Послание, которое Павел уже долгое время пишет, вызвано именно этими обстоятельствами. Ему стало известно, что в Коринфской церкви происходят бурные споры. Он не знает, поможет ли его послание братьям и сестрам, утихомирит ли оно разыгравшиеся страсти. Но он видит свой долг в том, чтобы напомнить коринфянам о взаимной любви и жертвенности, о природе церкви как Божьего Храма и Христова Тела, об евхаристии как средоточии церковной жизни и о многих других вещах. Несмотря на то, что коринфяне хорошо знакомы с идеями христианства, эти идеи нередко забываются и их место занимают старые обычаи и привычки. К несчастью, этот груз веков неотступно следует за всеми христианами, и нужно постоянно быть чутким к своим поступкам и к поступкам ближних, чтобы совместными усилиями вырваться из объятий идолопоклонства. Разве не ужасно, что у коринфян «появилось блудодеяние... что некто вместо жены имеет жену отца своего» ( 1Кор.5:1 )? Павел понимал, что такой грех – результат полного упадка нравов, так как «худые сообщества развращают добрые нравы» (Там же, 15:33). Ну а общество, в котором приходится жить христианам, бесконечно далеко от идеала. А разве не ужасно, что святая евхаристия у коринфян превратилась чуть ли не в языческий пир, «ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается» (Там же, 11:21)? Ведь евхаристия – показатель уровня развития человека и степени его приобщения к глубинам веры. Если же этот святой обряд превращается в мерзкую попойку, то не может быть оправдания тем, кто безучастно смотрит на осквернение самых искренних чувств. Поэтому Павел позволил себе лишний раз напомнить: «Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: „народ сел есть и пить, и встал играть» ( Исх.32, 6 ). Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали...» ( 1Кор.10:7–8 ). В этих словах порицаются нормы жизни тех, кто думает только о себе, о своем бренном существовании и забыл о вечной жизни. Когда такие люди собираются и начинают пить, то через некоторое время обязательно появляется желание услышать музыку инструментов, а вместе с ней не заставляют себя долго ждать пляски и песни. А какие могут быть пляски и песни после обильных возлияний в такой беззаботной компании – хорошо известно. Неужели у коринфян святой обряд евхаристии превратился в столь неприглядное действо? Неужели они осквернили завет Христа? Неужели сменили псалмы на низменные уличные песенки? Неужели в самом деле люди, видящие их евхаристию, говорят: «Народ сел есть и пить, и встал играть»?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Я, как христианин и раб Распятаго, пощусь правильно, или очищая себя в надежде воскресения, или же, как любящий господина раб, сострадая страстям Господа моего. Ты же, сын убийц и потомок заклавших Агнца, получивший наследие пролитой крови от отцов, навлекших таким образом несчастие на себя и детей, — чего ради постишься? скажи. Если раскаяваясь в том, в чем согрешил, то я радостно приветствую тебя за такое решение; и ты, оставивши синагогу лукавствующих, спеши в Церковь благочестивых. Приступи к крови Агнца и очистись ея кроплением; ибо оттуда же будет тебе и очищение, где совершил ты грех. Если же ты и теперь привязан к тому же самому, то какое значение имеет для тебя воздержание от яств? He подражаешь ли ты нильским крокодилам, которые — по разсказам — плачут над головами съеденных ими людей и проливают слезы над трупом, не раскаяние, конечно, принося за случившееся (ибо может ли оно быть у неразумных и водных животных?), а печалясь о том, что голова лишена мяса и не пригодна уже в пищу? Нечто подобное обнаруживается и в отношении к посту. Пляски и танцы, как вставки и эпизоды среди поста, суть дело, очевидным образом противоречащее (идее поста): ибо пост считается наставником сосредоточенности и благопристойнаго поведения, пляски же свидетельствуют о разсеянности по неумеренным и многоразличным наслаждениям.    Припомни здесь известное изречение Моисея: в десятый (день) седьмаго месяца следует поститься (Лев. 16:29). Седьмой месяц обозначает седьмой день, а десятый день — десятый час, в который Господь испустил дух на кресте. Так и для каждаго предмета избраны и соответствующие образы из осязательной видимости свидетельствующие о независимом от времени расположении души. Ты же для чего смешиваешь несоединимое и сливаешь вместе разделенное? — Есть у евреев и другия торжества: одно называют они праздником кущей, другое — воспоминанием труб. Но неведомо для себя они празднуют таинства христиан, так как устроение палатки есть вещественное пророчество о той Церкви, которую основало Слово наше. Посему и листьями украшают палатку и плодами убирают вход в нее — во образ того, что новая плодоносная Церковь произрастает вместо закона . Праздник же труб располагает души к готовности воскресения, как Павел говорит: «ибо вострубит, и мертвые воскреснут» (1 Кор. 15:52). Учит сему и Сам Бог и Спаситель, говоря в Евангелии: «и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною; и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Матф. 24:31).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Кто во время службы Божественной займет место, предназначенное для священнодействия, или, вошедши в алтарь, не выйдет из оного немедля после сделанного ему о том напоминании от священнослужителя, тот подвергается за сие взысканию, установленному в ст. 35 устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Пред иконами стоять так, как благопристойность и святость места требуют. Во время совершения службы, никаких разговоров не чинить, с места на место не переходить и вообще не отвращать внимания православных от службы ни словом, ни деянием, ни движением, но пребывать со страхом в молчании, тишине и во всяком почтении. Во время совершения Божественной службы запрещается прикладываться к чудотворным местам и иконам, но исполнять сие пред началом или по окончании службы (Уст. о пред. и прес. прест. ст. 3, 6, 7 и 8). Мир и тишину в церкви обязана строго охранять местная полиция; священнослужители, со своей стороны, также внушают приличное христианам к службе Божией благоговение, и, сохраняя всю благопристойность, наблюдают, чтобы тишина и порядок не были нарушаемы приходящими в храм Божий. За отступление от правил, постановленных о порядке и тишине в церквях, виновные подвергаются взысканиям на основании 35 и 36 ст. Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями (Уст. о пред. и прес. прест. ст. 10, 11:12). Вблизи церквей, особенно во время службы, не должно быть на улицах крика, драки и вообще никакого бесчинства, в воскресные или торжественные дни или в табельные и храмовые праздники, в городах и селениях прежде окончания в приходской церкви литургии, запрещается начинать игры, музыку, пляски, пение песен по домам и по улицам, театральные представления и всякие иные общенародные забавы и увеселения 20 , открывать торговые лавки (исключай тех, в которых продаются съестные припасы и корм для скота) и питейые заведения (Уст. о пред. и прес. прест. ст. 15–16). Во время церковных торжеств, крестных ходов, водосвятий и тому подобных установленных обрядов требуется, чтобы питейные дома были заперты и, кроме съестных жизненных потребностей, никто, ничем не торговал до возвращения хода в церковь , чтобы никто не позволял себе никаких шумных увеселений, как-то: пляски, конского ристания и никакого бесчиния, чтобы не происходило остановок шествию от тесноты, поперечной езды и вообще какого-либо помешательства шествию (Уст.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

По устным преданиям, в годы британского владычества над Иерусалимом (1918—1947) английский губернатор попытался запретить однажды «дикарские» пляски. Патриарх Иерусалимский молился два часа: Огонь не сошел. Тогда Патриарх распорядился своей волей пустить арабскую молодежь. После исполнения ими ритуала Огонь сошел. Все три указанные группы обязательно принимают участие в современной литании Благодатного Огня. В наше время сошествие Благодатного Огня происходит в Великую Субботу обычно между 13 и 15 часами иерусалимского времени. Где-то к десяти часам дня Великой Субботы тушатся все свечи и лампады во всем огромном архитектурном комплексе Храма. После этого происходит процедура проверки Кувуклии на наличие источников огня и опечатывания входа в Кувуклию большой восковой печатью. Свои личные печати на большой восковой ставят осуществлявшие проверку представители мэрии Иерусалима, турецкой стражи, израильской полиции и пр. Затем ты становишься свидетелем чудесного явления. Сначала изредка, а затем все сильнее и сильнее все воздушное пространство Храма пронизывают световые всполохи, вспышки света. Они имеют голубоватый цвет, их яркость и размеры волнообразно нарастают. Через небольшое время после опечатывания Кувуклии молодые православные арабы, как уже было упомянуто, начинают возносить свои молитвы ко Христу, Пресвятой Богородице, святому Георгию о даровании Благодатного Огня. Их эмо­циональные молитвы, возгласы и пляски, сопровождаемые ударами в барабаны, происходят непосредственно у Кувуклии в течение 20-30 ми­нут. Через некоторое время, как правило, около тринадцати часов, начинается непосредственно литания (по-гречески «молитвенная процессия») Благодатного Огня — крестный ход от алтаря Кафоликона через весь Храм с выходом к ротонде и троекратным обходом Кувуклии. Впереди хоругвеносцы с двенадцатью хоругвями, за ними отроки с рипидами, клирик-крестоносец и, наконец, сам Блаженнейший Патриарх Иерусалимский. В крестном ходе участвуют и игумен с иноками монастыря Саввы Освященного.

http://pravoslavie.ru/4942.html

Программа игр была несложна: сомкнувшись живой стеной и сцепившись рука с рукою в локтях, мужчины били в ладоши, пели дикие песни и при этом некоторые из них в подражание дервишам издавали хриплые звуки, и все то наступали вперед, то отступали. Но вот с шашками в руках выделились два араба и с каким-то особым упоением проделали несколько своих военных приемов. После мужчин выступили женщины с детьми и исполнили свои характерные, зажигательные национальные пляски. Одна из диких артисток во время пляски обходила публику и над ухом каждого проделывала такие трели, что трещала барабанная перепонка. Все время один из черномазых поддерживал костры, сильные искры и пламя которых особенно занимали арабов и экзальтировали их. Все время черномазые неистово кричали и били в ладоши, не жалея ни рук, ни горла. В заключение игры дикие артисты, по обычаю, потребовали бакшиш. Рано утром на другой день мы отправились в обратный путь. На пути заехали в Вифанскую обитель, где иноки оказали нам весьма радушное гостеприимство, – угощали кофеем, ликером и водою с вареньем. В пять часов вечера мы уже были в Иерусалиме. VII. Благодатный огонь Оригинальную, редкую и поразительную картину представляет храм Воскресения Христова в день получения благодатного огня, в Великую Субботу. Дружной, неудержимой волной православные поклонники стремятся на это светлое, православное церковное торжество, – не жалеют они ни средств, не боятся ни опасности для здоровья, ни других неудобств. Весь храм Воскресения имеет в этот день вид скорее оригинального импровизированного театра, чем храма. Во всех нишах, везде, где можно устроить какое-нибудь помещение для зрителей, везде устроены места, – и все это берется православными поклонниками на расхват, с бою и за большой бакшиш. Почти за целые сутки, с вечера Великой Пятницы, забирается православный люд в храм; здесь он проводит всю ночь в молитве и выносит с стоическим терпением все неудобства и лишения. В два часа утра в Великую Субботу кончилась утреня, длившаяся с десяти часов вечера Пятницы. Все огни в храме за исключением одной католической неугасимой лампады, погасили, «кувуклию» (часовню Гроба Господня) заперли и запечатали. Настало время бесконечно-долгого, тоскливого ожидания торжества. Между тем от продолжительного пребывания огромной массы публики в храме стоит духота, многих одолевает дремота, более слабые чувствуют дурноту. Час дня. На колокольне загудел колокол, возвещая православным обитателям Иерусалима об имеющемся совершиться великом церковном торжестве. В одно мгновение все встрепенулись в храме, все ожили и повеселели.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Шабаш у Ивлеевой Время промежуточных итогов 26.01.2024 504 Время на чтение 7 минут Фото: Гойя. Шабаш ведьм. Фрагмент Легендарный уже шабаш в клубе «Мутабор», для конспирации назначенный на некую вроде бы совсем не мистическую дату, безусловно, требуют серьезного конспирологического анализа. Несомненна его встроенность в совокупность, точнее даже в цельный сюжет исторических событий общерусского, а значит и общечеловеческого масштаба. Масштаб этот явно не ограничивается происходящей, точнее замершей, СВО и даже выборами верховной власти Российской Федерации, но, надо полагать, простирается до самой глубины: борьбы за восстание Третьего Рима и народа-богоносца либо за их окончательную гибель или хотя бы за сдерживание. Не присваивая себе право такого серьезного анализа, останемся на уровне очевидного и несомненного, добавив к нему вероятное и притом наиболее вероятное. Очевидным и несомненным является совершение мистерии в сакральном сердце Русского мира, которым Москва, как и Иерусалим, остаётся вне зависимости от ее нынешнего состояния и дальнейшей судьбы. Такая мистерия обусловлена весьма обоснованным пониманием инфернальными силами сакральной значимости сердца как престола души (средоточия духа) равно для всего человека и для всего народа. Оттуда пляски содомита Киркорова на Кресте в самом Кремле. Итак, нет и не может быть сомнений, что «голая вечеринка у Ивлеевой» была хрестоматийной ритуальной службой сатане с целью призывания сил ада в Москву и через нее – на всю Россию – в условиях, безусловно, обостряющейся военной и внутриполитической обстановки. Точнее сказать, – не столько призывания (они и так все нацелены на Россию), сколько усиления мистическим способом духовных прав ада на Москву и Россию. Как известно, любой грех, особенно имеющий характер откровенного богоборчества, в случае его не только совершения, но и одобрения, согласия, даёт права власти темным силам. Именно поэтому «шабаш у Ивлеевой» должен был пройти в максимально публичной форме, хотя очевидно, что «этим всем» евросодомская тусовка занимается давно и регулярно и в гораздо более брутальных формах. Аналогичное значение имела клевета во время I Мировой войны на благочестивого государя Николая и его семейство, которую в целом достаточно охотно и массово приняла «прогрессивная» публика и даже многочисленные сановные лица. Мистической реанимацией того «согласия с древним змием» стал успешно прошествовавший по России кощунственный фильм «Матильда» , который сейчас продолжается историей с екатеринбургскими останками. К той же серии относятся и вышеупомянутые геенские пляски Киркорова на Кресте.

http://ruskline.ru/opp/2024/01/26/shabas...

«Хлысты, – говорит епископ Феофан Затворник , – от верчения пришедшие в приятное возбуждение, иные в экстаз приходят. Кто словоохотлив – вскрикнет и начинает бурлить» 106 . О радениях в хлыстовских кораблях «старца» Мокшина свидетельница рассказывала: «Все начинают радоваться, плясать, биться о землю, и Бог знает что делать, так что волоса дыбом становятся от того, что творится там: кричат, свищут, падают все на землю, и это, как пояснял мне Мокшин, происходит оттого, что Дух Святой входит в них» 107 . С прекращением гонений, когда религиозный энтузиазм среди древних христиан утратил свою первоначальную силу, отражавшие его когда-то пляски в дни памяти мучеников должны были потерять свой религиозный характер. Св. Григорий Нисский говорит, что «многие христиане, плясавшие, согласно признанному св. Григорием Чудотворцем обычаю, на праздниках в честь святых мучеников, постепенно отрешились от этого языческого наследия: стали ограничиваться одной «духовной радостью», не проявляя ее в физических телодвижениях, составляющих пляску. Однако такое превращение случилось хотя и со многими, но не со всеми. У других, напротив, развитие шло совсем в обратном направлении: религиозный восторг, возбуждавший современников св. Григория Чудотворца плясать в местах погребения мучеников, постепенно поглощался чисто физическими удовольствиями, связанными с самой пляской, и тем весельем, какое создавалось за обильными трапезами, устроявшимися в тех же местах. Благодаря этому, рассматриваемые пляски утрачивали первоначальный религиозный характер и превращались в обыкновенные мирские танцы (со свойственными им эксцессами), лишь внешним образом приуроченные к праздникам в честь мучеников» 108 . Начиная с IV века, идут беспрерывные жалобы со стороны представителей разных Церквей против бесчинных плясок в дни памяти мучеников. Блаж. Августин в речи на память мученика Киприана говорит: «Неужели в этом месте, хотя и подобает воспевать псалом, следует кому-нибудь плясать? Несколько лет тому назад, даже не так много, этим местом овладела зараза и наглость плясунов: всю ночь здесь пелись непотребные песни, и совершалась поющими «пляска» 109 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Церковь карала отлучением предающихся таким забавам; в правиле митрополита Кирилла, вошедшем в Кормчую и таким образом постоянно служившем церковным законам, участники таких забав изгонялись из церквей (да изгнаны будут от сынов Божьих церквей); а убитые в примерных схватках, кулачных и палочных боях и вообще заплатившие нечаянно жизнью за удовольствие потешиться на этих турнирах «да будут, – сказано в том же правиле Кормчей, – прокляти и в сей век и в будущий; аще ли нашему законоположению кто противится, ни приношения из них принимати, рекше просфоры и кутии, свечи; аще же умрет таков, к сим иерей не ходит и службы за них не творит». Также, конечно, по церковному взгляду предосудительны были и все игрища. Женщины и девицы летом в праздники водили хороводы и собирались для этого обыкновенно на лугах близ селений. Русские пляски были однообразны: они состояли в том, что девицы, стоя на одном месте, притопывали, вертелись, расходились и сходились, хлопали в ладоши, выгибали спину, подбоченивались, размахивали вокруг головы вышитым золотом платком, поворачивали в разные стороны голову, поводили бровями – все эти движения делались под звуки инструмента какого-нибудь скомороха. В высшем обществе пляска вообще считалась неприличной; но господа и госпожи по праздникам иногда заставляли перед собой плясать своих рабов, особенно литовских и татарских пленников. По церковному воззрению, пляска, особенно женская, почиталась душегубительным грехом; «о, злое проклятое плясание! (говорит один моралист); о, лукавые жены многовертимое плясание! пляшущи бо жена любодейца диавола, супруга адова, невеста сатанина; вси бо любящи плясание бесчестие Иоанну Предтече творят – со Иродьею неугасимый огнь и неусыпаяй червь осудить!» Даже смотреть на пляски считалось предосудительным: «Не зрите плясание и иные бесовских всяких игор злых прелестных да не прельщены будете, зряще и слушающе игор всяких бесовских; таковыя суть нарекутся сатанины любовницы». Любимое препровождение времени женского пола во всех классах были качели и доски. Качели устраивались двумя способами; первого рода качели делались очень просто: прикреплялась к веревке доска, на нее садились, а другие веревками качали; другого рода качели строились сложнее, как и в настоящее время делаются в городах. В праздник Пасхи некоторые составляли себе из этого прибыльный промысел: устраивали качели, пускали качаться за деньги и за каждый раз брали по серебряной деньге с лица. Женщины простого звания, посадские и крестьянки, качались на улицах, а принадлежащие к зажиточным и знатным семействам – у себя в дворах и садах. Качанье на досках происходило так: на бревно клали доску, две женщины становились по краям ее и, подпрыгивая, подкачивали одна другую, так что когда одна подымалась, то другая опускалась. Сверх того, женщины качались как-то на колесе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

О древноем язычестве здесь не было и помину. Духовенство боролось против народных развлечений. Потому что находило их вредными для чистоты нравственности.   §101. Исповедные вопросы и сказания, направленные против развлечений Одним из могущественных средств борьбы против игр и плясок была исповедь. В вопросах неизменно упоминаются песни, игры и пляски. «Или плясал еси на пиру. Или на позоры ходил еси» 1053 . «Или плясала и песни пела. Или скоморохов слушала и в сладость игры их смотрела» 1054 . «Не пел ли еси песней бесовских. Не играл ли еси в гусли или шахматы» 1055 . В поновлении инокам читаем: «Согреших на игрищах позоров смотрех, и скоморохов, шахматы, и зернью и тавлеи играх и лекы, ииными мноземи играми играх, бесовских игр в сласть смотрих и слушах всех и сам играх. Согреших в оуристани коньстем, и плескании ручнем и в плясании, и во всех играх неподобных» 1056 . Музыка и пляска считалась иерархией делом греховным, сатанинским. Бесы-искусители нередко изображаются пляшущими и играющими. Преподобный Феодосий, много претерпевший от злобы бесов, однажды, как повествует Печерский Патерик, слышал произведенный бесами шум, как бы от едущих колесниц, «инем же в сопели сопоущем, и тако все кличющем, яко трястися пещеры» 1057 . Когда бесы хитростию заставили Исаакия Печерского поклониться одному из них, они ударили в сопели и в гусли, и в бубны, «и начаша им играти»; по их приказанию Исаакий плясал до изнеможения 1058 . Отметим, что и повествовательная литература древней Руси осуждала пляски и пение. Конечно, по своему духу и направлению наши древние сказания и легенды принадлежали к господствовавшему тогда церковному направлению. Этот род литературы более подвергался западному влиянию и вместе с тем мог отразить в себе и чисто народные воззрения. Это смешанное направление ярко сказываетя в повестях древней Руси, сюжет которых, вероятно, заимствован. В одном кратком повествовании сообщается, как монах-старец, сидя в своей келье и «поя псалтырь», задремал, что дало возможность бесу попытаться соблазнить старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Таким образом, у русских здесь можно отметить как неприятие внутренней политики эстонских властей в отношении русской общины, так и разочарование в политике российских властей, от которых все-таки было бы естественным ожидать какую-то реальную поддержку? Работа с соотечественниками – это не только песни и пляски, не только медведи с барабанами и сарафаны в горошек – Да, тут можно говорить даже о некоторой обиде: «Вот он я – русский человек, вот он. А вы где, вы, которые заявляете о «необходимости поддержки» русских по всему миру?!» Надо понимать, что работа с соотечественниками – это не только песни и пляски, какие-то мероприятия по случаю очередного праздника. Не только медведи с барабанами и сарафаны в горошек. Духовное сплочение нации подразумевает создание и поддержание тех очагов, которые действительно связывают русских людей, живущих где бы то ни было, в Эстонии в том числе. Сюда нужно отнести и образование на родном языке, и Церковь, и литературу, и прессу, и качественное – подчеркиваю – качественное телевидение. Грубо говоря, это не только «Поле чудес» – Россия способна на гораздо большее, по нашему убеждению. Должна быть поддержка местной русской интеллигенции, которая пока еще остается. Людей, которые хранят старую добрую русскую культуру, хороший русский язык , становится все меньше. – А есть ли у современной России вообще возможности поддержать работу подобных объединяющих русских людей, живущих за рубежом, центров? Уже сейчас русская молодежь не понимает, что такое – вкусный русский язык. Говорить и писать грамотно по-русски почти никто не может – Есть, и абсолютно законные. Если сделать все разумно, то никто не скажет ни слова о том, что это де, мол, «пятая колонна». Самое простое, по моему мнению, – это найти инвестора, который помог бы воссозданию ежедневной русской газеты. Я лично, как журнальный издатель, готов всячески помочь в этом деле. А дальше вокруг газеты можно формировать много всего интересного: семинары, обучение, образовательные поездки, конгрессы и все что угодно.

http://pravoslavie.ru/73670.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010