Иоав вошел к царю и представил ему, что своим сетованием об изменнике он оскорбляет верных друзей своих, которые теперь спасли его, детей и жен его от верной погибели. После этого Давид должен был Смерть Авессалома произвела сильное впечатление во всех коленах Израилевых, которые чувствовали свою вину против законного царя. Притом нашлись благонамеренные люди, которые постарались выставить на вид великие заслуги, оказанные Давидом отечеству, и решились возвратить его на царство. Но Иудино колено, которое в своем городе Хевроне первое провозгласило Авессалома царем и в котором Амессай имел большое влияние на народ, медлило обратиться с покорностию к Давиду. Царь, чрез Садока и Авиафара, велел напомнить старейшинам Иудейским, что он единоплеменник им, и потому ожидал бы, что они прежде других колен возвратят его; а Амессаю обещал главное начальство над войском. Ободренные этим приветом, Иудеи послали звать Давида. И когда Давид отправился в обратный путь, они вышли к нему навстречу в Галгал, чтобы переправить его через Иордан. Между ними появился здесь и Семей, с которым пришло до тысячи человек из колена Вениаминова и между прочими Сина, слуга дома Саулова, с своими сыновьями и домочадцами. Семей бросился к ногам Давида и умолял: «Государь! не казни меня за мое беззаконие и забудь мою злость, которую выказал я в тот день, как государь мой выходил из Иерусалима. Раб твой чувствует свой грех: и вот, я сегодня первый пришел из дому Иосифова, чтобы встретить царя, государя моего». На это Авесса сказал: «неужели только поэтому и не умерщвлять Семея, тогда как он проклинал помазанника Господня?» Но Давид с упреком сказал Авессе: «что мне делать с вами, сыны Церуины? Сегодня вы против меня. Допущу ли я ныне умертвить кого бы то ни было у Израиля? Я доволен уверенностью, что в настоящее время я царствую над Израилем!» Потом, обратясь к Семею, сказал: «клянусь, что ты не будешь умерщвлен!» По переправе через Иордан, стал прощаться с Давидом Верзеллий, который доставлял ему все нужное содержание в Махалаиме, и теперь проводил до Иордана. Давид сказал ему: «пойдем со мною в Иерусалим; и я там буду пропитывать тебя». На это Верзеллий отвечал: «где мне в мои годы идти с царем в Иерусалим? Мне уже восемьдесят лет: различу ли я, что приятно, что неприятно? ужели раб твой знает вкус в том, что ест и пьет? мне ли расслушать голос певцов и певиц? и зачем раб твой будет в тягость государю моему, царю? Раб твой проводит недалеко царя за Иордан; а потом позволь рабу твоему возвратиться. И пусть я умру в своем родном городе, где гроб моего отца и моей матери. Вот, раб твой Хамаам, мой сын, может идти с царем, моим государем; и награди его по своей милости». Давид сказал ему, что он не может отказать ему ни в какой просьбе; потом поцеловал Верзеллия, благословил этого старца и расстался с ним, а сына его повел с собою в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

От мелкого скота вашего возьмет десятую часть, а сами вы будете ему рабами. И возстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда» 41 . Здесь собрано все, что должно было свободному человеку показаться унизительным в укоренившихся привычках самовластия: и употребление свободных людей – вместо декорации для увеличения царской пышности, и подневольная работа, и разорительные поборы – не столько для общественной пользы, сколько для раздачи наград любимцам. Но представители народа не обратили на это никакого внимания. Видно, что в той свободе, которой они до сих пор пользовались, было мало привлекательного, особенно, когда в ворота стучался филистимлянин, и они охотно жертвовали ею в пользу тех выгод, какие представляет единодержавие во всяком случае. Самуил распустил собрание, чтобы ждать дальнейших откровений о том, кого поставить царем над Израилем. Бог указал ему на Саула. Кто такой был Саул? Это был человек довольно знатный, как показывает родословная его отца. Тогда как при именах большей части других лиц называются только отец и дед, у Киса, отца Саулова, назван даже прапрадед, которым и заканчивается ряд памятных мужей этого рода, потому что отец этого прапрадеда назван просто «неким вениаминянином» 42 . Но Саул и отец его были знатны в очень ограниченной сфере и, сами по себе, не могли быть людьми влиятельными: они принадлежали к колену Вениаминову, одному из меньших колен Израилевых, и племя их было малейшее между всеми племенами колена Вениаминова 43 . Что касается личных качеств Саула, то свящ. летописец замечает только, что он был молод, очень красив и обладал богатырским ростом 44 . О душевных качествах, в силу которых выбор мог остановиться именно на Сауле, ничего не говорится, но на основании последующей истории Саула можно думать, что этими качествами были мужество, решительность в действиях и воинственный дух. Знатность рода и наружная представительность Саула обеспечивали успех избрания, народ охотно подчиняется лицам, обладающим этими внешними преимуществами, воинственный дух нужен был по обстоятельствам того времени, слабость же колена и рода могли препятствовать быстрому и опасному развитию могущества царя, которое неминуемо последовало бы, если бы вместе с царем получило привилегию какое-нибудь сильное и честолюбивое колено или даже племя.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Итак, хлебы сделаны «из двух десятых» и положены «в два ряда», то есть в два порядка. Ибо если было бы одно устроение – слово, сказанное об Отце и Сыне, – было бы запутано и непонятно. Но теперь определенно есть «один хлеб» – ибо одна воля и одна сущность, – но два устроения, то есть свойства двух лиц. Ибо мы называем Сыном Того, Кто не есть Отец, и Отцом Того, Кто не есть Сын. Таким образом мы сохраняем «две десятых» в «одном хлебе» и исповедуем «пред Господом» два устроения, то есть свойства двух лиц. И нужно, если можно так выразиться, большое и искусное мастерство пекаря, чтобы тщательно соблюдать эти меры и таким образом устраивать слово об Отце и Сыне: когда нужно, соединять Их, и, напротив, разделять, когда требуется, чтобы и «две меры» никогда не отсутствовали, и «один хлеб» всегда наличествовал. Итак, предписано сделать «двенадцать хлебов» из «тонкой пшеничной муки» по числу колен в те времена, когда Израиль был во плоти. В этом, как мне видится, заключается образ всей разумной природы; ибо считается, что существуют двенадцать основных видов разумных творений, образ которых содержится в этих двенадцати коленах. Одно – род царственный, именовавшийся коленом Иуды, другое – род священнический, называемый коленом Левия. Был и иной род, соседствующий с Иудой, нареченный коленом Вениамина, на земле которого располагались храм Божий и жертвенник. Иной род – колена Иссахара и Завулона и Ефрема, которых Божественное Писание называет поименно (ср. Быт.35:23 и далее), но сейчас не время объяснять их устроение. Каждое колено или род есть «хлеб пред Господом». Хотя был и иной род, происходивший не от свободной женщины, но от наложницы Израиля, и отчасти он был свободным, отчасти – невольническим (ср. Быт.30:5 и далее), от каждого приносится «пред Господом» хлеб «из двух десятых», и в совокупности получается «двенадцать хлебов» из «тонкой пшеничной муки». Итак, повелевается положить хлебы «на чистом столе» (ср. Лев.24:6 ). У кого из нас есть чистый стол, чтобы на нем положить хлеб пред Господом? Соломон сказал: «Когда сядешь вкушать пищу за стол властелина, то тщательно наблюдай, что перед тобою» ( Прит.23:1 ). Что же это за «стол властелина», если не ум 78 того, кто сказал: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» ( Фил.4:13 ) и «Сила моя в немощи совершается» ( 2Кор.12:10 )? На этом чистом столе властелина, то есть в этом сердце, в этом уме полагают пред Господом хлеб. «Когда сядешь вкушать пищу за» этот апостольский «стол властелина, то тщательно наблюдай, что перед тобою» ( Прит.23:1 ), то есть духовно обращайся к сказанному, чтобы и ты мог сделать то, что добавлено: «Зная, что к такому тебе необходимо подготовиться» ( Прит.23:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Ст. 13–15. И ныне, так как вы сделали все эти дела, говорит Господь, и Я говорил вам рано вставая и обращаясь к вам, а вы не слушали, и звал вас, а вы не отвечали: то с домом сим, в котором призвано имя Мое, и на который вы надеетесь, и с местом, которое дал вам и отцам вашим, Я сделаю тоже, что сделал Силому: и отвергну вас от лица Моею, как отверг всех братьев ваших, все семя Ефремово Поставленная нами: рано вставая и обращаясь к вам у LXX нет. Бог рано встает, – не в том смысле, чтобы у Него какое либо время было без рассвета, но в том, что после ночного отдохновения, по обновлении сил телесных, душа людей бывает бодрее, и незанятая чувственными желаниями и потребностью пищи, может лучше внимать и исполнять то, что говорится. Поэтому и в псалме читаем оное: заутра услыши глас мой, заутра предстану Тебе и увижу ( Пс. 5, 4 –5), и у Исаии: «с ночи, или с рассвета, восстанет дух мой к Тебе, Господи: ибо заповеди Твои свет на землю». Поэтому и апостол Павел называет нас сынами света (Ефес. гл. 5), а не ночи и тьмы, и не спящими, как спят прочие, не соблюдающие заповедей Божиих. Итак, поскольку Бог призывал их возстав с ночи, чтобы и их освободить от тьмы: то грозит им, что Он сделает с храмом Иерусалимским тоже, что сделал с местом Силомом, где сначала была Скиния, так что подобные грехи будут и наказаны одинаковым приговором. И как Господь отверг семя Ефремово, т е. десять колен, называвшихся Израилем и ради Иеровоама, сына Навата, имевших князей из колена Ефремова, которое называлось также коленом Иосифовым: так, говорит, отвергнет Он и колено Иудово с Вениаминовым. Итак, Он отверг Силом, отвергнет и Храм; отверг десять колен, отвергнет и два. Все, что говорится этому народу, будем относить и к себе, если будем делать подобное. Ст. 16. Не проси же ты за народ сей, и не возноси за них хвалы и молитвы (или не проси, чтобы от получил милосердие), и не сопротивляйся Мне: ибо Я не услышу тебя. Чтобы молящийся пророк не оказался не успевшим в своем ходатайстве, Бог повелевает, чтобы он не молился за грешный и нераскаянный народ. Сказанное же: не сопротивляйся Мне, показывает то, что молитвы святых могут противостоять гневу Божию. Поэтому и Господь говорит Моисею: «оставь Меня, чтобы Я поразил народ сей, и сделал тебя в народ великий ( Исх. 32, 10 )», и в псалмах читается: и ста Финеес и умилостиви, и преста сечь, и вменися ему в правду ( Пс. 105, 30 ). И Аарон, взявши кадильницу, стал по средине между огнем и имевшим гореть народом, и гнев Божий прекратился. Но, чтобы нам не пришла мысль, что Бог, Который не допускает даже молитвы к Себе, жесток, представляет причины, почему Он не внемлет молитве, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

е. когда они, чудесно напоив народ израильский из скалы 1070 в другой раз – при подобном же случае – не обнаружили надлежащей веры, и за сие осуждены были Богом не видеть земли обетованной 1071 . В дальнейших словах о Левии Моисей призывает милость и помощь Божию на левитское племя – за его святую ревность о законе Божием, которую ничто, даже самые близкие родственные отношения, поколебать не могут. «Левий говорит об отце своем и матери своей: я на них не смотрю, и братьев своих не признает, и сыновей своих не знает. Ибо они, левиты, слова Твои хранят, и завет Твой соблюдают...» и проч. 1072 . „Сие слово, – замечает блаж. Феодорит, – дает разуметь совершенство иереев Ибо иерею надлежит пренебрегать всем житейским, и пребывать в божественном священнослужении» 1073 . После Левия Моисей благословляет Вениамина (последнего и младшего) – потому, – как думает блаж. Феодорит, – что в колене Вениаминовом имел быть построен храм; так что «на ряду с священническим коленом поставил (Моисей) и священное место» (ст. 12). Сущность пророческого благословения Вениамину состоит в том, что сей любезный сын Иаковлев возлюблен будет Богом, ибо среди жребия его Господь воздвигнет себе храм, под священною тению которого Вениаминово колено будет покоиться, как бы за плечами Господними. Иосифа (т е. колена Ефремово и Манассиино) Моисей благословляет словами, весьма похожими на те, в которых преподал свое благословение патриарх Иаков любимому своему сыну 1074 (Ст. 13–17). Ему обещается всевозможное плодородие земли – от росы и дождей небесных и подземных источников бездны, от благотворного влияния солнца и луны, от гор древних и холмов, вечных. Действительно, колена Ефремово и Манассиино – при разделе земли обетованной – получили превосходнейшие участки, одно по сю, a другое по ту сторону Иордана. Кроме сего сим коленам обещается воинственная сила и крепость, под символическом образом тельца первородного и молодого; и также рогов буйвола. Впоследствии действительно (как повествует книга Судей), оба сии колена, особенно же Ефремово, оказались наивоинственными и сильнейшими в своих победах над соседними хаваанскими племенами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Ueз.XLVIII:21–22 . А что останется, это будет принадлежать князю, со всех сторон, с той и другой стороны священного начатка и владения города против двадцати пяти тысяч [тростей] начатка до восточной границы, и со стороны моря против двадцати пяти тысяч до морской границы будет удел князю, и будут священный начаток и святилище храма в средине его. И от владения левитов и от владения города, в средине частей, принадлежащих князю, часть между границею Иуды и между границею Вениамина будет принадлежать князю. Выше мы подробно говорили об этом князе и о том, что он один столько получил, сколько одно колено. Теперь же мы узнаем другое, именно – что все то, что останется от всех колен, он один получит, что нет ни одного колена, которое не приносило бы даров князю, – не с другого какого-либо места, но из начатков, назначенных для храма и святилища и избранных частей города. Ибо это означают слова: против двадцати пяти тысяч начатка до восточной границы или до морской границы так что начаток находится между семью и пятью коленами и на самом начатке город и предместья его, а в средине города святилище храма. Также от владения левитов и от владения города все, что останется, будет отчислено для князя, и будет крайняя часть семи колен смежной с начатком и городом и храмом в колене Иудином, и крайняя часть пяти колен такой же будет в колене Вениаминовом, а самый край будет принадлежать князю. Поэтому таинства Священного Писания должны более вызывать удивление и размышление, нежели излагаться словесно. Ибо при первом делении земель за Иорданом чрез Моисея земля была разделена двум коленам – Рувимову и Гадову и половине колена Манассиина ( Нав. 13:8 ); по эту же сторону Иордана Иуда получил от Иисуса, сына Нунова, и Елеазара, сына Ааронова, южную часть (там же, Нав. 15 ), а Ефрем и половина колена Мавассиина северную (там же, Нав. 18 ). Впоследствии же, когда из Силома были посланы соглядатаи от каждого колена и когда было принесено описание земли Иисусу и Елеазару, то Вениамин получил удел подле Иуды с юга и подле Ефрема и половины колена Манассиина.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Вот то различие между первым, вторым, третьим и четвертым чинами, которое мы впервые видим в книге Чисел. Ибо после того, как двенадцать колен были распределены по четырем сторонам света так, чтобы охранять ковчег завета Господа, три колена были расположены на востоке и три – со стороны Африки, на юге; три колена помещались со стороны моря, то есть на западе, и три – по направлению к семизвездию, то есть на севере ( Чис.2:2–25 ); и колена левитов были также распределены по четырем сторонам света. Аарон и его сыны помещаются к востоку, где прежде было колено Иудино, первое из всех ( Чис.3:38 ); прочим же сынам Каафа назначено было водрузить на плечи свои ковчег завета Господа ( Чис.4:15 ) и трубить, чтобы «когда одною трубою затрубят тревогу, поднимутся станы, становящиеся к востоку; когда во второй раз затрубите тревогу, поднимутся станы, становящиеся к югу; когда затрубите в третий раз тревогу, поднимутся станы, становящиеся к морю» ( Чис.10:4–6 ). Посмотри, какой идеальный порядок и какая четкая последовательность соблюдаются в Священном Писании: ничто не совершается без правил, без причины, без порядка. Исследуй внимательно и найдешь такую гармонию во всем Писании. Но если тебе не под силу неусыпным сердечным взором окинуть все эти книги, то хотя бы рассмотри более тщательно то, что говорится в данном отрывке. 2 . Сказано: «Первый жребий вышел племенам Каафовым; и досталось по жребию сынам Аарона священника, левитам» ( Нав.21:4 ). Кому приличествовал первый жребий? Кому надлежало получить первенство, если не первому священнику Аарону, первому по своей жизни и заслугам, первому по чести и достоинству? Убедился ты теперь, что такой жребий выпадает не случайно, а направляется высшей силой согласно решению Божественного Провидения? Так где же этот справедливый жребий назначает сынам Аарона их первое обиталище? Сказано: «От колена Иудина, и от колена Симеонова, и от колена Вениаминова, тринадцать городов» ( Нав21:4 ). Посмотри, как избранные мужи распределяют обиталища в избранных коленах.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

В настоящей главе излагается утешительная речь пророка, обращенная к израильтянам (1–22 стт.), иудеям (23–26 стт.), к тем и другим (стт. 27–40) о спасении их от ассирийско-вавилонского плена, о возвращении к обетованной земле и благоугодной жизни в ней. Но полное и окончательное блаженство для израильтян и иудеев, по мысли пророка, наступит тогда, когда Господь заключит с ним Новый Завет , вечный, духовный и вселенский, который завершит действие Ветхого Завета и заменит его. Стт. 15–16. «Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (ст. 15). Пророчество это рассматривается как типологическое и как мессианское. 1 . Рахиль – жена Иакова, мать Иосифа и Вениамина, праматерь колен Ефремова, Манассии и Вениаминова. В речи пророка она названа матерью всех израильтян, так как колено ефремово было самое многочисленное из северных племен, почему и северное царство часто называлось Ефремовым. Рахиль была погребена около Вифлеема, в колене Иудином, на юге от Иерусалима, а Рама находилась в колене Вениаминовом, на севере от Иерусалима. Чтобы нагляднее изобразить те бедствия, которые пришлось испытать израильтянам во время ассирийского плена, пророк представляет родоначальницу их Рахиль как бы ожившей и огласившей таким сильным рыданием Вифлеем, что плач ее был слышен в Раме. Возвещая от имени Божия возвращение израильтян из плена, пророк призывает Рахиль удержать голос свой от плача: «Так говорит Господь; удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой,– говорит Господь, -и возвратятся они из земли неприятельской» (16). Подобно всякой матери, заботящейся о детях своих, полагающей много труда и старания в деле их воспитания, но забывающей все свои лишения при виде взрослых и благоденствующих детей, Рахиль должна позабыть свое великое горе, связанное с лишением и разлукой с детьми и должна утешиться, так как они благополучно возвратятся на родину и снова будут благоденствовать. Таков исторический смысл пророчества.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

В особенности же Соломон, с самого начала обнаруживший стремление господствовать грозно, мог предположить в Семее пробуждение старой вражды и ожидать от этого человека, способного на все, какой-нибудь крупной неприятности. Поэтому, он призвал к себе Семея и сказал ему: «построй себе дом в Иерусалиме и живи здесь, и никуда не выходи отсюда. И знай, что в тот день, в который ты выйдешь и перейдешь поток Кедрон, непременно умрешь». Понятно, что при этом был учрежден строгий надзор за Семеем. Выражение: «и перейдешь поток Кедрон» едва ли составляет ограничение общего воспрещения – никуда не выходи 457 , оно, по-видимому, составляло только частнейшее указание мест, куда Семею наиболее строго воспрещалось отлучаться. Поток Кедрон огибал Иерусалим с восточной и северной стороны, так что воспрещение переходить Кедрон было воспрещением ходить в колено Вениаминово и, может быть, Ефремово, в которых Семей наиболее мог быть опасен для Соломона. Семей стал жить в Иерусалиме и прожил спокойно три года. Но вот, у него убегают два раба в землю филистимлян, в область царя Гефского. Совершенно непонятно, почему Семей счел возможным отправиться за ними самому 458 . Считал ли он грозу уже миновавшей и полагал, что царь уже перестал интересоваться его личностью, или он понимал требование царя в том смысле, что не следовало отлучаться из Иерусалима только без видимой и уважительной причины, как бы то ни было, только он не задумался отправиться в Геф, розыскал там своих рабов и безбоязненно возвратился в Иерусалим 459 . Ясно, что мысль о погибели совсем не приходила ему в голову. Но Соломон был последователен и настойчив, несмотря на то, что совесть Семея, в данном случае, очевидно, была чиста (иначе он не возвратился бы в Иерусалим), он возмущен был самым фактом непослушания, пренебрежением к царскому повелению, припомнил ему его старый грех и, не выслушав ни одного слова в оправдание, отдал приказ казнить Семея 460 . Таковы были первые действия, которыми Соломон начал свое замечательное царствование.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Стт.21–32. Незаконность лжепророков. Продолжая обличение, Иеремия разоблачает их ложную, пустую и незаконную миссию (23–24). Господь не посылал их и не говорил им. Они проповедуют свои собственные иллюзии, «обман своего сердца», ложные сны. Ложь не может быть откровением Яхве, если даже пророк называет Его имя. Пророк, родственный Ваалу, не имеет чести у Яхве. Сны лжепророков надо ясно отличать от слова Божия, как мякину от зерна (28). Истинное слово Господне подобно огню и молоту, разбивающему камень (29). Стт.33–40. О вечном поношении и бесславии, ожидающем лжепророков. Иер.31 . Пророчество о спасении и о Новом Завете В настоящей главе излагается утешительная речь пророка, обращённая к израильтянам (стт.1–22) и иудеям (стт.23–26), к тем и другим (стт.27–40) о спасении их от ассирийско-вавилонского плена, возвращении к обетованной земле и благополучной жизни в ней. Но полное и окончательное блаженство для израильтян и иудеев, по мысли пророка, наступит тогда, когда Господь заключит с ними Новый Завет, вечный, духовный и вселенский, который завершит и заменит Ветхий Завет . Стт.15–16. «Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (ст.15). Рахиль – жена Иакова, мать Иосифа и Вениамина, праматерь колен Ефремова, Манассии и Вениаминова. В речи пророка она названа матерью всех израильтян, так как колено Ефремово, самое многочисленное из северных племён, и по имени этого колена всё 10-ти коленное северное царство называлось Ефремовым. Рахиль была погребена около Вифлеема, в колене Иудином, на юг от Иерусалима, а Рама находилась в колене Вениаминовом, на север от Иерусалима. Чтобы нагляднее изобразить те бедствия, каким подвергались израильтяне во время ассирийского плена, пророк представляет родоначальницу их Рахиль как бы ожившей и огласившей таким сильным рыданием Вифлеем, что плач её был слышен в Раме. Возвещая от имени Божия возвращение израильтян из плена всему еврейскому народу, пророк призывает Рахиль удержать голос свой от плача: «Так говорит Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слёз, ибо есть награда за труд твой, – говорит Господь, – и возвратятся они из земли неприятельской» (ст.16). Подобно всякой матери, заботящейся о детях своих, полагающей много труда и старания в деле их воспитания, но забывающей все свои лишения при виде взрослых и благоденствующих детей, Рахиль должна позабыть своё великое горе от лишения своих потомков и утешиться, так как они благополучно возвратятся на родину и снова будут благоденствовать. Таково значение рассматриваемого пророчества Иеремии (стт.15–16) в ближайшем историческом смысле, в приложении к еврейскому народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010