Ярославской епархии; с 1930 г. еп. Тутаевский, вик. Ярославской епархии; † 5.10.1932 в заключении. Вениамин (Глебов) 13.09.1920 хирот. во еп. Рославльского, вик. Смоленской епархии; с 1927 г. епархией не управ.; с 1928 г. сведений нет. Вениамин (Иванов) 14.08.1933 хирот. во еп. Петропавловского, вик. Омской епархии; с янв. 1936 г. епархией не управ.; с 23.09.1936 еп. Саратовский; расстрелян в окт. 1937 г. Свт. Вениамин (Казанский) с 6.03.1912 архиеп. Петроградский и Ладожский; с 13.08.1918 в сане митрополита; расстрелян 13.08.1922. Вениамин (Милов) 4.02.1955 хирот. во еп. Саратовского и Балашовского; † 2.08.1955. Вениамин (Муратовский) с 1.05.1915 архиеп. Симбирский и Сызранский; с 13.07.1920 архиеп. Рязанский и Зарайский; с 1922 г. в обновленческом расколе; † 6.05.1930 без покаяния. Вениамин (Новицкий) 15.07.1941 хирот. во еп. Пинского; с авг. 1942 г. еп. Полтавский; с 1945 г. на покое; с 22.11.1956 еп. Омский и Тюменский; с 21.02.1958 архиеп. Иркутский и Читинский; с 31.05.1973 архиеп. Чебоксарский и Чувашский; † 14.10.1976. Вениамин (Пушкарь) 21.09.1992 хирот. во еп. Владивостокского и Приморского. Вениамин (Тихоницкий) 14.12.1942 хирот. во еп. Кировского и Слободского; с 1945 г. в сане архиепископа; † 2.04.1957. Вениамин (Троицкий) в 1929 г. еп. Стерлитамакский; после 1929 г. арестован и сослан. Вениамин (Федченков) 10.02.1919 хирот. во еп. Севастопольского, вик. Таврической епархии; 1919–1920 еп. Армии и Флота войск юга России; с 1920 г. в эмиграции; один из организаторов РПЦЗ; с 3.12.1927 воссоединился с МП; с 19.04.1932 в сане архиепископа; с 1933 г. управ. епархией МП в США; с 22.11.1933 архиеп. Алеутский и Сан-Францисский, экзарх РПЦ в США; с 14.07.1938 в сане митрополита; с 21.08.1947 митр. Рижский; с 27.03.1951 митр. Ростовский и Новочеркасский; с 28.11.1955 митр. Саратовский и Балашовский; с 20.02.1958 на покое; † 4.10.1961. Вениамин (Фролов) 15.11.1923 тайно хирот. во еп. Байкинского, вик. Уфимской епархии; дальнейших сведений нет. Викентий (Морарь) 2.09.1990 хирот.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Священные предметы, в том числе необходимые для богослужения, изымались под предлогом помощи голодающим (кампания по изъятию церковных ценностей 1922 года). Самое яркое свидетельство о вмешательстве в догматическую и религиозную жизнь представляет собой кампания по вскрытию мощей в 1918–1920 годах и циркуляр Наркомюста «О ликвидации мощей» от 25 августа 1920 года 73 . Фактически власть воспроизводила действия еретиков-иконоборцев, только уже с антирелигиозных позиций. На практике это выражалось в кощунстве и вандализме, в лишении православных христиан возможности следовать догмату о почитании мощей святых угодников, утверждённому на VII Вселенском Соборе (787 года). При этом следует отметить, что репрессии во время кампании 1922 года регламентировались секретными телеграммами чекистских органов и директивами по партийной линии 74 – такое себе «невмешательство». Кроме таких интересных проявлений свободы совести, советское государство ещё и вмешивалось в кадровую политику Церкви. Как замечает И.А. Курляндский, созданные И. Сталиным в 1943–1944 годах Советы по делам РПЦ и делам религиозных культов получили «обширные полномочия в контроле не только над духовным образованием, но и над перемещением иерархов и духовных лидеров, а также над содержанием проповедей» 75 . В дальнейшем контроль за кадровой политикой в Церкви будет вести уже Совет по делам религий при Кабинете министров СССР (1965–1991 годы). Вместо кровавых гонений советские уполномоченные будут заниматься лишением регистрации активных священнослужителей и экономическим удушением Церкви. Уголовный кодекс РСФСР 1922 года имел статью 121, по которой предусматривалось наказание принудительными работами сроком на 1 год за «преподавание малолетним и несовершеннолетним религиозных вероучений в государственных или частных учебных заведениях и школах». То есть научение вере стало уголовным преступлением. Как показывает правоприменительная практика советских органов, статья толковалась весьма широко и под неё попадал даже факт беседы священника с детьми на религиозную тему или присутствие в храме во время проповеди несовершеннолетних 76 . Именно за проповедь в храме на евангельскую тему, когда в нём оказались дети, получил свой первый срок в 1929 году епископ Вениамин (Милов) 77 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Анализируя многочисленные жития святых мучеников, епископ Вениамин (Милов) свидетельствует, что «огненная любовь к Богу во Христе, питая страстотерпцев, хранила их от злобы против мучителей. Она побуждала их забывать „о ранимом теле и осуждении на смерть“ и превращала для них „хождение по горячим углям“ в шествие по росе. Ею уязвляемые, они терпели „язвы и болезни от огня“, тягость лютых мучений. Иные из них „обесчувствовались к ощущению телесных поранений и болезней“ и чрез то сберегали в себе неокраденный дух и огненные крылья к небу» 284 . Смиренное, добровольное и любвеносное принятие смерти за Христа неразрывно связано с жертвенным самоотречением мученика. Ведь, идя на смерть, он отдаёт самое дорогое, что у него есть, – самого себя. Однако достичь этой высшей ступени самоотречения можно лишь в том случае, если христианин стал мучеником в борьбе с грехом, если прежде он умер для себя и для мира. Иными словами, путь к мученичеству начинается с бескровного мученичества аскета. Пограничное состояние между самоотречением подвижника и самоотречением мученика хорошо отражено в диалоге святителя Василия Великого с императором Валентом. Перечислив различные виды наказаний, которыми можно было пресечь деятельность великого ревнителя Церкви, включая также и смерть, император увидел с его стороны полное к ним безразличие: «Как же это, почему тебя не трогают эти угрозы? – На это святой отец ответил: – Потому что не боится отобрания имущества тот, кто ничего у себя не имеет; разве что потребуешь от меня моей простой одежды и тех немногих книг, из которых состоит всё моё имущество. Что такое изгнание – я не могу понять, потому что не связан ни с каким местом; и то, на котором живу теперь, не моё, и всякое, куда меня ни кинут, будет моё место. Лучше же сказать, всюду Божие место, и я буду везде странником и пришельцем. А истязания тела? Что они у меня могут взять, когда нет у меня даже и тела (оно тоже Богу принадлежит)? Смерть же для меня благодетельна, она скорее пошлёт меня к Богу, для Которого я живу и тружусь, для Которого большею частью себя самого я уже умер и к Которому давно стремлюсь...» 285 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Саратовской епархии снят фильм о судьбе епископа Вениамина (Милова) 31 июля 2009 г. 16:04 Фильм о судьбе епископа Вениамина (Милова) († 1955), одного из самых почитаемых подвижников Саратовской епархии — «Сердечное знание епископа Вениамина» — снят на Нижне-Волжской студии кинохроники (по заказу Саратовской епархии, при поддержке А.В. Никонова). В процессе съемок были записаны воспоминания людей, лично знавших владыку Вениамина — протоиерея Геннадия Белякова († 2009), Е.Т. Кречетовой-Пелих († 2009). Презентация фильма пройдет в рамках VI международного телекинофестиваля «Саратовские страданья» (18-23 сентября), на котором впервые будет представлен блок «Христианское кино». Преосвященный Вениамин (Милов), епископ Саратовский и Балашовский родился 8 июля 1897 г. в Оренбурге, в семье священника. Революция 1917 г. прервала его учебу в Казанской духовной академии. В 1919-1920 гг. жил и работал в Саратове, здесь получил благословение на монашество, и в 1920 г. принял постриг в московском Свято-Даниловом монастыре . В 1922 г. окончил Московскую духовную академию . В октябре 1929 г. пережил первый арест и был приговорен к трехлетнему заключению, которое отбывал в лагере в Карелии. 1938 был вновь арестован по обвинению в антисоветской агитации и приговорен к восьми годам лишения свободы. Летом 1946 г., после освобождения, поступил в братство Свято-Троицкой Сергиевой лавры . Преподавал во вновь открывшихся духовных школах апологетику, пастырское богословие, догматику и литургику, защитил магистерскую диссертацию, служил в храмах и много проповедовал. В феврале 1949 г. вновь был арестован и выслан на поселение в Казахстан. Вскоре после освобождения, 4 февраля 1955 г., архимандрит Вениамин был хиротонисан во епископа Саратовского и Балашовского. Несмотря на то, что служение епископа Вениамина в Саратове было кратковременным, его смирение, любовь к Богу и народу Божию произвели глубокое впечатление на саратовцев. Владыка Вениамин скоропостижно скончался 2 августа 1955 г. и был похоронен на Воскресенском кладбище. Глубоко почитается верующими как подвижник и исповедник Православия. Епископ Вениамин — автор множества богословских трудов. Наиболее известны из опубликованного: «Чтения по литургическому богословию», «Пастырское богословие», сборник проповедей «Крупицы слова Божия». В издательстве Саратовской епархии готовится к печати его диссертация «Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви». Пресс-служба Саратовской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/707977.htm...

Василий (Зеленцов Василий Иванович; 1870 – 7 февраля 1930), священномученик, епископ Прилукский. Арестован в сентябре 1926 г., приговорен к пяти годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян Васильев А. , заключенный сотрудник лагерной администрации Васильев Павел Дмитриевич (1884–1929), регент, певец. Арестован в декабре 1928 г. по «делу A.A. Мейера», приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки, где и скончался Васька, заключенный уголовник Васютина Лидия Михайловна, социал-революционер, заключенная сотрудница лагерной администрации Введенский Александр Иванович (1889 – 25 июля 1946), деятель обновленческого раскола Вейс Карл Иванович (1893 – 25 апреля 1936), комендант ОГПУ. Арестован в мае 1926 г., приговорен к 10 годам лишения свободы и отправлен на Соловки, где стал начальником III (с октября 1929 г.), а затем V (с июня 1930 г.) лагерного отделения Вейсман, сотрудник лагерной администрации Вениамин (Казанский Василий Павлович; 1873 – 13 августа 1922), священномученик, митрополит Петроградский и Ладожский. Расстрелян Вениамин (Кононов Василий Васильевич; 1869 – 17 апреля 1928), преподобномуче- ник, архимандрит, игумен Соловецкого монастыря (1917–1920) Вениамин (Милов Виктор Дмитриевич; 1887 – 2 августа 1955), епископ Саратовский и Балашовский Вера, Надежда, Любовь и матерь их София (30 сентября ок. 137), мученицы Вербицкая Анастасия Алексеевна (урожд. Зяблова; 1861 – 16 января 1928), писательница Вероника (Языкова Вера Александровна), заключенная монахиня, героиня О. В. Второвой-Яфа Вероника, дочь заключенной Е. Ивановой Вертоградский Николай Николаевич (1876 – 14 декабря 1937), протоирей. Арестован в сане иерея в феврале 1924 г. и отправлен на Соловки. Расстрелян Виктор (Островидов Константин Александрович; 1875 – 2 мая 1934), священноисповедник, епископ Глазовский. Арестован в апреле 1928 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки Виктория (1819 – 22 января 1901), королева Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вениамин (Милов Виктор Дмитриевич, 20.07.1889–02.08.1955), епископ Саратовский. С юности интересовался монашеской жизнью. Был пострижен в монашество в Свято-Даниловом монастыре в Москве. С апреля 1923 года – архимандрит, наместник Покровского монастыря в Москве. Был известен как духовник и талантливый проповедник. В 1929 году арестован, обвинен в нелегальном преподавании детям Закона Божия, приговорен к трем годам лишения свободы. Отбывал срок в лагере в районе Медвежьегорска (Карелия). В 1932–1938 годах – внештатный священник в церкви великомученика Никиты во Владимире, в храме исполнял обязанности псаломщика, а Литургию служил тайно на дому. В 1938 году вновь арестован, обвинен в антисоветской агитации и в членстве в контрреволюционной организации. Приговорен к восьми годам лишения свободы, находился в заключении в Устьвымлаге (Коми АССР). С июля 1946 года жил в братстве Троице-Сергиевой Лавры. С 1946 года – преподаватель, доцент, профессор по кафедре патрологии и инспектор Московской духовной академии. Также преподавал апологетику, пастырское богословие, догматику и литургику, много проповедовал. Защитил магистерскую диссертацию, подготовленную еще до ареста. В 1949 году арестован в последний раз, обвинен в участии в антисоветской организации. Выслан на поселение в Казахстан. Работал сторожем в колхозе под Джамбулом, затем получил разрешение поселиться в этом городе, где служил священником Успенской церкви. 1 февраля 1955 года архимандриту Вениамину определено быть епископом Саратовским и Балашовским. Хиротония, которую возглавили Патриарх Алексий I и Католикос – Патриарх всей Грузии Мелхиседек III, состоялась 4 февраля в Москве в Богоявленском соборе. Несмотря на тяжелую болезнь, часто служил и проповедовал, пользовался большой популярностью среди прихожан. Похоронен на Воскресенском кладбище Саратова. Ежегодно в годовщину его смерти у могилы собираются верующие, служатся панихиды и литии. Существует народное почитание покойного архиерея, многие прихожане уверены в его святости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

30 Сергий (Голубцов; 1906–1982), иеромонах, впоследствии архиепископ Новгородский и Старорусский. Родился в Сергиевом Посаде. В 1920-х годах занимался реставрацией икон в мастерских у академика И. Грабаря, одновременно работая в библиотеке Исторического музея. В 1930 году, будучи студентом III курса Московского университета, выслан на 3 года в Архангельскую обл. В 1941–1946– на фронте. После демобилизации поступил в МДС. Принимал участие в восстановлении настенной живописи храмов Лавры и Москвы. В братию Лавры принят во время учебы на III курсе МДА (кандидат богословия), которую окончил в 1951 году и был оставлен преподавателем Ветхого Завета, древнееврейского языка и церковной археологии. В Лавре нес послушание духовника и экскурсовода. С1954 архимандрит. В1955 хиротонисан во епископа Старорусского, викария Ленинградской епархии, с 1956 управлял Новгородской кафедрой. С 1959 епископ Новгородский и Старорусский. С 1963 архиепископ. После тяжелого инсульта в 1967 ушел на покой и поселился в Лавре, где нес иконописное и клиросное послушания, окормляя своих многочисленных духовных чад. Погребен в ТСЛ. 31 Вениамин (Федченков ; 1880–1961), митрополит. Учился в Тамбовской ДС и СПбДА (кандидат богословия). В 1907 принял монашеский постриг и вскоре получил сан иеродиакона, иеромонаха, архимандрита. Член Поместного собора 1917–1918. В 1919 архиерейская хиротония. Примкнул к Белому движению. С 1920 в эмиграции. Один из «основателей» РПЦ за границей. Преподавал (профессор) в Парижском Православном Богословском институте им. преподобного Сергия Радонежского. В 1930, после разрыва митрополита Евлогия (Георгиевского) с МП, организовал первый приход МП в Париже – Трехсвятительское Подворье. С 1932 в сане архиепископа. С 1933 архиепископ Вениамин временный экзарх МП в Северной Америке. С 1939 митрополит. В 1947 вернулся в Россию. С 1958 находился на покое в Псково-Печерском монастыре, в пещерах которого и был погребен. 34 Вениамин (Милов ; 1887–1955), епископ. Родился в Оренбурге в семье священника кафедрального собора. Окончил Вятскую ДС, затем год отучился в Казанской ДА (1915). После службы в армии и работы в военкомате в марте 1920 прибыл в московский Данилов монастырь, где принял монашеский постриг. Поступил в МДА, которую успешно окончил за один год (кандидат богословия). В 1920-х годах жил и управлял Покровским монастырем в сане архимандрита. В 1929 арестован: Бутырка, Соловки и др. С 1946 в Лавре; преподавал патрологию в МДАиС. В 1948 магистр. Доцент МДА (кафедра Пастырского богословия). В 1949 вновь репрессирован, освобожден в 1954, служил в Ильинском храме г. Серпухова. В 1955 рукоположен во епископа Саратовского и Балашовского.

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

4 февраля 1955-го в Богоявленском кафедральном соборе он был рукоположен во епископа Саратовского и Балашовского. Во время хиротонии Владыка сказал, что переживает уже единонадесятый час своей жизни, и она стремительно идет к своему Рубикону. Патриарх ответил: «Что я могу тебе сказать? Ты лучше меня все знаешь». Скоропостижная кончина Епископа Вениамина (Милова) последовала в день памяти святого пророка Божия Илии – 2 августа 1955 года. Епископ Вениамин как духовник Без сомнения, епископ Вениамин (Милов) оставил свой след в истории Церкви как богослов и исповедник веры. Вместе с тем он был замечательно глубоким, внимательным к людям духовником, и тому есть множество свидетельств. Отношения с некоторыми духовными чадами длились в течение десятилетий: бывало, что батюшка был духовным отцом для нескольких поколений одной семьи. Сохранились воспоминания таких людей, записанные ими проповеди будущего владыки и, самое главное,– письма, в которых он дает наставления, отвечает на вопросы, делится пережитым. Известно, что в 1948 году архимандрит Вениамин стал восприемником при постриге монаха Саввы – будущего известного духовника и духовного писателя схиигумена Саввы (Остапенко) 7 . Именно архимандрит Вениамин, видя горение духа и глубокое внутреннее благочестие своего духовного сына, его ревность о спасении людей, благословил его записывать духовные наставления для назидания паствы. Схиигумен Савва стал автором множества духовных книг, которые издавались многократно и всегда пользовались любовью церковного народа. В последний раз епископ Вениамин и схиигумен Савва встретились в Троице-Сергиевой Лавре незадолго до смерти владыки. Отец Савва говорил, что духовник оставил ему четыре завета: 1 . Для того чтобы руководить народом, быть мудрым и опытным наставником, надо читать много святоотеческих книг. 2 . Никому, даже родственникам, на житейские темы писем не писать. 3 . Быть среди священнослужителей последним, то есть презреть честолюбие, не стремиться к наградам, почестям и повышению сана.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

1 августа владыка служил торжественную панихиду о новопреставленном епископе Андрее (Комарове) 109 . Это богослужение оказалось для него последним. 2       августа 1955 года, в день пророка Божиего Илии, владыка Вениамин скоропостижно скончался. Перед смертью , как рассказывали, владыка просил хоронить его на лошадке... Еще говорили, что он просил о встрече с близким ему священником, но того к владыке не допустили. Известие о внезапной болезни и кончине владыки отозвалось в народе острой сердечной болью. Трогательным памятником ему остались ходившие тогда в списках любительские стихи одной прихожанки саратовского кафедрального собора, излившей в них свое и общее потрясение. Так замкнулось кольцо: некогда в Саратове владыка получил благословение на монашеский подвиг, там же он и почил в Бозе... На его место сразу же был назначен другой архиерей – митрополит Вениамин (Федченков) . Похоронили владыку Вениамина в Саратове на городском кладбище. На его могиле установили большой крест. Здесь всегда горит лампада, бывает, что и чудеса происходят. Закончить свои воспоминания о епископе Вениамине хотелось бы подборкой его писем, которые он писал нашей семье из Владимира в 1935–1938 годах, еще будучи архимандритом. Письма из Владимира (1935–1938) 01.08.1935 г. + Дорогая о Господе... На оба Ваши вопроса о Вас и о детях спешу ответить. Прежде всего о Вас. Конечно, не всякому сразу душа может открыться, да и без помощи Божией не может сокрушаться. Сокрушение – дар Святого Духа, а чистосердечие исповеди зависит от нас. Суть исповеди – это попрать гордость, которая сжимает душу и мешает ей быть откровенной. Что касается перемены на лучшее после исповеди, то она вытекает из меры нашего смирения. Когда смирения нет и нет приверженности к Богу, то никак сам не изменишься. Дальше дряблого сентиментализма не уйдешь. Вот и я плачу и скорблю о себе, всегда молю, чтобы Господь Сам изменил меня, но до сих пор все так плохо у меня, что ручьев слез недостаточно для оплакивания своей греховности.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Не раз вспоминала она в поле слова старца Вениамина: «Поезжай, все будет хорошо». Верила ему, да и сама молилась Пресвятой Богородице – Казанская икона Ее была зашита у девушки в подушку. Начальники других партий, которые шли параллельно с Ниной, потерпели немало урона: у одного волки загрызли лошадь, у другого от грозы сгорели палатки, оборудование. Были и отрадные дни пребывания в Казахстане. Закончив работу в поле, Нина возвращалась в Павлодар и в зимнее время обрабатывала полевой материал. Жила в частном доме у хозяйки, которая сдавала ей угол, а большую комнату – священнику с семьей. Праздник Рождества Господня справляли все вместе, с батюшкой. Он всегда старался побеседовать на духовные темы, снабжал Нину духовной литературой. ...Вдруг неожиданный приход женщины прервал наши воспоминания на кладбище. Подойдя к могиле владыки Вениамина, она начала снимать с креста и с ограды бумажные цветы, приговаривая: «Как не любил владыченька искусственные цветы! Он любил свежие, белые!» Мы невольно разделили ее огорчение. Когда она узнала, что мы из Москвы и давно знаем владыку, начала рассказывать, какой он был кроткий, смиренный, умный, ласковый, какими дивными были его архиерейские службы и проповеди, с какой искренней любовью тянулся к нему народ, и в заключение сказала, что он за шесть месяцев пребывания в Саратове показал пример того, каким должен быть архиерей. С первого дня саратовская паства всей душой полюбила его, и эта любовь и привязанность возрастали с каждым днем. Епископ Вениамин служил не только во все праздничные дни, но и среди недели, и храмы, где он совершал богослужения, всегда были переполнены. Вспомнили мы тогда сказанное батюшкой в проповеди, что человек никогда не окажет помощь другим, если не внушит ему Господь. Так и нам в наших обстоятельствах были посланы два человека: одна привела к батюшкиной могиле, а другая оказалась экскурсоводом по тем местам, которые посещал владыка. Она рассказывала, как он подъезжал к службе, скромно останавливаясь на некотором расстоянии от храма, и шел к нему для богослужения пешком; как он всем людям, присутствующим за богослужением, преподавал благословение и скромно уезжал в свои архиерейские покои.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010