150 Имеется в виду отец Всеволод Шпиллер, первым местом служения которого в России было настоятельство в храме во имя пророка Илии в Загорске. 151 Н. П. Доктусов (1883–1959) – в 1907 г. окончил Казанскую Духовную академию; с 1944 г. преподавал славянский язык в Богословском институте; 1951–1956 гг. – инспектор МДАиС. В письме речь, видимо, идет о казанском периоде жизни епископа Вениамина, когда он занимался учебно-богословскими трудами. 152 Григорий (Чуков; 1870–1955) – митрополит Ленинградский, в тот период много сил отдавал восстановлению Ленинградских Духовных школ, лично занимался подбором преподавателей. 153 В июне 1951 г. протоиерея Всеволода Шпиллера перевели в Москву, и по его личной просьбе к Святейшему Патриарху настоятелем в Ильинский храм назначили священника Тихона Пелиха. Он и вся его семья очень сожалели о переводе отца Всеволода в Москву. 155 Архим. Гурий (Егоров; 1891–1965) – первый наместник Лавры с момента ее открытия в 1945 году. Пока шли приготовления к открытию Лавры, он служил в Ильинском храме. В дальнейшем (август 1946 г.) – епископ Ташкентский, с 1953 г. – архиепископ Саратовский, с 1959 г. – митрополит Минский, с 1960 г. – Ленинградский; окончил свои дни будучи на Симферопольской кафедре. Таким образом, его пути пересеклись с отцом Вениамином дважды – в Лавре в 1946 г. и на Саратовской кафедре, куда владыка Вениамин был назначен в 1955 г. 158 Имеется в виду книга Н. Г. Гарина-Михайловского «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову», подаренная Е. Т. Пелих по окончании школы. 161 Прп. Антоний Оптинский (1795–1865) – младший брат прп. Моисея Оптинского. Вместе они основали в 1821 г. скит при пустыни, где отец Антоний с 1825 г. был скитоначальником. В 1839 г. прп. Антоний был назначен игуменом Малоярославецкого Черноостровского монастыря. Скончался он на покое в Оптиной пустыни признанным старцем, к которому обращались многие известные лица. В данном случае речь идет о книге, изданной в 1870 г. (репринт 1992 г.). 162 Отец Всеволод Шпиллер приглашал отца Тихона перевестись в московский храм свт. Николая в Кузнецах, но отец Тихон отказался.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

В трехтомное собрание сочинений епископа Вениамина (Милова ; 1897–1955) вошли дневники, проповеди , письма, воспоминания. Наиболее полно представлены в нем богословские исследования этого замечательного подвижника благочестия, на долю которого выпали жесточайшие гонения, лагеря, ссылки. Архипастырь, пострадавший за веру, но не сломленный духом, оставил после себя сочинения, раскрывающие нравственно-христианские воззрения, посвященные Божественной любви, лекции по литургике, статьи, касающиеся различных аспектов церковной жизни. В 1999 г. Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой были изданы дневники и проповеди епископа Вениамина. С течением лет появились новые материалы, уточняющие факты биографии владыки, выявлены неизвестные ранее письма, в лаврском архиве были обнаружены его неопубликованные работы. Все это и побудило подготовить расширенное и дополненное издание трудов епископа Вениамина, которое, думается, привлечет внимание не только ученых богословов, но и широкий круг читателей, интересующихся историей Церкви, судьбами священнослужителей, подвизавшихся на ниве пастырства во времена притеснений и репрессий. От редакции Жизненный путь владыки Вениамина, епископа Саратовского и Балашовского, укладывается в русло тех событий, потрясений и свершений, что выпали на долю Русской Православной Церкви в первой половине ХХ века. Происхождением он был из духовного сословия, детские и юношеские годы провел в благочестивой русской провинциальной среде, стремился к монашеству... Всё пережил – революцию, гражданскую войну, кровавую смуту, в результате которой Церковь обрекалась на полное уничтожение. Но, по милосердию Божию, единицы из представителей духовенства все-таки уцелели в тюрьмах, лагерях, ссылках и вернулись к своему служению. Среди них был и владыка Вениамин. Господь послал ему если не гибель в пропастех земных ( Евр.11:38 ), то семнадцать лет тяжелейших испытаний. Однако дух воина Христова оказался несломленным, а потребность в интеллектуальном труде была настолько сильна, что в промежутках между арестами пока еще отцу архимандриту удалось написать несколько крупных богословских работ. Некоторые из них впервые публикуются в нашем издании. И жизнеописание епископа Вениамина впервые выходит с исправлениями и дополнениями, сделанными на основе подлинных документов, хранящихся в государственных архивах. Жизнеописание

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Приходы и монастыри были не единственным объектом ненависти советской администрации. Согласно директивам, из Москвы по всей стране упразднялись и епархии. Упразднить епархию в своей области для уполномоченных было делом чести. У Церкви отбирались и святыни, например, мощи святителей Тихона Задонского и Феодосия Черниговского. Оказались в руках государства и останки Киево-Печерских преподобных. Параллельно с этим власти нанесли удар и по кадровому составу Церкви. На начало хрущевского правления в стране было две духовные академии (Московская и Ленинградская) и восемь семинарий. В ходе хрущевских гонений академии удалось сохранить, но число семинарий сократилось – были закрыты Киевская, Саратовская, Ставропольская, Луцкая и Жировицкая семинарии. В Русской Церкви осталось только три семинарии – Московская, Ленинградская и Одесская. Качественный состав будущих пастырей тоже контролировался. Поступление в духовные школы было невозможно для людей с высшим образованием, серьезные проблемы создавались и для тех, кто успешно оканчивал школу или отслужил в армии. «В семинарию, – вспоминает Святейший Патриарх Кирилл, – поступали либо люди, имевшие душевное расстройство, либо совсем никчемные, с точки зрения властей, для общества». Большое внимание уделяла советская администрация и кадровому составу епископата. Архипастыри-исповедники, прошедшие лагеря и умевшие дать отпор партийной номенклатуре, постепенно покидали этот мир. В 1955 г. умер епископ Вениамин (Милов) , в 1961 г. не стало архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) , в 1962 г. – митрополита Антония (Романовского) и епископа Афанасия (Сахарова) . Уходили и архиереи-реэмигранты, проведшие 1920–1940-е гг. заграницей и в силу сложившегося у них менталитета не привыкшие кланяться властям. В 1952 г. умер архиепископ Сергий (Королев) , в 1958 г. – архиепископ Ювеналий (Килин), в 1961 г. – архиепископ Никандр (Викторов), в 1962 г. – митрополит Нестор (Анисимов) . Теперь власти старались допускать на архиерейские кафедры лишь тех, кто, по их мнению, будет послушно наблюдать за уничтожением Церкви, активно «бороться за мир» и «разоблачать антисоветскую пропаганду». Однако успех в этом направлении содействовал коммунистическому руководству далеко не всегда, и немалая часть архипастырей как могла отстаивала храмы от закрытия, а священников – от преследований.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и т. д. Православная Л. в XX в. Революция 1917 г. и последующие события резко оборвали развитие как рус. церковной науки в целом, так и Л. в частности. Система духовного образования была уничтожена, церковно-исторические и богословские исследования фактически оказались вне закона. Нек-рые ученые были уничтожены физически (напр., Карабинов, расстрелянный в 1937 по политическим обвинениям), другие не имели возможности писать или публиковаться (Дмитриевский написал после 1917 г. неск. работ, оставшихся неопубликованными, так же как 2 последних тома его «Описания литургических рукописей...») или были вынуждены, как прот. К. Кекелидзе, заняться исследованиями в области светской истории и филологии. Отчасти развитие рус. научно-литургической традиции продолжилось в эмиграции, напр., протопр. Н. Н. Афанасьевым, архим. Киприаном (Керном) и его учеником протопр. А. Д. Шмеманом. Протопр. Н. Афанасьев, автор ряда работ по экклезиологии и богословскому измерению церковного права (см.: Nichols A. Theology in Russian Diaspora: Church, Fathers, Eucharist in N. Afanas " ev (1893-1966). Camb.; N. Y., 1989), написал и 2 небольшие, но важные работы о таинствах Крещения (Вступление в Церковь. П., 1952) и Евхаристии (Трапеза Господня. П., 1952). Архим. Киприан (Керн) († 1960) известен одновременно как литургист и патролог. Он опубликовал 3 книги по Л., каждая из которых представляет собой переработанный курс лекций: «Крины молитвенные» (Белград, 1928), «Евхаристия» (П., 1947) и «Литургика: Гимнография и эортология» (П., 1964. М., 2000). Первая является опытом построения курса догматического богословия на основе цитат из богослужебных - гл. обр. гимнографических - текстов (ср. аналогичный опыт еп. Саратовского и Балашовского Вениамина (Милова) († 1955): Вениамин (Милов) , еп. Чтения по литургическому богословию. К., 2004. М., 2012). Вторая, по признанию автора, носит компилятивный характер: в ней обобщены публикации рус. и зап. Л. кон. XIX - сер. XX в. по истории евхаристического чинопоследования. Особое внимание в книге уделено проблеме эпиклезы, которой автор посвятил также 3 статьи в серб. ж. Последняя книга представляет собой в основном краткое изложение трудов Скабаллановича с минимальным использованием работ др. авторов.

http://pravenc.ru/text/2110586.html

Я, слава Богу, благополучен и благодушен. Тюрьма, этап, ссылка не поколебали меня в моем исповедании истины Христовой. Благодарю Господа Бога за Его милость ко мне, грешному. Да, действительно, в сидении в заключении, в этапе и в ссылке великая милость Божия. Это голос всех духовных лиц, подвергшихся этим невзгодам. А как много таковых лиц – и почти все радостно настроены, вот свидетельство правоты нашей, даруемое Господом Богом. Благодарю братию Крестовой за доброе отношение ко мне – это весьма утешает меня в изгнании и радует несказанно. Как счастлив я, что имею такую братию. Всем мой привет и благословение, очень жалею, что не имею возможности написать каждому в отдельности. Храните Крестовую, эту нашу драгоценность, это наше сокровище. Всем богомольцам Крестовой мое архипастырское благословение. О, как дороги они мне! Меня удалили, нас разделили; но нет такой силы, которая могла бы вырвать из моего сердца любовь к моей пастве. Я молюсь, горячо молюсь о ней. Прошу себе святых молитв. Любящий Вас и благодарный Вам Досифей, Епископ Саратовский и Петровский». Упоминаемая владыкой Досифеем Крестовая 15 – это та самая Успенско-Никольская церковь на втором этаже архиерейского дома в Саратове, в которой молился 27-летний Виктор Милов, и где он встретил «маленького горбатого монаха» – старца Николая (Парфенова)… Здесь перекликнулись земные судьбы двух наших саратовских святителей. И еще одно письмо владыки Досифея из ссылки – протоиерею Михаилу Сошественскому 16 : Со Господом и в тюрьме хорошо, и на этапе, и в ссылке… «Со Господом и в тюрьме хорошо, и на этапе, и в ссылке… Около сотни епископов в ссылке или в тюрьме, но благодушны, а отступники на свободе мятутся, внутренне мучаясь, переходят из града во град, ища себе чад, но не находят, ибо сами они перестали быть чадами Святой Православной Церкви». Дальнейшие сведения об архиепископе Досифее пунктирны: в 1926 году был освобожден, вернулся к управлению Саратовской епархией, но в феврале 1927 года был вновь приговорен к трехлетней ссылке (по некоторым данным он отбывал ее в Прикумске) 17 .

http://pravoslavie.ru/157890.html

Одиннадцатый час Епископ Вениамин (Милов) Архимандрит Вениамин был освобожден в сентябре 1954 года. С октября 1954 по январь 1955 года он служил настоятелем храма пророка Божия Илии в г. Серпухове Московской области. 4 февраля 1955 года в Богоявленском Патриаршем соборе он был рукоположен во епископа Саратовского и Балашовского. Архиерейскую хиротонию возглавили Святейший Патриарх Алексий I и Католикос-Патриарх всей Грузии Мелхиседек III. Во время хиротонии владыка сказал, что переживает уже единонадесятый час своей жизни и она стремительно идет к своему Рубикону. За время своего короткого архиерейского служения владыка обрел огромную любовь саратовской паствы. «Владыка Вениамин был одаренным проповедником, – вспоминал архиепископ Ярославский Михей (Хархаров). – В Саратове, когда он только произносил слова обращения: “Дорогие, возлюбленные, Богом данные мне дети…”, причем сказанные с такой теплотой и сердечностью, что с этих начальных слов прихожане начинали плакать. Говорил он всегда с большим чувством» . Кончина владыки была неожиданной, скоропостижной. В среде его духовных чад существует убеждение, что она была насильственной. Это мнение приведено в том числе в справочнике «Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке» , подготовленном Свято-Тихоновским богословским институтом (ныне ПСТГУ). Протоиерей Владимир Тимаков вспоминает: «Ушел из этого мира владыка Вениамин при загадочных обстоятельствах. Указывали даже на споспешника смерти – келейника, но экспертизу Советы не проводили» . Богоборческая власть вела борьбу даже с уже покойным владыкой, стремилась стереть его имя из памяти людей: известно, что не раз предпринимались попытки разрушить его надгробие. Однако у Бога нет мертвых, и настоящая любовь – любовь во Христе – не умирает. Только этим и можно объяснить, почему так любили и любят люди владыку Вениамина, почему сердцем чувствуют: «угодна бо бе Господеви душа его» , как говорится в паремиях на день памяти преподобных отцов.

http://pravoslavie.ru/95821.html

Духовные чада и ближайшие помощники архиепископа Гурия остались в Саратове. Архимандрит Иоанн (Вендланд) пребывал настоятелем Духосошественского собора до 1957 г. По всей видимости, он тяготился местной обстановкой. После поездки в октябре 1955 г. к архиепископу Гурию в Чернигов архимандрит Иоанн оценил свое возвращение в Саратов как «вернулся на “реки Вавилонские”» . В следующем году, побывав у своего духовного отца в Днепропетровске, настоятель Духосошественского собора поделился в письме своими чувствами: «Я уезжаю в саратовское болото совершенно освеженный. Правда, я чувствую свежесть не только душевную, но даже телесную, так как воздух здесь гораздо лучше, чем в Саратове» . Не исключено, что о «саратовском болоте» было сказано и в духовном смысле. Архиепископ Михей (Хархаров) в своих воспоминаниях отмечал служение архимандрита Иоанна: «Владыка Гурий назначил его настоятелем Духосошенственского Собора Саратова. Этот период своей жизни будущий Владыка Иоанн вспоминал всегда с теплотой. Ему нравилось его положение настоятеля, нравился храм — большой, высокий, красивый. Со всеми — и с духовенством, и с исполнительным органом, и с прихожанами — сложились добрые отношения. Прихожане полюбили его. Владыка Гурий назначил его также духовником семинарии. У него сложились очень хорошие отношения, теплые отношения и с преподавателями, и с учащимися семинарии» . Иеромонах Михей также остался в Саратове и входил в клир Троицкого кафедрального собора при епископе Вениамине (Милове), но в октябре 1955 г. поступил в общежительную Рождество-Богородицкую Глинскую пустынь Сумской епархии, где находился до сентября 1956 г. Священник Игорь Мальцев служил в Саратове вплоть до 1967 г. Епископ Вениамин (Милов) После отъезда архиепископа Гурия отношения между двумя группировками священнослужителей оставались напряженными. По словам уполномоченного, священники из числа «саратовцев», выйдя победителями в борьбе против «ташкентцев», стремились всеми силами укрепить свои позиции. Опасаясь, что на место выбывшего архиепископа Гурия могут прислать «чужака», наиболее активные и деятельные «саратовцы» — настоятель Троицкого собора протоиерей Иоанн Цветков и преподаватель Саратовской семинарии Д. Г. Яхонтов — всеми силами старались «перетащить» на постоянное руководство Саратовской епархией епископа Куйбышевского Иеронима (Захарова). С ним «саратовцы» нашли общий язык во время проверки деятельности архиепископа Гурия в качестве управляющего Саратовской епархией.

http://bogoslov.ru/article/6176609

Трисолнечное озарение избавляет человеческий род от страстного тления, сообщает природе людей небесную красоту, умиление, устойчивость в добре и возвышает над греховными пристрастиями... В сиянии благодати Его исходит и сообщается людям всякая премудрость и разум, всякая крепость и сила, всякая красота и здоровье. Кто из людей мысленно и сердечно обращен к Нему, с теми Он соприсутствует, покрывает, наставляет, укрепляет в добре и радует... Сердце наполняется светлыми и возвышенными чувствами... Распростертые Господом на кресте руки напоминают всем верующим о том, что Он... обнял любовию со креста все человечество, спас его от рабства диаволу, извлек из греховного кала, собрал все народы в единую Церковь... и призвал погибающий мир... возвратил... разбитых страданиями к целостности бессмертия и остановил всечеловеческое падение... День Христова Воскресения исключительно знаменателен для человечества. Это - день перехода от смерти к жизни и от земли на небо, наступление весны души, время подаяния особой животворной благодати... " Христос источает жизнь из Своего невещественного Света " , " озаряет человечество божественными блистаниями Воскресения " . " Живоносные лучи Воскресения, просвещая людей, потребляют в них смерть... вдыхают жизнь... каждой человеческой личности - тайно осеняющим действием Духа... " Такова литургическая поэзия, в молитвенном озарении песнописцев Церкви, в краткой передаче новым страдальцем, исповедником Русской Церкви, владыкой Вениамином. Благодарим его, на небесах, за проникновенный эпилог для нашей книги, на земле! Епископ Саратовский и Балапговский Вениамин (Милов), автор " Чтений по литургическому богословию " , родился в Оренбурге 8 июля 1887 г. в семье священника. Окончил Вятскую семинарию и в 1918 г. Московскую Духовную Академию. В том же году принял монашеский постриг и управлял московским Покровским монастырем в сане архимандрита до его закрытия (?). В 1946 г. он вступает в монашеское братство Троице-Сергиевой Лавры и назначается доцентом Московской Духовной Академии, где возглавляет кафедры патрологии и пастырского богословия. Защитив магистерскую диссертацию на тему " Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви " , архимандрит Вениамин становится профессором и одновременно назначается инспектором Московской Духовной Академии. В 1954-55 гг. он - настоятель Ильинской церкви в городе Серпухове Московской области.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/188/...

Дело Божие делалось незаметно: молодой человек, по его собственным словам, «прилеплялся к Богу», возрастала любовь к Церкви, которая определила его жизнь: «Нет ничего прекраснее, чище, полезнее, сладостнее Святой Церкви. Целовать хочется стены и пороги каждого храма, радоваться при виде церковных куполов, высящихся к небесам и освящающих все окрест». (С. 46) Наконец, в Казанской Духовной Академии, куда Виктор Милов поступил в 1916 году, ему удалось встретить преподавателей, в которых глубокая ученость сочеталась с личным монашеским подвигом и миссионерским горением, однако уже через год из-за разразившейся революции он вынужден был покинуть Казань. «Скорбь и болезнь обретох…» Монашеский постриг будущий Владыка принял в Московском Даниловом монастыре на Благовещение 1920 года . Общеизвестен факт, что благословение на монашество он получил в Саратове, где некоторое время в счет военной службы работал в красноармейской канцелярии. Затворник саратовского Преображенского монастыря иеромонах Николай отправил Виктора с рекомендательным письмом в Данилов монастырь со словами: «Я бы у себя оставил тебя, раб Божий, да ты очень высок, пожалуй, меня укусишь…». Обычно эти слова прозорливого старца расценивают как указание на будущее архиерейство, однако, по-видимому, он заметил и ту «строптивость», о которой говорила и мать будущего инока. Церковь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов Свято-Данилова монастыря В Москве отец Вениамин получил возможность продолжить образование в Духовной Академии. В продолжение 1920 года он был рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха. В 1923, также в день Благовещения, возведен в сан архимандрита и назначен наместником Покровского мужского монастыря. Жизнь в Москве складывалась очень непросто. «При пострижении монахи обычно предостерегаются от смущения последующими искушениями и скорбями. В час пострига подобные слова кажутся простым обычаем повторять фразы, издревле положенные в чине отречения от мира. На самом деле они выражение горькой жизненной правды. Скорби жгучие посетили меня в первый же год пребывания в Покровском монастыре… Слиться душевно с покровскими иноками мне было трудно. Слишком уж разными людьми были мы в смысле интересов и жизненных задач. Много безотрадных минут связано с моими неуравновешенностью, обидчивостью, нетерпением, раздражительностью, снова в первую очередь самого себя обвиняет архимандрит Вениамин. Например, у меня заходилось сердце, когда преосвященный Гурий просил добавить в ектению какие-либо слова, а иеродиакон с раздражением рвал бумажку и бросал ее мне чуть ли не в лицо. Нелегко было бороться с распущенностью иноков в ношении иноческой одежды хождение без ремней, с непокрытой головой, без священнических крестов, а также с опозданием к началу служб, колкостью и грубыми выпадами». (С. 92-93).

http://pravoslavie.ru/36905.html

Вед.: И это не предел... Епископ Лонгин: И это не предел, работы там еще на несколько лет. Я думаю, что, как и везде, пострадали тысячи, десятки тысяч человек. Причем это и священнослужители, и активные миряне, которые тем или иным образом защищали Церковь или отказывались давать показания на священнослужителей, привлекались по совершенно надуманным, сфабрикованным обвинениям. Это очень большой круг людей. Вед.: Владыка, возвращаясь к началу нашего разговора – а как проходит процесс канонизации? Какие проблемы на этом пути, насколько он долгий, что этот процесс может затруднить? Епископ Лонгин: Для того, чтобы принять решение о канонизации, нужно, прежде всего, удостовериться в том, что человек, о котором мы говорим, во всех ситуациях, которые с ним были, на всех допросах, порой при пытках, вел себя как христианин, то есть никого не предал, не подписывал фальшивых показаний ни на кого, в том числе на самого себя. Это большая кропотливая работа, которая не ограничивается архивом Саратовской области, поскольку самые причудливые были комбинации: люди из одного места отправлялись, скажем, для следственных действий в другое, отсиживать могли в третьем... Некоторые люди, материалы о которых мы собираем, арестовывались по три, по четыре раза. К примеру, есть замечательный подвижник – епископ Вениамин (Милов), чья могила на Воскресенском кладбище почитается саратовцами до сих пор. Он четырежды был осужден, четырежды находился в заключении: на Севере, во Владимирской области, в Казахстане. И вот в разных архивах находятся дела, а дело, которое должно было бы храниться, скажем, в Казахстане, – его нигде нет, сколько раз мы ни запрашивали. Осутствие одного из лагерных дел является формальной причиной, почему, несмотря на добрую, глубокую память саратовцев, этот человек пока еще не канонизирован, не причислен к лику святых. То есть происходит исследование всех обстоятельств кончины того или иного человека для того, чтобы удостовериться, что эта кончина была действительно мученической, действительно христианской.

http://religare.ru/2_88827.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010