И вот уже более 65 лет к месту его упокоения на Воскресенском кладбище идут верующие люди, чтобы попросить помощи и молитв. Каждый, кто узнал и полюбил владыку, может рассказать свои истории. Они разные, но похожи в одном – этот искренний и горячий молитвенник помогает в самые непростые, запутанные и противоречивые моменты жизни. Что можно сделать за полгода даже сейчас? А что говорить про то время, когда противодействие Церкви было профессиональной обязанностью целого силового ведомства! Однако именно за шесть месяцев епископ Вениамин оставил по себе такой глубокий след, что по воспоминаниям очевидцев одна девушка, несшая крышку гроба на похоронах, приняла после этого постриг. Когда он произносил: «Дорогие, возлюбленные, Богом данные мне дети», прихожане начинали плакать от теплоты и сердечности этих слов. «Способность пастыря горячо и благодатно молиться, как и у прочих верующих, раскрывается по мере очищения сердца от страстей… И вы, будущие труженики на ниве Церкви, не позволяйте себе погружаться в чувственность и грязнить себя нечистотою тяжких грехов. В противном случае молитва охладеет в вас, и за этим последует бездушное выполнение вами церковных треб. Тем самым вы удалите себя от Бога и лишите верующих полноты благодатного утешения в храме». Проповеди владыки прихожане старались конспектировать себе в тетради прямо в храме Эти слова, сказанные выпускникам Саратовской православной духовной семинарии, просты и глубоки одновременно. Как и все проповеди этого замечательного человека, которые прихожане старались конспектировать себе в тетради прямо в храме. Вспоминая в «Дневнике инока» московский Покровский монастырь, куда он был назначен наместником в 1923 году, владыка пишет: «Он – колыбель моя по монашеству, родина сердца. Я воспринял в нем два величайших урока: урок благоговения перед Божией Матерью и урок проповедничества». Святая наука смирения В чем же секрет такой долгой и благодарной памяти? Да и вообще – о чем можно вспоминать, ведь после владыки уже много архипастырей несло и несет свое служение на Саратовской земле?

http://pravoslavie.ru/146500.html

На Воскресенском кладбище Саратова молитвенно почтили память приснопамятных епископа Вениамина (Милова) и архиепископа Досифея (Протопопова) 3 августа 2019 г. 18:14 2 августа 2019 года, в день преставления одного из самых почитаемых архипастырей Саратовской земли епископа Вениамина (Милова), митрополит Саратовский и Вольский Лонгин совершил панихиду на его могиле на Воскресенском кладбище. «Владыка Вениамин оставил по себе добрую память среди верующих саратовцев, хотя он был саратовским архиереем совсем немного — всего около полугода. Тем не менее, за это время он успел полюбиться людям, которые увидели в нем самое главное — подлинность, веру, внутреннюю независимость от внешних обстоятельств, которые были для него очень тяжелыми. Он жил богослужением, и это было очевидно для всех, — сказал перед началом панихиды глава Саратовской митрополии . — Прошло уже много лет со дня его кончины, но люди по-прежнему узнают о нем и приходят, чтобы помолиться о нем и попросить его молитвенной помощи и поддержки. Это народное почитание — свидетельство, что его жизнь и служение были угодны Богу». Владыка Лонгин также совершил литию на могиле архиепископа  Досифея (Протопопова) о упокоении приснопамятного архипастыря и всех, погребенных на Воскресенском кладбище — историческом некрополе Саратова. Преосвященный Вениамин (Милов), епископ Саратовский и Балашовский, родился 8 июля 1897 года в Оренбурге, в семье священника. Революция 1917 года прервала его учебу в Казанской духовной академии. В 1919-1920 гг. жил и работал в Саратове, здесь получил благословение на монашество и в 1920 году принял постриг в московском Даниловом монастыре. В 1922 году окончил Московскую духовную академию . С апреля 1923-го архимандрит Вениамин — наместник Покровского монастыря. Уже тогда проявилась любовь народа к своему пастырю — мудрому духовнику и талантливому проповеднику. В октябре 1929 года священник пережил первый арест и был приговорен к трехлетнему заключению, которое отбывал в лагере в Карелии. В 1938 году был вновь арестован по обвинению в антисоветской агитации и приговорен к восьми годам лишения свободы.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В Саратове в 1955 году скоропостижно скончался епископ Саратовский Вениамин (Милов) , для власти очень нежелательная персона. Очевидцы вспоминали, как архимандрит и настоятель Духосошественского кафедрального собора Владыка Иоанн во время канона произнес яркое слово, посвященное жизни почившего. О дальнейших событиях он сам написал своему духовному отцу митрополиту Гурию, в частности «об участливой прощальной беседе одного очень доброго и сердечного лица, облеченного высоким саном. Это лицо сказало, что на мне числится два пятна: одно из них чрезмерное усердие к могиле Вл. Вениамина… Как самое радикальное средство для выведения пятен он рекомендовал уехать отсюда, доказать своим отъездом, что я здесь не имею никаких особых интересов. Странный способ выведения пятен!.. Я сердечно поблагодарил это лицо, но сказал, что очень огорчен, т. к. вижу, что наше, им же самим восхваляемое благополучие – только кажущееся. Он согласился с тем, что под покровом кажущегося благополучия работает клевета и поспешил распроститься, пожелав мне всего самого хорошего. (Дело в том, что во время нашей беседы в комнату уже входил Лактаций под предлогом внести бутылочку с какимто лекарством» 4 .) Служба Владыки Иоанна в отделе внешних церковных сношений Патриархии начиналась под руководством митрополита Коломенского и Крутицкого Николая (Ярушевича) . Митрополит Николай умер в 1961 году в Боткинской больнице. Последние дни перед смертью он находился в изоляции. Говорили, что перед его кончиной в московских храмах воспрещено было возносить гласные молитвы о его исцелении, а после смерти – об упокоении. Елизавета Александровна Александрина рассказывала, что, бывая в Троице-Сергиевой Лавре, митрополит Иоанн всегда служил панихиды на могиле неугодного митрополита Николая. В крипт Смоленской церкви, где был похоронен опальный архиерей, его сопровождали горячие почитательницы Владыки Николая – у них был тайный ключ от входа. Из Жировицкого монастыря Минской епархии был изгнан за благожелательное отношение к сосланному в обитель архиепископу Ермогену (Голубеву) архимандрит Михей (Хархаров). Событие получило огласку в зарубежной прессе. Это было равноценно приговору навсегда лишиться возможности церковного служения. Единственным человеком, кто сумел взять отца Михея в свою епархию, оказался митрополит Иоанн. С «волчьим билетом» из Саратова в Ярославль приехал и отец Игорь Мальцев. Регистрации его лишили за венчание на дому. Митрополит Иоанн сумел помочь другу. В свою геологическую бытность Владыка и сам тайно совершал требы. Профессор Глеб Александрович Каледа рассказывал, что он во время геологических экспедиций крестил детей. А самого Глеба Александровича митрополит Иоанн тайно рукоположил во священника.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Уполномоченный Филиппов пытался донести до Совета, что епископ Иероним «потушил огонь» борьбы среди саратовского духовенства и местные священники хотели бы видеть в его лице не временного, а постоянного руководителя Саратовской епархии, о чем они ходатайствовали перед Патриархом Алексием. Однако Филиппов констатировал: «Такая консолидация саратовского духовенства во главе с епископом Иеронимом является нежелательной» . Все это говорит о том, что сам уполномоченный был заинтересован в разжигании конфликта в Саратовской епархии. Маловероятно, что епископ Иероним — выходец из Данилова монастыря и преданный Церкви человек — мог участвовать в корыстных епархиальных склоках. Скорее всего, Цветков со своей командой просто втянули куйбышевского архиерея в местные разборки. Мечта «саратовцев» не осуществилась: в феврале 1955 г. в Саратовскую епархию решением Священного Синода был назначен новопоставленный епископ Вениамин (Милов) , незадолго до того вернувшийся из ссылки. Преемника архиепископа Гурия на Саратовской кафедре ожидала та же участь — непрестанно бороться с раздорами в приходах епархии. Но достичь мира епископу Вениамину было не суждено, всего через несколько месяцев после назначения, 2 августа 1955 г., он скоропостижно скончался. Митрополит Вениамин (Федченков) После кончины епископа Вениамина в ноябре 1955 г. управляющим Саратовской епархией Священный Синод назначил митрополита Вениамина (Федченкова) . Заступивший на Саратовскую кафедру митрополит Вениамин, по словам уполномоченного Филиппова, уволил «неугодных» священников и поставил на их места верное ему духовенство, приглашенное из других епархий, пытался снять некоторых священнослужителей Троицкого кафедрального собора, включая настоятеля протоиерея Иоанна Цветкова . В 1957 г. работу саратовского уполномоченного проверял старший инспектор Совета А. М. Пашкин. Он отметил в отчете, что в Саратовской области идет «внутрицерковная распря», которую в какой-то степени «активизировал» архиепископ Борис (Вик). Настоятель Троицкого кафедрального собора протоиерей Иоанн Цветков сообщил инспектору Совета, что, когда архиепископ Борис после возвращения из Югославии был в Москве, они ездили к нему и передали несколько жалоб на митрополита Вениамина, рассчитывая на доклад Патриарху. Архиепископ Борис в беседе с Цветковым дал последнему понять, что «Вениамин в Саратовской области будет недолго» .

http://bogoslov.ru/article/6176609

Сложившаяся в стране ситуация затронула и Церковь , положение которой несколько лет было неопределенным. Увлеченные внутренней борьбой, советские руководители несколько ослабили контроль над процессом открытия приходов. В течение 1954–1955 гг. наблюдалось сокращение числа храмов до 13 376, а потом небольшой рост. В 1958 г. их количество увеличилось до 13 414. Однако общие отрицательные тенденции выражались в том, что количество монастырей продолжало понемногу снижаться. Если к моменту смерти Сталина Русской Церкви принадлежало 60 монашеских обителей, то в 1958 г. их было уже 56. Непоследовательным был и идеологический курс. По указанию Хрущева 7 июля 1954 г. было подготовлено постановление ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения». О прежней политике в постановлении говорилось как о «примиренческой» в отношении Церкви и не соответствующей ленинским установкам. Однако 10 ноября того же года было принято новое постановление ЦК – «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения». Этот документ фактически останавливал очередное наступление на Церковь . Однако и это постановление не отменяло атеистического вектора советской идеологии и сводило злоупотребления в отношении верующих лишь к «ошибкам на местах». Среди радостных событий того времени была передача Церкви мощей святителя Никиты Новгородского, а также установление общения с Финляндской Церковью 7 мая 1957 г. В 1956 г. впервые за всю историю коммунистического государства Русской Церкви удалось издать Библию . Тираж издания составлял 50 тысяч экземпляров. Разоблачение сталинских преступлений привело к массовым освобождениям репрессированных. Вместе с десятками тысяч невинно осужденных на свободу выходило и множество тех, кто отбывал срок за веру. Получили свободу митрополит Нестор (Анисимов) , епископ Вениамин (Новицкий). Вернулся из ссылки архимандрит Вениамин (Милов) , вскоре рукоположенный во епископа и назначенный на Саратовскую кафедру. Вышел на свободу и преподобноисповедник иеромонах Рафаил (Шейченко). Старец продолжил служить в Козельске. Несмотря на подорванное здоровье, он старался совершать литургию как можно чаще и никогда не отказывал прихожанам в совершении треб. В 1957 г. отец Рафаил отошел ко Господу (память 19 июня).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Схиархимандрит Иларион (Удодов) 157 – первый духовник Лавры, по словам о. Иоанна Крестьянкина , начавший свой духовный путь по благословению Богоматери (явившейся ему во сне) еще до революции на Старом Афоне, а завершивший его долголетним настоятелем подмосковного храма в Виноградове. – Архимандрит Иоанн (Федоряев), прибывший с Алтая (а, по словам о. Иоанна, – из Томска), и выбывший из Лавры в 1948 г. на настоятельскую должность в Тобольске, где вскоре, однако, погиб от несчастного случая. В Лавре был келарем. – Архимандрит Вениамин (Милов) 158 , с 1948 года ставший и доцентом в Академии. Для него пребывание в Лавре в 1946–1954 годах оказалось небольшим отдохновением на тернистой стезе в Царствие Небесное, которое он достиг уже в сане епископа Саратовского в 1955 г. – Архимандрит Нектарий (Григорьев Николай Константинович 1902–1968, 9 марта), до поступления в монастырь, служивший в московском Ризоположенском храме, а с 1946 года – на должности казначея в Лавре, затем – наместник Псково­Печерского монастыря и вскоре (с 29.VIr.) – епископ Петрозаводский и Олонецкий, впоследствии – митрополит Кишеневский (Умер в Москве – приехал сюда лечиться, но получил сепсис. Похоронен на Калитниковском кладбище). – Архимандрит Владимир (Кобец), эконом Лавры 159 , затем (в 1947–1948 гг.) наместник Псково-Печерского монастыря, с 7 марта 1948 г. до 1949 г. – епископ Порховский. Скончался на покое в сане архиепископа Житомирского в конце 1959 или в начале 1960 года. – Архимандрит Клавдиан (в миру – Моденов Иван Матвеевич) 160 , отличавшийся прекрасной памятью и познаниями в истории Русской церкви последнего периода, простотой, доступностью и духовной мудростью. – Игумен Прокопий (Петр Иванович Зинин). 161 – Иеродиакон Порфирий (в миру – Прокопий Федорович Бараев, 26 февр. 1900–28 янв. 1972), сменивший иеродиакона Иннокентия (Коляду) 162 в конце апреля 1946 г., а затем служивший диаконом в Измайловском Христорождественском храме и Богоявленском соборе. Скончался в сане схиархимандрита с именем Серафим 163 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Духовному облику целого ряда насельников первых десятилетий посвящен труд архимандрита Тихона (Агрикова) «У Троицы окрыленные», к которому мы и переходим. Памяти насельников Лавры последнего времени «У Троицы окрыленные» О. Тихон Агриков Письменным свидетельством обновления духовной жизни в Лавре после ее открытия в 1946 году в сравнении с дореволюционным периодом являются воспоминания о почивших насельниках их собрата по монастырю – архим. Тихона (Агрикова) , составившего машинописный труд под названием «У Троицы окрыленные». Сам о.Тихон, преследуемый разными одержимыми и кликушами, а с другой стороны, органами советской власти за активную пастырскую деятельность, вынужден был покинуть Лавру в конце 60-х годов. Первая часть книги посвящена восьми лицам, скончавшимся в период 1950–55 годов, которых лично знал о. Тихон, и которые запомнились ему своей святой жизнью. Это – архимандрит Вениамин (Милов) – инспектор Академии, впоследствии епископ Саратовский, послушник Константин, скончавшийся от внезапной вести о посвящении его в епископы в конце 1946 или начале 1947 г.; кроткий батюшка – архим. Маврикий (Томин Мих. Яковл., 1891–1953), светлый старец– архим. Доримедонт (1871–1950), схиигумен Алексий († 1954), иеромонах Антиох († 1955), иеромонах Киприан (Стороженко К.Ем. 1872–1952) и послушник Александр († 1955). Ниже, в основном, с сохранением стиля, помещаем фрагменты 171 из этой книги, воссоздающие образы некоторых из них. Послушник Константин Ему было, как говорят очевидцы, не менее 45 лет 172 от роду. Чем занимался, тем более, где родился, как воспитывался, какое получил образование? – Неизвестно. 173 Известно только то, что он пришел в Обитель Сергия Преподобного одним из первых по ее открытии. Тогда был период тяжелый во всех отношениях. Монастырь требовал восстановления. Церковь собирала свои рассеянные кадры. Люди, в большинстве, искали себе места жительства, и устройства своей жизни после военной разрухи. Константина потянуло сюда, к Св. обители. Видимо, он нелегко пережил эту страшную войну...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10 февраля 1948 года органами МГБ был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму профессор МДА архимандрит Вениамин (Милов) — магистр богословия, преподаватель пастырского богословия, исполнявший в 1948/1949 учебном году обязанности инспектора МДАиС. Он относился к своим питомцам с поистине отеческой добротой и заботой. В то же время это был ученый-богослов, монах-аскет, немало переживший на своем жизненном пути. Удивительно теплые воспоминания о нем оставил на страницах своей книги «У Троицы окрыленные» архимандрит Тихон (Агриков) (схиархимандрит Вениамин). Но, к сожалению, у нас нет ещё полного жизнеописания архимандрита (впоследствии епископа) Вениамина. Воспоминания бывших воспитанников, сведения из личного дела, хранящиеся в архиве МДА… Вот и всё. Несомненно, такое жизнеописание должно появиться. Из личного дела известно, что о. Вениамин был арествоан в 1929 и 1938 годах. В первый раз его приговорили к трем годам тюремного заключения на Соловках. Второй срок он отбывал в Устьвымлаге. Освободился в 1946 году и с 1946/1947 учебного года начал преподавать в Академии. Из своего третьего заточения он возвратился в 1954 году. Служил в Ильинском храме г. Серпухова Московской области. А 4 февраля 1955 он был хиротонисан во епископа Саратовского и Балашевского. Но на кафедре пробыл недолго. Его кончина последовала 2 августа 1955 года. По свидетельству современников, о. Вениамин согласился на епископство крайне неохотно и людям, знавшим его близко, говорил о своей скорой кончине. В связи с этим мне вспоминается рассказ одного из наших старейших выпускников, нашего бывшего преподавателя протоиерея Димитрия Акинфиева, знавшего о. Вениамина в годы учебы в МДАиС (1946-1954). К сожалению, о. Димитрий завершил свой земной путь минувшим летом, и я считаю своим долгом передать одно из его воспоминаний как часть нашего академического предания. В юные и молодые годы он общался с архимандритом Дорофеем (Рябинкиным), бывшим в 1920-х годах духовным чадом епископа Феодора (Поздеевского). Последний говорил ему и будущему архимандриту Вениамину: «Будут вам предлагать епископство, не соглашайтесь…»

http://pravoslavie.ru/37154.html

Епископ Вениамин (Милов) (1887–1955) – епископ Саратовский и Балашовский. В работе «Чтения по литургическому богословию» христианскому посту по изображению Постной Триоди посвящена одна глава – 16 страниц. Епископ Вениамин – единственный автор, который делает попытку осмыслить точку зрения Церкви на сущность телесного и духовного поста как выражения человеческого смирения, молитвенности и милосердия; на значение постничества в процессе спасения 4 , основываясь на пересказе гимнографического текста. Подход к Постной Триоди данной аттестационной работы наиболее близок к подходу еп. Вениамина (Милова) , так как в ней будет осуществлена попытка на основании идей Триоди, построить систему взглядов гимнографов о посте. Таким образом, обзор литературы свидетельствует, что систематического труда о сущности и значении поста по Постной Триоди не существует, поэтому целью данной работы является – показать, как в гимнографии Постной Триоди отражено учение Церкви о смысле и значении поста. Задачами исследования являются: 1 . Выявить тематику песнопений, касающихся смысла и значения поста. 2 . Систематизировать полученный материал. 3 . Разъяснить идеи гимнографов с опорой на святоотеческие тексты и богословские труды. 4 . Изложить в целостном виде учение Постной Триоди о посте. Предмет исследования – учение Триоди Постной о сущности и значении поста для православного христианина. Методы исследования – изучение гимнографических текстов Постной Триоди, анализ и систематизация учения гимнографов о посте. Основным источником исследования является Постная Триодь от приготовительных седмиц и Недель до Недели Входа Господня в Иерусалим. Службы Великого поста содержаться в Богослужебной книге – Постная Триодь. Название «Триодь» (от греч. – «триодион» – трипеснец) получила от того, что в ней больше всего содержится трипеснцев. 5 Триодь содержит 160 служб и более 500 песнопений, которые различаются формой, объемом и наименованиями. Все они ведут свое начало от припевов, которыми древние христиане сопровождали пение библейских псалмов и песней. 6

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Священномученик Сергий Кудрявцев с супругой Екатериной Ивановной и дочерью Ольгой Для начала – немного фактов, хотя их можно было бы привести гораздо больше. Не так давно я приобрела очередную книгу из серии, издаваемой Оптиной пустынью, – на сей раз о старце Иосифе (Литовкине). В основе этого издания – воспоминания духовного сына старца Иосифа, Григория Михайловича Никольского. Он происходил из духовного сословия и вырос близ Оптиной. У Григория Михайловича было три брата-священника: Михаил, Валентин и Николай; сам же он священного сана не принимал. Братья Григория Никольского были расстреляны в 1937–1938-м годах, а в 1942-м, вскоре после освобождения Калужской области от немецкой оккупации, был арестован и расстрелян он сам. Вот такие дела – четыре родных брата… И это не то что не единственный, это не редкий пример: читая и перечитывая жития новомучеников и исповедников, подготавливая материалы о них для епархиального сайта, я не раз находила такие семьи. Например, братья Твердовские, саратовские священники – Михаил, Петр и Николай – расстреляны все трое, канонизирован пока только Михаил. Или братья Кудрявцевы – отец Сергий, новомученик, и отец Николай – оба расстреляны, муж их родной сестры, тоже священник, погиб в лагере… Наши энтузиасты-краеведы, восстанавливающие почти забытую историю своих родных русских сёл, не раз поражали меня цифрами – количеством репрессированных, в том числе и расстрелянных, крестьян и прочих жителей конкретного села или деревни. Счет расстрелянным (одна деревня, подчеркиваю!) шел на десятки, жертвами становились не только «кулаки и подкулачники», но и простые деревенские бабы, и священники, и псаломщики, и приходские старосты, и – очень часто – монахини из разогнанных советской властью монастырей, находившие приют у сельских родственников… Епископ Вениамин (Милов) И хотя, казалось бы, пора уж к подобной информации привыкнуть и перестать удивляться, – я удивлялась самым наивным удивлением. Мне хотелось спросить: да что же это за власть такая была, если женщина на седьмом десятке лет, не видевшая в своей жизни ничего, кроме избы, церкви и монастырской келлии, была этой власти настолько опасна, настолько страшна, что даже в живых-то ее оставить нельзя было никак, непременно нужно жизни лишить? Старшей из жертв Бутовского полигона, Матроне Конюховой, шел 90-й год. Вы можете представить себе мужчин, которые ее расстреливали? Что они при этом чувствовали, кем себя ощущали? И как они жили дальше, эти люди?

http://pravoslavie.ru/159825.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010