Начали весной, потом летом корили и осенью тоже. Словно пропитались запахом дерева, смолы. И очень сблизились. - О ком ещё не упомянула? - задумывается Валентина Васильевна. - Геннадий Иванович Горислов, в прошлом врач. Виктор Иванович Макаренко, бывший военный, подполковник из авиации. В храме он сейчас несёт послушание казначея и чтеца. Приходит на службу в семь утра, а потом едет на работу в Мурманск. Однажды удивил. У нас в трапезной пианино стоит, а он вдруг сел и начал играть... Всех мне не перечислить. Североморск сейчас - центр новой епархии. Епископом у нас Митрофан (Баданин), в прошлом военный моряк. Вы, наверное, слышали. Он известен своими книгами. - Да, читал. Несколько книг он прислал в нашу редакцию ещё в бытность иеромонахом. - В епархии у нас сейчас двадцать приходов, разбросаны по всему Кольскому полуострову. Растём потихоньку. Бендеры Слушая Валентину Васильевну, не могу отделаться от ощущения, что от Вельска до Кольского залива рукой подать. На самом деле расстояние, как от Москвы до Берлина. Среди родственников, оказавшихся неподалёку, в Заполярье, особенно близка была Валентине Васильевне сестра отца - тётя Лена, Елена Александровна Левицкая: - Она была когда-то неграмотной, но когда сын пошёл в школу, попросила: «Научи меня читать и писать». Так вместе и учились, и потом читала молитвы, записанные на бумажке, и писала мне письма из Бендер. О своём супружестве говорила: «Сорок лет прожила, как маков цвет процвела». Её муж, Виктор Иванович, служил на Северном флоте, добродушный человек, похожий на артиста Кузнецова. Бывало, выпивал, но вёл себя мирно. Тётя Лена его пилила, а он только-то и отвечал: «Что ты, мама?» Она потом улыбалась, вспоминая. В Бендерах оказались на старости лет, не ведая, чем это обернётся, - там был целый кооперативный дом, заселённый северянами. Тётя Лена писала: «Наконец-то мы нагрелись на солнышке». А потом началось... Она рассказывала про очереди за хлебом, как везли мимо машины с убитыми, как прятались в подвале от обстрелов, а соседке осколок залетел в комнату, его нашли потом в шкафу. Мы как-то сходили на кладбище, там захоронения, на памятниках снимки - молодые ребята. Ещё запомнились рубли Приднестровской Республики с изображением Суворова.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Образовать в административных границах Вельского, Верхнетоемского, Вилегодского, Коношского, Котласского, Красноборского, Ленского, Няндомского, Устьянского и Шенкурского районов Архангельской области, — Котласскую епархию, выделив ее из состава Архангельской епархии. 2. Епархиальному архиерею Котласской епархии иметь титул «Котласский и Вельский». 3. Временное управление Котласской епархией поручить Преосвященному Архангельскому и Холмогорскому Даниилу. 4. Образовать в административных границах Ненецкого автономного округа, Лешуконского и Мезенского районов Архангельской области, архипелагов Новая Земля и Земля Франца-Иосифа, — Нарьян-Марскую епархию, выделив ее из состава Архангельской епархии. 5. Епархиальному архиерею Нарьян-Марской епархии иметь титул «Нарьян-Марский и Мезенский». 6. Епископом Нарьян-Марским и Мезенским избрать иеромонаха Иакова (Тисленко), насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Место наречения и хиротонии иеромонаха Иакова (Тисленко) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ. 7. Образовать в пределах Архангельской области Архангельскую митрополию, включающую в себя Архангельскую, Котласскую и Нарьян-Марскую епархии. 8. Главой Архангельской митрополии назначить Преосвященного Архангельского и Холмогорского Даниила.   ЖУРНАЛ 151 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона с предложением об образовании новых епархий в Республике Башкортостан. Справка: Архиепископ Никон обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с рапортом, в котором, в частности, сказано: «В связи с увеличившимся объемом епархиальной нагрузки, что требует в современное время от епископа усиленного развития миссионерской, благотворительной, молодежной, катехизаторской, просветительской, педагогической работы и другого служения в благочиниях и приходах, более частого общения с мирянами и клиром, а также повышенного внимания и контроля со стороны правящего архиерея, прошу образовать две новых епархии, выделив их из состава Уфимской епархии».

http://patriarchia.ru/db/text/1909396.ht...

Однако если сам рассказ Курбского представляется вполне достоверным, то его утверждение о том, что именно произошедший инцидент послужил причиной казни боярина, вызывает сомнения. Ведь убитый одновременно с ним князь Юрий Иванович Кашин не имел к этому инциденту никакого отношения. В этой связи обращает на себя внимание, что оба боярина дважды вместе выступали поручителями по опальным — сначала по Ивану Дмитриевичу Вельскому, потом — по Александру Ивановичу Воротынскому. Таким образом, у царя были основания видеть в них главных предводителей недовольных в рядах Боярской думы. Инцидент на пиру мог послужить последним толчком для расправы. Казнь двух бояр стала грубым нарушением всех традиционных норм отношений между царем и его советниками. Однако, судя по всему, убийства оказались тайными, и возложить прямую ответственность за них на царя было невозможно. Не случайно в своем ответе Курбскому царь отрицал всякую к ним причастность: «Кровию же никакою праги церковные не обагряем» (хотя имена обоих бояр вошли в так называемый «Синодик опальных»— список казненных царем людей, составленный в конце его правления). Однако еще одно убийство, причастность к которому царя была более чем очевидной, привело к его конфликту со знатью. Поводом для убийства послужила ссора двух царских приближенных, князя Дмитрия Ивановича Овчины-Оболенского и Федора Алексеевича Басманова. Это были молодые аристократы, успешно начинавшие свою карьеру: в разряде Полоцкого похода 1563 года они упоминаются в числе молодых дворян, которые должны были «за государем ездити». Хотя служба Федора Басманова и началась с участия в Полоцком походе, уже в то время царь особо выделял его из своего окружения. Он был послан известить о взятии Полоцка тетку царя Евфросинию Старицкую (с аналогичным поручением к брату царя Юрию в Москву был послан сам царский шурин, князь Михаил Темрюкович). Федор был сыном боярина Алексея Даниловича Басманова, в то время одного из ближайших советников царя, но его возвышение объяснялось, очевидно, интимной связью с Иваном IV. Указания на эту связь встречаются в ряде записок иностранцев, а прямой намек на нее виден в выпаде Курбского против советников, губящих тело и душу государя, «иже детьми своими паче Кроновых жрецов действуют».

http://sedmitza.ru/lib/text/438938/

От верховья реки Колпи новгородская граница, разделяя Новгородскую волость от Белозерской, поднималась вверх по верховьям рек: Суды, Киамы, Вытегры, Кемы, до озера Лача; принадлежащее Новгороду пространство на северо-западе от этой границы, начиная от самого Новгорода по обеим сторонам Онежского озера и кончаясь на восток рекою Онегою, на запад Ладожским озером и выше его рядом озер (Кучозеро, Линдозеро, Кумчезеро, Сегозеро, Шуезеро), а на севере морем, называлось Обонежьем. Природные жители этого пространства были Корела, в отличие от западной называемой Обонежскою, и Чудь, а далее на север Лопь или Лопари. Новгородские колонии располагались по рекам, впадающим в озера – на волок между двумя большими озерами: Ладожским и Онежским, по рекам: Паше, Ойяти, Свири, Олонце; на другой стороне Онежского озера по Вытегре, Водле, Онеге. На Водле существовала уже в XV веке Пудога – нынешний Пудож, а на Онеге при озере Лаче пригород Каргополь. За рекою Онегою на восток до Мезени простиралось Заволочье. Южная граница его шла от озера Лача до верховья реки Вели и Пежмы, впадающих в Вагу; новгородские поселения располагались по этим рекам, а также и по их притокам Подвиге или Подюге и Шоноше; по Ваге поселения существовали от ее устья до верховьев (в числе их Шенкурск, Вельск, Терминск, Паденгский погост), а с верховьев Ваги было сообщение с Сухоною (может быть посредством реки Вожболя) и с Вологдою. Пригород Вологда был конечным новгородским поселением важской линии, которая ниспускалась к югу узкою полосою, быв окружена в конце с обоих сторон чужими владениями. Новгородские поселения существовали по обеим сторонам правобережных важских притоков: Колуя, Терминги и Кокшенги. Погосты и деревни этих рек тянули к пригороду Емцу, находившемуся при устье реки Емцы, впадающей в Двину. По Емце и по притоку ее Мехренге были новгородские погосты и деревни. Они были также на Кодиме, впадающей в Двину и, вероятно, на других притоках с левой же стороны Двины, образующих волоки с притоками Ваги.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

21 февраля 1928 г. по делу Братства преподобного Серафима Саровского , объединенному с делом молодежного кружка под названием «Космическая Академия Наук» (КАН), Андреевский был арестован, а 8 октября того же года Коллегией ОГПУ осужден на пять лет концлагеря и направлен на Соловки; другие члены братства и КАН также получили свои сроки. С. А. Аскольдов был осужден на три года высылки, Д. С. Лихачев – на пять лет концлагеря и отправился вместе с Андреевским на Соловки. На допросах, как свидетельствуют материалы архивного следственного дела, Иван Михайлович вел себя твердо, отрицая практически все обвинения и не выдав членов своего «воскресного» кружка (небольшую группу молодежи, продолжавшей ходить к нему вне деятельности Братства преподобного Серафима Саровского ). Через две недели после вынесения приговора с этапом его отправили в Кемь 161 . Соловецкий период заключения описан И. М. Андреевским главным образом в публикуемых в настоящем издании очерках. Отдельные штрихи и эпизоды, относящиеся к этому периоду, нашли отражение и в ряде других его работ 162 , сведения о его пребывании в Соловецком лагере содержатся также в воспоминаниях Д. С. Лихачева и Η. П. Анциферова 163 . Значительную часть воспоминаний И. М. Андреевского о лагерном периоде составляют его зарисовки о церковной (тайной для властей) жизни на Соловках и воспоминания о ярких деятелях церковного движения «непоминающих», с которыми он был близок, – священноисповеднике епископе Викторе (Островидове), епископах Иларионе (Вельском), Нектарии (Трезвинском), епископе «иосифлянского» посвящения Максиме (Жижиленко), протоиерее Николае Пискановском и других. Выжить в условиях лагеря Ивану Михайловичу помогла врачебная квалификация, в особенности врача-психиатра. Он работал в лагерных лазаретах, участвовал в лагерных психиатрических экспертизах, в том числе в отношении сотрудников и начальников лагеря, накопил в этом отношении солидный научный материал, который опубликовал в эмиграции 164 . В течение девяти месяцев заключения в «Крестах», двух с половиной лет пребывания в Соловецком концлагере, затем опять пребывания в течение года в ДПЗ в Ленинграде, куда его привозили с Соловков для допросов по «Академическому делу», ему пришлось многое перенести от советской карательной системы. «Меня много мучили и пытали... Я сам когда-то «стоял» 36 часов... – говорил он в тюрьме заключенному профессору, к которому применили пытку «стоянием». – Я пережил очень много, но самое тяжелое – это инсценировка расстрела, затем 6-месячное пребывание в темном карцере. Вы спрашиваете, какие у них методы «воздействия»? Прямо скажу – жуткие и ужасные, иногда совершенно невыносимые... У меня теперь не поворачивается язык обвинять тех, кто выдал своими показаниями друзей, кто даже клеветал на них» 165 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А ведь мусорная реформа и полноценная многопроцентная переработка отходов – это для нас единственный способ спасти Север. Если просто отменить проект «Шиес», то же самое будет где-нибудь в соседнем районе, в соседней области. Глава района говорит, что мы не можем портить отношения с губернатором. Он уверяет, что мы, вилежане, будем пить чистую воду, потому что нас отделяют от Шиеса два водораздела. Меня это оскорбляет. Власти должны думать обо всех районах области. А то получается, как многодетный отец, который одного ребенка покормил перед сном, а другого отправил спать голодным. Однажды, 25 июня, меня пригласили на собрание муниципальных депутатов и руководителей муниципальных образований района. Я заготовила хорошую, конструктивную, логически выстроенную речь. Но когда я вышла на трибуну, эмоции настолько переполняли, что задала я только один вопрос: кто из вас за год съездил на Шиес и посмотрел хотя бы на объем незаконной вырубки леса. Естественно, на меня набросились, ведь такие вопросы недопустимы на подобных мероприятиях. На меня кричали, меня перебивали, некоторые вышли из зала. Но они должны были это услышать. Я, понимая, что больше им никто этого не скажет, стала просто перечислять пункты унижения, которое переживают жители области. Рассказала про подставные общественные слушания в Урдоме, про отмену остановки поезда на станции Шиес, про отписки на письменные обращения из контролирующих органов. Многие депутаты считали, что я преувеличиваю. Что нельзя называть происходящее гражданской войной. Они ж не знают ситуации изнутри. Официальные СМИ про Шиес не пишут, администрация губернатора проводит свою агитацию. Поэтому многие воспринимают активистов как хулиганов каких-то. Узнать правду можно, только имея желание. Нужно приехать, пообщаться. Как сделали депутаты города Котласа, которые сами поехали на Шиес и сами составили свое мнение. У меня как у православного человека большую сердечную боль вызывает позиция Церкви. Официального обращения ни от нашего митрополита Архангельского и Холмогорского, ни от епископа Котласского и Вельского по поводу мусорной стройки не было. Но священники с амвонов храмов говорят, что идти против власти – грех, что не должно православному христианину участвовать в митингах, что дело христианина – это молитва.

http://pravmir.ru/my-uzhe-god-zdes-stoim...

2. Енотаевский 3. Красноярский 4. Царевский 5. Черноярский 6. Калмыцкая степь 7. Внутренняя Киргизская Орда 3. Бессарабская губерния 1.Кишиневский 2. Аккерманский 3. Бендерский 4. Белецкий 5. Измаильский 6. Оргеевский 7. Сорокский 8. Хотинский 4. Виленская губерния 1. Виленский 2. Вилейский 3. Дисненский 4. Лидский 5. Ошмянский 6. Свенцянский 7. Трокский 5. Витебская губерния 1.Витебский 2. Велижский 3. Городокский 4. Двинский 115,00 5. Дриссенский 6. Лепельский 7. Люцинский 8. Невельский 9. Полоцкий 10. Режицкий 679,17 11. Себежский 6. Владимирская губерния 1.Владимиский 2. Александровский 3. Вязниковский 4. Гороховецкий 5. Ковровский 6. Меленковский 7. Муромский 8. Переславский 9.Покровский 10. Судогорский 11. Суздальский 12. Шуйский 13. Юрьевский 7. Вологодская губерния 1. Вологдский 2. Вельский 3. Грязовецкий 4. Кадниковский 5. Никольский 6. Сольвычегодский 7. Тотемский 8. Усть-Сысольский 9. Устюжский 10. Яренский 8. Волынская губерния 1. Житомирский 2. Владимир-Волынский 3. Дубенский 4. Заславский 5. Ковельский 6. Кременецкий 7. Луцкий 8. Новгород-Волынский 9. Овручский 10. Острожский 11. Ровенский 12. Староконстантиновский 9. Воронежская губерния 1. Воронежский 2. Бирюченский 3. Бобровский 4. Богучарский 5. Валуйский 6. Задонский 7. Землянский 8. Коротоякский 9. Нижнедевицкий 10. Новохоперский 10. Острожский 11. Павловский 10.Вятская губерния 1.Вятский 2. Глазовский 3. Елабужский 4. Котельнический 5. Малмыжский 6. Нолинский 7. Орловский 8. Сарапульский 9. Слободской 10. Уржумский 11 Яранский 11. Гродненская губерния 1. Гродненский 2. Брестский 3. Белостокский 4. Бельский 5. Волковыский 6. Кобринский 7. Пружанский 8. Слонимский 9. Соколкский 12. Область Войска Донского 129957 1. Черкасский 2. Донецкий 3. Первый Донской 4. Второй Донской 5. Ростовский 6. Сальский 7. Таганрогский 8. Усть-Медведицкий 9. Хоперский 13. Екатеринославская губерния 1. Екатеринославский 2. Александровский 3. Бахмутский 4. Верхнеднепровский 5. Мариупольский 6. Новомосковский 7. Павлоградский

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rasprede...

Много позже, оформляя номера и программы в цирке, я часто вспоминал моих скачков. Они спокойно могли бы работать на арене фокусниками, силовыми акробатами, прыгунами, эквилибристами, ходили бы по канату. Такие подвиги им были бы нипочём. Тогда в пассажирских вагонах деревянные стенки купе доходили только до третьих полок, а верхнее пространство между ними разделяла металлическая труба. Я, будучи подворышем, по третьим полкам проникал в нужное купе, пролезая спокойно между трубой и полкой, и спихивал чемодан с полки вниз. Его ловил проходящий скачок, причём ловил в обхват, без звука и исчезал с ним из вагона. Второй, проходящий мимо, забирал меня на свои плечи, превращая в «кран». В другом купе на плечах нижнего «силового акробата» я двумя руками сдвигал баул тоже с третьей полки и отправлял вниз. Вернувшийся скачок на лету подхватывал его и уносил в противоположном направлении. Всё это происходило неимоверно быстро. Без специальной подготовки такие трюки сделать было невозможно. Как и цирковое дело, эти воровские приёмы требовали длительных тренировок и колоссальной сосредоточенности. Со стороны, ежели оценивать специальность маршруточников, то, пожалуй, она может показаться даже романтической, но меня такая романтика никак не привлекала. Да ещё Антип стал приставать ко мне со всякими непотребными нежностями, и перед Кировом я растворился в пространстве. То есть исчез с глаз долой, оборвался: был я — и нет меня. Недаром имел кликуху Тень. Хватит, и так они пасли меня три месяца. В Кирове сдался государству и был отправлен в местный детприёмник. На север Про кировский ДП, пожалуй, сказать особенного ничего не смогу. Ни хорошего, ни плохого. Да и в памяти моей осталось от него что-то серое. Под конец пребывания, то есть к следующему лету, подружился я там с пацанчонком из Архангельской области по кличке Буба. С ним-то и бежал. Кликуху такую пацан заработал тем, что учил уроки вслух — бубнил. Предки его были лесосплавщиками. Почему их выселили первоначально в Сибирь, а затем на Урал, Буба не мог сказать. Отец его погиб в штрафбате под Курском. Матери с двумя малолетками позволили вернуться на родину, а Бубу по непонятным причинам сдали коптеть в кировский детприёмник. С тех пор он спал и видел свою Архангелогородчину. Он-то и уговорил меня драпануть с ним на север, в Устьянский край, к лесорубам, а уже оттуда, через Вельск — Вологду, дунуть на Питер.

http://azbyka.ru/fiction/kreshhyonnye-kr...

Арестован в 1879 г. после убийства Рейнштейна. 19 июня 1879 г. выслан под гласный надзор в Вологодскую губернию. С 26 июня 1879 г. водворен в Вельск. На 1898 г. управляющий Государственными Имуществами Вологодской губернии и член Вологодского епархиального училищного совета. (А.А. Шилов, М.Г. Карнаухова. Деятели революционного движения в России. Био-библиографический словарь. Т.2. Вып. 2. М., 1930. С. 831; Памятная книжка и адрес-календарь Вологодской губернии на 1899-1900. Вологда, 1899; Парахуда В.А., Панов В.А. Ораниенбаумский некрополь: Опыт исторической реконструкции//Невский архив. Вып. VII. СПб., 2006. С. 349–392). Аполлинария Яковлевна Юшина (ок. 1856 г. - по мужу Елоховская), дочь вологодского купца, сестра Анны и Марии Юшиных. Родилась в Вологде, окончила Вологодскую гимназию, поступила на Высшие женские курсы в Петербурге. Арестована 15 декабря 1876 г. при приезде из Петербурга в Москву. У нее обнаружены фотографии земляков М. Глубоковского и В. Дьякова, а также переписка с М. Глубоковским, показывавшая, что оба они близки к революционной пропаганде. Летом 1878 г. выехала в Вологду, где вела переписку с состоявшим под надзором А. Люцерновым. С сентября 1878 г. жила в Петербурге, занимаясь на Высших женских курсах. В апреле 1879 г. выслана под гласный надзор полиции в Олонецкую губернию. В апреле 1880 г. по ходатайству отца переведена в Вологду. Временно жила с А. Люцерновым в Никольске (А.А. Шилов, М.Г. Карнаухова. Деятели революционного движения в России. Био-библиографический словарь. Т.2. Вып. 4. М., 1932. С. 2126-2128). Времена меняются и меняются люди (лат.) Бурсой называли епархиальное общежитие для учащихся духовного училища или семинарии. Таким образом настоящий бурсак – учащийся духовного учебного заведения, находящийся на казенном содержании и проживающий в епархиальном общежитии. Вальский Николай окончил ВДС в 1881 г. Василий Иванович Покровский (умер в 1917 г.) окончил Тверскую духовную семинарию, Санкт-Петербургскую духовную академию (1878), с октября 1878 г.

http://bogoslov.ru/article/6174500

Иногда в рекламных роликах видишь такие «экологичные» образы: льняные покрывала, деревянные полы, пухлые дети с голенькими пяточками… По сравнению с волоокими дивами — глаз отдыхает и радуется картине здоровья и красоты, обычно подающейся под девизом «в гармонии с природой». Примерно то же ощущаешь, глядя на семью Полежаевых: черноусый папа в косоворотке, простоволосая девочка с тряпичной куклой, румяные малыши с берестяными игрушками, длиннокосая улыбающаяся мама… В гармонии с природой, в гармонии с собой, в гармонии с окружающей действительностью.., представленной тесной однокомнатной «хрущевкой» в одном из «спальных» районов Петербурга. Семья Полежаевых: Андрей, Наталья; дети: Екатерина (9 лет), Александр (6 лет), Мария (3 года), Фёдор (1 год)    С героем нашего октябрьского номера Андреем Полежаевым мы хотим познакомить читателей на выставке " Православная Русь " - в субботу 11 октября в 12.00 . в конференц-зале 4-го павильона он проведет мастер-класс по берестяной игрушке ! Приходите знакомиться с мастером и делать свои шаркунки и другие интересные берестяные поделки так, как их делали на Севере сотни лет назад. Всё сделанное можно будет забрать с собой. Лубяная радость Полки, полочки, ящички… всё в квартире заставлено берестяными туесками, лубяными кузовками, плетеными шкатулочками... Прежде чем прийти в эту семью, я изучила четыре сайта, созданных главой семьи Андреем Полежаевым — умельцем, приехавшем в Петербург из города Вельска Архангельской области и не забывшем того, чему его научили в детстве. Короба, лапти, шаркунки (берестяные погремушки)… трудно представить, что всё это Андрей успевает делать (а Наташа расписывать) в свободное от основной работы и воспитания четырех детей время. — Андрей, Наташа, откуда у вас такое негородское увлечение? Это передается из поколения в поколение? Андрей: Можно сказать и так. Наш учитель труда — Сергей Юрьевич Богатырёв — был настоящий мастер. Он и учил местным промыслам: мы корзины плели, птиц щепных делали, кузовки берестяные… Еще я ходил в клуб народных промыслов «Берендей», где тоже учили разным крестьянским ремеслам: делать изделия из бересты, из ивы, из корней сосны. Это мужчин, мальчиков. А девушки и женщины вязали и шили, по праздникам пели, плясали. Все вместе ездили по близлежащим районам и городам на фестивали и ярмарки. Нам было очень интересно: мы могли сделать что-то своими руками и заработать своим трудом копеечку. Были у нас и походы: за берестой, за корнем в лес.

http://pravoslavie.ru/74321.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010