1 (с 28 октября 1917 по 7 ноября 1918 г.). М., 1919. С. 18-19. Там же. С. 28. Синельников С. П. Отмена православного образования в Советском государстве в 1917-1929 годах//Вестник церковной истории. 1/2, 2013. С. 323. Церковные ведомости. 1918, 3-4. С. 20-22. Известия. 1922. 99/1538. С. 1. Синельников С. П. Отмена православного образования в Советском государстве в 1917-1929 годах//Вестник церковной истории. 1/2, 2013. С. 323. В частности, декрет Всероссийского центрального исполнительного комитета РСФСР от 13 июня 1921 г. и инструкция Народного комиссариата внутренних дел РСФСР, изданная 21 января 1921 г. Законодательство о религиозных культах. М.: Юридическая литература, 1969. С. 76-77. См., напр., §12 (о проповедях) циркуляра Народного комиссариата юстиции РСФСР от 3 января 1919 г. Епископ Вениамин (Милов). Дневник инока. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. С. 133-134. Генеральному прокурору С. С. Р. (sic!) гр. Милова Вениамина Дмитриевича//Дело епископа Саратовского и Балашовского Вениамина (Милова Вениамина Дмитриевича) [Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР]. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 25. Л. 7. Святитель Василий, епископ Кинешемский. Беседы на Евангелие от Марка. М.: Отчий дом, 1996. Причем обращение будущего митрополита Антония произошло примерно в то же время, в какое свщисп. Василий обращался к своим молодым слушателям в евангельском кружке: в 1928 г. Предисловие от автора// Антоний Сурожский, митр. Беседы на Евангелие от Марка. М.: Никея, 2013. Архив УФСБ по Саратовской области. Архивно-следственное дело ОФ-28147. Архив УФСБ по Саратовской области. Архивно-следственное дело ОФ-26533. Архив УФСБ по Саратовской области. Архивно-следственное дело ОФ-23474. Архив УФСБ по Саратовской области. Архивно-следственное дело ОФ-22580. Архив УФСБ по Саратовской области. Архивно-следственное дело ОФ-6544. Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам: 06.05.2020 10.10.2019 22.08.2017 31.10.2016 27.01.2015 Бывший СССР 05.04.2024 05.04.2024 05.04.2024 05.04.2024 04.04.2024 Новости Москвы 05.04.2024 04.04.2024 04.04.2024 04.04.2024 03.04.2024 Последние комментарии 05.04.2024 20:56 05.04.2024 20:36 05.04.2024 20:21 05.04.2024 19:54 05.04.2024 18:55 05.04.2024 18:06 05.04.2024 14:50 Главный редактор — А.Д.Степанов Учредитель Региональная общественная организация содействия объединению русского народа " Русское Собрание " , Москва Телефон: +7 (812) 950-92-09 Свидетельство о регистрации СМИ в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Эл ФС77-69161 от 29.03.2017 г. 18+

http://ruskline.ru/opp/2018/dekabr/27/pr...

Душа молодого человека чувствовала потребность опереться на духовный авторитет в осуществлении своих дальнейших планов. Виктор решил искать его в иноческой среде и первым делом счел необходимым отправиться в загородный Саратовский Преображенский мужской монастырь. Иноки монастыря посоветовали Виктору обратиться за советом к старцу иеромонаху Николаю, прозорливому затворнику монастырского скита в двух верстах от Преображенской обители. По воспоминаниям Виктора, этим старцем оказался «горбатенький кроткий монах с пронзительным глубоким взором». Старец благословил молодого человека в Данилов монастырь и даже прозорливо назвал ему его будущее монашеское имя. В 1923 году, в праздник Благовещения, отец Вениамин был возведен в сан архимандрита и назначен наместником Покровского мужского монастыря. В течение шести лет, до самого закрытия монастыря, архимандрит Вениамин нес тяжелую ношу наместника обители в труднейших условиях гонений безбожной власти и обновленческого раскола, когда даже среди монастырской братии ослабла дисциплина, случались нестроения и многочисленные искушения. В 1929 году архимандрит Вениамин был арестован и осужден на три года лагерей. Наказание отбывал в районе Медвежьегорска. Воспоминания о заключении, лагерной жизни, а также о всех важнейших вехах в духовном возрастании архимандрит Вениамин записывал в своем «Дневнике инока», который он вел со 2 января 1928 года по 1 февраля 1933 года. Это небольшой по объему, но поразительно глубокий документ. Отец Вениамин вспоминал и подвергал анализу прошедшие события, которые повлияли на него с духовной точки зрения. С июля 1932 года по июнь 1938 года архимандрит Вениамин служил сверхштатным священником с обязанностями псаломщика в церкви великомученика Никиты во Владимире. Литургию служил тайно у себя на квартире. В июне 1938 года архимандрит Вениамин вновь был арестован и приговорен к восьми годам лагерей. Наказание отбывал в Устьвымлаге. В июне 1946 года страдалец был освобожден по состоянию здоровья с предписанием поселиться в городе Кимры Калининской области. Ему шел шестой десяток. В июле того же года архимандрит Вениамин был принят в братию Троице-Сергиевой лавры. Он был зачислен в Московскую духовную академию преподавателем по кафедре патрологии, в 1947 году утвержден в звании доцента. Через год он защитил магистерскую диссертацию «Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви», был утвержден в звании профессора и вскоре назначен инспектором Московской духовной академии. Он также сотрудничал с редакцией «Журнала Московской Патриархии», где опубликовал несколько статей.

http://pravoslavie.ru/104732.html

59 Епископ Вениамин (Милов , 1889–1955) – три раза в течение жизни (в 1929, 1938 и 1949 гг.) был арестован, подвергался пыткам, провел многие годы в лагерях и на поселении. С июля 1946 г. жил в братстве Троице-Сергиевой Лавры. С 1946 г. – преподаватель, с 1947 г. – доцент, в 1948–1949 гг. – профессор по кафедре патрологии и инспектор Московской духовной академии. Также преподавал апологетику, пастырское богословие, догматику и литургику, много проповедовал. 4 февраля 1955 г. хиротонисан в епископа Саратовского и Балашовского. 12 мая 1955 г. подал прошение в Генеральную прокуратуру СССР о реабилитации и был реабилитирован «за отсутствием состава преступления». 60 Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий , 1877–1961) – архиерей и одновременно профессор медицины. Был тайно пострижен в монашество в 1923 г. и тогда же хиротонисан в епископа. С апреля 1946 г. – архиепископ Симферопольский и Крымский. Удостоен Сталинской премии первой степени (1946) за результаты научных трудов по гнойной хирургии. Провел в ссылках в общей сложности 11 лет. В апреле 2000 г. реабилитирован и в том же году прославлен в сонме святых – новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. 61 Илия (Карам, 1903–1969) – с 193S г. митрополит Гор Ливанских (Антиохийская Православная Церковь ). Несколько раз, начиная с 1947 г., приезжал в СССР. Биографические сведения о нем крайне скудны, а трактовки целей и содержания его визитов – противоречивы. 62 Протоиерей Михаил Лебедев(1890–1979) – в 1915 г. окончил Петербургскую духовную академию. Преподавал в советских школах историю и обществоведение, уволен за религиозные убеждения. В 1946 г. рукоположен в священника и через полгода приглашен архиепископом Кириллом (Поспеловым) на должность настоятеля Пензенского Успенского кафедрального собора. 64 Митрополит Антоний (Блум, 1914–2003) – выдающийся просветитель, известный проповедник и богослов, иерарх Русской Православной Церкви. Монашество приял в 1943 г. С 1957 г. епископ Сергиевский, викарий Западно-Европейского экзархата Московского Патриархата (с пребыванием в Лондоне). С 1962 г. – архиепископ Сурожской епархии РПЦ в Великобритании. В 1965 г. возведен в сан митрополита. Доктор богословия honoris causa Московской духовной академии (1983) и Киевской духовной академии (1999).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Она очистила, освятила и укрепила в нас любовь к Отечеству, сообщив ей высшее значение в любви к вере и Церкви. Она воодушевляла героев Донских и Невских, Авраамиевых и Гермогенов, Мининых и Пожарских. Она вдыхала и вдыхает воинам нашим непоколебимое мужество в бранях и освящает самую брань за Отечество как святый подвиг за веру Христову» 319 . О подобном же влиянии на русский народ Православной Церкви пишет епископ Вениамин (Милов) , он демонстрирует это на примере истории Троице-Сергиевой Лавры, которая содействовала не только просвещению нашего народа и его религиозному воспитанию, но и вдохновляла русский народ примером своего патриотического служения 320 . По словам этого саратовского архипастыря (владыка Вениамин был епископом Саратовским и Балашовским в 1955 г.), благодаря подобной деятельности на протяжении шести веков Лавра «диктовала государственную линию поведения подведомственным обителям. Они, по примеру Лавры, берегли как святыню тяготение к Москве, увлекали за собой окружающее население, объединяли инородческие, языческие и полуязыческие массы северо-восточной Руси в единое государство, подчинённое влиянию православной веры» 321 . Поэтому религиозная сторона патриотизма в русском его проявлении должна считаться определяющей в процессе воспитания молодёжи. Без религиозной составляющей патриотизма невозможно объяснить многие проявления этого чувства в истории нашего государства. Понимая это, глава военного духовенства Российской империи протопресвитер Георгий Шавельский писал в своих воспоминаниях, что только Православная Церковь выступала как единственный воспитатель народа и именно она своей постоянной проповедью о самоотверженности и любви (см.: Мф.5:44 ; Ин.15:13 ) фактически заменяла патриотическое воспитание 322 . Религиозные начала жизни сформировали особый менталитет русского народа. По мысли современных исследователей этнографии, в ходе исторического процесса в среде простого народа термин «русский» приобрёл характер не столько этнический, сколько конфессиональный и был почти синонимом слова «православный» 323 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

5. С. 10). Ко времени своего открытия большая часть Лавры была занята гражданскими лицами, которые жили в ней. Годы оскудения наложили отпечаток на Лавру. “Храмы, башни, стены монастыря, здания, корпуса, часовни — все в полуразвалившемся состоянии” 15 . Известно событие, относящееся к этому времени. Рабочие поднимали крест на центральный купол Успенского собора. Как только отец Гурий узнал об этом событии, он быстро идет в келью и облачившись, читает молитву “на поставление креста” 16 . Скудость, как и некогда первоначально, была во всем. Постепенно в возрожденной Лавре вокруг отца Гурия собралась братия. Монахи первоначально жили на частных квартирах, затем в помещениях под Трапезным храмом. Очень скоро и без всяких объявлений православные люди узнали об открытии Лавры, и богомольцы потекли к Преподобному и своим участием поддерживали обитель. Возрождение святой обители воспринималось как чудо, чувствовался особый порыв. Среди первых иноков были маститые архимандриты Вениамин (Милов), будущий инспектор Московской Духовной Академии, а затем епископ Саратовский (†1954), Маврикий (Томин; †1953), отец Владимир (Кобец), будущий наместник Псково-Печерского монастыря и также епископ (†1960) 17 , постриженник дореволюционной Лавры отец Доримедонт (Чемоданов; †1950). Молодой тогда священник Иоанн Крестьянкин был ризничим. Иеродиаконами были отец Серафим и отец Порфирий, будущий клирик Богоявленского собора схиархимандрит Серафим. Келейниками отца наместника были А. Хархаров, И. Мальцев. Большинство этих людей, пришедших в Лавру в начале ее возрождения, не имели возможности постоянно жить в ней, некоторых перевели затем на другие места служения, иных, как отца Вениамина, позднее арестовали. Все они вместе с отцом Гурием были тем фундаментом, на котором созидался возрождающийся дом преподобного Сергия, были той закваской, которая квасит все тесто. В 1946 году в Лавре собрался мужской хор, в который вошли певцы из прежнего синодального хора, певшего в храме Христа Спасителя. Венцом процесса открытия Лавры явился праздник Святой Троицы, Богослужение которого возглавил Святейший Патриарх Алексий I .

http://pravmir.ru/patriarh-sergiy-kak-bo...

13 сентября 2023 года на Воскресенское кладбище приехала группа священнослужителей Саратовской епархии во главе с епархиальным секретарем иереем Александром Чеботаревым и председателем епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия протоиереем Кириллом Краснощековым. Отец Кирилл совершил литию по обоим приснопоминаемым архипастырям; затем могилы были вскрыты и останки подняты на поверхность… Архиепископ Досифей (Протопопов)      Прежде чем продолжить свое повествование о недавних событиях в Саратовской епархии, я постараюсь рассказать главное о каждом из этих двух подвижников. «Никогда от Бога не видел я ничего плохого» Предупреждаю, что мой рассказ о епископе Вениамине будет пунктирным – более подробную информацию можно получить из его собственных воспоминаний 1 , а также из книги «Святая наука смирения. О жизни и духовном наследии епископа Вениамина (Милова) 2 . Владыка Вениамин занимал Саратовскую кафедру неполных шесть месяцев – с февраля по август 1955 года. Но наш церковный народ с присущей ему исстари русской интуицией успел разглядеть в нем человека истинно духовного, молитвенника и подвижника. Точно так же в далеком 1819 году благочестивые пензенцы и саратовцы сумели разглядеть святого в кротком болезненном 35-летнем епископе Иннокентии (Смирнове), служившем у них всего-то четыре месяца – и отошедшего в вечность. Ныне он прославлен в лике святителей и входит в Собор Саратовских святых. Приходя на могилу епископа Вениамина, читая его личные записи, проповеди, книги о нем, я всегда задавала себе вопрос: как же это было возможно – пронести такую веру и верность, такое духовное горение, такую душевную тонкость, чуткость и отзывчивость, такую, наконец, любовь – через столь тяжкие, страшные, многократные, длительные испытания? Конечно, я задавала подобные вопросы не только в связи с этим человеком. И ответ на них, в принципе, один: чистые сердцем видят Бога (см.: Мф. 5: 8), и Дух Святой укрепляет их среди великих скорбей. Будущий епископ (Виктор Дмитриевич Милов) родился в 1897 году 3 в Оренбурге 4 в семье священника. Собственного отца он характеризует как человека глубоко религиозного, но при том вспыльчивого, грубоватого и замкнутого:

http://pravoslavie.ru/157890.html

Миссионерский отдел Московской митрополии РПЦ Main menu Авторы Священник Геннадий Егоров — проректор по учебной работе ПСТГУ. С 2004 по 2009 был деканом факультета дополнительного образования ПСТГУ. Автор книги «Священное Писание Ветхого Завета». Симха Полонский — богослов, видный представитель мессианского иудаизма, религиозного течения, которое с равным успехом можно отнести и к иудаизму и к христианству. Мессианские евреи почитают Танах,… далее» Виктор Альбертович Алымов (род. 1953 г.) — учился на истфаке ЛГУ, работал с антикварной и букинистической литературой. Читал лекции по Библейской истории, истории Древней Церкви, исторической… далее» Иеромонах Михаил (Тахи-Заде) — преподаватель литургики в СТПГУ. Александр Петрович Голубцов (1860-1911) — богослов, историк, профессор Московской Духовной Академии. За свои исторические труды заслужил похвалу Ключевского по чьей рекомендации преподавал в Московском училище живописи,… далее» РОИЦКИЙ Сергей Викторович (1878-1972), рус. правосл. богослов, историк, канонист. Род. в Томске в семье преподавателя ДС. Окончил С.- Петерб. археологич. ин-т (1900) и параллельно СПб.ДА (1901)…. далее» Вениамин (Милов) ( в миру Виктор Дмитриевич Милов; 1887-1955) — епископ Саратовский и Балашовский, богослов, духовный писатель. Не раз в советские времена подвергался гонениям. Родился в… далее» (1886 — 1951 гг.) — выдающийся русский мыслитель и историк. Его научные интересы были сосредоточенны на средневековом и древнерусском христианстве. Был близок к Бердяеву и св…. далее» Ефрем (XIII в.) — автор Жития Авраамия Смоленского, его ученик, инок. Более мы не знаем ничего об авторе одного из самых интересных произведений древнерусской литературы. Сам… далее»

http://pravbiblioteka.ru/book_author/pag...

4 Разновидностью молитвы просительной является покаянная молитва . В изнеможении от греховных влечений, в муках совести за грехи человек подобен разбитому сосуду. Сама внешность его говорит о тяжести его внутренних переживаний. Он согбен, уныл, истомлен. На его лице печать страдания. В страшной скорби он ищет исцеления от грехов у Бога и молитвенно взывает к Нему: «Грехов юности моей и преступлений, Господи, не вспоминай« 302 . »Отними... изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего 303 , и я принесу (хвалебную) жертву уст моих« 304 . Покаянная молитва, по своей сути, выражает исповедание Богу грехов, смиренное испрашивание прощения в них, обещание оставить их, она дарует свыше очищение (через таинство покаяния) 305 . Молитвы кающихся грешников Бог слышит быстро и в прощении грехов являет милосердие, изумительное и чрезвычайное. Всемерное Божие милосердие, ярко проявленное в истории покаяния древних ниневитян, что своим выразительным восклицанием некогда засвидетельствовал пророк Иона: »О Господи! Не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый, и сожалеешь о бедствии» 306 . Место, время молитвы и внешние выражения молитвенного чувства 1 Первые на земле люди проявляли свое молитвенное настроение устройством жертвенников и вознесением на них жертв всесожжения Богу. При этом они сердечно призывали имя Божие, каялись пред Ним в своих грехах и испрашивали себе Божественное благословение и милость. Пророк Моисей в книге Бытия перечисляет ряд имен первых устроителей жертвенников Богу и первых молитвенников. В числе их упомянуты имена Каина, Авеля, Сифа и потомков его, имена Еноха, Ноя, Авраама, Исаака, Иакова, Мелхиседека и других мужей 307 . Первобытные люди не имели особых определенных Богом мест для молитвы и призывали имя Господа, Бога вечного 308 , всюду, где бы ни находились, и во всех обстоятельствах личной жизни. Авраам, Исаак и Иаков, кочевавшие со своими стадами по земле Ханаанской, молились в различных местностях, но именно там, где раскидывали свои шатры 309 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

А у Бога – наоборот. Когда Он устраивает, то строит скоро, а когда разрушает, то разрушает медленно. Скор Бог на устроение, медленен на разрушение, потому что Богу пристойно и то и другое; в первом обнаруживается Его могущество, во втором – благость; по преизбытку могущества Он скор, по великой благости – медленен. (44, С. 678–679) Таково человеколюбие Божие! Никогда Он не отвергает искреннего раскаяния; но хотя бы даже кто дошел до самой крайней порочности, а потом решился бы возвратиться опять оттуда на путь добродетели, и такого Он принимает и приближает к Себе, и делает все, чтобы привести его в прежнее состояние. И еще более человеколюбия вот в чем: если кто покажет не полное раскаяние, то и краткого и малого Он не отвергает; даже и за него назначает великую награду. (1, С. 63) Что же из... вещей, спросят, есть на небесах? Из... вещей – ничего, но есть нечто гораздо более досточтимое. Не пшеница, ячмень и другие произведения, но повсюду там в великом изобилии всякие плоды Духа – любовь, радость, веселье, мир, благость и кротость, на небесах можно видеть не стада овец и табуны волов, но души совершенных праведников, душевные добродетели и нравственные совершенства, не одежды и платья, но венцы драгоценнее всякого золота, награды, воздаяния и бесчисленные блага, уготованные добродетельным. (27, С. 330) ...кротчайший Давид, рассуждая о человеколюбии Его, говорит: как высоко небо над землею, так велика милость [Господа – С. М.] к боящимся Его; как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши; как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его ( Пс.102:11–13 ), и даже еще более, чем отец, но мы не знаем другого лучшего примера высочайшей любви. (7, С. 148) В тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской ( Иер.31:32 ). Но для чего Бог говорит... об образе исхода (иудеев из Египта)? Когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской. Чтобы показать Свою отеческую любовь, Он вывел их не как рабов, но взял, как отец дитя, и так освободил; не повелел, как рабу, позади Себя идти, но взял за правую руку, как сына благородного и свободного, и так вывел.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Бог сроднил меня с вами. Во всем мире нет теперь людей, которые бы по духу были так близки ко мне, как близки вы. Вы теперь для моего духа все: и предмет забот, и источник утешений. Вашим спасением и я спасаюсь; ваша погибель и мне грозит гибелью. Так вы близки ко мне, так я неразделен с вами». Представленные образчики излияния в словах к пасомым теплой пастырской любви лишний раз оттеняют наличие состраждущей любви в носителях дарования Священства. Отсюда и Таинство Рукоположения можно назвать отображением в пастырстве Церкви пастырского духа Христа Спасителя. Таинство Брака Исследование вопроса о даровании шестого церковного Таинства – Брака – представляет некоторые трудности из-за незаконченного взгляда на него в наших научных пособиях к изучению догматического богословия. Но путем сопоставления выводов о Таинстве Брака в научной догматике с учением о том же Библии, святых отцов и учителей Церкви можно ясно определить значение для супружеской жизни благодати Святого Духа в церковном браковенчании. Курсы догматического богословия в числе плодов Таинства Брака называют благодатное вспомоществование: 1) супружескому единодушию, 2) взаимной верности, 3) благословенному рождению и 4) христианскому воспитанию детей. Перечисленные научно-догматические определения плодов Таинства Брака оставляют то впечатление, что дарование церковного Брака благодатно напутствует мужа и жену пред началом брачной жизни к свободному творчеству друг в друге и детях любви . Такой вывод слишком общ и не отмечает никаких характерных черт действенности Брака сравнительно с прочими Таинствами. Если теперь за отысканием признаков дарования в Брачном Тайнодействии обратимся к свидетельствам Библии, то неясность в данном вопросе сразу распутается следующими библейскими текстами: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит... жены... а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (ср. Лк.14:26 ). «Мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» ( 1Пет.3:7 ). «Время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие» ( 1Кор.7:29 ). «Ничто не должно обладать человеком» (ср. 1Кор.6:12 ). «Мужья! любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее... чтобы представить ее Себе не имеющею пятна или порока, но дабы она была свята и непорочна» (ср. Еф.5:25, 27–28 ). «Воля Божия есть освящение ваше... чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога» ( 1Сол.4:3–5 ). «Жена же спасется через чадородие, если пребудет в вере, любви и в святости с целомудрием» (ср. 1Тим.2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010