«Плясал ли еси?» – наиболее часто встречающаяся статья в вопросниках, обращённых как к мужчинам, так и к женщинам. Часто уточняется, не происходили ли пляски на пиру или в пьяном состоянии, причём регулярность, с которой встречается уточнение, свидетельствует о том, что пиры постоянно сопровождались плясками. Пляски, как правило, носили не вполне пристойный характер, что и влекло за собой их запрещение. В некоторых текстах, предназначенных для исповеди женщин, находим такие уточнения: плясала «в коленях у друга», «в колени свои». 931 Такое уточнение присутствует только в вопросниках, обращённых к женщинам; учитывая, что исподнего в те времена не носили, пляска вприсядку действительно приобретала непристойный характер. В отдельных вопросниках, обращённых к мужчинам, записана такая статья о плясках: «Или в женине платье плясал?» 932 – яркий пример «переворачивания» мира, характерного для смеховой культуры средневековья, как показал Д.С. Лихачёв. 933 Мужчина оказывается не мужчиной, а женщиной; можно представить себе всю комичность шутовского исполнения мужчиной женской роли. Аналогичную статью мы находим и в текстах, обращённых к женщинам: «В мужни портищи ходила игрою?» 934 Наличие подобных статей наводит на мысль, что здесь мы имеем дело с вполне определёнными «женскими» и «мужскими» играми и плясками. Мужчина, переодевшись женщиной, не просто подшучивает над повадками представительниц противоположного пола. Он вторгается в женскую обрядность, принимает участие в играх, к которым не мог бы присоединиться, сохранив муж скую сущность. То же можно сказать и о женщинах, переодевавшихся мужчинами для участия в определённых играх, такие переодевания характерны для святочных и масленичных игр. 935 Далее мы увидим, что в исповедных вопросниках действительно присутствуют статьи, описывающие характерные женские и мужские развлечения, игры, обрядность Церковь неизбежно должна была осуждать подобные переодевания, как и вообще всякое актёрство, как намеренное искажение замысла Божия, давшего человеку тот, а не иной образ.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

И все веселей и привольней ему, Коленца выходят все круче… Но шибче играет Садк, осерча, … Царь бешеный месит ногами! В присядку понес его черт ходуном, Он фыркает, пышет и дует " … (Ср. описание пляски «казачка» у Гоголя, Тарас Бульба, конец 2-й главы). 3281 Свящ. Сергеев, Изъяснение раскола, имен. хлыст. (Мельников, Материалы, Чтения общ. ист. и др. рос. 1873, ч. 1, с. 34–35). 3282 Кириллов, Амур. прыгуны (Камчат. Е.В. 1897, 12, с. 238–239). См. там же, 10. С. 188: «один вдохновенный прыгун, почувствовав в себе особенную полноту благодати, начал вихрем носиться по молитвенному дому и кивать головой, останавливаясь то пред одним, то пред другим, пока не грохнулся на пол». Ср. скопческий роспевец (Мельников, Материалы, Чтения об. ист. и древ. рос. 1873, ч. I, с. 15): «Ой, во саду, саду, разгуляться к вам иду, Сударь батюшка родной, учитель мой, Дух святой… Уж он ходит, гуляет, сам погуливает, Своей буйною головушкой покачивает». В «Вакханках» Эврипида «трясение головой» (κρτα σεσαι) – составной элемент оргиастической пляски в честь Диониса (ст. 184–185). 3284 Дингельштедт, Закавк. сект. 195, 223–224. Ср. описание древнерусских плясок в «купальскую ночь»: «женам же и девам и главам накивание и устнам их неприязнен клич всескверные песни бесовские и хрептом их вихляния и ногам их скакания и топтания» (Послание игумена Памфила, – В. Малинин, Старец Елеазарова монастыря Филофей, Киев 1901, приложение 1-е. с. 3). 3286 Ю. Толстой, О духовном союзе Е.Ф. Татариновой (Бартенев, XIX-й век, кн. 1, с. 226); Тверские Е.В. 1891, 10, с. 286. 3287 Это отражение в радельных телодвижениях национальных хороводных плясок является веским аргументом в пользу признания самобытного происхождения хлыстовства – древнейшей из русских мистико-экстатических сект. 3288 Дело Самарского окру ж. суда о мормонах Бузулук. и Николаев. уездов, 38833, т. 3. л. 159. Название «колесо в колесе» взято сектантами из книги пророка ( Иез.1:16 : «казалось, будто колесо находилось в колесе»). Напр., В. Дерютин, основатель хлыстовской секты в с.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Со дня Пасхи до 50-го дня после неё оставлялись коленопреклонения, о чём впервые упоминает ещё свт. Ириней Лионский в самом конце 2 века (см. «соч. в русск. пер». М. 1871, стр. 695). Впрочем он пишет только о времени в течении которого «не преклонял колен». А сам праздник Пятидесятницы, завершающий подвижный круг, возник ближе к концу 3 века. Как праздновались Пятидесятница и Епифания, нам неизвестно. Зато довольно много материала о днях памяти мучеников. Если в начале века ещё нет резкой грани между памятью мучеников и простых умерших ( Тертуллиан : «Мы делаем приношения за скончавшегося в годичный день страдания» «О венце воина», 3), то к концу века первоначальный культ святых уже налицо. Являются общецерковные святые (апп. Пётр и Павел, ап. Иаков, первомуч. Стефан, св. Лаврентий и др.). Над могилами местных мчч. возводятся постройки, в которых совершаются поминальные агапы, читаются акты страданий (зап. – «legenda«; вост. – «синаксарь«). В честь мучеников сочиняют песни и устраивают пляски. Рождение мученика в новую жизнь приветствуется плясками при гробах, которые застал ещё свт. Василий Великий : «Мы пляшем священными плясками при гробницах святых». (y Conybeare F. Philo 254. цит. Bast 1, p. 512). И в Эфиопской Православной Церкви до сих пор сохранились пляски на молебнах и крестных ходах, возглавляемые священниками (см. Тураев Б. «Абиссиния» Прав. богосл. энц. т. I, СПб, 1900 г. с. 71). То же самое – у православных арабов (см. Муравьёв А. «Путешествие по святым местам» ч. 2, СПб, 1840 г. с. 124). Литургии 4–5-го веков 1. Церковь перед лицом Новой Парадигмы С воцарением Константина Великого (324 г.) завершился Доникейский период истории Церкви и начался новый, государственный период Её истории. Константина Великого называют первым христианским императором. Это и так и не так. Ибо крещение, которое одно рождает человека в Церкви, он принял лишь на пороге смерти и от арианского епископа. Вера во Христа пришла к нему не через Церковь , а была воспринята «по-протестантски», лично, накануне решающего сражения. И это личное, внецерковное избранничество сразу поставило его над Церковью , а созданную им империю соделало вторым (наряду с Церковью) «священным царством».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не последовал примеру Давида, который, быв обличен пророком Нафаном за грех прелюбодеяния, сказал известныя слова: согреших ко Господу ( 2Цар. 12, 13 ), которому, ради его смирения, и Господь простил грех . Но емь Иоанна, связа его, и всади в темницу ( Матф. 14, 3 ). Непобедимаго любомудрием победил побежденный страстию распутства; несвязаннаго никакою страстью связал связанный чарами невоздержания; стража и вестника Церкви всадил в темницу пленник нечистаго дела Иродиады ради жены Филиппа брата своего ( Матф. 14, 3 ), – ради Иродиады, нравом похожей на Далилу, сотрудницу диавола. Ибо она мужа, и притом чужого, возбудила к ненависти против Иоанна: не могу, говорит, будучи царицей, переносить обличение от сына Захарии, посади в темницу язык, меня обличающий, пронзи сейчас копьем человека, наносящаго душе моей раны словами, как стрелами. И хотящ его убити, убояся народа, зане яко пророка его имеяху ( Матф. 14, 5 ). Ибо и цари, когда захотят совершить что-либо несправедливое, не тотчас приводят желание свое в исполнение, подверженные стыду и страху пред подданными, но в душе своей выжидают удобнаго времени для преступления. 6 . Дни же бывшу рождества Иродова, пляса дщи Иродиадина посреде, и угоди Иродови. Темже и с клятвою изрече ей дати, егоже аще воспросит ( Матф. 14, 6 ). Когда ему надлежало воздать славу Богу за то, что увидел свет, тогда он возлюбил дела тьмы. Для него это было время духовной радости, а не пляски, и притом пляски женщины в присутствии мужчин. Что отсюда произошло? Клятва. А отсюда? – Убийство. Вырви корень зла, и не будет плода беззакония; если же первый возрос, то, несомненно, и конец дела последует. Пляса дщи Иродиадина посреде, и угоди Иродови. И чему могла научиться от матери легкомысленная дочь, как не плясать? – и настолько искусству плясать она была обучена, что угодила Ироду, почему он с клятвою обещал ей дать, чего только она попросит. Ибо такова необдуманность одержимых страстями нечестия, что они несмысленно говорят обо всем, как только вздумается.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Ну и безумие! Танец девицы уловил ум царя. Изгибы рук и движения ног повредили разум царя. Разве ты не слышал про Александра, сына Филиппа, который из-за дочерей Дария, приведенных к нему, по-царски терзался и изрек нечто великое и полное премудрости: «Не стыдно ли нам, победив мужчин, оказаться побежденными женщинами»? Ты настолько неосторожен? Ты настолько невоздержан? Разве не слышал Божественное Писание, говорящее: « Смотрите, чтобы смерть не вошла в двери» ? Здесь сказано о чувствах, которыми улавливается внутренний человек. Чем же вызывают удовольствие корибантические пляски , как не очарованием музыкальных инструментов: гуслей, кифары, наблы и свирели. Постыдные телодвижения есть воистину подражание демонам. Благодаря всему этому ты уподобился молодому оленю, пораженному стрелой, и пойманному в сети птенцу, а не антилопе, спасшейся из силков, и не птице, избавившейся от пагубы; западней для тебя стала пляска блудницы и обрывистой ямой – страсть к ней. « И плясала дочь Иродиады перед собранием и угодила Ироду, и сказал он: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе. И с клятвою обещал дать, что она попросит, даже до половины своего царства» . Если тебе понравилось, как сплясала девица, то и надо было ей что-нибудь подарить, но обычный подарок, а не то, что не по чину; то, что доставляет удовольствие гостям, а не то, что печалит, не голову святого пророка. « Но ради клятвы и возлежащих с ним не захотел отказать» . О, горе! Какое бесчувствие, какой безумный повод! Если бы она попросила тебя оставить царство, как бы тогда ты исполнил свою клятву? Если бы она попросила вынуть глаза матери или вообще с ней расстаться, ты бы исполнил просимое? « Но ради клятвы и возлежащих с ним не захотел отказать» . Сказанное несет в себе неизбежность судьбы. А как бы ты поступил, если бы остался только один предлог? « Всякий, делающий грех, есть раб греха» . Ибо подчинивший свой разум удовольствию, становится невидимым рабом страстей, а кто, чтобы услужить, пользуется страстным движением, являет свое намерение, показывая, к чему стремилась изначально поработившая его.

http://bogoslov.ru/article/4763356

– Енисейский приход, в котором я служил, был единственным от Красноярска до Ледовитого океана. Тайга, стопроцентный атеизм... Приходилось много работать, открывая новые приходы, впоследствии они становились центрами благочиний, а теперь уже и епархий. – Трудно было? – Что такое " трудно " ? Кому на Руси жить хорошо? Это было в радость, вдохновляло. Как и создание первой в Красноярском крае православной гимназии. Движение пошло. И из Абакана к нам приезжали, и трудами отца Александра Горбатова гимназия здесь успешно работает. Воскресная же школа в Енисейске начала действовать еще в 1983 году. Такие школы повсюду в России стали появляться только в девяностых годах. Линия прямого действия – Чего не сказать о нравственности большей части невоцерковленной молодежи. Что-то неладно в нашем королевстве? – Однажды к нам приехал гость, и я позволил себе что-то вроде " молодежь не та пошла " . Он послушал меня и сказал: " Отец Геннадий, вы что, правда, стареете? " Но если разрешить себе немножко побрюзжать, что мы видим последние 20 лет? Молодые выросли без идеологии и без нравственных критериев. С одной стороны, молодежь незадолбленная, они очень свободно мыслят, но они еще не отстояли свою свободу. Их пальцем никто не тронул, свобода еще не выстраданная, даром используемая. Но она есть. В том числе, к сожалению, свобода от нравственных критериев. На это надо обращать внимание. Как во все времена, а в наши – без вариантов, такую функцию должна взять на себя Церковь, никакой другой силы нет. (Есть партии, но они тоже деидеологизированные: власть, но не идеология). Церковь же несет нравственные критерии, ценности, не знающие процесса старения, не те, что провозглашает на сей день какой-либо лидер. Действо, о котором вы только что упомянули: песни и пляски в храме Христа Спасителя. Я не могу об этих девушках судить как о людях – я их не знаю. Но то, что они совершили кощунственный акт, – это факт. Не подозревали, что так нельзя? Не будем, не настолько мы глупы. К сожалению, Церковь давно не применяет свои санкции: есть ведь отлучение от причастия, отлучение от Церкви, вплоть до анафемы. Церковь может действовать своими силами, и они очень сильны. Следует назвать хотя бы имена некоторых наших звезд, которые по канонам подлежат отлучению. Тогда бы весь народ знал, что эта суперзвезда, не сходящая с экрана, отлучена вот за такой-то конкретный циничный грех.

http://religare.ru/2_94437_1_21.html

И мы отныне научаем и напоминаем святыми писаниями, чтобы не быть такому бесчинному обычаю, исполненному всякого студа и срама и зазрения. А особенно в сем священном доме пречистыя Богородицы, великие и святейшие митрополии всей России, не глумиться и не играть ни пресвитерам, ни диаконам, ни иподиаконам, ни чтецам, ни певцам, ни свещеносцам, ни пономарям, ни сторожам, ни всем прочим людям, служащим в сем святом месте пречистыя Богородицы и великих чудотворцев Петра и Алексея. Ибо живущим в сем священном доме подобает быть благим образом для всех людей. Святые апостолы и богоносные отцы заповедали всем иметь незазорное и добродетельное житие, и епископам и пресвитерам, и прочему священному чину, также и мирским людям». Вслед за тем святитель приводит правила – апостольские (два), соборов – трульского (шесть), Лаодикийского (два) и карфагенского (одно), возбраняющие христианам и особенно пастырям церкви разные неблагопристойные игры, песни, пляски, посещение корчемниц, позорищ, ристалищ, гадание, волхвование и подобн. После правил приводит такого же содержание отрывки из сочинений св. Ефрема и св. Златоуста, и в заключение говорит: «посему молю вас, не любите сквернословия, и играния, и глумления, удаляйтесь от душетленных бесед и всяким хранением соблюдайте свои сердца от нечистых и скверных помыслов, а свои очи сохраняйте от зрение неполезного и от слышания душевредного, и бегайте, как от змия, от роскоши и гордости, зависти и пьянства… Внимайте и трезвитесь и никогда не отступайте от учения божественного писания, но всегда поучайтесь в нём, читайте, пойте, внимайте прилежно молитве… не отлучайтесь от церковного собрания, подавайте нищим, беседуйте о рае и царстве небесном, воспоминайте смерть; всекрасную же и премудрую простоту, и кротость, и смирение более всего соблюдайте, да избавит нас Господь от сетей вражьих, и от всякого плотского мудрования, и от всех злокозненных людей, и да помилует и спасёт нас…». Повторяем, слово это несомненно было произнесено в церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Затем пошли слухи о сносе Страстного монастыря. Отец Павел выбрал наконец время поехать помолиться в Страстной, но приехали они с женой на руины. Лежали горы кирпича, а где-то по краям внезапно открывшегося пространства ходили те, чьи кельи, насиженные и намоленные места, чьи души остались там, под клубящейся кирпичной пылью. Затем даже до их храма в Черкизове донесся гул, словно бы далекого землетрясения. Оказалось, взорвали храм Христа Спасителя – памятник, построенный на народные пожертвования в честь победы над Наполеоном. Что ни день, то новый удар: закрыли, взорвали, разбили, сняли колокола, вывезли и свалили иконы, сорвали оклады... Потом к этому стал добавляться новый, особый террор разгулявшегося невежества – попа увезли, а жену не тронули, на другой день взяли и жену и сына... Попа повесили на царских вратах; попа раздели донага и гоняли вокруг храма; попа заставили влезть на колокольню и звонить, а потом сбросили. Ночи стали бессонными. Все, кто имел отношение к Православию, были готовы к непредсказуемой и безнаказанной расправе. Всем известный протодиакон Михаил Холмогоров, высоченный рыжеволосый красавец с великолепным голосом, ходил не выпуская из рук чемоданчика, который уложила дома жена: белье, сухари, носки, шапка, Евангелие. Регенту закрытого и взорванного храма Христа Спасителя Анатолию Александрову, оказавшемуся без работы не у дел, под угрозой ссылки было предложено организовать хор военных. Этот хор стал конечно же прекрасно петь – ведь руководил им сам Александров! Вскоре этот хор стал называться Ансамблем песни и пляски Красной армии. Протодиаконы Максим Михайлов и Редикюльцев, тоже выгнанные из храмов, пошли петь в Радиокомитет, а потом, с их уникальными голосами, в Большой театр. До регента церковного хора отца Павла Ансимова перековка еще не дотянулась. Слепые Они были крещены в детстве. Набожные семьи воспитали их в православной вере. Они были из разных семей. Родители некоторых были с доходами – кустарничали, у других совсем никудышные – сапожники-пропойцы; или это была тихая мещанская работающая семья, которая хотела воспитать ребенка в своем непритязательном духе, да Бог не привел.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

5. Ответ на 2., Яков Яковлевич: Эти два вопроса встают во весь рост, когда возникает любая проблема.И здесь тоже. Кто виноват? Русские.Что делать? Наказать русских.Мы к этой постановке вопроса привыкли и постоянно утираемся.А давайте мы по другому поставим вопрос и, может, другой будет и ответ?Кто виноват? Украинские нацисты. Что делать?Уничтожить украинский нацизм. С корнем вырвать его из украинской земли. Так, как с свое время уничтожен был немецкий нацизм. Только тогда целы остались спонсоры немецкого нацизма. Сейчас они не должны уйти от ответаи " заплатить " , выражаясь их языком, и заплатить сполна, за все хорошее, так сказать.Вот такой вот пример надо бы демонстрироватьРоссии - всему остальному миру.Может, доживем до той поры? Вы как из параллельной вселенной. Ну где вы собрались искать спонсоров немецкого и украинского нацизма? " заплатить сполна " - горе и боль от сложившейся ситуации на Украине огромны! Но, " отомстить всем виновным " - это именно то, на что провоцируют нас те самые " виновные " . Советую, не рассматривать геополитические события с точки зрения отношений между национальными государствами. Такой подход устаревший и не соответствует сложившейся действительности. 4. Re: Русская Православная Церковь демонстрирует пример светским властям России Наверное, решение Московской Патриархии - не политическое, а каноническое. Не хотелось бы, чтобы это делалось по соображениям политическим. Хорошо бы МП следовала православным канонам во всём. Например, прекратила бы совместные молитвы с папистами, присутствие их в наших храмах на богослужениях, обмен семинаристами с папистскими учебными изаведенями, а также пляски и концерты в православных храмах и так далее. 3. Анафематствовать еретиков! С главной идеей статьи я совершенно согласен. Власть ведёт себя слишком мягко, рассчитывая, видимо, всё-таки встроиться в " новый мировой порядок " , но не в качестве колонии Запада, как при Ельцине, а как " равноправный партнёр " . Что же касается позиции Московской Патриархии, то и она, по моему скромному мнению, должна быть намного жёстче.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/09/15/ru...

Из всех просфор вынимается только по одной части, а не несколько. Приносные просфоры должны быть особые за живых и особые за умерших. С окончанием часов кончается и проскомидия, и больше просфоры не подаются в алтарь. Поэтому, в виду множества просфор, часы читают редко, почти нараспев. Перед окончанием часов священник заканчивает и проскомидию и делает общий возглас: «слава тебе, Боже наш, упование наше, слава Тебе». Затем, стоя в отверстых вратах, священник говорит отпуск часам и проскомидии. Если он служит без диакона, то сейчас же творит прошение себе говоря: «Простите мя, отцы и братия, елика согреших словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». Делает поклон в землю. – «Бог да простит тя, честный отче». – говорит народ и падает в землю. В это время уставщик читает: «Прости нас, отче святый, елика согрешихом во вся дни живота своего»... Священник отвечает: «Благодатию своею Бог да простит и помилует вас». – «Аминь», – отвечают ему и поднимаются от земли. Священ. К. Попов (Продолжение следует). Кальнев М. Православный миссионер на радении у хлыстов.//Миссионерское обозрение. 1899. 2. С. 482–493 Окончив пение 167 , все хлысты, мужчины и женщины, совершили земной поклон пророку, благодаря за его пророчество, словами: «спасибо, родимый, за труд ваш»! Через минуту, не больше, начались снова песни, снова пляски с большим ещё одушевлением и неистовством. Теперь уже не долго ожидали хлысты духа, через минут десять он «сокатил» на другого пророка, именуемого Иоанном Крестителем, чрезвычайно крикливо начавшего своё пророчество. Но как он не кричал, у него пророчество выходило из рук вон плохо: он начал пороть для всех очевидную чепуху. В волнении «ходя на кругу», он одно только и выкрикивал: «ну так что ж, ничего ж! Никогда, завсегда! Где Исус, там Петрусь? Никого ж я не боюсь»! Не смотря на такое бессмысленное пророчество, многие стали неудержимо громко рыдать. Чтобы ободрить видимо смущавшегося от неудачи пророка, некоторые из мужчин стали громко вздыхать, охать, другие выкрикивать: «верно, истинно»! «Так, так»! Когда хлыстовский креститель подошёл к нам, я, стоя подле Недобоя, толкнул его и сам громко закричал пророку: «верно, верно, истинно»! Недобой сильно рассмеялся, но тотчас прикрыл лицо своё «крылом архангела», так что по вздрагивающим от смеха плечам нельзя было узнать, смеётся он или плачет...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010