Быт. 49:8 Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Когда родился Иуда ( Быт. 29:35 ), то мать его Лия сказала: «Теперь-то я восхвалю Господа». Само имя Иуда значит «восхвальный», «прославленный». Уже в пустыне колено Иудино было во главе других колен ( Чис. 2:3; 10:14 ); впоследствии, при завоевании Ханаана ( Суд. 1:1–2 ), при войне с Вениамитами ( Суд. 20:18 ) колено Иуды Богом избирается вести другие колена на войну. Наконец, из колена Иудина, из Вифлеема помазуется на царство Давид, родоначальник царей иудейских, величие которых при нём и Соломоне известно. Таким образом, на нём, к которому перешло право первенства за устранением Рувима, Симеона и Левия, исполняется буквально пророчество отца его. Но в последующих стихах выступает ещё поразительнее значение колена Иудина, из которого должен произойти «Шилог» (см. объяснение ниже). Быт. 49:9 Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? В некоторых переводах вместо «львица» стоит «старый лев», но в переводах м. Филарета и О. Герлаха текст буквально тождествен с нашим текстом. Будущее племени Иуды рисуется образно: он подымается величественно, как молодой лев, насыщенный добычею, что относят ко времени покорения Ханаана; лёг он, как лев, настороже во времена Давида и страшен, как львица, берегущая детей своих, при Соломоне. Таков смысл, который давали этому пророчеству еврейские комментаторы. Колено Иудино имело на стяге изображение льва. Валаам ( Чис. 24:9 ) при описании могущества народа израильского рисует ту же картину. Быт. 49:10 Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов. Переводы м. Филарета, Англ. Библии, О. Герлаха и Остервальда одинаково переводят: «не отнимется скипетр от Иуды и законодатель от чресл (ног по-англ. и франц.) его, пока не придёт Шилог (у О. Герлаха – вождь, герой: Held) и ему покорность народов (у Остервальда: «и ему принадлежит собрать все народы»)».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

  Господь зримо почил на Сауле, и благодать, которая его коснулась, проявилась внешне. Этим начинается царствование Саула — сначала славное, а затем, к сожалению, пришедшее в полное расстройство, потому что Саул отошел от истинного Богопочитания. Мы видим два проступка Саула: он самолично вознес жертву и преслушался слов Самуила. И Дух Господень отошел от него, а господствовать им стала темная сила. Видимо, те нравственные инстинкты, которые царили в его роде (колено Вениаминово), проявлялись в нем в полной мере. Саул в самом прямом смысле понимал, что занимает свой пост вне благодатной помощи Божией. Но он был царь и обязан был вести народ. Но его подозрительность, мнительность, его нечестие все больше отдаляли его от народа и от Самуила.     «И созвал Самуил народ к Господу в Масифу и сказал сынам Израилевым: так говорит Господь, Бог Израилев: Я вывел Израиль из Египта и избавил вас от руки Египтян и от руки всех царств, угнетавших вас. А вы теперь отвергли Бога вашего, Который спасает вас от всех бедствий ваших и скорбей ваших, и сказали Ему: «царя поставь над нами». Итак предстаньте теперь пред Господом но коленам вашим и по племенам вашим» (1 Цар 10:17–20).   И далее бросается жребий на поставление на царство. Жребий сначала бросается по коленам, затем по племенам. Сначала выпадает жребий на колено Вениаминово, в нем указывается племя Матриево, и затем, когда бросается жребий по именам, то он выпадает на Саула, сына Кисова. Казалось бы, какой смысл в этом действии? Все уже было сделано, Саул был уже помазан на царство, был поставлен. Зачем нужны были эти выборы без выбора? Дело в том, что с одной стороны, здесь явилось упование Самуила на Бога. Самуил еще и еще раз явил свою верность Богу. Он был в высшей степени уверен, что жребий просто обнаружит уже совершившееся, уже совершенное Богом через него. С другой стороны, что наиболее важно, это было сделано для укрепления веры народа и для утверждения в народе мысли о том, что Саул поставлен на царство именно Господом Богом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

«И насчиталось в тот день сынов Вениаминовых, собравшихся из городов, двадцать шесть тысяч человек, обнажающих меч; кроме того, из жителей Гивы насчитано семьсот отборных; из всего народа сего было семьсот отборных, которые были левши, и все сии, бросая из пращей камни в волос, не бросали мимо» ( Суд. 20:15–16 ). Особые боевые свойства были у этого народа. И спросили израильтяне у Господа: кто пойдет первым на войну с сынами Вениаминовыми? И сказал Господь: Иуда пойдет первым. И первоначально Вениамин побеждал, было несколько боев, сражений и только после второй победы Вениамина Господь сказал, что он сегодня предаст Вениамина в руки Израиля. «И поразил Господь Вениамина перед Израильтянами, и положили в тот день Израильтяне из сынов Вениамина двадцать пять тысяч сто человек, обнажавших меч. Когда сыны Вениаминовы увидели, что они поражены, тогда Израильтяне уступили место сынам Вениамина, ибо надеялись на засаду, которую они поставили близ Гивы» ( Суд. 20:35–36 ). И дым из города начал подниматься столбом. Они поняли, что Израильтяне окружили и преследуют их, им не спастись. «Израильтяне же опять пошли к сынам Вениаминовым и поразили их мечом, и людей в городе, и скот, и все, что ни встречалось во всех городах, и все находившееся на пути города сожгли огнем» ( Суд. 20:48 ). Осталось только четыреста мужчин, о которых сказали: «Отныне отсечено одно из колен Израиля». «И сказали старейшины общества: что нам делать с оставшимися, касательно жен, ибо истреблены женщины у Вениамина?» И решили: не давать им жен из своих дочерей. Однако, потом Вениамин похищает дочерей Силомских и восстанавливает себе колено. По тем временам Израильтяне поступили справедливо по отношению к колену Вениаминову. То, что произошло с левитом, уже было однажды в Содоме и Гоморре. За это Господь уничтожил эти города, полив на них серу и огонь, и это осталось в памяти человечества на все века. И здесь, слава Богу, что Господь милостив к Израилю, колено Вениамина полностью не было уничтожено. Впоследствии они хитростью похищают себе жен. То, что они похищают – это необходимость, это их безвыходное положение. Грех был очень велик и эта жестокость оправдала себя тем, что потом никогда это не повторялось, чтобы в Израиле вставали похотью на своего же соплеменника.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Итак, Он благословен ради «сосцов и утробы». Ибо, как я сказал прежде, поскольку Он соделался человеком и послушлив был Отцу, то и унаследовал «имя выше всякого имени..., и Ему преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних..., исповедующих, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» ( Флп. 2, 9–11 ). Но только, хотя Он и явился как подобный нам, однако превосходит всякого святого и боголепно превышает даже прежде Его бывших и наименованных отцами. Ибо Псалмопевец говорит, «Ибо кто на небесах сравнится с Господом?» или кто «кто между сынами Божиими уподобится Господу?» ( Пс. 88, 7 ). Этому же учит и блаженный Иаков, говоря: ты преодолел «паче благословения гор пребывающих и... холмов вечных» ( Быт. 49, 26 ). Горами вечными и всегда пребывающими, а также и холмами вечными он называет святых, за то, что они подъяты от земли и ни о чем низменном не помышляют, но ищут вышнего и весьма усердно стремятся на высоту добродетелей. Итак, ниже Христа по славе даже знаменитейшие из отцов и достигшие вершины Добродетели. Ибо они были слуги, хотя наконец и поставлены в Ряду сынов; Господь же, как Сын, сам есть податель им того, чрез что они соделались славными. Посему и говорят они: «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» ( Ин. 1, 16 ). Итак, венец славы возложен будет естественно на главу Спасителя нашего; но тем не менее он перейдет, и тогда будет как бы неким даром, на самих святых, подчиненных Ему, которые получат «неувядаемый славы венец» ( 1Пет. 5 4); и будучи общниками страданий Его, сопричастятся и славе Его. Ибо несомненно, что спострадавшие Ему, будут Ему и соцарствовать ( Рим. 8, 17 ; 2Тим. 2, 12 ). О Вениамине «Вениамин, хищный волк, утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу» ( Быт. 49, 27 ). Рахиль первым родила божественного Иосифа, а за ним Вениамина; но Иосиф наименован был от отца юнейшим. Таковым признать дело мы согласны. Но скажем, что в таком случае Вениамин был юнее юнейшего. Вениамин был самый юный, и по справедливости может быть изображением и прообразом юнейшего народа, который и чрез святых учеников призван был, после того как Христос воскрес из мертвых и возвратился к Небесному Отцу и Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Отношения Бога к израильскому народу изображаются как отношение пастыря к овцам, которых первый оберегает и питает. – «Восседающий на Херувимах». Изображения последних находим над крышкой Ковчега Завета. Так как херувим служит символом быстроты, то молитва «яви Себя» означает – поспеши прийти со Своею помощью. Пс.79:3 .  Пред Ефремом и Вениамином и Манассиею воздвигни силу Твою, и приди спасти нас. Колено Ефремово было самым многочисленным, богатым и влиятельным в царстве Израильском, почему часто именем Ефрема обозначается вообще десятиколенное царство. До Давида и после разделения царства Еврейского оно имело преобладающее значение и влияние в ходе жизни сначала всего народа, а потом Израиля. Манассия упоминается здесь как родоначальник колена, происшедшего от брата Ефремова. Вениаминово колено по воцарении Давида разделилась; одна часть признавала его царем, другая – нет, и впоследствии, после Соломона, одна половина этого колена вошла в состав царства Израильского. Молитва за Израиля указывает, что последний был беспомощен помочь себе. Здесь нужно понимать гибель этого царства от ассириян. Пс.79:4 .  Боже! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся! Припев, повторяющийся в псалме три раза – в ст. 4, 8 и 20. – «Восстанови» – молитва писателя от лица Израиля и за Израиля, который представляется потерявшим силу и значение, утративший свою самобытность, о восстановлении которой и молит автор. Пс.79:5 .  Господи, Боже сил! доколе будешь гневен к молитвам народа Твоего? «Гневен к молитвам» – не исполняешь прошений, выраженных в молитвах. Пс.79:6 .  Ты напитал их хлебом слезным, и напоил их слезами в большой мере, «Напитать... хлебом слезным, и напоить... слезами» – не давать просвета в жизни, осыпать только несчастиями. Пс.79:9 .  Из Египта перенес Ты виноградную лозу, выгнал народы и посадил ее; «Виноградной лозой» называется еврейский народ, выведенный из Египта. – «Выгнал народы и посадил ее» – разумеется завоевание евреями Палестины, очищение последней от населявших ее языческих племен и упрочение здесь политического значения и силы евреев.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Евгений Абдуллаев 17 июля 2023, 14:30 Марии. Потому что своими выводами Петрович посягнул на святую веру большинства современных библеистов в то, что Библию нельзя понимать " буквалистки " , что Библия не может быть исторически безупречным источником, что в Библии важна идея, а все эти детали: события, имена, даты - лишь красивая сказка. Почитайте современных самых известных " православных " российских библеистов - они Вам скажут примерно то же самое, только более красивыми словами. Поэтому к О.Голдвассер , чья гипотеза почти точь в точь повторяет гипотезу Петровича, но БЕЗ отсылки к Библии, относятся спокойно, а от Петровича всех " продвинутых специалистов " колбасит. Как-то так. Maria Rostova 16 июля 2023, 13:12 Спасибо, очень интересно. А почему Петрович стал нерукопожатным? Евгений Абдуллаев 15 июля 2023, 15:37 Галине. Вас спасибо за отзыв. Вы, кстати, по своему были правы. Иногда колено Иосифово действительно считается за одно большое колено. Откр 7:8: " из колена Завулонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена ИОСИФОВА запечатлено двенадцать тысяч; из колена Вениаминова запечатлено двенадцать тысяч. " Галина 14 июля 2023, 22:55 Да, спасибо за ответ. И я уточнила убедилась в этом. Теперь буду знать Евгений Абдуллаев 14 июля 2023, 18:36 Галине. Никакой неточности нет. Нав 14:4: " ибо от сынов Иосифовых произошли два колена: Манассиино и Ефремово; посему они и не дали левитам части в земле, а только города для жительства с предместиями их для скота их и для других выгод их. " Возьмите любой библейский атлас с картой Святой Земли, поделенной между 12 коленами. Вы не увидите там удела колена Иосифа, но увидите уделы колена Ефрема и колена Манассии. Галина 14 июля 2023, 15:10 " Манассия и Ефрем, прародители двух из 12 колен Израиля, как раз были сыновьями этой еврейско-египетской пары. " неточность, Манасия и Ефрем были детьми Иосифа, а уж Иосиф(и его 11 братьев) один из 12 колен израилевых Алла 13 июля 2023, 03:39 Спасибо, очень интересно. Древняя история завораживает, особенно, когда она ещё и священная.

http://pravoslavie.ru/154791.html

Ст. 14. …От Ефрема пришли укоренившиеся в земле Амалика; за тобою Вениамин, среди народа твоего... Т. е., как, некогда, Иисус Навин, происходивший от колена Ефремова, низложил Амалика и народ его острием меча в пустыне Аравийской 201 ; так в последнее время Аод, из колена Вениаминова, вострубил трубою на горе Ефремовой, и за ним устремились Израильтяне на поражение Амаликитян, соединившихся с Моавитянами 202 . ... от Махира шли начальники… , т. е. от колена Манассиина (Махир – первенец Манассии) происходили мудрые правители, …и от Завулона, владеющие тростью писца… , т. е. законоведы и книжники. Каждое колено Израильское имело свою славу и свои дорогие преимущества. Ст. 15. …И князья Иссахаровы с Деворою, и Иссахар так же, как Варак, бросился в долину пеший... Т. е. колено Иссахарово недавно заявило свое мужество, приняв участие в поражении Сисары; ибо храбрые воины из этого колена, присоединившись к войску Барака, не побоялись ринуться с горы Фавора в долину, где стояла страшная конница Сисары с железными военными колесницами. После этого – дабы ярче изобразить подвиг трех колен, собравшихся по призыву Барака для борьбы со страшным врагом, – Девора в песне своей ставит рядом сей подвиг с равнодушием или нерешительностью других, большей частью соседственных колен – Рувимова, Манассиина, Гадова, Данова и Ассирова. Ст. 16–18. …В племенах Рувимовых большое разноглаэто ..., т. е., идти, или нет на войну под предводительством женщины. Что сидишь ты , Рувим, беспечно между овчарнями, слушая блеяние стад? Т. е., что ты не спешишь на помощь братьям своим? Галаад, т. е. живущие в стране Галаадской – Рувимляне, Манассияне и Гадяне, полагают свою безопасность в том, что река Иордан отделяет их от врагов. Дан полагается на свои корабли. Асир... у пристаней своих живет спокойно . Но, тем славнее подвиг Завулона и Неффалима, которые обрекли себя на смерть за свою свободу и независимость!... Ст. 19–22. Дабы изобразить ожесточенность и пыл сражения, происшедшего в долине Мегиддонской ври потоке Киссоне (в Фанаахе), пророчица употребляет следующие яркие и сильные краски. «Самые светила небесные, как бы, некое могучее надземное воинство, сражались с Сисарою», т. е. посылали на головы врагов Израильских град, молнии и громы. Поток Киссон, наполненный их трупами, увлекал их вниз. А бегство пораженных врагов было так стремительно, что ломались копыта конские от побега!...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

После того как израильтяне под предводительством Иисуса Навина перешли Иордан и завоевали города, непосредственно прилежащие к месту переправы (Иерихон, Гай), 1-я военная кампания Иисуса Навина была направлена на завоевание юж. части Палестины - буд. территории И. (Македа, Ливны, Лахиш, Хеврон и Давир). Вторая часть Книги Иисуса Навина, содержащая повествование о разделе Палестины к западу от Иордана между израильскими племенами, также начинается с описания надела И. (главы 14-15) - это самое подробное из описаний такого рода в книге; в это описание вставлены рассказы о том, как кенезей Халев завоевал Хеврон (Нав 14. 6-15; 15. 13-14), а кенезей Гофониил - г. Кириаф-Сефер (иначе Давир; 15. 15-17). Др. описание того, как израильские племена завоевали Ханаан, содержится в Суд 1, оно начинается с утверждения верховенства И. в союзе израильских племен: «По смерти Иисуса вопрошали сыны Израилевы Господа, говоря: кто из нас прежде пойдет на Хананеев воевать с ними? И сказал Господь: Иуда пойдет; вот, Я предаю землю в руки его» (Суд 1. 1-2). Далее следует повествование об успешных военных действиях И. в Юж. Палестине; в это повествование вставлены рассказы о том, как кенезей Халев завоевал Хеврон (1. 20), а кенезей Гофониил - г. Кириаф-Сефер (1. 11-13). О принадлежности Иерусалима коленам Израилевым Книга Иисуса Навина и Книга Судей Израилевых дают противоречивые сведения: согласно Нав 15. 8; 18. 28, Иерусалим входил в надел племени Вениамина; согласно Нав 15. 63, «Иевусеев, жителей Иерусалима, не могли изгнать сыны Иудины, и потому Иевусеи живут с сынами Иуды в Иерусалиме даже до сего дня»; согласно Суд 1. 8, колено И. захватило Иерусалим; согласно Суд 1. 21, «Иевусеев, которые жили в Иерусалиме, не изгнали сыны Вениаминовы, и живут Иевусеи с сынами Вениамина в Иерусалиме до сего дня». Исторические книги ВЗ сообщают, что Иерусалим до времен Давида принадлежал неевр. племени иевусеев. Колено И. в эпоху железного века обитало в Юж. Палестине. Иерусалим лежит на сев. границе И.; южной его границей является пустыня Негев, восточной - Мёртвое м. На западе И. граничит с филистимскими городами-гос-вами. Важнейшим городом до завоевания Давидом Иерусалима был, видимо, Хеврон (1-я столица Давида по 2 Цар 2. 11).

http://pravenc.ru/text/1237745.html

По мнению Иоава, из всего этого предприятия не могло выйти ничего хорошего; вместе с ним против этого плана были и другие наиболее преданные Давиду друзья его. «Господь, Бог твой», говорил Иоав от лица их Давиду, «да умножит столько народа, сколько есть, и еще во сто раз столько, а очи господина моего, царя, да увидят это; но для чего господин мой, царь, желает этого дела?» Но все было напрасно; Давид оставался непреклонным, и назначенные для исчисления сановники отправились для исполнения своего поручения, которое и исполнили с тщательностью, занося в список всех мужчин подлежащих воинской службе по возрасту. Дело это они начали по восточную сторону Иордана, в колене Гадовом, в Ароере, местечке, называющейся теперь Айре, лежащем на правом берегу вади Шаим, между Беф-Нимрой и Рамофом Галаадским. Оттуда они двинулись к северу, к Галааду, и к подошве горы Ермона, до Дана, самого северного города Израильского государства. Повернув оттуда, они затем направились на запад, к Сидону, и морскому берегу до Тира, так как эти города находились в военном союзе с израильтянами, посетили города в коленах Неффалимовом, Завулоновом и Иссахаровом, – тот округ, который в позднейшее время назывался Галилеей, и наконец, исчислив как центральные колена, так и южные до самой Вирсавии, там и закончили свои труды. Для совершения этого исчисления потребовалось почти десять месяцев, и даже теперь еще оно не совсем было закончено, так как в исчисление не вошли еще колено Левиино и колено Вениаминово, если только последнее не исчислено было вместе с населением Иерусалима. По-видимому, внезапно появилась чума, которая заставила прекратить это дело, равно как она же воспрепятствовала и точной сводке собранных чисел и внесению их в царские архивы (1пар. 27:23). Отсюда и возникло разногласие в цифрах касательно произведенного исчисления, как они значатся во 2-й книге Царств и в и-й книге Паралипоменон, причем, но свидетельству первой, способных к битве в Израильских коленах оказалось 800,000 человек, а в колене Иудином 500,000, между тем, как в последней (21:5) Израилю приписывается 1.100,000 и колену Иудину только 470,000.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

19 двенадцать частей. Существует явная параллель между поступком левита и действиями Саула, разрезавшего быка на двенадцать частей, дабы призвать вес народ Израиля на борьбу против аммонитян ( 1Цар. 11,6–8 ). В свете этой истории Саул выглядел крайне негативно. Глава 20 20:1–48 Посягательство на левита и насилие над его наложницей привели к гражданской войне, в которой весь Израиль воевал против колена Вениаминова (гл. 19). Впервые в Книге Судей израилевых говорится о том, что Израиль был объединен (ст. 1,2,8,11). По иронии он объединился, чтобы наказать за грех одно из своих колен, но не смог заметить «бревна в своем глазу», потому что каждый делал то, что ему казалось справедливым. Колено Вениаминово понесло заслуженное наказание за свой грех (ст. 23–28; ком. к 19,1 21,25 и 19,14 20,48). Колено Иудино должно было главенствовать в борьбе против колена Вениаминова (ст. 18), как оно прежде возглавляло борьбу против хананеев (1,1.2). 20 собралось все общество, как один человек. Впервые Израиль объединился, но целью этого объединения была война со своими братьями. от Дана до Вирсавии. Т.е. от самой северной до самой южной точки Израиля. пред Господа в Массифу. См. 11,11 и ком. 20 народа Божия. Бог карал Свой народ, но не переставал считать его Своим народом, а Себя его Богом. 20 наложницу мою замучили. Левит умолчал о том, что сам выдал наложницу насильникам (19,23–25). 20 как один человек. См. ст. 1,11 и ком. к 20,1–48. Израильтяне поклялись довести это дело до конца. 20 искореним зло. Израильтяне не понимали, что зло полностью пропитало их общество. 20 были левши. См. 3,15 и ком. 20 в дом Божий. Ковчег Господень и священник с ефодом в это время находились в Вефиле (ст. 27). кто из нас прежде пойдет на войну с сынами Вениамина? В самом начале Книги Судей израилевых прозвучал вопрос: «кто из нас прежде пойдет на Хананеев воевать с ними?» (1,1). Иуда. Господь дал тот же ответ, что и в 1,2, но уже в иной ситуации. 20 плакали. Неудача, постигшая израильтян в первый день войны с вениаминитянами, должна была напомнить им, что они сами были не без греха (ст. 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010