Из архиереев правой оппозиции под удар попал епископ Афанасий (Сахаров), находившийся тогда в заключении, и, по не вполне достоверным сведениям, епископ Арсений (Жадановский).    Несравненно больше жертв понес епископат, состоявший в каноническом послушании патриаршему Местоблюстителю митрополиту Сергию. В ноябре 1937 г. был арестован находившийся на покое и живший в маленьком доме на станции Удельной под Москвой один из самых видных церковных деятелей XX в. митрополит Серафим (Чичагов). Постановлением ОСО УНКВД тяжело больной и почти неподвижный старец был приговорен к смертной казни и расстрелян 11 декабря, останки священномученика Серафима захоронены в Бутове. В Казани арестовали и расстреляли правящего архиерея архиепископа Венедикта (Плотникова), уже ранее приговоренного к смертной казни по делу священномученика Вениамина, но потом помилованного. 25 июля 1937 г. в Нижнем был арестован правящий митрополит Феофан (Туляков). В тюрьме владыку подвергли жестоким пыткам, а 21 сентября особой тройкой областного управления НКВД он был приговорен к расстрелу и 4 октября казнен. Затем арестовали и викарного архиепископа Богородского Александра (Похвалинского) вместе с 13 священниками и диаконами приходских церквей. Тройкой НКВД все арестованные были осуждены на смертную казнь и 11 декабря расстреляны. Арестованы, а потом приговорены были к смертной казни викарий Нижегородской епархии епископ Ветлужский Неофит (Коробов) и проживавший на покое престарелый епископ Фостирий (Максимовский), все духовенство Ветлуги и множество мирян. Епископ Фостирий замерз на этапе в варнавинскую тюрьму.    В октябре 1937 г. был арестован Патриарший экзарх Украины митрополит Киевский Константин (Дьяков). После 12 дней пыточных допросов его расстреляли. Одной из своих родственниц, особенно тяжело переживавшей его гибель, владыка явился во сне стоящим на пустыре у свеженасыпанного могильного холма и сказал: «Здесь лежит мое тело». На Лукьяновском кладбище, расположенном возле тюрьмы, где расстреляли владыку, она обратилась к одному из кладбищенских сторожей, внушившему ей своим видом особое доверие, и он оказался тем самым могильщиком, кто зарывал останки убитого митрополита.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Глазовское Котельническое Уржумское Яранское Павел (Борисовский), архиеп. (ссылк.) Вдовствующая Флавиан (Сорокин), еп. Авраамий (Дернов), еп. (ссылк.) Нектарий (Трезвинский), еп. (закл.) Донская и НОВОЧЕРКАССКАЯ Викариатства: Аксайское Каменское Усть-Медведицкое Димитрий (Добросердов), архиеп. Захария (Лобов), еп. (ссылк.) Вдовствующая Иов (Рогожин), еп. (закл.) ЕНИСЕЙСКАЯ и Красноярская Викариатство: Минусинское Амфилохий (Скворцев), еп. (закл.) Димитрий (Вологодский), еп. ИЖЕВСКАЯ и Воткинская Викариатство: Малмыжское Виктор (Островидов), еп. Георгий (Анисимов), еп. ИРКУТСКАЯ и Верхоленская Викариатства: Киренское Нижнеудинское Гурий (Степанов), архиеп. (ссылк.) Ираклий (Попов), еп. Вдовствующая КАЗАНСКАЯ и Свияжская Викариатства: Мамадышское Спасское Чебоксарское Чистопольское Кирилл (Смирнов), митр. (ссылк.) Андроник (Богословский), еп. Варсонофий (Лузин), еп. (ссылк.?) Афанасий (Малинин), еп. Иоасаф (Удалов), еп. (ссылк.) КАЛУЖСКАЯ и Боровская Викариатства: Малоярославецкое Масальское Феофан (Туляков), еп. (ссылк.) Иоасаф (Шишковский-Дрылев­ский), еп. (ссылк.) Герман (Вейнберг), еп. КОСТРОМСКАЯ и Галичская Викариатство: Кинешемское Севастиан (Вести), архиеп. Вдовствующая Краснодарская и Кубанская Викариатство: Майкопское Иннокентий (Летяев), еп. (ссылк.) Варлаам (Лазаренко), еп. (закл.) КРУТИЦКАЯ Петр (Полянский), митр. (закл.) КУРСКАЯ и Обоянская Викариатства: Белгородское Дмитровское Новооскольское Рыльское Иувеналий (Масловский), еп. (закл.) Никон (Пурлевский), еп. (ссылк.) Иоасаф (Жевахов), еп. (закл.) Серафим (Игнатенко), еп. (неопред.) Алексий (Готовцев), еп. ЛЕНИНГРАДСКАЯ и Гдовская Викариатства: Выборгское Детскосельское Гдовское Колпинское Копорское Кронштадтское Ладожское Лужское Нарвское Петергофское Шлиссельбургское и Лодейнопольское Ямбургское (Кенги­сепп­ское) Иосиф (Петровых), митр. (удалён из еп., ссылк.) Вдовствующая Вдовствующая Димитрий (Любимов), еп. Серафим (Протопопов), еп. Сергий (Дружинин), еп. Венедикт (Плотников), еп. (ссылк.) Иннокентий (Тихонов), еп. (закл.)

http://pravmir.ru/eparhii-i-episkopyi-ro...

28 марта 1922 г. хиротонисан во епископа Ладожского. Стал викарием Петроградской епархии. Хиротонию в Александро-Невской лавре возглавил митр. Вениамин. 28 мая вместе с митр. Вениамином составил послание об отпадении от Церкви руководителей обновленцев. 1 июня 1922 г. арестован за отказ признать послание не имеющим канонической силы. Проходил по делу вместе с др. членами Алексанро-Невского братства. Следствие ГПУ не смогло собрать обвинительный материал для направления дела в ревтрибунал, но рекомендовало выслать И. за пределы Петроградской губ. как «политически неблагонадежного». 4 янв. 1923 г. Комиссией НКВД по адм. высылкам за «агитацию против изъятия церковных ценностей» приговорен к 2 годам ссылки в Архангельскую губ., 23 февр. того же года место ссылки изменено на Туркестан. В марте 1925 г. освобожден, принял участие в Архиерейском совещании РПЦ 12 апр. 1925 г. , подтвердившем назначение Патриаршим Местоблюстителем Крутицкого митр. сщмч. Петра (Полянского) . По возвращении в Ленинград входил в Епископский совет, управлявший Ленинградской епархией. На И. было возложено редактирование текстов воззваний Епископского совета, составленных совместно с другими членами Совета викарными епископами Кронштадтским Венедиктом (Плотниковым) , Сестрорецким Николаем (Клементьевым) и Шлиссельбургским Григорием (Лебедевым) . Согласно правилам гос. регистрации был приписан к храму во имя святых Бориса и Глеба на Калашниковской (Синопской) набережной, к-рый стал центром деятельности Александро-Невского братства. В храм перешел и братский хор. В ночь на 19 дек. 1925 г. арестован по «делу Епископского совета». Обвинялся в «распространении контрреволюционной литературы» (при обыске у И. был изъят антиобновленческий «Катехизис по вопросам обновленчества в РПЦ»). 29 апр. 1926 г. приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к ссылке в Сибирь на 3 года. Проживал в с. Братском Тулунского окр. Сибирского края. По нек-рым сведениям, в июне 1927 г. находился на Соловках. В 1928 г. переписывался с «главным идеологом» иосифлян прот. Ф. К. Андреевым , отстаивая правильность церковной политики Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси).

http://pravenc.ru/text/468761.html

Персонально я знаю Введенского, Боярского и их некоторые взгляды» 348 . Рисунок 68. Священнослужители и миряне, осужденные по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей» 2-ой Исправдом в Петрограде. 2 декабря 1922. Слева направо: стоят – священник Федор Григорьевич Тюменев, мирянин Лев Николаевич Парийский, мирянин Николай Александрович Елачич, священник Григорий Федорович Арсеньев; сидят – протоиерей Михаил Николаевич Соболев, Леонид Константинович Богоявленский, Николай Кириллович Чуков, епископ Венедикт (Виктор Васильевич Плотников)?, мирянин Дмитрий Фролович Огнев, протоиерей Михаил Павлович Чельцов. О. Николай продолжает записывать в дневнике: 349 «14/1 августа 1922 г. Мы сидим в строгой изоляции, и потому все время проводим в камере, лишены прогулок, книг, газет и даже пользования карандашом и бумагой Некоторое разнообразие вносили понедельники и пятницы, когда проходила „передача“. „Передача“ эта обыкновенно доставлялась нам к вечеру, иногда часов в 7–8. Сначала мне ее приносили, а потом вдруг стали приглашать за ней самого. Тут я догадался, что в судьбе моей, вероятно, произошла перемена. Это и подтвердилось: 20-го июля (старого стиля), вечером, какой-то незнакомый надзиратель открывает форточку и сообщает по секрету, что нас шесть человек помиловали, а о четырех еще неизвестно... Добрая душа. 25/12 августа 1922 г. Со вторника, 22/9 августа, мы уже не на Шпалерной, а в Пересыльной, на совершенно новом положении. Рисунок 69. Рисунок, сделанный прот. Н. Чуковым в тюрьме в ночь расстрела (13 августа 1922) митрополита Вениамина, архимандрита Сергия (Шеина), Ивана Михайловича Ковшарова и Юрия Петровича Новицкого. 14/1 августа, в понедельник, около 5 часов помощник начальника Бекетов приходит в камеру и читает, что по представлению Верховного Трибунала Президиум ВЦИК заменил расстрел заключением на пять лет. Конечно, радость понятна, но сейчас же хотелось узнать, всем ли десяти человекам это заменено, или нет. Вечером, при передаче, справился у надзирательницы, объявлялось ли Новицкому и Митрополиту, оказалось, что их уже нет с субботы... Где?., тут я вспомнил, что около 11 часов вечера в субботу я слышал, как кого-то выводили из камер наших, как один кто-то очень долго справлялся. Вероятно, тогда их и взяли...» 350

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Говоря об организации, Правлении, он приводил, какими силами кто обладал и – если бы эти силы пошли бы на другое дело, на службу народу?! „Вот Чуков – человек высокого ума, блестящий оратор, так тонко и красиво умевший показать здесь перед Трибуналом ход дела, что когда он садился на место, я задал себе вопрос, да за что же обвиняют этого человека? ... И вот такими силами обладала эта организация“... Рисунок 66. На первом судебном процессе по делу о «сопротивлении изъятию церковных ценностей», который проходил в Петрограде летом 1922 года в здании бывшего «Дворянского собрания» (ныне Большой зал филармонии). Снимок сделан в последний день суда 5 июля Справа налево: 1-й ряд – 1. настоятель Троице-Измайловского собора протоиерей Михаил Павлович Чельцов; 2. настоятель Исаакиевского собора протоиерей Леонид Константинович Богоявленский; 3. проф. Военно-Юридической академии Огнев Д. Ф.; 4. епископ Кронштадтский Венедикт (Плотников Виктор Васильевич); 5. митрополит Петроградский Вениамин (Казанский Василий Павлович); б. настоятель Казанского собора протоиерей Николай Кириллович Чуков, впоследствии митрополит Ленинградский Григорий. 2-й ряд – 1. мирянин Елачич Николай Александрович; 6. мирянин Парийский Лев Николаевич; 11. протоиерей Федор Григорьевич Тюменев. Рисунок 67. Процесс Петроградского духовенства. Оглашение приговора 5 июля 1922 года После, вечером, Гиринский сообщил мне, что он беседовал с Красиным Крастиным и спросил, как понимать его – в худую или хорошую сторону? „Как угодно, – ответил он и добавил, – Вот действительно светлая личность, вот кому бы быть митрополитом, тогда не было бы таких процессов“... Вот где нашел себе почитателя и защитника! Сегодня речи защитников, а там и наше последнее слово. Вчера определенно сказал некоторым священникам – Тихомирову, Петровскому, – что ради спасения Церкви надо признать ВЦУ, надо принять резолюцию благочинных, надо войти в новый строй церковный. Просил пропагандировать. Трибунал долго читал обвинительный приговор. Уже по началу, по мотивировке было вино, что осудят.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пожалуй, только два документа высшей церковной власти 1926 г. несколько отличались от документов, изданных Патриархом Тихоном после его освобождения в 1923 г. В проекте «Обращения» (от 10 июня 1926 г.) митрополит Сергий акцентирует внимание на идеологической несовместимости христианства с коммунизмом, а второй документ – послание к зарубежным архипастырям (от 12 сентября 1926 г.) – отличал такой теплотой тона, которую не обнаружить ни в обращениях к ним Патриарха Тихона, ни в позднейших посланиях самого митрополита Сергия. Среди соавторов «Декларации» 1927 г. были видные церковные деятели: митрополит Тверской Серафим (Александров) и епископ Сумской Константин (Дьяков), расстрелянные в 1937 г., архиепископ Самарский Анатолий (Грисюк) , впоследствии замученный в застенках ГПУ, архиепископ Хутынский Алексий. Заместителя Местоблюстителя поддержали введенный им в состав Временного Патриаршего Синода митрополит Новгородский Арсений (Стадницкий) , а также митрополиты Михаил (Ермаков), экзарх Украины, Никандр (Феноменов), Серафим (Чичагов) , архиепископы Евгений (Зернов), Петр (Зверев) , епископы Мануил (Лемешевский) , Николай (Ярушевич) , Венедикт (Плотников). В эмиграции митрополиту Сергию сохранили верность митрополиты Евлогий (Георгиевский), Елевферий (Богоявленский), Платон (Рождественский), архиепископ Сергий (Тихомиров) . Через месяц после издания «Декларации» высшее церковное управление, состоявшее из Заместителя Местоблюстителя и Патриаршего Синода, было зарегистрировано НКВД. Юридически Патриаршему Синоду был дан тот же статус, что и обновленческому синоду, хотя обновленцы продолжали пользоваться покровительством со стороны властей, в то время как патриаршая Церковь оставалась гонимой. Только после легализации митрополита Сергия и Синода Восточные Патриархи, вначале Иерусалимский Дамиан, потом Антиохийский Григорий прислали благословение митрополиту Сергию и его Синоду и признание его временным главой патриаршей Церкви. В декабре к митрополиту Сергию обратился с посланием Вселенский Патриарх Василий III, призвав его к примирению с обновленцами. «Ответственность за прошлое тяготеет одинаково на многих, и никто не может сбросить ответственность с одного на других»,– говорилось в послании 250 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Терпеливо, внимательно и любовно выслушиваемые дети получают от своих руководителей ответы, указания и всяческое удовлетворение своим переживаниям» 1011 . Эти рекомендации очень близки педагогическим принципам самого святителя Вениамина. В бытность ректором семинарии, он строил на них и внеклассное воспитание семинаристов, и собеседования с «духовными христианами» в Самаре. Религиозно-воспитательная работа с детьми особенно хорошо была поставлена в Василеостровском благочинии, в частности, в Андреевском соборе. Братство, созданное при соборе, уделяло первостепенное внимание подрастающему поколению. Кроме занятий, для детей организовывались паломничества и экскурсии, приходские театрализованные праздники. Не прекратилось просвещение детей верующих и в Александро-Невской лавре, только на смену создателем первого детского кружка при ней пришли другие педагоги-монахи. Общее руководство лаврской «школой», в трех группах которой обучалось не менее 100 детей, осуществлял наместник лавры архимандрит Николай (Ярушевич) . Непосредственным же ее руководителем был иеромонах Иларион (Вельский), выпускник Олонецкой духовной семинарии 1918 года и студент Богословского института, который занимался со старшей группой. На самом высоком уровне здесь было поставлено обучение церковному пению – для детских спевок митрополит Вениамин даже предоставил один из залов в Митрополичьем доме. Практическое знакомство с православным богослужением дети получали в Лазаревской церкви лавры. В ней они читали и пели, а мальчики и прислуживали в алтаре. Среди учеников этой «школы» был будущий архиепископ Михаил (Мудьюгин) , а его мать входила в число самых деятельных членов Александро-Невского братства. Преподаванием Закона Божия при храмах заведовал епископ Кронштадтский Венедикт (Плотников), а руководство и наблюдение за богословскими курсами и внебогослужебными чтениями Вениамин поручил весной 1921 года первому викарию Петроградской епархии епископу Ямбургскому Алексию (Симанскому) 1012 . По свежим впечатлениям владыка Алексий писал: «12-го числа [мая 1921 года – авт.] я был на акте после окончания занятий законом Божиим в церкви Экспедиции заготовления государственных] бум[аг].

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1923 г. приговорен к 3 годам ссылки. Сослан в с. Усть-Цильма Коми (Зырян) АО, но 23 февр. местом ссылки определили Туркменскую обл. Туркестанской АССР (с 1924 Туркменская ССР). Отбывал срок ссылки на ст. Каахка Среднеазиатской железной дороги. По освобождении выехал в Москву, где 12 апр. 1925 г. принял участие в похоронах Патриарха свт. Тихона, был уставщиком во время отпевания. В июне вернулся в Ленинград. Вновь стал одним из руководителей Александро-Невского братства. Управляющий Ленинградской епархией Кронштадтский еп. Венедикт (Плотников) назначил Г. настоятелем церквей Киновии Александро-Невской лавры, с 1926 г. также являлся настоятелем Успенской ц. подворья Киево-Печерской лавры. Благочинный мон-рей Ленинградской епархии. Под духовным рук. Г. была община монахинь в Ст. Петергофе при ц. во имя прп. Серафима Саровского. В 1925 - мае 1927 г. являлся заведующим Богословско-пастырским уч-щем (перемещенным ранее в помещение при Русско-эст. церкви), преподавал в нем историю Церкви. 27 мая 1927 г. арестован ОГПУ вместе с большой группой учащихся и преподавателей Богословско-пастырского уч-ща во главе со Шлиссельбургским еп. сщмч. Григорием (Лебедевым) , обвинялся в том, что «способствовал к распространению и хранению в училище лекций к[онт]р[революционного] характера». 19 нояб. 1927 г. освобожден под подписку о невыезде. Хотя 10 нояб. 1928 г. «дело Богословско-пастырского училища» было прекращено «за недостаточностью компрометирующего материала», само уч-ще, закрытое со дня ареста заведующего, было ликвидировано на основании секретного письма Полномочного Представительства ОГПУ в Ленинградском военном окр. от 11 июня 1928 г. В 1928 г. Г. руководил кружком им. Иоанна Лествичника по изучению монашества. 24 дек. был вновь арестован по делу религиозно-философского об-ва «Воскресенье». 22 июля 1929 г. приговорен Коллегией ОГПУ к 5 годам ИТЛ. Отбывал срок в Беломоро-Балтийском лагере - в Кеми и Медвежьегорске, работал счетоводом и кассиром. После досрочного освобождения в 1933 г.

http://pravenc.ru/text/168372.html

Ремонтируя и частично переделывая в 1894-1895 здание, арх. Ю.Ф. Бруни церковь не тронул. К столетию института воспитанницы (их звали „павлушки“) вышили для нее ковер, занявший весь пол. По воспоминаниям писательницы Л. Чарской: „Небольшая, но красивая и богатая институтская церковь сияла золоченым иконостасом, большими образами в золотых ризах, украшенных каменьями, с пеленами, вышитыми воспитанницами“. Последним (с 1907 г.) настоятелем, который также преподавал в институте Закон Божий, был о. Виктор Васильевич Плотников, будущий епископ Венедикт, расстрелянный большевиками. При нем ставший приходским храм 20 сентября 1918 г. был закрыт, а имущество отдано в Знаменскую церковь. Иконостас остался на месте, но „был заставлен библиотечными шкафами“. Здесь в 1918-1924 гг. размещался известный Институт живого слова. В 1980-1990-е гг. здание прошло капитальный ремонт и сейчас занято гимназией. Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга: Историко-церковная энциклопедия в 3-х т. Павловский институт, называвшийся прежде девичьим училищем военно-сиротского дома, учрежден был императором Павлом I в 1798 г. и помещался сначала в Гатчине, а потом в Петербурге, в здании военно-сиротского дома, что ныне Константиновское училище. В 1807 г. девичье училище, отделенное от военно-сиротского дома, поступило в ведение императрицы Марии Федоровны и помещалось на Фонтанке, против Летнего сада, в доме, купленном у графа Остермана. В училище была церковь во имя св. благов. князя Александра Невского. На содержание ее отпускалось от казны 100 руб. асс. в год, священнику было жалованья 500 руб., а причетнику - 100 руб. асс. в год. Так как этот дом для помещения училища был неудобен, то оно было переведено в Смольный институт, на время переделки купленного дома для училища, в Нарвской части, принадлежавшего купцу Чоблокову. Училище помещено было в новоотстроенном доме в 1820 г. Тут же был устроен и храм во имя св. апостолов Петра и Павла, по плану архитектора Штаумберта, и освящен 29 июня 1820 г. Священнику положено жалованья 900 руб. асс. в год, причетнику - 200 руб. и казенный стол. Квартиры у обоих были казенные, с отоплением и освещением. По высочайшему указу 1829 г. 23 февраля училище названо Павловским женским институтом и причислено ко 2 разряду женских учебных заведений.

http://sobory.ru/article/?object=24677

25 августа 2022 года Священным Синодом был прославлен в лике святых настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Михаил Союзов (1869-1922), также проходивший по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей». В своих показаниях отец Михаил старался отвести обвинение от митрополита Вениамина. 5 июля 1922 года он был приговорен к трем годам тюремного заключения и через три месяца, 19 октября, скончался в тюремной больнице. 4 сентября 1922 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин прославления священноисповедника Михаила Союзова. 22 декабря были обретены мощи святого, ныне они находятся в Князь-Владимирском соборе. Екатерина Карловская указала на трудности, которые мешают возможности публикации дела в полном объеме. Материалы дела мало структурированы, в деле имеются многочисленные повторы одних и тех же документов. Материалы, относящиеся к каждому человеку, разбросаны по всем томам дела достаточно хаотично. Материалы, находящиеся в 21-27 томах, в основном не относятся к Петроградскому процессу 1922 года, а включают документы об изъятии ценностей в других регионах России, материалы других следственных разработок и т.д. В 27 томе имеются черновики приговора по Петроградскому процессу. Учитывая беспорядочность расположения материалов дела и, соответственно, сложность их восприятия, возникает вопрос, насколько такое издание может быть интересно широкому кругу читателей. В настоящее время комиссией по канонизации ведется работа по расшифровке протоколов допросов 17 человек, которым были предъявлены обвинения по статьям, предполагающим высшую меру наказания. Среди них митрополит Григорий (Чуков), протоиерей Леонид Богоявленский, епископ Венедикт (Плотников), миряне Лев Парийский, Дмитрий Огнев, Николай Елачич, Владимир Бенешевич и другие. В ходе круглого стола были обсуждены вопросы о возможностях публикации архивных документов из области церковной истории и введения их в научный оборот. Собравшиеся поделились опытом работы с документами, хранящимися у потомков церковных деятелей Петрограда. В завершение заседания участникам был показан архивный видеофильм о вскрытии мощей святого Александра Невского и изъятии серебряной раки из Александро-Невской лавры, ценный тем, что в нем с довольно близкого расстояния показывают митрополита Вениамина.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010