14-е Преп. Венедикта Нурсийского Преп. Венедикт известен Греческой Церкви по жизнеописанию его, составленному п. Захарией на основании «жизни преп. Венедикта», написанной Григорием Двоесловом – со слов 4-х учеников преподобного, из которых один, именно Гонорат, ещё был жив, когда была писана книга, в 593 г. Венедикт родился около 480 г. в местечке Нурсии – в Умбрии (в Италии). Отправленный родителями своими на воспитание в Рим, оп был возмущён, видя развратную жизнь не только товарищей своих, но даже и учителей, и на 16-м году оставил мир и скрылся в пещере – в пустынной местности Субиако (где прежде были виллы Клавдия и Нерона); здесь провёл он три года в тяжёлой борьбе, но любовь к Богомыслию в ненарушаемом уединении превозмогла в нём всегда властные над душой юноши помыслы о мире. Весь пыл молодой души излился в подвижничестве, и Господь увенчал победой – труды и любовь устремившегося к Нему всеми чувствами своими и помышлениями. Пищу в своём уединении он получал от единственного человека, знавшего об его местопребывании – отшельника Романа; но, открытый впоследствии, по изволению Божиему, пастухами, Венедикт сделался известным и многим другим, в особенности же после того, как Бог прославил его даром чудотворений. Иноки соседней обители пожелали иметь подвижника Божьего своим игуменом; но он не желал принимать начальства над ними, так как в то время образ жизни в монастырях Итальянских был довольно распущенный, и он предвидел, что его строгие правила не поправятся братиям. Так и оказалось. Когда он, по настояниям иноков, согласился быть их игуменом и начал вводить строгие уставы, то они восстали против него, и нашлись между ними покусившиеся отравить Венедикта. Но Господь сохранил его, и этот случай послужил лишь к тому, чтобы засвидетельствовать о чудном таинственном действии крестного знамения, всесильного для охранения верующего от всякого зла... Когда подана была во время обеда преподобному чаша с отравленным питием, то, едва осенил он себя обычным крестным знамением перед принятием пищи, как чаша распалась как бы от сильного удара, питье разлилось, и Венедикт сознал злобу врагов своих и чудесное спасение своё силой Честного Животворящего Креста...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Вечная память верному служителю Христову! СПРАВКА: Архимандрит Венедикт (в миру Владимир Андреевич Пеньков) родился 24 июня 1939 года. Окончил Московскую духовную семинарию, а в 1973-м году Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1970-е годы был насельником Троице-Сергиевой лавры. В 1990-м году пострижен в монашество в Троице-Сергиевой лавре с наречением имени Венедикт в честь преподобного Венедикта Нурсийского. В 1990-м году назначен наместником Оптиной пустыни с возведением в сан архимандрита. Отец Венедикт руководил жизнью обители на протяжении 27 лет, начиная с 1990 года. 9 января 2018 года перенес тяжелую операцию. Спустя неделю после операции отец Венедикт все еще находился в реанимации – начались послеоперационные осложнения. 19 января здоровье батюшки резко ухудшилось, и 22 января он оставил этот мир... Рейтинг: 9.9 Голосов: 1975 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Вячеслав 27 марта 2019, 16:38 Мы, православные, не должны огорчаться когда уходят наши братия и сестры. Но нам всё равно плохо. Что то внутри сжимается , когда от нас уходят любимые и дорогие, и особенно такие пастыри. Мы знали какие они были при жизни. Мы обожали их, обожали их слушать. Чувствовали их святость. И когда они уходят от нас в Лучший Мир, мы ещё раз убеждаемся в их искренности и чистоте. Нам очень не хватает тебя, отче. Да упокоит, Господь, душу твою в Своих Святых Обителях. А мы, чада твои,испрашиваем твоих святых молитв. Анатолий 17 января 2019, 14:45 Помяни, Господи, раба Твоего архимандрита Венедикта! Даруй ему Царствие Твое! Андрей 17 января 2019, 11:40 Царство небесное Вечный покой и Вечная память Батюшке Венедикту.Слава Богу за все. Юрий Сергеев писатель 29 января 2018, 02:38 Вечная память и Царствие Небесное любимому нашему архимандриту Венидикту... Дмитрий 28 января 2018, 20:46 Царствие Небесное и светлая память нашему отцу! р.Б.Алевтина 27 января 2018, 16:24 Слава Богу за все..вчера плакала, плакала,а сегодня послушала батюшкины беседы...И ВОВСЕ ОН НЕ УМЕР!!!

http://pravoslavie.ru/110135.html

Устав Венедикта Нурсийского обнимает все стороны монашеской жизни, и заключает правила дисциплинарные и литургические. Как и в других древнейших уставах, подавляющий перевес остаётся на стороне первых, а последние ограничиваются порядком суточной службы, впрочем, со значительными подробностями, каких мы напрасно стали бы искать в уставах, выше рассмотренных. Regula Benedicti состоит из 73-х глав и излагается, далеко не систематично. Более порядка замечается в первой половине, но вторая трактует о разных дисциплинарных вопросах, частью повторяя прежде сказанное, частью внося новые предметы без связи и соотношения между ними 17 . Для суждения о тогдашнем строе суточной службы в уставе Венедикта заключаются сведения более полные, чем в современных ему греческих источниках. Прежде всего, мы находим здесь общий очерк суточных служб (с. XVI) в составе восьми, причём ночная служба (nocturnum) отделяется от утрени (matutinum), а первый час выработался в особое последование. Кроме того, упоминается заключительная дневная служба complctorium, соответствующая теперешней павечернице. Бдения вседневные (будничные) отличаются от праздничных, описывается порядок тех и других с указанием количества псалмов, чтений и библейских песней, положенных для каждой утрени. Это указание весьма важно для истории богослужебных канонов и первоначального употребления библейских песней в составе утренней службы. В уставе Венедикта, кроме того, замечаются первые следы седьмичного строя службы и указаны особые псалмы, которые произносятся на утрене в каждый день недели (с. XIII), так, что, начиная воскресной всенощной, псалтирь за неделю прочитывалась вся; делаются замечания об особенностях службы применительно к праздникам по месяцеслову, именно в дни памяти святых (с. XIV). Триодный порядок службы выражается в особом употреблении аллилуйя от Пасхи до Пятидесятницы и от Пятидесятницы до Великого поста, но вообще говоря, деление церковного года намечено у Венедикта лишь в общих чертах и находится как бы в зародыше. Из триодного круга у него упоминается о неделе Пасхи и Пятидесятнице, а дальнейший распорядок церковного года приурочивается к летней и зимней его половине 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Пресв. Богородица с Младенцем и католич. святые Венедикт Нурсийский, Доминик де Гусман, Пьетро дель Морроне (папа Римский Целестин V) и Филипп Нери. Алтарь в ц. св. Марии в Файфоли (Италия). 1705 г. Худож. Дж. Кастеллано Пресв. Богородица с Младенцем и католич. святые Венедикт Нурсийский, Доминик де Гусман, Пьетро дель Морроне (папа Римский Целестин V) и Филипп Нери. Алтарь в ц. св. Марии в Файфоли (Италия). 1705 г. Худож. Дж. Кастеллано Членов Об-ва Иисуса приглашали преподавать в европ. ун-ты. Так, уже в кон. 1548 г. герц. Вильгельм IV Баварский обратился к Лойоле с просьбой прислать образованных иезуитов для реорганизации в Ингольштадте ун-та, к-рый, по замыслу герцога, должен был стать форпостом католич. учености. В Баварию были направлены иезуиты Клод Леже, Альфонсо Сальмерон и католич. св. Петр Канизий . Иезуиты составили учебные пособия по всем предметам школьной и университетской программ (в т. ч. и по естественным наукам), а также необходимые для проповеднической деятельности католич. катехизисы, сборники гомилий и духовных увещеваний. Для успешной миссионерской деятельности вне Европы члены ордена изучали и разрабатывали грамматики местных языков, на к-рые переводили Свящ. Писание и богослужебные тексты. Иезуиты, следуя своей «миссии пера», были авторами многочисленных наставлений, обращенных к европ. христианам, полемических произведений, призванных опровергать учения представителей др. конфессий и отстаивать истинность католич. веры. Религ. полемика в свою очередь привела к развитию исторических исследований (прежде всего в области церковной истории). Деятельность ордена пиаристов, основанного в Риме в 1602 г. испан. пресв. Хосе де Каласансом, тоже была связана со школами, где мальчики из бедных рим. семей наряду с наставлениями в католической вере получали бесплатное начальное образование, а также осваивали азы ремесел, позволявшие им обрести профессию и найти работу. В 1646 г. орден насчитывал ок. 500 братьев, в 1724 г.- 1680, а к кон. XVIII в.- ок. 3 тыс. чел. Пиаристы трудились в Италии, Польше, а также в нем. и австр. владениях Габсбургов.

http://pravenc.ru/text/2057152.html

Визит митрополита всей Америки и Канады Тихона в Монреаль Официальных поводов для визита было два: 30 лет со дня создания прихода во имя св. Венедикта Нурсийского — первого в Северной Америке православного франкоязычного прихода, и 35 лет со дня диаконской и следом священнической хиротонии владыки Иринея (Рошон), епископа Квебека, администратора канадской архиепархии. 16 июля, 2013 Официальных поводов для визита было два: 30 лет со дня создания прихода во имя св. Венедикта Нурсийского — первого в Северной Америке православного франкоязычного прихода, и 35 лет со дня диаконской и следом священнической хиротонии владыки Иринея (Рошон), епископа Квебека, администратора канадской архиепархии. У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 14 января, 2014 5 июля, 2013 2 июля, 2019 9 февраля, 2018 6 декабря, 2017 15 декабря, 2015 29 июня, 2015 31 октября, 2014 4 февраля, 2014 14 января, 2014 5 июля, 2013 2 июля, 2019 9 февраля, 2018 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе 12

http://pravmir.ru/vizit-mitropolita-tixo...

Йоркский, Бенедикт Бископ и др.). Из Англии происходит древнейшая сохранившаяся рукопись устава (Cod. Oxoniensis. Hatton 48, ок. 700-710). Как в мон-рях круга Люксёя, так и у англосаксов бенедиктинский устав не был единственным правилом, всякий раз выступая в сочетании с уставом св. Колумбана (образуя т. н. regula mixta) или обычаями ирландско-англосакс. и древнегалльского монашества. О «чистом» бенедиктинском характере монашества не приходится говорить и в тех редких случаях, когда бенедиктинский устав формально предписывался в качестве единственно допустимого: еп. Леодегаром Отёнским (663-680) - монахам своего еп-ства, в 1-й пол. VIII в. св. Пирмином - мон-рям в Эльзасе и юго-зап. Германии, англосаксами св. Виллибальдом († ок. 787) - мон-рю Айхштетт, св. Бонифацием (Винфридом) (672-754), к-рый ок. 740 г. познакомился с уставом благодаря либо св. Виллибальду, либо папе Захарию ,- мон-рю Фульда ; по инициативе Бонифация устав Венедикта в качестве «римского» был законодательно определен мон-рям франк. королевства (Concilium Germanicum в 742/43). Б. в империи Каролингов (2-я пол. VIII-X в.) При Каролингах высокий духовный авторитет монашества превратил его в один из столпов системы имперской Церкви . Важным направлением политики императоров Карла Великого и Людовика Благочестивого становится унификация монашества на основе бенедиктинского устава. При посещении восстановленного мон-ря Монте-Кассино в 787 г. Карл наряду с др. рим. «аутентичными» текстами литургического и правового характера заказал и копию с предполагаемого оригинала устава св. Венедикта, а на Ахенских Соборах (816, 817 и 818-819), подготовленных св. Бенедиктом Анианским , устав был предписан всем мон-рям империи. С тем, чтобы обеспечить полное единообразие даже в тех сферах жизни, к-рые не были регламентированы уставом, Бенедикт Анианский составил и т. н. «обычай» (лат. consuetudo). Все, что расходилось с единым уставом и единым обычаем, бенедиктинским по духу, подлежало искоренению. Если устав Венедикта Нурсийского не содержит указания на к.-л.

http://pravenc.ru/text/78066.html

Уклад монашеской жизни в Монте-Кассино получил отражение в написанном святым Венедиктом уставе («Regula Benedikti»), в котором святой собрал и осмыслил аскетический опыт западного и восточного монашества. Святой Венедикт хотел, как он сам о том говорит, создать «школу служения Господу». При составлении своего устава он опирался также на монашеский устав «Правила учителя» («Regula magistri») неизвестного автора. Примеры практического устроения монашеской жизни святой Венедикт находил и в Священном Писании, и в земной жизни Иисуса Христа. Главный акцент в уставе сделан на принципах монашеского общежития как основного средства достижения святости жизни и на добродетелях смирения и послушания. Св. Бенедикт Нурсийский поучает монахов. Средневековый манускрипт Широко известны 72 правила устава святого Венедикта. 1. Любить Господа Бога всем сердцем, всей душой, всеми силами. 2. Любить ближнего, как самого себя. 3. Не убивать. 4. Не предаваться блуду. 5. Не красть. 6. Не завидовать. 7. Не лжесвидетельствовать. 8. Уважать всех людей. 9. Не делать другим того, чего бы не желал себе. 10. Отвергаться самого себя. 11. Умерщвлять свою плоть. 12. Не привязываться к тому, что приятно чувствам. 13. Любить пост. 14. Облегчать участь бедных. 15. Одевать нагих. 16. Посещать больных. 17. Хоронить мертвых. 18. Поддерживать находящихся в испытании. 19. Утешать печальных. 20. Чуждаться мирских нравов. 21. Не предпочитать ничего, кроме любви Христовой. 22. Не предаваться гневу. 23. Не помышлять о мщении. 24. Не хранить в сердце лукавства. 25. Не давать ложного мира. 26. Не оставлять милосердия. 27. Не клясться, чтобы не оказаться клятвопреступником. 28. Быть правдивым как сердцем, так и устами. 29. Не воздавать злом за зло. 30. Не терпеть неправды, но с терпением переносить ту, которая будет совершена против тебя. 31. Любить своих врагов. 32. Отвечать на проклятие не проклятием, а благословением. 33. Терпеть гонение за правду. 34. Не быть надменным. 35. Не быть пристрастным к вину. 36. Не быть жадным к еде.

http://pravoslavie.ru/4109.html

В теперешних молитвах павечерницы эти выражения повторяются буквально 36 , точно так же, как и продолжается чтение 90 псалма. В псалтири 862 года уже записаны после «Свете Тихий» и великого славословия: προφητεα σαου: «μεθ μν Θες» с разделением на стихи применительно к пению и молитва Манассии, которой псалтирь и заканчивается. В уставе Венедикта, completorium состоит из трёх псалмов, произносимых просто, без антифонов за ними следует гимн, одно чтение, Господи помилуй, благословение и отпуск. Состав вечерни, судя по известиям, дошедшим от этого периода, представляется весьма близким к теперешнему, и определился не только в главных своих чертах, но и во многих подробностях. Точкой отправления для образования вечерни послужил вечерний псалом (140-й) «Господи возвах к тебе», около которого группировалось большее или меньшее число других, согласно местным обычаям. По уставу преп. Пахомия, на вечерне читали шесть псалмов и столько же молитв; по словам Кассиана, египетские монахи пели двенадцать псалмов (L. II, с. 4. Cf. с. 6), в промежутке между которыми читалось одиннадцать молитв, а последний псалом заканчивался аллилуйя. В Постановлениях Апостольских также упоминается вечерний псалом, а в каноне Анфима 140-й и 85-й называются «κατ λχνους». У Венедикта Нурсийского на вечерне исполняются четыре псалма с антифонными припевами (с. XVII). Эти псалмы читались или нараспев, по стихам, или к каждому стиху присоединялся какой-нибудь припев. Таким припевом к вечернему псалму, как видно из канона Анфима, служили слова «εσκουσον μ κριε» (услыши мя Господи), что как нельзя лучше совпадает с теперешним исполнением его на вечерне, где антифонная прибавка: «услыши мя Господи» повторена два раза в продолжение двух стихов и заменяет собой начало следующего псалма «да исправится молитва моя». В древности, когда вечерний псалом пели весь, вышеприведённый припев повторялся при каждом стихе, и таким образом пение чередовалось между двумя исполняющими сторонами. Впоследствии, когда порядок вечерних псалмов установился строже, псалом «Господи возвах» приходился последним и за ним следовал вход; поэтому теперешняя молитва входа на вечерне называется в Барбериновом евхологии «υχ σπεριν ες τ κριε κκραξα» – т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Венедикт) 224 , подобно св. апостолу Петру, укрепляемому поддерживающей силой самого Господа, ходят безопасно по водам (Мавр) 225 , ученик св. Венедикта), подобно самому Господу Иисусу Христу, воскрешают мертвых (Венедикт) 226 , Елевферий 227 , Север 228 , Фортунат епископ Тудертинский) 229 дают зрение слепым (тот же Фортунат, епископ Тудертинский) 230 , одним хлебом насыщают очень многих и еще в продолжение нескольких лет (Санктул, пресвитер Нурсийский) 231 , и пр. пр. Но нам не перечислить всех чудес, какими полна жизнь отцов и подвижников, изображаемых св. Григорием, и каждая страница его достопамятной книги. Книга вводит нас в мир, к которому устремлены были желания не одного св. Григория в его мятежный и неспокойный век, и к которому все относились с полным благоговением. В нем спасение от тех бед, которые так тяготят человека в обыденной действительности, особенно в несчастные для него времена. И не напряженным физическим трудом, а силою облагодатствованного духа подвижник обезопашивает себя от тягостных условий нашего земного существования. Чудеса, рассказанные св. Григорием, служат запечатлением этой невидимой силы, являющейся и возрастающей в круге людей, устремившихся всею душою к высшим подвигам добродетели и к так желанному для человека единению с Богом. В изображении их нам представляется апофеоза этой силы, имеющая своим источником благоговейное чувство и верующее сознание. Пораженный ярким сиянием её, глаз почитателя её не замечает тех внутренних страданий, какие она выдерживает на пути к своей цели и оставляет в тени те трудные подвиги, какими достигается высшее укрепление духа небесною благодатью. Книга св. Григория мало занимается внутренней историей подвижнической жизни, с её борьбами и препятствиями к самоусовершению, с её трудом, самонаблюдением и самоотвержением, как это встречается у греческих историков подвижничества. Она больше изображает величие и высоту его, насколько это делают видными внешние проявления вышечеловеческой силы подвижников, замеченные их ближайшими учениками и рассказанные благоговейными почитателями их памяти.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Монахини, члены жен. ветви ордена Б. (офиц. название Ordo Monialium Sancti Benedicti), преимущественно созерцательного направления; в широком смысле к Б. также относят возникающие с XIX в. жен. конгрегации, действующие на основе устава св. Венедикта Нурсийского. Устав вскоре после его введения святым в мон-ре Монте-Кассино был распространен и на жен. мон-рь, основанный сестрой св. Венедикта св. Схоластикой . Бенедиктинский устав, изначально предназначенный для монахов, по меньшей мере с VIII в. начинает адаптироваться к специфике жен. монашества, к-рое развивалось синхронно муж. Ок. 620 г. еп. Безансонский Донат дополнил бенедиктинский устав, использовав уставы св. Колумбана и Кесария , еп. Арльского, и создал на его основе особый устав для жен. мон-рей своей епархии. Первым жен. мон-рем, жившим по этому уставу, считается мон-рь в Фармутье (Франция), основанный ок. 625 г. Основание крупнейших жен. мон-рей в раннее средневековье связано с деятельностью королевской династии Меровингов (напр., св. Батхильды ) или епископов (напр., Элигия Нуайонского ). Нуждаясь в пастырском окормлении священниками, обители бенедиктинок развивались под опекой либо епископов, либо муж. мон-рей. При жен. мон-рях часто существовали приюты для детей, к-рые готовились к дальнейшей монашеской жизни или находились там временно; монахини занимались тяжелой ручной работой, вышиванием, ткачеством. Впосл., возможно под влиянием массового жен. аскетического движения XI-XII вв., популярной становится форма сдвоенного муж. и жен. мон-ря во главе с аббатиссой (напр., основанная ок. 1100 г. конгрегация Фонтевро c основным аббатством и приоратами, к-рые объединяли от 80 до 100 монахинь, распространившаяся позднее во Франции, Испании и Англии). Различают бенедиктинок-монахинь (moniales), живущих в строгом затворе и ведущих по преимуществу созерцательный образ жизни, и сестер (sorores), занимающихся каритативной, преподавательской и миссионерской деятельностью. Восходящие к общине Облат св. Франциски Римской (с 1433) и «Сестрам Любви Доброго Пастыря» (с 1589, Флоренция), конгрегации сестер-бенедиктинок, ориентированных на активную деятельность в миру, широко распространились в XIX-XX вв. И монахини, и сестры либо инкорпорированы в муж. конгрегации, либо входят в орден Б., будучи организованы в самостоятельные федерации, или представляют собой отдельные обители, находящиеся частично в юрисдикции местных епископов, частично в прямой папской юрисдикции. В наст. время насчитывается ок. 10 тыс. монахинь в 520 обителях. Бенедиктинки-сестры (ок. 4 тыс. чел.) представлены в 14 конгрегациях и неск. отдельных мон-рях (An. Pont. 2002. P. 1291, 1308-1310).

http://pravenc.ru/text/78066.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010