Между тем с января 1924 года над головой епископа Мануила начали сгущаться темные тучи. Январь 1924 года характеризуется стабилизацией обновленчества в Питере. На смену владыке Артемию, никогда не пользовавшемуся популярностью, из Москвы прибыл маститый иерарх Вениамин Муратовский, назначенный митрополитом Петроградским. Тотчас после его прибытия В.Д.Красницкий был изгнан из Казанского собора, и обновленческая епархия официально была восстановлена. 13 января 1924 года последовало разъяснение петроградского прокурора с категорическим запрещением поминать патриарха. Циркуляр заканчивался угрозой в адрес тихоновцев. В это время на всей территории Петроградской области открыто поминали имя патриарха; циркуляр петроградского прокурора означал начало наступления на “мануиловщину”. Как сообщала “Красная газета”, после издания циркуляра среди староцерковников обозначились следующие три течения: 1 . Поминали Святейшего патриарха Московского и всея Руси (без имени). 2 . Продолжали поминать патриарха Тихона, с полным именем и титулом. 3 . Поминали одного епископа Мануила. “Красная газета” выражала надежду на то, что церкви Владимирская, Покровская и Борисоглебская, лишь недавно присоединившиеся к патриарху, отойдут теперь к обновленцам. (Красная газета, 1924, 14 января.) В это время был досрочно освобожден отбывавший в течение полутора лет наказание в ленинградской тюрьме епископ Ладожский Венедикт Плотников). Это неожиданное освобождение епископа Венедикта, видимо, имело целью парализовать влияние епископа Мануила, на которого смотрели в это время на Гороховой улице как на главную опасность. “Среди тихоновских епископов происходят раздоры на почве борьбы за первенство”, – торжествующе сообщала “Красная газета”, возможно несколько преждевременно, принимая желаемое за действительное. “Епископ Венедикт недоволен епископом Мануилом и отвергает старшинство последнего. Дабы предупредить эти раздоры, б. патриарх Тихон решил назначить митрополитом Ленинградским митрополита Серафима (Чичагова) , бывшего полковника конного полка”.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Указом от 25 (12) февраля 1919 года Священный Синод поручил митрополиту Вениамину возложить временное управление Рижской епархией, «за последовавшей вследствие насилия смертию» епископа Ревельского Платона, на одного из викариев Петроградской епархии, по его усмотрению. Через месяц, 24 (11) марта, митрополит извещал Епархиальный Совет: «Донесение Свят[ейшему] Патриарху о поручении Преосвящен[ному] Геннадию управления Рижской Епархией мною уже сделано» 934 , 23(10) июня 1919 года Высшее Церковное Управление приняло постановление об увеличении числа епископов. Положение в Петроградской епархии не способствовало его скорейшему исполнению. Напротив, несколько ранее, 23(10) апреля, митрополит обратился с ходатайством, в котором просил «по причине совершенного разорения Старо-Ладожского Николаевского и Троицко-Зеленецкого монастырей, доставлявших средства епископу Ладожскому, и отсутствии надобности в викарии – достаточно викариев Нарвского и Лужского – Ладожское викариатство закрыть». Однако 26(13) мая Святейший Патриарх и Священный Синод постановили: епископа Ладожского Мелхиседека переместить епископом Слуцким, викарием Минской епархии с поручением временного управления ею, а Ладожское викариатство оставить незамещенным 935 . Епископ Охтенский Симон являлся фактическим настоятелем Никольского единоверческого храма на Николаевской улице. Указом Священного Синода от 28 июня 1919 года храму было присвоено наименование соборного 936 . Но в том же году владыка Симон покинул Петроград – он принял управление Уфимской епархией. В самом начале 1920 года епископ Нарвский Геннадий получил назначение на самостоятельную кафедру в Псков. [Архиепископ Псковский и Порховский Евсевий (Гроздов) ушел с белыми в Эстонию, оставив свою паству на произвол судьбы. За это он был уволен Святейшим Патриархом Тихоном]. Более чем на полгода Петроградский митрополит остался с единственным викарием – епископом Лужским Артемием. В 1920 году принял постриг с именем Венедикт ключарь Исаакиевского кафедрального собора протоиерей Виктор Плотников. В этом же соборе на праздник Успения Богородицы, 28(15) августа, он был хиротонисан митрополитом Вениамином во епископа Кронштадтского. В начале 1921 Казанский собор целиком взял на себя расходы по содержанию еще одного викарного епископа, и первым викарием Петроградской епархии 21(8) февраля был переведен из Новгорода епископ Тихвинский Алексий (Симанский, будущий Патриарх Алексий I), получивший титул епископа Ямбургского. Епископы Алексий и Венедикт имели местопребывание в Петрограде и часто сослужили митрополиту, а епископ Артемий со второй половины 1921 года жительствовал в Луге.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И в данном случае старания Платонова были напрасны: 12/25 ноября 1924 года о.Георгиевский воссоединился с православием и был принят епископом Венедиктом. Борьба за каждый отдельный храм, за каждого священнослужителя была очень важным делом, но все-таки это были частные случаи, так сказать, отдельные стычки в великой битве за Православие в Ленинградской епархии. Больше значения для всей епархии имели воззвания епископа Венедикта и прочих епископов, викариев Ленинградской епархии, – воззвания, обращенные ко всему духовенству и мирянам. Применял еп. Венедикт и другой испытанный способ защиты от врагов и воспитания паствы в чисто православном духе – молитву. В воскресенье 18/31 мая 1925 года, в неделю памяти св. отцов I-ro Вселенского Собора и в ознаменование 1600-летней годовщины этого Собора, во всех православных церквах г. Ленинграда, по распоряжению Владыки Венедикта были отслужены молебны с прошениями об умиротворении Церкви. После смерти Святейшего Патриарха Тихона, обновленцы еще настойчивее заговорили о «примирении» и о созыве епархиальных съездов, а за ними и Поместного собора, куда приглашались «на паритетных началах» и православные. Странно было слышать самый разговор о паритете, равенстве, в Ленинградской епархии, где было около 400 православных приходов и едва ли 40 обновленческих, причем, по положению, православные только после согласования с Епархиальным Управлением, т.е. опять-таки после фактического признания обновленческого Синода могли послать представителей не более, чем обновленцы. А у последних, кроме того, членами Собора будут «по должности» – все члены Синода и все епархиальные архиереи, да еще «по приглашению», с правом решающего голоса, профессора и ученые-общественные деятели, т.е. все идеологи обновленчества. Не говоря уже о других преимуществах, предоставленных обновленцам Постановлением о созыве III-ro Поместного Всероссийского Собора. При таком положении получилось бы, что кучка обновленцев, искусственно придав себе авторитет за счет лишенных возможности протестовать представителей массы православных, провела бы все желательные им постановления с такой же легкостью, как и на соборе 1923 года. Ответ епископа Венедикта, безусловно, предполагал и эти, и многие другие соображения.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Там же. Чуков Н. К., прот. Дневник. Т. 17. Фрагмент. Рукопись (Архив митрополита Григория). Там же. Чуков Н. К., прот. Дневник. Т. 16. Фрагмент//Александрова-Чукова Л. К.Митрополит Григорий (Чуков)… С. 62 . Чуков Н. К., прот. Слово на Рождество Христово 24 декабря 1920 г. (6 января 1922 г.) Фрагмент//Там же. С. 61. Порфирий Петрович Мироносницкий (1967–1932 гг.), преподаватель, церковный композитор, литургист, кандидат богословия Казанской духовной академии (1891 г.), в 1894 г. магистр богословия, сверхштатный сотрудник канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода, с 1897 г. сверхштатный сорудник, с 1913 г. постоянный член Училищного совета при Святейшем Синоде; преподаватель Свято-Владимирской церковно-учительской женской школы (попечительницей которой была избрана Е. А. Победоносцева – супруга обер-прокурора Святейшего Синода. Сам К. П. Победоносцев принимал активное участие в жизни школы и завещал себя похоронить у алтаря школьного храма, что и было сделано); с 2 января 1920 г. преподаватель церковного пения, с 27 июля того же года профессор гимнологии и церковнославянского языка Богословского института; преподавал также на богословских курсах Центрального района (бывшего 2-го благочиния), и с 1925 г. – на Высших Богословских курсах. Арестован в феврале 1932 г., 1 марта скончался в тюрьме после допроса; похоронен на Новодевичьем кладбище, недалеко от Свято-Владимирской школы. Александр Николаевич Чуков (1902–1942 гг.), сын протоиерея Н. К. Чукова, чтец университетской церкви, оперный певец, скончался от голода в Ленинграде в блокаду. Далее неразборчиво. Венедикт (Плотников; 1872–1937 гг.), 15 августа 1894 г. рукоположен во иерея, в 1895–1898 гг. служил в Воскресенском соборе в Вытегре; кандидат богословия Санкт-Петербургской духовной академии (с 1902 г.); священник храма святых Ксенофонта и Марии при убежище слепых в Санкт-Петербурге; в 1907 г. переведен настоятелем в церковь апостолов Петра и Павла Санкт-Петербургского Павловского женского института; в 1915 г. возведен в сан протоиерея. С января 1919 г. настоятель Никольского Морского собора и Благовещенской церкви в Кронштадте. В июле того же года назначен ключарем Исаакиевского кафедрального собора в Петрограде. Овдовев, принял монашеский постриг. 28 августа 1920 г. в Исаакиевском соборе хиротонисан во епископа Кронштадтского, викария Петроградской епархии (подробнее о нем см.: Багдасарова Ж. Р., Шкаровский М. В. Венедикт (Плотников), архиеп. Казанский и Свияжский//Православная энциклопедия. Т. 7. М., 2004. С. 580–582).

http://sedmitza.ru/lib/text/9929588/

5 июля в 9 часов вечера был оглашен приговор. Десять человек были приговорены к расстрелу: митрополит Вениамин, епископ Ладожский Венедикт (Плотников), настоятель Троице-Сергиева подворья архим. Сергий (Шеин), настоятель собора, ректор Богословского института, прот. Богоявленский, настоятель Казанского собора прот. Н. Чуков (впоследствии митрополит Ленинградский Григорий), настоятель Исакиевского собора прот. Чельцов, профессор Военно-юридической академии прот. Н. Огнев, П. Новицкий, И. Ковшаров, Н. Елагин . Остальные обвиняемые были приговорены к тюремному заключению на разные сроки. Шести подсудимым после кассации расстрел заменили долгосрочным тюремным заключением. Митрополит Вениамин, архимандрит Сергий, Новицкий и Ковшаров были расстреляны в ночь на 13 августа в нескольких верстах от Петрограда. Судебный процесс над 87 человеками с момента возбуждения дела до вынесения приговора с десятью расстрельными исходами занял у большевиков всего два месяца. Но бывали случаи и более “оперативные”. 21 октября арестован и выслан в Семипалатинск викарий Петроградской епархии епископ Ямбургский Алексий (Симанский). Это событие из жизни будущего Патриарха до недавнего времени не упоминалось ни в одной его биографии. 2 ноября в Москве начался второй крупнейший судебный процесс над 116 обвиняемыми (“процесс второй группы церковников”). Обвинитель требовал смертной казни всем наиболее активным подсудимым. Зимой 1922–1923 гг. по всей территории страны шли нескончаемые судебные процессы над “церковниками”. В “судебно-юридической” части выработался трафарет: за сопротивление изъятию церковных ценностей. Привлекался обычно местный архиерей, а для пущей “полноты” церковной —10—12 почтенных священников и наиболее активных мирян. В короткий срок ревтрибуналы рассмотрели, как указывалось выше, 250 дел по обвинению в оказании сопротивления изъятию ценностей. В одном Петрограде за полтора весенних месяца создали 41 такое “дело”. Заканчивались эти процессы обязательными расстрелами. А. Введенский в одном из своих выступлений приводил “свежий” случай, когда в результате столичного “судебного” разбирательства к высшей мере были приговорены сразу 11 священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Петриковская и Туровская Николай Иванов Петровская 06(19).08.1912–16(29).12.1916: Дионисий Прозоровский 16(29).12.1916–06(19).05.1917: Леонтий фон Вимпфен 18(31).05.1917–21.06(04.07).1917: Никодим Кротков 03(16).07.1917–1918: Дамиан Говоров Николай Коноплёв Пётр Соколов 11(24).07.1921–1922: Николай Позднев 1922–1928: 16(29).01.1928–30.10(12.11). 1928: Андрей Комаров Петровская (обн.) 17(30).03.1927–1928: Виктор Путята Петроградская см. Ленинградская Петроградская (обн.) см. Ленинградская (обн.) Петрозаводская (обн.) 13(26).06.1922–04.1923: Николай Соболев 1923–1936: 1936–1936: Виктор Путята Петрозаводская и Олонецкая 30 .11(13.12).1916–1918: Иоанникий Дьячков 1919–1919: Евгений Мерцалов 1920– 1924: Евфимий Лапин 12(25).10.1924–05(18).12.1925: Венедикт Плотников, в. у. 1926–1928: 03(16).04.1928–05(18).05.1928: Сергий Гришин 06(19).05.1928–21.03(03.04). 1930: Артемий Ильинский 03(16).04.1930–14(27).03.1934: Феодор Яцковский 18 .02(03.03).1934–28.04(11.05).1934: Софроний Арефьев 14(27).03.1934–17(30).11.1935: Феодор Яцковский, паки 01 .1936–18(31).03.1936: Борис Шипулин 18(31).03.1936–1937: Палладий Шерстенников 1937–1944: 1944–1947: Григорий Чуков , в. у. Петропавловская (Омское вик.) 06(19).11.1914–04(17).02.1921: Мефодий Краснопёров 1919–1922: Гавриил Воеводин, в. у. 1922–1922: Софроний Арефьев, в. у. 1924–1924: Алексий Буй 1924–09(22).11.1932: Иоанн Троянский 1927–1928: Георгий Анисимов, в. у. 28 .03(10.04).1932–28.06(11.07).1933: Артемон Евстратов 14(27)08.1933–01.1936: Вениамин Иванов 09 .1936–03(16).10.1936: Александр Раевский 1937–1937; Тихон Шарапов, в. у. Петропавловская (на Камчатке) см. Камчатская Петропавловская (на Камчатке) (обн.) 27 .10(09.11).1928–08(21).01.1930: Константин Соболев Петропавловская (Казахстан) (обн.) 07(20).11.1922(?)–1926: Алексий Кононов 1926–1936: 16(29).10.1936–18(31).08.1937: Георгий Лапшин Печерская (Нижегородское вик.) 03(16).02.1920–1922: Варнава Беляев 24 .04(07.05).1922–1923: Леонтий Устинов 1923–1926: 1926–1926: Григорий Козлов

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

02 .1924–05 (18).12.1925: Венедикт Плотников, в. у. 08 .1926–04(17).09.1927: Иосиф Петровых 1926–1927: Гавриил Воеводин, в. у. 04(17).09.1927–1927: Николай Ярушевич , зам. в. у. 02 .1928–09.1933: Серафим Чичагов 05(18).10.1933–22.01(04.02).1945: Алексий Симанский 1945–25.08(07.09)1945: Григорий Чуков , в. у. 25 .08(07.09).1945–23.10(05.11).1955; Григорий Чуков Ленинградская 1 (обн.) 13(26).06.1922–04.1923: Николай Соболев 1923–10.1923: Артемий Ильинский 26 .12(08.01).1923–06(19).05.1927: Вениамин Муратовский 05 .1927–1927; Александр Шубин. в. у.(?) 1927–23.08(05.09).1934: Серафим Руженцев 09 .1934–22.03(04.04). 1938: Николай Платонов 1938–1943: 1943–1944: Сергий Румянцев, в. у. Ленинградская 2 (обн.) 1923–1926: Евгений Белков Ленинская (обн.) 19 .12(01.01).1925–22.04(05.05).1926: Константин Запрудский Ливненская 22 .11(05.12).1934–27.01(09.02).1935: Сергий Куминский Ливненская (обн.) 25 .06(08.07).1923–1926: Тимофей Успенский 1926–: Сергий Фаворский Липецкая 20 .08(02.09).1926–04(17).09.1935: Уар Шмарин 04(17).09.1935–24.09(07.10).1935: Игнатий Садковский 21 .07(07.08).1935–17(30).09.1935: Серафим Протопопов, в. у. 24 .09(07.10).1935–07(20).02.1936: Александр Торопов Липецкая (обн.) 21 .10(03.11).1922–06(19).07.1924: Василий Знаменский 1924–1924: 12(25).11.1924–12(25).06.1925: Василий Значенский, паки Липовецкая Герман Вейнберг(?) Липовецкая (обн.) 15(28).12.1923–: Павел (Павло) Погорилко Лодейнопольская 13(26).11.1929–22.11(05.12).1933: Сергий Зенкевич Лодейнопольская (обн.) 15(28).02.1928–1931: Геронтий Шевлягин 1929–12(25).02.1931: Павел Раевский 1930–: Константин Смирнов – 1933: 1933–12.1933: Вениамин Молчанов Лондонская и всея Европы (обн.) 1924–1924: Александр Введенский 1 Лос-Анжелосская (заруб.) Софроний Лубненская 01(14).10.1920–04.1921: Серафим Соболев 1922–1923: Григорий Лисовский 1923–12(25).12.1924: Феофил Булдовский 1924–1926: 15(28).09.1926–1928: Аркадий Остальский Лубненская (укр.) Иосиф Оксиюк Луганская 08(21).05.1944–1949: Никон Петин Луганская (григ.)

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Однако в начале пятого стало известно, что заседание отложено до девяти часов вечера. Большинство обвиняемых находилось в это время в состо­янии напряженного ожидания, в особенности те, кто ожидал при­говора к расстрелу, как, например, протоиерей Михаил Чельцов, который вспоминал впоследствии: «Невольно хотелось – не столько от разговоров с другими, но от фигур их, от спокойного вида других, от их физиономий – получить надежду на доброе для себя . Я старался внимательно всматриваться в настроение, в лицо митрополита Вениамина. Но как я ни старался рас­познать что-либо в митрополите Вениамине, мне это не удава­лось. Он оставался как будто прежним, каким-то окаменевшим в своем равнодушии ко всему и до бесчувственности спокойным. Мне только чудилось, что в этот день он был более спокоен и за­думчиво-молчалив. Прежде он больше сидел и говорил с окружающими его, – теперь он больше ходил». Истинный монах, он совершенно отрекся от мира, всецело вручив себя воле Божией, зная, «что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, веч­ный» (2 Кор. 5, 1). Около восьми вечера подсудимых стали вызывать в зал судеб­ного заседания. Сначала архиереев, затем всех тех, кому грозила смертная казнь, а затем всех остальных – для последнего снимка в зале суда. Около девяти часов вечера раздался звонок – к началу последнего заседания. В начале десятого было произнесено ко­мендантом в последний раз для них: «Встать, суд идет». Председатель Трибунала зачитал приговор. Митрополит Пе­троградский Вениамин, профессор уголовного права Петро­градского университета и председатель правления Общества объединенных приходов Юрий Новицкий, юрисконсульт Алек­сандро-Невской лавры Иван Ковшаров, преподаватель военно-броневой автомобильной школы и секретарь правления Общества православных приходов Николай Елачич, настоя­тель Казанского собора протоиерей Николай Чуков, викарий Петроградской епархии епископ Венедикт (Плотников), на­стоятель Исаакиевского собора протоиерей Леонид Богоявленский, профессор Военно-юридической академии Дмитрий Огнев, настоятель Троицкого подворья архимандрит Сергий (Шеин) и настоятель Троицкого собора протоиерей Михаил Чельцов были приговорены к расстрелу.

http://fond.ru/kalendar/603/ioann/

На съезде партии устроить секретное совещание всех или поч­ти всех делегатов по этому вопросу совместно с главными работ­никами ГПУ, НКЮ и Ревтрибунала. На этом совещании прове­сти секретное решение съезда о том, что изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, долж­но быть проведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не оста[на]вливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше...» 20 марта Комиссия по учету и сосредоточению ценностей, в заседании которой участвовали Троцкий, Базилевич, Уншлихт, Калинин, Красиков, Галкин и другие, распорядилась отослать шифрованную телеграмму в Петроград секретарю губкома Приворотскому и в копии Зиновьеву с вопросами: «Какие меры предприняты в отношении тех элементов, которые явились фак­тическими организаторами отпора комиссиям по изъятию в не­скольких церквях?.. Произведение изъятия ценностей в Петро­граде требует особенной тщательности и энергии, так как исход дела в Петрограде будет иметь большое значение для провинции. Необходима мобилизация значительного количества сил... В частности, какие меры приняты для установления наиболее виновных в сопротивлении лиц и для их изъятия и предания Трибуналу?..» Эти распоряжения Ленина и Политбюро бесповоротно обрек­ли митрополита Вениамина на смерть. Одновременно стали активно проводиться мероприятия по осуществлению плана Троцкого и ГПУ по расколу Российской Церкви. 22 марта 1922 года двенадцать священнослужителей, сре­ди которых были вожди обновленчества Александр Введенский, Александр Боярский и Владимир Красницкий, подписали декла­рацию, обвинявшую часть духовенства и мирян в злонамеренном сопротивлении передаче церковных ценностей государству, автором текста которой был протоиерей Александр Введенский . После ее опубликования митрополит Вениамин вызвал к себе для объяснений протоиереев Александра Боярского и Александра Введенского. При беседе присутствовал епископ Кронштадтский, викарий Петроградской епархии Венедикт (Плотников). Митро­полит спросил священников, каковы были мотивы подобного вы­ступления. Протоиерей Александр Боярский ответил, что отда­вать церковные ценности – это христианский долг, между тем как в настоящее время Церковь и власть встали друг против друга, как враги; такое положение далее не может продолжаться, надо всту­пать в переговоры со Смольным. Митрополит Вениамин отечески заметил протоиерею Александру Введенскому: «Почему Вы по­ступили самостоятельно, не сказав мне? Помните, как мы вместе работали, как проповедовали, как испытывали удовлетворение от церковной деятельности. И вот отчего бы Вам не работать в со­гласии со мною, а Вы выступили на страницах газеты против меня?» И митрополит предложил священникам стать посредниками в его переговорах со Смольным.

http://fond.ru/kalendar/603/ioann/

Однако среди Православных выработалось резко отрицательное отношение к новым ухищрениям врагов Церкви. Управлявший тогда Петроградской епархией епископ Кронштадтский Венедикт (Плотников) категорически запретил о. Николаю и его сторонникам какие-либо сношения с обновленцами во избежание большой церковной беды». 547 Протоиерей Н.К. Чуков подчинился этому указанию архипастыря, стоявшего на страже чистоты церковного строя. Во время волнений в Ленинградской епархии в связи с перемещением митрополита Иосифа на Одесскую кафедру осенью 1927 г., о. Николай занял позицию Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. К митрополиту Сергию протоиерей Н. Чуков ещё в предреволюционный период испытывал чувство самого искреннего уважения и преданности. Их связь переросла в дальнейшем в глубокую и крепкую дружбу. Когда же 11 Июня 1930 года о. Николай был арестован ОГПУ по очередному обвинению в контрреволюционной деятельности в составе подпольной монархической организации «Всенародный Союз Борьбы за Возрождение России», то личное заступничество митрополита Сергия спасло его и через месяц – 11 Июля он был освобождён. 548 В 1924–1925 годы о. Николай служил настоятелем Николо-Богоявленского кафедрального собора, однако в Марте 1935 года его выслали из северной столицы. «Великая Отечественная война, – пишет далее профессор Успенский, – застала Н.К. Чукова в городе Саратове, где он был настоятелем кафедрального собора. Незадолго перед этим он овдовел; во время же блокады Ленинграда умерли остававшиеся в последнем два сына и дочь о. Николая. Тогдашний Патриарший Местоблюститель, Блаженнейший митрополит Сергий, усмотрев в постигшем несчастье Промысел Божий, склонил его принять монашество и взять на себя новый подвиг епископского служения. 13 Октября 1942 г., в день памяти священномученника Григория, просветителя Армении, в гор. Ульяновске состоялось пострижение о. Николая в монашество с наречением ему имени Григория. 14 Октября он был хиротонисан во епископа, а 15 Октября возведён в сан архиепископа Саратовского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010