Колено Симеона (Шимона) — 7100 воинов (по Флавию — 7000). Колено Вениамина (Биньямина) — 3000 воинов (по Флавию — 4000, но данное число не отражало всей силы этого колена — многие его представители колебались в вопросе, признавать Давида или нет, даже после общего сбора в Хевроне). Колено Ефрема (Эфраима) — 20 800 воинов. Колено Манассии (Менассии), его половина, живущая на западном берегу Иордана, — 18 000 воинов. Колено Иссахара прислало, согласно «Хроникону», «200 начальников» и «всех соплеменников их, действующих по слову их». Последних, по Флавию, было 20 000 человек (то есть первые 200 были сотниками). Колено Завулона (Звулуна) выставило 50 000 воинов. Колено Неффалима (Нафтали) — «тысячу начальствующих и с ними, со щитом и копьем, тридцать семь тысяч», то есть суммарно 38 000 воинов (по Флавию, «тысяча начальствующих» — это тысяча хорошо обученных бойцов, вооруженных щитами и дротиками; остальные же бойцы этого колена составляли нечто вроде народного ополчения). Колено Дана выставило 28 600 бойцов (по Флавию — 27 600). Колено Асира (Ашера) — 40 000 воинов. Колена Гада, Рувима (Реувена) и часть колена Манассии, жившие на восточном берегу Иордана, суммарно выставили 120 000 ратников. Особняком в этом войске стояли 4600 левитов и 3700 коэнов — при том, что они участвовали в сражениях, основными для левитов и коэнов считались священнические функции. Таким образом, суммарно собравшееся под командованием Давида войско насчитывало, если верить этим источникам, свыше 360 000 бойцов. У большинства историков эта цифра, разумеется, вызывает большие сомнения, и их можно понять — речь идет о поистине огромной даже по современным понятиям армии. Трудно поверить, что вся эта масса людей могла уместиться в Хевроне, где, согласно «Хроникону», она пребывала не менее трех дней, в течение которых шли непрерывные пиры, и теперь уже не старейшины, а воинские подразделения колен присягали на верность Давиду. Согласно Библии, все эти три дня в Хеврон соседствующие с коленом Иуды колена Иссахара, Завулона и Неффалима непрестанно подвозили в Хеврон провиант — «муку, сушеную смокву, и изюм, и елей; и крупного и мелкого скота множество». По Флавию, «вся эта масса войска явилась со своими запасами хлеба, вина и прочих съестных припасов», однако, по мнению скептически настроенных ученых, сама территория, на которой в тот период обретались евреи, не позволяла прокормить и содержать подобную армию.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-david/?ful...

Теперь приложить пророчество к событию нетрудно. Колено Иудино, подобно прочим, начало иметь своих частных князей или старейшин, из среды собственных членов, сразу по исходу из Египта ( Чис. 1, 4. 17; 2, 3 ), где и изречено Иаковом пророчество, хотя главным вождём над всеми Иудеями, в продолжение всего их путешествия в пустыне, оставался Моисей. Не переставало потом это колено, подобно прочим, иметь собственных частных князей и по занятию земли обетованной ( Нав. 22, 13. 14 и др.), хотя в тоже время весь Израиль находился под верховной властью сначала Иисуса Навина, потом судей, наконец царей: Саула, Давида и Соломона ( 2Цар. 2, 4; 5, 1. 2 ). Само собой разумеется, что во весь этот период колено Иудово, подобно прочим, и управлялось собственным, отечественным законодательством, данным через Моисея, а не каким-либо чужеземным. Со времён сына Соломонова Ровоама, при котором последовало разделение царства на две части, судьба колена Иудова, во исполнение пророчества, начинает уже отличаться резкими чертами от судьбы прочих колен. Тогда, как десять колен, составлявшие царство Израильское, были преемственно управляемы с тех пор царями из разных колен и разных династий, одно колено Иудово, как бы поглотившее собой небольшое колено Вениаминово, соединившееся с ним в одно царство (которое потому и называлось царством Иудейским, а иногда даже коленом Иудовым, 4Цар. 17, 18 ),– одно колено Иудово не преставало иметь у себя непрерывный ряд царей из одного только дома Давидова, и, следовательно, от чресл своих. Но этого мало: вскоре последовало разрушение царства Израильского от Ассирийского царя Салманассара, и это разрушение было окончательное. С того времени десять колен Израилевых уже никогда не составляли какого-либо политического тела, управляемого отечественной властью и законами, а будучи отведены за Евфрат и рассеяны, покорились власти чужеземной, между тем как в их страну отечественную переселены новые жители ( 4Цар. 17, 28 ). Но колено Иудово, хотя также скоро подпало плену Вавилонскому, однако же и в самом плену, под властью царей Вавилонских и затем Персидских, не переставало образовать собой одно тело, иметь своих старейшин и управляться по своим законам (Дан. гл. 13; Есфирь, 3, 8; 8, 11). По возвращению же из плена, с согласия самих же царей языческих, продолжало иметь своих князей, старейшин и судей по законам Бога своего ( 1Ездр. 7, 25. 26; 9, 1 ; Неем. 5, 7 ), находясь под главным ведением сперва вождей, каковыми были Зоровавель, Ездра и Неемия, потом первосвященников и наконец, ефнархов или народоначальников, как называемы были Маккавеи ( 1Мак. 8, 20; 12, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Так совершилось разделение израильского народа на два царства, получивших название царства Иудейского и царства Израильского. На первый взгляд можно подумать, что дом Давида потерял все. Под властью его скипетра осталось только одно колено, с незначительными прибавлениями к нему. Почти от самого Иерусалима, на севере, до долины реки Ореонта, от Средиземного моря до Евфрата, все эти обширные области перешли в руки человека, который уже при жизни Соломона выступал опасным претендентом на престол. Ровоаму осталось верным только его собственное колено, с его по большей части бесплодными холмами. Границы колен вообще в течение веков более или менее изменились. Иерусалим стоял в пределах колена Вениаминова, и население его принадлежало в значительной степени этому колену 200 . Южная часть его поэтому присоединилась к иудину колену до Массифы и Гивы. Но северная половина, включая древние и высокочтимые святилища Вефиля, Рамы, Галгала и Иерихона, связала свою судьбу с коленом Ефремовым ( 3Цар. 15:22; 12:29; 15:17; 16:34 ,). Иудино колено, в свою очередь, уже поглотило некоторую часть Данова, так как поселения Цора и Аиалон считались уже принадлежащими к нему ( 2Пар. 11:10 ), и таким образом часть владений этого колена также осталась под властью Ровоама. Но столицей Данова колена в это время был уже северный город Дан, и вследствие этого колено это в большей своей части принадлежало к северному царству. Колено Симеоново никогда не занимало какого-либо выдающегося положения в народе, потому что владения его лежали в бесплодном Негебе, гораздо южнее Хеврона, представляя собою бедные, возвышенные пастбища, который обрекали население на первобытную пастушескую жизнь. Колено это пыталось развить и городскую жизнь с ее более высокой культурой, но уже во времена Давида оно начало оставлять ее, и опять возвратилось к пастушеской жизни. Отсюда, естественно, оно поддерживало постоянную связь с коленом иудиным, к которому оно обращалось за покровительством и защитой от своих могущественных соседей и которым оно в действительности и поглощено было.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

– А это ничего не значит: тут никакого противоречия нет... Ведь Дарвин доказал, что всё произошло от одной только первичной клеточки; стало быть, и орел, и пчела, и человек – все произошло от нее. – Вы еще указываете в пример на гербы колен Иудина, Даниилова и Вениаминова. Позвольте вас спросить, откуда вы взяли колено Даниилово? – А это, должно быть, колено пророка Даниила. – Прекрасно! Вы даже и того не знаете, что было колено Даново, а не Даниилово! Но суть дела не в этом, а в гербах этих колен. Неужели, по вашему мнению, гербы этих колен в самом деле указывают на веру евреев в то, что колено Иудино произошло от льва, Даново – от змеи, а Вениаминово – от волка? – Да, так думают Леббок, Бастиан, Тэйлор, Каспари и даже Буслаев. – Помилуйте! Что за нелепость вы с вашими учеными городите? Все двенадцать колен считали своим родоначальником Иакова и в то же время, по словами вашим и ваших ученых, верили, будто каждое из этих колен в частности произошло не от одного из сыновей Иакова, а от льва, змеи, волка и т. д.? Стало быть, Иаков-то, по их понятию, родил двенадцать не сыновей, а зверей и гадов? – Нет. Это вообще указывает на веру евреев в первоначальное происхождение их самих и всего человечества от зверей. А если не так, то как же объяснить происхождение таких гербов? – Вы, господа дарвинисты, или намеренно игнорируете всё несомненно известное, или действительно ничего не знаете и лишь хватаете всё с чужих слов, или же насмехаетесь над самою наукою, которую хотите разработать, и морочите людей своим напускным, взятым у других напрокат философствованием. Неужели вы в самом деле воображаете, что говорите истину, указывая на гербы израильского народа? Читали ли вы когда-нибудь пророческое благословение Иаковом своих двенадцати сыновей? Нет? Это очень понятно. Зачем читать то, что вы почитаете за сказки и басни и считаете достоянием младенчествовавшего рода человеческого?! Это для вас и унизительно, и скучно! А между тем, когда бы вы, если не для своего назидания, то хоть для того, чтобы проверить, справедливо ли говорят ваши ученые о веровании израильтян в их мнимое происхождение от зверей, прочли в Библии это пророческое благословение, без сомнения, сейчас же поняли бы, почему то или другое колено Израильское имело тот или другой герб.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Все эти рабочие подгонялись палками надсмотрщиков и пели свои трудовые песни, но голоса вожаков звучали подавленно и хрипло, хотя оживлялись в час покоя, после скудного обеда. Густые рои злых песьих мух преследовали эти страдальческие партии рабочих, которые с тупым и подавленным терпением сносили как жала насекомых, так и удары своих надзирателей» 93 . Среди таких политических и социальных условий жили израильтяне в Египте. Но они занимали исключительное положение в стране. Как племя родственное высокому придворному сановнику, и благодаря вообще покровительству пастушеской династии, дававшей в политических видах особенные привилегии пастушеским народностям, населявшим северо-восточную окраину страны, они пользовались лучшим социальным положением, чем масса туземного египетского населения. На привольных и плодородных полях Гесема они быстро росли в численности и богатели. Семейство Иакова разрослось в целое племя, которое по числу своих родоначальников разделялось на двенадцать или тринадцать колен, которые сохраняли сознание своего кровного единства. Первенство между ними по праву должно бы принадлежать колену Рувима, но Иаков в своём предсмертном благословении лишил его этого права первородства, потому что он «взошёл на ложе отца и осквернил постель его» 97 . Главенство между ними, как и естественно, занимали в Египте колена, имевшие своими родоначальниками сыновей Иосифа – Ефрема и Манассии, но между ними особенно возвысилось колено Левиино, которое, наиболее других усвоив себе хорошие стороны египетской цивилизации, достигло нравственного главенства среди своего племени и впоследствии заняло привилегированное положение священнического класса в своём народе. Пользуясь значительной самостоятельностью, они выработали свою форму самоуправления, сообразно особенностям своего родового быта. Каждое колено имело во главе особого представителя или князя и разделялось на несколько меньших групп, из которых каждая имела своего особого старейшину. Таким образом, евреи представляли собой довольно организованную общину, соединённую узами родства и взаимного интереса. Тем не менее, каждое колено имело свои отличительные особенности в характере жизни. Колена Рувима, Гада и Симеона крепко держались пастушеской жизни, колено Вениамина отличалось воинственностью, колено Левия – гражданственностью и любовью к наукам и искусствам. Жизнь в чужой стране развивала в них чувство единения между собой, и оно находило для себя выражение в собраниях представителей народа. При всяком важном событии, касавшемся их жизни, представители или главы колен и меньших групп собирались на совещание и обсуждали своё положение при данных обстоятельствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblij...

Юж. граница его проходила от юж. побережья Мертвого моря, через пустыню Син, южнее Кадес-Варни, до потока Египетского. Вост. граница шла по Мертвому морю до устья Иордана. Здесь начиналась сев. граница, проходившая через источник Рогель, долину сыновей Енномовых и горные склоны юж. Иерусалима, который отошел к уделу Вениамина. Далее граница тянулась до Средиземного моря. Сев. лежали уделы колен Дана и Вениамина. Зап. граница удела И. проходила по побережью Средиземного моря, но, видимо, на прибрежной равнине проживали и филистимляне. Уже во времена Иисуса Навина наметилось отторжение колена И. от других колен, т.к. были пощажены гаваонитяне, населявшие местность между уделами И. и Вениамина ( Нав. 9 ), а в Иерусалиме продолжали жить иевусеи ( Нав. 15:63 ). Гофониил из колена И. освободил Израиль, сбросив иго месопотамского царя Хусарсафема ( Суд. 3:5–11 ); согл. Суд. 20:18 , колено Иуды первым по воле Бога выступило против вениамитян; однако в войне против Сисары колено И. уже не принимало участия. То, что Давид и его преемники принадлежали к колену И., способствовало возрастанию роли этого колена. При царе Ровоаме Израильское царство разделилось на Северное и Южное, которое стали называть Иудой, т.к. лишь это колено (и, вероятно, часть колена Вениамина) сохранило верность дому Давида. Сев. граница теперь проходила у Иерихона и Вефиля, через Михмас, Беф-Орон и Гезер. Во времена наиб. расширения Южного царства его границы простирались вплоть до Ецион-Гавера и Елафа на берегу Акабского залива. (Об истории Иудейского царства см. статьи об отдельных иуд. царях; общий обзор дается в статье ⇒ Израиль .) Большинство евреев, вернувшихся из вавил. плена, принадлежало к колену И. Отсюда произошло название народа ⇒ Иудеи ; 3) левит, живший во времена первосвященника Иисуса ( Неем. 12:8 ). Вероятно, то же лицо, что и Годавия, упомянутый в 1Езд. 2:40 ; 1Езд. 3:9 ; 4) сын Сенуи, вениамитянин, который после возвращения из вавил. плена был вторым начальником в Иерусалиме ( Неем. 11:9 ); 5) вероятно, князь из колена Иуды, принимавший участие в освящении стены Иерусалима ( Неем. 12:34 ); 6) певец и музыкант из левитов, принимавший участие в освящении стены Иерусалима ( Неем. 12:36 ); 7) И.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Что касается других племен, получающих уделы южнее священного участка, то наиболее близко к нему оказалось колено Вениамина. В прошлом удел колена Вениамина находился к северу от святого города. Более почетное место племени Вениамина отражает высокий статус Рахили и уравновешивает почетное размещение племен Иосифа на севере. Остальные три южных колена Симеона, Иссахара и Завулона состоят из потомков Лии; исторически Иссахар и Завулон имели свои уделы на севере. 48:8–22 Приведенное описание священного участка и его внутреннее разделение представляет собой детализацию уже изложенного (45,1–8). Особое внимание Иезекииль уделяет южной полосе земли в пределах священного участка, которая предназначалась для святого города (45,6). Эта земля была неотчуждаемой (см. ком. к46,16–18). 48 Это посвятите священникам из сынов Садока. См. ком. к 44,10–14. 48:30–35 Всего в городе имелось двенадцать ворот, и каждые были названы по имени одного из колен (ср. Откр. 21,12–14 ). Тем не менее, поскольку одни ворота называются Невинными, коленам Ефрема и Манасии пришлось объединиться в наименовании «ворота Иосифовы». Таким образом, число 12 сохраняется. Северные ворота названы именами Рувима (первородного), Иуды (колено Давида и царской династии) и Левия (это колено состояло из служителей храма). Восточные ворота названы именами детей Рахили (Иосифа, Вениамина) и сына Валлы, служанки Рахили (Дан). Южные ворота были названы именами колен, которые перечислены в 48,24–26. На западе это были другие сыновья Зелфы и Валлы. Ср. Чис, гл. 2; 3. 48 А имя городу с того дня будет: «Господь там». С самого начала ветхозаветной истории Бог не раз давал обетования всегда быть со Своим народом. Он ходил и разговаривал с ним в Саду Едемском и обитал в народных святилищах. А обетование младенца по имени Еммануил ( Ис. 7,14 ) отсылает к тому дню, когда Бог будет и с нами. Читать далее Источник: Новая женевская учебная библия/под ред. Цорна В.А. – Изд.: Свет на Востоке, 1998. – 2052 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Вместе с коленом Иудиным признало власть Ровоама еще и очень малочисленное колено Вениаминово. Остальные 10 колен отложились от Ровоама. Среди них главенствовал представитель колена Ефремова – Иеровоам. Свое царство из 10 колен они стали называть Израильское царство. Так во времена царя Ровоама государство Израиль раскололось на два царства – Иудейское и Израильское. Когда слабеют объединяющие народ связи… О разделении Итак, мы остановились на том, что образовались два царства – Иудейское и Израильское. Это было Божие наказание за нечестие Соломона. Надо учесть еще, что колена, составлявшие единое государство Израиль, не рады были, что ими правит представитель какого-то одного колена. Особенно это не нравилось представителям самого многочисленного и воинственного колена Манассиина. Не менее сильное, колено Ефремово тоже претендовало на первую скрипку в общей симфонии всех колен Израиля. Понятно, всеми движет обыкновенное властолюбие, как это было и в пустыне, – не признавать власть Моисея: мы-де священники, каждый из нас имеет право управлять народом. Богопротивлением жило издавна и колено Ефремово. И когда выбрали царем Саула, потом Давида, потом Соломона, колено Ефремово ощущало себя неудовлетворенным. Едва появляется возможность образовать собственное царство, колено Ефремово и все прочие колена ее используют. Если бы не многочисленное колено Ефремово, остальные, может быть, и не решились бы. Но когда появляется сильное ядро, которое может поставить и воинов, и волевых мужей, и просто достаточное количество людей, чтобы построить город, охранять его и воздействовать на окружающие государства, на окружающие племена, остальные идут у него на поводу. Иеровоам, который стал первым царем Израильского царства, был из колена Ефремова. Факт политической истории: если бы была сильная власть, чтущая Бога во всех своих движениях, как царь Давид, Бог Своей благодатью этот народ хранил бы единым – это же особый народ. Но как только слабеет связь правителя с Богом, слабеют внутренние связи, связывающие этот народ воедино.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet?fu...

151 Смотри, как Василий Великий при помощи рассуждения и тонкого исследования слов клятвы нашел способ убедить в том, что покаявшийся не преступает свою клятву. Подобным образом 11 колен Израилевых, после того как за блуд с женой левита уничтожили всё колено Вениаминово, кроме 600 человек, поклялись, что не дадут оставшимся жен по своей воле. Позднее ради того, чтобы сохранить клятву нерушимой, по словам неизвестного толкователя, и в то же время ради того, чтобы эти 600 человек не остались без жен и колено Вениаминово не погибло совершенно, они прибегли к хитрости. Они взяли 400 девушек из города Иависа Галаадского, жители которого не пошли на войну. А оставшимся 200 вениамитянам приказали похитить 200 других девушек, которые водили хороводы в Силоме. И таким образом и клятву соблюли, и колено Вениаминово сохранили. Смотри также гл. 21 книги Судей. 152 Не потому, что именно на столько лет назначается епитимия для невольных убийц (невольные убийцы наказываются 57-м правилом того же Василия на 10, а не на 11 лет), но потому, что этот человек уже провел под запрещением положенное число лет. 153 Почему же древние отцы не назначили епитимии убивающим на войне, а Василий Великий на три года лишил их приобщения? Это недоумение разрешает Сам Бог в книге Чисел. Там сказано: евреи, которые вернулись с войны с мадианитянами, должны семь дней оставаться вне стана, вымыть свои одежды и очиститься и тогда уже входить в стан. И пробудьте вне стана семь дней; всякий, убивший и прикоснувшийся к убитому, очиститесь... и одежды ваши вымойте в седьмой день, и очиститесь, и после того входите в стан ( Чис.31:19 24). По толкованию Филона Иудея, причина этого повеления в том, что, хотя убийства врагов были законными, однако убивающий человека, справедливо ли, или из мести, или поневоле и принудительно, очевидно впадает в грех и преступление, поскольку убивает сродного себе человека, той же природы, что и он сам. И потому евреи, убивавшие мадианитян на войне, пусть справедливо, пусть как врагов, пусть в отмщение (ведь это Бог сказал Моисею: Отомсти Мадианитянам за сынов Израилевых ( Чис.31:2 )), однако, как убивавшие сродных себе по природе людей, виновны в грехе человекоубийства и должны очиститься от греха семидневным очищением вне стана. Ту же причину указывают Прокопий и неизвестный толкователь, объясняя приведенные изречения; они не говорят, как некоторые, будто причина в том, что евреи брали в плен мадианитских женщин. Ведь семидневное очищение евреи совершали уже после убийства замужних мадианитянок, а не до него, как становится ясно из указанной главы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010