Содержание певцов. Царь (а здесь, вероятно, речь идет о персидском царе Артаксерксе I) был заинтересован в укреплении религиозного культа (см.: Езд. 4:8–10; 7:21–24 ). С глубокой древности, с 3-го тыс. до н. э., при дворах большинства ближневосточных царей использовались профессиональные певцы. Так, например, царь Мари Зимри-Лим (ок. 1780–1760 гг. до н. э.) содержал при своем дворе большую группу певцов. О певцах в Израиле см. в коммент. ко 2Пар. 29:27–30 . 11:24. Доверенные лица царя. В разных источниках, связанных с Персидской империей, содержатся сведения о высокопоставленных представителях царя в разных сатрапиях. Они время от времени появлялись при дворе с отчетами о положении дел в той или иной провинции, куда они были посланы, и с советами по поводу разрешения местных проблем. 11:25–36. Города и селения. Все названия городов в этом перечне перечислены в Нав. 15 , за исключением Дивона, Иешуа и Мехона. Этот список показывает, что евреи жили на довольно большой территории. Потомки Иуды концентрировались в пустыне Негев и в Шфеле, а колено Вениамина – в районе центральных холмов и на прибрежной равнине. Это может дать представление о масштабах персидской провинции. 12:1–26 Список священников и левитов 12:8. При славословии. В 1Пар. 15:16–24 детально описывается организация левитского хора и оркестра у царя Давида. Однако есть и другие, хотя и немногочисленные, описания музыки при дворе царя. В хоре было поровну мужчин и женщин (см.: Езд. 2:65 ). Некоторые исследователи полагают, что певцы хора не столько пели, сколько декламировали нараспев. Кроме этого текста, у нас нет данных об обязанностях левитов, «состоявших при славословии». Музыканты перечисляются среди служителей храма в новоассирийских надписях, и среди них были и мужчины, и женщины. В одном тексте из Нимруда упоминается солист. 12:24. Установление Давида. Сведения о предписаниях Давида, связанных с проведением богослужения, встречаются в Первой и Второй книгах Паралипоменон (напр., см.: 1Пар. 15,16,23–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Во 2 части (7 – 10 глл.) излагается второе возвращение пленников под предводительством Ездры в 7-й год Артаксеркса I (458 г. до Р.Х.) и деятельность Ездры в Иерусалиме. I. ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ПЛЕНА И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ХРАМА. 1–6 гл. Возвращение вавилонских пленников (1 – 2 глл.). 1, 1–4; 2Пар. 36, 22–23 . Текст указа Кира, позволяющий иудеям возвратиться в Иерусалим и восстановить храм, изданный в год провозглашения его царем Вавилона, то есть в 538 г.. Совпадение отрывков 1Езд. 1, 1 –3а и 2Пар. 36, 22–23 , содержащих указ Кира, свидетельствует о том, что книги Ездры-Неемии первоначально составляли вторую часть одного большого произведения, первой частью которого были книги Паралипоменон. В так называемом «Цилиндре Кира» этот персидский царь описывается как восстановитель разрушенных храмов и благодетель многих депортированных народов, позволивший им вернуться на родину. 1, 5–11. Приготовления к возвращению. Указ о возвращении пленников в опустошенную страну был воспринят неодинаково. Особую ревность и инициативу проявили главы поколений Иуды и Вениамина, которые первыми стали готовиться к путешествию и восстановлению храма. Из остающихся в Вавилонии многие жертвовали драгоценности. Царь Кир возвратил сосуды, взятые Навуходоносором из Иерусалимского храма, которые были переданы «Шешбацару, князю Иудину». 2, 1–70. Список возвратившихся. Общее число репатриантов равнялось 42.360 (2, 64–65); кроме того, семь тысяч слуг и рабов. Всего около 50.000. Вместе с иудеями и вениамитянами возвратились также «пленники переселения», которые происходили не от Иуды и Вениамина, а из десяти северных колен. Это далее подтверждается тем, что «сыны Ефремовы и Манассиины» упоминаются в 1Пар. 9, 3 среди жителей послепленного Иерусалима. «Израильтяне», взявшие иноплеменных жен, перечисляются в 1Езд. 10, 25 . Выражение «весь Израиль» употребляется в книге по отношению ко всем репатриантам (2, 70; 6, 17; 8, 35). 12 тельцов и козлов были принесены в жертву «за всего Израиля». Все это говорит о том, что репатрианты из колен Иудина и Вениаминова действительно соединились с представителями прочих израильских колен. Это помогает понять, почему в новозаветное время иудеи продолжали говорить о «двенадцати коленах» ( Лк. 22, 30 ; Деян. 26, 7 ; Иак. 1, 1 ). Список возвратившихся из плена приводится еще в Неем. 7, 6–73 с незначительными расхождениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

1-я и 2-я КНИГИ ПАРАЛИПОМЕНОН. В еврейской Библии эти две книги объединены в одну под названием “ Летопись ”. Греческое же название, перешедшее в славянский и русский, означает “дополнения”, очевидно, к книгам Царств. Эти исторические записи возникли в IV веке до Р.Х. и составлены по старинным документам. Легко заметить, что книги Паралипоменон часто повторяют сведения о царях, которые уже известны из книг Царств, но, кроме того, содержат много дополнительных фактов. Особое внимание обращается на заброшенное при потомках царя Соломона служение в храме. Речь в книгах идет, главным образом, об Иудейском царстве. Содержание 1-й книги Паралипоменон. Родословие от Адама до Давида. Царствование Давида. Его соратники. Гибель царя Саула и его дома. Правление Давида и его заботы о будущем храме. Благодарственная молитва Давида, его последнее желание и кончина. Содержание 2-й книги Паралипоменон. Жертвоприношение Соломона, его богатство. Постройка храма и его освящение. Правление Соломона. Его мудрость, слава и его конец. Цари и пророки в Иудейском царстве от Ровоама до Седекии. Разрушение Иерусалима и Вавилонский плен. Распоряжение Кира, царя персидского, о восстановлении храма. 1-я КНИГА ЕЗДРЫ И КНИГА НЕЕМИИ. Эти книги продолжают книги Паралипоменон, они названы по имени великих государственных деятелей Израиля периода восстановления Иерусалима. В еврейской и греческой Библии они составляли одну книгу, которая называлась книгой Ездры. Уже в христианское время они были разделены. Когда окончилось время плена, многие благочестивые люди из колен Иудина и Вениаминова вернулись со своими старейшинами в землю отцов. Возможно, что возвратились некоторые плененные из других колен, но большинство осталось в рассеянии по всему миру до последнего времени. По приказу персидского царя Кира, покорителя Вавилонии, в Иерусалим пришла первая группа переселенцев под руководством старейшины Зоровавеля (536 год до Р.Х.). После церемонии закладки храма на месте разрушенного строительство остановилось – соседние самаряне из зависти оклеветали строителей перед царем. Оно возобновилось только при новом царе – Дарии. Возведение храма было окончено, его торжественно освятили, была отпразднована Пасха. Драгоценные сосуды храма и принадлежности возвращены царем Артаксерксом со второй группой переселенцев под начальством Ездры, “искусного ученого в законе Моисеевом”.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

При Кире Иудеи, наконец, получили свободу возвратиться в свое отечество ( 2Пар.36:22,23 ; 1Ездр. 1 ) 9 . Даниил между тем оставался в Персии и не возвратился в землю отечественную, может быть, потому, что указ о дозволении пленным иудеям возвращаться на родину не простирался на состоявших в службе государственной; а может быть, и сам Даниил предпочел остаться при дворе царском, чтобы быть полезным для своих соплеменников, как оставшихся в переселении, так и возвратившихся в отечество, но и там состоявших под властью царей персидских. Но хотя Даниил не видел отечественного города и своей страны, тем не менее Господь не оставлял утешать его откровениями о будущей судьбе царств и в особенности народа Божия и о пришествии Мессии-Избавителя. Так, в 3-й год единовластительства Кирова, при начале весны, когда Даниил находился на берегу большой реки Тигра, ему принесено было ангелом откровение о преемниках Кира, об Александре Великом и о наследниках его державы в Сирии и Египте, наконец, об антихристе и об избавлении чрез Мессию ( Дан.10–12 гл.). д) Предания о последующей судьбе пр. Даниила, месте его смерти и погребения О последующей судьбе пр. Даниила ничего достоверного не известно. Одно можно сказать с положительностью, что Даниил дожил до глубокой старости. Если положим, что отведение его в Вавилон последовало на 18 году его жизни, то уже в 3-й год царствования Кира, когда Даниилу открыто было последнее видение (X–XII гл.)., ему было слишком 90 лет 10 ; а если допустим, что Даниил жил и во все время царствования Кира, продолжавшегося 7 лет, то можно допустить, что он умер около ста лет от роду. Где умер и погребен пророк, об этом говорят различно. По одним источникам (Epiph. de vit. proph), он умер в Вавилоне, а по другим – в Мидии, в Екбатанах, или в Сузах. Иосиф Флавий (Иуд. др. гл. 10:11) повествует, что в его время в столице мидийского царства – Екбатанах, существовала башня, построенная Даниилом. Она была гробницею царей персидских и мидийских и охранялась иудейским священником. Путешественник XII в., Вениамин Тудельский, рассказывает, что в Хузистане – древних Сузах, – он видел могилу пророка Даниила. 2. Современное пророку Даниилу состояние язычества и Иудейства

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010