Радение хлыстов производит ужас на постороннего зрителяю «Чувствуется что-то демоническое в этом необузданном религиозном обряде хлыстов; невольно думается, не попал ли в дом сумасшедших или бесноватых, и нужны крепкие нервы и немалая сила воли, чтобы, хотя короткое время, оставаться свидетелем их дикой пляски», – говорит очевидец (херсон. миссионер Кальнев). 85 Продолжается оно до полного изнеможения радеющих: обессилев, они тут же падают. Когда радение достигает высшей степени напряжения, вдруг кто-нибудь из хлыстов приходит в исступление, начинает тяжело дышать и вскрикивать: «Вот катит! вот катит! Дух свят!... Дух свят!... Накатил!... Накатил!..., а затем, не помня себя, произносит скороговоркой или нараспев несвязные речи, которые считаются пророчествами. В это время все сектанты падают ниц и со вннманием слушают его «пророчество». Впрочем, в настоящее время в некоторых кораблях пророчества произносятся в то время, когда радеющие находятся еще в более нормальном состоянии; а в иных кораблях пророк даже обдумывает свои, якобы вдохновенные, речи, стараясь сообразовать их с действительными обстоятельствами жизни общины и членов ее. 86 В них пророк, подбирая слова в рифму, то «говорит судьбу» корабля, предсказывая ему мир, благоденствие, счастье, спокойствие и т. п., то назидает, утешает или обличает кого-либо из членов. 87 Все пророчества, каковы бы они ни были, хотя бы представляли собой бессмысленный набор слов и даже отдельных звуков, 88 признаются хлыстами за откровение Св. Духа и толкуются на разные лады. Когда пророчество кончится, то хлысты быстро поднимаются на ноги и поют хоромъ какое-нибудь церковное песнопение, напр.: «Светися, светися, новый Иерусалиме», «Небеснаго круга верхотворче Господи», разумея под Иерусалимом свой корабль, обновленный накатившим на него духом, а под небесным кругом – свой круг пляшущих. По окончании пения все земно кланяются пророку, благодаря его за пророчество, и снова принимаются за верчение и пляски под свои песни, пока дух не накатит на другого пророка, и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

под. прямо проклинаются. При этом, древнерусские моралисты и пастыри церкви особенно восставали против женской пляски, находя её величайшим душегубительным грехом как видно и из приведенных у нас поучений: «О злое проклятое плясание! говорит один проповедник, – о лукавыя жены многовертимое плясание!.. Многовертимое плясание отлучает человека от Бога и во дно адово влечет. Пляшущи убо жена невеста нарицается сотонина, любодеица диаволя, супруга бесова» и проч. (см. у нас Поучение – 49). Таков в общем был взгляд древне-русской церкви и отношение её представителей к народным увеселением, а чрез них и к произведениям народно-поэтич. творчества, насколько последние находились в прямой и не прямой связи с ними. Не будем однако ж слишком строги и, предварительно, заметим мимоходом, что и на Западе в средние века, народные увеселения и народные песни подвергались почти такому же осуждению и запрещению, как и у нас. Да и вообще, как я уже сказал, представители церкви и не могли поступать иначе, во-первых, не только потому, что были вызываемы на осуждения и запрещения основными требованиями христианской морали, но и в силу прямых определений и постановлений соборов и отцов церкви, на которые они прямо и ссылались в своих речах. Так митр. Даниил в упомянутом поучении против народных увеселений, не довольствуясь соображениями и доводами общего свойства, раскрывает Кормчую книгу и приводит из неё следующий ряд веских канонических постановлений: 1, относительно неучастия в увеселениях епископов, священников и вообще клириков – 42 Апост. прав., 9 и 24 Трульского, 6-го вселенского и 54 пр. лаодикийского собор. и в 2-х относительно мирян – 43 Апост. пр., с толкованием Зонары, 50, 51, 61 и 62 Трул., 53 Лаодик. и 15 Карфаг. соборов. В некоторых из этих правил перечисляются и виды воспрещаемых народных увеселений, как напр. уличные представления, пляски, вождение дрессированных медведей и др. животных, переряживание в чужие костюмы, т. е. маскарады и т. под. Кроме того, митр. Даниил ссылается на соответственные места из нравоучительных наставлений отцов Церкви – из слов о зрелищах Златоуста, из творений Ефрема Сирина и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

В словах «как священные правила повелевают» Собор подразумевает главным образом упомянутое правило Лаодик. 36, но, может быть, и те, о которых скажем сейчас. Правило Григория Нис. 3 определяет, что тех, которые ходят к колдунам и прорицателям, нужно хорошо расспрашивать, и если они, вынуждаемые какими-то невыносимыми обстоятельствами, проявили малодушие и были введены в заблуждение этими людьми, то нужно наказывать их снисходительней, как и отрекшихся от Христа под пытками. Если же они поступили так потому, что презрели веру Христову и не поверили, что Христос есть Бог , сильный освободить их от всякого зла и несчастья, то должны быть наказаны как добровольно отрекшиеся от Христа, а именно: всю жизнь они не могут приобщаться (разве что при кончине), должны быть отлучены от Церкви и молиться только в стороне от всех, как указывает тот же Григорий Нисский во 2-м правиле. Кроме того, правило Василия Велик. 7 на отравителей [ 282 ] налагает ту же епитимию, что и на христиан, принесших жертву идолам и, следовательно, отлученных от христианской Церкви. Тот же Василий в 65-м правиле тех, кто исповедуется в совершённом колдовстве или отравлении, наказывает епитимией, предписанной совершившим умышленное убийство, а в 72-м правиле так же наказывает обратившихся к прорицателям. Правило 62 Так называемые календы, воты и врумалии и совершаемое в 1-й день месяца марта празднество желаем навсегда искоренить из жительства верных; но еще более того – всенародные пляски женщин, которые могут стать причиной великого вреда и пагубы. Также пляски и обряды, совершаемые мужчинами или женщинами по некоему старинному и чуждому христианского жития обычаю во имя тех, которых язычники ложно именуют богами, отвергаем и определяем: из мужчин никому не одеваться в женскую одежду и никому из женщин – в одежду, приличествующую мужчинам; также не носить комических, или сатирических, или трагических масок; не возглашать имени мерзкого Диониса, когда давят виноград в точилах, и в то время, когда вино вливают в бочки; не разражаться по невежеству или легкомыслию смехом, что есть действие бесовской прелести.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Архиеп. Филарет считает хлыстовство занесенным в Россию из Европы квакерами. Отмечая несообразность их рассказов о своем происхождении, он пишет: «По всему видно, что их начало не восходит далее Квирина Кульмана, сожженного в Москве. Их беглый солдат Данила Филипыч, по духу Кульмана именовавший себя открывшимся богом и объявивший Ивана Тимофеевича Суслова сыном-христом, был современником св. Димитрия. Суслов с жившею с ним девушкою, которую назвал он богородицею и дочерью бога, набрал себе из слушателей своих 12 избранных-апостолов, и скитался с ними по берегам Оки и Волги для распространения учения своего. «Пристанище того христа, говорит св. Димитрий, в селе, зовомом Павлов Перевоз, на реке Оке, за Нижним городом 60 верст». В селе Работках, ниже по Волге, в ветхой и пустой церкви, собирал он своих на моления и принимал от них поклонения. Он пробрался и в Москву, где приобрел себе последователей, и умер в 1716 г., передав звание христа Прокопию Лубкину. Этот мятежный стрелец, признав жену свою за богородицу, также скитался по губерниям: Нижегородской, Владимирской и Ярославской. В июне 1716 г. он пойман был со своими апостолами в Угличе, но как-то освободился от суда и жил потом в Москве (до 1732 г.) Исступленная ученица его – Агафия Карпова основала общество в Веневе, захваченное в 1725 г. Это общество было отпущено из коломенской консистории секретарем ея. Там и здесь сектаторы обязывались клятвою не открывать друг друга и своих тайн. Они старались получить вдохновение пляскою: вертелись, прыгали, махали руками, «в том образе, яко ангелы крылами»; иные били себя во время пляски палками; от пляски иные приходили в совершенное исступление, что называли вдохновением Божиим и принимали вид пророков; пляску исступления называли вторым крещением, крещением истинным, а первое крещение считали крещением ненужным; хулили и тайну евхаристии и тайну брака; вместо причастия раздавали свой хлеб, а по ночам предавались разврату. По решению Верховного Совета, 116 сектаторов, в том числе один швед, наказанные кнутом, посланы были в разные места Сибири. А исступленные распространители ереси: «пророчица и богородица Агафия Карпова», пророки: Феодор Муратин и Тимофей Струков казнены смертию». Снод призывал сектантов покаяться, обещая им прощение. Известные добрые последствия эта мера имела. Но секта продолжала существовать. Не помогли и строгия против нея меры, предпринятые в 1745 – 1752 гг. Хлысты скрывали свои убеждения под покровом непроницаемой тайны. Ересь успела распространиться по всем внутренним губерниям, по Волге, на Дону, на Кавказе и в Сибири.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

В эти дни (о чем даже стыдно говорить) на полях и площадях они устраивают отвратительные пляски, так что своими непристойными дерзостями посягают на честь матерей семейств и достоинство других многочисленных благоговейных женщин, приходящих туда во святой день – вплоть до того, что тем приходится едва ли не бежать от пристанища святой веры. (Апост. 42, 43, 54; VI Всел. 9, 50, 62; VII Всел. 22; Лаодик. 24, 53, 55; Карфаг. 47) Толкование Во многих местах все еще устраивались языческие пиршества 268 , так что на них вместе с язычниками тайно собирались и христиане, а кроме того, в дни празднования памяти мучеников [ 269 ] эти пиршества и пляски были настолько бесчинными, что их участники бесчестно и бесстыдно нападали на благочестивых женщин, которые из благоговения шли на праздники, отчего женщины даже были вынуждены избегать посещения церкви. Поэтому настоящее правило предписывает просить императоров, чтобы они своей властью приказали запретить все подобные беспорядки и в городах, и в загородных имениях, и пред святыми храмами, посвященными мученикам, и во дворах этих храмов. Прочти также Апост. 42. Правило 70 (61) Нужно просить еще и о том, чтобы в день воскресный и в остальные светлые дни христианской веры были запрещены театральные игрища, прежде всего потому, что в течение восьми дней святой Пасхи народ собирается скорее на ипподроме, чем в церкви. Должно переносить зрелища, назначенные на те дни, на которые выпадают и христианские праздники, и не должно никого из христиан принуждать к посещению этих зрелищ. (VI Всел. 24, 51. 62, 66; VII Всел. 22; Лаодик. 53. 54; Карфаг. 17.) Толкование В этом правиле Собор просит, чтобы по императорскому повелению не устраивались конские бега или игрища с участием других животных по воскресеньям и прочим праздничным дням, особенно же в Светлую седмицу, поскольку христиане по большей части собираются на эти зрелища, а не в церковь . И пусть ни одного христианина не принуждают ходить на них, а зрелища переносят на другие дни. Смотри также VI Всел.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Мистическая красота – колыбель религии. Первоначально религия совпадает с космическим чувством, религиозное вдохновение – с эстетической эмоцией. Указания на это мы находим даже в истории иудейской религии. Так центральное явление иудейской религии – пророческое вдохновение стояло в связи с, эстетическим воодушевлением. Вот «сонм пророков, сходящих с высоты, и пред ними псалтирь, и тимпан, и свирель и гусли, и они пророчествуют». Пророк призывает гуслиста – «и когда гуслист играл на гуслях, тогда рука Господня коснулась его». Когда переносили при Давиде ковчег Господень, «Давид скакал из всей силы пред Господом... Так Давид и весь дом Израилев несли ковчег Господень с восклицаниями и трубными звуками». Дервишу Персии Джеллал-Эддин-Руми принадлежит стих: «Кто изведал силу пляски, – в Боге тот». Абиссинские христиане поныне совершают богослужение с пением и пляской. Языческие религии по существу утверждаются на космическом вдохновении. В этом именно сущность пантеизма и политеизма. Языческий бог – бог натурального экстаза, космического восторга, – бог плотской любви, бог оживотворяющего света и тепла, бог пляски и пения, бог бранного воодушевления, бог начала семейного и народного. Пантеизм языческой религии далеко не то же, что философское понятие пантеизма: религиозный пантеизм в признании божественным натурального воодушевления, в религиозном слиянии человека с природою. Религиозный пантеизм в отличие от философского легко уживается с антропоморфизмом, с бого-олицетворением. Но вся сила в том, что это есть олицетворение природных сил, – вся сила в том, что пантеизм ищет богообщения в космическом восторге, в натуральном экстазе, в слиянии с природою. Культ языческой религии в своей первоначальной чистоте и непосредственности более всего далек от символизма, он состоял в том или другом натуральном воодушевлении – в жертвенном пиршестве, в ароматических курениях, в пляске и танцах, в напряженном сладострастии и кровожадности. В частности, религия греческая представляется преимущественно религией красоты. И это несомненно· так, но только не нужно понимать этого служения красоте легкомысленно и поверхностно. В жизни грека различались два аспекта красоты – красота дневная, веселая, размеренная, благоразумная, жизнерадостная, царство Аполлона, и красота стихийная, трагическая, сладострастная и кровожадная, красота Диониса. Эта последняя в таинственных мистериях открывала путь человеку в лоно природы, давала ему сверхличное богообщение, доводила его до божественной жизни. Следует также упомянуть, что свойственная всем языческим религиям жажда чудесного психологически основывается на том же опыте натурального воодушевления, космического окрыления, когда человек становится иным, постигает тайны и совершает поступки, в бодрственном состоянии ему недоступные. Этот опыт – опыт божественной силы, порождающий и питающий веру в божественное всемогущество.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Только что мы слышали слова евангелиста: « В половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил » ( в преполовение праздника, взыде Иисус во церковь, и учаше ) (Ин. 7:14). Не напрасно это евангельское слово, так как наступило время праздника; прилично настоящему (случаю) евангельское чтение, согласно с днем поучение; сила этого слова — сестра настоящего праздника. « В половине праздника вошел Иисус в храм » ( В преполовение праздника, взыде Иисус во церковь ). По окончании праздника Он уже более не восходит в храм, но поднимается на небо. « В половине праздника вошел Иисус в храм ». Под праздником он разумеет не то, что бывает у эллинов и иудеев, где пьянство, шутки, блудные песни, обольстительное благозвучие и оживленные пляски, — но праздник святой, приличный христианам, где не пьянство и шутки, но молитвы, песнопения и умилостивления; где не блудные песни, расслабляющие тело, но божественные песни, укрепляющие душу; где не оживленные пляски, но веселая резвость святых душ. Если желаешь видеть у нас поющих, пляшущих и прыгающих, каковы они, то посмотри на Исаию, поющего и говорящего: « Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его » ( воспою возлюбленному песнь возлюбленнаго моего, винограду моему ) (Ис. 5:1). Погляди и на хор святых жен, Марию, сестру Моисея, с другими женами израильтян, поющих победные песни Богу и говорящих: « Пою Господу, ибо Он высоко превознесся » ( поим Господеви, славно бо прославися ) (Исх. 15:1). Об этом вспоминает и Давид, словами: « в средине девы с тимпанами: в собраниях благословите [ Бога Господа ]» ( посреде дев тимпанниц в церквах благословите Бога ) (Пс. 67:26, 27). И сам блаженный Давид не стыдится плясать впереди богоносного ковчега, как можно слышать из его слов: « пред Господом играть и смеяться, и плясать буду » ( и буду играти и плясати пред Господем ) (2 Цар. 6:21). Младенец Елизаветы, Иоанн, увидит богоносную кисть, скрывающуюся в небрачной утробе, взыграл во чреве. « В преполовение праздника, вошел Иисус в храм ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

«Тараканьи пляски» в храме - знамя «креативной революции» Суть всех революций - яростное богоборчество. Во время «великой октябрьской» сатанисты в России оскверняли храмы, убивали священников и уничтожали мощи святых точно с такой же лютой злобой и кровожадностью, как и во время «великой» революции во Франции. Нетрудно доказать, что в основе всех революций лежат сатанинские культы, необыкновенно напоминающие учения и практики тамплиеров, катаров, стригольников, «жидовствующих» и пр. врагов Церкви Христовой. Поэтому не удивительно, что сторонники очередной либеральной «болотной» революции с такой ненавистью относятся к Православной Церкви. На «Эхе» некий Эйдман, призывая к войне с Церковью вопит - «раздавите гадину!». На том же «Эхе» Ганопольский вполне серьезно пугает слушателей Православной партией, которая вот-вот проберется в Думу, ему, бедному, мерещатся сплошные рясы в зале парламента и скорое венчание Путина на Царство. А высказывания «лондонского сидельца» Березовского, Шендеровича и пр. идеологов «болотной революции», как будто списаны с революционных воззваний РСДРП(б). По злобной ярости Эйдмана и его единомышленников заметно, что давить они готовы православных с не меньшей кровожадностью и жестокостью, чем Троцкий и Свердлов. Тараканьи пляски кощунниц в Храме Христа Спасителя вызвали взрыв искреннего восторга у «креативных» революционеров. Для любого российского либерала нет ничего ненавистнее Православной Церкви и исторической Русской государственности. А кощунницы осквернили главный храм Москвы, да еще построенный в честь победы над Наполеоном. К тому же сделали это в канун празднования 200-летия изгнания из России полчищ «галлов и двунадесят языков». Одновременно ударили по «церковным мракобесам» и по истории «азиатской» и «вечно отсталой» тоталитарной России. Вот оно торжество истиной свободы мысли и свободы творчества в тоталитарной стране! Российский либерал «замшелую» «средневековую» Православную Церковь и Русскую историю ненавидит так же искренне, как Карл Маркс. Тогда Царская Россия мешала воплотить революционерам-богоборцам идеалы «свободы, равенства, братства». Нынешнюю Россию вроде бы почти приняли в «цивилизованное сообщество», но «имиджу» страны вредят «проклятые клерикалы». Бородатые попы в своих рясах лезут в школы, препятствуют парадам-содомитов, которые проводятся во всех «цивилизованных странах», и упорно мешают воспитывать и просвещать темный народ в духе «толерантности и общечеловеческих ценностей». Русская Православная Церковь - вот главная беда России, как заметил телеакадемик Познер. Познер прав, для телеакадемика и его единомышленников, как и для Бжезинского, действительно источником всех бед является Русская Православная Церковь. «Архаичная» и «средневековая» Православная Церковь упорно не желает «реформироваться» и не дает им окончательно «перевоспитать» народ и уничтожить Россию.

http://radonezh.ru/monitoring/rossiya-i-...

Праздник начался с литургии в церкви Св. Филиппа, что на торговой стороне. Желающих участвовать в ней церковь не вместила. Большинство людей стояли на улице. После службы шествие двинулось к Новгородскому Кремлю, Святой Софии и памятнику «Тысячелетие России». Тысячи горожан шли плотными рядами, многие целыми семьями. Непрерывно били церковные колокола. В огромной народной толпе выделялось множество молодых парней и девушек. Было очень жарко. В древнем Софийском соборе, в который мне не без труда удалось попасть, устроили праздник славянских песнопений. Выступали самые лучшие духовные хоры и исполнители. Всех потрясло выступление знаменитого баса Александра Ведерникова, с которым мне ранее приходилось встречаться в ВООПИК. Мощный голос великого артиста заполнил все пространство собора, позволяя почти физически почувствовать особую торжественность и величие происходящего. Праздник славянской письменности продолжили под открытым небом в Музее народного деревянного зодчества «Витославлицы». Это было как ожившее поселение древних славян. Большие северные дома на подклетах образовывали улицу с «двумя порядками». Каждый дом имел свое лицо – окна, гульбища, коньки на крышах, фасады домов, украшенные деревянной резьбой. На лучших местах церкви, поодаль хозяйственные постройки. Во дворах домов и на полянах за ними водились хороводы, выступали фольклорные ансамбли, пели народные песни, плясали. Некоторые из наших писателей ходили в народных одеждах. Так, писатель Дмитрий Балашов был в белой косоворотке, перехваченной поясом, в брюках с напуском и красных сапогах. Множество девушек ходили в нарядных сарафанах. Хороводы водили допоздна, песни и пляски продолжались чуть ли не всю ночь. Гармони, пляски, песни и снова хороводы. Официальная часть праздника с церковными хорами и профессиональными фольклористами просто забивалась народными массовками. Наших братьев – писателей тянули на застолья в частные дома и квартиры. И снова славянские музы, сочетавшие скромность и дерзость... По возвращении в Москву славянские песни и ритмы долго продолжали звучать в ушах.

http://ruskline.ru/analitika/2022/12/13/...

Задачи Царского Дела и стремление к его решению всегда были первоосновой нашего Предсоборного Совещания! Мы с самого своего Первого собрания во главу угла полагали недвижимый «камень»: раскрытие тайны беззакония (2 Фес. 2, 7), тайны цареубийства, тайны манипуляций с так называемыми «екатеринбургскими останками». И не без наших с вами немощных усилий, предпринятых в 1990-1998 годах, Патриарх Алексий от имени Церкви не признал мощи этих безвестных екатеринбургских мучеников за Царские останки. Но этот вопрос остается открытым и сегодня. И без его решения Россия не сможет воскреснуть, хотя многие, указывая на золоченые купола восстановленных и вновь отстроенных храмов, пытаются нас убедить в обратном, в ее состоявшемся «возрождении». Не будем усыплять свою бдительность под глумливое «многолетие», исполняемое хором Свято-Иверского монастыря Одессы на мотив богомерзкой хасидской единоножной пляски «Хава Нагила». Еврейский боевой танец «Хава Нагила», как хорошо известно, символизирует у богоубийц торжество побед над гоями. Такие единоножные пляски должны проклинаться православными евреями в «Чине отречения от жидовства» : «Проклинаю с древними старейшинами раввинов и новых иудейских нечестивых учителей, а именно: Лазаря, придумавшего беззаконный праздник так называемого единоножия». Запись глумливого монастырского «многолетия» впервые была размещена в интернете 17 Января 2012 года. Стоит ли нам после такого «внутрицерковного» глумления очень сильно удивляться попущению глумливых плясок на Русской Голгофе - на Лобном Месте Красной площади 21 Января 2012 года и уже в Марте 2012 года - в Елоховском соборе и Храме Христа Спасителя?! Хронология событий однозначно показывает, что духовно - это звенья одной цепи! На «служителей Богу и мамоне», неообновленцев и «демократов от Церкви» указал нам сам Патриарх Кирилл в своем выступлении в Апреле 2012 года, назвав их врагами Церкви - предателями в рясах! Не будем также убаюкивать свою совесть мыслью, что там, на архиерейском соборном «верху» виднее, на каком языке вести Богослужение в Церкви и по какому календарю!

http://ruskline.ru/analitika/2012/11/08/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010