Бог столько печется о нашем примирении, что допускает и жертвоприношению Своему оставаться несовершенным и службе прерваться, только бы мы прекратили вражду друг к другу и гнев... (5, С. 126) ...о том, как милостиво и кротко Он [Господь Иисус Христос – С. М.] будет обращаться со всеми, посмотри, как ясно говорит... пророк. Подвергаясь оскорблению, оплеванию, злословию, бесчестию, бичеванию и, наконец, крестной смерти, Христос не мстил делавшим это, но великодушно и, кротко переносил все: поношения, козни, бешенство и безумную ярость народа и другие нападения; все это пророк выразил словами: трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине, не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова ( Ис.42:3–4 ). (33, С. 366) ...ты имеешь Владыку всех – Бога, который и прежде хранил тебя, а теперь еще больше и с особенною заботливостью будет пещись о тебе; и немалое доказательство Своего великого промышления о тебе, как я выше сказал, Он уже показал нам тем, что сохранил тебя здравою и невредимою среди такого пламени забот и печали, и не попустил тебе потерпеть ничего нежелательного. Если же Он не попустил быть кораблекрушению во время такой бури, но тем более сохранит твою душу во время тишины... (13, С. 248) А что спасся бы и Иуда, если бы остался жив, это видно из примера распинателей. Если (Господь) спас вознесших Его на крест, и на самом кресте умолял Отца и просил им прощения в грехе, то явно, что Он со всем благоволением принял бы и предателя, если б этот принес надлежащее покаяние; но он не в состоянии был воспользоваться сим врачевством... (39, С. 652) Бог, дав заповедь, показал большее попечение (о людях), нежели когда бы Он не дал ее... (7, С. 147) Для того чтобы ты и узнал... и подивился человеколюбию Бога, Который удовольствовался трехдневным покаянием за столь великие беззакония, и сам ты не впадал бы в отчаяние, хотя бы и без числа согрешил. Как вялый душой и беспечный, хоть и получит много времени для покаяния, по лености не сделает ничего важного и не примирится с Богом, так добрый и пылающий рвением, и с великой ревностью совершающий покаяние, может и в краткое мгновение загладить грехи многих годов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Будем сегодня, как дети, жаловаться Господу на свою душу и говорить Ему: «Господи, душа моя болеет гордостью, завистью, гневом, леностью, тщеславием и плотскими страстями. Господи, исцели нас! Если Ты не уврачуешь, мы погибнем от зла». Есть ли ответ на этот крик изболевшихся душ? Да. Господь устами апостолов Своих утешает нас и показывает, как грешник может прийти к Богу, достичь мира в совести своей. Апостол Павел свидетельствует, что кто сокрушается о своих грехах, печалится о них, тот совершает бесповоротное покаяние во спасение. А святой апостол Иаков говорит, что кто молится и печалится о других грешниках, тот и сам спасается: «Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» и еще: «Если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» 87 . Итак, печаль о себе, что мы злы и порочны, с желанием быть добрыми, и печаль о других погибающих – вот что может привести нас к душевному миру и спасению. Понудим прежде печалиться о себе свою душу. Помните блудного сына в проповеди Христовой? Он насладился вечери небесной не прежде, как пришел в сокрушении духа к отцу своему: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» 88 . Знаком нам хорошо и евангельский мытарь. Он пошел в дом свой оправданным лишь после того, как в храме, стоя вдалеке от святилища, не хотел очей возвести на небо, но бил себя в перси, говоря: «Боже, милостив буди мне грешнику» 89 . Кто был апостол Павел? Верховный апостол. Вот что он в сокрушении спасительном говорил от всего сердца: «Верно и всякого приятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» 90 . И мы должны размягчать свои души, как блудный сын и мытарь, если мы окаменели, если равнодушны к своему душевному состоянию. Не размягчается сразу земля, иссохшая от зноя, после росы или даже от проливных дождей, не сразу подымаются приникшие к земле колосья после орошения влагой.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

В данной работе будет рассказано о православной традиции освящения жилища. Будут рассмотрены вопросы о том, зачем в принципе необходимо освящать свой дом, в чем смысл этого религиозного обряда. Для наглядности будет приведено последование освящения жилища, которое использует Православная Церковь в своей практике. В заключении будут рассмотрены еще ряд практических моментов, связанных с христианским обрядом освящения жилья. Надеемся, что данная работа будет полезной и интересной, как для тех, кто только готовится освятить свое жилище по христианскому обряду, так и для тех, кто интересуется обрядами Русской Православной Церкви. Сергей Милов Смысл обряда освящения дома В жизни Православной Церкви каждое действие, каждый обряд или таинство имеют свой определенный духовный смысл. Этот сакральный (то есть таинственный) смысл заложен во внутреннюю жизнь Церкви Самим Господом Богом. В центре любого церковного действия всегда находятся два объекта – Бог и человек. Бог в этом диалоге является центром всей жизни, сущностью, на которую обращены взоры каждого верующего человека. Однако и роль самого человека в этом диалоге нельзя умалить. Человек является венцом творения Божия, главной и конечной целью создания всего видимого и невидимого бытия. О важности сотворения именно человека мы можем прочитать уже в первой главе Книги Бытия: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт. 1, 26–28). В данных словах и деяниях Бога мы видим, что именно человек получает право владеть всем созданным миром. Однако это владычество должно было гармонично сочетаться с непрерывным делом богообщения. Это означает, что по замыслу Божию, человек должен был находиться в постоянном общении со своим Творцом – Пресвятой Троицей; он должен был постоянно духовно совершенствоваться и в перспективе был направлен на достижение полного бессмертия. В этом смысле, человек должен был постоянно освящаться Божией благодатью, а вместе с человеком эта благодать должна была затрагивать все сферы его жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В нас нет еще той любви, без которой невозможно пребывание с Богом. И темные духи были низвергнуты с неба за то, что не было у них любви и подчинения Богу, а были страсти, которыми они прогневали Его. У нас нет постоянства, мы отклоняемся то в одну, то в другую сторону, а в Царстве Небесном и духи, и души имеют твердую решимость и служат одному Богу. Сегодняшнее евангельское чтение учит нас, как нам приготовиться к достойному сожитию с Богом. Христос говорит нам: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу (жизнь) свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» 158 . Вот что нужно для Царствия Небесного, вот какова искра, возжигающая души и ведущая нас к Богу. Но как же нам погубить душу для этой жизни и спасти для будущей? А возьмем такой образ: что должен испытывать корабль во время плавания? Он должен бороться с морскими волнами, затем противостоять ветрам и, наконец, преодолев их, искусно миновать разные подводные рифы и скалы. Вот и для нас, которые находятся в плавании по бурному житейскому морю, волны морские – это волны житейского моря, ветры – это наши страсти, а подводные скалы – это соблазняющая нас клевета на Церковь , веру и святыню. Если мы будем с покорностью воле Божией переносить страдания, то Господь увенчает нас за них вместе с мучениками, о которых поется в церковной песни: «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшиеся...». Ветры – это наши страсти. В каждом человеке живут эти страсти и проявляют себя. И апостол Павел говорит: «По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» 159 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

В посланиях апостола Павла благодарение Бога составляет одно из первых выражений апостольского чувства, с каким начинается почти каждое из посланий. Благодарение – ключевая нота посланий и обязательный пункт в общем плане их построения. Говоря обобщенно, благодарственная молитва есть отклик ума и сердца верующих на получение ими от Бога духовно-благодатных и материальных дарований. 3 Если хвалебные и благодарственные молитвы выражают преимущественно радость человека, то просительные молитвы большей частью содержат в себе излияние пред Богом человеческой скорби. По самому характеру земной жизни, исполненной горя и всяких тяжелых переживаний, из человеческих уст исторгаются к Богу чаще всего молитвы просительные. Страдания от всяких врагов, пресыщение бедствиями, нуждами, унижениями до праха немощами и болезнями заставляют людей прибегать к Лицу Божию день и ночь с прошением помощи и заступления. Слуха Господа достигают бесчисленные, как песок, мольбы о спасении от преждевременной смерти, злых помышлений, страстей, от бесчестия, жалобы на горести, утраты, ужас пред врагами и прошения о даровании духовных благ и земного благосостояния. Не находя вокруг себя человеческой поддержки, люди невольно взирают на небо и молитвенно восклицают: «Господи! Возведи меня на скалу, для меня недосягаемую 293 . Будь моей мышцею с раннего утра и спасением... во время тесное« 294 . «Воззри, Господи, ...мне тесно, волнуется во мне внутренность, сердце мое перевернулось во мне» 295 . «Я погряз в глубоком болоте и не на чем мне стать; вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня. Я изнемог от вопля к Тебе, Господи» 296 ; «Не замедли, ибо Ты – надежда моя... от утробы... матери моей» 297 . В ответ на молитвенные призывы к одним людям Господь быстро приближается, Он как бы говорит им: »Вот Я " 298 . И, подобно дождю, благодатно орошает их 299 . Другим медлит помогать, испытывая их веру и смирение, но после защищает и их 300 . Применительно к сказанному выше, просительную молитву можно определить как умно-сердечное прошение у Бога духовно-телесных благ, низводящее на молящихся дарования Духа Святого и Божию помощь в земных нуждах 301 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

В предусмотренное же время по любви к миру Он, действительно, отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную 146 . В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши 147 , Который умер за нас, когда мы были еще грешниками 148 . Здесь мы познали любовь, которую имеет к нам Бог Отец 149 . Он Сам любит (нас), как возлюбил (Христа), потому (мы) возлюбили (Спасителя) и уверовали, что (Он) исшел от Бога 150 . В потусторонней жизни Господь Спаситель обещал еще более совершенно открыть имя Отца верующим, чтобы любовь, которою Отец возлюбил Сына, была в них 151 . Любовь Сына Божия и Святого Духа к людям имеет, по Библии, свои особенные оттенки и действенные проявления. Воплотившийся Сын Божий предал себя на крестную смерть за спасение человеческого рода, который до конца возлюбил 152 . Как представитель его, Он своею смертию в состоянии любви убил на кресте человеческую вражду к Богу греховно настроенного человека, Кровию Своею приблизил людей к Отцу и примирил с Ним действием Святого Духа в Церкви. Христос Спаситель любит всех верующих, объединившихся в Нем, любовию и благодатно питает их в таинствах Церкви. Дух Святой по дару Христову таинственно простирает на всякого человека, обратившегося ко Христу, дыхание Своей животворной любви 153 . Действие любви Святой Троицы обобщенно выражают следующие апостольские слова, имеющие отношение ко всему сонму верующих в Церкви: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и общение Святого Духа со всеми вами " 154 . Это значит, что невещественную любовь Святой Троицы Сын Божий по изволению Отчему и действию Святого Духа в таинствах Церкви преподает как незаслуженную человеком благодать, или благое даяние свыше. Божественная любовь вечно свята, безмерна, самопреданна людям в меру вместимости ими и сообщается путем излияния Духом Святым. Она – непостижимо-огненная сила чувства Божия, отражающаяся в действиях высочайшего Божественного Разума и Воли.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

В процессе воспитания в себе страха Божия усилиям человеческого ума доступно частое держание в сознании библейских мыслей о страшном величии Небесного Бога Отца, Который есть и Любовь, и в то же время нелицеприятный праведный Судия человека, воздающий каждому по делам его 587 . От здравомыслия о святом Боге прямой путь к благоговейному страху пред Ним, открывающим на земле Свои праведные суды и творящим возмездие рабам Своим 588 . В связи с идеей страха Божия библейские писатели ясно начертывают образ божественных действий в мире, возбуждающих богобоязненность в сердце человека. Библейские мысли в Боге есть вместе с тем переживания Бога. 1 Господь всевышний страшен, – читаем в Библии. – Он великий Царь над всею землею 589 , великий силою, судом и полнотою правосудия. Свято и страшно имя Его 590 как Владыки видимой природы и всевышнего Судии людей. Держава и страх у Бога 591 Вседержителя твари. Он... повелевает молниям, сокрытым в дланях Его, кого разить 592 . Его могущества на облаках трепещет вся тварь 593 , Столпы небес дрожат и ужасаются от грозы Его 594 . Он призирает на землю, и она трясется... дрожит 595 . В страхе пред лицем Его море бежит и обнажает сушу дна, как при переходе евреев через Чермное море и Иордан, возвращается назад 596 . Если бы Он расторг небеса и сошел, горы растаяли бы от лица Его, как от плавящего огня, как от кипятящего воду 597 . Во время Всемирного потопа Господь потоками рассек землю. Увидевши Его, вострепетали горы, ринулись воды; бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои 598 . Грозный в явлениях природы Бог нелицеприятен и страшен в судах над каждым человеком и целыми народами. Яростный грозный вихрь идет от Него... на голову нечестивых 599 , и они не могут выдержать негодования Божия 600 . Очи Его обращены на праведников... но лице Его против делающих беззаконие, чтобы истребить с земли память их 601 . Для них Он огнь поядающий 602 Господь не убоится человеческого лица и не устрашится величия 603 земного. Он Сам страшен более всех богов 604 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

В рассуждении о личном спасении мы подчеркнем следующие истины: 1 . Спасение есть результат милости Божией к нам и нашего подвига. 2 . В личном переживании на пути спасения можно различить как бы некоторые ступени. 3 . Характерные изменения в уме, чувстве и воле спасаемого. Предварительно следует остановить свое внимание на том факте, что все наше спасение осуществляется силою Господа нашего Иисуса Христа, Который Царствует и Господствует в верующих благодатию Св. Духа. Для преданных Ему он бывает Путеводителем, Правителем, Учителем, Детоводителем, Предстателем, Помощником и Избавителем от всякого греха. Думающие, что можно что-либо делать доброе без Господа Иисуса Христа, обманываются, и тогда лишь найдут истину, когда в них воцарится Христос. Христу надлежит царствовать в каждом человеке. Иным способом никому невозможно освободиться от неразумия и восстановить достоинство человеческого естества. Господь восстанавливает наше естество, воцаряясь в нас благодатию Св. Духа, это и есть истина, которую некогда не разумел Пилат. Всякий, желающий спастись, должен и сам поднимать соответственный тому труд и подвиг самим делом. Но он не спасется, если ожидает спасения от одних своих трудов. Спасение, как не бывает без труда, так и не утверждается на разуме и силах одного спасающегося. Оно есть милость Божия во Христе Иисусе. Есть спасающийся и есть – Дающий спасение. Сам Бог говорит: «Кроме Меня нет спасающего». Ап. Павел о том же свидетельствует, говоря: «Желание добра есть во мне, но чтобы сделать его, того не нахожу». «Закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти». Принимая с верою истину о том, что наше спасение утверждается на милости Божией во Христе Иисусе, проследим, по каким степеням усовершенствования проходит человек прежде, чем обретает дар спасения. Сначала он пусть просит у Бога удостоить его слышания всего, относящегося ко спасению, и пусть не перестает умолять Бога, пока не получит просимого. Первое дарование, какое дает ему Бог, есть слышание вести о спасении через проповедников.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

В сегодняшнем евангельском чтении говорится о словах пророка Исаии: «Людие, седящии во тьме, видеша свет велий» 122 . Будем говорить теперь о тьме. Сказано: людие, седящии во тьме. Обратимся к себе, все мы теперь находимся в этой тьме. Но что же это за тьма? Это злоба наша, которая окружает нас повседневно – и поутру, и днем, и после молитвы, – не покидает нас и в великие минуты после совершения таинства. Утром мы часто встаем, преисполненные злобой, нам не хочется ни с кем говорить, и мы молчим или раздражаемся на всех и готовы наговорить каких угодно оскорблений своим близким. Что же нам делать в подобных случаях? А надо поступать так, как поступили бы мы с гадами. Представьте себе, что у вас сундук, наполненный гадами, и, чтобы уничтожить их, вы закрываете сундук, закупориваете его, и гады задохнутся от недостатка воздуха. Так и злобу мы должны закрывать в сердце, и она, как те гады, задохнется и стихнет. И когда хочется сказать обидное слово, то лучше смолчать и говорить в душе вместе с пророком Давидом: «Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих» 123 . Чтобы разогнать тьму нашей злобы, будем молчать при мысленной злобе, молиться, когда обуревают нас страсти, и завязывать мирные отношения с ближними, дабы обрести мир и покой душевный. И тогда не исполнится над нами слово Спасителя, Который говорит: «Злой раб! Весь долг я простил тебе... не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего?» 124 – и прибавляет: «Возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» 125 . И пусть молитва не только освещает душу нашу, но и тело, потому что приятно будет смотреть на лицо человека, когда оно исполнено какой-то внутренней неизъяснимой благодатью. И во всем да поможет нам Господь, Ему же слава во веки веков. Аминь. Духовная радость Ныне, возлюбленные братия, слово наше будет о том, как надо приобретать духовную радость, потому что все мы теперь печальны, все удручены скорбями и у всех нас слишком много горя. В нынешнем евангельском чтении говорится о том, что пришел к Христу богатый и, по-видимому, пылкий юноша и спросил: «Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» 126 И Христос ответил, что Царствие Божие достигается исполнением всех заповедей, объединяющихся под одним словом – любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

В сытой, самодовольной жизни евреи забывались, становились презрителями Закона Божия и начинали пред Богом держать свою шею упруго и хребет упорным. За такое надмение Бог ввергал их в горнило унижения. На них нападали языческие народы, порабощали и смиряли их сердца тяжкими работами. В безысходной скорби они невольно обращали взор свой к оставленному Богу и говорили: «Возвратимся к Господу, ибо Он уязвил – и Он исцелит нас, перевяжет наши раны... будем жить пред лицем Его... и стремиться познать Его " 756 . Так скорби воскрешают в людях все доброе и умерщвляют все злое. Именно по этой причине Господь кого любит, того наказывает, и бьет всякого сына, которого принимает 757 . Попущением скорбей Он сламывает гордое человеческое упорство и богопротивление, наказаниями возбуждает сознание личных грехов и покорность непослушных Божией воле. Когда совне преследуют возгордившегося человека враги, а внутренно терзают непрерывные сердечные муки, беспокойства и изнывания, тогда он не может не искать мира и покоя в Боге. В печалях и безысходных томлениях никнет его высоко поднятая голова и благоговейно преклоняется пред Богом. Бедность, голод и нужда заставляют его вспоминать о милости Божией и щедротах, о забытой им отеческой любви Господа 758 . Скорби смиряют даже нечестивейших еврейских царей Ахава и Манассию. Первый, одевшись во вретище и постясь, умолял Бога о помиловании и снискал Божие милосердие. Второй, скованный цепями и заключенный в медного быка вавилонянами, был услышан Господом в своем покаянии и возвращен на царство. Смирили себя пленные евреи пред Богом в персидском рабстве постом и молитвою, и персидский царь Артаксеркс, по действию Божию, дал им свободу. На родине пленники вновь ожили и свободно вздохнули после тяжкого гнета 759 . Скорбные события жизни заставляют всякого себялюбца стать пред Богом не спиной, а лицом, греховно упавшего побуждают встать, совратившегося на кривой путь поставляют на прямую дорогу. Даже самый бесстыдный, оглушаемый скорбью, начинает сознавать свою нравственную черноту, краснеет за допущенные мерзости и говорит: «Что я сделал?» Во время исторических народных потрясений, когда земля шатается, как пьяный, и качается, как колыбель 760 , и беззаконники, как прах, сильным дуновением Божиим выбрасываются из насиженных родных мест, события дня сильнее всяких слов говорят всем людям: «Воздайте славу Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010