—727— Священные пляски арабов в Иерусалиме Православные арабы совершают исступленные религиозные пляски в великую субботу около часовни гроба Господня и в храме воскресения (в Иерусалиме). Вот как их описывает очевидец. «Вдруг арабы начинают свои священные пляски вокруг часовни св. гроба с хоругвями и крестами. Неистово хлещет их стража, бьют их сбитые с ног богомольцы, но под градом ударов, с дикими воплями ломятся арабы по головам толпы, опрокидывая встречных, и ничто не в состоянии остановить этих плясок, без которых, по словам арабов, св. огонь не сойдет на землю. Измученные, избитые, с пеною у рта, они тогда только умолкают, когда патриарший наместник двинется с процессией к часовне… Вот показывается огонь,… и тут-то начинается невиданная картина. Арабы, с неистовыми криками, снова начинают свои пляски, махая пуками пылающих свечей. Все приходят в религиозный экстаз: целуют огонь, глотают огонь, жгут себя этим огнем, веря, что он не жжется и предохраняет от болезней. Я видел молодую арабку: она медленно водила огнем по обнаженной груди, и из глаз её, поднятых к небу, текли слезы. Видел, как многие жгли себе шею, руки, водили огнем вокруг головы, пока не начинали дымиться волосы… Все обнимались, целовались в плечи, – и потом опять пляска, бешеная пляска с факелами, с криками, песнями, кривляньями. Дым от пылающих свечей охватил всю эту массу и столбами повалил из дверей и окон храма. Людей не стало видно, но сквозь густую массу дыма мелькало только вокруг несколько тысяч огней прыгающих, летающих, пляшущих при громе трезвона и при оглушительных воплях народа». 1018 —728— Религиозные пляски в западной церкви и сектах В западной церкви священные пляски практиковались в течение всех средних веков и во многих странах со хранились до настоящего времени. Они соединялись с различными религиозными обычаями, обрядами, мистериями и праздничными процессиями, исполнялись нередко в храмах и с участием клириков. 1019 Особенно много их уцелело в современной Испании, классической стране танцев. В Аррагонии национальный танец «хота» до сих пор примешивается к религиозным церемониям и совершается под пение священных песней. В Севилье, на празднике св. Духа, дети-певчие пляшут в главном соборе. Во Франции и в других местах праздник «Божьего тела» также соединялся с процессиями и плясками. 1020

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поэтому справедливо было бы назвать игры, пляски и пение сатанинским училищем, в котором главный учитель – сам сатана, или дьявол, а служащие ему демоны – помощники учителя. Отличники же в этой школе – играющие на лирах и прочих инструментах, а ученики и ученицы мужчины и женщины, которые пляшут и поют. Преподаваемые в училище предметы – это распутство и невоздержанность, сквернословие, пустословие, блуд, прелюбодеяние, мужеложство и прочие грехи. Игры, пляски и пение можно даже назвать дьявольским состязанием и борьбой, а здание, где все это происходит, местом и поприщем. На самом высоком месте в заведении сидит устроитель состязаний и раздаватель наград – сам дьявол . Зрители, которые с радостью следят за выступлениями, – демоны. А борцы и состязающиеся – это музыканты, плясуны и певцы, неважно, мужчины они или женщины. Кто из них сыграет, спляшет или споет лучше всех, тот объявляется победителем и в качестве награды получает грех и вечное мучение. Поэтому решительно и в высшей степени точны и мудры слова, сказанные Златоустом: «Там, где затеваются песни и пляски, тут же является дьявол. «Я дерзаю говорить, – поясняет святитель, – что там, где ты пляшешь, там и диавол, и что блуд порождает не только нечестие, но и убийства» (Беседа 14 на Евангелие от Матфея). И далее Златоуст отмечает: «Что ты делаешь, неразумный человек? Приглашая в свой дом шутов и плясунов, ты делаешься вторым Иродом, потому что подражаешь тому Ироду и приводишь на свое пиршество словно другую Иродиаду, пляшущих женщин и мужчин, и хотя не умерщвляешь Иоанна, но умерщвляешь члены Христовы, а именно, что еще хуже, многие души тех, кто пляшет, и тех, кто сидит за столом и смотрит, потому что тот же дьявол, который посредством пляски дочери Иродиады умертвил тогда Иоанна, он же плясками умерщвляет души празднующих: «И если не умерщвляется Иоанн, то умерщвляются члены Христовы, и с еще большей жестокостью. Пляшущие ныне не голову просят на блюде, но души пирующих с ними, и если нет здесь иродиадиной дочери, то диавол, плясавший тогда в ней, теперь пляшет и в них и, схватив души пирующих,уводит в плен» (Беседа 48 на Евангелие от Матфея). Домом непотребства называет Златоуст дом того человека, который приводит к себе блудниц, чтобы те плясали: «Дом твой сделался домом непотребства, бешенства и неистовства. И ты не стыдишься называть это удовольствием?» (Беседа 1 на послание к Колоссянам).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

1011 В чине венчания и хиротонии обращают на себя внимание тропари, под пение которых совершается обхождение аналоя и престола. 1012 Почему один из них состоит из обращения к св. мученикам, а другой славословит Христа, «мучеников радование»? 1013 Не свидетельствует ли это о том, что —725— самый обряд «обхождения» является прямым продолжением древне-христианской хореи в честь св. мучеников? Быть может, и упомянутые тропари ведут свое начало от гимнов, когда-то сопровождавших последнюю. Религиозный хоровод во французской Канаде Среди французского населения Канады сохранился «архаический религиозный танец», представляющий собою примитивную форму хоровода, подобно древне-христианской хорее. Исполнители, взявшись за руки, образуют круг (une ronde religieuse), который вращается то направо, то налево, под звуки религиозной песни. 1014 – Итак, в истории христианских религиозных плясок (ρχσεις) и хоровых кружений (χορεαι) можно различать два периода. Сначала они совершались беспрепятственно, по местам даже с одобрения церковной власти. Потом, пляски, вследствие утраты священного характера и благопристойности, подверглись запрещению и стали совершенно вытесняться из религиозной сферы, тогда как хоровые круговращения, напротив, продолжали быть предметом одобрения и были восприняты церковным богослужением, где практикуются и до настоящего времени в виде круговых обхождений. Богослужебные пляски абиссинцев Однако, и религиозные пляски довольно долго держались в различных частях обширного христианского мира, а в некоторых местах практикуются и поныне, даже в непосредственной связи с церковным богослужением. Напр., в современной Абиссинии, во время молебнов после обедни, в соборных церквах «пение сопровождается звоном систров, барабанным боем, хлопаньем в ладоши, ударами посохов о пол. Воодушевление переходит в экстаз, начинаются телодвижения, род священного танца, в котором участвуют и священники и дабтара. В большие и храмовые праздники между утреней и литургией бывает крестный ход, причем несется обернутый в шелковые платы табот и бывает также пляска». 1015 По словам Лю- —726— дольфа, абиссинцы, в священной пляске, рукоплещут, подпрыгивают и с необыкновенным стуком ударяют ногами о землю (tanto strepitu terram pedibus pulsant, ut choreas magis, quam festum christianum agere videantur). 1016 Во многих старинных описаниях путешествий во св. землю (itineraria) упоминается о подобных же плясках абиссинцев в Иерусалиме. «В самую ночь воскресения Господня, – говорится про абиссинцев в одном из таких описаний, – собираются вместе мужчины и женщины, играют на тимпанах, кифарах и других музыкальных инструментах, производят сильный шум криками и несогласным пением, при рукоплесканиях заводят пляски и скачут до рассвета с величайшим ликованием и телесным утомлением». 1017

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О том, почему брак называется таинством Святые богословы считают брак таинством по трем причинам. Во-первых, это союз по любви душ мужа и жены. Во-вторых, образ духовного единства Христа с Церковью . И по словам Павла, тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф.5:32–33 ). И в-третьих, поскольку сам брак наделен Божьей благодатью, как и другие таинства, и потому он освобождает супругов от блудного греха, точно так же, как и покаяние и молитва . Поэтому Павел говорит: Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа ( 1Кор.7:2 ). Почему игрища и пляски противны самому духу брака А теперь, поразмыслив, мы поймем, что игры с песнями и плясками противоречат трем вышеупомянутым признакам, а значит, чужды и вредны таинству Брака. Почему? Во-первых, они разрушительны для союза любящих сердец мужа и жены, так как на свадьбе жених видит других женщин, пускается с ними в пляс, и его душа и сердце возжигаются страстью к какой-нибудь из них, особенно если она к тому же моложе и красивее его невесты. То же самое может случиться и с новобрачной. Она видит вокруг себя много мужчин, вовлекается в пляску с ними, и ее душа и сердце могут также воспылать вожделением к кому-нибудь из них, тем более если тот окажется моложе и красивее ее жениха. Таким образом, где брак объединяет сердца, там дьявольские игры и пляски разрушают духовный союз супругов. Во-вторых, игры, пляски и песни искажают образ духовного единства Христа и Церкви. А как они искажают его, об этом полезно послушать всем, особенно женихам, следующие слова: «Христос освятил и очистил Церковь святым крещением, чтобы, – как говорит Павел, – освятить ее, очистив банею водною посредством слова» ( Еф.5:26 ). Ты же, как муж и жених, устроив на своей свадьбе игры и разрешив пляски и песни у себя дома, вместо того, чтобы очистить и освятить свою невесту и жену, оскверняешь и делаешь ее душу нечистой, да к тому же оскверняешься сам и становишься нечистым. Христос основал свою славную и прекрасную Церковь , не имеющую никакого изъяна, недостатка или какого-нибудь иного порока. Как говорит Павел, чтобы представить ее Себе славною Церковью , не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна ( Еф.5:27 ). Ты же, муж, игрищами, плясками и песнями, которые допускаешь на своей свадьбе, растлеваешь доброту, красоту и славу твоей жены и делаешь ее безобразной, бесславной, прескверной и исполненной пороков и сам становишься подобен ей, дурным и безобразным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

С точки зрения этого определения решение вопроса о возможности метафизики получает в гносеологии своё законное место, но не захватывает всей гносеологии. Последняя перестает уже обслуживать метафизический интерес, а получает более общую и широкую сферу вопросов. И те нужды специальных наук, о которых мы упоминали ранее (в начале этой главы), получают в её пределах свое законное удовлетворение. П. Тихомиров Коновалов Д.Г. Религиозный экстаз в русской мистическом сектантстве: [Религиозные пляски и круговращения в истории христианской церкви как параллель к сектантский локомоторно-экстатическим телодвижениям]//Богословский вестник 1908. Т. 1. 4. С. 707–763 (3-я пагин.). (Продолжение.) 966 —707— Τ μακαριτερον το τν γγλων χορεαν ν γ μιμεσθαι; (св. Василий Великий ). 967 В древней христианской церкви религиозные пляски и круговращения находили применение, главным образом, в культе св. мучеников. Воспоминания о великом подвиге мучеников наполняли восторгом сердца верующих, и они выражали свое настроение соответствующими телодвижениями. Религиозные пляски христиан в дни памяти мучеников В Малой Азии уже во 2-м веке христиане совершали торжественные праздники в дни памяти кончины мучеников, собирались в местах их погребения и предавались там религиозному ликованию. 968 В состав этого ликования —708— несомненно входили и пляски. Означенный народный обычай санкционировал в 3-м веке св. Григорий Чудотворец , епископ Неокесарийский, для христианского населения своего Понтийского диоцеза. «Когда при помощи Божией, – пишет Григорий Нисский , – уже прекратилась тирания (жестокое гонение на христиан со стороны местных римских властей) и снова мир водворился в жизни людей, при котором стало невозбранным свободное и открытое для всех служение Богу, – тогда, возвратившись опять в город и обошедши всю окрестную страну, он ( Григорий Чудотворец ) установил для людей, живших повсюду, прибавление к богослужению, узаконив торжественные праздники в честь пострадавших за веру (προσθκην ποιετο τος πανταχο λαος τς περ τ Θεον σπουδς, τς πρ τν νηθληκτων τ πστει πανηγρεις νομοθετσας).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На таком же приеме основано учение псевдо-рационалистов о заимствовании евангелистом Иоанном Платоновского учения о мировом разуме, хотя апостол говорит не о разуме, а о Слове (и Слово бе к Богу–конечно не разум ж бе к Богу); а последователи г. Коновалова, пожалуй, дойдут и до того, что отыщут в службах св. мученикам и исповедникам одобрение ритуальных убийств, так как здесь подвиги святых mutatis mutandis применяются к военным подвигам древних языческих героев, напр., в службе св. Павлу Исповеднику: „твердым догмат твоих жилами удавил еси Ария и Македония“, или преп. Андрею Критскому : „Убив Корпонима мечом веры“. Советую воспользоватися и этим средством для дальнейшего оклеветания христианства. Но возвратимся к Коноваловской хорее. На стр. 136 он приводит сообщение св. Григория Нисского и св. Григория чудотворца , который, собирая народ на праздники мучеников, разрешал им, как еще не отставшим вполне от мирских увеселений, „немного поплясать от радости“, на стр. 140 автор приводит воспрещение Карфагенского собора (397 г.) непристойных плясок в дни св. мучеников. По своей недальновидности автор выписал и греческий текст этих сообщений, но слова хорейя в них нет, и ни откуда не видно, чтобы здесь разумелись религиозные пляски, а не светские развлечения вечером по прошествии праздничного дня, что и поныне делается по праздникам в русских деревнях. Слово хорейя приводится автором первый раз (стр. 141) в изречении Климента Александрийского : посвятись в радость св. таинств и будешь ликовать (хоревсис) вокруг безначального, вечного и единого Бога, при совоспевающем нам Боге Слове“. Автору хочется здесь видеть танцы ангелов на небе, но что значит: ,,при совоспевающем Боге Слове?“ Значит, что ангелы составляют хоры, а Сын Божий им совоспевает. Находит здесь указание на пляски так же безумно, как в изречении Василия Великого : „хорейя (у авторатанцы) единственное занятие ангелов на небе, и блажен, кто может им подражать на земле“. Но, согласитесь, что если слово хорейя разуметь не в смысле ликующей радости духовной, а в смысле плясок (вот так занятие ангельское!?), то не было ничего легче, как подражать этому на земле и особенно ублажать так подражателей не было бы оснований. Далее фантазия автора находит остаток древне-христианской пляски (стр. 151) в богослужении православной Церкви в чинах хиротоний. Не знаю, почему он не приметил ее в песнопениях, напр., в Дамаскиновом ирмосе: „Исайе ликуй“ (хоревсон). Но думаю, что и действительные религиозные пляски, напр., у абиссинцев, сближать с экстатическими, рефлективными, непроизвольными круговращениями сектантов-экстатиков, т.-е. сливать в одно сознательные целесообразные движения с конвульсивным беснованием это значит не думать о том, что говоришь, или пишешь, и попросту сказать городить чушь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/k...

«Тараканьи пляски, кощунства и «христианские гуманисты»». Виктор Саулкин о выходке панк-феминисток и реакции общества 20.03.2013 11:20:38 Виктор Саулкин В конце XIX и начале ХХ века российская интеллигенция считала себя «совестью нации» и боролась с «отсталой» Церковью, которая была, по мнению «прогрессивной интеллигенции», «прислужницей царского режима». Для многих «прогрессивных, европейски образованных» обличителей Церкви и «отсталого самодержавия» жизнь завершилась в изгнании. Михаил Афанасьевич Булгаков в «Беге» красочно описал «тараканьи бега». Но беда в том, что после страшной братоубийственной войны в изгнании оказались не только «прогрессивные интеллигенты», но и многие достойные русские люди, которые вовсе не желали гибели Российской империи. Всем русским людям и в родном Отечестве, и тем, кто оказался на чужбине, пришлось сполна пить из чаши горя и скорбей. «Тараканьи бега» – не самое страшное, что происходило в те годы. На Русской земле в то время богоборцы развлекались иначе – плясали в храмах, складывали костры из икон. На кадрах кинохроники видно, что у тех, кто пляшет вокруг этих костров – лица одержимых, душевнобольных. Недавно выяснилось, что те несчастные, что бесновались, устроив пляски в храме Христа Спасителя, почему то испытывают особую любовь к тараканам. Одна из «художественных акций» этой компании представляет собой фотографии обнаженной кощунницы, по которой ползают черные тараканы. Лицо любительницы тараканов при этом выражает нездоровую радость и неподдельный восторг. Поэтому то, что происходило на солее храма можно смело назвать «тараканьими плясками». Большинство российских либералов открыто радовались «тараканьим пляскам», либо для приличия поморщившись, стали оправдывать «шалости несмышленых девчонок». Кощунство, совершенное в храме Христа Спасителя, стало для либералов прекрасным поводом, чтобы обличить «клерикалов» и «мракобесов» в отсутствии «подлинной любви», а Православную Церковь в «позорном сотрудничестве с властью». Кажется, что двойные стандарты российской либеральной интеллигенции никого уже не могут удивить.

http://radonezh.ru/text/tarakanyi-plyask...

85. Недавно в русской литературе было высказано мнение, что в состав древнего чествования мучеников во II–IV вв. входили и религиозные пляски (Коновалов Д. Религ. экст. в рус. мист. сект.//Бог. Вест. 1907, 10, стр. 351, 1908, 4, стр. 707–728). В мученических актах, часто заключающихся описанием богослужебных собраний в честь мучеников, не говорится о плясках в честь их: выражение в актах Поликарпа о совершении памяти его «в веселии и радости — γαλλισει κα χαρε» понимать о пляске (Коновалов 707) будет произвольно. Только несколько памятников III и IV b. говорят об этих плясках, как о местном и терпимом явлении. Так по свидетельству св. Григория Нисского св. Григорий чудотворец (III b.) уступая склонностям своей паствы и чтобы отвлечь от языческих празднеств, дозволил небольшие пляски (τ μικρν ποκιρτν) в честь мучеников (бес. на Еккл. 6). Гомилия IV b. на память мученика Полиевкта († 259 г. в Армении) приглашает «согласно установившемуся обычаю ликовать (χορεσωμεν) в честь мученика» (Aubé B. Polyeucte dana Phistoire, Par. 1882, p. 79). Указывают и у Василия Великого выражение: «мы пляшем священными плясками (νθοις χορεαις) при гробницах святых» (у Conybeare F. Philo, 154 цитата: Bas., t 1. p. 512 B). В Абиссинском богослужении до сих пор сохранилась пляска на молебнах и крестных ходах, в которой принимают некоторое участие и священники (Тураев Б. Абиссиния. Правосл. богосл. энц. I. Спб. 1899, ст. 71). Дозволяют ее и православные арабы в Иерусалиме вокруг святынь (Муравьев, Путешествие к св. местам, ч. 2, Спб. 1849, стр. 124). Таким образом все это были религиозные эксцессы, имевшие место только в таких энтузиастических местностях, как Малая Азия и Армения и не одобренные церковью. И. Златоуст считает пляску делом бесовским (на Мф. бес. 48). Григорий Богослов советует плясать как Давид, а пляску последнего понимает в аллегорическом смысле (слово 5). Блж. Августин возмущается прежними плясками в мартириуме св. Киприана и пред самыми базиликами святых (слово на день мч. Кипр. и слово 215 (265). Карфагенский Собор 397 г. пр. 71 запретил «непристойные пляски (ρχσεις μυσαρς), совершавшиеся в священных местах и даже в дни памяти блаженных мучеников». Лаодикийский Собор (в конце IV b.) пр. 53 запрещает даже на браках прыгать или плясать (βαλλζειν ρχεσθαι). В виду такого отношения к религиозной пляске в Церкви и такой редкости ее у древних христиан едва ли можно видеть ритуальный остаток ее в круговом хождении при крещении, браке и хиротесии (Коновалов, 723).

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

Нельзя также сомневаться, что пойдут вместе с ними и те, которые сколько-нибудь помогают им в их дьявольском веселье, и те, которые могли бы, но не воспрепятствовали хождению их по игрищам. О, отцы и матери безумных плясунов и песенников! или вам не противны богопротивные сборища ваших детей? Или мало известно, какие бесчинства там совершаются? Если так, то можете сходить туда, и если у вас не развращено сердце, то, во-первых, поразит вас там шум и гам. Вы заметите там кроме пляшущих многих взирающих на сатанинское собрание и от удовольствия то и дело смеющихся. Вы увидите довольно выпивших и сердечно занятых картежной игрой, среди коих и сына своего, опустошающего кошелек свой, и дочь свою, поющую песни и притопывающую ногами. Посмотрите, это ли дети православных? Можно ли по ним судить, что отец и мать у них Господни? А если рабы, то почто же допускают своих детей до такого безумия – делать то, что угодно противнику Божию и разве еще – богопротивным людям? «Зачем же, – скажете вы, – заводят игрища? Если так противны они Христу, то почто многие ходят по ним? «Что сказать? Конечно, не следует делать дела богопротивные, но неразумные делают; и, разумеется, не будет же им простительно от того, что их много. Господь Сам, указывая на врата и путь, вводящие в погибель, сказал, что многие идут ими ( Мф.7:13 ). Но будет ли им лучше от того, что много идет в широкие врата? Не все ли они идут одним и тем же путем пространным, которого конец во глубине ада? А что пения и пляски бывают только на широком пути, о том нет сомнения: никто из проходящих сквозь тесные врата по узкому пути плясать не умеет. Не нужно, думаю, и говорить, – каких грехов виною бывает пляска. В виду всех христиан жертвою пляски – глава Предтечи Господня, которая доказывает, что пляска производит даже убийство, обозляет облеченного царскою властью. Кто знает историю усекновения Главы Крестителя, тот все это знать может. Никто не может служить двум господам, друг другу противным в своих требованиях. И кто не знает, что воля дьявола во всем противна воле Господней? Потому-то, когда должно бы человеческому роду славословить Господа за его к нам снисхождение более, чем в прочие дни, он – дьявол в те самые и устроил пение и пляски богопротивные.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Случающиеся с тобою скорби принимай благодушно, а беды без печали, зная, что дастся награда от Бога, как Иову и Лазарю. Апост. Постан. кн. VII, гл. 8. δ) О некоторых упоминаемых церковными канонами развлечениях. а) О зрелищах; б) о произведениях живописи и ваяния; в) о пиршествах; г) об играх. (Девятая церковная заповедь предписывает), чтобы православные христиане не присутствовали на непозволенных играх и зрелищах, и чтобы не следовали языческим обыкновениям, но, сколько возможно, воздерживались от них. Испов., I, отв. на вопр. 95. См. выше (стр. 101) Катих. стр. 106. Сей святый и вселенский собор совершенно возбраняет устроять так называемые мимические представления и их зрелища, потом также и зрелища звериной травли и пляски на сцене. Если кто презрит настоящее, правило и предастся чему-либо из сего запрещенного, то если он клирик, да будет извержен, а если мирянин, да будет отлучен. VII Всел. соб. прав. 100. Желаем совершенно изъять из жизни верных так называемые календы, воты и врумалии и народный праздник, совершаемый в первый день месяца марта, также всенародные пляски женщин, могущие произвести большой соблазн и вред; также отвергаем пляски и обряды, совершаемые мужчинами или женщинами во имя ложно названных у язычников богов по какому-то древнему и чуждому христианской жизни обычаю, и определяем, что бы никакой мужчина не одевался в женское платье или женщина в платье, приличное мужчинам. также чтобы никто не надевал на себя личин комических, или сатирических или трагических, – чтобы не призывали имена гнусного Диониса, когда выжимают виноград в точилах, ни творили безумного по невежеству или легкомыслию, когда сливают вино в бочки. Тех, которые отважатся делать на будущее время что-нибудь из упомянутого выше, зная это (постановление), тех повелеваем, если они клирики, извергать, а если миряне, отлучать. VI Всел. соб. пров. 62. Вземший в супружество вдову или отверженную от супружества или блудницу или рабыню или позорищную не может быть епископ, ни пресвитер, ни диакон, ни же вообще в списке священного чина. Св. Апост. прав. 18.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010