Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. Г. Венецианов. Автопортрет. 1811 г. (ГРМ) Алексей Гаврилович (7.02.1780, Москва - 4.12.1847, с. Поддубье Вышневолоцкого у. Тверской губ.), рус. живописец, зачинатель рус. бытового жанра, портретист. Сын небогатого купца, живописью начал заниматься самостоятельно. В 1802 г. переехал в С.-Петербург, выполнял портреты в технике пастели, ок. 1807 г. брал уроки у В. Л. Боровиковского . В 1811 г. получил звание академика портретной живописи. Обращался к сатирической графике, в частности, во время войны 1812 г. выпустил офорты, осмеивающие французоманию рус. дворянства. В 1815 г. приобрел небольшое имение Сафонково в Тверской губ., где проживал по неск. месяцев в году. С нач. 20-х гг. В. обратился к бытовому жанру, к-рый впервые в рус. искусстве обрел форму стройной и совершенной художественной системы. Концепция рус. бытового жанра, сложившаяся в творчестве В., явилась своеобразным ответом на вопрос, какие черты народной жизни предопределили победу в эпопее 1812 г. Появление поэтического и поэтизирующего изображения крестьянской жизни стало возможным именно в момент ее самоопределения. В. угадал скрытый в глубине этой поэзии принцип формы, где «натура» определяет способ избирательности: натурально не все, но лишь то, что пребывает в согласии с естественной жизнью. Такое представление ведет происхождение от сентиментализма и идеалов Руссо и имеет в своей основе антитезу «природа-цивилизация». Положительная программа жанра В. обусловлена неприятием жизни города, где все подчинено законам гос. власти и службы, искусственным и призрачным страстям. В произведениях В. живописный язык, ритмический и колористический строй передают не только «физиономию», но и характер, «душу» рус. природы - равнинного сельского ландшафта средней полосы России с высоким неярким небом, меланхолическим колоритом и протяженными линиями однообразного пустынного простора. Картины 1-й пол. 20-х гг. «На пашне. Весна», «На жатве. Лето» (обе в ГТГ), «Гумно» (ГРМ) и более поздняя «Сенокос» (ГТГ) образуют цикл «времена года» и соотнесены не с чередованием переменчивых «погодных условий», а с земледельческим циклом, что нашло отражение и в их названиях.

http://pravenc.ru/text/150243.html

В предисловии к Минее январской сказано: «Минея, январь, напечатана в Венеции и содержит весьма многие тропари, самогласны, каноны и синаксари, ныне выбранные из многих и хороших книг, так как их не было в других Минеях, прежде напечатанных другими издателями. По сему светлейший сенат венециан предоставил гг.Андрею и Иакову Спинеллам право сего светлейшего города венециан на 20 лет такое, что никто не смеет ни печатать, ни инде напечатанное продавать в местах, принадлежащих сей державе. В лето Боговоплощения 1551-е». В 1546 году Никандр Нукиос, керкиреец, издал устав св.Саввы. Эта весьма редкая и неизвестная Фабрицию книга хранится в Венеции, у тамошнего греческого братства. В 1548 году в Венеции напечатаны были месячные Минеи. Из них июльскую и октябрьскую я видел в библиотеке монастыря Афонорусского и из посвящения июльской Минеи Вселенскому патриарху Дионисию II, святительствовавшему с 1543 года по 1551, выписал следующие строки: «Знатнейший у нас Иероним Корнилий, муж из первых в великославном сенате венециан, большой любитель еллинов, человеколюбивый, проведший долгое время на острове Крите и достаточно узнавший Церковь нашу, присоветовал Андрею Спинелли, мужу скромнейшему и благочестивому, напечатать для пользы рода нашего сии Минеи новыми наилучшими буквами, прочно отлитыми и очень хорошими на вид. Спинелли, приняв этот совет благосклонно, не только изготовил такие матицы, каких никто из прежних типографов не имел, но изобрел и бумагу белейшую и по составу своему добротную для продолжительного употребления книг. К тому же он не щадил ни трудов, ни издержек, приняв к себе в сотрудники благоговейного протопопа навплийского Николая Малакса, мужа благочестивого и ученого, который в прежних ошибочно напечатанных книгах все исправил и поставил здорово. – Напечатана в Венеции настоящая Минея у Варфоломея Янинца иждивением и старанием господина Андрея Спинелли, которому и светлейшая республика венециан предоставила право на 20 лет такое, что никто не смеет напечатать Минеи, ни напечатанные в другом месте продавать в селитвах, принадлежащих сей державе, иначе поплатится весьма много. В лето от воплощения Господа нашего Иисуса Христа 1548-е, в 8-й день октября».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Он также вошел в спор с филовенецианцами, поскольку понимал, что свободе Церкви угрожает опасность в том случае, если город будет принадлежать латинянам. Борьба за Православие и византийское самодержавие против турок и латинян сделали его истинным мучеником. В конце концов, в совершенно безнадежном состоянии город был отдан венецианской республике святого Марка, при этом, св. Симеон, будучи тяжело больным и помня, что при захвате Константинополя латиняне изгнали православных епископов, старались подчинить себе православный клир и принудить к изменению церковных догматов, канонов, добился от венециан гарантии независимости Православной Церкви. Однако, после захвата города венецианцы требовали от архиепископа не только возглашения их имен за литургией и встречи в храмах со свещеносцами и каждением, но и поминовения папы как главы Вселенской Церкви. Святой Симеон категорически отказался это сделать, таким образом, не признавая венециан законной гражданской властью. Тем не менее, он рассматривает венециан и генуэзцев как орудия божественного «воспитания» византийцев. Иоанн Чтец свидетельствует, что св. Симеон «не противится начальствам, но сих как от Бога предусмотренных учил любить». Он приобретает все большее уважение горожан, так что после его смерти, последовавшей в середине сентября 1429 года, он был прославлен как святой, и ему было составлено чинопоследование богослужения. Оценивая место св. Симеона в истории Византии, нужно сказать, что в начале XV века в Империи существовали 3 партии: философы, империалисты и «церковники». Первые были настроены на добровольное подчинение папе, преклоняясь перед западной наукой; вторые предпочитали неискреннее подчинение Риму, при этом, передав скипетр василевса Великому князю Московскому: третий Рим процвел в подражание второму и должен был превратиться в православную Империю, способную сокрушить Оттаманскую мощь, и в конце концов изгнать турок из Европы. но эта идея после многих поколений умерла: греческий народ приспособился к турецкому режиму и сосредоточился на сохранении собственной духовной и культурной традиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

Он также вошел в спор с филовенецианцами, поскольку понимал, что свободе Церкви угрожает опасность в том случае, если город будет принадлежать латинянам. Борьба за Православие и византийское самодержавие против турок и латинян сделали его истинным мучеником. В конце концов, в совершенно безнадежном состоянии город был отдан венецианской республике святого Марка, при этом, св. Симеон, будучи тяжело больным и помня, что при захвате Константинополя латиняне изгнали православных епископов, старались подчинить себе православный клир и принудить к изменению церковных догматов, канонов, добился от венециан гарантии независимости Православной Церкви. Однако, после захвата города венецианцы требовали от архиепископа не только возглашения их имен за литургией и встречи в храмах со свещеносцами и каждением, но и поминовения папы как главы Вселенской Церкви. Святой Симеон категорически отказался это сделать, таким образом, не признавая венециан законной гражданской властью. Тем не менее, он рассматривает венециан и генуэзцев как орудия божественного «воспитания» византийцев. Иоанн Чтец свидетельствует, что св. Симеон «не противится начальствам, но сих как от Бога предусмотренных учил любить». Он приобретает все большее уважение горожан, так что после его смерти, последовавшей в середине сентября 1429 года, он был прославлен как святой, и ему было составлено чинопоследование богослужения. Оценивая место св. Симеона в истории Византии, нужно сказать, что в начале XV века в Империи существовали 3 партии: философы, империалисты и «церковники». Первые были настроены на добровольное подчинение папе, преклоняясь перед западной наукой; вторые предпочитали неискреннее подчинение Риму, при этом, передав скипетр василевса Великому князю Московскому: третий Рим процвел в подражание второму и должен был превратиться в православную Империю, способную сокрушить Оттаманскую мощь, и в конце концов изгнать турок из Европы. но эта идея после многих поколений умерла: греческий народ приспособился к турецкому режиму и сосредоточился на сохранении собственной духовной и культурной традиции.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

49 Необъяснимо странное показание сторожа. К чему могла послужить эта его смесь лжи и правды? Amorus magis quam humanus венецианцев отвечал ему на нее пыткой. 50 Все это у Иордана изложено сбивчиво. В трёх капселах (коробка, ящик малый) найдено двое мощей. Трудно представить, как это было и могло быть. Дело затемняется неопределенным понятием алтаря. Altare, area capsellae видимо выходят из латинского взгляда на устройство греческого алтаря, и надобно быть на самом месте в Мирской церкви, чтобы угодить о чем идёт дело. 51 До Иордана дошло, хотя и в искаженном виде, чудо св. Николая младшего, совершенное им в египетском городе Дюлко. Имя Феодора, приданное мощам, чуть ли не сказано сторожем наугад. 52 Можно бы думать, что все предприятие венециан окончилось этим взятием сионской церкви двух мощей. Однако же остаётся необъяснимым, как могли очутиться мощи преп. Николая дяди в Мирах, когда он, вместе с своим предместником по игуменству Саввагием, похоронен в Акалиссе, в обители св. Иоанна, как это прямо и положительно говорится в житии св. Николая Сионского. Там обитель, здесь алтарь св. Иоанна... Новое смешение! 53 Весь этот рассказ о «некоторых, вдохновенных» и пр. кажется прямой выдумкой честолюбивой республики, не хотевшей уступить славы приобретения св. мощей великого чудотворца торговцами ничтожного города безвестной Апулии. Любопытно читать, что в числе ублажавших «счастливый народ венецианский» за приобретение мощей св. Николая были и баряне, о которых прямо объявлял счастливцами сторож, что они завладели мощами, хотя и не всеми, святителя прежде венециан. 54 Вероятно, в самом городе Мирах, который, не смотря на свое разрушение, все ещё был обитаемым местом, а в 1034г. византийским правительством обращён в действительную крепость. По Иоанну архидьякону первые соглядатаи барские нашли в крепости мирской сарацинский гарнизон. Читать далее Источник: Антонин (Капустин), архимандрит. Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Ликии в Италию//Труды Киевской Духовной Академии. 1870. 5. С. 396-427. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

В борьбе гвельфов и гибелинов Падуя становилась на стороне первых и ратовала против Еццелино, царского наместника, всем страшного. В 1237 году удалось этому наместнику с помощью одной партии в сем городе овладеть им. Тогда он отмстил падуанцам за разрушение прародительского замка его, так что многие благородные семейства пали жертвой его мщения. При помощнике его Ансидио крестоносное войско гвельфов, по распоряжению папы Александра IV, с бою взяло Падую в 1256 году. Еццелино тщетно усиливался отвоевать ее, однако 11000 падуанцев включил в свое войско в Вероне. Когда же он в 1259 году кончил жизнь свою, тогда Падуя опять восстала по совету восьми избранных патриотов, а города Виченца и Бассано приняли от нее правителей (podesta); тогда и университет процвел, и продолжилась постройка церкви во имя св.Антония (†1231), святейшего ученика св.Франциска. С 1260 года владевшая Виченцой Падуя принуждена была уступить сей город гибелинскому кангранду (cangrande), оттого зачалась ожесточенная война с Виченцой и Вероной. Главнокомандующим падуанских полков был Иаков да Каррара, происходивший от древнего рода и во дни Еццелино уже отличавшийся между вождями гвельфов, за что Еццелино обезглавил родственника его, а наследственный замок Карраров разрушил. В 1318 году, 25 июля, он за труды и заслуги свои признан был синьором Падуи. В 1319 году кангранде осаждал сей город и заключил с ним мир под условием отставки Каррара. Но Каррара подчинился немецкому кесарю Фридриху австрийскому, который послал графа Гёрцкого снять осаду, а Ульриха фон-Вальс поставил наместником своим. Во время ссоры сего Фридриха с Людовиком Баварским кангранде опять осадил Падую, но 26 августа 1320 года был отражен Иаковом Каррарой. По смерти сего Иакова в семействе Каррарском произошел разлад; посему Марсилио Каррара в 1328 году передал город кангранду, а этот поставил правителем его могущественного Альберта делла Скала, но не надолго. Власть при тайной поддержке флорентинцев и венециан опять перешла в руки Марсилия. Он после семимесячного управления умер. Преемником его был Убертино с 1338 года по 1345-й. Он был верный союзник флорентинцев и венециан, приобрел города Монтаньяру, Монселице, Бассано, Кастельбалдо, укрепил замок в Эсте, возобновил стены Падуи, построил палаццо де-Принципи, университет сделал цветущим и исправил дороги, мосты и плотины. При его преемнике Иакове кончена была постройка церкви во имя св.Антония Падуанского.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

33 Крестовый поход против турок напрасно старался возбудить еще кардинал Исидор (бывший митр. русский), писавший по возвращении в Италию (он взят был в плен и успел убежать) об этом к Европейским государям красноречивое послание, оставшееся без действия (ист. Карамз. κн. 2 т. 5. Изд. 1842 стр. 210–211, прим. 382). Потом проповедовал его повсюду францисканский монах Иоанн Капистран; наконец он был торжественно объявлен на соборе в Мантуе (1459 г.) главным вождем крестоносных дружин согласился быть австр. импер. Фердинанд. 34 В 1459 году покорена Сербия, по смерти деспота, знаменитого Георгия 1-го Бранкович (1427–1457); часть сербов, не хотевших подданства неверным, оставила отечество и под предводительством деспота Стефана, второго сына этого Георгия, переселилась в Венгрию и заняла место, называвшееся Паннонисию Сремскою или просто Срем (История разных Словенских народов, соч. архимандрита Иоанна Раича, т. 3, κн. 9, гл. 9, стр. 253–258; κн. 10, гл. 1, 269–70). – Пелопонесские государства, находившиеся во владении двух братьев последнего импер. греч. Димитрия и Фомы, и Венециан, завоеваны Магометом 2 в. 1459–60 г.; не покорились только города: Монемвасия и приморские – Корон, Модон, Пилос и другие, бывшие во власти Венециан (Кума, т. 7, стр. 370–371, 376, 378). Димитрий прибег к покровительству Магомета 2, а Фома удалился со всем своим семейством в Рим, где в 1463 году скончался. Трапезунтское царство подпало власти Турок в 1461 г.; государь Давид Комнин, осажденный в своей столице, добровольно сдался Магомету 2 и со всем семейством был отправлен в Адрианополь (Кума, т. 7, стр. 381; Turcogr, кн. 1 стр. 20–21). Чрез два года после этого покорена Босния; в 1466; покорены Карамания и Кассемания; а в 1467 г. призвали власть Магомета 2 и храбрые Албанцы, по смерти своего героя Георгия Кастриота, или Скандербега, не могшие противостоять напору турок (Франц. кн. 4, гл. 22; Раичь, кн. 10, гл. 3). Оставались две страны, которые не были покорены Магометом 2, это – Герцоговина и Черногория. Герцеговина покорена турками уже в 1483 году, при сыне Магомета 2, а Черногория, благодаря мужеству своих князей: Стратимира или Стефана, по прозванию Черного, и сына его Ивана Черноевича, осталась независимою.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После приходили в Константинополь послы от французов, венециан, генуэзцев, от поляков и все в совокупности просили святых мест, но турки отстранили эти притязания, несмотря на то что послы французские не раз предлагали туркам подарки и помощь против венециан и немцев за уступку святых мест. Конечно, приходилось в этих случаях тратить грекам большие суммы денег, вследствие чего Иерусалимский престол впал в большие долги, но они утешались тем, что Святые Места находятся в их руках. Но вот в прошлом, 1689 году снова явился в Константинополь французский посол и заявил, что французы будут всячески помогать туркам в их войне с немцами и не положат оружия до тех пор, пока немцы не заключат с турками мир и не возвратят им всех отнятых у них государств. Визирь, по выражению Досифея, «обои уши свои к слышанию слов посланника приклонил», однако турки и теперь еще не решались отдать святые места французам по двум причинам: «Чести ради государства своего, потому что все народы били челом им, чтоб пропускали поклонитися Святым Местам; а вторая причина, что боялися, буде возмут те Святыя Места от православных, чтоб не у стремил ося ваше державнейшее и святое царство на них войною», так как всякий раз, когда западные просили себе святых мест, «всегда советовали здешние турские вельможи и говорили: что смотрите, не разбудите москалей, которые спят добро». Однако ныне турки все-таки отдали наконец святые места французам по совету крымского хана. Впрочем, французы «не взяли всего, токмо Святой Гроб, и Пещеру рождения Христова, и половину Голгофы», чем они по временам владели и ранее. Но кроме этого они теперь еще взяли «всю церковь святаго Вифлеема и один свод внутри Святаго Гроба, где мы подавали святой свет, и обретение Честнаго Креста». «Я вышел в диван, сиречь в судилище салтанское, – рассказывает далее Досифей, – и на лицо визирю говорил тма речей: что желал лучше умерети, нежели видети толикое зло к православному роду. Однакожде визирь мне никакого зла не учинил и ни в чем не безчестил, только слов моих не слушал».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Последняя была написана с целью показать, что Синайская обитель была основана царями, постоянно находилась под покровительством царей и всегда считалась царскою, что поэтому и теперь, как и древле, ей прилично быть обителью специально царской, находиться под непосредственным ведением русских царей как наследников Константина и Юстиниана. На этот раз домогательства синаитов имели полный успех. От государей велено было изготовить грамоту к синайскому архиепископу с извещением, что они по челобитью его Синайскую гору в призрение свое принять изволили, из русских монастырей монахов по два человека послать туда указали, жалованья им посылается на полтораста рублей соболями, не в пример прежних трехсот рублей, которые даны были в приезд Анании собственно потому, что от них давно перед этим не приезжали за милостыней. К этим полуторастам рублям потом прибавлено было еще 100 золотых червонных, да сверх того велено было устроить серебряную раку для мощей великомученицы Екатерины, и, наконец, синаитам дозволяется приезжать в Москву для милостыни через два года. Но этого мало: русское правительство захотело немедленно заявить еще чем-нибудь свое покровительство или свою заботливость о Синайской обители, и нужно сознаться, заявило очень даже неудачно. Принимая посольство от синаитов чуть не в течение целых двухсотлет, наше правительство, как оказывается, по крайней мере в данное время, имело о географическом положении Синая самое смутное и неправильное представление, оно почему-то вообразило, что Синай находится где-то на самом берегу Средиземного моря, так что ему в случае удачной войны венециан с турками грозила серьезная опасность быть захваченным венецианами и разоренным от них. Желая немедленно отклонить от Синая грозившую ему опасность со стороны мореходцев-венециан, государи указали «послать к венетам своих великих государей грамоту: буде оружия их Господь Бог против неприятелей креста Христова благословит, и тамошние места у неприятеля овладеют, и они на той святой Синайской богопроходной горе монастыри и церкви Божий и святые места оберегли, и раззорять никого не допустили и не поволили, а наипаче для их царского велитчества и бережение тем святым местам учинили, и монахам, и мирским людем греческого благочестия никаких обид не чинили, и из мест их не выгоняли, потому что тамошним святым местам они, великие государи, блюстители и ктиторы, яко ревнители христианского благачестия».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

27 Χατζοπολου Κ. Ελληνικ Σχολεα στην περοδο της Οθωμανικς κυριαρχας (1453–1821). Θεσσαλονκη, 1991. Σ. 50. 29 АВПРИ. Письма монаха Полтавского монастыря о. Марти­ниану. 1765. Опись 505, Дело 7. С. 347. 31 Харадж – подоходный налог, выплачиваемый православ­ным населением Османской империи. Подать харадж сама по себе была не тяжела, но вместе с тем была крайне унизительна для христиан. Фактически она платилась за право существования в Турецкой империи, за право «дышать ту­рецким воздухом» и была постоянным напоминанием о пе­чальной судьбе некогда великого, а теперь порабощённого Отечества.­ 32 Герд Л. Константинополь и Петербург. Церковная политика России на православном Востоке (1878–1898). СПб., 2006. С. 28. 33 Finley G. Ιστορα της Τουρκοκρατας και της Ενετοκρατας στην Ελλδα. Αθηνα. 1958. Σ. 160. 35 АВПРИ. Письмо Афанасия Захарьева с товарищами Пана­гиоту Кондонию о защите против притеснений католиче­ских ксендзов 28 марта 1757 года. Ф. 13 Оп. 132. Д.367. С. 2. 36 АВПРИ. Приезд из Венеции игумена, пожалованного потом в архимандриты, кефалонитянина Герасима Фоки с жало­бой на венециан об уничтожении там греческой церкви, об утешении благочестивого исповедания людей и с прошением о посылке туда для сего дела Российского резидента, а потом допуске его из России в его отечество. Ф. 41. Оп. 411. Д.2. С. 3–4. 40 Этолия – небольшая горная область в Центральной Греции. Этолийским святой Косма именуется именно поэтому. 41 Καντιτου Αυγουστνου Ν. Μητροπολτου Φλωρνης. Κοσμς ο Αιτωλς ( Συναξριον – Δηδαχα – Προφιτεια – Ακολουθα). Αθνα, 1988. Σ. 68.; Συναξαριστς νεομαρτρων, των αγων Μακριου Κορνθου, Νικοδμου Αγιορετου, Νικηφρου Χου και διδσκαλου Αθανσιου Πριου. Θεσσαλονκη, 1996. Σ. 731. 43 Афонская академия (Афониада) – одно из ведущих учебных заведений середины XVIII в. Полный курс обучения в Афо­ниаде длился девять лет: первые четыре года ученики проходили начальный курс обучения, называвшийся грамма­тикой, следующие пять лет были посвящены изучению математических и философских дисциплин. В круг философ­ских дисциплин входили логика, введение в философию и метафизику. В круг математических дисциплин – арифме­тика, геометрия, физика, космография. Параллельно шло обучение латинскому языку. Основным языком обучения Афониады был древнегреческий.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

  001     002    003    004    005    006    007