Начинаются речи защитников. Первым говорит профессор Александр Александрович Жижиленко, ученый-правовед, он защищает сразу шестерых обвиняемых: епископа Венедикта (Плотникова), архимандрита Сергия (Шеина), адвоката Ивана Ковшарова, профессора права Огнева, священников Михаила Чельцова и Сергия Зенкевича: – По религиозным убеждениям я атеист, – начинает профессор. Если мне приходится выступать в процессе, где обвиняемые священники и представители высшего духовенства, то только потому, что я как специалист в области уголовного права не могу равнодушно относиться к основаниям, на которых зиждется обвинение. Далее профессор сообщает, что имеет непосредственное отношение к разработке нового уголовного кодекса (принят 1 июня 1922 года). Под видом общих предпосылок читает судьям для элементарного ознакомления блестящую лекцию об основах уголовного права, о презумпции невиновности. Характеризует «тяжелые» статьи 62 и 119, грозящие высшей мерой, представляет анализ понятия «преступное сообщество» и показывает, что этот признак совершенно отсутствует в настоящем деле. Не обходится и без политеса. Подробно анализируя письма митрополита и «Письмо 12-ти», защитник находит их тождественными. – Данный процесс имеет большое историческое значение, – заканчивает свою трехчасовую речь профессор. – И чем бы он ни кончился – все равно русская действительность произнесла приговор старой Церкви – она осуждена, умерла, история ее похоронила. Лозунг нашей эпохи – раскрепощение личности от старых уз... раскрепощение распространяется и на церковь . Затем слово переходит к защитнику митрополита Якову Самуиловичу Гуровичу. Защитник указывает обвинению, что оно пытается переместить центр тяжести в историческую и политическую плоскость. Сам также совершает несколько исторических экскурсов (в основном в дело Бейлиса). – Выпады обвинения маскируют пустоту, – говорит защитник. – Между письмами митрополита и беспорядками нет никакой связи. Речь Гуровича искрит образами, каламбурами, игрой слов. Из речи защиты, по записи очевидца: «Когда мы входим в здание, построенное обвинением, нас поражает архитектурная ошибка. Отдельные дела связаны одной нитью, а между тем связи нет». «Нет никакой связи и с зарубежным духовенством. Для нас неизмеримо важнее Карловацкого собора собор Казанский».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ф. Р-1244. Оп. 1. Д. 95. Л. 62). В закрытом Софийском соборе был организован антирелиг. музей. Экскурсантам демонстрировали мощи, выставленные в старых обитых парчой открытых раках, в к-рые мощи были переложены сразу после изъятия серебряных рак в 1922 г. 11 авг. 1933 г. Новгородский митр. Арсений (Стадницкий), находившийся в ссылке в Ташкенте, был назначен на Ташкентскую кафедру, а на его место определен митр. Алексий (Симанский). 5 окт. того же года он был переведен на Ленинградскую кафедру. 18 окт. 1933 г. архиепископом Новгородским был назначен Венедикт (Плотников) . 5 сент. 1936 г. он был уволен на покой. До ареста в дек. 1937 г. Н. и С. е. управлял Демянский еп. Сергий (Васильев), затем до 1940 г. епархией управлял Петергофский архиеп. Николай (Ярушевич ; впосл. митрополит). В 1-й пол. 30-х гг. духовенство продолжало подвергаться преследованиям. 4 февр. 1931 г. по обвинению в антисоветской агитации арестован Череповецкий еп. Нифонт (Фомин) ; 2 окт. того же года он приговорен к 3 годам ИТЛ. 1 янв. 1934 г. по обвинению в антисоветской агитации и контрреволюционной деятельности арестован Кирилловский еп. Валериан (Рудич) , 3 марта 1934 г. приговорен к 8 годам заключения в лагерь, где повторно арестован в кон. 1937 г. и расстрелян 27 февр. 1938 г. 18 февр. 1934 г. арестован Старорусский еп. Иоанникий (Сперанский), приговорен к 5 годам ИТЛ. В ходе массовой коллективизации сельского хозяйства репрессиям подверглось немало сельских священников по обвинениям в «идейном руководстве крестьянскими повстанческими бандами». 30 дек. 1934 г. арестован настоятель Преображенской ц. с. Бронница (ныне Новгородского р-на) свящ. сщмч. Василий Богоявленский , в следующем году он был приговорен к 5 годам ИТЛ (в 1937 арестован в лагере и расстрелян). В 1936 г. к заключению в лагерях были приговорены 7 священнослужителей. К весне 1937 г. в 2 епархиях РПЦ, расположенных в границах совр. Новгородской обл. (Новгородской и Боровичской), действовали 312 храмов, в которых служили 362 священника и 69 диаконов.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Арестованные в нач. 1937 г. клирики и миряне Валдайского р-на на допросах (с применением «особых методов») дали показания против Казанского (в 1933-1936 - Новгородского) архиеп. Венедикта (Плотникова), якобы создавшего в 1933 г. «контрреволюционную организацию церковников». Архиепископ был арестован в Казани и этапирован в Ленинград. «Валдайское» дело разрасталось, и прокурор СССР А. Я. Вышинский предложил разбить его на 4 самостоятельных. Архиеп. Венедикт был расстрелян по приговору Особой тройки при УНКВД СССР по Ленинградской обл. от 11 авг. 1937 г. в составе группы из 13 священнослужителей и мирян. 27 авг. 1937 г. в Ленинграде арестован Череповецкий еп. Тихон (Рождественский) , расстрелян 9 окт. того же года. «Контрреволюционные организации» были «раскрыты» в Крестецком, Шимском, Пестовском, Залучском и др. районах. 9 сент. 1937 г. по обвинению в руководстве контрреволюционной церковной орг-цией был арестован поселившийся в Боровичах после освобождения из ИТЛ еп. бывш. Полоцкий Гавриил (Воеводин) . Вместе с ним по групповому делу проходили 59 священно- и церковнослужителей, а также прихожан. Особой тройкой при УНКВД по Ленинградской обл. еп. Гавриил и еще 50 чел. были приговорены к расстрелу; осужденные казнены 17 дек. 1937 г.; 9 чел. были приговорены к заключению в ИТЛ. 10 дек. 1937 г. за одно заседание Особая тройка при УНКВД по Ленинградской обл. приговорила к расстрелу 65 чел., а 21 чел. отправила в лагеря. 30 дек. 1937 г. осуждена группа священнослужителей и прихожан (27 чел.) во главе с Демянским еп. Сергием (Васильевым). Архиерей и 21 чел. приговорены к расстрелу (казнены в Новгороде), остальные - к длительным срокам лишения свободы. В ходе Большого террора 1937-1938 гг. в Ленинграде, Новгороде и Боровичах было расстреляно не менее 83% от штатного числа священников (298 чел.) и 64% от числа диаконов (44 чел.) Н. и С. е. Из числа заштатных клириков Новгорода 26 дек. 1937 г. расстреляли прот. сщмч. Владимира Любича-Ярмоловича-Лозина-Лозинского . Список репрессированных в 1918-1938 гг.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

После освобождения батюшка с 1934 года служил в Новгороде, став в 1935 году настоятелем кафедрального Михаило-Архангельского собора, что на Прусской улиц. Правящим архиереем Новгородской епархии в то время являлся архиепископ Венедикт (Плотников), знакомый отцу Владимиру по совместному служению в Петрограде. 1(14) мая 1936 года протоиерей Владимир был арестован вновь, отправлен на обследование в областную больницу для душевнобольных, где признан вменяемым, и 26 ноября (8 декабря) 1937 года вместе с группой прихожан опять подвергнут аресту по 58 статье, оговорен как член группы «Народная демократия на основе неогосударственного капитализма», а 13 (26) декабря того же года, в Новгороде расстрелян по решению «Особой Тройки» от 6(19) декабря. Место его захоронения Господь оставил сокровенным. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-sv...

В своем завещании архиепископ Никон просил похоронить его в Успенском соборе г. Владимира. Воля трагически погибшего владыки была исполнена. 1922 год – Начался судебный процесс над петроградским духовенством. Дело митрополита Вениамина (Казанского) было создано из существовавших к тому времени нескольких отдельных производств, возникших по поводу отдельных же инцидентов, имевших место при изъятии ценностей в различных петроградских церквах и в различное время. При появлении надобности в организации процесса эти производства соединили в одно целое, и все события, в них изложенные, объявили результатом злонамеренного подстрекательства со стороны «преступного сообщества» во главе с митрополитом. На скамье подсудимых оказалось 86 человек. Среди обвиняемых помимо митрополита Вениамина были его викарный епископ Венедикт (Плотников), председатель правления петроградских приходов профессор Юрий Новицкий, заместитель председателя архимандрит Сергий (Шеин); настоятель Казанского собора протоиерей Николай Чуков, настоятель Исаакиевского собора протоиерей Леонид Богоявленский, настоятель Троицкого собора протоиерей Михаил Чельцов; священники А. Н. Толстопятов, М. В. Тихомиров, П. П. Левитский; члены правления петроградских приходов Иван Ковшаров, известный канонист профессор В. Н. Бенешевич, преподаватели Духовной академии и Богословского института, университетские профессора и студенты, церковные старосты. Судили женщин, и среди них фельдшерицу, которую обвиняли в «контрреволюционной истерике»; судили крестьян, стариков, перса-магометанина, нечаянно оказавшегося возле храма, где проводилась конфискация. Вызванные вначале на суд как свидетели Н. А. Елачич, профессор Н. Ф. Огнев, протоиерей П. А. Кедринский, были арестованы и посажены на скамью подсудимых. Непредвзятому наблюдателю могло показаться, что весь процесс — сплошное недоразумение: ведь изъятие церковных ценностей в Петрограде прошло довольно спокойно. Однако его организаторы давали ясно понять, что официальное обвинение — лишь повод... Однажды Красиков воскликнул на суде: «Вся Православная Церковь — контрреволюционная организация. Собственно, следовало бы посадить в тюрьму всю Церковь!»

http://pravoslavie.ru/5478.html

Публикуемое здесь патриаршее приветствие в Рождественский сочельник 2009 года было передано в дар Казанскому собору. В публикуемых ниже фрагментах дневника прот.Н.Чукова, некоторые из которых видят свет впервые, читатель увидит, как Русская Православная Церковь в 1922 году отвечала на жестокие вызовы того времени. Протоиерей Н.Чуков (митрополит Григорий). Дневник 1921 -22 гг. Фрагменты 1921 год 14/27 июля. Среда В понедельник было заседание правления. Избрали по предложению Митрополита комиссию для организации сбора пожертвований на голодающих, но прежде поручив ей выяснить юридическую возможность этой организации для Церкви и желательность активного участия в раздаче. 15/28 августа В пятницу, 13/26, служил в лавре с Митрополитом... торжественно праздновали день именин Патриарха: 51 человек (священников) причащались за литургией; на молебен вышло человек 70; одних митр - 16. В пятом часу Владыка служил молебен в институте для правления; был чай, беседа. Разговоры об областном Комитете помощи голодающим, который будто бы дня два как самораспустился, а потом восстановился снова. Слухов вообще всяких много. Конкретно только известно, что арестовано много моряков, почему - неизвестно. Вчера за всенощной я читал воззвание Патриарха о помощи голодающим, собрали больше 300 тыс. Сегодня читал протодиакон. Суммы еще не знаю. Вчера вечером звонил ко мне А.С.Николаев, сообщил, что он был у о.Акимова, «поднял его», вчера был сбор в храме, и дал сразу 600 тыс. 24 августа/6сентября Вчера вечером было заседание правления. Долго дебатировался вопрос о сборе на голодающих (вследствие закрытия Комитета всероссийского). 27 ноября/10 декабря Вечером в четверг были с женой и Борей у о. архим. Досифея на ужине ( Г.Г. Степанов, настоятель Феодоровского государева собора - Л.А. ). Был Митрополит, Преосв. Венедикт ( Плотников - Л.А. ), Преосв. Петр ( Полянский, епископ Подольский, викарий Московской епархии - Л.А. ) (только что освобожденный), и др. Мы беседовали больше с Новицким, который, между прочим, как будто думает отойти от правления Общества приходов, как и от правления института. Недоволен тормозами, которые все время приходится испытывать в деятельности, и как будто каким-то недоверием Митрополита.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

14/27 апреля. Четверг В соборе торжественно праздновали мой 25-летний юбилей священства. Служил Владыка-Митрополит с двумя викариями: Алексием и Венедиктом ( Плотниковым - Л.А. ). Сослужили, кроме своих, Знаменский, Чепурин, Пищулин, Зинкевич. На молебен пришли: Аникиев, Митроцкий, Кьяндский, Хазов, Богоявленский. Молебен с благодарственным прошением. После литургии на солее были приветствия: говорил Владыка - Митрополит, вспоминал дни юности и нашу близость, наши беседы и мечты о будущей деятельности. Потом в жизни он все время следил, как эти мечты я осуществлял в жизни. Благословил иконой Спасителя. Сердечно приветствовал Рождественский от причта и поднес просфору. Подчер­кивал кротость и смирение. Затем от прихожан, приходского совета, певчих и служащих поздравлял староста Сопетов, поднес икону Казанской Божией Матери и характеризовал мою деятельность разностороннюю раньше и всегда энергичную, с вхождением во все детали. Чепурин с Щербовым поднесли икону Цареградской Божией Матери, и первый приветствовал речью о моей деятельности сначала в низших школах, потом в средних и высших. Приводил отзыв Преосв. Арсения (по-видимому) о моей «исключителъной» работе по школам, о моем участии на Общеземском съезде и отстаивании там таких принципов, при господстве которых не было бы раздора между ведомствами, о моем влиянии в семинарии на большее число подготовленных к пастырству, на такт и прочее. Затем от студентов говорил Скородумов (не за­помнил о чем) и от Университетской церкви о. Лозинский. Я отвечал кратко, вспомнил Преосв. Павла, под влиянием которого вырос и изменил путь жизни. Сказал, что всё - от Господа, благодарен, а их прошу помолиться о даровании сил на дальнейшее служение. Многолетием мне закончилась церковная часть, затем перешли на Казанскую 4. Там - пир и чай. Андреев сказал небольшую речь о талантах, а о. Чепурин поднес 20 млн. на бедных студентов. Днем у меня Митрополит обедал с Новицким и молился. Затем перебывало много народа: депутация от Университетской церкви (Глазенап, Бенешевич, Лобачев и Бойко), А.С.Николаев, Е.А.Шеина, Иславин, о. В.Добронравин, Л.И.Жижиленко, Л.В.Безобразов, Н.К.Ядрышев, М.М.Расторгуев, о. В.Хазов. Закончилось лишь к 12 часам ночи. Устал сильно. Чест­вование вышло уж очень торжественно и довольно сердечно. Прихожа­не многие приветствовали. Иные не знали и после поздравляли. Устро­ил всё Сопетов, да Новицкий со Щербовым. Спасибо им!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

Святитель Вениамин был арестован 1 июня 1922 года без предъявления каких-либо определенных обвинений. Единственным поводом к аресту послужила телеграмма из Москвы в Петроградский губотдел ГПУ: «Митрополита Вениамина арестовать и привлечь к суду. Подобрать на него обвинительный материал. Арестовать его ближайших помощников – реакционеров и сотрудников канцелярии... Менжинский» с. 65]. Рассмотрение дела началось 10 июня. Среди обвиняемых, помимо владыки Вениамина, были: епископ Кронштадтский Венедикт (Плотников), настоятели Троице-Сергиевского подворья, Казанского, Исаакиевского, Троице-Измайловского и Преображенского соборов, Покровской церкви, церкви праведных Симеона и Анны; члены правления Общества православных приходов и многие другие. Это был цвет петроградского духовенства и петроградской православной интеллигенции. Известный богоборец Красиков, прибывший на процесс от наркомата юстиции, во всеуслышание заявлял о конечных задачах следствия и отношении властей к Православию: «Вся православная церковь – контрреволюционная организация! Собственно, следовало бы посадить в тюрьму всю церковь !» с. 67]. Верующие с болью и тревогой следили за ходом процесса. Когда в здание суда доставляли митрополита Вениамина, с пением: «Спаси, Господи, люди Твоя...» его встречала многотысячная толпа, и владыка благословлял верную паству. Исход разбирательства был предрешен, но владыка являл полнейшую невозмутимость. Последнее его слово, сказанное с глубочайшей искренностью, потрясло многих из неверующих людей: «...я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре – жизнь или смерть, но что бы вы в нем ни провозгласили, я с одинаковым благоговением обращу свои очи горе, возложу на себя крестное знамение (при этом владыка широко перекрестился) и скажу: «Слава Тебе, Господи Боже, за все! " » с. 203]. Большинство обвиняемых в итоге были приговорены к различным срокам тюремного заключения. Митрополит Вениамин и с ним еще трое сподвижников 9 были расстреляны в ночь с 12 на 13 августа 1922 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

1913 г. – пострижен в мантию, иеромонах. 1913–1917 гг. – учился в Московской Духовной Академии. 1921 г., 19 августа – хиротонисан во епископа Егорьевского. 1923 г. – епархией не управлял. 1925 г. – примыкал к григорианскому расколу (ВВЦС). 1926 г., 29 января – Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием [Страгородским] запрещён в священнослужении. По покаянии принят в общение с Православной Российской Церковью. 1927–1936 гг. – епископ Тамбовский и Козловский (Мичуринский). 1930 г. – архиепископ Тамбовский и Шацкий. 1935 г. – арестован. 1940 г., 27 декабря – скончался в ссылке в северном крае. ВЕНЕДИКТ (Плотников Василий), архиепископ Казанский и Свияжский. 1872 г., 25 октября – родился. 1893 г. – окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию. 1894 г., 15 августа – рукоположен во священника. 1902 г. – окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию. 1902–1918 гг. – законоучитель и настоятель церкви Петроградского Павловского женского института. 1918–1919 гг. – настоятель Кронштадтского Никольского морского собора. 1918–1920 гг. – ключарь Исаакиевского кафедрального собора в Петрограде. 1920 г., 25 августа – по пострижении в монашество (после смерти жены) хиротонисан во епископа Кронштадтского, викария Петроградской епархии. 1922 г. – приговорён к смертной казни вместе с митрополитом Петроградским Вениамином [Казанским]. Расстрел заменён десятью годами заключения. 1924 г., февраль – управлял Ленинградской епархией (номинально?). 1925 г., осень – освобождён по амнистии. 1925 г., 18 декабря – 1931 г. – епархией не управлял. 1926 г., весна – арестован. 1926–1928 гг. – в заключении на Соловках. По отбытии заключения примкнул к митрополиту Сергию. 1931 г. – управлял Вологодской епархией, но именовался епископом Кронштадтским. 1933 г., 4 марта – архиепископ. 1933–1936 гг. – архиепископ Новгородский и Старорусский. 1932 г., декабрь – архиепископ Казанский и Свияжский. 1933 г., февраль – епархией не управлял. 1937 г., осень – расстрелян в Ленинграде. Место погребения неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Первыми в октябре покаялись монахи Александро-Невской лавры. Принимал покаяние братии епископ Мануил при огромном стечении народа. Вскоре в лавру вернулись и те монахи, которые после отпадения обители в раскол ушли из нее, сохраняя верность Церкви. Каждое служение владыки Мануила собирало множество прихожан, люди стояли на папертях, на улице, за оградой, и несмотря на то, что вечерние службы продолжались по 3—4 часа, народ не расходился.    В декабре 1923 г. из 113 обновленческих храмов 85 перешли к Патриарху. Епископ Мануил становится управляющим Петроградской епархией, а в декабре у него появился помощник, досрочно освобожденный из тюрьмы епископ Венедикт (Плотников), приговоренный к расстрелу вместе со святителем Вениамином, но помилованный. 4 декабря 1923 г. приносит покаяние епископ Артемий (Ильинский), именовавшийся в расколе «митрополитом Петроградским», но его вскоре арестовали.    Деятельность епископа Мануила встревожила власти, в газетах появляются статьи с бранью и клеветой в его адрес. В конце января 1924 г. владыку Мануила вызывает в Москву Тучков. Их беседа закончилась угрозами: «С такими архиереями, как вы, не разговаривают: таких архиереев к стенке ставят!» В тот же день епископ Мануил вернулся в Петроград. Вслед за ним выезжает из Москвы Тучков, и по его указанию 3 февраля, в праздник иконы Божией Матери «Отрада и утешение», епископ Мануил был арестован.    Советская власть продолжала поощрять раскольников: у православных отнимают Спасо-Преображенский собор и церковь святых Косьмы и Дамиана, но священники покидали храмы вместе с верующими и переходили в другие приходы, а обновленцам достаются только церковные стены и храмовая утварь.    Несмотря на заявления и послания Патриарха с выражением лояльности советскому правительству сохранялся запрет на поминовение имени Патриарха за богослужением. Оно приравнивалось к публичному изъявлению хвалы заведомым врагам советской власти. Прокурорское разъяснение предупреждало, что «служители культа, которые будут продолжать такое поминовение... как лица социально опасные на основании декрета ВЦИК от 10 августа 1922 г. будут представляться в особую комиссию при НКВД для высылки в административном порядке с заключением на три года в лагерь принудительных работ». Из-за сложившихся обстоятельств поминовение совершалось по-разному: одни священники решались называть Патриарха Тихона полным именем и титулом, навлекая на себя опасность ареста и ссылки, другие поминали Святейшего Патриарха Московского и всея России без имени, а третьи и вовсе только местного архиерея.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010