Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Венедикт Нурсийский, прп. - житие Благословенный по святой Венедикт был благословенным и по благодати Божьей. По уму своему с самых ранних лет Венедикт был уже как бы старец, а по своей нравственной жизни он с юных лет походил на мужа, исполненного совершенства. Он не подчинил своей души желаниям плотским и мирским, но уже во времена своей цветущей юности, когда свободно мог наслаждаться всеми прелестями мира, он счел все это за траву, иссохшую вместе с своими цветами. Святой Венедикт был родом из города а светские науки того времени он стал изучать в Риме. Но видя в этих языческих школах множество развращенных, - как они живут по своим страстным похотям, - он удалился оттуда боясь, как бы из-за малого книжного обучения не погубить великого разума своей души и, развратившись с людьми порочными, не впасть в пропасть греховную. Итак он вышел из школ не наученным мудрецом и разумным невеждой и презрел внешнее любомудрие, дабы сохранить внутреннее целомудрие. Впрочем, в это время он оставил не одни языческие училища, но и большое богатство своих, тогда уже умерших, родителей, и стремился только к иноческому чину и пустыннической жизни. В пустыню за ним последовала некая честная старица, его бывшая кормилица, женщина очень любившая его за добродетельную жизнь. Когда они дошли до места, называемого Еффиди, Венедикт был удержан здесь своими знакомыми и жил здесь при церкви Святого Петра. Благочестивые люди этой местности, возлюбив блаженного юношу, относились к нему с большим почтением. Жившая с ним старица однажды выпросила у соседей чтобы выполоть ими пшеницу и, положив их к себе на стол, куда-то ушла. Случайно эти ночвы упали со стола и разбились надвое. Вернувшись, она увидела их разбитыми, была очень опечалена этим и даже плакала, так как ночвы были чужими. Блаженный юноша, увидев, что старица плачет о разбитых ночвах, взял обе разбитые части и, уединившись, повергся на землю пред Богом. Он молился целый час и, когда встал с молитвы, нашел сосуд целым - незаметно даже было, что он прежде был разбит; взяв, он отдал его своей спутнице. Весть об этом чуде скоро распространилась у всех тамошних жителей. Они, взяв те ночвы, повесили их на стене церковной, у дверей, дабы их видели входящие в храм, - во славу Бога, в похвалу же исполненному столь великой благодати Божией, богоугодному юноше Венедикту. Но святой, не вынося почести человеческой и славы, тайно от всех ушел оттуда и, оставив свою питательницу, удалился в пустыню.

http://pravicon.com/info-1963

Из своих скудных запасов он приносил Преподобному пищу, которую Венедикт поднимал на веревке в свое убежище. По прошествии трех лет, в 497 году, его случайно обнаружили местные пастухи. Они отнеслись к нему с благоговением, чувствуя, что видят перед собой благочестивого подвижника. Слава о новом отшельнике распространилась настолько широко, что ему пришлось выйти из уединения, а в 510 году монахи расположенного вблизи пещерного монастыря Виковаро избрали преподобного Венедикта своим настоятелем. Пользуясь настоятельской властью и авторитетом, преподобный Венедикт установил в монастыре строгий порядок, предписывая насельникам постоянно заниматься физическим трудом и молитвой. Но вскоре выяснилось, что идеалы монашеской жизни расходятся с привычками братии этой обители; монахи были недовольны нововведениями преподобного Венедикта. Как сообщает святой Григорий Двоеслов , монахи даже пытались умертвить своего настоятеля, отравив вино, приготовленное для совершения Евхаристии. Но от крестного знамения, совершенного преподобным Венедиктом, раскололась деревянная чаша и обнаружился злой умысел монахов 15 . Отечески упрекнув их, преподобный Венедикт покинул Виковаро, вернулся в свою пещеру, но уже не обрел прежнего уединения. Число последователей преподобного Венедикта постоянно увеличивалось, и вскоре в Субиако возник новый монастырь. Часть монахов проходила послушание под руководством самого преподобного Венедикта, а остальных он объединил в общины по 12 человек, назначив настоятелями своих ближайших учеников. Около 520 года вокруг Субиако образовалось 12 таких монастырей, подчинявшихся преподобному Венедикту. Кроме постоянной молитвы и ежедневного труда, монахи взяли на себя обязанности воспитателей и учителей. «Многие уважаемые патриции отдавали своих детей на воспитание Бенедикту; так, сенатор Эквиций привел к нему своего сына Мавра, Тертулл – своего сына Плацида, и оба эти юноши, воспитанники Бенедикта, стали впоследствии апостолами в Галлии и Сицилии» 16 . В Субиако, опекаемый своей сестрой Схоластикой, преподобный Венедикт прожил многие годы, занимаясь составлением Устава созданного им ордена. Слава Преподобного постоянно росла, и это порождало неприязнь со стороны духовенства Виковаро, которое поставило своей целью изгнать великого подвижника из его обители. Претерпев различные козни от завистников, преподобный Венедикт решил уклониться от бессмысленной борьбы: в 528 году он вместе с частью своих последователей покинул Субиако и направился в Монтекассино – небольшое местечко, расположенное в Кампанье, на полпути между Римом и Неаполем. Читать далее Источник: Августин (Никитин), архимандрит. Преподобный Венедикт Нурсийский//Богословские труды. 1980. Вып. 21. С. 221-240. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

A. 819//MGH. Script. Rer. Germ. T. 6. P. 150). О Соборе 817 г. упоминается в 2 хрониках (Chronicon Laurissense breve. A. 816//MGH. SS. T. 1. P. 122; Chronicon Moissiacense. A. 815//Ibid. P. 311-312) в связи с предписанием всем монахам об обязательном следовании Уставу прп. Венедикта Нурсийского. Еще один документ, связанный с ахенской реформой, «Записка о служениях монастырей» (Notitia de servitio monasteriorum), представляет собой список налогов и служений, к-рыми мон-ри были обязаны императору (изд.: Corpus Consuetudinum Monasticarum. Vol. 1. P. 493-499; см.: Kettemann. 1999). Для проведения ахенской реформы имп. Людовик Благочестивый назначил посланников (missi), которые должны были объезжать мон-ри и контролировать соблюдение имп. предписаний (ср. более ранние постановления: 20-й канон Майнцского Собора - MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 266-267). Аббатство Корвей. Основано в 815 или 816 г. Аббатство Корвей. Основано в 815 или 816 г. Роль св. Бенедикта Анианского в проведении реформы до конца неясна. Согласно Ардону, Бенедикт Анианский составил дополнения к Уставу прп. Венедикта Нурсийского для его применения на практике (Vita Benedicti abbatis Anianesis et Indensis auctore Ardone. 36-38//MGH. SS. T. 15. Pars 1. P. 215-217). Однозначно можно сказать только, что Бенедикт Анианский развивал идею единого устава для всех мон-рей (forma unitatis - Ibid. 36//Ibid. P. 215-216), к-рую, видимо, от него воспринял имп. Людовик Благочестивый. Дабы доказать превосходство Устава прп. Венедикта Нурсийского над др. монашескими уставами, Бенедикт Анианский составил компиляцию всех известных ему уставов (Ibid. 38//Ibid. P. 216-217), сравнив их с Уставом прп. Венедикта. Его труд сохранился в 2 редакциях - «Concordia regularum» (старое изд.: PL. 103. Col. 701-1380; новое изд.: Concordia regularum/Ed. P. Bonnerue. Turnhout, 1999. 2 Bde. (CCCM; 168, 168A)) и «Codex regularum» из аббатства св. Максимина в Трире (Monac. lat. 28118, IX в.; изд.: PL. 103. Col. 393-665). В 817 г. Бенедикт Анианский вместе со своим сторонником Арнульфом, аббатом Нуармутье, отправился в монастырь св.

http://pravenc.ru/text/1681117.html

Преподобный Венедикт Нурсийский Св. Венедикт родился между 480 и 490 гг. в Нурсии , не­большом провинциальном городке, расположенном в го­рах к северо-востоку от Рима, в состоятельной и благо­честивой христианской семье. Он на высоте более шестисот ме­тров, где стал жить в полной безвестности. Лишь один мо­нах из общежительного мона­стыря, по имени Роман, знал, где находится Венедикт. Он об­лачил его в схиму и стал тайно носить ему пищу, которую сбе­регал от собственной порции. Через три года Бог, не хотев­ший скрыть от людей доброде­тель Венедикта, указал на его укрытие одному священнику, и тот на Пасху принес ему еду. Венедикт, давно потерявший счет времени, приветствовал его словами: «Я знаю, что при­шла Пасха, раз я удостоился чести видеть тебя!» Потом свя­того увидели пастухи, и с тех пор многие стали приходить к отшельнику за душеспасительным словом. Однажды во время уединенной молитвы ему явился бес в виде черного дрозда. Сразу после этого на него напало пла­мя страшного плотского искушения, столь сильного, что он уже решился было оставить уединение. Но Божественная благодать подсказала ему броситься обнаженным в крапиву и колючий кустарник — так он стяжал славную победу над вожделениями. Получив в дар от Бога плотское бесстра­стие, он, как человек зрелый, с полным правом стал настав­лять в добродетелях других людей. Тем временем скончался игумен близлежащего монастыря Виковаро, и монахи уговорили Венедикта стать его преемни­ком. Но когда он возложил на них строгую евангельскую дис­циплину, не соответствовавшую их уклончивому поведению, они составили заговор против него и даже решились отра­вить. Стоило Венедикту совершить крестное знамение над предложенным ему кувшином со смертельным напитком, как тот разбился. Со спокойным лицом, без всякой злобы про­тив врагов, он оставил неисправимых и удалился в пустыню, чтобы жить наедине с собой, постоянно предстоять сердцем пред лицом Создателя, не давая душе отвлекаться на внешнее. Он возрастал в добродетели и созерцании, поэтому у не­го появились многочисленные ученики и знатные римляне доверили ему своих детей: Мавра ян.] и отрока Плакиду . Он организовал в окрестностях двенадцать монастырей, каждый был населен двенадцатью монахами. Во главе обители стоял игумен, дававший отчет человеку Божию обо всем, что касалось общинной жизни и духовного возрастания каждо­го монаха. Венедикт был для них духовным отцом и живым примером совершенного соблюдения монашеского правила. С помощью Божией он входил во все их материальные нуж­ды, а различая тайные помыслы, исправлял их смело, с отцовской любовью, иногда с помощью телесных трудов, что­бы заставить бросить дурные привычки.

http://pravoslavie.ru/52486.html

Отошел ко Господу наместник Оптиной пустыни архимандрит Венедикт (Пеньков) Москва, 22 января 2018 г.      22 января 2018 года на 79-м году жизни после тяжелой болезни отошел ко Господу наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь архимандрит Венедикт (Пеньков). Архимандрит Венедикт последние годы мучился от тяжелой болезни. При этом он находил силы укреплять и поддерживать своих братьев и мирян, проявляя искреннюю христианскую доброту и заботу. Батюшка до последних дней радел о судьбе нашего общего Отечества, не оставался равнодушным к происходящему на Донбассе и Украине. В начале января архимандрит Венедикт перенес сложную операцию на ноге, спустя неделю после операции всё еще находился в реанимации – начались послеоперационные осложнения. 19 января здоровье батюшки резко ухудшилось, и 22 января он оставил этот мир... Отец наместник Оптиной пустыни навсегда останется в памяти и сердцах братии обители, духовных чад, друзей и близких. Господь да упокоит душу почившего в Своих Небесных селениях! Владычица наша Царица Небесная да ходатайствует перед Своим Сыном о даровании милости к новопреставленной душе! Сегодня проститься с архимандритом Венедиктом можно будет с 15.00 до 21.00 на московском подворье Введенской Оптиной Пустыни в храме Первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясенево. Проезд до станции метро «Новоясеневская». Адрес: Новоясеневский пр-т., д. 42. Отпевание наместника Введенского ставропигиального монастыря Оптина Пустынь состоится 24 января 2018 года после Божественной литургии, начало которой в 6.30. Архимандрит Венедикт (в миру Владимир Андреевич Пеньков) родился 24 июня 1939 года. Окончил Московскую духовную семинарию, а в 1973 году – Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1970-е годы был насельником Троице-Сергиевой лавры. Пострижен в монашество в Троице-Сергиевой лавре с наречением имени Венедикт в честь прп. Венедикта Нурсийского. В 1990 году назначен настоятелем Оптиной пустыни с возведением в сан архимандрита.

http://pravoslavie.ru/110064.html

Мощи преподобного Венедикта Нурсийского – святыня баварского монастыря Бенедиктбоерн Св. Бенедикт Нурсийский Монастырь Бенедиктбоерн, расположенный на юге Германии, у подножия Баварских Альп, является одним из самых старейших и известных в стране. Он был основан в 739–740 годах. Первоначальное название монастыря – Бурон. Вот уже более 1200 лет здесь хранятся мощи преподобного Венедикта († 543 или 547), которого почитают и Православная Церковь (память 14/27 марта), и Католическая. Мощи (лучевую кость правой руки) преподобного Венедикта (Бенедикта) Нурсийского подарил монастырю покровительствовавший Церкви франкский король Карл Великий (742–814) незадолго до провозглашения его в 800 году императором. Благодаря этой ценной реликвии монашеская обитель Бурон получила широкую известность, а впоследствии и новое именование – Бенедиктбоерн. Папа Римский Павел VI в 1964 году провозгласил Венедикта Нурсийского небесным покровителем Европы за влияние, оказанное им и бенедиктинскими монахами на формирование христианской культуры. У католиков день памяти святого Венедикта приходится на 11 июля. В этот день в Бенедиктбоерн прибывают паломники со всей Германии, а также из Австрии, Швейцарии и северной Италии. Специально для мощей преподобного Венедикта, хранящихся в баварском монастыре, мюнхенский мастер Петер Штрайзель в 1794 году изготовил оригинальный реликварий в форме правой руки святого. Сквозь вмонтированное в серебряный реликварий стекло можно увидеть увитые лентой, украшенной драгоценными камнями мощи святого. Самое раннее изображение преподобного – в черном монашеском облачении, со списком устава, вдохновляемому, подобно евангелисту, ангелом, – датируется VIII веком. Характерные для католиков иконографические символы преподобного Венедикта – книга, посох, пучок розог, ворон с куском хлеба в клюве, а также треснувший кубок или, как его разновидность, кубок со змеей, который указывает на попытку отравления святого, о чем рассказывается в его житии. Все эти элементы можно увидеть на росписях стен обители Бенедиктбоерн.

http://pravoslavie.ru/4109.html

Стена заступления еси, хвалящему день и нощь Господа стаду твоему, отче Венедикте, мощи твоя имущему, источающия богатно чудес реки и непрестанно направляющия стопы, поющих сице: Радуйся, всеблаженне, аки Ангел на земли явивыйся. радуйся, предивне, монахов множество, яко птиц небесных собравый. Радуйся, кипарисе мироуханный на земли возросший. Радуйся, озлобления от многих приявший. Радуйся, яко елень палимый на источники к Богу потекий. радуйся, силою Христовою дивен явивыйся. Радуйся, разум непрелестен стяжавый. Радуйся, милосердия реку источивый. Радуйся, нищету духовную возлюбивый. радуйся, богатство непреходящее на небеси собравый. Радуйся, на высоту востекий добродетелей. радуйся, имеяй выну милости свещу возженную. Радуйся, Венедикте, Нурсийский чудотворче. Кондак 11 Поющим ти благодати силу показавый, словесныя зари нам облистая, Троицы дом явивыйся, немудрыя умудряяй, вопиющия со смирением: Аллилуиа. Икос 11 Светоявлением богатства горняго исполнен, преставился еси к вышнему граду, богомудре отче Венедикте, и ныне предстоиши Христу радуяся; темже и мы, недостойнии, песньми память твою хвалим зовуще: Радуйся, человече Божий, мужу желаний райских. Радуйся, яко тобою почерпаем источника благодатнаго. Радуйся, ветхия мудрования отложивый. Радуйся, Духа Святаго утешение подающий. Радуйся, ничтоже паче любве Христовы изволивый. Радуйся, яко во плоти ходя, видел еси горняя. Радуйся, хранение выну устом твоим положивый. Радуйся, поющих тя к любви Божией возводящий. Радуйся, слезами пустыню оросивый. Радуйся, ю вельми процветшую узревший. Радуйся, в пучине озлобления сущих изымающий. Радуйся, по стезям правды водителю верный. Радуйся, Венедикте, Нурсийский чудотворче. Кондак 12 Благости Божией, яко сот пчельный меда исполнен, праведности предуготовал еси обитель, приемля с любовию монахов чины, поющих верно: Аллилуиа. Икос 12 Пение всеумиленное, яко малое приношение приими, отче пречудне Венедикте, от уст грешных: ничесоже бо достойнаго сотворихом, но уповающе на Спаса, дающаго ти благодать милосердно воздвигати недостойныя, зовем ти:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Святой Венедикт, великий патриарх западных монахов, почил 21 марта 543 года. Он предсказал свою смерть за шесть дней до нее и велел приготовить могилу. На шестой день он попросил, чтобы его отнесли в часовню, где " он укрепился для исхода, причастившись Телу и Крови Господа " . Затем, даже в этот последний момент, являя власть души над телом, " он встал, воздев руки к небу, и со словами молитвы отдал Богу душу " . В этот же день два монаха, находившихся в разных местах, увидели стезю, протянувшуюся от кельи святого к небу и осиянную бесчисленными светильниками. Прекрасный мужчина (по-видимому, ангел), стоявший над нею, сказал им: " Это стезя, по которой возлюбленный Господом Венедикт взошел на небеса " . Труды Прп. Венедикт Нурсийский. Икона Святой Венедикт был светочем миру не только из-за своих чудес и аскетической жизни, но и из-за своих поучений. Он написал для монахов " Правило " , " отличающееся удивительным благоразумием и ясностью мысли " , которое сделалось основным монашеским уставом в Западной Церкви. Устав Венедикта был основан на опыте жизни восточных пустынников и установлениях преподобного Иоанна Кассиана Римлянина . Подробнее см. Правило Венедикта Нурсийского . Почитание Житие преподобного Венедикта было написано святителем Григорием Великим , епископом Римским. Хотя Григорию было лишь три года когда преподобный почил, игумен Константин, ставший преемником Венедикта, как и три других игумена, все бывшие учениками святого, поделились со святителем тем, чему они лично были свидетелями. В то время как на Православном Востоке устав Венедикта не получил особого распространения, будучи основан на широко распространенных восточных образцах и монашеской жизни, для Западной Европы " Правило " Венедикта явилось основоположным монашеским писанием, со временем принятым во множестве обителей. Мощи святого Венедикта почивали в основанной им обители, оставаясь там и после ее разрушения в конце VI века. Лишь во второй половине VII века они были перенесены в монастырь Флёри во Франции .

http://drevo-info.ru/articles/1766.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СХОЛАСТИКА НУРСИЙСКАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Схоластика Нурсийская. Икона Схоластика Нурсийская ( 480 - 543 ), игумения , преподобная Память 10 февраля (Греч.) Сестра-близнец преподобного Венедикта Нурсийского , родилась в Нурсии в 480 году. Во всех отношениях она была ученицей и помощницей брата. С юных лет посвятив себя Господу, она вооружила душу всеми святыми добродетелями. Когда святой Венедикт оставвил Субиако и переселился в Монтекассино , где основал монастырь , она, чтобы иметь возможность продолжать пользоваться его наставлениями, переселилась в близлежащее селение Пломбариола , где также создала женскую обитель, управлявшуюся по тому же строгому уставу, что и мужской монастырь. Таким образом, Схоластика стала одной из первых игумений на Западе. Преподобный Венедикт лишь раз в год, перед Великим постом, виделся с сестрой в небольшом домике, стоявшем на полпути между ними. Весь день они проводили в духовной беседе; когда же наступал вечер, после скромной трапезы они расставались и возвращались каждый к себе. Папа Григорий Двоеслов , родственник св. Схоластики, рассказывает о чуде, произошедшем по её молитвам в 543 году, в день такой ежегодной встречи: В один день она пришла, по обыкновению, и к ней вышел с учениками достоуважаемый её брат; целый день они провели в хвале Богу и в святых беседах, а когда стала уже наступать ночь, вместе приняли пищу. Они сидели ещё за столом, и между святыми разговорами время казалось медленнее, как святая женщина, сестра Венедикта, стала упрашивать его: " Пожалуй, не оставляй меня в эту ночь; проговорим до утра о радостях небесной жизни " . Он отвечал ей: " Что ты говоришь, сестра? Я никак не могу оставаться вне монастыря " . А такое было ясное небо, что в воздухе не видно было ни одного облака. Благочестивая жена, услышав отказ брата, положила сложенные пальцами руки на стол и склонила на руки голову для молитвы всемогущему Богу.

http://drevo-info.ru/articles/9024.html

VI век Преподобный Бенедикт Нурсийский На Востоке – в Египте и Палестине – первые монастыри появились еще в конце III – начале IV столетия. Но в Европе организованных по единому уставу монашеских общин не было вплоть до VI века. В западных странах уход человека от мира имел, как правило, форму отшельничества. Родоначальником европейского монашества, то есть иноческих общежитий со своим единым внутренним уставом, считается преподобный Бенедикт Нурсийский . Русская Православная Церковь называет его святой Венедикт, что в переводе с греческого означает «благословенный». Некоторые светские историки говорят: « Бенедикт Нурсийский лишь по стечению житейских обстоятельств оказался у истоков западного монашества». Отчасти это правда. Но факт остается фактом: именно вокруг его загадочной личности в Италии возникли первые строгие обители. Преподобный Бенедикт родился в 480 году близ городка Нурсии, что в Сабинских горах Средней Италии. Была у Бенедикта и сестра-близнец по имени Схоластика, ставшая впоследствии прославленной святой. Сабинские горные жители испокон веков отличались суровостью нрава и исключительной добросовестностью во всякой работе. Именно в этих традициях и воспитывали Бенедикта его родители – мелкие землевладельцы. Когда Бенедикт стал юношей, отец сказал ему: «Я хочу, чтобы ты вышел в люди. Ты не будешь пахать землю, как я. Так что вот тебе деньги, поезжай в Рим и выучись там на врача». Но скромный и замкнутый Бенедикт не выдержал зрелищ разгульной студенческой жизни и попросту сбежал из Рима, куда глаза глядят. Беглец остановился в небольшой деревеньке. Но вскоре он понял, что хочет бежать вовсе не от столичной суеты, а от суеты вообще. Даже от суеты тихой деревни. В памяти Бенедикта всегда был пример его любимой сестры Схоластики, которая еще раньше посвятила себя Богу, поселившись при храме и исполняя там всякую работу. Бенедикт избрал другой путь: он ушел в безлюдные горы, где случайно наткнулся на некоего Романа, проводившего жизнь в молитвах и трудах. Бенедикт поведал Роману, что тоже хочет стать отшельником, и тот показал ему уединенную пещеру на вершине скалы. Святой Бенедикт прожил там три года, закаляясь духовно и физически. Он во всем старался подражать великим египетским пустынножителям. Хлеб и воду ему на веревке спускал Роман. Однако Роман в конце концов не выдержал и проговорился людям, что в уединенной пещере живет святой отшельник-чудотворец. И к Бенедикту потянулись паломники.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010