И самая весть о победе не обрадовала Давида, когда он услышал, что сын его убит. Долго плакал он и восклицал: «Сын мой Авессалом! Сын мой! Кто даст мне смерть вместо тебя? Лучше бы мне умереть вместо тебя, сын мой!» Но в Иерусалиме, равно как и во всем Израиле, весть о победе Давида произвела всеобщую радость. Мужи иудейские с торжеством вышли во сретение Давиду. Сам Семей повергся в прах и просил униженно о прощении. При радостных восклицаниях всего народа Давид снова вступил в свою столицу. 42 Моровая язва во Израиле Со смертью Авессалома не совсем еще прекратился дух возмущения в народе. Сперва поднял бунт один из колена Вениаминова, по имени Савей. «Что нам в Давиде? – кричал он. – Каждое колено может управляться само по себе!» Но Иоав успел скоро усмирить этот мятеж. Затем дух непокорности снова показался в самом доме Давидовом. Иоав замышлял было вместо престарелого Давида провозгласить царем сына его Адонию; но, чтобы разрушить этот план, Давид поспешил провозгласить царем младшего сына своего Соломона, который и был торжественно помазан на царство вместо отца своего. Но воцарению Соломона предшествовало еще одно тяжкое наказание, посланное от Бога на дом Давидов. Подстрекаемый гордостью и искушаемый славолюбием, Давид вздумал сосчитать народ свой. Он забыл, что Господь обещал умножить Израиля, как звезды небесные. Для сей цели Давид приказал главнокомандующему своему Иоаву учредить всеобщую народную перепись. Вначале Иоав воспротивился было этому повелению, но воля царская была неизменна, и он должен был более десяти месяцев трудиться над составлением полной переписи народа по коленам. Когда же, утомившись этим делом, Иоав воротился в Иерусалим и представил царю отчет в трудах своих, сердце Давида возмутилось и он начал раскаиваться в своем предприятии. Но было уже поздно. К Давиду является пророк Гад и говорит ему от имени Бога: «Так говорит Господь: три зла наведу Я на тебя, избери себе одно из них, и то сотворю с тобою. Или придет голод на землю твою на три года; или ты будешь три месяца в бегстве и гонении от врагов твоих; или три дня будет моровая язва по всей земле твоей!» Давид отвечал: «Тяжки мне все три наказания, но лучше пусть впаду я в руки Господни, ибо велики щедроты Его, а не в руки человеческие!» Тогда Господь послал язву на страну от Дана и до Вирсавии: семьдесят тысяч человек пало жертвою оной. Ангел гнева Божия простер уже руку свою и на Иерусалим, но Давид возопил к Господу: «Я согрешил! Я пастырь, зло сотворивший, а сии овцы что сделали? Да падет рука Твоя на меня и на дом отца моего!» Тогда Господь смягчил гнев Свой и сказал Ангелу истребителю: «Довольно! Опусти теперь руку твою!» В это время Давид увидел Ангела над гумном Орны иевуссеянина. Посему, воздвигнув на этом самом месте алтарь, он принес на нем жертву Господу – и язва прекратилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Ст. 36–39. Не менее примечательны следующие слова пророка Ахии к Иеровоаму: Тебе, Иеровоам, даются десять колен. … А сыну Соломона дам, – говорит Господь, – одно колено (т. е. Вениаминово, примкнувшее к Иудину), дабы оставался светильник Давида, раба Моего, во все дни пред лицем Моим, в городе Иерусалиме, который Я избрал Себе для пребывания там имени Моего... Очевидно, что эти пророчественные слова о неугасаемости потомства Давидова и несокрушимости его царственной власти в Израиле все свое значение и полное оправдание могут иметь только в приложении к одному великому потомку Давидову – Мессии; ибо известно, что цари из рода Давидова прекратились в народе Иудейском довольно скоро после Давида, и, притом, далеко не все они могут быть названы светильниками Израиля, по причине их развращения и нечестия. Между тем, в лице Мессии открылось то истинное спасение, которое уготовал Бог пред лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Своих Израиля! И Он то есть желанный и ожидаемый всеми народами потомок и наследник Давида, о Котором и Архангел предвозвестил, что даст ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и воцарится в дому Иаковли во веки 500 . Посему, и стих 39-й, в котором говорит Господь через Ахию пророка: « и смирю я род Давидов за это (т. е. за идолопоклонство Соломона), но не на все дни », должно понимать в приложении к Мессии таким образом: не может и не должен угаснуть род Давидов, ибо из него имеет произойти Мессия, вечный царь Израилев... Ст. 40. …Соломон же хотел умертвить Иеровоама; но Иеровоам встал и убежал в Египет, к Сусакиму, царю Египетскому... Очевидно, что Иеровоам поторопился разгласить в народе о своей сокровенной встрече с пророком Ахией и о своем назначении царствовать во Израиле, и, может быть, даже обнаружил попытку воцариться раньше назначенного ему срока и потому – возбудил против себя вражду Соломона. И того, и другого весьма трудно оправдать во всем этом деле. ... и жил в Египте (Иеровоам) до смерти Соломоновой... Полагают, что Сусаким, царь Египетский, к которому убежал Иеровоам, низложил с престола тестя Соломонова и начал собою новую династию царей Египетских. Посему, весьма естественно, что враги и противники Соломоновы (выше – Адер Идумеянин) находят у него приют и поддержку. А в пятый год царствования Ровоама, сына Соломонова, Сусаким напал на Иерусалим и ограбил храм 501 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Иез.48:31 .  и ворота города называются именами колен Израилевых; к северу трое ворот: ворота Рувимовы одни, ворота Иудины одни, ворота Левиины одни. «И ворота города называются племенами колен Израилевых», чем обозначается участие в населении города всех колен: ст. 19. Замечание, которое было бы более на месте после 30а; новейшие ставят его там. Трое северных ворот, естественно, принадлежат трем коленам, живущим на ближайшем к городу севере. Иез.48:32 .  И с восточной стороны меры четыре тысячи пятьсот, и трое ворот: ворота Иосифовы одни, ворота Вениаминовы одни, ворота Дановы одни; Основание для предоставления восточных ворот этим коленам, – см. предв. зам, к главе. Ефрем и Манассия объединяются в одно колено, потому что Левин получает особые ворота. Иез.48:33 .  и с южной стороны меры четыре тысячи пятьсот, и трое ворот: ворота Симеоновы одни, ворота Иссахаровы одни, ворота Завулоновы одни. Иез.48:34 .  С морской стороны меры четыре тысячи пятьсот, ворот здесь трое же: ворота Гадовы одни, ворота Асировы одни, ворота Неффалимовы одни. См. предв. зам. к главе, 2-я тирада. Иез.48:35 .  Всего кругом восемнадцать тысяч. А имя городу с того дня будет: «Господь там». «Восемнадцать тысяч» – см. объяснение ст. 16. – «С того дня», со дня создания города; евр. миййом может означать и «отныне», «впредь». – «Господь там». Более существенное обитание, чем ранее (ср. Иоиль 3.21 ), производящее небывалое благоденствие города ( Ис 60.14, 22 ; Ис 62.2 ) и не прекращаемое бесчестием имени Божия. – «Там», евр. шамма – энергичнее и торжественнее, чем шам. Перемена имени – перемена всего существа. И «Иерусалим» знаменательное имя (по блаж. Иерониму, означает «видение мира»), новое же имя – превосходнее. Н. Скабалланович Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 4: Пророческие книги. - 1168 с./Книга пророка Иезекииля. 660-1158 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2) Повествования о событиях, совершившихся по смерти Иисуса Навина встречаются в книге неоднократно. В 15-й главе книги, в стихах с 13-го по 19-й ( Нав.15,13–19 ), говорится о завоевании Хеврона Халевом и Девира Гофониилом. Из 1-й главы книги Судей оказывается, что и то, и другое случилось после смерти Иисуса Навина: »по смерти Иисуса Навина, сказано в 1-м стихе, вопрошали сыны Израилевы Господа, говоря: кто из нас прежде пойдет на Хананеев воевать с ними? И сказал Господь: Иуда пойдет». После этого следует рассказ о подвигах Иуды, и стихи с 10-го по 15-й представляют полную параллель с указанным местом из книги Иисуса Навина. В той же 15-й главе, в стихе 63-м ( Нав.15:63 ) есть замечание: «Иевусеев, жителей Иерусалима, не могли изгнать сыны Иудины, и потому Иевусеи живут с сынами Иуды в Иерусалиме даже до сего дня». Согласно 18-й главе, город Иевус или Иерусалим, при разделе земли Иисусом Навином, достался по жребию колену Вениаминову, а не Иудину; при жизни Иисуса Навина Иевус совсем не принадлежал сынам Израилевым. Первую попытку овладеть им сделало колено Иудино после смерти Иисуса Навина (по 1 гл. кн. Судей), во время войны с Адонивезеком. В начале 16-й главы, при описании удела, доставшегося сынам Иосифа, южная граница его определяется так: «от Иордана подле Иерихона, у вод Иерихонских на восток, пустыня, простирающаяся от Иерихона к горе Вефильской. От Вефиля идет предел к Лузу». Город Вефиль, имя которого известно из истории патриархов, у Хананеев назывался Луз. Другой Луз, упоминаемый при описании границы, позднейшего происхождения. Об основании его из книги Судей ( Суд.1,22–26 ) узнаем следующее: «сыны Иосифа пошли на Вефиль.., и высматривали сыны Иосифа Вефиль (имя же городу прежде было Луз), и увидели стражи человека, идущего из города, (и взяли его), и сказали ему: покажи нам вход в город, – и поразили город мечем, а человека сего и все родство его отпустили. Человек сей пошел в землю Хеттеев и построил (там) город, и нарек имя ему Луз (в воспоминание о своем прежнем родном городе). Это имя его до сего дня». Что же касается времени Иисуса Навина, то при нем существовал только древний Луз – Вефиль, как сказано в 13-м стихе 18-й главы ( Нав.18:13 ): «Оттуда предел идет к Лузу, к южной стороне Луза, иначе Вефиля». В 19 главе ( Нав.19,46–47 ) упоминается о том, что сыны Дана завоевали Ласем (или по книге Судей – Лаис) и назвали Даном по имени Дана, отца своего. О том же завоевании находим более подробный отчет в 18-й главе книги Судей. Состояние Израиля, изображаемое в 18-й главе, не дает права приурочить это событие ко времени Иисуса Навина. Сличение других историко-географических данных книги Иисуса Навина с соответствующими данными в прочих книгах Ветхого Завета приводит к одинаковому результату.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

21:3-4). Как сказано нами о работах в городе, так вкратце следует сказать и о том, что весь священный участок и владение города по вычислению с четырех сторон заключают в себе двести сорок шесть тысяч и одну треть [шагов]. Ибо если двадцать пять тысяч тростей, заключающих в себе по шести локтей и одной пяди, составляют шестьдесят одну тысячу шестьсот шестьдесят семь наших, то есть римских шагов, то никакому сомнению не подлежит, что при умножении этого [числа] на четыре получается выше приведенное число. Отсюда мы видим, что все должно быть понимаемо в духовном смысле, что владение Церкви гораздо обширнее, нежели бывшее некогда в Иудее [у священников и левитов], которые даже не получили уделов в святой земле, но от каждого волена получили сорок восемь городов не в полное владение, но для жительства и для убежищ (hospitia), чтобы также и те, которые хотя кажутся мирянами и не достигшими степени священства и левитства, однако, работая во граде Господнем, питались от святой земли, земли кротких и земли верующих, один из которых говорил: верую видети благая Господня на земли живых (Псал. 26:13). Ст. 21—22. А что останется, это будет принадлежать князю, со всех сторон, с той и другой стороны священного начатка и владения города против двадцати пяти тысяч [тростей] начатка до восточной границы, и со стороны моря против двадцати пятитысяч до морской границы будет удел князю, и будут священный начаток и святилище храма в средине его. И от владения левитов и от владения города, в средине частей, принадлежащих князю, часть между границею Иуды и между границею Вениамина будет принадлежать князю. Выше мы подробно говорили об этом князе и о том, что он один столько получил, сколько одно колено. Теперь же мы узнаем другое, именно — что все то, что останется от всех колен, он один получит, что нет ни одного колена, которое не приносило бы даров князю, — не с другого какого-либо места, но из начатков, назначенных для храма и святилища и избранных частей города. Ибо это означают слова: против двадцати пяти тысяч начатка до восточной границы или до морской границы так что начаток находится между семью и пятью коленами и на самом начатке город и предместья его, а в средине города святилище храма.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

23—29. И остальным коленам: от восточного края до западного края Вениамину один. За границею Вениамина от восточного края до западного края Симеону один. За границею Симеона от восточного края до западного края Иссахару один. За границею Иссахара от восточного края до западного края Завулону один. За границею Завулона от восточного края до края от моря Гаду один. За границею Гада до южного края на полдень будет граница от Тамары до вод пререкания Кадеса, наследие против моря великого. Вот земля, которую вы (по жребию) распределите коленам Израилевым, и вот участки их, говорит Господь Бог.    При слове один (una), которое постоянно ставится в конце при пяти и семи коленах, подразумевается или удел, или владение или наследие, хотя Акила и Симмах переводят в среднем роде τ δριον, что означает предел. Также то следует вкратце заметить, что последнее из пяти колен, колено Гадово, которое при прежнем распределении было за Иорданом, помещается в той части, которую прежде занимал Иуда, то есть до южного края на полдень, и граница идет от Тамары до вод пререкания Кадеса, наследия против моря великого. Это та самая Тамара, о которой мы уже говорили, которую теперь называют Пальмирою и которая некогда была построена Соломоном; ибо пальма по-еврейски называется тнатаг и от нее, как полагают некоторые, было дано это название, потому что там весьма много пальмовых рощ. Относительно следующих затем слов: до вод пререкания Кадеса, наследие против моря великого, вместо чего LXX перевели: от Фемана и от вод Маривоф-Кадиса, наследие до моря великого, нужно заметить, что в еврейском одно и тоже слово nehela, как двусмысленное, означает и наследие и поток, и что здесь скорее следует понимать поток, нежели наследие. Ибо это тот поток, который впадает в великое море при Ринокуруре, как мы уже прежде сказали. Кадес, называющийся в книге Иисуса Кадес Варне, находится в пустыне, простирающейся до города Петры. Маривоф же, означающий пререкание, есть название не места, как многие полагают, а вод, при которых народ прекословил Господу и Моисей оскорбил Бога, по словам псалма: прогневаша Его на воде пререкания и озлоблен бысть Моисей их ради (Псал. 105:32). И все наследие святой земли с южной стороны оканчивается подле границ Египта Ринокуророю и потоком. И так как Гад означает искушение, то в владении его от пальмовых рощ мы приходим к водам пререкания до Кадеса, означающего святое, чтобы мы могли понять, что даже после победы в мире мы постоянно должны быть в тревоге и страхе, и помнить следующий стих: искушение житие человеку на земли (Иов. 7:1), и при противоборстве врагов достигать святости и таким образом одерживать победу, чтобы вблизи созерцать поток, полный дождей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Подготовив таким образом невольно изумившегося странника к великому событию, он, вместе с тем, с целью возбудить в нем доверие к своей пророческой прозорливости, проникавшей в тайные мысли сердца, прибавил: «а об ослицах, которые у тебя пропали уже три дня, не заботься; они нашлись». Затем Самуил прибавил несколько таинственных слов, намекая на то, что с Саулом должна произойти какая-то великая перемена. Сообщение было сделано с некоторою неясностью, но во всяком случае оно показывало, что в них заключается нечто необычайное, именно пророк прибавил: «и кому все вожделение в Израиле? не тебе ли и всему дому отца твоего?» То есть, иначе говоря, Самуил хотел сказать Саулу: что тебе беспокоиться об ослицах, или хлопотать о каком-то ничтожном хозяйстве на горе Ефремовой? Нечто гораздо высшее должно будет занимать твои мысли, потому что кому же будет принадлежать все наилучшее в Израиле? Не тебе ли и не дому ли отца твоего? ( 1Цар. 9:20 ) Подобное предсказание, вместе с таинственным намеком, крайне поразило Саула, так как дотоле он никогда не занимался ничем подобным, никакие подобные мечты никогда не возмущали спокойного течения его жизни, и он едва даже мог придавать значение словам пророка или видеть в них что-нибудь более, чем гиперболическое изречение любезного прозорливца. Поэтому он скромно ответил ему: «не сын ли я Вениамина, одного из малейших колен израилевых? И племя мое не малейшее ли между всеми племенами колена Вениаминова? К чему же ты говоришь мне это?» Колено Вениаминово еще не совсем оправилось от того жестокого избиения, которому оно подверглось несколько лет пред тем, и семейство Киса, хотя и безбедное в земельных владениях, однако же не имело большого значения; как член такого колена мог сделаться предметом столь великих обещаний? Самуил не дал никакого ответа на этот вопрос недоумевающего Саула. Он пробудил в нем высокие мысли, вложил великие стремления в его ум и ограничился этим до тех пор, пока не придет время совершения самого события. Между тем он повел Саула и его слугу в помещение, где приготовлен был обед и где собрались уже званые.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Теперь же они желали иметь себе царя, который бы водил их против неприятелей и избавлял их помимо подобного условия; они, очевидно, склонялись на сторону мирской политики и хотели иметь монарха и военную организацию, на подобие окружающих народов, и некоторым образом освободиться от всякого религиозного ограничения. Таким образом они, в сущности, оказывались недостойными благословений истинной теократии. «Вы теперь, со скорбью говорил Самуил, отвергли Бога вашего, который спасает вас от всех бедствий ваших и скорбей ваших, и сказали Ему: царя поставь пред нами». У них было достаточно времени для того, чтобы вполне обдумать этот шаг, и так как они окончательно решились настаивать на нем, то теперь Бог соизволил на их просьбу и предоставлял им приступить к избранию царя. Избрание нужно было произвести по жребию. Такой способ избрания был весьма обычным среди иудеев, как и других народов. Он состоял в следующем: имена подлежавших избранию лиц писались на дощечках, который и клались в особый сосуд или урну; затем сосуд трясли до тех пор, пока не выпадали все дощечки, кроме одной. Оставшаяся дощечка с написанным на ней именем и считалась такою, на которую указывала воля Божия. Так именно избирался козел отпущения, так распределены были участки земли обетованной между различными коленами, так был открыт Ахан, незаконно присвоивший себе часть иерихонской добычи, и, что весьма замечательно, так же впоследствии был избран и ап. Матфей. Какое высокое значение придавалось этому способу избрания, это видно из таких мест св. Писания, как Притч. 16:33 «в полу бросается жребий, но все решение его – от Господа». При настоящем случае народ распределен был по своим коленам и по своим семействам или тысячам; жребий был брошен, и он пал сначала на колено Вениаминово, затем на племя Матриево и в нем на Саула, сына Кисова. Саула самого, однако же, не оказалось на лицо: из скромности он оставался в обозе. Узнав об этом, народ побежал и взял его оттуда. И вот» «он стал среди народа, и был от плеч своих выше всего народа».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Наас, презирая этот жалкий народ и желая отмстить Израилю за то унижете, которое раньше понес его народ, предложил уже упомянутое выше условие. «Я заключу с вами союз», гордо говорил Наас аммонитский, но с тем, чтобы выколоть у каждого из вас правый глаз, и тем положить бесчестие на всего Израиля». Это было ужасное условие, но народ настолько уже впал в бездушие и в бессилие, что готов был подчиниться и этому варварскому условию; послы только просили семь дней для размышления, надеясь в это время отправить посланных к другим израильским коленам с смутным ожиданием, не найдется ли какого-нибудь средства избавиться от этого бедствия. Наас согласился на это последнее условие и не из какого-нибудь, конечно, благородного чувства, но потому, что он видел мало надежды на взятие города в этот промежуток, и, ничего не зная о недавних событиях, совершившихся за Иорданом, он считал себя совершенно обеспеченным от всякого мужественного нападения со стороны западных израильтян. Он готов был тем более согласиться на эту просьбу, что известие, посланное об этом повсюду, могло только служить к разглашению о его торжестве и о его презрении к своим врагам. Прошло еще всего только с месяц после избрания Саула, и вести об этом событии еще не дошли до галаадитян, так что, отправляя послов просить помощи, они еще не обращались к царю, а обращались ко всему вообще народу, «ко всем пределам Израильским». Прежде всего, как это и естественно, послы отправились в колено Вениаминово, которое ближе всего было к ним и из-за которого они в прошлом так жестоко потерпели. Так как они одни только отказались принять участие в беспощадном избиении вениамитян и дали им своих девиц в замужество, когда вениамитянам угрожало полное исчезновение, то теперь они в благодарность за это и ожидали помощи в теперешнем своем страшном состоянии. Не теряя дорогого времени, послы скоро прибыли в Гиву и, ничего не зная о новом государственном установлении, изложили свое дело пред народом вообще. Народ выслушал печальную весть с сочувствием и принял их дело горячо к сердцу, так что «весь народ поднял вопль и заплакал».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Не более как в продолжение шести лет Иисус Навин истребил тридцать одного царя, и сделал Евреев обладателями земли Ханаанской, от пустыни Аравийской до горы Ливана. Правда, еще оставались незавоеванными приморские города Филистимлян и другие, особенно нагорные, места, в которых держались прежние жители: но так как Иисус был уже очень преклонных лет, то Бог повелел ему разделить завоеванную землю в удел девяти коленам с половиною. Раздел производили Иисус Навин, Элеазар первосвященник и начальники из поколений Израилевых по жеребью, сначала в Галгале. Колену Иудину отдана была южная часть земли Ханаанской, между Мертвым морем и Средиземным; среди ее Хеврон со всею горою, на которой он был расположен, уступлен был Халеву, в награду за услугу, оказанную им 45 лет тому назад, во время обозрения земли Ханаанской. Потом даны уделы потомкам Иосифа, колену Ефремову и половине колена Манассиина. Колено Ефремово заняло самую средину земли Ханаанской, между Иорданом и Средиземным морем. Среди удела Ефремова находился город Силом, в который теперь перенесена была из Галгала скиния, и куда собралось все общество сынов Израилевых. Отселе послано было по три человека из тех семи колен, которые еще не получили удела, чтобы описать землю и распределить ее на семь участков. Посланные исполнили возложенное на них поручение: и Иисус Навин бросил им жребий в Силоме перед скиниею и, по указанию жеребья, роздал участки. Оказалось, что этим жеребьем распоряжался Тот, Кто устами умирающего Иакова, благословляя сынов его, предназначал места обитания для их потомства. По разделении всей земли, Израильтяне, по повелению Господню, дали самому Иисусу на горе Ефремовой город Фамнаф-Сару, которого он желал; назначили по три города на западной и восточной стороне Иордана для убежища невольным убийцам, и выделили из всех колен 48 городов для левитов. Из числа этих городов тринадцать, в сопредельных коленах: Иудином, Симеоновом и Вениаминовом, предоставлены были жребием для жительства священникам, сынам Аароновым.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010