1Цар.10:20–21 : «И велел Самуил подходить всем коленам израилевым и указано колено Вениаминово. И велел подходить колену Вениаминову по племенам его, и указано племя Матриево, и указан Саул, сын Кисов; и искали его, и не находили». Непонятно, каким образом мог быть указан отсутствовавший Саул? Недоумение это устраняется чтением LXX, которые после слов: «и указано племя Матриево», имеют еще: «и приводят племя Матриево по мужам». Из этих слов видно, что подобно тому, как вызывалось каждое колено и племя в отдельности и брало тот или другой священный жребий, также отдельно выкликалось и имя каждого лица, принадлежавшего к племени Матриеву. Одинаковое чтение с переводом LXX имеет и одна еврейская рукопись у Кенникота. Опущение же в мазоретском тексте произошло от повторения одних и тех же слов (племя Матриево) и благодаря позднейшей корректуре, исключившей выражение «по мужам», как не вяжущееся с предыдущим. 2Цар. 3:7 : «У Саула была наложница по имени —361— Рицца, дочь Айя. И сказал Авениру: зачем ты вошел к наложнице отца моего»? При слове «сказал» в мазоретском тексте не назван субъект, не указан он и в предшествующих стихах главы. Правда, в следующем стихе он назван; но во всяком случае при обычном письме автор позволяет себе опускать имя действующего лица лишь при повторении его, но никак при первом его употреблении. На этом основании следует предпочесть мазоретскому чтению чтение LXX, где после слова «сказал» стоит: «Иевосфей сын Саула». Чтение это разделяется перев. Сир., араб., Вульг., 1 кодексом Кенникота и 2 кодексами де-Росси. Преимущество чтения перевода LXX пред чтением мазоретским следует признать и в других местах, как напр.: 1Цар.6:1; 12:14; 13:8 ; 2Цар.2:22–23; 6:6; 13:37; 22:12. 27 ; 3Цар.8:16 . Третий род повреждений в тексте мазоретском составляют вставки. Последние, однако, представляют собой довольно редкое явление среди ненамеренных повреждений текста, что само собой понятно. В книгах царств с уверенностью можно указать лишь один пример непроизвольной вставки, происшедшей благодаря невнимательности переписчика. Это именно в 2Цар.6:3–4 . По мазоретскому тексту эти стихи читаются так: «и поставили ковчег Божий на колесницу новую и вывезли его из дома Аминадава, который на холме. Оза же и Ахио, сыновья Аминадава везли колесницу новую и вывезли его из дома Аминадава, который на холме, с ковчегом Божиим и Ахио шел впереди ковчега». По переводу же LXX слов, напечатанных курсивом, нет. Недостающая в греческом переводе фраза есть абсолютно тожественное и, следовательно, совершенно бесцельное повторение слов 3-го стиха. Благодаря этой фразе следующее за ней выражение «с ковчегом Божиим» стоит вне всякой связи (из дома Аминадава, который на холме, с ковчегом Божиим), тогда как без нее оно служит естественным приложением к слову «колесницу». Далее, при втором «новую» (колесницу) должен стоять член, как стоит он при втором «колесницу». Однако его нет. Отсутствие его может быть объяснено лишь тем, что второе

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но посмотрим, не найдем ли мы в Писании нечто такое, что ясно покажет нам, какая сила заключена в жребии. Начнем с книги Левит, где написано: «И бросит Аарон об обоих козлах жребии: один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения; и приведет Аарон козла, на которого вышел жребий для Господа, и принесет его в жертву за грех, а козла, на которого вышел жребий для отпущения, поставит живого пред Господом, чтобы совершить над ним очищение и отослать его в пустыню для отпущения» ( Лев.16:8–10 ), и прочее, что хорошо известно тем, кто читал эту книгу. И второй раз – когда Моисей отделяет наследство по жребию колену Рувима, колену Гада и половине колена Манассии ( Нав.13:15–31 ), просившим его, чтобы получить им землю за Иорданом, которую захватили сыны Израилевы ( Чис.32:1–5 ). Но Иисус дал удел и Халеву, сыну Иефоннии, и колену Иуды по велению Господа ( Нав.14:13 ). Дал он также долю роду Ефрема ( Нав.16:1 ) и другой половине колена Манассии ( Нав.13:15–52 ). Но после этого сказано: «Собрал он все общество сынов Израилевых» ( Нав.18:1 ) и сказал: «Я разделю вам землю на уделы по жребию пред Господом, если сначала вы опишете землю и придете ко мне» (ср. Нав.18:4 ). И таким образом народу Божьему разделено наследие по жребию, и жребий этот выпал не случайно, но согласно тому, что предопределено Богом. Итак, первыми получили удел колено сынов Вениаминовых, где был и Иерусалим ( Нав.18:11–28 ), вторыми – колено Симеона, потом – Завулона, далее – Иссахара, после него – Асира, затем – Неффалима и, наконец, Дана ( Нав.19:1–40 ). Последние три рода происходят от наложниц Иакова ( Быт.30:5–8:12–13 ). 2 . Потому я и спрашиваю себя о том, какой может быть способ бросания жребия, чтобы уразуметь мне, что сокрыто во многих свидетельствах Писания. Разумеется, я нашел в Писаниях, что и язычники использовали жребий, когда Иона плыл по морю и разразилась сильная буря. Ведь плывшие на корабле сказали: «Пойдем, бросим жребии, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда» ( Ион.1:7 ), словно жребий имел такую силу, что мог открыть причину грозившей морякам опасности.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

П. Ты хорошо сказал. К. Ты познаешь то, что я говорю, когда обратишь свой ум и на последующее за сим. Трое, вместе соединенные приносили дар потом, происшедшие от свободной Рахили: Ефрем, Манасия и Вениамин. Потом и за ними также трое, вместе соединенные, происшедшие от служанок, разумею Дана, Асира и Неффалима. Заметь, что предшествуют и весьма почтены рожденные от свободной, а за ними следуют и рожденные от служанок. Не очевидно ли это есть то самое, что и божественный Павел пишет нам? Ибо он говорит, что когда «войдет полное число язычников, и так весь Израиль спасется» ( Рим. 11, 25–26 ). П. Ты сказал правильно: замечание твое очень тонко. К. И что это не ложно, ты тотчас узнаешь, и очень легко; ибо слово Божие утверждает нас в этом и другими мыслями: Бог повелел, чтобы воздвизания полков и остановки или пребывания сынов Израилевых на стоянках совершались в надлежащем порядке, весьма мудро постановил идти вокруг скинии, сообразно тому, думаю я, что и блаженным Давидом превосходно воспевается: «буду … обходить жертвенник Твой, Господи,: еже чтобы возвещать гласом хвалы и поведать все чудеса Твои» ( Пс.25, 6–7 ); или: «и я принес бы в Его скинии жертвы славословия» ( Пс.26, 6 ). Указывается же нечто и другое, что как бы в прообразе повелено было делать: должно нам не удаляться от Бога, но являться как бы стоящими вблизи и вокруг Него, так чтобы грех не находился в средине и мирское удовольствие не разделяло нас от Него, но чтобы присутствие правого разума и готовность ко всему достохвальному собирали нас в единство духовное: ибо решившимся столь похвально действовать наиболее всего приличествует делать приношения, так как написано: «все, которые вокруг Него, да принесут дары» ( Пс.75, 12 ). Итак, Он повелел им подниматься в путь вместе с скинией и шествовать вокруг нее, и притом в порядке, приличествующем не возрастам и не смешанно идущем от первых к последним, но чтобы они соединены и распределены были по частям так же, как и в приношении даров. Написано же так в книге Чисел: «И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: сыны Израилевы должны каждый ставить стан свой при знамени своем, при знаках семейств своих; пред скиниею собрания вокруг должны ставить стан свой» ( Чис.2, 1–2 ) Затем указывается определенное каждому место, – где и как и кто должен ополчаться, ибо присоединяет следующее: «С передней стороны к востоку ставят стан: знамя стана Иудина по ополчениям …, после него ставит стан колено Иссахарово, …[далее ставит стан] колено Завулона» ( Чис. 2, 3, 5, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Из колена Завулонова запечатлено двенадцать тысяч. Завулон — жилище силы или благоухание. Этим обозначаются укрепленные чрез вселение Христа на страдание и соделавшиеся, по апостолу, Его благоуханием (2 Кор. 2, 15). Из колена Иосифова запечатлено двенадцать тысяч. Иосиф — приложение. Указывается на тех, которые, по слову Господа, вместе с Небесным Царством получат как бы в добавление и все необходимое в земной жизни. Из колена Вениаминова запечатлено двенадцать тысяч. Вениамин — сын болезни или сын дня, или сын денницы. Указывается на пополняющих число спасаемых по причине скорби сердца или на избежавших римского пленения уверовавших из иудеев, или, что вернее всего, на иудеев, спасающихся чрез веру при кончине мира. Так как и апостол говорит: дондеже исполнение языков внидет, и тако весь Израиль спасется (Рим. 11, 25–26). Но можно принять то и другое толкование. Одинаковое число спасаемых из каждого колена, я думаю, указывает на плодовитость апостольского семени, потому что число двенадцать, взятое двенадцать раз и умноженное на тысячу, дает это число спасенных, которые были учениками семени, упавшего на землю по человеколюбию и произрастившего столь многоразличный плод всемирного спасения. Но пусть будет известно, что колено Даново не упоминается с прочими потому, что из него произойдет антихрист. Вместо же него упоминается колено Левиино, издревле священническое, не входящее в число колен. Значение имен дает возможность к каждому из них приложить некоторое рассуждение, что и сделано выше. Иосиф упоминается вместо сына его Ефрема. Приведенное число считается равным по числу древних коленоначальников еврейских и поставленных вместо них, как было сказано, князьями всей земли двенадцати апостолов (Пс. 44, 17), чрез которых спасутся иудеи, рассеянные по земле. Статья двадцатая О бесчисленном народе из языков, носящих светлые одежды После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов, и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

V. Истребление колена Вениаминова за бесчестие одной женщины Со временем евреи начали воздавать почтение ханаанским богам, Ваалу и Астарте. Их нравы развращались вместе с извращением их веры. И наступил день, когда Израиль ужаснулся той степени низости, до которой низошли некоторые из его сынов. В этот день каждое из двенадцати колен получило по куску человеческого тела: это был труп женщины, которая стала жертвою насильственных истязаний сладострастия жителей города Гивы в колене Вениаминовом, а тот, кто, разрубив труп ее, разослал куски всем двенадцати коленам, взывая ко мщению, был муж ее, левит. Совесть израильтян пробудилась. Они соединились “как один человек” ( Суд 20:1,11 ). Четыреста тысяч народа собрались в Массифу, чтобы выслушать дело левита. Дело было таково, что “всякий, видевший это, говорил: не бывало и не видано было подобного сему от дня исшествия сынов израилевых из земли Египетской до сего дня” ( Суд 19:30 ). Народ признал вину жителей Гивы и требовал у колена Вениаминова выдать виновных. Вениаминиты отказались и собрались в Гиве в тревожном ожидании. Во имя Господа первосвященник Финеес, неумолимый защитник нравственного закона, прославившийся еще в последние дни жизни Моисея, возбудил народ исполнить прискорбную миссию, к которой его призывал долг. Народ превратился в грозного судию: осудив собственных сынов, он поднялся исполнить свое определение, поразить всех, – и тех, кого он осудил, и тех, кто не уважил его суда. Колено Вениаминово, упорно защищавшееся, было, наконец, истреблено со всеми своими женами и детьми. Только шестьсот его сынов, ускользнув от всеобщей резни, убежали в пустыню. Пережив свое колено, они впрочем, не могли продолжить его в Израиле, потому, что в Массифе евреи поклялись: “Никто из нас не отдаст дочери своей сынам Вениамина в замужество” ( Суд 21:1 ). Не без боли смотрел израильский народ на поражение одного из своих колен. Когда он увидел почти окончательное его падение, в нем исчез грозный судия, в нем осталась только сердобольная мать.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenshi...

Но даже и мужественный Варак смутился от такого поручения, и он не осмеливался взяться за дело, пока к нему не явилась лично сама Девора. В ответ на призыв Деворы, Варак сказал ей: «если ты пойдешь со мною – пойду, а если не пойдешь со мною – не пойду». Тогда мужественная Девора отвечала: «пойти – пойду с тобою; только знай, что не тебе уже будет слава на сем пути, в который ты идешь; но в руки женщины предаст Господь Сисару». И вот, поспешая на север, она действительно лично явилась среди угнетенного народа, и появление ее не только ободрило Барака, но и пробудило дух в народе, который стал собираться под ее знамена. Весть о ее прибытии быстро разнеслась по окрестным коленам, и в назначенном сборном пункте у горы Фавора действительно собралось 10,000 вооруженных мужей. Иссахарово колено, жившее в самой равнине Ездрилонской, сразу же сбросило с себя иго рабства и выслало отряды добровольцев. Ефремляне также стали собираться из своих гор, бывших жилищем амаликитян, жесточайшего врага израильтян, и вслед за ними прибыли и мужественные отряды вениамитян, наиболее воинственного израильского племени, воины которого славились стрельбой и были настолько искусные пращники, что с изумительной ловкостью метали камнями из пращи, действуя кроме того с одинаковым искусством и силой как правой, так и левой рукой. В общем деле приняли участие и члены обеих половин колена Манассиина, которые также выслали воинов. Со времени завоевания это в первый раз национальный дух охвачен был таким воодушевлением, побуждавшим отдельные колена действовать вместе с таким единодушием. Но не было недостатка и в холодном отношении к общему делу. Жители города Мероза, по-видимому находившиеся при входе в проход Бефсанский, в восточной оконечности равнины, могли бы оказать хорошие услуги народному делу, но они отказались идти на помощь угнетенным братьям и за это навлекли на себя общее проклятие, поведшее по-видимому к их полному истреблению и разрушению самых жилищ их. Не приняло участия в общем деле и колено Рувимово, которое, оставляя своих братьев защищать свою свободу своими собственными силами, предпочитало спокойно пасти свои стада, тем более, что среди них в это время были большие внутренние распри ( Суд. 5:16, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

1Цар. 10:20–21 : «И велел Самуил подходить всем коленам Израилевым и указано колено Вениаминово. И велел подходить колену Вениаминову по племенам его, и указано племя Матриево, и указан Саул, сын Кисов; и искали его, и не находили». Непонятно, каким образом мог быть указан отсутствовавший Саул? Недоумение это устраняется чтением LXX, которые после слов: «и указано племя Матриево», имеют еще: «и приводят племя Матриево по мужам». Из этих слов видно, что подобно тому, как вызывалось каждое колено и племя в отдельности и брало тот или другой священный жребий, также отдельно выкликалось и имя каждого лица, принадлежавшего к племени Матриеву. Одинаковое чтение с переводом LXX имеет и одна еврейская рукопись у Кенникота. Опущение же в масоретском тексте произошло от повторения одних и тех же слов (племя Матриево) и благодаря позднейшей корректуре, исключившей выражение «по мужам», как не вяжущееся с предыдущим. 2Цар. 3:7 : «У Саула была наложница по имени Рицца, дочь Айя. И сказал Авениру: зачем ты вошел к наложнице отца моего»? При слове «сказал» в масоретском тексте не назван субъект, не указан он и в предшествующих стихах главы. Правда, в следующем стихе он назван; но во всяком случае при обычном письме автор позволяет себе опускать имя действующего лица лишь при повторении его, но никак при первом его употреблении. На этом основании следует предпочесть масоретскому чтению чтение LXX, где после слова «сказал» стоит: «Иевосфей сын Саула». Чтение это разделяется перев. Сир., араб., Вульг., 1 кодексом Кенникота и 2 кодексами де-Росси. Преимущество чтения перевода LXX пред чтением масоретским следует признать и в других местах, как напр.: 1Цар. 6:1; 12:14; 13:8 ; 2Цар. 2:22–23; 6:6; 13:37; 22:12, 27 ; 3Цар. 8:16 . Третий род повреждений в тексте масоретском составляют вставки. Последние, однако, представляют собою довольно редкое явление среди ненамеренных повреждений текста, что само собой понятно. В книгах царств с уверенностью можно указать лишь один пример непроизвольной вставки, происшедшей благодаря невнимательности переписчика.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Глава 21 1–7. Просьба начальников поколений Левиина колена в силомском собрании о городах для жительства и разделение по жребию назначенных израильскими коленами городов между тремя поколениями Левиина колена. 8–42. Перечисление назначенных городов. 43–45. Исполнение божественных обетований о даровании израильскому народу Ханаанской земли и побед над врагами. Нав.21:1 .  Начальники поколений левитских пришли к Елеазару священнику и к Иисусу, сыну Навину, и к начальникам поколений сынов Израилевых, Нав.21:2 .  и говорили им в Силоме, в земле Ханаанской, и сказали: Господь повелел чрез Моисея дать нам города для жительства и предместья их для скота нашего. Левиино колено состояло из трех поколений: Гирсонова, Каафона и Мерарина ( Чис.3:17–20 ). Божественное обетование, на котором основывают начальники поколений свою просьбу о городах для жительства, дано было Моисею ( Чис.35:1–8 ). Нав.21:4 .  Вышел жребий племенам Каафовым; и досталось по жребию сынам Аарона священника, левитам, от колена Иудина, и от колена Симеонова, и от колена Вениаминова, тринадцать городов; Разделение городов, назначенных израильскими коленами для Левиина колена, между поколениями последнего производилось посредством жребия ( Нав.14:2 ), которым определялось то, какому из левитских поколений имеют принадлежать города, назначенные тем или другим коленом. Первый жребий вышел поколению Каафа, которое состояло из 4-х родов ( Исх.6:18 ), старшим из которых был род Амрама, состоявший в то время из двух домов: Аарона и Моисея ( Исх.6:20 ). «Дом Арона священника», представлявший старшую линию в поколении Каафа по происхождению и по служению в обществе Господнем, получил именно города, назначенные левитам от колен Иудина, Симеонова и Вениаминова в количестве 13-ти. Указание жребия на города в этих именно коленах, как на место жительства священников, а не в Ефремовом колене, в уделе которого находилась в то время Скиния собрания, составляет не случайное, без сомнения, событие, а знаменательное ввиду наибольшей близости мест жительства священников, указанных жребием, к Иерусалимскому храму.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава XI Отвержению подверглась только часть Израиля (1–10). Отвержение Израиля имеет особенную цель и – не окончательное (11–24). Отвержение Израиля – только временное, и в конце концов Израиль, как и все, будет помилован (26–36). Рим.11:1 .  Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова. Хотя Израиль и отвержен Богом, но это отвержение коснулось только части народа. И теперь, как во дни Илии пророка, есть значительное число верующих из Израиля, которых Бог Своею благодатною помощью укрепил в вере во Христа, тогда как народ еврейский, в своем целом, впал в то ожесточение, какое предвозвещено было ему еще ветхозаветными пророками… «И я Израильтянин». Апостол указывает на самого себя, как на доказательство того, что Бог не отверг евреев, как народ, как племя, вовсе не способное стать христианским. Если он, Павел, стал христианином, членом Царства Мессии, то, значит, и другие евреи могут стать членами этого царства: происхождение их и теперь в этом им не мешает. – «Из колена Вениаминова». Это колено, вместе с Иудиным, составило собою теократическое ядро нации иудейской после плена ( 1Езд 4:1, 10:9 ). Рим.11:2 .  Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря: «Наперед знал». Здесь указана другая причина, по которой нельзя допустить возможности отвержения Израиля, как нации. Бог знал заранее, каков будет тот народ, который должен был стать Его народом – и тем не менее призвал его. Значит, Бог предусматривал для Израиля возможность обращения на истинный путь – иначе бы Он его и не призвал. Речь идет, как показывает ст. 1-ый, о судьбе, об обращении к Богу и Христу всего народа, а не части его. Рим.11:3 .  Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут. Апостол приводит место из 3Цap XIX:10, 14 свободно, по тексту LXX. «Один» – т. е., по мысли Апостола, один из всех верных Иегове.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

После погребения Соломона в Иерусалиме, сын его, Ровоам, отправился в Сихем, чтобы там принять обет подданства от всего народа. Несмотря на славное царствование Соломона, были недовольные его правлением; между ними Иеровоам имел своих приверженцев. Теперь, когда весь народ стал собираться в Сихем, единомышленники Иеровоама вызвали его из Египта. Он, с народом предстал пред царя и сказал ему: «отец твой наложил на нас тяжкое ярмо; облегчи нам его, и мы готовы быть твоими слугами». Ровоам потребовал три дня на размышление. Он обратился за советом к старейшинам, служившим при его отце, и спросил их: «что мне отвечать народу?» Они сказали: «если на этот раз ты окажешь снисхождение народу и уступишь ему, то он останется рабом твоим навсегда». Такой совет не понравился царю; он спросил мнения у сверстников своих, которые были воспитаны вместе с ним. Эти настроили царя не уступать народу, и отвечать ему как можно решительнее и строже. В назначенный день Иеровоам со всем народом предстал пред царя, чтобы слышать его ответ. Ровоам, следуя совету молодых людей, сказал: «отец мой наложил на вас тяжкое бремя, но я сделаю это бремя еще тяжелее; отец мой наказывал вас бичами, а я буду бить вас скорпионами 113 . Эти жестокие слова произвели в народе ропот; стали говорить: «зачем мы будем держаться Давида? нам нечего ожидать от сына Иессеева. Ступай, Израиль, по домам своим; а ты, Давид, сам промышляй теперь о своем доме». Таким образом, Израильтяне отложились от Ровоама, и пошли по своим домам. Но колено Иудино признало его царем над собою. Ровоам хотел остановить мятеж в самом начале его, и возвратить народ к повиновению: но он имел неосторожность поручить это дело Адонираму, главному начальнику над собиранием людей. Народ, искавший облегчения от даней, это ненавистное для него лицо побил камнями. Ровоам поспешно отправился в Иерусалим, и с двух колен, Иудина и Вениаминова, собрал 180,000 войска, чтобы идти войною на мятежников, но пророк Самей остановил его. По повелению Божию, он сказал Ровоаму и всем Израильтянам колена Иудина и Вениаминова: «вот что говорит Господь: не ходите воевать с братиями своими, сынами Израиля; воротитесь по своим домам: это дело устроено Мною». Ровоам повиновался. Между тем десять колен избрали над собою царем Иеровоама. Таким образом, царство Еврейское разделилось на два. То, которое осталось верным Богоизбранному дому Давидову и ограничивалось двумя коленами, Иудиным и Вениаминовым, стали называть Иудейским; а другое, которое отреклось от Давида а, следовательно, некоторым образом и от обетований, данных Давиду, и которое состояло из десяти колен, удержало наименование Израильского. 2. Ровоам, сын Соломона–Иеровоам I, царь Израильский

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010