Но если Израиль и будет побежден и рассеян по всей земле то все таки он останется по древним обетованиям, предметом милосердия и сострадания Превечного, – так думали без сомнения многие Ефремляне, слыша, как Осия объяснял им побуждения, по которым назвал своего старшего сына Изреелем. Между тем Гомера рождает пророку второе дитя, дочь, символ слабости, и сам Бог называет ее Лорухамою, невозлюбленную, для которой у Бога нет милосердия. «Потому что, говорит Превечный, отныне я не буду более милосерд к дому Израиля, но уведу и переселю его вполне». И рассеяние Иудеев десяти колен доказывает достаточно, что Бог не гневается напрасно, и что Его слово в худую как и в добрую сторону не возвращается к нему без действия. Но между тем, как первая угроза (I, 4–5) не смягчена никаким обетованием, вторая более страшная, сопровождается великим утешением. Однако же эта милость делает только еще более горьким для нераскаянных Ефремлян то наказание, которое возвещено им, потому что она относится к их врагу, их сопернику Иуде и притом одному Иуде. А дом Иудин помилую, и спасу их в Господе Боге их, спасу их не луком, ни мечем, ни войною, ни конями и всадниками ( Ос.1:7 ). Эти слова возвещают освобождение Иуды и освобождение, которое совершит Иегова способом мирным и необычайным, без помощи человеческой, без оружия, освобождение, подобное освобождению евреем, бывших пленниками в Египте. (Сравните последние возвышенные слова, произнесенные Моисеем, Втор.33:26–29 , и которые Осия имел по видимому в виду). Мы уже сказали, что это пророчество исполнилось, спустя немного после разрушения Самарии, при Езекии, когда Ангел истребитель поразил в одну ночь пред Иерусалимом войско Сеннахирима ( 4Цар.19:35 ). К этому то событию оно относится прямо и первоначально; но оно справедливо также в отношении к Иудеям, бывшим пленниками в Вавилоне, которым цари персидские дали дозволение возвратиться в отечество и которые почти все принадлежали к двум коленам – Иудину и Вениаминову. Это самое пророчество в духовном смысле исполнилось в спасении, принесенном этим самым иудеям Иисусом Христом, который есть Превечный их Бог. И оно исполнится вместе духовным и временным образом по возвращении обратившихся Иудеев в землю обетования.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

ПРИМЕЧАНИЯ Глава двадцатая ВОЗВРАЩЕНИЕ. ПЕРВЫЕ ТРУДНОСТИ 1. Книга Эзры (Ездры), гл. 2, дает список родов, ушедших с Зерубабелем, определяя общее число переселенцев в 42 360 человек, не считая 7337 рабов и 200 певцов. Но, как полагают, здесь имеется в виду не один караван, а несколько: 1) Шешбацара, 2) Зерубабеля, 3) первый Нехемии, 4) Эзры и 5) второй Нехемии (см.: Н Gauberm. La Renaissance d " Israel, 1967, р. 67) — и, следовательно, каждый караван состоял из 6-8 тысяч людей. Книги Эзры и Нехемии составлены были ок. III b. до н. э., но на основании древних документов (см. приложение 1), поэтому там отсутствует строгий хронологический порядок событий (хотя сами факты даны достаточно точно). В связи с этим возникает много неясностей относительно порядка караванов. Насчет первых двух существуют три гипотезы: 1) Шешбацар и Зерубабель — одно и то же лицо; этот караван покинул Халдею в 538 г. (см.: Д. Попов. Возвращение иудеев из плена Вавилонского, с. 76 сл.); 2) Шешбацар отбыл в 537 г., а Зерубабель в 520 г. (см.: Н. Gauberm. La Renaissance d " Israel, р. 73) и, наконец, 3) И Шешбацар и Зерубабель отбыли в 538 году, причем первый несколько опередил второго (см.: J. Brighm. А History of Israel, р. 349). Третьей гипотезы как наиболее близкой к библейскому повествованию мы и придерживались, излагая историю реставрации Иудеи. 2. В Книге Эзры (4, 1 сл.) самаряне не названы прямо, а сказано лишь о «врагах Иуды и Вениамина», но из дальнейшего текста явствует, что речь идет о самарянах. Автор приводит факт их враждебных действий, но они относятся к эпохе персидского царя Артаксеркса I (465-425). Иосиф Флавий (Арх. XI, 2.1) не заметил этого анахронизма. Он упорно называет самарян «кутейцами», намекая на их происхождение из восточной области Куты. Но это явно полемический прием, связанный с конфликтами, которые разыгрывались между иудеями и самарянами в его время. Относительно религии самарян см.: В. Рыбинский. Самаряне. Киев, 1913, с. 162. 3. На примирение с самарянами, кроме существования самарянского Пятикнижия, указывает наличие тесных родственных связей между ними и иудеями в эпоху Нехемии, а также то, что пророки Аггей и Захария ни одного слова не говорят об их противодействии постройке храма. И, наконец, как мы увидим, в 520 г налог для строительства храма взимался и с самарян (Езд 6, 8, 9). Глава двадцать первая ВТОРОЙ ХРАМ Иерусалим, 530-485 гг.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Итак, в настоящем месте пророческое слово повествует нам о случившемся во времена царствования Озии с потомками Иуды и Вениамина и с десятью коленами, жившими в Самарии, которые именовались и Ефремом, а также и Израилем. Поскольку же все пророчество совершилось во времена четырех царей, то пророк полагает и необходимо обозначает случившееся во времена каждого из них, предлагая превосходнейший порядок видений или своих речей. Таким образом, по смерти Азарии, который есть и Озия, наследовал царство Иоафам, преследовавший цели и начинания своего отца. Ибо и о нем говорится, что он сотвори правое пред Господем, как и Озия ( 2Пар.27:2 ; сн. 4Цар.15:34 ): обаче высоких не разори: еще людие кадяху на высоких ( 4Цар.15:35 ). И Озия пытался, вопреки должному, священнодействовать Богу и совершить каждение, по каковой причине и поражен был проказою. Иоафам же не так. Когда же и он кончил жизнь, ему преемствовал на царстве Ахаз, между тем как над Израилем, то есть над двенадцатью коленами царствовал Факей, сын Ромелиев. Этот последний воздвиг войну против Ахаза и Иуды, и в один день побил сто двадцать тысяч. Ибо разгневался Бог всяческих на нечестие Ахаза, о котором в четвертой книге Царств написано, что он ходи в пути царя Израилева ( 4Цар.16:3 ); потому что он был муж нечестивый и служил идолам, и детей своих преведе сквозе огнь, совершая каждение нечистым демонам ( 4Цар.16:4 ). Итак, во времена царствования его собрались войною против Иерусалима и Иуды сам Факей, сын Ромелиев и Раассон, царь Арама, то есть Сирии, и пришли с целью опустошения; однако не взяли города. Устрашившись же невыносимого нашествия, Ахаз собирает множество денег, посылает послов к царю Ассирийскому Феглафелласару и просит его помочь ему и пойти войною против Раассона, что и приведено было в исполнение. Царь Ассирийский, пришедши, взял Дамаск, и умертвил и Раассона ( 4Цар.16:5–9 ). Когда же скончался и Факей, сын Ромелиев, царствовавший в Самарии над Израилем, после него наследовал царский скипетр Осия, сын Илы, во время царствования которого пришел в Самарию Салманассар Ассирийский и взял ее всю, а Израиля отвел пленником и поселил на горах Персидских и Мидийских ( 4Цар.17:3,5,6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

354 Как предание передало имена Риши, начертавших гимны Риг-Веды или помнило во времена Перикла имя Гомера, или Гезиода. 356 Стоит просмотреть наш русский синодальный перевод псалмов, в котором принято прибавление греческой библии удерживать, заключая их в скобки. О других разностях см. ниже. 357 А именно в псалмах 3, 7, 17, 29, 33, 50, 51, 53, 55, 56, 58, 59, 62 и 141. В 142 и 143 псалмах, означенных именем Давида, историческое добавление взято из греческой библии (точно также последний псалом с историческим указанием взят из греческой библии). – Мы добавил еще, что мы не помещаем в числе исторических надписей заглавие псалма 9-го, потому что слова «по смерти Лабена» очень сомнительны. Имя Лабена в библии не встречается, а многие авторитеты под надписью о Лабене разумеют музыкальное орудие. 358 Значение этой надписи вам непонятно, так как и имени Хуса мы не находим в истории этого времени. Но можно догадываться, что какой-то Вениамитянин Хус оклеветал Давида пред царем. Может быть однако Хус (Куш) означает эфиоплянина. 359 1 Царств, XXI, 10–15. Вместо Авимелеха в указ. месте назван Авхус (западн. Achish). Но надо помнить, что Авхус было собственное имя царя; Авимелех же «отец царь» было имя династическое, или титул всех этих царей. Ср. об Авимелехах, царях филистимских в Гераре, Быт. ХХ, 2 и XXVI, 1. 362 См. выше об Ахитофеле XVII, 1 и сл., который очень хорошо понимал, что если Давид успеет перейти Иордан, то дело Авессалома проиграно. 364 Мы напоминаем, что этим псалмом заканчивается вторая часть Псалтиря, и что псалом 71 заканчивается словами: «Кончились молитвы Давида, сына Иесеева». Об этом делении мы говорили выше. 367 Тиршафа Ездры II, 63; Неемии VII, 65, 70 есть титул, означавший главного начальника. См. в библ. словаре Смита. Первым Тиршафа в Палестине был Зоровавель, потомок Иудейских царей, вторым Неемия. По-видимому Ездра был еще жив во времена Неемии, см. Неемии Vin, 9. Заметим, что Шелбацар 1 Ездры I, 8, 11 – есть персидское имя Зоровавеля. Первосвященником был в то время Иисус. 1 Ездры III, 2, Неемии XII, 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Врачевание, врач Врачевание, врач ( Uob. XIII, 4 ). – В Библии слово врач в первый раз упоминается в кн. Бытия ( Быm.L, 2 ). Впрочем, есть некоторое основание предполагать, что врачи у евреев существовали и прежде сего времени: так, напр., обрезание над Исааком ( Быm. XXI, 4 ), акушерство (повивальные бабки) по случаю трудных родов Вениамина ( Быm. XXV, 17 ), очевидно, производились лицами, более или менее знакомыми с врачебным искусством ( Быm. L, 2 ). В особенности же врачебная наука процветала в Египте. Обучаясь премудрости египетской, Моисей, по всей вероятности, изучал и искусство врачевания. Египет, по замечанию Плиния, обиловал болезнями. Геродот говорит, что в Египте каждый врач занимался лечением какой-либо одной болезни, и потому на берегах Нила практиковало великое множество врачей. Каждое семейство должно было иметь по каждой отдельной болезни особенного врача, как, напр., по глазным, ушным, зубными и т. п., так что представляется неудивительным, когда мы читаем, напр., в кн. Бытия ( Быm.L, 2 ) следующие слова: Иосиф повелел своим слугам-врачам бальзамировать отца его (т. е. Иакова), именно, что здесь употреблено множественное число, а не единственное. Египетское врачебное искусство славилось и в других странах. Персидские цари Кир и Дарий пользовались помощью египетских врачей. В Библии находится также довольно фактических указаний на то, что искусство врачевания болезней по различным видам их составляло особенную профессию ( Npumч. XVII, 22 , Uep. VIII, 22 , Иез. ХХХ, 21 , Mф. IX, 12 , Лk. IV, 23 , Koл. IV, 14 ). Конечно, означенная наука в древности была очень проста и немногосложна и состояла главным образом в лечении ран и наружных болезней: раны, напр., очищали, обвязывали и смягчали елеем ( Uc. I, 6 ). Впоследствии, пользуя от наружных болезней, врачи могли ознакомиться и с внутренними ( II Nap. XVI, 12 ) и даже с душевными ( I Цap. XVI, 16 ). Бальзам галаадский весьма ценился как целительное средство. Когда Аса сделался болен ногами, так что болезнь поднялась до верхних частей тела, то был осужден за то, что в болезни своей взыскал не Господа, а врачей ( II Nap. XVI, 12 ). Кровоточивая женщина, по свидетельству св. Марка, много потерпела от многих врачей ( Mk. V, 26 ). Да и св. Лука, будучи сам врачом, говорит о ней, что она, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена ( Лk. VIII, 43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Есфирь Есфирь (звезда) ( Ecф. II, 7, 9 ) – прежде называлась: Гадасса (мирта) – молодая, красивая еврейка, дочь Авигалла, из колена Вениаминова, сделавшаяся царицей, супругой персидского царя Ассуира (Артаксеркса) Лонгимана. Лишившись еще в детстве своих родителей, Есфирь была воспитана своим родственником Мардохеем, занимавшим должность привратника при дворе царском в Сузах. Когда Ассуир, разгневавшись на свою супругу Астинь, развелся с ней, то со всего царства в Сузу были собраны красивейшие девицы для выбора из числа их жены персидскому государю, в числе их находилась и Есфирь. На ней-то остановился выбор царя, и она заступила для него место оставленной Астини. Не зная, что Есфирь принадлежит к еврейскому народу, Ассуир разрешил первому своему вельможе, Аману, ненавидевшему евреев, в известный день умертвить всех евреев в его царстве и овладеть их состоянием. А так как Мардохей оказывал открыто презрение к Аману и не отдавал ему должного почтения, то Аман решил немедленно испросить у царя разрешение повесить Мардохея, для которого нарочно приготовлена была уже и виселица. Но не успел еще Аман получить разрешения на это, царь вспомнил о личной великой услуге ему Мардохея и от приближенных лиц узнал, что Мардохей за свою заслугу ничем не был награжден, поэтому, как только Аман предстал царю, получил приказание отличить особой почестью Мардохея. И вот, по чудному действию Божия Промысла, Аман сам вскоре погиб на виселице, тогда как все иудеи были спасены от грозившего им истребления, а Есфирь и Мардохей возвеличены еще более. Все эти обстоятельства подробно описываются в книге Есфири. По случаю чудесного избавления Мардохей и Есфирь установили в 14-й и 15-й день месяца Адара ( Ecф. IX, 21 ) праздник Пурим, или жребиев, потому что Аман кидал жребий, выбирая день для погубления евреев (см. Пурим ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Скачать epub pdf Глава III. Патриархальный Период Призвание Авраама и переселение его в обетованную землю Быт. 11–12 В южной части Месопотамии, в так называемой Халдее, на правом берегу Евфрата, верстах в десяти от него, археологи раскопали остатки древнего города. Город этот, как видно по надписям, был Ур, называвшийся по месту своего положения Халдейским. Отсутствие в Библии каких-либо сведений об этом городе можно восполнить тем, что известно нам из археологии и истории. Город Ур – столица древнего Шумера, к тому времени существовал уже более тысячи лет. В древности он находился гораздо ближе к берегу Персидского залива, от которого теперь его отделяет большая полоса наносной земли, и вел обширную морскую торговлю. Земля здесь была плодородная, так что окрестности Ура в ту пору походили на цветущий сад. Население, занимавшееся земледелием, скотоводством и различным ремеслом, жило в материальном достатке и стояло на высокой ступени цивилизации. Особенно было развито у них строительное искусство. Остатки больших сооружений и теперь удивляют ученых своей грандиозностью. Необычайная прозрачность воздуха, в которой звезды скорей пылают, чем светят, способствовала раннему наблюдению над небесными светилами. Вместе с астрологией развивалась математика. Письменность здесь уже хорошо была известна, и даже существовали целые библиотеки, хотя вместо книг были глиняные таблички с изображенными на них письменами. Но, к несчастью, вся эта богатая цивилизация была насквозь пропитана самым грубым идолопоклонством. Вместо жертвенников истинному Богу повсюду возвышались храмы и капища идолам, служение которым часто принимало грубо чувственный и безнравственный характер. Главными божествами считались солнце и луна, за которыми следовали другие, второстепенные божества. Им строились храмы, посвящались города, делались с них изображения, получившие значение домашних богов (терафимы), которым вверялась охрана благосостояния отдельных семейств. В эту-то страну идолопоклонства переселился один из послепотопных патриархов, по имени Фарра. Отдаленным его предком был Евер, который происходил по прямой линии от Сима, сына Ноя. Происходя от такого славного рода и будучи прямым его представителем, Фарра сначала твердо держался отеческих преданий: хранил не только истинную веру в Бога и связанное с нею обетование, но все законы патриарха Ноя. Неизвестно, что именно побудило его переселиться в Халдею; но во всяком случае известно, что он поселился в Уре и жил там значительное время. Здесь у него родилось три сына – Аврам, Нахор и Аран, которые поженились, и у последних двух были дети, а жена Аврама – Сара (сестра ему по отцу, но не по матери) была бесплодна. Положение этого семейства в этой идолопоклоннической стране, несомненно, было тяжелым. Кругом царило самое омерзительное идолослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Книга Есфирь Название книги Еврейское название книги Есфирь есть Esther, греческое – Εσϑρ. Название это, очевидно, заимствовано от главного предмета книги; поскольку она повествует о Есфири, знаменитой Иудеянке из колена Вениаминова, которая из бедной и беспомощной сироты возвысилась до звания царицы персидской и сделалась, по изволению Божию, орудием спасения для своих соотечественников в персидской стране. Время описываемого события Писание умалчивает о времени, к которому должна быть относима история Есфири. Но, с наибольшей вероятностью, ее можно относить к годам от 480–475 до Р. X.; ибо, по указанию и исследованиям некоторых ученых 941 , царь, сделавший Есфирь своей супругой и называемый в еврейском подлиннике Ассуиром 942 , есть не кто иной, как известный Ксеркс 943 , прославившийся своим неудачным походом в Грецию 944 . В самом деле все, повествуемое о сем царе в книге Есфирь, вполне согласно с его сластолюбивым и жестоким характером, а, равно, и с некоторыми отдельными обстоятельствами его царствования, о которых говорит светская история. Сюда относится, например, чрезвычайный совет сановников, созванный им в третий год по восшествии на престол 945 , также – возвращение из Греции в Персию на седьмом году царствования 946 . Писатель книги Есфирь Точных сведений о писателе книги Есфирь не имеется. Впрочем, большинство толковников этим писателем считают Мардохея, воспитателя Есфири, – на что есть основания и в самой книге; ибо там говорится, например, что Мардохей записал события, составляющие предмет книги 947 , и также, – что рукою Мардохея, совместно с Есфирью, написано окружное послание к Иудеям об учреждении праздника Пурим, с объяснением исторических обстоятельств и повода к учреждению этого праздника, – а это, именно, и составляет все содержание книги Есфирь 948 . Притом же, это содержание показывает в писателе современника, и даже очевидца рассказываемых событий; так, например, он до мельчайших подробностей знает обычаи и обстановку двора персидского, называет по имени жену и десятерых сыновей Амана 949 и с точностью обозначает время и даже дни, в которые происходили события 950 . Все это весьма вероятным делает мнение о Мардохее, как писателе книги Есфирь.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Эта национальная исключительность и взаимная сплоченность иудеев рано стала возбуждать подозрение и вражду в языческих народах, и это неприязненное чувство еще более усилилось, когда евреи явились сильными соперниками в торговых делах и захватывали в свои руки всю промышленность той или другой страны. Но, несмотря на враждебное отношение языческого мира к евреям, влияние их на этот мир не отрицали сами язычники, и оно усиливалось с каждым годом. Этому содействовало самое состояние языческого мира. Состояние языческого мира Перед пришествием Спасителя языческий мир клонился к упадку и разложению. Великие монархии востока – Египетская, Вавилонская и Персидская – все поочередно господствовали и исчезали. Александр Македонский пытался возродить их на почве греческой культуры, но созданная им монархия не пережила своего основателя и после его смерти распалась на несколько отдельных частей, которые легко сделались добычей Рима, – «железного царства», ставшего властелином всего мира. Римские орлы победоносно пронеслись от берегов Евфрата на востоке до столбов Геркулеса на западе, и от берегов Северной Африки на юге до Британских островов на севере. Великолепные военные дороги соединяли между собой самые отдаленные страны, а римское управление и общераспространенный греческий язык сблизили между собой народы всего цивилизованного мира. Началось изумительное круговращение в области религии, литературы, искусства и промышленности, какого еще не видно было в истории человечества. Рим – столица мира, собирал все лучшее в тогдашнем мире, чтобы потом распространять во все страны своеобразную римскую цивилизацию. Это необычайное взаимообщение народов имело влияние на религиозно-нравственное состояние языческого мира. В Риме пришли в столкновение между собой всевозможные языческие культы, и их бесконечное разнообразие по необходимости должно было привести к убеждению, что языческие боги являются произведением самих же народов и не в состоянии удовлетворять присущей человеку потребности в истинной религии. Сильнее всего это сказалось на самих римлянах, вера которых в своих богов уже раньше была подорвана распространением греческих философских сочинений, прямо издевавшихся над олимпийскими богами как над измышлениями человеческого разума. Но так как человек не может быть без религии, то началось томительное искание истинного Бога, в поисках Которого были перебраны все известные тогда религии и культы, и чем таинственнее был культ, тем больше имел он приверженцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

«Волхвы»: волхв ( μα’γος – слово персидского происхождения), и у Персов волхвами назывались люди мудрые, обладавшие высокими, обширными и тайными знаниями, в особенности астрономическими и медицинскими. Они же были большей частью и жрецами, служителями религии. Они пользовались великим уважением, особенно при дворах вавилонском и персидском, были советниками царей. Упоминаемые здесь волхвы были астрономы или астрологи (звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися Солнцу правды) и, как видно, были люди добрые и добродетельные (ср. Злат., Феофил.), хотя в языческом смысле, почему и сподобились особенного откровения Божия и стали начатком обращения язычников в царство Христово. Древнее предание сохранило и имена их: Мелхиор, Гаспар и Валтасар, и то, что они были люди знатные, и то, что они впоследствии были христианами. – «С востока»: так как у евангелиста нет прямого указания, из какой именно страны Востока, то еще в древности мнения о сем были не одинаковы. Одни полагали, что из Аравии (Иустин, Епифаний и Тертуллиан), другие – из Персии (Злат., Феофил. и Вас. В.), или из Халдеи (Августин). Впрочем для истины евангельской истории все равно, откуда они ни были, но вероятнее более принятое мнение, что – из Персии. Там они были в особом почете; там из обращения с пленными иудеями могло чище сохраниться пророчество о звезде Иакова и других пророчествах о пришествии Мессии и времени сего пришествия; там, говорят, было в особенном обычае ходить на поклонение новорожденным царям. – «В Иерусалим»: Иерусалим – главный город иудейского царства, в южной части Палестины, в колене Вениаминовом по древнему разделению. Волхвам естественно было прийти прежде всего именно в Иерусалим, как столицу и местопребывание иудейских царей: ибо они не знали подробно места и обстоятельств рождения нового царя. С другой стороны, по особому устроению Божию, они должны были своим торжественным пришествием (как обыкновенно путешествовали знатные люди на Востоке) обратить особенное внимание иудеев и распространить сильную молву о рождении нового царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010