Установлены 12 служб святым, использованных составителем полиелейной редакции: службы Ионе Пресвитеру (22 сент.), Герасиму Иорданскому (5 марта), Венедикту Нурсийскому (14 марта), Илариону Новому (28 марта), Зосиме Соловецкому (17 апр.), Феодору Трихине (20 апр.), Пафнутию Боровскому (1 мая), Ефрему Перекомскому (16 мая), Кириллу Белозерскому (9 июня), Фоме Малеину (7 июля), Акакию, иже в Лествице (7 июля), Моисею Мурину (28 авг.). Из них составитель службы К. заимствовал либо небольшие части: 2-3 стихиры или тропари канона (из служб Пафнутию Боровскому, Герасиму Иорданскому, Илариону Новому, Моисею Мурину, Фоме Малеину и Акакию, иже в Лествице), либо более значительные части, напр., каноны из служб Венедикту Нурсийскому, прп. Ионе Пресвитеру и Ефрему Перекомскому, икос из службы Зосиме Соловецкому, все славники из службы Кириллу Белозерскому. В силу несамостоятельности службы К. ее содержание почти не зависит от Жития и отражает типические черты биографии преподобных отцов. Редакторская правка в службе К. минимальна, поэтому в ней обнаруживаются элементы, не находящие отражения в Житии К. и даже ему противоречащие. Напр., в службе говорится о чудесном изведении источника по молитве К., о его способности воскрешать мертвых. Упоминание этих чудес в Житии К. отсутствует, их источником послужила служба прп. Венедикту Нурсийскому. Кроме того, в службе К. вслед за службой Кириллу Белозерскому главным монастырским храмом названа церковь, посвященная Божией Матери, тогда как в Новоезерском мон-ре соборным храмом всегда являлась ц. Воскресения. И наконец, в службе К. говорится о том, что дети святого вслед за ним пришли в мон-рь. Согласно Житию, детей по плоти у святого не было. Упоминание о детях появилось в результате обращения автора к службе прп. Ионе Пресвитеру. В службе К. следовало говорить о постриге родителей святого, но автор об этом умолчал. Данная служба К. вошла в печатную Служебную Минею (1646), используется в наст. время (Минея (МП). Февр. С. 156-172). Прп. Кирилл Новоезерский, с видом мон-ря.

http://pravenc.ru/text/1840279.html

4. Преп. Исаия учит, что нельзя открывать помыслы всем подряд, их необходимо открывать только духовным отцам. Необходимо смиряться перед духовником. Преподобный заповедует, не смущаясь, все открывать авве на исповедании помыслов и все советуемое аввой принимать с верой. 5. Венец подвижнических трудов – покой Божий. Он даруется тому, кто весь прилепляется к Богу. «В ком вселилась любовь к Богу, того ничто мирское не может уже отлучить от Бога» («Добротолюбие», Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1986 г., т. I., «Слова преп. аввы Исаии к своим ученикам», Сл. 15, п. 13). 6. Продолжая линию нравственно-аскетического радикализма, основанного на духе Евангелия, преп. Исаия, ссылаясь на учение отцов, высказывает мысль, что христианину невозможно спастись, если он не приобретет отречения от мирского, незлобия, не воздаяния злом за зло, смирения, кротости, человеколюбия, долготерпения, любви, чистоты, непрестанной покаянной молитвы к Богу (Сравни: «Добротолюбие», Свято-Троицкий монастырь. Джорданвилль, 1986 г., т. I., «Слова преп. аввы Исаии к своим ученикам». Сл. 23. п. 1). Глава тринадцатая. Преподобный Венедикт Нурсийский §1. Жизнеописание Преп. Венедикт Нурсийский родился около 480 года в итальянском городе Нурсии. Он происходил из знатного рода и соответственно своему положению был отправлен в Рим для получения классического для запада риторико-литературного образования. Римские школы, проникнутые языческим духом, произвели на преп. Венедикта удручающее впечатление. В то время родители преподобного скончались, и он, сопровождаемый своей бывшей кормилицей, благочестивой пожилой женщиной, удалился в Сабинские горы, около Субиако. Тогда ему было около четырнадцати лет. Первоначально преп. Венедикт поселился при храме Св. Петра в городке Еффиди. Скоро местные жители обратили внимание на юного подвижника, и он, оставив кормилицу, тайно покинул то место. По дороге преп. Венедикт встретил монаха Романа. Последний, узнав о желании преп. Венедикта подвизаться по образцу пустынножителей, постриг его в монашество и указал ему пещеру около города Аньо. В той пещере преп. Венедикт начал проходить свое монашеское поприще под руководством отца Романа, тайно приходившего к нему из расположенного неподалеку монастыря. Преп. Роман снабжал юного пустынножителя пищей и всем необходимым. Через три года монах Роман скончался, и положение преп. Венедикта стало опасным. Тогда, по промыслу Божию, пещера преподобного была открыта неким пресвитером, а затем и пастухами, и слава о подвижнике широко распространилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Преподобный Венедикт Нурсийский: один из «авторов» европейской цивилизации Как монашеские принципы легли в основу гражданского общества 27 марта, 2022 Как монашеские принципы легли в основу гражданского общества Жить своим трудом, вести торговлю, молиться, но без фанатизма — в VI веке преподобный Венедикт пишет устав монашеской жизни. Через века орден, основанный преподобным, остается жить, а принципы, которые он определил в уставе, стали основой всей европейской цивилизации. Если вы когда-то путешествовали по Европе и заходили в храмы и монастыри, то наверняка неоднократно видели католических монахов в простом, обычно черном облачении с накидкой, похожей на фартук — скапулярием. Это бенедиктинцы — представители самого древнего западноевропейского монашеского ордена, наследники преподобного Бенедикта (Венедикта) Нурсийского, который также считается святым покровителем Европы. Преподобный Венедикт жил в конце V – середине VI веков. Еще подростком, оказавшись в Риме, он быстро понял, что в столице слишком много суеты и мало духовности. К тому же Рим пал под ударами германцев, и в городе находиться было небезопасно. Новые правители Одоакр, а затем Теодорих уже исповедовали христианство (арианского толка), но общей культурой, так сказать, не блистали — новые народы еще только начинали вступать в христианское наследство. Св. Бенедикт и монахи-бенедиктинцы. Настенная роспись из монастыря г. Нима. Франция. 1129 г. Юноша уходит в горы, где встречается с монахом-отшельником по имени Роман. В 510 году молодого, тридцати лет от роду, но уже опытного монаха Венедикта избирают своим игуменом монахи из соседнего пещерного монастыря. Настоятель устанавливает новый, довольно строгий, распорядок жизни в обители с чередованием труда и молитвы, чем вызывает неудовольствие братии. В ходе конфликта происходит безобразный эпизод: монахи пытаются отравить вино для Евхаристии, чтобы убить строгого игумена. План проваливается, но преподобный Венедикт покидает обитель и основывает несколько общин. Центром становится монастырь в Монте-Кассино — позже он был признан официальным первым монастырем Европы. Именно здесь преподобный пишет свой устав. По сей день он остается основой монашеской жизни в Европе.

http://pravmir.ru/prepodobnyj-venedikt-n...

Смешанная редакция возникла скорее всего в VIII в.; в ней гораздо меньше интерполяций, чем в расширенной, последовательно проведена стилистическая правка. Смешанной редакцией пользовались первый комментатор Устава, насельник Монте-Кассино, Павел Диакон (VIII в.) и др., третий по хронологии, комментатор Гильдемар (сер. IX в.). Именно эта редакция стала самой распространенной - textus receptus (общепринятой): ее содержит абсолютное большинство рукописей начиная с X в. Прп. Венедикт Нурсийский благословляет Устав. Миниатюра. 1071 г. (Vat.Lat. 1202. Fol. 26) Прп. Венедикт Нурсийский благословляет Устав. Миниатюра. 1071 г. (Vat.Lat. 1202. Fol. 26) Издания Впервые лат. оригинал Устава В. Н. был издан в Венеции в 1489-1490 гг. Затем последовал ряд изданий, из к-рых особого внимания заслуживает издание аббатства Монтсеррат (Испания) 1499 г., т. к. его текст в наибольшей степени отклоняется от textus receptus. Первые попытки текстологической работы над Уставом принадлежат Иоганну Шлитпахеру из Мелька (XV в.). Однако критические издания на основании сопоставления рукописей относятся только к XVII в. Так, мон. Б. Моро из Камброна выпустил 2 издания Устава (Дуэ, 1611 и Кёльн, 1620), сверенных на основании более 30 рукописей. В 1659 г. последовало более качественное неаполитанское издание, подготовленное Павлом Августином из Феррары (вероятно, псевдоним аббата Анджело делла Ноче). Все текстологические критики Устава XV-XVII вв. оперировали с текстом смешанной редакции. Исключение составляет издание К. Мартена 1690 г., базирующееся на Оксфордском кодексе расширенной редакции. Краткая редакция привлекла внимание текстологов лишь во 2-й пол. XIX в.: благодаря работам Э. Шмидта и Л. Траубе был восстановлен начальный текст Устава краткой редакции, в основу к-рого был положен манускрипт из Санкт-Галлена 914. Результатом этих текстологических исследований стали 2 критических издания К. Бутлера (1927) и Б. Линдесбауэра (1928). Новейшее 6-томное издание Устава с обширным научным аппаратом, подготовленное А. де Вогюэ, вышло в серии Sources Chrétiennes. Переводы

http://pravenc.ru/text/150223.html

Имя Божие, согласно Уставу В. Н., должно прославляться во всяком монашеском послушании (Reg. 57; ср.: 1 Пет 4. 11), но общинное богослужение - это сугубое воспевание хвалы Богу. В нем особо ощущается Божие присутствие (Reg. 19). Общая молитва имеет то преимущество перед частной, что это молитва церковная, в к-рой проявляется единство частных усилий молящихся. Участвуя в общем богослужении, человек оказывается в единстве со Вселенской Церковью. В неск. местах (Reg. 27, 35) В. Н. указывает, что одной из целей монашествующих является молитва к Божию милосердию о всех. Но не все монахи обладают столь большим дерзновением, столь сильной частной молитвой. Именно в общем богослужении воедино сливаются голоса как сильных, так и слабых духом, делая молитву более действенной. В. Н. призывает к общей молитве о духовно немощных и согрешивших братьях как к одному из самых сильных средств их исправления (Reg. 28). Общее богослужение является и проявлением добродетели смирения. Монах должен отложить все послушания и поспешить к богослужению, как только услышит призыв к нему, «делу Божию ничего не следует предпочитать» (Reg. 43). Прп. Венедикт Нурсийский исцеляет прокаженного. Фрагмент росписи ц. Сан-Кризогоно в Риме. 731–741 гг. Прп. Венедикт Нурсийский исцеляет прокаженного. Фрагмент росписи ц. Сан-Кризогоно в Риме. 731–741 гг. III. Организация монашеской жизни. 1. Принципам управления мон-рем посвящены 2, 3, 60-66-я главы. Во главе мон-ря, согласно В. Н., стоит настоятель ( аббат ), избираемый всей монашеской общиной. Эта должность пожизненная. Кандидат в настоятели должен быть известен мудростью и добродетелями (Reg. 64). Устав не требует наличия священнического сана у кандидата. Аббат в мон-ре «представляет, как верится, лицо Христа, поэтому ничего, кроме заповедей Господних, не должен он ни внушать, ни учреждать... но всякое повеление его... да будет закваской Божественной правды в душах его учеников». Аббат должен учить более своим примером, нежели словом, оказывать всем равное попечение невзирая на лица (Reg. 2), помнить о том, что о своем наставничестве он даст ответ на Страшном Суде Божием (Reg. 2, 3, 64, 65). Чтобы обучать и наставлять братию, аббат сам должен быть обучен закону Божию и Свящ. Писанию. Он должен управлять братией с умеренностью и рассудительностью, так, «чтобы его более любили, нежели боялись» (Reg. 64; ср.: Basil. Magn. Asc. fus. 30). Для решения общих важных вопросов аббат собирает на совет всю общину, и в особенности старцев (Reg. 3), к-рым в мон-ре отводится значительная роль. При необходимости старцами или самим настоятелем избирается препозит - помощник настоятеля (Reg. 65). Если монашеская община слишком велика, ее лучше разделить на неск. групп, поставив во главе каждой из них декана для наблюдения за дисциплиной (Reg. 21). В. Н. рассматривает, т. о., аббата в первую очередь как духовного наставника монахов, нежели администратора.

http://pravenc.ru/text/150223.html

Посетив множество стран, Д. остановился в Германии, где начал проповедовать и просвещать язычников. Вскоре среди них распространилась молва о Д. Желая избежать мирской славы и услышав о подвигах прп. Венедикта Нурсийского , он захотел посвятить себя монашеской жизни. На 10-й год странствий Д. вместе с учениками построил кельи и начал вести уединенную жизнь, питаясь только травами. Местные жители узнали о святом и стали снабжать его пищей, он же в благодарность исцелял больных и калек. Со временем, когда количество посетителей увеличилось, была построена часовня, разбит сад и расчищено пастбище для скота. Местная знать уступила Д. право на владение горой и окрестными землями. Святой собрал монахов и ввел в обители устав прп. Венедикта Нурсийского. Однако, даже будучи настоятелем общежительного мон-ря, он старался вести уединенную жизнь. Через 30 лет после основания обители, на 81-м году жизни, Д. почувствовал приближение смерти. Созвав братию, он назначил нового настоятеля и указал место своего погребения. После кончины святого от его тела распространилось благоухание, но чудеса по молитвам Д. более не совершались, люди приписали это своей греховности и нежеланию исправиться. После смерти Д. в Рейнском крае разразилась война. Местные правители укрепились на горе Дизибоденберг, сделав жизнь монашеской общины невыносимой. За исключением неск. старцев, насельники покинули гору и вернулись лишь по окончании войны. Мон-рь был перестроен и расширен. Впосл. мощи Д. были обретены св. Бонифацием , и от них вновь начали совершаться чудеса. Достоверность Жития Д. вызывает сомнения. Ирл. происхождение Д. скорее всего вымышлено, т. к. имя святого является германским. Точное время жизни Д. неизвестно: в Житии сообщается, что он был младшим современником прп. Венедикта Нурсийского († 543), однако хроника Мариана Скотта (ок. 1072-1082) говорит о Д. под 674 г., что, вероятно, ближе к истине. В различных хрониках и месяцесловах Д. именуется то епископом, то пресвитером. В 1259 г. аббатство Дизибоденберг было передано цистерцианцам . После Реформации монашеская община распалась (1559), а во время Тридцатилетней войны (1618-1648) мон-рь был разрушен.

http://pravenc.ru/text/172012.html

От мощей св. Венедикта происходили чудеса, но после лангобардского разорения святыня была забыта до перене­сения в монастырь Флери на Луаре (673), получивший с тех пор название Сен-Бенуа-сюр-Луар. Там святым мощам мож­но поклониться по сей день. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря 27 марта 2012 г. скрыть способы оплаты Комментарии Валерий 3 марта 2022, 00:07 Святой преподобный Венедикт, помолись за меня грешного и мою мятущуюся душу, помоги исправить свои ошибки,которые ещё можно исправить. Вера Кустова 18 апреля 2020, 02:05 Благодарю вас, вы делаете очень важное, в наше непростое время, доброе дело! римма 27 марта 2015, 16:19 Святой преподобный Венедикт Нурсийский, помолись обо мне грешной и моих детях и внучке о даровании нам здравия душевного и телесного, об ограждении от всякого зла, о даровании любви и радости. римма 27 марта 2014, 14:18 Святой преподобный Венедикт, помолись Господу Богу о мне и моих родных, о даровании здоровья душевного и телесного, о счастье, мире и любви. Веди моих детей по пути истинному. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь! Татьяна 27 марта 2014, 11:36 Святой преподобный отче Венедикте моли Бога о нас! Такие заповеди написал . Столько стадать пришлось.Моя семья в гонении уже несколько лет, помолитесь о нас . архим. проф. Павел Стефанов, Болгария 27 марта 2012, 21:58 " Он на высоте более шестисот ме­тров, где стал жить в полной безвестности. " После первого предложения текст обрывается и звучит несуразно. Надо исправить. Марина, Вы откуда знаете западное монашество? По полемическим книжкам или лично жили в их монастырях? И почему необходимо во всем мире существовать только один вид монашества? Игумен Всеволод 27 марта 2012, 15:29 ДЛЯ РЕДАКЦИИ: Во втором предложении какая-то ошибка. По моему мнению, следует еще поработать над языком перевода. Пример: " Опираясь на предание восточных от­цов и римскую традицию своего времени, он сообразовал восхваление Бога с мерой, которая была по силам всяко­му " ,- попробуйте прочитать это на трапезе, - кто поймет? Сопоставил с уже выложенным на вашем сайте житием преподобного: получается, что они восполняют друг друга.

http://pravoslavie.ru/52486.html

Если все эти предписания постоянно выполняются, то подвижник восходит на последнюю, 12-ю ступень лествицы: от наемничества к сыновству, считая себя виновным во многих грехах, обратив взор свой в землю подобно евангельскому мытарю ( Лк. 18, 13 ). «Прошедший же все эти степени смирения монах, – учит преподобный Венедикт, заканчивая 7-ю главу, – доходит до такой любви Божией, которая вон изгоняет страх, в силу коей он всё, что прежде соблюдал не без труда и не без страха, начинает соблюдать без всякого труда, как бы естественно, не по страху геенны, а по любви ко Христу и по услаждению добродетелями, которые Господь благоволит Духом Святым влагать в сердце труженика Своего, очищенного от грехов и страстей». «Полный отказ от своей воли, избавление от думы о том, что нужно делать, чего не нужно, возможность обрести полный мир душевный без всякого напряжения и колебания мысли, строго придерживаясь Устава, – вот, что проникает все мысли Устава бенедиктинцев... Таковы были правила Бенедикта, вскоре распространившиеся в Европе, снискавшие всему монастырскому движению необыкновенный почет в народе, давшие, наконец, ордену громадные земельные имущества, которые отписывали в его пользу лица, поступавшие в него, или благочестивые миряне» 59 . 34 Новейшее и наиболее авторитетное издание Устава преп. Венедикта в семи томах с обстоятельными комментариями исследователей-бенедиктинцев находится в «Sources Chretiennes», (Adalbert de Vogüé, Jean Neuf uille. La règle de Saint Benoît, vv. I-VII. Paris, 1971–1977). 35 С. С. Аверинцев. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью. Сборник «Из истории культуры средних веков и Возрождения». М., 1976, с. 41. 38 Следует отметить, что начальные слова Устава: «Ausculta, о fili!» («Слушай, сын!») стали атрибутом преп. Венедикта в западной средневековой иконографии; они воспроизводились на рукописи Устава, которую он держал в своих руках. 42 «Histoire générale du travail. II. L’age de l’artisanat» par Ph. Wolff et F. Mauro. Paris, 1960, p. 74. 52 В 531 г. преп. Венедикт был приглашен папой Бонифацием II (530–532) на собор в Риме (см.: Филарет, архиеп. Черниговский и Нежинский. Историческое учение об отцах Церкви, т. III, СПб., 1882, с. 111). Читать далее Источник: Августин (Никитин), архимандрит. Преподобный Венедикт Нурсийский//Богословские труды. 1980. Вып. 21. С. 221-240. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Архив Пн Отошел ко Господу наместник Оптиной пустыни архимандрит Венедикт (Пеньков) 22 января 2018 г. 10:28 22 января 2018 года на 79-м году жизни после тяжелой болезни отошел ко Господу наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь архимандрит Венедикт (Пеньков). Отпевание отца Венедикта состоится 24 января по окончании Божественной литургии. Начало Литургии в 8.30. Архимандрит Венедикт (в миру Владимир Андреевич Пеньков) родился 24 июня 1939 года. Окончил Московскую духовную семинарию, а в 1973 году Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1970-е годы был насельником Троице-Сергиевой лавры . Пострижен в монашество в Троице-Сергиевой лавре с наречением имени Венедикт в честь прп. Венедикта Нурсийского. В 1990 году назначен наместником Оптиной пустыни с возведением в сан архимандрита. В 2016 году написал прошение о почислении на покой, которое не было удовлетворено. 9 января 2018 года перенес тяжелую операцию. Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению). 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5134558.ht...

Но истинная победа не достигается без борьбы и внутренней брани. Вскоре враг нашего спасения приблизился к св. Венедикту, искушая его сильнее, чем когда либо прежде: " Ибо злой дух представлял его воображению воспоминания о женщине, однажды им увиденной, и он так сильно разжигался плотскими вожделениями, что, почти побежденный ими, собирался покинуть пустыню. Но, по благодати Божией, он вдруг опомнился и, увидев поблизости заросли крапивы и шиповника, сбросил с себя одежду и, обнаженный, кинулся в колючий кустарник. Он катался в нем так долго, что, когда поднялся с земли, на его израненное тело было больно смотреть. Так ранами плоти исцелил он раны души. С тех пор, как он сам сказал своим последователям, он был свободен от этого искушения. Отныне многие, оставляя мир, вверяли себя его духовному руководству. Теперь, избавившись от порока, он вполне заслуженно стал достойным учителем добродетели " . Со временем св. Венедикт основал не менее 12 монастырей. Каждая община состояла из двенадцати иноков и составила отдельный скит . Каждому скиту преподобный дал игумена из своих опытных учеников. У преподобного остались ради назидания только новоначальные иноки. Строгие правила, установленные для монахов святым Венедиктом, не всем пришлись по душе, и преподобный не раз становился жертвой клеветы и преследований. Наконец Венедикт поселился в Кампанье и на горе Кассино, где основал Монтекассинский монастырь , который долгое время был центром богословского образования для Западной Церкви . На месте монастыря раньше стоял храм языческого бога Аполлона . Множество язычников приносило там жертвы до того, как появился святой, свергнул идола и построил там часовню. В Монтекассино постоянной проповедью и молитвой он сумел привести многих людей ко Христу. При монастыре была создана замечательная библиотека. В этой обители преподобный Венедикт написал свой знаменитый устав (см. " Труды " ниже). Святой Венедикт был не только великим миссионером, молитвенником и духовником – Господь сподобил его и благодати чудотворения. Так, он способен был изгонять бесов из одержимых, имел дар пророчества, мог читать в людских сердцах и умах, исцелять больных, чудесным образом наделять бедных деньгами; святой даже воскресил мертвого.

http://drevo-info.ru/articles/1766.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010