7 декабря 1955 г. архиепископу Мануилу дали справку об освобождении из заключения. В бушлате, с котомкой за плечами, он поездом доехал до Куйбышева, оттуда — самолетом в Москву. Святейший принял его и вскоре назначил на Чебоксарскую кафедру. Митрополит Нестор (Анисимов) был освобожден на исходе 1955 г. и по приезде в Москву принят Святейшим Патриархом Алексием I с исключительной теплотой и заботой, 18 июля 1956 г. он был назначен на Новосибирскую кафедру. В 1955 г. освободили арестованного в 1944 г. и осужденного на 12 лет лишения свободы епископа Вениамина (Новицкого). Лагерный срок он отбывал в самых страшных колымских лагерях, где его избивали, сломали позвоночник, в 55 лет он выглядел глубоким старцем, сгорбленным, без единого волоса на голове. 22 ноября 1956 г. епископа Вениамина назначили на Омскую кафедру. Епископ Афанасий (Сахаров), который, по его же словам, провел «в узах и горьких работах 254 месяца» (21 год), в 1954 г. был освобожден из лагеря в Потьме и отправился в Большие Березники, где в инвалидном доме в заключении содержался его духовник иеромонах Иеракс. После свидания со своим другом и духовником, который только ожидал освобождения, епископ Афанасий уехал в Тутаев, а вскоре в Петушки. Кафедры он не получил, а в 1955 г. был назначен председателем Богослужебно-календарной комиссии при Издательском отделе Московской Патриархии. Архимандрит Вениамин (Милов), профессор Московской Духовной Академии, арестованный в 1948 г., вышел из лагеря в 1954 г. и стал служить настоятелем Ильинской церкви в Серпухове. 4 февраля 1955 г. состоялась его хиротония во епископа Саратовского и Балашовского. Вручая ему архиерейский жезл, Патриарх напомнил ему о понесенных страданиях за Христа: «Ныне ты вступаешь в новый предлежащий тебе подвиг во всеоружии жизненного опыта и сам, искушен быв, без сомнения, будешь уметь и искушаемым подавать помощь и утешение. И, по выражению древнего пророка, не явишься пастырем «неискусным», который «погибающего не посещает, расточенного не взыскует, сокрушенного не умеет исцелить и здравого исправить».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

139 После рукоположения во иерея отец Тихон проходил пастырское служение в разных храмах Подмосковья, в том числе в селах Шурма, Шеметово. Последним был храм г. Пушкино Московской области. В начале 1950 г. он был переведен в Ильинский храм Сергиева Посада (Загорска). 141 Речь идет об Антонии (Мельникове Анатолии Сергеевиче; 1924–1986), окончившем свой земной путь митрополитом Ленинградским. С 1944 по 1950 г. он обучался в Московских Духовных школах, где отец Вениамин был инспектором. В июле 1950 г. Анатолий был пострижен в монашество и рукоположен во иерея, а затем назначен преподавателем и инспектором Одесской Духовной семинарии. С 1952 г. он стал инспектором Саратовской семинарии и секретарем епархии; встретился там с владыкой Вениамином в 1955 г. уже как с епархиальным архиереем. 143 Николай (Феодосий Никифорович Могилевский; 1877–1955), митр. Алма-Атинский и Казахстанский. Был арестован в 1925, в 1932 гг. В 1941 г. выслан в Казахстан, с 1945 г. – архиепископ Алма-Атинский и Казахстанский. Управлял епархией десять лет. В 2000 г. причислен к лику новомучеников и исповедников как исповедник. 144 Прот. Александр был настоятелем московского храма во имя свт. Николая в Кузнецах непосредственно перед назначением отца Всеволода Шпиллера. 145 Николай (Ярушевич ; 1892–1961) – митрополит Крутицкий и Коломенский, был ближайшим помощником Патриарха Алексия I. В его ведении были Отдел внешних церковных сношений, Издательский отдел Московской Патриархии и Духовные школы. 146 Имеется в виду лаврский храм в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, находящийся в крипте Успенского собора. В то время храм еще не был отремонтирован, раннюю литургию служили при свечах, при пении любительского хора под управлением Сергия Боскина (впоследствии протодиакона Ильинского храма). Литургию, как правило, служил о. Вениамин; после проповеди сам раздавал детям антидор. От детей за службой неукоснительно требовал благоговейного предстояния в храме: в молчании, с земными поклонами. 148 Журнал Московской Патриархии – в те времена единственное церковное издание, содержащее как текущую хронику, так и статьи богословского и церковно-исторического характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

За недолгие годы преподавания отец Вениамин написал еще несколько работ: «Чтения по литургическому богословию», «Грехопадение человеческой природы в Адаме и восстание во Христе, по учению преподобного Макария Великого », – впервые публикуется в настоящем издании, «Опыт приспособления «Догматики» митрополита Московского Макария (Булгакова) к потребностям современной духовной школы». Ему принадлежат подборка лекций по пастырскому богословию за 1947–1948 годы, «Троицкие цветки с луга духовного», составленные по воспоминаниям архимандрита Кронида (Любимова), бывшего наместника Лавры 26 . В июне 1949 года отца Вениамина попросили зайти по какому-то пустяковому делу в лаврское отделение милиции. Назад он уже не вернулся: оказался в Казахстане на положении ссыльного. Об этом периоде его жизни свидетельствуют письма Татьяне Борисовне и Тихону Тихоновичу Пелихам. Усталость, болезни, голод, нищета, зачастую отсутствие крова над головой стали его уделом на протяжении пяти лет жизни. А ведь у отца Вениамина было уже за плечами двенадцать лет лагерей и ссылок. Удивительно, однако, другое: как только обстоятельства становились хоть сколько-нибудь терпимыми, отец Вениамин продолжал свои интеллектуальные занятия – то были и богословские изыскания, и филологические. Здесь, в Казахстане, он пишет труд «Над Библией » (впервые публикуется в настоящем издании) и параллельно создает казахско-русский словарь на двадцать тысяч слов. В письмах постоянно просил присылать ему книги. Уже через два-три года ссылки у него собралась обширная библиотека, перевезти которую на новое место поселения не представлялось возможным. Пять лет прошли в муках, попытках выяснить причину ссылки и каким-то образом изменить «меру пресечения». В октябре 1954 года патриарх Алексий неожиданно вызвал архимандрита Вениамина в Одессу, затем они вместе со Святейшим прилетели в Москву, где отцу Вениамину была предоставлена должность настоятеля храма во имя святого пророка Илии в Серпухове. А уже 4 февраля 1955 года в Богоявленском кафедральном соборе архимандрит Вениамин был рукоположен во епископа Саратовского и Балашовского. Хиротонию совершали патриарх Московский Алексий 1, Католикос-патриарх всея Грузии Мелхиседек, митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) и еще семеро архиереев.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Между тем даже такое радостное событие, как хиротония, те не могло существенно повлиять на внутренний настрой владыки. Он как бы предчувствовал, что оставаться на этой земле ему суждено недолго, и в своем слове при наречении во епископа сказал, что проживает «одиннадцатый час своей жизни». Владыка прибыл на кафедру в праздник Сретения Господня. С этого времени он служит постоянно – не только в праздничные дни, но и по будням. Неизменно проповедует за каждой литургией. Благоговейное, сосредоточенное архиерейское служение не осталось не замеченным саратовцами: храмы, где служил владыка, всегда были переполнены молящимися. 2 августа 1955 года – в день празднования в честь святого пророка Божия Илии – владыка Вениамин скоропостижно скончался. Отпевали епископа Вениамина архиепископ Казанский и Чистопольский Иов и епископ Астраханский и Сталинградский Сергий. Скорбную телеграмму прислал патриарх Алексий I. Всю ночь саратовский кафедральный собор не закрывался: верующие непрерывным потоком шли прощаться со своим архипастырем. Погребен владыка Вениамин на саратовском кладбище, где его могила до сих пор особо почитается людьми церковными. Дневник инока Яко аще бы не закон Твой поучение мое был, тогда убо погибл бых во смирении моем. Вовек не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси. ( Пс.118:92–93 ) 2 января 1928 года Необходимостью дать отчет в земной жизни Богу связана душа моя. Поэтому мысли часто обращаются к протекшим дням, начиная с первых проблесков сознания, и выискивают ошибки поведения, по моим представлениям, огорчавшие Бога. Родился я в городе Оренбурге в 18... 27 году. Но ни этого города, ни лиц в нем не помню, потому что, когда я был лет трех, отец, священник, переехал в Орлов 28 – уездный городок Вятской губернии, где и протекли первые годы моей сознательной жизни. С детства я отличался необыкновенной застенчивостью, боязливостью, болезненной чувствительностью и какой-то особенной привязанностью к матери. Может быть, душа моя ощущала крайнюю нужду в человеке близком, которому можно было бы поверять все свои скорбные и радостные переживания. А ближе родной матери для дитяти нет никого.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Я последовал его совету, признан был инвалидом по зрению и получил совершенное освобождение от военных обязательств. Мне выдали бесплатный литер 56 до Вятки – туда обращены были мои взоры. Думал я, поживу немного дома, отдохну и двинусь потом в какое-либо село, буду учительствовать в школе. Однако душа почувствовала потребность опереться на какой-нибудь твердый авторитет в осуществлении своих планов. Искать его я решил в иноческой среде и первым долгом счел необходимым двинуться в загородный саратовский Преображенский мужской монастырь 57 . Иноки его не дали мне просимого, но указали, где я могу получить исчерпывающий ответ. Лицом старчествующим и способным к руководству они назвали затворника скита иеромонаха отца Николая, спасавшегося верстах в двух от Преображенской обители. Прихожу я в скит утром на первой неделе Великого поста, спрашиваю затворника. Мне показывают коридор и келию, в которой он живет. Переступаю порог, ведущий в коридорчик старца, и на шум моих шагов выходит какой-то нестарый монах в заплатанном подряснике. Я попросил доложить обо мне старцу. Проходит несколько минут. Вдруг вижу, как дверь крайней келии в конце коридора бесшумно приоткрывается и у самого пола показывается чья-то голова. Затем дверь также тихо закрывается. В ту минуту келейник выходит ко мне и говорит: «Затворник никого не принимает. Не может принять и вас». Огорчился я... Думаю, духовные лица отказывают мне в совете. Что же дальше делать? Поплыву по течению событий: да устроит Господь пути моей жизни по Своему провидению. После службы добрый служащий иеромонах, вероятно, догадавшийся о том, что я голоден, пригласил меня на трапезу. В конце обеда в трапезной показался келейник старца отец Амвросий и пригласил меня последовать с ним к затворнику. Прихожу в знакомый коридор, останавливаюсь у двери келии. Она вскоре отворяется, и из нее выходит ученик старца – настоятель Преображенского монастыря архимандрит Иов. Старец подал ему «Паломник» 58 и говорит: «Посиди в коридоре и посмотри картинки, а вы, раб Божий, обратился он ко мне, – пойдемте со мной».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Единственное, что мог тогда сделать владыка Иоанн для своего старого друга — это назначить архимандрита Михея на самый отдаленный приход своей епархии в селе Бабурино, в 17 км от железной дороги. Епископ Вениамин (Милов) родился в 1897 г. в семье священника. В 1920 г. принял постриг в московском Даниловом монастыре. С 1923 г.— наместник Покровского монастыря. В 1929 г. арестован и приговорен к трем годам лагерей. В 1937 г. новый арест. После освобождения в 1946 г. жил в Троице-Сергиевой Лавре. В 1949 г. сослан в Казахстан. Вскоре после освобождения 04.02.1955 хиротонисан во епископа Саратовского и Балашовского. Скончался 02.08.1955. В настоящее время в Саратовской епархии готовятся материалы к прославлению владыки Вениамина в лике святых. Митрополит Ленинградский и Новгородский Антоний (Мельников; 1924–1986). В 1967 г. был назначен Священным Синодом на должность председателя редакционной коллегии ежегодного сборника «Богословские труды». Архимандрит Феодорит (Воробьев; 1899–1973), насельник Троице-Сергиевой Лавры. Схиархимандрит Иларион (Удодов; 1863–1951). В течение 20 лет монашествовал на Афоне, неся послушание кузнеца. См. о нем далее в тексте письма. По другим сведениям, он вместе со своим старцем игуменом Кириллом был в 1905 г. направлен в Россию для сбора пожертвований на монастырь и не смог вернуться на Афон из-за политических событий. Иеромонах Иннокентий (Коляда; 1905–1982). В 1925 г. пострижен в монашество, в 1926 г. рукоположен во иеродиакона. Участник Великой Отечественной войны. После демобилизации был в братстве Троице-Сергиевой Лавры. В 1953 г. рукоположен во иеромонаха. Боскин Сергей Михайлович. Художник. Регентовал и читал на первых службах после открытия Лавры. Впоследствии протодиакон. Преподобномученик архимандрит Кронид (Любимов; 1858–1937). Наместник Лавры в 1915–1919 гг. После ее закрытия был оставлен как староста охраны до 26.01.1920. Расстрелян в Бутово. В 2000 г. причислен к лику новомучеников Российских. Память 27 ноября/10 декабря. По воспоминаниям С.М. Боскина, также бывшего свидетелем этого события, антиминс Успенского собора, сохраненный архимандритом Кронидом, передал архимандриту Гурию Т.Т. Пелих — будущий протоиерей Тихон (1895–1983), который, проживая в Загорске, был духовно близок к преподобномученику Крониду.

http://pravoslavie.ru/47765.html

Поэтому, как итог рассуждения о значении Православия в процессе становления именно русского патриотизма, можно привести слова архиепи­скопа Димитрия (Муретова) (1806–1883 гг.), который говорил, что христиан­ская вера «соединила воедино разрозненные племена славянские, уничтожила племенные их отличия, поставляющие преграду их общению, и образовала один многочисленный, сильный и единодушный народ русский. Кто соблюл и сохранил нашу народность в течение стольких веков, после стольких переворотов, посреди стольких врагов, посягающих на нее? Святая вера Пра­вославная. Она очистила, освятила и укрепила в нас любовь к Отечеству, со­общив ей высшее значение в любви к вере и Церкви. Она воодушевляла героев Донских и Невских, Авраамиевых и Гермогенов, Мининых и Пожарских. Она вдыхала и вдыхает воинам нашим непоколебимое мужество в бранях и освящает самую брань за Отечество как святый подвиг за веру Христову». 15 О подобном же влиянии на русский народ Православной Церкви пишет епископ Вениамин (Милов) , он демонстрирует это на примере Троице-Сергиевой Лавры, которая содействовала не только просветлению народного самосознания и религиозного чувствования, но и вдохновляла русский народ примером своего патриотического служения. 16 По словам этого саратовского архипастыря (владыка Вениамин был епископом Саратовским и Балашовским в 1955 г.), благодаря подобной деятельности на протяжении шести веков Лавра «диктовала государственную линию поведения подведомственным обителям. Они, по примеру Лавры, берегли как святыню тяготение к Москве, увлекали за собой окружающее население, объединяли инородческие, языческие и полуязыческие массы северо-восточной Руси в единое государство, подчиненное влиянию православной веры». 17 Поэтому религиозная сторона патриотизма, в русском его проявлении, должна считаться определяющей в процессе воспитания молодежи. Без религиозной составляющей патриотизма невозможно объяснить многие проявления этого чувства в истории нашего народа. Понимая это, глава военного духовенства Российской империи, протопресвитер Георгий Шавельский , писал в своих воспоминаниях, что только Церковь выступала как единственный воспитатель народа и именно она своей постоянной проповедью о самоотверженности и любви (См. Мф. 5, 44 ; Ин. 15, 13 ) фактически заменяла патриотическое воспитание. 18

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

Введенский Александр Александрович — протодиакон — сын А.И. Введенского. После смерти отца присоединился к канонической Церкви в диаконском сане. Введенский Александр Иванович (1889–1946) — обновленческий митрополит. Окончил историко–филологический факультет Петербургского университета, экзамены за курс духовной Академии сдал экстерном. В 1914 г. рукоположен во священника. После революции стал основоположником обновленческого раскола, его ересиархом. 6 мая 1923 года обновленцами хиротонисан во епископа Крутицкого. В 20–е — начале 30–х гг. был настоятелем храма Христа Спасителя, с 1936 года — настоятель храма Пимена Великого. В 1941 г. назначен «первоиерархом Православной Церкви в СССР», принял титул «Святейшего и Блаженнейшего Великого Господина и Отца». Обладал выдающимся даром оратора, широко известны его диспуты о вере с Луначарским в 20–е гг. При этом человеческие его качества мемуаристами оцениваются резко отрицательно. Сыграл неблаговидную роль в судьбе священномученика Вениамина Петроградского. Выступал за женатый епископат, сам был женат трижды. Ведерников Анатолий Васильевич (1901–1992) — преподаватель и инспектор Богословского института, ответственный секретарь Журнала Московской Патриархии. В 20–е годы окончил Институт слова, основанный Н.А. Бердяевым Велихов Евгений Павлович (р. 1935) — российский физик–теоретик, академик. Венедикт Отто Юльевич — преподаватель электротехники в МИИТе Вениамин (Казанский) (1873/74–1922) — митрополит Петроградский и Гдовский, священномученик. Вениамин (Милов) (1887–1955) — преподаватель Московских Духовных школ, богослов, в 1955 г. хиротонисан во епископа Саратовского. Вениамин (Федченков) (1880–1961) — митрополит Саратовский и Вольский, духовный писатель. Родом из Тамбовской губернии, в 1914 г. был участником открытия мощей свт. Питирима Тамбовского. Окончил Санкт–Петербургскую Духовную Академию, до революции преподавал и выполнял административную работу в различных духовных школах. В 1919 г. хиротонисан во епископа Севастопольского. В 1919–1920 гг. — епископ армии и флота на юге России. В 1920 г. эмигрировал. Участвовал в подготовке Карловацкого Собора. Впоследствии, когда между иерархами Русской Православной церкви за границей началась борьба, митр. Вениамин перешел под юрисдикцию Московской патриархии. Как он сам вспоминал, прежде, чем принять это решение, он отслужил 40 литургий. Организовал за границей Патриаршую Православную Церковь. В 1933 г. был назначен архиепископом Алеутским и Североамериканским и экзархом Русской Православной Церкви в США. В 1938 г. возведен в сан митрополита. В годы войны организовывал помощь России. В 1945 г. приехал в Москву на Поместный собор для избрания Патриарха и остался в России. Занимал последовательно Рижскую, Ростовскую, Саратовскую кафедры. В 1958 г. ушел на покой. Последние годы провел в Псково–Печерском монастыре, где и скончался.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

В феврале 1949 года шестидесятилетний старец был вновь арестован, помещен в Бутырскую тюрьму и обвинен в «участии в антисоветской организации» по материалам 1939 года. Согласно приговору Особого совещания МГБ, в апреле 1949 года был выслан на поселение в район города Джамбула (ныне Тараз) Казахской ССР. Эту последнюю ссылку старец переносил крайне тяжело, не надеясь на возвращение. Крайне тяжелым для его слабого здоровья здесь был и климат. Часто случались пыльные ураганы. В один из таких ураганов отец Вениамин заблудился в поле, так как за два шага ничего не было видно. Тем не менее он постоянно занимался интеллектуальным трудом: кроме богословских сочинений, составлял казахско-русский словарь. В октябре 1954 года патриарху Алексию I удалось вызволить архимандрита Вениамина из ссылки. С октября 1954 по январь 1955 года отец Вениамин нес послушание настоятеля церкви пророка Илии в городе Серпухове Московской области. 1 февраля 1955 года архимандрит Вениамин был избран епископом Саратовским и Балашовским. Хиротония, которую возглавили Патриарх Московский и всея Руси Алексий I и Католикос-Патриарх всей Грузии Мелхиседек III, состоялась 4 февраля в московском соборе Богоявления Господня. В 1955 году владыка подал прошение в Генеральную прокуратуру СССР о реабилитации и определением судебной коллегии ВС РСФСР был реабилитирован «за отсутствием состава преступления». В этом же году, 2 августа 1955 года, в день памяти святого пророка Божия Илии, отслужив литургию, владыка скончался, до последних минут своей жизни совершая архипастырское служение. Епископ Вениамин говорил: «Мы должны принуждать себя к покаянию потому, что постоянно грешим, принуждать к любви, дабы оказывать ближним помощь, принуждать к миру сердечному, чтобы научиться побеждать гнев и злобу и не помнить обид и, наконец, должны принуждать себя к молитве, потому что хотя и скучно молиться, а нужно молиться». И еще: «В личной нашей духовной жизни, знаете, чего недостает? Нет напряжения у нас к ношению помысла Иисусовой молитвы, нет осторожности в употреблении речи, мало понуждения себя прощать всех, пред всеми смиряться, мало боремся со своей нервностью и с привычкой механически молиться».

http://pravoslavie.ru/104732.html

В 65-ю годовщину преставления епископа Вениамина (Милова) в Саратове у его могилы совершена панихида 3 августа 2020 г. 13:37 2 августа 2020 года, в день 65-летия преставления одного из самых почитаемых архипастырей Саратовской земли епископа Вениамина (Милова), на Воскресенском кладбище Саратова у могилы приснопамятного владыки была совершена панихида. Ее отслужил секретарь комиссии по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии , клирик храма в честь Рождества Христова г. Саратова священник Максим Плякин. Епископ Вениамин служил на Саратовской кафедре всего несколько месяцев — с февраля 1955 года до своей кончины. За этот короткий срок он стяжал горячую любовь верующих, которые увидели в нем подлинную веру в Бога и любовь к людям. Прошло уже много лет со дня его преставления, но люди по-прежнему приходят к его могиле, чтобы помолиться о нем и попросить его молитвенной помощи и поддержки. Преосвященный Вениамин (Милов), епископ Саратовский и Балашовский, родился 8 июля 1897 года в Оренбурге, в семье священника. Революция 1917 года прервала его учебу в Казанской духовной академии. В 1919-1920 годах жил и работал в Саратове, здесь получил благословение на монашество и в 1920 году принял постриг в московском Даниловом монастыре . В 1922 году окончил Московскую духовную академию. С апреля 1923-го архимандрит Вениамин — наместник Покровского монастыря. Уже тогда проявилась любовь народа к своему пастырю — мудрому духовнику и талантливому проповеднику. В октябре 1929 года пережил первый арест и был приговорен к трехлетнему заключению, которое отбывал в лагере в Карелии. В 1938 году был вновь арестован по обвинению в антисоветской агитации и приговорен к восьми годам лишения свободы. Летом 1946 года, после освобождения, поступил в число братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры . Преподавал во вновь открывшихся духовных школах, защитил магистерскую диссертацию, служил и много проповедовал. В феврале 1949 года вновь был арестован и выслан на поселение в Казахстан. Вскоре после освобождения, 4 февраля 1955 года, архимандрит Вениамин был хиротонисан во епископа Саратовского и Балашовского. Хиротония состоялась в Богоявленском Патриаршем соборе. Архипастырь скоропостижно скончался 2 августа 1955 года.  Епископ Вениамин — автор множества богословских трудов. Наиболее известны «Чтения по литургическому богословию», «Пастырское богословие», диссертация «Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви». Саратовская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010