епископ Вениамин (Милов) (1889–1955) Дневник и письма Литургика Нравственное богословие Пастырское богословие Проповеди Переводы Собрание сочинений епископ Вениамин (Милов) Епископ Саратовский и Балашовский. Духовный наставник, проповедник, магистр богословия, профессор Московской духовной академии. Подвергался гонениям со стороны богоборческой власти. Биография В миру Милов Виктор Дмитриевич, родился 8 июля 1889 1) года в семье священника. С 1900 по 1905 года учился в Яранском духовном училище в Вятской губернии, затем с 1905 по 1916 год – в Вятской духовной семинарии. В отрочестве, помогая отцу, нес послушание чтеца, затем служил иподиаконом при Вятском епископе Никандре (Феноменове). Юношей часто посещал монастыри – Яранский во имя святой Анны Пророчицы, Белогорский во имя святителя Николая. В Трифоновом Вятском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре получил первые уроки аскетического подвига. В 1917 году поступил в Казанскую духовную академию, во время учебы находился под влиянием инспектора академии архимандрита Гурия (Степанова). После прекращения занятий в Казанской академии в августе-сентябре 1918 году в продолжение полутора лет переезжал, менял место жительства. В начале 1920 года по благословению затворника Саратовского Преображенского монастыря иеромонаха Николая приехал в Москву и поступил в Данилов монастырь. 7 апреля 1920 года был пострижен в монашество Алатырским епископом Гурием (Степановым) с наречением имени в честь священномученика Вениамина Персидского. 12 апреля был рукоположен во иеродиакона, а 8 октября того же года – во иеромонаха епископом Подольским Петром (Полянским). В 1920–1922 годах учился в Высшей богословской школе при Даниловом монастыре. 30 марта 1922 года был удостоен степени кандидата богословия за сочинение « Жизнь и учение прп. Григория Синаита ». 7 апреля 1923 года был возведен в сан архимандрита епископом Гурием (Степановым), настоятелем Московского Покровского монастыря. Назначен наместником Московского Покровского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Епископ Вениамин (Милов) Содержание От редакции Елики явил ми еси скорби многи и злы; и обращься оживотворил мя еси и от бездн земли возвел мя еси. Пс. 70, 20. Епископ Саратовский и Балашовский Вениамин (в миру Виктор Димитриевич Милов) родился в городе Оренбурге 8/21 июля 1887 года, в день празднования в честь Казанской иконы Божией Матери. Когда Виктор был лет трех, отца его, священника, перевели служить в Вятскую губернию; там и протекли детские и юношеские годы будущего архипастыря. В 1916 году Виктор Милов, по окончании Вятской Духовной Семинарии, был послан на казенный счет в Казанскую Духовную Академию, однако в связи с революционными событиями успел закончить только первый курс, а вскоре и вообще переехал в Москву, в Данилов монастырь. В 1920 году Виктор Милов принял монашеский постриг с именем Вениамин в честь священномученика диакона Вениамина Персидского. В 1922 году отец Вениамин, закончив Московскую Духовную Академию, был удостоен степени кандидата богословия за работу " Преподобный Григорий Синаит. Его жизнь и учение " . С 1923 года отец Вениамин – уже архимандрит – наместник Московского Покровского монастыря до самого его закрытия в 1929 году. По закрытии обители отец наместник был арестован и три года провел в лагерях. После окончания срока заключения отец Вениамин получил назначение в Никитский храм города Владимира, в котором и прослужил до осени 1937 года, когда был сослан на Север. С июня 1947 года отец архимандрит – в числе братии вновь открытой Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, а с осени этого же года и преподаватель патрологии Московской Духовной Академии в звании доцента. В 1948 году архимандрит Вениамин защитил диссертацию " Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви " , получив степень магистра богословия, и был утвержден в звании профессора кафедры патрологии и в должности инспектора Академии. В 1949 году отец Вениамин снова был сослан, на этот раз в Казахстан. В 1954 году отец архимандрит получил должность настоятеля Ильинского храма города Серпухова. В 1955 году архимандрит Вениамин был рукоположен во епископа Саратовского и Балашовского. Скончался владыка 2 августа 1955 года, в день памяти святого пророка Божия Илии. Погребен епископ Вениамин в городе Саратове.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1022...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) епископ Вениамин (Милов) Вениамин (Милов) ( в миру Виктор Дмитриевич Милов; 1887-1955) — епископ Саратовский и Балашовский, богослов, духовный писатель. Не раз в советские времена подвергался гонениям. Родился в семье священника. Не окончил Казанскую Духовную Академию из-за Гражданской войны. Окончил Московскую — уже на нелегельном положении (обучение велось подпольно). В 20 г. принимает постриг, в 23 —  архимандрит, наместник Покровского монастыря в Москве. Известен как духовник и проповедник. 28 октября 1929 года был арестован, обвинён в нелегальном преподавании детям Закона Божия, 23 ноября того же года приговорён к трём годам лишения свободы, находился в лагере в районе Медвежьегорска. В 1932—1938 — внештатный священник в церкви великомученика Никиты во Владимире, в храме исполнял обязанности псаломщика, а литургию служил тайно на дому. 15 июня 1938 был вновь арестован, обвинён в антисоветской агитации и в членстве в контрреволюционной организации, под пытками был вынужден признать вину. 31 июля 1939 приговорён к восьми годам лишения свободы, находился в заключении в Устьвымлаге. 15 июня 1946 года освобождён, с июля 1946 жил в братстве Троице-Сергиевой лавры. С 1946 — преподаватель, с 1947 — доцент, в 1948—1949 — профессор по кафедре патрологии и инспектор Московской духовной академии. Также преподавал апологетику, пастырское богословие, догматику и литургику, много проповедовал. Защитил магистерскую диссертацию, подготовленную им ещё до ареста. 10 февраля 1949 был арестован в последний раз, обвинён в участии в антисоветской организации (п материалам ещё довоенного дела). 15 апреля 1949 выслан на поселение в Казахстан. Первоначально работал сторожем в колхозе в районе города Джамбул, затем получил разрешение поселиться в этом городе, где был священником Успенской церкви. В 1954 году освобождён из ссылки и назначен настоятелем Ильинской церкви в Серпухове. С 4 февраля 1955 года — епископ Саратовский и Балашовский. Несмотря на тяжёлую болезнь, часто служил и проповедовал, пользовался большой популярностью среди прихожан.

http://pravbiblioteka.ru/book_author/ven...

Вопреки благословению старца провести лето в Оптиной пустыни, Виктор уехал в Вятку к родителям и был за это наказан: полтора года он провел без определенных занятий, пока, наконец, не оказался в Саратове, где ради хлебного пайка устроился в красноармейскую канцелярию на работу, которую ему засчитали как срок воинской службы. В Саратове Виктор прочувствовал на себе особое покровительство святого пророка Илии – того угодника Божия, на мольбу которого в страшные годы разгула богоборческой стихии и оскудения благочестия в израильском народе Господь ответил: «Я оставил между израильтянами семь тысяч мужей; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом» ( 3Цар.19:18 ). Это таинственное водительство будет проявляться в течение всей его жизни. В 1919–1920 годах в Саратове Виктор Милов стал прихожанином Ильинской церкви; в 1946–1949 годах он бывал в Ильинской церкви Загорска, а в 1954 году станет настоятелем Ильинского храма в Серпухове. И свое земное поприще епископ Вениамин закончил в Илиин день. Но все это свершится позднее. А тогда в Саратове, проведя несколько месяцев за перепиской бумаг, Виктор Милов попросил благословения на монашество у иеромонаха Николая – затворника скита Саратовской Преображенской обители. Прозорливый старец отправил Виктора с рекомендательным письмом в Московский Данилов монастырь, дал ему при этом духовные наставления и присовокупил: «Я бы у себя оставил тебя, раб Божий, да ты очень высок...» – возможно, предрекая духовному чаду будущее архиерейство. Среди насельников Данилова монастыря оказался бывший инспектор Казанской Духовной академии Гурий, уже епископ, которому нужен был помощник для окормления Покровской обители здесь же, в Первопрестольной. На Благовещение 1920 года Виктора постригли в монашество с именем Вениамин в честь священномученика Вениамина Персидского, диакона († 418–424; память 31 марта/13 апреля). На второй день Пасхи, 30 марта 1920 года, преосвященный Гурий рукоположил монаха Вениамина во иеродиакона, а через полгода, в день преставления Преподобного Сергия (25 сентября/8 октября), епископ Петр (Полянский) , сам возведенный в тот же день в архиерейское достоинство, рукоположил иеродиакона Вениамина во иеромонаха. Тогда же, по благословению авторитетных московских старцев – иеромонаха Исаии 7 и схиархимандрита Онуфрия (Пестовского), он возобновил обучение в Духовной академии 8 и закончил ее уже в 1922 году, защитив кандидатскую диссертацию «Жизнь и учение преподобного Григория Синаита » 9 . А весной 1923 года, в день Благовещения (как и при монашеском постриге), епископ Гурий возвел отца Вениамина в сан архимандрита, который в должности наместника стал управлять Московским Покровским монастырем.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

«Господь да сохранит Вас для неба» Епископ Вениамин (Милов) и его письма из ссылки семье протоиерея Тихона Пелиха Наталья Горенок «Наш святой» Епископ Вениамин (Милов) 2 августа к могиле владыки Вениамина (Милова), епископа Саратовского и Балашовского, на старом Воскресенском кладбище Саратова приходит множество людей – это день его кончины. Владыка отошел ко Господу в память пророка Божия Илии в 1955 году. С тех пор и до сего дня людской поток к его могиле не иссякает, народная любовь к нему огромна. Можно утверждать, что на Саратовской земле это самый почитаемый подвижник. Сам этот факт удивителен. Владыка находился на Саратовской кафедре всего несколько месяцев – с февраля по август 1955 года. Многие не знают подробностей его жизни просто потому, что до недавнего времени книги владыки были малодоступны (некоторые научные труды были опубликованы в конце ХХ века; дневники и письма, вышедшие впервые в издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, не переиздавались с конца 1990-х ). Осталось очень мало людей, которые знали владыку лично. Однако уже несколько поколений верующих саратовцев приходит к месту его упокоения с твердым убеждением: «Здесь лежит наш святой». Тем же, кто познакомился с книгами владыки Вениамина, совершенно очевидно: перед нами – личность удивительного масштаба. Исповедник, который принял жестокие страдания за веру и научился при этом жить в непрестанном благодарении за все, что случалось в его жизни. Монах, молитвенник и аскет, вырванный насильно из монастырской жизни, но навсегда сохранивший преданность Богу, Церкви и верность своим монашеским обетам. Богослов, в сердце которого жила «пламенная, снедающая душу жажда богопознания», способный передать христианам учение Православной Церкви сквозь призму личного духовного опыта… Коротко о его биографии. Виктор Дмитриевич Милов родился 8 (21) июля 1897 года в Оренбурге, в семье священника. Учился в Яранском духовном училище, Вятской духовной семинарии. В 1916 году поступил в Казанскую духовную академию, где находился под духовным влиянием инспектора академии архимандрита Гурия (Степанова) . Учеба в академии была прервана Октябрьским переворотом.

http://pravoslavie.ru/95821.html

Вениамин (Милов), епископ Саратовский и Балашовский. 1955 г. Иеромонах Вениамин (Милов) закончил учебу в марте 1922 г ., но, несмотря на его пессимистическое замечание о доживаемых академией последних днях, она продолжала свое существование. Мы встречаем упоминания о ней в различных источниках, датированных второй половиной 1920-х – началом 1930-х гг. По март 1922 г . работой академии руководил ректор (с сентября 1917 г .) протоиерей Анатолий Орлов, который проходил в качестве одного из обвиняемых по первому московскому судебному процессу над духовенством о сопротивлении изъятию церковных ценностей и был сослан в Нарымский край. Его преемником стал протоиерей Владимир Страхов. Он с 1912 г . был экстраординарным профессором по кафедре Нового Завета, человеком весьма близким к священномученику Илариону (Троицкому). В ноябре 1917 г . он стал священником, а потом настоятелем московской церкви Троицы в Листах. В мае 1920 г . отец Владимир занял должность проректора академии, а в апреле 1922 г . – исполняющего обязанности ректора. В конце декабря 1930 г . протоиерей Владимир Страхов был арестован и сослан в Архангельск; в Москву он больше не вернулся. Очевидно, с этого времени работой подпольной академии стал руководить епископ Варфоломей (Ремов), о котором говорилось в связи с подпольной монашеской общиной Высокопетровского монастыря. Нелегальная академия находилась под постоянным контролем карательных органов. В начале 1925 г . она попала в список агентурных разработок 6–го отделения Секретного отдела ОГПУ, а в 1933 г . были арестованы и осуждены несколько ее студентов. В действительности в 1933 г . тайная академия не была уничтожена, епископ Варфоломей и отдельные преподаватели оставались на свободе. Это позволяет сделать вывод, что академия продолжала действовать по крайней мере до ареста епископа Варфоломея в феврале 1935 г . Очевидно, именно с этого времени она прекратила свое существование. К сожалению, мы практически ничего не знаем о числе студентов и выпускников этого учебного заведения. Кроме иеромонаха Вениамина (Милова) учащимися нелегальной академии были иноки подпольного Высокопетровского монастыря священномученики Феодор (Богоявленский) и Герман (Полянский), а также священноисповедник Василий Надеждин. (У потомков отца Василия сохранился его диплом об окончании академии.) Судя по всему, ее студентами были будущие священники и монахи, готовившиеся к постригу и принятию сана, в возрасте 25–35 лет. Епископ Вениамин (Милов), пожалуй, единственный дожил до 1940-х гг.

http://pravoslavie.ru/5411.html

Вопреки старческому благословению провести лето в Оптиной пустыни, Виктор уехал в Вятку к родителям и был за это наказан: полтора года он скитался без определенных занятий, пока, наконец, не оказался в Саратове, где ради хлебного пайка устроился на работу в красноармейскую канцелярию. Эта работа была ему засчитана в срок воинской службы. В Саратове Виктор таинственным образом попал под особое покровительство святого пророка Илии – того угодника Божия, на мольбу которого в страшные годы разгула богоборческой стихии и оскудения благочестия в израильском народе Господь ответил:»Я оставил между израильтянами семь тысяч мужей, всех сих колени не преклонились перед Ваалом " " ( 3Цар. 19, 18 ). В 1919–1920 годах Виктор Милов – прихожанин Ильинской церкви в Саратове, в 1946–1949 годах бывал в Ильинской церкви в Загорске, в 1954 году стал настоятелем Ильинского храма в городе Серпухове. Свои земные дни он окончил в праздник святого пророка Илии. Но все это будет после, а тогда, проведя несколько месяцев за перепиской бумаг, Виктор Милов испросил благословения на монашество у затворника скита Саратовской Преображенской обители. Прозорливый старец иеромонах Николай отправил Виктора с рекомендательным письмом в Московский Данилов монастырь, дал ему при этом духовные наставления и присовокупил: " Я бы у себя оставил тебя, раб Божий, да ты очень высок…», – возможно, предрекая этим будущее архиерейство. В Даниловом монастыре среди насельников оказался бывший инспектор Казанской духовной академии Гурий, уже епископ, которому нужен был помощник для Покровского монастыря. На Благовещение 1920 года Виктора постригли в монашество с именем Вениамин в честь священномучеиика Вениамина Персидского, диакона († 418–424; память 31 марта13 апреля). На второй день Пасхи, 30 марта 1920 года, преосвященный Гурий рукоположил монаха Вениамина во иеродиакона, а через полгода, в день преставления Преподобного Сергия (25 сентября8 октября), епископ Петр (Полянский) , сам возведенный в тот же день в архиерейское достоинство, рукоположил иеродиакона Вениамина во иеромонаха. И уже в 1923 году, также в день Благовещения, епископ Гурий возвел отца Вениамина в сан архимандрита. С того времени отец Вениамин становится наместником Покровского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

- Отец Кирилл пришел в Богословский институт, впоследствии преобразованный в академию и семинарию, в военной форме, после того как вернулся с фронта. А кто приходил в братию Троице-Сергиевой Лавры после ее открытия в 1946 г.? Преподобномученик архимандрит Кронид (Любимов), по его поручению отец Тихон Пелих хранил антиминсы обители до 1946 г. - Приходили очень многие вышедшие из заключения монахи, в основном старцы, были люди среднего возраста. Матушка отца Тихона, Татьяна Борисовна, старалась как-то им всем помочь, вместе с друзьями принимала активное участие в жизни монахов: обеспечивала их и одеждой, и пищей, поскольку в монастыре в то время еще ничего не было налажено. На Пасху, например, десятка четыре или больше выпекала куличей - чтобы каждому монаху подарить кулич с яичком. С самого начала открытия обители Преподобного Сергия матушка пела в лаврском хоре, под управлением протодиакона Сергия Боскина. А монашеским хором Трапезной церкви в 1947 г., когда там начались службы, руководил тогда архимандрит Вениамин (Милов). У самого владыки был слегка глуховатый бас, он всегда стоял лицом к алтарю и никогда руку выше головы не поднимал. До этого, с 1923 по 1929 г., архимандрит Вениамин был наместником Покровского монастыря в Москве, где сейчас почивает своими мощами блаженная Матронушка. Потом 15 лет провел в ссылке. В 1946-1949 гг. архимандрит, а впоследствии епископ Саратовский и Балашовский Вениамин (Милов), до отца Всеволода Шпиллера, - был духовником семьи протоиерея Тихона Пелиха. В 1949 г. отца Вениамина вызвали в милицию, и он пропал. Потом выяснилось, что он оказался в ссылке, где пробыл пять лет. Епископ Вениамин (Милов) был редким архипастырем, очень высокой духовной жизни. Он претерпел гонения, прошел лагеря и ссылки, пострадал за веру, после него осталось много богословских трудов. Сохранились письма владыки Вениамина, написанные из ссылки к отцу Тихону Пелиху и его матушке Татьяне Борисовне. Они опубликованы издательством Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в 2017 г. в трехтомном собрании сочинений епископа Вениамина (Милова) «Дневник инока. Письма. Воспоминания», туда вошли также его дневники и проповеди. На службе у Преподобного

http://ruskline.ru/opp/2019/fevral/23/vo...

Вениамин (Милов), еп. Саратовский и Балашовский Родился 8 июля 1887 года в г. Оренбурге в семье священника. Окончил Вятскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. В 1918 году пострижен в монашество, затем возведен в сан архимандрита. Вскоре был назначен наместником Покровского монастыря в Москве. С 1946 года жил в братстве Троице-Сергиевой Лавры и был преподавателем Московской духовной семинарии и академии по патрологии и пастырскому богословию. В 1948 году, защитив магистерскую диссертацию на тему: «Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви”, был удостоен звания профессора и назначен инспектором Московской духовной академии и семинарии. С 1954 года был настоятелем Ильинской церкви в г. Серпухове. 4 февр.1955 года хиротонисан во епископа Саратовского и Балашовского. Хиротония состоялась в Богоявленском Патриаршем соборе. Хиротонию совершали: Святейший Патриарх Алексий и другие святители. На кафедре трудился до дня кончины. Накануне этого дня служил торжественную панихиду о новопреставленном архиепископе Андрее (Комарове) Днепропетровском. Скончался 2 авг.1955 года. По отзывам знавших и окружавших его, был аскет, в пище и во всем остальном был прост и воздержан. Строг и требователен по отношению к подчиненным, но особенно строг и требователен к себе. Вспоминают о нем с глубоким уважением и большим теплым чувством. Труды: «Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви». (Магистерская диссертация). «Троицкий Кафедральный собор в г. Саратове». «ЖМП» 1955, 7, стр.14. «Наука о жизни и единении с Богом». Литература: «ЖМП» 1955, 3, стр.28–30. 1955. -«- 7, стр.14–15. 1955. -»- 9, стр.10–12. «Журн. Засед.Св. Син.» 2 от I.II.1955 года. Werke: Prepodobnyj Simeon Novyj Bogoslov о celi christianskoj izni, in: MP 1979,11,64–73; 1980,3,63–77; 4,68–74. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 2. Боголеп (Анцух) – Гурий (Степанов). – 420 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

1905. с.335–337. 26 . Болезнь отца Иоанна Кронштадтского .//Русский Паломник. 1905. с.100–101. 27 . Бронзов А. , протоиерей, профессор. Некролог отца Иоанна Ильича Сергиева.//Церковные Ведомости. 1909. с.6–12. 28 . Буланов Н. Последние дни и блаженная кончина отца Иоанна Ильича Сергиева. (Высочайший Рескрипт и чудеса у гробницы). СПб., 1911. 29 . Б-ский П-он. Жизнь отца Иоанна Ильича Сергиева. М.,1893. 30 . Вадимов В. Светлая память (стихотворение).//Русский Паломник. 1915. с.789. 31 . Ведринский Иоанн, священник. Радостные дни в жизни Молчанской Софрониевой пустыни.//Русский Паломник. 1903. 32 . Вениамин (Милов) , архимандрит, додент МДА. Собрание лекций по Пастырскому богословию с аскетикой, читанные студентам МДА в 1947/1948 уч. году. Загорск. 1947. Машинопись. 33 . Вениамин (Федченков) , митрополит Саратовский. Литургия. Б. м., б.г. Машинопись. 34 . Вениамин (Федченков) , архиепископ. Небо на земле. Свято-Ильинское изд., 1978. 35 . Вениамин (Федченков) , митрополит Саратовский. Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев. Т.1. Ч.1. Новочеркасск, 1954. Машинопись. 36 . Вениамин (Федченков) , митрополит Саратовский. Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев. Т.1. Ч.2. Новочеркасск, 1954. Машинопись. 37 . Вениамин (Федченков) , митрополит Саратовский. Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев. Т.2. Ч.1. Новочеркасск, 1954. Машинопись. 38 . Вениамин (Федченков) , митрополит Саратовский. Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев. Т.2. Ч.2. Новочеркасск, 1954. Машинопись. 39 . Венок на свежую могилу кронштадтского пастыря. 148 кратких поучений. СПб., 1909. 40 . Верховцева В. Т. Воспоминания об отце Иоанне Кронштадтском его духовной дочери. Сергиев Посад, 1916. 41 . Витович А. И. Записки судебного пристава по охранительной описи имущества отца Иоанна Кронштадтского .//Голос минувшего. 1905. 42 . Витович А. Наследство отца Иоанна. Записи судебного пристава по охранительной описи имущества отца Иоанна Ильича Сергиева. Пг., 1915. 43 . Волков С.А. Воспоминания бывшего студента Московской Духовной Академии 1917–1920 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010