Епископ Вениамин (Милов) Содержание Епископ Саратовский и Балашовский Вениамин (Милов) Автор " Чтений по литургическому богословию " родился в Оренбурге 8 июля 1887 г. в семье священника. Окончил Вятскую семинарию и в 1918 г. Московскую Духовную Академию. В том же году принял монашеский постриг и управлял московским Покровским монастырем в сане архимандрита до его закрытия. В 1946 г. он вступает в монашеское братство Троице-Сергиевой Лавры и назначается доцентом Московской Духовной Академии, где возглавляет кафедры патрологии и пастырского богословия. Защитив магистерскую диссертацию на тему " Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви " , архимандрит Вениамин становится профессором и одновременно назначается инспектором Московской Духовной Академии. В 1954-55 гг. он — настоятель Ильинской церкви в городе Серпухове Московской области. 4 февраля 1955 г. архимандрит Вениамин был хиротонисан во епископы и назначен на Саратовскую кафедру. При вручении новопоставленному епископу архипастырского жезла патриарх Алексий сказал: " Неисповедимые пути Промысла Божия вели тебя до сего времени узкой и трудной стезей многоразличных испытаний и скорбей. Но все трудности и страхи победила твоя непоколебимая вера, подкрепленная любовью ко Христу, явившему нам Своим беспримерным подвигом страданий ради нашего спасения образ терпения и покорности воле Отца нашего Небесного " . Всего лишь полгода прослужил преосвященный Вениамин на Саратовской кафедре, но много сделал на своем посту. Паства всей душой полюбила его. Епископ служил не только в праздничные дни, но и среди недели, и храмы, где он совершал богослужение, были всегда переполнены. 2 августа того же года скончался этот ревностный служитель Божий, смиренный монах, видный богослов и пламенный проповедник. Мы верим, что не останутся бесплодными семена, которые он сеял своим благодатным словом и своими вдохновенными трудами. 1. Учение о Боге Троичном в Лицах (По данным литургического богословия) Литургическое Богословие раскрывает догмат Св. Троицы на основе библейских изречений и вероопределений Вселенских Соборов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1021...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Чтения по литургическому богословию «Чтения по литургическому богословию» епископа Вениамина (Милова) — нетипичный курс литургики. Владыка Вениамин не разбирает историю богослужения, не описывает его нынешнее состояние, не размышляет о богословии богослужения. Он ставит другую задачу: вскрыть вероучение Церкви так как оно отобразилось в богослужении. Еп. Вениамин (Милов) на материале богослужебных книг раскрывает учение о Троице, ангелах, Сыне Божьем, Его Искупительной Жертве, Сошествии во Ад, о Св. Духе, Богородице. Также о посте как он представлен в текстах богослужения, переживании Литургии верующим, о загробной участи. Наконец о двунадесятых праздниках. Епископ Саратовский и Балашовский Вениамин (Милов) Автор " Чтений по литургическому богословию " родился в Оренбурге 8 июля 1887 г. в семье священника. Окончил Вятскую семинарию и в 1918 г. Московскую Духовную Академию. В том же году принял монашеский постриг и управлял московским Покровским монастырем в сане архимандрита до его закрытия. В 1946 г. он вступает в монашеское братство Троице-Сергиевой Лавры и назначается доцентом Московской Духовной Академии, где возглавляет кафедры патрологии и пастырского богословия. Защитив магистерскую диссертацию на тему " Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви " , архимандрит Вениамин становится профессором и одновременно назначается инспектором Московской Духовной Академии. В 1954-55 гг. он — настоятель Ильинской церкви в городе Серпухове Московской области. 4 февраля 1955 г. архимандрит Вениамин был хиротонисан во епископы и назначен на Саратовскую кафедру. При вручении новопоставленному епископу архипастырского жезла патриарх Алексий сказал: " Неисповедимые пути Промысла Божия вели тебя до сего времени узкой и трудной стезей многоразличных испытаний и скорбей. Но все трудности и страхи победила твоя непоколебимая вера, подкрепленная любовью ко Христу, явившему нам Своим беспримерным подвигом страданий ради нашего спасения образ терпения и покорности воле Отца нашего Небесного " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

В своей квартире архимандрит Гурий устраивал монашеские собрания, на которых присутствующие — преподаватели и студенты — могли свободно обмениваться мыслями. В академической церкви практиковалось строгое уставное пение, в котором Виктор неизменно принимал участие. К казанскому же периоду относятся первые проповеднические опыты тогда еще студента Виктора Милова — и это также по настоянию отца инспектора.За неделю до Рождества 1917/1918 года [ 9 ], по совету отца Гурия Виктор съездил в г. Свияжск, где в монастыре на покое жил слепой игумен. Старец благословил юношу принять монашеский постриг, сказав, что необходимо раздувать искру Божию в душе, пока она горит. Однако на пороге был 1918 год. И тихая дотоле Казань стала ареной столкновения белых и красных отрядов. В академии провели ускоренные экзамены, и студенты разъехались кто куда.Вопреки старческому благословению провести лето в Оптиной пустыни, Виктор уехал в Вятку к родителям и был за это наказан: полтора года он скитался без определенных занятий, пока, наконец, не оказался в Саратове, где ради хлебного пайка устроился на работу в красноармейскую канцелярию. Эта работа была ему засчитана в срок воинской службы.В Саратове Виктор таинственным образом попал под особое покровительство святого пророка Илии — того угодника Божия, на мольбу которого в страшные годы разгула богоборческой стихии и оскудения благочестия в израильском народе Господь ответил: " Я оставил между израильтянами семь тысяч мужей, всех сих колени не преклонились перед Ваалом " (3 Цар. 19, 18). В 1919–1920 годах Виктор Милов — прихожанин Ильинской церкви в Саратове, в 1946–1949 годах бывал в Ильинской церкви в Загорске, в 1954 году стал настоятелем Ильинского храма в городе Серпухове. Свои земные дни он окончил в праздник святого пророка Илии.Но все это будет после, а тогда, проведя несколько месяцев за перепиской бумаг, Виктор Милов испросил благословения на монашество у затворника скита Саратовской Преображенской обители. Прозорливый старец иеромонах Николай отправил Виктора с рекомендательным письмом в Московский Данилов монастырь [ 10 ], дал ему при этом духовные наставления и присовокупил: " Я бы у себя оставил тебя, раб Божий, да ты очень высок...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1023...

С октября 1954 по январь 1955 года нёс послушание настоятеля церкви пророка Илии в городе Серпухове Московской области. 1 февраля 1955 года был избран епископом Саратовским и Балашовским . Хиротония, которую возглавили патриарх Московский и всея Руси Алексий I и католикос-патриарх всей Грузии Мелхиседек III , состоялась 4 февраля в Московском соборе Богоявления Господня . Епископ Вениамин (Милов). Управляя Саратовской епархией, часто служил и проповедовал, несмотря на крайне болезненное состояние. Храмы, где служил владыка, всегда были переполнены молящимися. 12 мая 1955 года подал прошение в Генеральную прокуратуру СССР о реабилитации и определением судебной коллегии ВС РСФСР от 12 июня был реабилитирован " за отсутствием состава преступления. " Скончался 2 августа 1955 года, отслужив литургию. Отпевание совершили Казанский архиепископ Иов (Кресович) и Астраханский епископ Сергий (Ларин) . Был погребен на городском кладбище Саратова . Оценки наследия Для богословского наследия Вениамин характерны фундаментальный анализ догматических положений, академизм, являющийся следствием свободного владения богословской литературой, хороший литературный язык. В сочинениях Вениамин отразился трагический опыт, пережитый Церковью в послереволюционную эпоху. Особенностью его трудов является изложение учения православной Церкви сквозь призму личного духовного опыта, иногда - эмоционального восприятия, что сближает его наследие с богословием русской эмиграции. Для писем Вениамина характерны тонкое понимание внутренней жизни, глубокий анализ душевных состояний, здравый смысл, большой пастырский опыт. Почитание Ежегодно в день его блаженного упокоения на его могиле на Воскресенском кладбище Саратова собираются люди. Те, кто знал его при жизни, и те, кто лишь недавно услышали об исповеднике веры, почивающем в саратовской земле, приходят почтить его в своих молитвах. С утра до позднего вечера духовенство саратовских храмов служит панихиды о приснопоминаемом епископе Вениамине. Многие верующие уверены в святости почившего подвижника, просят его предстательства перед Богом о себе и своих близких .

http://drevo-info.ru/articles/25191.html

Есть в Саратове, в самом его центре, старинное кладбище с чудесным и символичным названием – Воскресенское. Свидетель и памятник нескольких эпох. Когда-то его духовным центром был Воскресенский храм, затем – памятник Н.Г. Чернышевскому. С 2018 года – вновь храм в честь главного христианского праздника. Это памятное место для многих жителей края, а для верующих – еще и цель паломнических поездок. Епископ Вениамин (Милов) Сила Воскресения Здесь встретили свой последний час церковные труженики, чья биография заканчивается словами: «Расстрелян на Воскресенском кладбище» Здесь, тогда на окраине городского кладбища, в 1919 году были расстреляны священнослужители и миряне, несколько человек причислены в наши дни к лику святых. Здесь встретили свой последний час церковные труженики, чья биография заканчивается словами: «Расстрелян на Воскресенском кладбище». Батюшки, церковные старосты, певчие, прихожане. Те, кто выносил им приговор, были уверены: скоро с этими «пережитками царского режима» и «представителями эксплуататорских классов» будет покончено навсегда. Но они не знали о потрясающей силе Христова Воскресения, которому было посвящено кладбище. Спустя сто лет мало кто знает имена сотрудников ЧК (если честно – вообще никто). А на могилах страдальцев за веру служат панихиду, к ним, словно к родным, приходят верующие. Им посвящают книги и фильмы, статьи и учебники для детей. Храм Воскресения Христова Побеждая время Епископа Вениамина (Милова) с Саратовом связывает немного. Здесь еще совсем молодого человека, задумывающегося о выборе жизненного пути, благословили на монашество и указали на место пострига – московский Данилов монастырь. Здесь на протяжении шести месяцев 1955 года он нес свое архипастырское служение. Когда Патриарху Алексию I удалось вызволить архимандрита Вениамина из очередной ссылки, 4 февраля 1955 в Богоявленском кафедральном соборе он был рукоположен во епископа Саратовского и Балашовского. Во время хиротонии владыка сказал, что переживает уже единонадесятый час своей жизни, и она стремительно идет к своему Рубикону. Патриарх ответил: «Что я могу тебе сказать? Ты лучше меня все знаешь». Владыка Вениамин не ошибся: его скоропостижная кончина последовала 2 августа, в день памяти пророка Божия Илии.

http://pravoslavie.ru/146500.html

«Достигшие степени полной любви уже имеют вполне Царствие Божие внутри себя, не нуждаясь ни в чем более». И «в ком сильнее желание совершенства, те ближе к Царствию Божию, (как)... одушевляющие бессильную волю любовию к невидимому». Возлюбить Бога всем разумением, вести жизнь разумно, стать достоянием Божиим и отображением святого единства – это и есть то Царствие Божие и правда Его, которых мы прежде всего должны искать для себя и для ближних наших ( Мф.6:33 ). Благо царственного общения и любви в Боге " уготовано человеку от сложения мира» (ср. Мф.25:34 ) чрез Святого Духа во Христе. Человек, усваивая их, лишь постепенно входит в Царство Божие, по мере развития в себе настроения любви ко Христу. Чем пламеннее кто возлюбил Господа Иисуса Христа, тем более имеет оснований на ношение имени «сына Царствия» (ср. Мф.8:12 ) Христова, поскольку «Христос, Который всегда в нас обитает... и мы в Нем пребываем ( Ин.15:4 ), и есть Царствие Божие». Ради единения членов Церкви друг с другом во Христе все единство их также представляет Царство Божие, сплоченное цементом облагодатствованной любви их. Эго необъятно великое Царство Божие сорганизовано в Тело Церкви, и, по апостолу, из Главы Христа каждый член Его получает единообразное «приращение для созидания самого себя в любви» ( Еф.4:16 ). На земле церковное общество носит сияние славы Божией сокрытым «в глиняных сосудах» ( 2Кор.4:7 ) телесности. На небе же, вне телесной оболочки, оно разливается по всему существу облагодатствованных. Явно [же] облистает оно некогда одухотворенные тела всех без исключения истинных сынов Церкви [во всеобщем] воскресении. О чаянии в Церкви наступления Царства славы во вселенской широте после всеобщего воскресения мертвых скажем ниже. Читать далее Источник: Божественная любовь по учению Библии и православной церкви : (опыт раскрытия нравственной стороны православно-христианских догматов веры из начала любви)/еп. Вениамин (Милов). - Саратов : Изд-во Саратовской митрополии, 2011. - 439 с., л. портр. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Конечно, за последние годы сделано много для того, чтобы верующие люди узнали подробности жизни этого архиерея. В издательстве Саратовской митрополии вышли в свет книга «Святая наука смирения. О жизни и духовном наследии епископа Вениамина (Милова)» и фильм «Сердечное знание епископа Вениамина». В издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры» – книга «Епископ Вениамин (Милов)». Но, к сожалению, книги не могут так сильно повлиять на почитание давно почившего архипастыря. Думаю, дело здесь в образовании. И в первую очередь речь идет не о том образовании ума, за которое в юности будущий архипастырь получил одну оценку «отлично» – общую по всем предметам. И не о богословских работах. Образование души было в его жизни на первом месте. А школы были разные – известные монастыри и не менее известные каторги и ссылки. Семнадцать лет провел владыка Вениамин в тюрьмах и лагерях. Чувствовал дыхание смерти в вагонах и камерах, слышал крики замерзающих в карцере и стоны умирающих от болезней. Терпел одиночество и унижения, лишения в самом необходимом и невозможность иметь главное утешение – совершать литургию. Чтобы в 1955-м, за несколько месяцев до смерти, получить в ответ на свое прошение в Генеральную прокуратуру СССР реабилитацию «за отсутствием состава преступления». Образование души было в его жизни на первом месте О таком сложно даже читать, не то что переживать. А еще сложнее – поблагодарить Бога за такие испытания и не таить в сердце ненависть и ропот. Но владыка справлялся с этими сложнейшими задачами в школе духовной жизни. «Сколько пережито, выстрадано за это время, ведает один Господь. Ему принадлежит план моего воспитания, и Он благоволил ввергнуть меня в горнило всевозможных злоключений, очистить скорбями, обогатить жизненным опытом, ибо неискушенный неискусен. Смотрю я на пережитое и ни в чем не могу пожаловаться на Бога… Он только научил меня – сибарита и любителя спокойной жизни – претерпевать тесноту, неудобства, бессонные ночи, холод, одиночество, общество чуждых мне людей, показал степени человеческого страдания, научил ценить Свои милости, долготерпение Свое и благость».

http://pravoslavie.ru/146500.html

В Саратовской епархии учрежден музей «Дом саратовских архиереев XX века имени архиепископа Пимена (Хмелевского)» 14 января 2023 г. 16:27 Указом митрополита Саратовского и Вольского Игнатия в Саратове учрежден музей «Дом саратовских архиереев XX века имени архиепископа Пимена (Хмелевского)», управлявшего Саратовской епархией в 1965-1993 гг. В годы правления владыки Пимена Саратовское епархиальное управление находилось по адресу: ул. Первомайская, дом 27, в небольшом одноэтажном домике с полуподвалом. На верхнем этаже размещались покои епископа и часть епархиальных служебных помещений, а основные помещения управления находились в полуподвале (бухгалтерия, кабинет архиерея, секретарская, хозчасть). В этот дом к владыке Пимену приезжали такие видные деятели культуры, как Мстислав Ростропович, Галина Вишневская и другие. В доме на Первомайской в разные годы проживали епископ Вениамин (Милов), митрополит Вениамин (Федченков), епископ Нектарий (Коробов), архиепископ Александр (Тимофеев). В 2023 году будут отмечаться две памятные даты, связанные с личностью архиепископа Пимена: 100 лет со дня его рождения и 30 лет со дня кончины. Архиепископ Пимен (Хмелевской) родился в 1923 году в Смоленске. Отец работал юрисконсультом. Его мать Мария Евгеньевна Львова происходила из старинного дворянского рода. Во время Великой Отечественной войны родители умерли от голода, а сам будущий владыка уехал в Белоруссию. 5 октября 1943 года указом митрополита Минского и Белорусского Пантелеимона (Рожновского) был направлен на послушание в Жировицкий мужской монастырь. 16 февраля 1944 года пострижен в монашество с именем Пимен. 27 октября 1944 года рукоположен в сан иеродиакона. 20 мая 1949 года возведён в сан иеромонаха. В 1949 году окончил Минскую духовную семинарию и был направлен в Московскую духовную академию . Весной 1953 года окончил МДА со степенью кандидата богословия. В 1955 году решением Священного Синода командирован на Святую Землю для работы в Русской духовной миссии в Иерусалиме , а в 1956 году назначен ее начальником. 27 марта 1956 года возведен в сан архимандрита. Служение проходило в тяжелых экономических условиях на фоне многочисленных политических конфликтов, арабо-израильских столкновений и связанных с ними попыток самовольного захвата зданий миссии.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Рейтинг: 10 Голосов: 600 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Фото из личных архивов епископа Вениамина (Милова), Е.Т. Кречетовой; пресс-службы Саратовской епархии.  За последние годы в издательстве Саратовской митрополии вышли в свет книги:  Вениамин (Милов) , епископ. Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви. Саратов, 2011; Святая наука смирения. О жизни и духовном наследии епископа Вениамина (Милова). Саратов, 2015.   Архиепископ Гурий  (Степанов; 1880–1938), выдающийся богослов, востоковед. Был инспектором Казанской духовной академии в годы обучения там В.Д. Милова. В 1920 г. рукоположен во епископа Алатырского, в 1923–1924 гг. – управляющий Петроградской епархией. Неоднократно арестовывался; в 1924–1930 гг. – в Соловецком лагере. С 1930 г. – архиепископ Суздальский, в 1932–1935 гг. – в заключении. В 1938 г. расстрелян под Новосибирском.   Е.Т. Кречетова  († 2009) – супруга протоиерея Николая Кречетова, настоятеля храма Спаса Преображения на Болвановке, восстановленного его трудами, благочинного Москворецкого округа.  Здесь и далее полужирным шрифтом выделено то, что подчеркнуто автором письма.  Евр. 9: 27.   Священномученик Петр  (Зверев; 1878–1929; память 25 января/7 февраля), архиепископ Воронежский. Приняв монашество и священный сан в 1900 г., преподавал в Орловской, Новгородской духовных семинариях. В 1909 г. был назначен настоятелем Белевского Спасо-Преображенского монастыря Тульской епархии, где имел возможность постоянно общаться с оптинскими старцами. Нес архипастырское служение в Нижегородской, Тверской, Воронежской епархиях. Многократно арестовывался за противодействие обновленческому расколу. Весной 1927 г. был отправлен в Соловецкий лагерь, где скончался от тифа. Святые мощи священномученика Петра сейчас пребывают в соборе Соловецкого монастыря.   Священномученик Александр Хотовицкий  (1872–1937; память 7/20 августа), протопресвитер. По окончании Санкт-Петербургской духовной академии был направлен на миссионерское служение в Алеутскую и Североамериканскую епархию. Здесь в 1896 г. принял священный сан. В 1917 г. был переведен в Москву с назначением ключарем кафедрального храма Христа Спасителя. Был одним из ближайших помощников святого Патриарха Тихона. Неоднократно подвергался арестам. Осенью 1937 г. вновь был арестован. Расстрелян 19 августа 1937 г.

http://pravoslavie.ru/95821.html

С. 984 (далее - Акты Святейшего Тихона); Цветочки Оптиной пустыни: Воспоминания о последних Оптинский старцах о. Анатолии (Потапове) и о. Нектарии (Тихонове)/Сост. С. В. Фомин. М., 1995. С. 58-67, 178-179; Hieromartyr Nicholas, Bishop Of Aktar And Those With Him Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Т. 5. Erlangen, 1979-1989. С. 206-207. Русская православная Церковь за границей на Архиерейском Соборе 1 ноября 1981 г. канонизировала Аткарского епископа Николая (Парфенова) как священномученика в Соборе новомучеников и исповедников Российских и постановила совершать празднование его памяти в последнее воскресенье января. 11. В жизнеописаниях владыки Николая часто указывается, что он был из дворян, окончил Казанский университет и Духовную Академию. Мне удалось установить его происхождение из цеховых мещан, в настоящее время изучается вопрос о полученном им образовании. 12. Устроенная в форме раковины эстрада в " Липках " сохранялась до начала 1960-х гг. 13. Галахи (босяки, пьяницы) составляли особую категорию саратовского населения. Термин этот, как доказал А. А. Гераклитов, саратовский, образован от дома Галахова на Московском взвозе, служившим ночлежкой для босяков (Гераклитов А. А. Воспоминания (рукопись)//Отдел редкой книги Научной библиотеки СГУ. 3415. Л. 61-61 об.). 14. Гермоген (Долганев; 25 апреля 1858 г.- 29 июня 1918 г.), сщмч. С 14 января 1901 г. епископ Вольский, викарий Саратовской епархии, с 21 марта 1903 г. по 17 января 1912 г. епископ Саратовский и Царицынский, уволен на покой. 8 марта 1917 г. назначен на Тобольскую кафедру. 3 мая 1918 г. арестован и 29 июня утоплен в реке Туре. 16 июля 1918 г. нетленные мощи его были обретены и погребены в пещере свт. Иоанна Тобольского. Канонизирован в 1999 г. 15. Вениамин (Милов), еп. Дневник инока. Письма из ссылки. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1999. С. 82. Вениамин (Милов; 8 июля 1887 г.- 2 августа 1955 г.), с 1918 г. архимандрит, наместник московского Покровского монастыря; 4 февраля 1955 г. хиротонисан во епископа Саратовского и Балашовского. 16. Письмо епископа Гермогена (Долганева) иноку Николаю от 1 ноября 1912 г. (Архив А. В. Руфимского). 17. Построена в 1860 г. на месте деревянной кладбищенской часовни, принадлежавшей Спасо-Преображенскому монастырю. По воспоминаниям старожилов, в 1920-х г. келейное здание киновии было превращено в жилой дом. Ныне в киновии располагается спортивный клуб " Буревестник " (ул. Октябрьская, 41), а в соседнем здании с 1927 г. размещается Нижневолжская студия кинохроники. 18. Мануил (Лемешевский), митр. Указ. соч. С. 206-207. Блаженная Паша Саровская имела обычай показывать наставления на куклах.

http://sedmitza.ru/lib/text/475551/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010