от Бога отца твоего, Который и да поможет тебе, и от Всемогущего, Который и да благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцов и утробы, благословениями отца твоего, которые превышают благословения гор древних и приятности холмов вечных; да будут они на голове Иосифа и на темени избранного между братьями своими. Если в величественном благословении Иуде говорило божество, внушение Иакову, то теперь, в благословении любимца Иосифа, уже раз благословенного им в лице сынов, проявляется привязанность сердца Иакова к Иосифу. Особенно изящная форма, в которой выражено это благословение, которым, однако, Иаков не возвышает Иосифа над Иудой и не уделяет первому обещанных последнему высоких духовных благ, а блага главным образом материальные, объясняется исключительным положением Иосифа между братьями, как благодетеля их и князя (ст. 26). Иосиф здесь является: • плодоносным деревом (евр. porat – намек на имя Ефрем: повторение – указание на 2 колена от Иосифа), простирающим свои ветви и над стеной – над своими и чужими, евреями и египтянами (ст. 22), • при всех бедствиях (лично пережитых Иосифом и предстоящих его коленам, особенно Манассиину, из которого, напр., был Гедеон) несокрушимой твердыней, укрепляемой тем же пастырем-Богом, который с Иаковом ( Быт. 48:15 ); по некоторым, здесь – пророчество об ефремлянине Иисусе Навине; • любимцем отца, который преподает ему благословения: а) небесные свыше, т.е. росу и дождь (ср. Быт. 27:28 ); б) благословения бездны – почвы, орошаемой водами; в) благословения сосцов и утроб – обилие молока и скота (ст. 25); • князем (nazir «коронованный») между братьями – лично и в потомстве (дарственное Ефремово колено, ст. 26). Быт.49:27 . Вениамин, хищный волк, утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу. Вениаминову колену предрекается воинственность и некоторая дикость нрава (доказательство – известный случай с левитом в Гиве, Суд. 20:4–10 ). Из него происходили Аод ( Суд. 3:15 ), Саул, впоследствии Апостол Павел ( Рим. 11:1 ; Флп. 3:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Символическое действие разодрания новой одежды пророком имело цель нагляднее выразить определение суда Божия о царстве Еврейском и запечатлеть это в уме и сердце Иеровоама. Новая одежда, по-видимому, символ крепости и юношеской силы неразделенного Еврейского царства, так еще недавно начавшего свое политическое бытие. 12 частей пророческой одежды, по собственному объяснению пророка, означают 12 колен израилевых, из которых 10 имели отойти под скипетр Иеровоама, что выражается и передачей ему 10 частей пророческой одежды (ст. 31). За домом же Давида имеет остаться одно колено – Иудино с присоединением Вениаминова, ст. 32, 36 (по LXX, слав.: δο σκπτρα, «две хоругви») – «дабы оставался светильник Давида» (ст. 36), ср. ( 3Цар.15:4 ; 4Цар.8:19 ) – потомство вообще, затем лучшие его представители, наконец, величайший потомок Давида – Мессия (ст. 39), ср. ( Лк.1:32–33 ). Иеровоаму имеет быть дано царство только под условием верности теократическим началам (ст. 38), которыми, как известно, он впоследствии пренебрег с самого начала ( 3Цар.12:26–30 ). 3Цар.11:40 .  Соломон же хотел умертвить Иеровоама; но Иеровоам встал и убежал в Египет к Сусакиму, царю Египетскому, и жил в Египте до смерти Соломоновой. Вероятно, Иеровоам, преисполненный чувства тщеславия, не хранил в тайне пророческого предсказания и этим возбудил преследование Соломона, от которого бежал в Египет к фараону Сусакиму, евр. Шишак. Этот египетский фараон (впервые в Библии здесь встречается собственное имя фараона) был родоначальником новой XXII египетской династии, так называемой Бубастийской. Имя его встречается в надписях колонн Карнакского храма. Он был несомненно враждебен династии Соломона (ср. нашествие его на Иерусалим при Ровоаме), ( 3Цар.14:25–26 ), почему, надо думать, охотно дал приют у себя мятежному подданому Соломона до самой смерти последнего. 3Цар.11:41 .  Прочие события Соломоновы и все, что он делал, и мудрость его описаны в книге дел Соломоновых. 3Цар.11:42 .  Времени царствования Соломонова в Иерусалиме над всем Израилем было сорок лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В главе IV, 1, 13 –14 Екклезиаста есть замечательные намеки на угнетения и на восстание юноши, который из темницы выйдет на царство, хотя родился бедным; а в главе VII 26-указание, что «горче смерти женщина, потому что она сеть». Не без основания предполагают на основании цитируемых мест и некоторых других, что Екклезиаст был начертываем Соломоном во дни покаяния, когда он уразумел, до какого греха и падения довели его языческие жены его. В это-то время «Ахий Силомлянин» объявляет волю Божию Иеровоаму, а Господь последний раз открывается Соломону, чтобы обличить его и объявить ему имеющее постигнуть его наказание 712 . На горизонте появляется уже «бедный юноша» ( Ekkл. IV, 13–14 ). которому Господь отдает десять из двенадцати колен Израилевых, оставляя сыну Соломона, – и лишь в воспоминание Давида, – одно полное колено Иудино с частью племени Вениамина 713 . Соломон, начертывая Екклезиаст, знал об угнетениях, которым подвергался народ, Богом ему вверенный, и скорбел сам об этом, как по нашему мнению доказывает первый стих главы IV-й: но к несчастью его он по-видимому уже погряз в гаремной жизни, перестал наблюдать за действиями своих управителей и никого не допускал к себе кроме приближенных льстецов и князей, грабивших народ его именем 714 . Прошло то время, когда он сам судил народ свой и «жили Иуда и Израиль покойно» (3 Ц. III, 16–28; IV, 20, 25). Напротив, судя по словам сына его Ровоама, в последние годы Соломона народ был понуждаем к тяжким работам: «Отец мой наложил на вас тяжкое иго... отец мой наказывал вас бичами» (3 Ц. XII, 14). А Екклезиаст (IV, 1) говорит: «И обратился я, и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем: и вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет; и в руке угнетающих их сила, а утешителя у них нет». Очевидно, что говоря об угнетающих во множественном числе, Соломон разумеет правителей народа и начальников и приставников, злоупотреблявших своею властью, а под именем утешителя разумеет царя, т.е. самого себя, не исполняющего своих обязанностей, ослабевшего, опутанного кругом сетями своих приближенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Но Авессалом, которого мы помазали над нами, умер на войне; почему же теперь вы медлите возвратить царя» (XIX, 9–10). Давид узнает об этом возврате к нему всего народа израильского, но желает, чтобы дом отца его, т. е. колено Иудино, первым послало к нему своих старейшин, дабы проводить его в Иерусалим. Таким образом воины колена Иудина должны были служить почетною стражею возвращающемуся в Иерусалим Давиду. Это и совершается вследствие влияния первосвященников, к которым Давид посылаешь сказать о своем желании. Вместе с этим посланием он приказывает сказать Амессаю: «не кость ли моя и плоть моя – ты»? 306 . И обещал Давид Амессаю сделать его военачальником «вместо Иоава навсегда» (XIX, 13). Очевидно, Давид узнал, что Иоав сам убил Авессалома, и притом, давно тяготясь «сынами Саруиными» (2 Ц. III, 39; XIX, 22), он решился сбросить с себя иго влияния Иоава. Несколько предупреждая события, мы здесь скажем, что это не удается Давиду и Амессай погибает, как погиб Авенир, от руки сынов Саруиных. Давид начинает свое обратное шествие в Иерусалим, окруженный старейшинами и воинами колена Иудина, с царскою пышностью и приходить в Галгал, переправившись через Иордан при помощи Вениамитян, под главенством того Семея, который осыпал Давида проклятиями во время его бегства. Семей умоляет его о прощении, и Давид с истинно государственною мудростью отвечает Авессе, требовавшему смерти Семея: «Ныне ли умерщвлять кого-либо в Израиле? Не вижу ли я, что ныне я царь над Израилем?» (XIX, 22) 307 . По всей вероятности также к Иордану вышел навстречу Давиду хромой Мемфивосфей сын Ионафана, оклеветанный пред Давидом слугою своим Сивою. Здесь он оправдывается пред Давидом, который снова принимает его в дружбу, не решаясь однако наказать Сиву, который помог ему на пути, когда он шел в изгнание. С Давидом переходит Иордан и богатый житель Галаада, содержавший на своем иждивении Давида в Маханаиме (XIX, 32), престарелый Верзеллий, и здесь прощается с царем, уговаривавшим его ехать с ним в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Оборонительную же роль стены особо можно усматривать в условиях земного странствования Церкви. Большая и высокая стена , «охраняющая живущих во святом граде, есть Христос», – пишет Андрей Кесарийский . С другой стороны, устами Невесты-Суламиты говорит Пречистая Дева Богородица всем верным чадам Церкви: «Я – стена» ( Песн. 8:10 ). Потому и взываем молитвенно: «Спаси от бед рабы Твоя, Богородице, яко вси по Бозе к Тебе прибегаем, яко нерушимой стене и предстательству». «Яко стену прибежища стяжахом, и душ всесовершенное спасение, и пространство в скорбех, Отроковице, и просвещением Твоим присно радуемся: о, Владычице, и ныне нас от страстей и бед спаси». «Пристанище и предстательство к Тебе прибегающих буди, Дево, и стена нерушимая, прибежище же и покров и веселие». (Из молебного канона к Богородице). Стена города имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых. Двенадцать ворот в стене Иерусалима означают двенадцать колен Израилевых. Имена этих колен и начертаны на них, как в древности были написаны на нарамнике израильского первосвященника. В видении пророка Иезекииля двенадцать ворот города, именующегося «Господь там», также называются именами колен Израилевых ( Иез. 48:30–35 ). Имена колен Израилевых на воротах Небесного Иерусалима указывают на спасение Израиля, которое совершится в кончину века. «И так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их» ( Рим. 11:26–27 ). Спасется причем не только уцелевшее колено Иуды, но и все двенадцать. Бог придет к цели с народом Своим. Так сыны двенадцати патриархов, сынов Иакова, станут сынами вечности. С другой стороны, здесь разумеется духовный Израиль, Церковь искупленных Ветхого и Нового Заветов. О духовном значении имен колен Израилевых см. 7,4–8. Исповедание (Иуда), видение (Рувим), искупление (Гад), блаженство (Асир), молитва (Неффалим), забвение (Манасия), послушание (Симеон), священнодействие (Левий), награда (Иссахар), сила и благоухание (Завулон), приложение (Иосиф), болезнь (Вениамин) – вот двенадцать ворот, вводящих в небесный Иерусалим. Нареченных этими именами Бог нарекает своими чадами.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Апостол Павел свидетельствует об уничижении (кеносисе) Христа в Воплощении и Крестной смерти, которые необходимы для спасения человечества. Это стало возможным благодаря Богородице. Поэтому на Богородичные праздники читается следующий текст: «Иисус Христос, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» ( Флп.2:6-11 ). Говоря о проповедующих необходимость обрезания как о надеющихся на плоть, Апостол приводит в пример себя как имеющего к тому большее основание: «Я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности – гонитель Церкви Божией, по правде законной – непорочный» ( Флп.3:4-6 ). Однако это преимущество Апостол ни во что не ставит: «Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою» ( Флп.3:7 ). Послание к Колоссянам Колоссы были некогда славным и знаменитым городом. Прекрасные поля, пастбища, виноградники, – все это способствовало празднованию в честь Бахуса. Город стоял на торговом пути. Этот путь обогащал город, но и он же в годы войны разорял его. При Антиохе Великом сюда переселилось много греков и иудеев. Свидетели сошествия Святого Духа из Фригии посеяли первые семена христианства. Много потрудились ученики апостола Павла: Епафраст (епископ Колосский), Филимон, его сын Архип. Апостола Павла обеспокоила ересь иудействующих и отчасти гностиков. Апостол написал Послание, дабы устранить опасность от еретиков и преподать истинное учение о Лице Иисуса Христа и христианской нравственности. Написано Послание из первых римских уз между веснами 62-64 гг. Послание делится на догматическую (1-2 главы) и нравоучительную (3-4 главы) части.

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Лук в дусе ярости 156 . «В таинственном смысле, – говорит св. Ефрем Сирин , – указывает это на учеников Господа нашего, и на тех раздаятелей благ, ниспосылаемых многоразличной благодатью Божией, о которых упоминает и Божественный Павел ( 1Кор. 12:7–11 )». Ст. 5. И будут, яко ратницы, попирающе брение на путех в брани, и ополчатся, яко Господь с ними, и постыдятся всадницы коннии. С евр.: И они будут, как герои, попирающие врагов на войне, как уличную грязь, и сражаться, потому что Господь с ними, и посрамят всадников на конях. Продолжается прежняя речь. Т. е., у Иудеев, со временем, будут свои воины, храбро и легко попирающие врагов, как попирают грязь на улице; при помощи Божией они храбро сразятся с врагами, так что постыдятся и всадники неприятельские «обратят хребет и, спасаясь бегством, будут поражаемы». (Бл. Феодорит). «Всадники – суть враги Иудеев – Греки, владевшие Сирией», говорит св. Ефрем Сирин . Ст. 6. И укреплю дом Иудов, и дом Иосифов спасу, и вселю я, понеже возлюбих я, и будут аки бы не отвратих их: зане Аз Господь Бог их, и услышу я. С евр.: И укреплю дом Иудин, и спасу дом Иосифов и возвращу их; потому что Я умилосердился над ними, и они будут, как бы Я не оставлял их: ибо Я Господь Бог их, и услышу их. Пророк показывает причину милостей к Иудеям. Причина эта та, что Господь Бог умилосердился над ними, снова возлюбил дом Иудин и дом Иосифов. Домом Иудиным пророк называет Иудеев и колено Вениаминово, а домом Иосифовым – все десять колен Израильских. Все сии колена, Бог, по любви Своей к ним, обещает сделать сильными и крепкими, освободить их от рабства и снова вселить в отечественной земле, сделать их настолько благополучными, счастливыми, что они забудут плен и рабство, будут, яко бы Бог не отвратих их, как бы Бог не отвергал, не наказывал их пленом, опустошением. «Яснее, – говорит бл. Феодорит, – перевел это Симмах: «и будут, как бы не изгонял Я их. Ибо приведу их в такое цветущее состояние, что не будут иметь и понятия о бывшем пленении, видя себя в первобытном благоденствии». Бл. Феодорит. А это потому, говорит Сам Бог, что Я, Господь и Бог милостивый, исполню все моления их, и сделаю их счастливыми и сильными. Сн. Ос. 14:5–9 ; Иоил. 3:20 ; Ам. 5:6; 9:11–15 . Авд. 1:17–21 ; Мих. 7:18–20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

«И созвал Самуил народ к Господу в Масифу и сказал сынам Израилевым: так говорит Господь, Бог Израилев: Я вывел Израиль из Египта и избавил вас от руки Египтян и от руки всех царств, угнетавших вас. А вы теперь отвергли Бога вашего, Который спасает вас от всех бедствий ваших и скорбей ваших, и сказали Ему: «царя поставь над нами». Итак предстаньте теперь пред Господом по коленам вашим и по племенам вашим.» ( 1Цар.10, 17–20 ) И далее бросается жребий на поставление на царство. Жребий сначала бросается по коленам, затем по племенам. Сначала выпадает жребий на колено Вениаминово, в нем указывается племя Матриево, и затем, когда бросается жребий по именам, то он выпадает на Саула, сына Кисова. Казалось бы, какой смысл в этом действии? Все уже было сделано, Саул был уже помазан на царство, был поставлен. Зачем нужны были эти выборы без выбора? Дело в том, что с одной стороны, здесь явилось упование Самуила на Бога. Самуил еще и еще раз явил свою верность Богу. Он был в высшей степени уверен, что жребий просто обнаружит уже совершившееся, уже совершенное Богом через него. С другой стороны, что наиболее важно, это было сделано для укрепления веры народа и для утверждения в народе мысли о том, что Саул поставлен на царство именно Господом Богом. «И искали его (Саула) и не находили. И вопросили еще Господа: придет ли еще он сюда? И сказал Господь: вот он скрывается в обозе. И побежали, и взяли его оттуда, и он стал посреди народа, и он был от плеч своих выше всего народа. И сказал Самуил всему народу: видите ли, кого избрал Господь? подобного ему нет во всем народе. Тогда весь народ воскликнул: да живет царь!» ( 1Цар. 10:21–24 ) Господь предлагает народу Своему, Своим чадам, ту пищу, которую они способны восприять. Для тогдашних израильтян важнейшее значение имели внешние данные правителя. И богатырский рост, и телесная красота Саула произвели должное действие на народ. «И изложил Самуил народу права царства, и написал в книгу, и положил пред Господом. И отпустил народ, каждого в дом свой.»

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Манассия – забвение, без которого трудно быть верным Христу. Симеон – послушание, справедливо оказанное Богу более, нежели человекам. Левий – принятый; это принятые Господом за священнодостойную жизнь. Иссахар – награда; за временное житие – сиянье вечной жизни. Завулон – жилище силы или благоухание; благоухает в очищенных от всякой скверны вселившийся Небесный Царь. Иосиф – приложение, обещанное всем искавшим прежде всего Царства Небесного. Вениамин – сын болезни, или сын дня, или сын денницы; вероятнее всего, это спасаемые через веру во Христа при кончине мира иудеи, ибо и апостол говорит: ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется (Рим. 11: 25–26). Многие думают, что колено Даново опущено как недостойное, ибо из него произойдет антихрист. Мнение свое они основывают на пророческих словах патриарха Иакова, сказанных им о Дане: Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад. На помощь Твою надеюсь, Господи! (Быт. 49: 17–18). Из сего колена ожидают человека греха, сына погибели, о котором говорит апостол Павел (см. 2 Фес. 2: 3). Ст. 9. После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. Ст. 10. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! В видении ста сорока тысяч запечатленных был указан идеал для всякого христианина; в видении же множества спасенных дано утешение всем, кто без ропота и с благодарностью Богу за все переносит житейские скорби. Стояние избранников Господних означает их твердость, постоянство и непоколебимость. Белые одежды знаменуют благодать освящения, полученную в Таинстве Крещения или через покаяние, а также чистоту и невинность, сохраненную ими истинною верою и святостью жития, в котором постоянно пребывали, подражая примеру Агнца, Которого видят всегда пред очами своими.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

5-14). Эта отсрочка позволила Хусию через священников и их сыновей известить Д. о планах Авессалома (2 Цар 17. 15-22). «И увидел Ахитофел, что не исполнен совет его... и удавился и умер» (2 Цар 17. 23). Получив известие, Д. переходит Иордан и располагается в Маханаиме, где некогда обосновался Иевосфей. Жители заиорданских городов, чью безопасность гарантировала сильная централизованная власть, оказывают Д. и его людям поддержку (2 Цар 17. 24-29). Решающее сражение произошло за Иорданом в лесу Ефремовом, неск. севернее Маханаима: войско Авессалома под упр. Амессая потерпело поражение, а сам Авессалом, запутавшись волосами, повис на дубе и был убит Иоавом (2 Цар 18. 1-15). Получив известие о победе и смерти сына, Д. оплакивал смерть Авессалома, «и обратилась победа того дня в плач для всего народа», лишь после резких упреков Иоава Д. выходит поприветствовать своих воинов (2 Цар 19. 1-8). После смерти Авессалома Д. не сразу возвратился в Иерусалим, но лишь после переговоров и обещаний, в результате к-рых «склонил он сердце всех Иудеев, как одного человека; и послали они к царю сказать: возвратись ты и все слуги твои» (2 Цар 19. 14). Возвращение Д. сопровождалось рядом поступков, раскрывающих великодушие Д.: он поклялся Амессаю поставить его военачальником вместо Иоава; простил Семея, к-рый проклинал и злословил Д., когда тот уходил из Иерусалима (2 Цар 19. 13-23); Д. не наказал ни Мемфивосфея, к-рый задним числом пытался убедить его в своей лояльности (2 Цар 19. 24-30), ни Сиву, к-рый обманул его (2 Цар 19. 29-30, см. 16. 1-4); Д. пригласил Верзеллия, снабжавшего его продовольствием в Маханаиме, поселиться с ним в Иерусалиме, но Верзеллий отказался и вместо себя послал сына (2 Цар 19. 31-39). Описанием спора между израильтянами и мужами Иудиными за честь принимать царя (2 Цар 19. 41-43) открывается повествование о восстании сев. колен (Израиля) под предводительством Савея, сына Бихри Вениамитянина. В ответ на призыв Савея израильтяне отделяются от Д., и лишь колено Иудино сохраняет верность царю.

http://pravenc.ru/text/168470.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010