Из дела об избрании священника в Успенской Верховажеский приход 1698 г., которое было приведено нами выше, мы видели, что в числе кандидатов священства прихожанами был представлен некто Васька Попов, которому тоже было только 18 лет от роду. И ему, вследствие молодости, тоже было отказано. Подобный же случай имел место в 1691 году – в Юромском прихо (Мезен.у.). в означенном году крестьяне Юромского прихода избрали себе священником некоего Федора Иванова Дьчкова «на умершаго дяди ево родного место священника Стефана» и «в том излюб и посыльную ему дали». Но Афанасий не утвердил мирского приговора на том освовании, что избранный кандидат на священство был очень молод. На обороте челобитной, поданой Федькой Ивановым, замечено следующее: «199 г. Апреля в 3 д. Преосвящ. Архиепископ, слушав сей челобитной и сего ставленника, посвятить его в священника не благоволил за ево молодость и малолетство, а буде отец ево во священника похочет, и ему о том бит челом». Отец Федьки Иванова Ивашко Михайлов был дьячком в том же Юромском приходе. Согласно совету преосвященного, он подал челобитную о посвящении, и просьба его была удовлетворена 70 . Требования Афанасия, предьявлявшиеся к кандидатам священства, как мы видели выше, были не особенно велики. Однако, и от них приходилось иногда отступать и посвящать в священники кандидатов не каких бы хотелось, а какие имеличь в наличности. Об этом свидетельсвует один факт от 1689–1690 гг. В 1689 году жителями Вельского стана Троицкого прихода выбран был в священники местный дьячек Иван Федоров сын Поповых, который и был отправлен (чрез десятского священника) к архиерею, находившемуся в то время в Москве, для посвящения. Но, по испытании, избранный кандидат оказался непригодным для священства, и ему было в этом отказано. В архиерейской грамоте, посланной из Москвы (в сент. 1689 г.) на имя Верховажеского десятского священника (Григория Иосифова) относительно данного предмета, говорилось: «И преосвящ. Архиепископ того дьячка Ивашка слушав, и по слушании он Ивашко объявился Божественному Писанию ненавычен и во всем неука и леты молод, и того ради ево Ивашка он, преосвящ. Архиепископ, не посвятил, а указал ему Ивашку быть на Вельском у церкви дьячком, а к той Троицкой церкви во священники выбрать иного ,человека добра и грамоте умеюща и в житии искусна и не бражника… А что они крестьяне такова неуку Ивашка выбрали во священники, а ты неразсмотря ево к нам к Москве прислал к посвящению, и то ты учинил негораздо, а выборные крестьяне в том спутали знатно по исконной лежащей в них страсти, и то им крестьяном сказать. А им крестьяном сказать, чтоб они впредь так не творили, грамоте неумеющих во священники не выбрали, а тебе таких неук впредь к поставлению к преосвящ. архиепископу не посылать, чтоб он таких неук такова соблазна и в церкве Божии раздору и разврату не было» 71 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

Приведенная грамота была писана в сентябрь 1689 года. А в март 1690 г. тот же самый кандидат Ивашко Федоров был посвящен священником в Вельский стан 72 . Лучшего кандидата на священство, очевидно, не нашлось. К ограничению «воли мирских людей» над духовенством вели также и те распоряжения преосвящ. Афанасия, которыя были направлены к бóльшему материальному обезпечению духовенства на счет прихожан 73 . Раньше средства содержания для духовенства назначали сами прихожане, стараясь по возможности сделать их менее тяжелыми для себя. Теперь в определении содержания они должны были уже подчиняться приказаниям архиепископа. Вооружась против зависимости духовенства от своих прихожан, Афанасий старался выделить его из среды последних, уничтожить ту чрезмерную близость, которая установилась между ними. Участие духовенства в мирских делах, по его воззрению, не должно было иметь места. Чрез судью архиерейского дома, монаха Тихона, важским священникам в 1683 году делалось приказание, чтобы они «к мирским купчим и закладным и к поручным записем и к менным и кыным никаким писмянным крепостям вместо детей своих духовных рук не прикладывали и не писались ни в какие крепости, кроме духовных и челобитен, которые посылаются к нам, преосвящ. Архиепископу, о стороении и освящении св. церквей и о ставлениках в попы и диаконы 74 . Исполнение церковными дьячками обязанности земских писцов Афанасием допускается только уже в виде исключения 75 . На дьячков возлагается теперь только церковное письмоводство, за что крестьяне обязуются давать им особую плату из церковной казны 76 . Вознаграждение земских писцов на счет церкви, бывшее естественным в прежнее время, когда обязанности их исполняли церковные дьячки, теперь строго запрещается и наказывается особой пеней 77 . III. Участие крестьянской общины в заведовании церковным хозяйством. – Значение выборного церковного старосты. – Стремление со стороны холмогорского архиепископа Афанасия подорвать это значение. – Его контроль над расходованием церковной казны в приходах и над заведыванием церковной казны в приходах и над заведыванием церковной землей. – Посягательство на территориальный размер приходов. – Остатки старины: «трапезные явки и братчины».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

— Насколько сохраняется ценность постройки при переборке? — Все зависит от процента сохранности первоначального материала. Если половина старая, то пожалуйста. Если гораздо меньше — то это уже макет, и надо об этом говорить, что это воссоздано, в таком-то году. Это просто макет. Там, в Японии, тоже сохраняются довольно старые сооружения. В России тоже сохраняются довольно древние сооружения. Прототипы, можно сказать, сохраняются. Но что дальше будет, скажем, через сто лет, именно с этими постройками, не знаю. — Думается, если взяться за сохранение, то все должно получиться. — Да, можно, конечно можно! Но если это заповедник, то все равно это искусственная среда. Так что вопрос сохранения среды тоже важен. Но все-таки кое-где, это удивительно, сохраняются даже дома 18 века. Вот около Вельска, например. Но там тоже идет процесс музеефикации. Я считаю, что это закономерно — по крайней мере, они остаются на первоначальном месте. — Уильям, в ваших лекциях вы рассказываете своим студентам о России, про Великую Отечественную Войну, оборону Москвы. Очень объективно. (Запись этой лекции можно найти на Ютубе.) Как студенты к этому относятся, ведь это отличается от общей тенденции приуменьшения роли России во второй мировой войне? — Если речь идет о второй мировой войне, для них это сложно. Историческая память — это очень сложная штука. В Америке никогда не поймут, что тут случилось. Холокост это другое дело, но это просто часть апокалипсиса. Холокост — это только часть. На самом деле было гораздо страшнее. Есть такая путаница. И люди, это видно сейчас в связи с украинскими событиями, по своему говорят об этом. Они говорят, у них есть свои герои, искажают, спорят. Но факт остается фактом — на мой взгляд, Россия спасла мир в 41м — 42м. Не только Россия, Советский Союз: Белоруссия, Украина, — все республики, Советский Союз спас мир. Потому что никто не умел воевать с Гитлером, с Вермахтом. Англия держалась, но не на суше. И, в конце концов, Советский Союз держался, хотя все думали, что эта система обрушится, а нет! Держалась! И там много парадоксов и много фактов.

http://pravoslavie.ru/95772.html

Мне было важно и дорого, что я быстро почувствовал себя хозяином прихода. Не прошло и месяца со дня моего прибытия, как стал я выезжать к родителям и в Брест, и в Бельск, поручая о. Игнатию субботние и воскресные службы. Мой благочинный недостаточно продумал данный мне совет: не допускать о. Игнатия к служению. Он служил и сослужил, и не было ни возмущений, ни новых брожений. Естественно желание молодых супругов создать свой семейный очаг. С этой целью и приехала ко мне в Омеленец моя матушка, но не выдержала больше месяца и была вынуждена вернуться в Вельск к отцу. Стесненные квартирные условия, жизнь под одной крышей, фактически – в одной квартире с чужой и чуждой тебе семьей, постоянно вторгающейся в твою личную жизнь, все это трепало нервы. К тому же, моя добрая и терпеливая супруга целыми днями была в одиночестве: я уходил из дому ранним утром и возвращался вечером. Обрученный Церкви, я с раннего утра уходил к пастве – к работающим в поле, на сенокос, в деревни, по домам, навещая и знакомясь со стариками и детьми. В крестьянских хатах проводил я и ранние и вечерние часы, в беседах и в пении Богогласника. Что мог я сказать моей доброй супруге, слыша ее тихие жалобы на одиночество? Прости и пойми, приход – это моя семья, Богом мне данная! Верующий умный человек доброго сердца, она смирилась и уехала в родительский дом, где я часто ее навещал. Быстрому утверждению моего авторитета в Омеленце, возможно, помог Лука Николаевич Дзекуц-Малей, наставник секты баптистов из Брест-Литовска. Благочестивый православный христианин, как уроженец центральной России, Лука» Николаевич, обремененный большой семьей, нигде не мог получить самой скромной работы и был обречен на нищенское полуголодное существование. Чтобы получить уроженцу центральных областей России самую скромную работу в Польше, особенно в т. наз. «восточных кресах», нужно было изменить Православию и отказаться от русской национальности. Это было время, когда в поверженную Россию направлялся из Соединенных Штатов Америки легион сектантских проповедников для борьбы с Православной Церковью .

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Параллельно с церковно-приходскими летописями в те же десятилетия в православных епархиях России составлялись начатые в 1850-х гг. историко-топографические (варианты названия: историко-статистические, историко-церковные, церковно-археологические) описания отдельных монастырей, приходов и благочиний . В них также имелись исторические разделы, и в перспективе было бы интересно их сравнить с летописями как феномен церковно-провинциальной историографии той эпохи, опыт локального историописания . Общая весьма ценная черта этих памятников – их источниковая составляющая, включенность в них, помимо устных преданий, описаний деревянной и каменной архитектуры, иконографии, произведений прикладного искусства, статистических и демографических показателей, литературных и документальных текстов, ставших основой местного исторического сознания . К настоящему времени Д. А. Пшеницын выявил в двух архивах и двух музеях Вологодской области 80 церковных летописей, из них: 30 – в Государственном архиве Вологодской области , 5 – в Вологодском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике , 40 – в Великоустюгском центральном архиве (Устюжский и Никольский уезды) и 5 – в Великоустюгском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике . В хронологическом отношении большинство летописей (57) относится к 1865–1869 гг., начальному этапу введения этих источников (к 1865 г. – 1, 1867 – 11, 1868 – 23, 1869 г. – 3). Хронологическое распределение остальных летописей: 1870 г.– 1, 1873 – 2, 1877 – 1, 1878 – 1, 1882 – 1, 1883 – 3, 1890 – 2, 1895 – 3, 1897 – 1, 1902 – 1, 1908 – 1, 1912 – 1, 1914 г. – 1. Из указанной совокупности источников три относятся к сельским приходам Тотемского уезда: Успенскому Толшемскому, Троицкому Новокуножскому и Николаевскому Тафтенскому . Они проанализированы и опубликованы в виде статей и разделов в монографиях Д. А. Пшеницына. В заголовке летописи Троицкой Новокуножской церкви упомянут консисторский указ (правильнее – «циркулярное предписание») от 6 ноября 1867 г. о ведении погодных записей. Сама же летопись, начатая в 1868 г. местным священником В. С. Полиевктовым, а в 1878 г. продолженная его преемником В. Царевским, доведена до 1881 г. Намного шире хронология летописи Николаевской Тафтенской церкви, которую в течение 55 лет, с 1868 по 1924 г., вели несколько сменявших друг друга священников . Летопись Спасо-Преображенской Сеньговской церкви в Лежском Волоке велась несколькими батюшками с 1868 по 1916 г. В течение 45 лет, с 1868 по 1913 г., составлялась летопись Дмитриевско-Николаевской церкви Вельского уезда . Подписи пяти человек – двух священников, диакона, пономаря и благочинного – завершали в ней комплекс записей за каждый год. Четверть века (с 1878 по 1902 г.) один настоятель – П. А. Соколов – вел летопись в своей Успенской Тошменской церкви . Каждая годовая запись в ней завершалась подписью его и диакона, а с 1892 г. еще и псаломщика.

http://sedmitza.ru/lib/text/9975744/

Итак, Господи, благослови! ДЕРЕВНЯ Мой отец, Афанасий Иванович Федченков, родился крепостным. Его отец Иван Ильин и мать Наталья принадлежали помещикам Вельского уезда Смоленской губернии Баратынским. Иван Ильич был плотником и столяром на дворне. Так назывались крепостные крестьяне, служившие в помещичьем хозяйстве, или, как говорили, имении, в отличие от крестьян земледельцев, живших в деревне (или в селе, если там был храм). К дворне относились управляющий барским поместьем, или иногда бурмистр; чином ниже - конторщик, заведовавший письмоводством; приказчик, исполнявший приказания управляющего по сношению с народом; после, в мое время, называли его " объездчик " , потому что его всегда можно было видеть верхом на лошади с кнутом, или приглашающего крестьян на полевые работы, или наблюдающего за исполнением их. Я помню такого объездчика - Тимофея Ивановича и его жену, всегда розовую женщину. Ее именем никто не интересовался, довольно было, что она " жена Тимофея Ивановича " . Не знали и фамилии их. Зачем это знать о " маленьких " людях? От многолетней езды у него и ноги выгнулись колесом, нос был всегда красноватым: вероятно, укромно выпивал, но это никого не касалось. Потом шли; ключник, владевший ключами от амбаров с хлебом; садовник, выращивавший господам (а иногда - еще раньше - и управляющем) ранние огурцы, дыни, ухаживавший за стеклянной оранжереей при барском доме, с персиками и разными цветами. Повар на барской кухне. Лакей в барском доме, экономка, горничная, которых мы мало и видали, как и вообще господ; кузнец, плотник, кучера - один или два специально для барской конюшни, он же почтарь, а третий - для управляющего и общей конюшни. Собачник, ухаживающий за целым особняком с гончими собаками для барских охот. При мне был кривой на один глаз Иван Родионыч, старый вдовец. Потом пчеловод, помню иконописного бородатого старца удивительной кротости: его можно было видеть лишь на огороде под горой, где был и чистенький пчельник; там он и жил, как настоящий отшельник, зимой переходил в подвальную комнату под " Тимофеем Ивановичем " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Наташа: В 1998 году мы поехали на Соловки, жили там какое-то время, я писала этюды. И так вышло, что у нас недостало денег на обратную дорогу. Первая мысль, которая пришла, — смастерить сувениры. Сделали лоток из моего холста, сделали сувениры, положили в лоток и пошли по острову. И — заработали на дорогу обратно и еще на следующую поездку. Так и поняли, что можно помогать себе, делая что-то руками. На Поморском мастеровом сходе в музее Малые Корелы      Оборачиваются, потому что завидуют Мы ужинаем за круглым столом, придвинутым к подоконнику. «Мам, дай соль!» — «Сходи на кухню, возьми». Саша, сидящий у окна, встает и ловко, наступая босыми ногами то на спинки стульев, то на полку рядом, пролезает практически через наши головы и с грохотом спрыгивает на середину комнаты. Я задумываюсь о соседях снизу и машинально подстраховываю, чтобы прыжок не пришелся на сидящего на полу Федю. Но мама спокойна… Чуть позже начинает капризничать трехлетняя Маша. «Она спать хочет, — говорит Андрей. — Ну, иди сюда, покачаю». Маша блаженно залезает на колени к папе, тот начинает ее баюкать. «Она не спала днем, пусть поспит», — объясняет он мне. «И что, она прямо так уснет?» — «Конечно». Минут через пять Маша уже сладко посапывает, а папа, разговаривая, продолжает машинально ее качать… — Вы изначально представляли, что у вас будет многодетная семья? Наташа: Я всегда думала, что у меня будет как минимум трое. Но мы не многодетная семья, мы — нормальная семья! Андрей: А я просто не думал об этом. Наташа: Андрей же мировые проблемы решает, а я семейные. Помню, он говорил недавно: «Я хочу вывести Вельск на мировой уровень!» Так что ему не до «мелочей» (смеется). А если серьезно, Андрей всегда был просто идеальным отцом, но с четвертым ребенком он начал задумываться о семейных проблемах и о воспитании детей — тоже «в мировых масштабах». Теперь у него новый проект: «Во что играют наши дети», посвященный современной и традиционной игрушке. Говорят, мать начинает ощущать истинные радости материнства лишь с четвертым ребенком, но и отец, видимо, тоже.

http://pravoslavie.ru/74321.html

Наташа: А я — дипломированный специалист по бересте и другим промыслам, училась в Архангельске в специализированном колледже. Но сейчас очень редко берусь за бересту, больше занимаюсь рукоделиями, лоскутным шитьем, просто шью. И рисую: мое второе образование художественное. Все дети тоже рисуют, так что у нас нередки семейные пленэры. — Андрей, вы с самого детства этим занимались… не надоедало? В подростковом возрасте не было отторжения? Андрей: В «Берендее» и подросткам было интересно: у нас проводились вечоры — играли на гармошке, танцевали, водили кадрили, играли в народные игры. Мы так с Наташей и познакомились: она в Вельск приезжала на практику, когда училась в училище, и тоже ходила в «Берендей». — Почему вы заметили Наташу, чем она выделялась среди остальных девушек? Андрей: Всем. Самая веселая, жизнерадостная, всегда что-то придумывает, не боится реализовывать. Других таких просто не было… Наташа: Андрей был в компании самым младшим. Я к нему как к поклоннику даже и не относилась, мы просто дружили, с ним было легко и хорошо. Но как-то я уезжала домой, а он мне написал письмо в поезд. Он утверждает, что ничего «такого» не имел в виду (смеется), но письмо было сугубо любовное. И я впервые задумалась, что, может быть, со мной рядом есть человек, который мне очень близок. Написала ответ, завязалась переписка: мы ведь жили в разных городах. А потом поехали вместе в Петербург поступать, я — на художественный факультет педагогического университета, он — в технический университет. — То есть береста осталась любимым хобби? Андрей: Пока так, да. Хотя во время учебы два года работал преподавателем в подростковом клубе. Да и потом, когда у нас стали дети появляться, мы несколько раз пытались полностью перейти на ремесло. Я даже написал бизнес-план. Пока был один ребенок, это казалось реальным. Но чтобы оплачивать ипотеку и еще жить с четырьмя детьми, очень много пришлось бы мастерить, а дети не дают много работать дома. Поэтому основную специальность — управление IT-npoekmaмu, я не бросал. Благодаря ей расплатились по ипотеке. Но береста семье помогает: каждое лето мы участвуем в ярмарках на Русском Севере, даем мастер-классы, общаемся с мастерами, продаем свои изделия.

http://pravoslavie.ru/74321.html

Антоний (Блум) 30.11.1947 хирот. во еп. Сергиевского, вик. экзарха Московского Патриархата в Западной Европе; с 10.10.1962 архиеп. Сурожский; с 27.01.1966 в сане митрополита и экзарх Западной Европы; с 5.04.1974 освобожден от обязанностей Экзарха Западной Европы, с оставлением митр. Сурожским. Антоний (Быстров) с 17.01.1910 еп. Вельский, вик. Вологодской епархии; с 1921 г. еп., затем архиеп., Архангельский; † 16.07.1932 в тюрьме. Антоний (Вакарик) 12.02.1965 хирот. во еп. Смоленского и Дорогобужского; с 7.10.1967 еп. Симферопольский и Крымский; с 31.05.1973 еп. Черниговский и Нежинский; с 6.09.1974 в сане архиепископа; с 25.02.1992 в сане митрополита. Антоний (Варжанский) 25.08.1963 хирот. во еп. Виленского и Литовского; с 25.08.1963 в сане архиепископа; † 27.05.1971. Антоний (Демянский) в 1921 г. хирот. во еп. Тихвинского, вик. Новгородской епархии; с 1927 г. сведения отсутствуют. Антоний (Завгородний) 25.06.1975 хирот. во еп. Ставропольского и Бакинского; с 9.09.1987 в сане архиепископа; † 4.12.1989. Антоний (Кротевич) 14.08.1944 хирот. во еп. Житомирского и Овручского; с 1946 г. еп. Костромской и Галичский; с 25.02.1952 в сане архиепископа; с 16.11.1953 на покое; с 9.02.1954 архиеп. Тульский и Белевский; с 16.03.1961 митр. Минский и Белорусский; с 5.07.1961 на покое; с 12.01.1962 митр. Орловский и Брянский; с 28.05.1963 на покое; с 30.03.1964 митр. Ивановский и Кинешемский; с 27.01.1966 митр. Тульский и Белевский; с 7.07.1966 на покое; с 28.11.1968 митр. Тамбовский и Мичуринский; с 8.07.1970 на покое; † 21.11.1973. Антоний (Марценко) в 1925 г. хирот. во еп. Камень-Каширского; с 1935 г. еп. Гродненский; с 1937 г. на покое; 1941–1944 еп. Херсонский и Одесский; с 1946 г. после покаяния архиеп. Орловский и Брянский; в том же году архиеп. Тульский и Белевский; с 1.04.1952 епархией не управ.; † 1952. Антоний (Масендич) 19.03.1994 хирот. во еп. Барнаульского и Алтайского. Антоний (Мельников) 31.05.1964 хирот. во еп. Белгород-Днестровского, вик. Одесской епархии; с 25.05.1965 еп.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Николай (Караулов) 8.10.1923 хирот. во еп. Вельского, вик. Вологодской епархии; в 1927 г. на покое; † 17.04.1932. Николай (Кенарский) в 1919 г. хирот. во еп. Лукояновского, вик. Нижегородской епархии; † осенью 1920 г. Николай (Клементьев) 23.06.1924 хирот. во еп. Сестрорецкого, вик. Ленинградской епархии; с 1925 г. епархией не управ.; с 11.08.1933 еп. Великоустюжский; с 9.07.1934 в сане архиепископа; с 1936 г. в заключении. Николай (Коноплев) в 1918 г. хирот. во еп. Петровского, вик. Саратовской епархии; с 1922 г. на покое; с кон. 1924 г. перешел в старообрядчество. Николай (Кутепов) 10.09.1961 хирот. во еп. Мукачевского и Ужгородского; с 9.10.1963 еп. Омский и Тюменский; с 16.12.1969 еп. Ростовский и Новочеркасский; с 1.12.1970 еп. Владимирский и Суздальский; с 9.09.1972 в сане архиепископа; с 17.04.1975 архиеп. Калужский и Боровский; с 11.06.1977 архиеп. Горьковский и Арзамасский (с 2.10.1990 Нижегородский и Арзамасский); с 25.02.1991 в сане митрополита. Николай (Лейсман) в 1920 г. хирот. во еп. Печерского, вик. Эстонской епархии; с 1933 г. в сане архиепископа; с 1940 г. на покое; † 1947. Николай (Логвинов) 17.06.1929 хирот. во еп. (кафедра неизвестна); дальнейших сведений нет. Николай (Могилевский) 26.10.1919 хирот. во еп. Стародубского, вик. Черниговской епархии; с 1920 г. еп. Сосницкий, вик. Черниговской епархии; с 6.08.1923 еп. Каширский, вик. Тульской епархии; с 19.10.1923 управ. Тульской епархией; с 8.05.1925 в заключении; с 16.09.1927 еп. Орловский; с апр. 1931 в заключении; с 1941 г. в сане архиепископа; с 5.06.1945 архиеп. Алмаатинский и Казахстанский; с февр. 1955 г. в сане митрополита; † 25.10.1955. Николай (Муравьев-Уральский) 29.03.1931 хирот. во еп. Кимрского, вик. Тверской епархии; в тот же день арестован; с 10.06.1932 еп. Рыбинский; с 12.05.1933 еп. Муромский, вскоре арестован; с 3.05.1934 на покое; † 30.03.1961. Николай (Никольский) 26.09.1921 хирот. во еп. Елецкого; в 1927 г. в заключении; с сент. 1927 еп. Вязниковский, вик. Владимирской епархии; с 1927 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010