Той же епитимий надлежит подвергать и тех, которые производят гадания о счастье, судьбе, родословии, и множество других подобных толков, равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в этом и не отвращающихся от этих пагубных и языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священные правила повелевают. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? (2 Кор. 6, 14-16). Так называемые календы (то есть языческие празднования первого дня каждого месяца). Бота (языческое празднование Пану), Врумалия (празднование языческому божеству — Вакху) и народное сборище в первый день марта желаем совсем исторгнуть из жития верных. Также и всенародные пляски, могущие причинить великий вред и пагубу, равно и в честь богов, которых так ложно называют эллины, пляски и обряды, производимые мужчинами и женщинами, совершаемыми по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок. Поэтому тех, которые отныне, зная это, дерзнут делать что-либо из вышесказанного, клириков — повелеваем извергать из священного сана, а мирян — отлучать от общения церковного». В Священном Писании говорится: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор. 22,5). Православное правительство Российской империи в своих законах запрещало «в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни». Сретенский монастырь «Новая книга» — «Ковчег» Москва — 1997 Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/kak-provesti-rozhdestv...

Заботясь о христианской чистоте нашего поведения, Церковь и правительство строго запрещают все суеверные обычаи, коим иногда следуют некоторые из нас в Святки и другие времена года. В правилах Шестого Вселенского Собора говорится: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии надлежит подвергать и тех, кои производят гадания о счастии, судьбе, родословии и множество других подобных толков, равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в этом и не отвращающихся от таковых пагубных и языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священные правила повелевают. Ибо кое общение свету ко тьме? – говорит апостол. – Или кое сложение церкви Божией со идолы? Или кая часть верному с неверным? Кое же согласие Христови с велиаром? ( 2Кор.6:14–16 ). Так называемые календы (т. е. языческие празднования первого дня каждого месяца), Вота (языческое празднование Пану), Врумалия (празднование языческому божеству Вакху) и народное сборище в первый день марта желаем совсем исторгнуть из жития верных. Также и всенародные пляски, великий вред и пагубу причинить могущие, равно и в честь богов, ложно так эллинами именуемых, мужеским или женским полом производимые пляски и обряды, по старинному и чуждому христианского жития обычаю совершаемые, отвергаем, и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок. Посему тех, кои отныне, зная это, дерзнут делать что-либо из вышесказанного, клириков – повелеваем извергать из священного чина, а мирян – отлучать от общения церковного» 132 . Это Соборное постановление сделано согласно с Писанием, в котором говорится: да не будет утварь мужеска на жене, ни да облачится муж в ризу женску: яко мерзость есть Господеви Богу твоему всяк творяй сия ( Втор.22:5 ). Согласно с правилами Священного Писания и Церкви, православное наше правительство запрещает «в навечерие Рождества Христова и в продолжение Святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни» 133 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Недавно в русской литературе было высказано мнение, что в состав древнего чествования мучеников во II-IV вв. входили и религиозные пляски ( Коновалов Д . Религ. экст. в рус. мист. сект. Бог. Вест. 1907, 10, стр. 351, 1908, 4, стр. 707—728). В мученических актах , часто заключающихся описанием богослужебных собраний в честь мучеников, не говорится о плясках в честь их: выражение в актах Поликарпа о совершении памяти его в «веселии и радости – γαλλιασει κα χαρει » понимать о пляске (Коновалов 707) будет произвольно. Только несколько памятников III и IV в. говорят об этих плясках, как о местном и терпимом явлении. Так по свидетельству св. Григория Нисского св. Григорий чудотворец (III в.) уступая склонностям своей паствы и чтобы отвлечь от языческих празднеств, дозволил небольшие пляски ( τ μικρν ποκιρτ ν ) в честь мучеников (бес. на Еккл. 6). Гомилия IV в. на память мученика Полиевкта (†259 г. в Армении) приглашает «согласно установившемуся обычаю ликовать ( χορεσωμεν ) в честь мученика» ( Aubé B. Polyeucte dana Phistoire, Par. 1882, p. 79). Указывают и у Василия В. выражение: «мы пляшем священными плясками ( νθοις χορεαις ) при гробницах святых» (у Conybeare F . Philo, 154 цитата: Bas., t 1. p. 512 B). В Абиссинском богослужении до сих пор сохранилась пляска на молебнах и крестных ходах, в которой принимают некоторое участие и священники ( Тураев Б . Абиссиния. Правосл. богосл. энц. I. Спб. 1899, ст. 71). Дозволяют ее и православные арабы в Иерусалиме вокруг святынь ( Муравьев , Путешествие к св. местам, ч. 2, Спб. 1849, стр. 124. (Т.о. все это было религиозные эксцессы, имевшие место только в таких энтузиастических местностях, как Малая Азия и Армения и не одобренные церковью. И. Златоуст считает пляску делом бесовским (на Мф. бес. 48). Григорий Богослов советует плясать как Давид, а пляску последнего понимает в аллегорическом смысле (слово 5). Бл. Августин возмущается прежними плясками в мартириуме св. Киприана и пред самыми базиликами святых (слово на день мч. Кипр. и слово 215 (265). Карфагенский собор 397 г. пр. 71 запретил «непристойные пляски ( ρχσεις μυσαρας ), совершавшиеся в священных местах и даже в дни памяти блаженных мучеников». Лаодикийский собор (в конце IV в.) пр. 53 запрещает даже на траках прыгать или плясать ( βαλλζειν ρχεσθαι ). В виду такого отношения к религиозной пляске в Церкви и такой редкости ее у древних христиан едва ли можно видеть ритуальный остаток ее в круговом хождении при крещении, браке и хиротесии ( Коновалов , 723).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

Надобно быть ангелом бесплотным, чтоб в виду этой пляски сохранить себя в чувстве целомудрия. Выходить же на такую пляску, а, с другой стороны – прямо просить ее (кричать: «канкан, канкан…»!) – полнейшее бесстыдство. (Для такой-то пляски особенно применимы слова св. отцов, которые вообще осуждали танцы: «праздник дьяволу» ( Ефрем Сирин ), «подводный камень невинности и могила для нравственности» ( Амвросий Медиоланский ). Затем, не менее воспламеняют и питают похоть плоти и бесстыдные зрелища, т.е. такие зрелища, где например, слышится разговор двух лиц, мужского и женского, о плотской любви (а в каком же театре нет этого?); где можно видеть тесное приближение друг к другу мужчины и женщины (в лице актеров) до немногих шагов к самому акту греха, запрещаемых седьмою заповедью; где представляются разные обольстительные телодвижения, где так же, как и в пляске, приняты короткие и обтянутые одежды у женского пола; и где при этом действия – игры девиц или женщин выполняются на возвышении, например, в цирке бег их на лошади с поднятием ног в виде пляски, а в садах – хождение их по канату. Одному Богу известно, сколько душ вовлечено в грех от таких зрелищ! Женатые и семейные с них возвращаются домой в расстроенном духе, возвращаются не одни, но вместе с театральною женщиною, т.е. не вводят же они этой женщины открыто в дом, против чего восстала бы законная жена, но вносят и оставляют ее в своем сознании; а иные и совсем не приходят в тот вечер к семейству, уклонившись на распутья порока. Холостые же тотчас обращаются в постыдные дома; случается еще, иной из холостых, пленившись искусством и наружностью актрисы, вступает с этой актрисой в брак: по увлечению брак не приносит им обоим счастья. Итак, справедливо св. Церковь на своих соборах отлучает от себя представителей и посетителей таких бесстыдных зрелищ 126 . Переписка о любви или списывание в том же духе стихов То и другое показывает не только легкомысленную личность, но и готовую предаться преступной связи. Два человека разных полов уверяют друг друга в любви, выражают тоску о разлуке, назначают часы для уединенного свидания.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

В правилах шестого Вселенского Собора говорится:«Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимий. Той же епитимий надлежит подвергать и тех, которые производят гадания о счастии, судьбе, родословии и множество других подобных толков, равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в этом и не отвращающихся от таковых пагубных и языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священные правила повелевают. Ибо кое общение свету ко тьме, говорит Апостол, или кое сложение церкви Божией со идолы; или кем часть верному с неверным; коеже согласие Христови с велиаром (2 Кор. 6, 14—16). Так называемые календы (т. е. языческие празднования первого дня каждого месяца), Вота (языческое празднование Пану), Врумалия (празднование языческому божеству Вакху) и народное сборище в первый день марта желаем совсем исторгнуть из жития верных. Также и всенародные пляски, великий вред и пагубу причинить могущие, равно и в честь богов, ложно так еллинами именуемых, мужеским или женским полом производимые пляски и обряды, по старинному и чуждому христианского жития обычаю совершаемые, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок. Поэтому тех, которые отныне, зная это, дерзнут делать что-либо из вышесказанного, клириков, — повелеваем извергать из священного чина, а мирян — отлучать от общения церковного» [ ] . Это соборное постановление сделано согласно с Писанием, в котором говорится: да не будет утварь мужеска на жене, ни да облачится муж в ризу женску, яко мерзость есть Господеви Богу твоему всяк творяй сия (Втор. 22, 5). Согласно с правилами Священного Писания и Церкви, православное наше правительство запрещает»в навечерие Рождества Христова и в продолжение святое заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирския одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни» [ ] .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Не ленитесь послушать моей беседы, пишет проповедник, вот мое слово: «вонмите словесем божиим, сотворите повеленное вам… бежите игрищ, да не смеются вам погании», т.е. укланяйтесь игрищ, чтобы не смеялись над вами язычники или иноверцы. Далее проповедник увещевает своих посомых избегать грехов и принимать учение. Слушатели же были не особенно к этому склонны: они редко посещали храм, а если и приходили, то, по-видимому, не входя в церковь , собравшись толпой, занимались кощунами, сварами, клеветой, играми, хвастовством, укоризной и проч. Не лучше были и те, которые пристствовали при богослужении: они занимались осуждением ближних, уходили из храма с гневом друг на друга. Что же касается обличений древнего автора, то они могут быть современными даже и в наши дни. И теперь не редко крестьяне собираются в праздничный день к храму, чтобы обменяться новостями, посудачить и проч. Некоторые все время службы проводят в церковной ограде или на паперти за разговорами. Опытные сельские священики знают это и потому между утреней и обедней делают значительный промежуток. В это время крестьяне разбиваются на группы на могилах вокруг церкви и ведут беседы. Это своего рода клуб. Зато, когда «оттрезвонят», все должны идти в церковь .   §104. Развлечения, как остаток язычества Итак, игры, песни и пляски обыкновено называются бесовскими. Взгляд на танцы и на музыку, как на дело в высшей степени греховное, бесовское, перешел к нам из Византии, хотя и русские «игрища» не оставляли никакого сомнения, что спсительного там было мало. Разбирая русские сочинения, мы тем не менее видим, что ревнители благочестия вооружались на песни и пляски главным образом за то, что эти развлечения отвлекали верующих от храма божия и заключали в себе много соблазнительного. Сам музыка не отделялась от греховных забав и развлечений праздничного дня. Таким образом обличения музыки и песен, нередко развращавших людей слабовольных и безхарактерных, понятны сами по себе. Игры и пляски обличались, как греховные развлечения, отвлекавшие верующих от благомыслия и святости воскресного дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Христос настолько возлюбил Церковь , что ради этой любви Самого Себя отдал на смерть. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее ( Еф. 5:25 ). А ведь ты как муж не любишь жену такой же истинной любовью, ты, напротив, ненавидишь ее. Если бы ты по-настоящему любил ее, то не допустил бы на своей свадьбе сатанинских игрищ, плясок, песен и прочих безобразий, оскверняющих ее душу. Нужно ли еще говорить, что ты ведь сам себя не любишь, а скорее ненавидишь, раз позволяешь такие душевредные бесчинства у себя дома. Одним словом, пьянство, безобразия и зло, которое ты, человек, допускаешь на своей свадьбе, все это оскверняет и бесчестит духовный брак Христа и Церкви, тот самый брак, чьим образом и подобием является твое собственное венчание. Так, согласно Василию Великому , «чествование образа переходит к первообразу» (О Святом Духе. Гл. 18). А божественный Златоуст добавляет: «Если размышляешь о браке, думай о Христе и о Церкви, чей образ есть брак, и не вноси в него игры и пляски, ведь брак не театр. Это – таинство и образ великой вещи. Если тебе не стыдно перед ним самим, постыдись хотя бы того, образом чего он служит... Пляски – в эллинских мистериях, а в наших таинствах – тишина и благопристойность, скромность и сдержанность. Великое таинство совершается: вон, блудницы, вон, скверные!.. А брак – благовонная мазь. Как же ты туда, где приготовляешь благовонную мазь, приносишь смрадную грязь?.. Все должно быть проникнуто благоразумием, благочестием и скромностью. Теперь же я вижу совершенно противное: скачущих, как верблюды или как мулы... Поэтому и хочу очистить брак, возвести его на ту степень благородства, какая ему приличествует, и этим заградить уста еретикам. Посрамляется дар Божий, корень нашего бытия!.. Скажи мне: ты совершаешь таинство и призываешь дьявола?» (Беседа 12 на послание к Колоссянам). В-третьих, игры, песни и пляски на свадьбе оскверняют и противны благодати, которая содержится в таинстве Венчания, чтобы освободить и избавить супругов от блудного греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Иудейско-языческий гностицизм возник в недрах церкви и его сектантский культ развивался на ряду с христианским богослужением. Исследователь этого культа не мог обойти явлений в самой церкви, подобных лишь по внешности, по наружности, сектантским телодвижениям, не мог не осветить их, как должно, внутренним светом. Такие явления, как рукоплескания, скакания и пляски, ныне претят нашему церковному чувству, тем не менее они бытовали в древней христианской церкви – это исторические факты, несомненные и неотразимые. С точки зрения г. Коновалова, это явления лишь подобные, а не однородные. И по своему началу, и по своим целям, при внешнем подобии, они представляют внутреннюю противоположность. Тогда как хороводы и пляски гностических сектантов исходили из дуалистических философем материи и духа, подобные внешние явления в церкви, бытовавшие по местам и по временам, особенно в праздники мучеников, при их гробах, по убеждению г. Коновалова, представляли лишь языческое наследство, которое церковь терпела в переходную эпоху, для отвлечения христиан от языческих торжеств и сладострастных плясок; затем постепенно, благодаря соборам, она отрешалась и очищалась от подобных языческих явлений. Та же противоположность видна и в самых целях. Тогда как сектантские хороводы и пляски направлялись к внутреннему возбуждению, к освобождению в моменты экстаза духа от плоти, как зла, подобные явления в церкви были терпимы, с точки зрения автора, лишь как выражения уже готового внутреннего, чистого и святого восторга. И если доныне церковь поет «веселыми ногами пасху хваляще вечную», то ужели это одно и тоже с сектантским призывом скакать и плясать? В нашем рукописном собрании есть превосходная картина Поморской школы, изображающая церковь линиями из мельчайших —659— букв, в коих читается весь пасхальный канон. Что всего замечательнее, здесь – внутри церкви, изображены Валаам волхв и Иоанн Дамаскин , Аристотель и Иосиф песнотворец, языческий царь-мудрец, изучающий вселенную, и апостол Иоанн Богослов, трактующий апокалипсис. Если поморцы, строгие староверы, не смущались сопоставлениями событий христианского и языческого мира, то можно-ли смущаться просвещенным православным богословам подобными параллелями?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Впоследствии, с прекращением гонений, когда религиозный энтузиазм среди христиан утратил свою первоначальную силу и возбудимость, отражавшие его когда-то пляски в дни памяти мучеников, в свою очередь, должны были потерять свой религиозный характер. Григорий Нисский говорит, что «многие» христиане, плясавшие, согласно признанному св. Григорием Чудотворцем обычаю, на праздниках в честь мучеников, постепенно отрешились от этого языческого наследия: стали ограничиваться одной «духовной радостью» (τ πνευματικν τς εφροσνης εδος), не проявляя ее в физических телодвижениях, составляющих пляску. Однако такое превращение случилось хотя и со «многими», но не со всеми. У других, напротив, развитие шло совсем в обратном направлении: религиозный восторг, возбуждавший современников Григория Чудотворца плясать в местах погребения мучеников, постепенно поглощался чисто физическими удовольствиями, связанными с самой пляской, и тем весельем, какое создавалось за обильными трапезами, устроившимися в тех же местах. Благодаря этому, рассматриваемые пляски утрачивали первоначальный религиозный характер и превращались в обыкновенные мирские танцы (с свойственными им эксцессами), лишь внешним образом приуроченные к праздникам в честь мучеников. 974 —712— Начиная с IV века, идут беспрерывные жалобы со стороны представителей разных церквей и ряд соборных определений против бесчинных плясок христиан в дни памяти мучеников. Блаж. Августин, в речи in natali Cypriani martyris, говорит: «Неужели в этом месте (разумеется martyrium Cypriani), хотя и подобает воспевать псалом, следует кому-нибудь плясать? 975 Несколько лет тому назад, даже не так много, этим местом овладела зараза и наглость плясунов (invaserat pestilentia et petulantia saltatorum): всю ночь здесь пелись непотребные песни и совершалась поющими пляска» (per totam noctem cantabantur hic nefaria et cantantibus saltabatur). 976 Карфагенский собор (397 г.) запретил «непристойные пляски» (ρχσεις μυσαρς), совершавшиеся «в священных местах» (ερος τπους) и «в дни памяти блаженных мучеников».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

7. Итак, Давид не постыдился женских пересудов и ради выполнения священного долга не побоялся принять поругание в глазах женщин. Играл пред Господом отрок Его, и тем более угодил, что так смирил себя пред Богом, чтобы, отложив царское величие, подобно рабу, сослужить Богу нижайшую службу. И вот та, которая укорила его за эту пляску, была наказана бесплодием и не дала царского потомства, 2640 чтобы не производить на свет гордецов, и, что истинно, не продолжила себя ни в потомстве, ни в подвигах. 8. Если кто–то все еще сомневается, то пусть возьмет евангельское свидетельство, ибо сказал Сын Божий: Мы пели вам, а вы не плясали. 2641 И вот оставлены иудеи, не плясавшие, не умевшие восплескать руками своими: 2642 призваны народы, которые духовно восплескали Богу. Ибо глупый сложил руки свои и пожирает нутро свое (Екк. 4. 5), то есть занят плотскими делами, и пожирает нутро свое, словно смерть одолевающая (Ис. 25. 8), и потому не обрящет жизни вечной; мудрый же, вознося труды свои, 2643 чтобы они светили пред Отцом его, сущим на небесах (Мф. 5. 16), не пожирает плоть свою, но возносит ее к благодати воскресения. Это и есть славная пляска мудреца, которую плясал Давид; и потому он до самого престола Христова вознесся в возвышенности духовной пляски, чтобы увидеть и услышать слова Господа Господу Его; Седи одесную Меня (Пс. 109. 1)! 9. Поэтому, если ты не счел неуместным это наше толкование пляски, не сочти за труд вместе со мной поразмыслить об Исаии, о том, что тебе хорошо известно, что он не на позор, но для высшей славы обнажился на виду собравшегося народа, ибо на устах его звучали пророчества Господни. 2644 10. Но, возможно, кто–то скажет: разве не постыдно, чтобы муж шествовал среди людей совершенно нагим, в то время как навстречу ему попадались люди как мужского пола, так и женского? Разве сам вид его не ранил взоры всех, и в особенности женщин? Разве сами мы не стыдимся, по большей части, смотреть на наготу? По крайней мере, срамные места у людей прикрываются, чтобы неподобающим зрелищем не смущать взора смотрящих?

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010