Arhiva De srbtoarea hramului la biserica „Toi Sfinii care pe pmântul Sankt-Petersburgului au strlucit” din capitala de nord a Rusiei a fost venerat memoria victimelor represiunilor din Pustia Levaovo 10 iulie 2019 14:06 7 июля 2019 года, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, Собор Санкт-Петербургских святых, престольный праздник отметили в храме Всех святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших, в Левашове. Божественную литургию совершил благочинный Выборгского округа Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Будников в сослужении протоиерея Владимира Сорокина, настоятеля протоиерея Романа Ковальского и клириков храма. За богослужением молились прихожане храма и паломники. Во время панихиды по невинно убиенным были вознесены молитвы о расстрелянных архиепископе Венедикте (Плотникове), епископе Тихоне (Рождественском) и настоятеле Спасо-Парголовского храма протоиерее Стефане Черняеве, которые покоятся на Левашовском мемориале. Был совершен крестный ход вокруг храма. «Два года назад, 17 июля, мы участвовали в закладке этого храма, — сказал протоиерей Александр Будников в проповеди. — И сегодня уже отмечаем престольный праздник в уютном и намоленном месте, живущем литургической жизнью. Сооружение этого храма — великая милость Божия. У дороги, перед зеленым забором Левашовской пустоши, он свидетельствует об этом месте. Это святое место — часть Русской Голгофы. У Бога нет мертвых, у Него все живы и никто не забыт. Поэтому мы призываем в молитвах петербургских святых — тех, имена которых знаем, и тех, чьи имена ведомы одному Богу». Протоиерей Роман Ковальский поблагодарил благочинного, а также строителей, жертвователей, благоукрасителей храма, рассказал о работе прихода по выявлению новых имен подвижников, погребенных в Левашовской пустоши. Так, собраны и переданы в епархиальную комиссию по канонизации все необходимые документы о протоиерее Стефане Черняеве. Собраны материалы по епископам Венедикту (Плотникову) и Тихону (Рождественскому). Церковно-историческому музею при храме родственниками репрессированных переданы ценные экспонаты, в том числе личные вещи прославленных святых. На Левашовском мемориале была совершена панихида и возложены цветы к поклонному кресту. Левашовская пустошь — секретный полигон НКВД. Здесь погребены 45 тысяч расстрелянных по политическим мотивам. Участок под захоронение (11,5 гектар) был выделен НКВД в 1937 году. В течение почти 17 лет в Левашово привозили тела казненных. 16 июня 2012 года на кладбище впервые была совершена Божественная литургия под открытым небом. В 2017 году протоиереем Романом Ковальским был воздвигнут храм в честь Санкт-Петербургских святых. 12 мая 2018 года малое освящение храма совершил Святейший Патриарх Кирилл. Великое освящение храма совершил 2 сентября того же года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий . Санкт-Петербургская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5468912...

11 нояб. 1923 г. временно управлявший Петроградской епархией (с янв. 1924 Ленинградская) Лужский еп. Мануил (Лемешевский ; впосл. митрополит) обратился к патриарху Московскому и всея России свт. Тихону с докладом, в к-ром, в частности, ходатайствовал о восстановлении Охтинского вик-ства и рекомендовал туда епископом «всеми любимого вдового протоиерея Н. Клементьева, 17 лет служащего в Охтинском соборе». Еп. Мануил просил «в интересах торжества православия» совершить хиротонию в Петрограде. Патриарх Тихон наложил на докладе резолюцию: «Разрешить» и командировал для возглавления хиротонии в Петроград Подольского архиеп. сщмч. Петра (Полянского ; впосл. митрополит). Однако архиеп. Петр не смог выехать в Петроград, и хиротония не состоялась. 28 мая 1924 г. к патриарху обратились викарии Ленинградской епархии епископы Кронштадтский Венедикт (Плотников ; впосл. архиепископ) и Шлиссельбургский сщмч. Григорий (Лебедев) . Они повторно просили разрешить хиротонию прот. Клементьева во епископа: «Викарий необходим в связи с тяжелыми условиями церковной жизни. Отзыв очень благожелательный. Просят назвать Охтинским, а не Тосненским, хотя Охтинский викарий единоверческий, но они в настоящее время не имеют своего кандидата и возможно временное использование этого титула». 23 июня 1924 г. по принятии монашества с сохранением прежнего имени Н. был хиротонисан во епископа Сестрорецкого, викария Ленинградской епархии. Хиротонию, состоявшуюся в Москве, возглавил патриарх Тихон. Н. вошел в состав управлявшего Ленинградской епархией в отсутствие правящего архиерея Епископского совета во главе с Кронштадтским еп. Венедиктом. Активно участвовал в борьбе с обновленцами, которые после кончины патриарха Тихона († 7 апр. 1925) призывали православных к «примирению» и предлагали принять участие в своем «Третьем Поместном Соборе». В ответ на подобное обращение обновленческого «митрополита» Вениамина (Муратовского) Н. вместе с еп. Венедиктом и епископом Ладожским Иннокентием (Тихоновым ; впосл. архиепископ) 11 мая 1925 г.

http://pravenc.ru/text/2565734.html

Митрополит Вениамин, который готов был жертвовать голодающим все, вплоть до священных сосудов, - при условии постепенности и контроля со стороны духовенства и верующих - был отдан под «пролетарский суд» как главарь контрреволюционного заговора. Постыдный судебный процесс закончился вынесением смертного приговора десяти обвиняемым, включая митрополита Вениамина, епископа Кронштадтского Венедикта (Плотникова), протоиереев Николая Чукова и Леонида Богоявленского (настоятеля Исаакиевского кафедрального собора). Политбюро ВКП (б) позволило сохранить жизнь шести из них, однако митрополит Вениамин, архимандрит Сергий (Шеин), профессор Юрий Новицкий и юрист Иоанн Ковшаров были тайно расстреляны. В 1922 году из-за невозможности пройти перерегистрацию в органах власти Церковь стала «нелегальной организацией». При этом как грибы после дождя при поддержке большевиков возникали обновленческие группировки и целые «епархиальные управления», в то время как Патриарх Тихон оставался под арестом. Власти потребовали пройти перерегистрацию и церковным школам. Единственным канонически правомерным выходом в этой ситуации было создание церковных структур, независимых («автокефальных») от обновленцев. Это было предусмотрено указом Патриарха Тихона от 20/7 ноября 1920 года, изданным на случай утраты связи с Высшим Церковным Управлением или насильственной ликвидации самого Управления. В Петрограде инициаторами «автокефалии» на епархиальном уровне стали два викария убиенного митрополита Вениамина - епископы Алексий (Симанский) и Николай (Ярушевич). Их поддержал ряд видных представителей городского духовенства, в том числе протоиерей Григорий Сербаринов. Власти не ответили на их ходатайство, оба епископа были высланы, но добиться у духовенства полного признания «обновленческого переворота» так и не удалось. Отверг любые связи с обновленцами и Петроградский Богословский институт. В течение года он сохранял автономное положение, но к маю 1923 года был вынужден прекратить свое существование - в первую очередь, из-за непосильного налогового гнета. («Переобложение» налогами станет в СССР распространенным методом борьбы с религией). Летом 1923 года по политическим соображениям властям пришлось освободить Патриарха Тихона. После этого обновленчество сразу дало трещину, как дом, построенный на песке.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/10/2...

Служение в Петрограде С 1920 до октября 1924 года - настоятель приходской церкви преподобномученика Андрея Критского (ранее приписной к Троице-Сергиевой пустыни), расположенной в трех километрах от Свято-Троицкой Сергиевой пустыни, в поселке Сергиевка (Володарский) в Петроградской губернии. Был любим прихожанами. В 1922 году арестован в Петрограде во время кампании " по изъятию церковных ценностей " . Вскоре был освобожден. Позднее он так говорил на следствии о своей позиции в это время:  " В момент изъятия церковных ценностей я стоял на позиции патриарха Тихона и считал, что достояние церковное должно быть нерушимо, и изъятие церковных ценностей явилось актом грубого насилия и произвола со стороны Сов. власти " . Обновленческое Епархиальное управление отец Сергий категорически отверг, и приход преподобномученика Андрея Критского стал одним из учредителей так называемой Петроградской автокефалии , активно боровшейся с обновленцами (в отличие от уклонившейся в раскол братии Троице-Сергиевой пустыни). Епископское служение 24 октября 1924 года был хиротонисан во епископа Нарвского , викария Ленинградской епархии . Хиротонию в Москве возглавил патриарх  Тихоном . Епископский совет, возглавляемый епископом Кронштадтским Венедиктом (Плотниковым) , возражал против хиротонии. К владыке прихожане направили особую делегацию, но он отклонил ее ходатайство, сославшись на то, что " нужды в епископе не имеет и что кандидат не соответствует своему назначению... " Было собрано несколько тысяч подписей в поддержку просьбы о его епископской хиротонии.  Фактически кафедру владыка не получил, Нарва по мирному договору 1921 года была уступлена Советской Россией Эстонии , поэтому он продолжал служить в храме на станции Володарская . Ленинградский епископат его первоначально вежливо игнорировал, считая неравным себе, малообразованным простецом. Ситуация изменилась после ареста в декабре 1925 года трех из четырех входивших в епископский совет архиереев. Оставшийся на свободе и вступивший в управление епархией епископ Григорий (Лебедев) , воспитанник Московского Свято-Данилова монастыря, в письме предложил епископу Сергию служить, " где он пожелает, и куда его пригласят " , и сам нередко стал направлять владыку на богослужения в различные храмы.

http://drevo-info.ru/articles/13680244.h...

Весь этот опыт учел, отправляясь в бывшую столицу, новопоставленный епископ Мануил. И если Кривошеевой не нравится, как именно отпавшие в ересь архиереи приносили свое покаяние, то ей следовало адресовать свои претензии к священномученику Илариону и Патриарху-исповеднику Тихону. 4. Нетактичность митрополита Мануила, по мнению Кривошеевой, заключается также в том, что он назвал «опороченными» священников, побывавших в заключении. Да, назвал. Но совсем не в том смысле, какой придает ему автор статьи. Владыка имел в виду, что опороченными их считает светская власть, и поэтому она не даст возможности бывшим узникам стать «полезными для епархиального управления» , как об этом просил его епископ Венедикт (Плотников). В этом смысле владыка и сам к тому времени был «опороченным», ибо уже побывал под арестом по делу православных братств. 5. «У епископа Мануила даже Святейший Патриарх Тихон, по его мнению, был опорочен, так в своей декларации " Новые пути Церкви " , он пишет: " Всер[оссийский] Церк[овный] Собор, согласно правил Православной Церкви, обязан обсудить вопрос о предании формальному церковному суду Св[ятейшего] Патриарха " . Что ж, здесь он полностью смыкается с обновленцами, которые предали Патриарха Тихона суду на своем лже-Соборе». Обрыв цитаты - не лучший способ доказательств. Владыка Мануил вовсе не требовал церковного суда над Патриархом. Приведем цитату полностью: «Всер[оссийский] Церк[овный] Собор, согласно правил[ам] Православной Церкви, обязан обсудить вопрос о предании формальному церковному суду Св[ятейшего] Патриарха или о прощении ему всех упущений и ошибок по церковному водительству , в силу общих условий политически государственных (освобождение его из под стражи -из-за раскаяния в своих заблуждениях за период 1917-1922 годов)» . То есть архиерей, глубоко преданный Патриарху, не перестававший поминать его ни в пору священства, ни в пору епископства, даже тогда, когда это грозило ему арестом (в силу циркуляра Петроградского прокурора), этот архиерей совершенно законно утверждает, что прежде всего нужно созвать Поместный Собор, который единственно и правомочен решить: нужно ли предавать Патриарха церковному суду или - соборно простить. Причем лично для нас нет сомнений в том, за какое решение голосовал бы епископ Мануил, если бы власти дозволили созвать Собор...

http://ruskline.ru/news_rl/2018/04/27/po...

Александрова-Чукова Л. К.Митрополит Григорий (Чуков): служение и труды… С. 72–73. Шкаровский М. В. Указ. соч. С. 276–281. Чуков Н. К., прот. Слово пред отпеванием бывшего проректора Петроградского Богословского института Ивана Павловича Щербова 16 апреля 1925 г.// Григорий (Чуков), митр. Избранные слова, речи и статьи. Сборник. Л., 1954. Машинопись (Архив митрополита Григория). Григорий (Лебедев; 1878–1937 гг.) сщмч., епископ Феодосийский; в ноябре 1923 г. назначен епископом Шлиссербургским, викарием Петроградской епархии, с поручением временно исполнять обязанности наместника Александро-Невской лавры, возвращенной от обновленцев; в феврале 1924 – декабре 1925 г. входил в Епархиальный совет епископов, возглавлявшийся Кронштадтским епископом Венедиктом (Плотниковым). Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 25. Фрагмент. Рукопись (Архив митрополита Григория). Там же. Строка из стихотворения молодого М. Ю. Лермонтова 1831-го июня 11 дня: «Мне нужно действовать, я каждый день бессмертным сделать бы желал, как тень великого героя, и понять я не могу, что значит отдыхать». Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 25. Фрагмент. Рукопись (Архив митрополита Григория). В январе 1915 г. просветительная деятельность протоиерея Н. К. Чукова в Олонецкой губернии получила высокую оценку от ревизора Учебного комитета при Святейшем Синоде П. Ф. Полянского (позднее митропоплит Петр, местоблюститель Патриаршего престола) ( Александрова-Чукова Л. К. Григорий. С. 592–593; Александрова-Чукова Л. К. Митрополит Григорий (Чуков): служение и труды… С. 36). Владимир Николаевич Страхов (1883–1938 гг.), протоиерей, магистр богословия, с 1920 г. проректор, с 1922 г. ректор Московской духовной академии; в 1931 г. арестован и выслан в Архангельск. Расстрелян в Ульяновске. Александрова-Чукова Л. К. Митрополит Григорий (Чуков): служение и труды… С. 77. Там же; Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 27. Фрагмент. Рукопись. (Архив митрополита Григория). Шкаровский М. В. Иосифлянство//Православная энциклопедия. Т. 26. М., 2011. С. 85–86.

http://sedmitza.ru/lib/text/9929588/

Александрова-Чукова Л. К. Петроградский процесс 1922 г. С. 272–278; Архив УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, д. П–89305, т. 5, л. 381–400 об; т. 27, л. 1–14. Александрова-Чукова Л. К. Петроградский Богословский институт. С. 270. Александрова-Чукова Л. К. Петроградский процесс 1922 г. С. 275. Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 25. Фрагменты. Рукопись (Архив митрополита Григория). Там же. Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 23. Фрагменты. Рукопись (Архив митрополита Григория). Чуков Н. К., прот. Богословские школы в Ленинграде… Л. 25. Бовкало А. А. Последний год существования Богословского института. С. 508–509. ЦГИА СПб, ф. 2279, оп. 1, д. 1–82. Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 23. Фрагмент. Рукопись (Архив митрополита Григория). Там же. Иннокентий (Тихонов; 1889–1937 гг.), сщмч., архиепископ Винницкий; в 1922 г. епископ Ладожский; 1 июня арестован по делу Александро-Невского братства; освобожден в марте 1925 г.; по возвращении в Ленинград входил в епископский совет, управлявший Ленинградской епархией под руководством викарного епископа Венедикта (Плотникова). Шкаровский М. В. Указ. соч. С. 275–276. Шкаровский М. В., Берташ А., свящ., Александрова-Чукова Л. К.Указ. соч. Т. 2. СПб. 2012. С. 401. Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетради 22–23. Фрагменты. Рукопись (Архив митрополита Григория); Чельцов М. П., прот. Когда отмени расстрел (Письма к жене из заключения)//Минувшее… Вып. 24. С. 383, 385, 404. Глубоковский Н. Н.Академик, профессор Борис Александрович Тураев как христианский учитель и ученый//Воскресное чтение (Варшава). 1929. 11. С. 169–173; 13. С. 205. Кассиан (Безобразов), еп. Родословие духа… С. 1–12. Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 24. Фрагмент. Рукопись (Архив митрополита Григория). 8 сентября 1895 г. кандидат богословия Санкт-Петербургской духовной академии Н. К. Чуков был назначен епархиальным наблюдателем церковно-приходских школ и школ грамоты Олонецкой губернии и за 15 лет добился значительных изменений не только в системе церковно-приходских школ, количество которых увеличилось вдвое (с 161 до 325), но и всего начального образования губернии: численность учащихся увеличилась на 82 %, а все школы грамоты были преобразованы в одноклассные церковно-приходские школы. В 1904 г. на международной промышленной выставке «Детский мир» в Санкт-Петербурге Н. К. Чуков был удостоен бронзовой медали «За руководительство школьных праздников и чтений» ( Александрова-Чукова Л. К. Григорий. С. 593).

http://sedmitza.ru/lib/text/9929588/

обратился с ходатайством, в к-ром просил «по причине совершенного разорения Старо-Ладожского Николаевского и Троицко-Зеленецкого монастырей, доставлявших средства викарию Ладожскому, и отсутствия надобности в викарии - достаточно викариев Нарвского и Лужского - Ладожское викариатство закрыть» (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 11. Л. 66). 26 мая Патриарх и Синод постановили Ладожского еп. Мелхиседека переместить на Слуцкое вик-ство Минской епархии, а Ладожское вик-ство оставить незамещенным. В кон. 1919 г. самостоятельную кафедру получил еп. Геннадий. В 1920 г. был хиротонисан Кронштадтский еп. Венедикт (Плотников) , в 1921 г. Казанский собор взял на себя содержание викарного епископа, и новым викарием с титулом Ямбургского в Петроградскую епархию был переведен бывш. Тихвинский еп. Алексий (Симанский). Весной 1922 г. последовала хиротония еще 2 викарных епископов - Ладожского Иннокентия (Тихонова) и Петергофского Николая (Ярушевича). В принятом 7 марта/22 февр. 1918 г. Поместным Собором определении, касавшемся единоверия, говорилось об учреждении единоверческой Охтинской кафедры в Петроградской епархии. 19/6 апр. В. утвердил разработанный петроградской единоверческой общиной (бывш. Единоверческое братство) проект правил избрания кандидата в единоверческие епископы. 31 мая в Никольском единоверческом храме после литургии, совершенной В., состоялись выборы Охтинского епископа, к-рым стал сщмч. Симон (Шлеев) , 6 июня хиротонисанный в Троицком соборе Александро-Невской лавры. Он считался не викарным, но состоявшим «в зависимости» от Петроградского митрополита. Деятельность В. в Петроградской епархии прекрасно охарактеризовал в 1921 г. Ямбургский еп. Алексий (Симанский): «Митрополит Вениамин держит в своих руках все нити управления, и от него, с одной стороны, исходит инициатива различных начинаний, с другой - сильная поддержка тех, кто трудится на том или ином поприще. Он все знает, что у него делается, а также кто и как делает свое дело, и он умеет показать и свое одобрение, и свое неудовольствие.

http://pravenc.ru/text/150263.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ Макарий (Звездов), архиеп. Свердловский и Ирбитский. Фотография. 20-е гг. ХХ в. Макарий (Звездов), архиеп. Свердловский и Ирбитский. Фотография. 20-е гг. ХХ в. (Звёздов Матвей Дмитриевич; 5.08.1884, дер. Гарусово Вышневолоцкого у. Тверской губ.- 23.10.1937, Свердловск (ныне Екатеринбург)), архиеп. Свердловский и Ирбитский. Из крестьянской семьи. В 1903 г. окончил Вышневолоцкое высшее начальное училище, затем Виленскую фельдшерскую школу. Проходил срочную военную службу в качестве полкового аптечного фельдшера. В 1907 г. сдал экстерном экзамены за гимназический курс в гимназии г. Мариамполя Сувалкской губ. (ныне Мариямполе, Литва). С 1909 г. проживал в С.-Петербурге. В марте 1911 г. поступил в санкт-петербургскую Троице-Сергиеву мужскую пустынь в Петергофском у. С.-Петербургской губ. 21 дек. 1912 г. стал послушником обители, трудился в монастырской больнице. В 1914 г., в начале первой мировой войны, был назначен зав. больницей и организованным при ней лазаретом для раненых. 26 нояб. того же года принял монашеский постриг с именем Макарий. 14 июня 1915 г. рукоположен во диакона, 6 марта 1916 г.- во иерея. В 1918 г. подвергся кратковременному аресту по обвинению в антисоветской деятельности. В 1919 г. Троице-Сергиева пуст. была закрыта, на ее территории разместили детскую колонию; однако часть братии осталась проживать в закрытой обители. По нек-рым сведениям, М. в это время был главой монашеской общины. В нач. 1921 г. поступил в Петроградский Богословский ин-т , являлся его казначеем и помощником ректора - прот. Н. К. Чукова (впосл. митр. Григорий (Чуков) ). Также был председателем студенческой коллегии и представителем студентов в Совете ин-та. С 20 сент. 1923 до 1926 г. заведующий хозяйством Петроградского пастырско-богословского уч-ща. 11 дек. 1923 г. утвержден патриархом Московским и всея России свт. Тихоном в степени кандидата богословия за соч. «Толкование Евангелия у Л. Н. Толстого пред судом православного вселенского предания и православной богословской науки». 7 апр. 1924 г. возведен в сан игумена, в мае 1925 г.- архимандрита. По поручению временно управляющего Петроградской епархией Кронштадтского еп. Венедикта (Плотникова) ездил в Московскую Патриархию с отчетами по епархиальным делам патриарху Тихону и, впосл., патриаршему местоблюстителю митр. сщмч. Петру (Полянскому) .

http://pravenc.ru/text/2561384.html

Так записано в уставе; в действительности, что касается женских обителей, при конце полунощницы нарядчица или благочинная выдворяет сестер из храма на работы; те, кто в силах трудиться, чрезвычайно редко имеют возможность посещать службу: одна послушница насчитала восемь раз за год, после чего переменила монастырь. Начальствующие любят приводить лукавое изречение послушание выше молитвы ; на самом деле благосостояние монастыря мало зависит от усилий насельников и никакой необходимостью этот догмат не оправдывается: не весной или осенью ради урожая, а круглый год действует это расхолаживающее правило, притупляющее интерес к богослужению и превращающее обители в пресловутые колхозы. Так повелось вообще-то издавна; в одном монастыре расспрашивали старушку, жившую здесь до разгона 20-х годов, разрешалось ли посещать ежедневную литургию, и услышали всех позабавивший ответ: «Боже сохрани!» . Дисциплинарная часть, хорошо разработанная на Западе со времен Венедикта Нурсийского, на Востоке введена впервые Феодором Студитом , создавшим сложную административную основу киновии, с подробным штатным расписанием, до мелочей учитывающим обязанности должностных лиц, поставленных управлять хозяйством, церковными службами и общим порядком: наместника, эконома, казначея, келаря, поваров, трапезничих, хлебопеков, вестиариев (рухольных), гостиника, больничника, огородника, садовника, виноградаря, плотников, сапожников, живописцев, каменщиков, корзинщиков, ткачей, красильщиков, слесарей, рыбаков, кожевников, скотников, библиотекаря, учителя, каллиграфов, хартулариев (хранителей канцелярии и архива), секретарей, писцов, эпистимонархов, таксиархов и эпитиритов (надзирателей), наставника, будильщиков, привратников, экклисиархов, канонархов, певчих, скевофилаксов, космиторов и кандилариев (церковников). И правила эти для лучшего усвоения он изложил в ямбических стихах! . Уставные положения всегда основывались на принципе общинного жития, удобного чтобы узнавать и изживать недостатки, в которых другие обличают и тем исправляют нас(св. Василий Великий ). В киновии все связаны послушанием и подначальством: келарь, выдающий продукты на кухню, овощи получает от погребничего, а погребничий берет их от огородника; деньги на снедь, которая покупается, келарь просит у эконома, а тот в свою очередь зависит от казначея.

http://azbyka.ru/fiction/plach-tretej-pt...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010