38-й том также содержит статьи о таких выдающихся личностях, как академик Игнатий Юлианович Крачковский (1883-1951), один из создателей отечественной школы арабистики, основоположник изучения арабо-христианской литературы в России, и Николай Фомич Красносельцев (1845-1898), видный русский литургист, историк Церкви и археограф. Обширный материал нового тома посвящен Томасу Кранмеру (1489-1556), архиепископу Кентерберийскому, лидеру реформации в Англии в XVI в. и жертве католической реакции при Марии Кровавой. Тему английского протестантизма продолжает статья «Королевская книга», рассказывающая о катехизисе Церкви Англии, составленном в 1543 г. Читатель также может ознакомиться со статьями, посвященным таким деятелям, как священник Владимир Красницкий (1881-1936), один из лидеров обновленчества, и Петр Красиков (1870-1939), деятель большевизма, с чьим именем связаны гонения на Церковь и пропаганда атеизма в Советском Союзе в послереволюционные годы. Ряд статей 38-го тома посвящен истории, современному состоянию и святыням епархий Русской и других Православных Церквей. Прежде всего, обращает на себя внимание обширный материал, посвященный Костромской и Галичской епархии , основанной в 1744 г. (тему продолжает статья «Костромская область»). Статья «Корсунская епархия» повествует о епархии Московского Патриархата, образованной на территории Франции, Италии и Испании в 1960 г. Том также содержит описания Красноярской и Ачинской епархии (основана в 1861 г.) и Красноярской митрополии , Костанайской и Рудненской епархии (основана в 2010 г.) Казахстанского митрополичьего округа , Краснослободской и Темниковской епархии (основана в 2011 г.) Мордовской митрополии , Костомукшской и Кемской епархии (основана в 2013 г.) Карельской митрополии и Котласской и Вельской епархии (основана в 2011 г.) Архангельской митрополии . Ряд статей рассказывает о епархиях Украинской Православной Церкви : Кременчугской (основана в 2007 г.) и Криворожско-Никольской (основана в 1996 г.). Кроме того, том содержит публикации о Краковской, Лемковской и Львовской епархии Польской Православной Церкви , существовавшей в 1940-1946 гг., а также Кременецкой епархии и Кременецком викариатстве, деятельность которых протекала в 1-й половине ХХ в. В томе также присутствуют статьи о Корчинской митрополии Албанской Православной Церкви , Косской и Нисиросской митрополии Константинопольского Патриархата . |
В 1913 году епископом Антонием был освящен новый Преображенский собор в городе Вельске, что стало знаменательным событием для всех его жителей. Старый собор, построенный в 1742 году, давно не удовлетворял нуждам города, так как был малопоместителен, низок, в нем было недостаточно света и он плохо проветривался; однако средств, чтобы построить новый собор, не хватало, и потому его строительство затянулось надолго. Он был заложен еще в 1898 году, но в 1901, 1908 и 1909 годах строительство полностью останавливалось из-за отсутствия средств, хотя многие прихожане жертвовали на постройку небольшими суммами и безвозмездно участвовали в строительстве лично, копая рвы под фундамент и поднося камень. «Если открытие новых учебных заведений признается праздником науки, если построение заводов, фабрик, учреждение больниц и санаториев для страждущего человечества справедливо считается торжеством промышленности, благотворительности и есть общий их праздник, – писал очевидец событий, – то не с большей ли справедливостью можно назвать построение нового храма и его освящение общим праздником людей верующих. Такое именно духовное торжество пережили прихожане города Вельска и его окрестностей и соседних селений , когда был освящен новоустроенный соборный храм и его приделы. Торжественность этого праздника усугублялась еще тем, что в нем принимали участие три епископа – явление редкое не только для такого малого, далеко отстоящего от железной дороги уездного городка, как Вельск, но и для многих губернских городов». Возглавлял богослужение епископ Антоний, для которого в этом освящении сбылась и давняя его мечта – совершить богослужение в Вельске: в то время было не принято, чтобы викарии служили в главном городе викариатства, название которого было в их титуле, и на деле получалось, что они и посещали его очень редко. «Утро 1 июня встретило в городе Вельске умилительную, трудно забываемую картину, – писал очевидец. – Площадь перед храмами и особенно обширный церковный погост были усеяны пришедшими паломниками, расположившимися в живописных группах по его зеленой луговине. У всех на лицах можно было читать одно желание помолиться, отрешиться хотя на несколько минут от жизни трудовой, тяжелой. Здесь чувствовалась как бы осязательно горячая вера, чувствовалась та близость, родство духовное, какие и должны существовать между чадами Церкви Христовой . |
В декабре 1907 года были изысканы средства для открытия второго викариатства в епархии; второй викарий получил местопребывание в Муромском Спасском монастыре; в связи с этим преосвященный Александр был назначен епископом Юрьевским, первым викарием Владимирской епархии. В июне 1912 года преосвященный Александр получил назначение на Вологодскую кафедру. 19 июня 1912 года владыка выехал в Санкт-Петербург, куда он был вызван Святейшим Синодом и где, в частности, встретился со своим предшественником по Вологодской кафедре, епископом Никоном (Рождественским). Вернувшись из столицы 22 июня, он в течение пяти дней прощался с паствой и сотрудниками тех церковных учреждений, с которыми был непосредственно связан, а это были все учебные заведения города Владимира. В ночь на 28 июня владыка выехал в Вятку, чтобы перед переездом в Вологду навестить своих престарелых родителей. 12 июля он прибыл в Вологду, где его встретил епископ Вельский (Антоний Быстров), викарий Вологодской епархии, с многочисленным духовенством. После встречи владыка сказал собравшимся, что когда он получил назначение на Вологодскую кафедру, им поначалу овладело смущение, так как эту кафедру ранее занимали многие великие светильники Православной Церкви, к каковым принадлежит и только что отбывший из Вологды преосвященный Никон; смущение его было столь велико, что даже появилось желание остаться на прежнем месте, но при мысли о том, что это назначение состоялось по воле Пастыреначальника Господа Иисуса Христа, он бодрился, положившись на благость Божию и на молитвы святых угодников земли Вологодской. Архиерейское служение в Вологодской епархии владыка начал с объезда монастырей и приходов. Он сразу же посетил Спасо-Прилуцкий монастырь, Успенский женский монастырь в Вологде, Корнилиев Комельский монастырь вблизи города Грязовца, Павло-Обнорский монастырь и другие, останавливался во многих приходах и почти каждый день совершал богослужения. Деятельно участвуя как архипастырь во всех религиозных мероприятиях епархии, владыка видел, что у современных христиан угасает ревность к духовной жизни, вера становится теплохладной, от этого расстраивается жизнь приходов; в селах храмы еще имеют постоянных прихожан, в городских приходах постоянных прихожан уже почти нет. Благотворительность хотя и не была оставлена вовсе и даже несколько возродилась с началом Первой мировой войны, но и в делах благотворительности, как и в делах прихода, деятельно участвовала лишь небольшая часть прихожан. |
После молебна и поклонения мощам преп[одобного] Феодосия мы отправились в покои настоятеля, который угостил нас чаем и легкой закуской. Воспитанникам от монастыря предложены были чай и завтрак в монастырской гостинице. Поблагодарив о. настоятеля за радушный прием, мы направились в дух[овно]е училище, куда приглашены были училищной корпорацией на па- Хоры в монастырском храме почти в самом куполе. Л. 356 радный обед. Воспитанники-экскурсанты обедали также в дух[овном] училище. С внешней стороны дух[овное] училище ко времени нашего прибытия было украшено флагами. Нас встретили парадно-торжественно. Обед был дан в квартире смотрителя. Во время стола как представителями семинарии, так и дух[овного] училища было произнесено несколько речей. Все чувствовали себя непринужденно, хотя в то же время заметно было, что училищная корпорация особенно почтительно относилась к ректору и как будто несколько стесненно чувствовала себя в его присутствии. Часов в 7 вечера мы отправились на пароход. Кажется, весь город вышел провожать нас. Тотмяки, как заметно было, с большим удовольствием слушали игру наших музыкантов. Около 3 часов дня 10 мая мы были уже в Вологде. Ректор, при своем независимом характере, не терпел вмешательства в семинарские дела как со стороны епархиальной, так особенно со стороны светской власти. С Пр[еосвяще]нным Никоном, большею частью жившим по обязанности члена Синода и Госуд[арственного] Совета в Петрограде и вследствие этого почти не касавшимся семинарии, о. прот[оиерей] Малиновский все время жил мирно. В 1910 году в Вологод[ской] епархии открыто было Л. 356 об. второе викариатство – Вельское. На эту кафедру, по особому ходатайству еп[ископа] Никона, был назначен настоятель Вологодского Св[ято] Духова монастыря архимандрит Антоний (Быстров). Епископу Антонию, находившемуся в самых близких и, пожалуй, дружеских отношениях с ректором, приходилось, за отсутствием еп[ископа] Никона, нередко управлять епархией. Пр[еосвяще]нный Антоний к тому же состоял еще и председателем епархиального училищного совета. Заседания этого совета происходили в помещении образцовой школы, где в верхнем этаже отведена особая, довольно поместительная комната. Из-за отопления этой комнаты [камельком?] и начались первые недоразумения между ректором как непосредственным начальником школы и еп[ископом] Антонием. Неуступчивость в этом, по-видимому, пустом деле как со стороны ректора, так и со стороны Пр[еосвяще]нного Антония повела к полному разрыву между ними и впоследствии обострилась еще больше. Ректор при вынужденных встречах с еп[ископом] Антонием старался последнего игнорировать и не замечать. |
«При взгляде на это трапезование во имя святого угодника, – пишет один из участников событий, – забывалась четырехвековая грань времени и восставала в сознании священная простота и доброта древности . Во исполнение заповеди блаженного основателя обители, кроме трапезы, бедным была роздана от монастыря посильная денежная милостыня, а также отправлено материальное подаяние находящимся в грязовецкой земской больнице и тюремном замке. В память 400-летия обители принято на полное содержание монастыря до пяти лиц мужского пола из заштатного и сиротствующего бедного духовенства и розданы во множестве народу жития угодника и „Троицкие листки“». В ознаменование юбилея городская Дума Грязовца постановила не открывать торговые помещения в дни памяти преподобного Корнилия – 19 мая и 10 июня, а на стене торговых рядов, планируемых быть построенными в ближайшее время, поместить икону преподобного. 20 февраля 1904 года было удовлетворено прошение об освобождении по состоянию здоровья от должности настоятеля Вологодского Свято-Духова монастыря, благочинного монастырей вологодских, грязовецких и тотемских архимандрита Алексия; исполняющим обязанности настоятеля был назначен игумен Антоний. 14 мая 1906 года он был возведен в сан архимандрита. 30 марта 1907 года настоятель Свято-Духова монастыря архимандрит Алексий согласно своему прошению был уволен за штат, и на его место назначен архимандрит Антоний. Придавая большое значение полученным в духовных учебных заведениях знаниям, он стал оказывать еще большую помощь бедным воспитанникам Вологодской духовной семинарии и Вологодского женского епархиального училища. Во время революции и беспорядков 1905 года архимандрит Антоний активно разъяснял обществу существо происходивших событий и в 1908 году «за особо ревностные труды по умиротворению населения и упрочению законного порядка» был награжден орденом Святой Анны 2-й степени. С 1907 года избранный членом Государственного Совета епископ Вологодский и Тотемский Никон (Рождественский) стал все чаще выезжать из Вологды в Санкт-Петербург на заседания Совета, и возникла насущная необходимость в еще одном викарном епископе. 17 декабря 1909 года было учреждено Вельское викариатство с назначением на него архимандрита Антония; жить он должен был в Вологде, оставаясь настоятелем Свято-Духова монастыря. Готовясь к хиротонии во епископа и вглядываясь в пройденный путь, архимандрит Антоний охарактеризовал его как путь в основном весьма скорбный и тесный. |
Вельская Основана в 1909 г. Именование – по г. Вельск (Архангельская область). Вологодское викариатство. Упразднена в 1924 г. (?) 17.01.1910 Сщмч. Антоний Быстров 08(21)10.1923 04(15)01.1924 Вельская, обн. Основана в 1934 г. Именование – по г. Вельск (Архангельская область). Вологодское викариатство. Упразднена в 1935 г. 05.1934 612 О. Николай Караулов был назначен на кафедру еще до 09.1921, но арестован до предполагавшейся хиротонии (см. Приложение 7. С. 873). Затем освобожден. Вторая дата – определение на покой. Скончался в заключении на этапе 04(17)04.1932. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период (1917 - 1990) НИКОЛА (Позднев Петр Алексеевич; 1853-1934), архиеп. Московский, Саратовский и всея России древлеправославных христиан НИКОЛАЙ (Караулов Николай Аполлониевич; 1871-1932), еп. Вельский, сщмч. (пам. 4 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОЛАЙ (Клементьев (Бардаков) Николай Федорович; 1875-1937), архиеп. Великоустюжский, сщмч. (пам. 18 дек., в Соборе святых С.-Петербургской митрополии, в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских и Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО 1. Вологодской и Тотемской епархии, существовало в 1921 - кон. 1923 г.; 2. Великоустюжской и Усть-Вымской епархии, существовало в 1924-1933 гг. (с перерывами) НОВОГРАД-ВОЛЫНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Волынской и Житомирской епархии (1931 - 13 мая 1932), Киевской епархии (13 нояб. 1932 - 5 нояб. 1934) НОВОРОССИЙСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Кубанской и Краснодарской епархии (см. ст. Екатеринодарская и Кубанская епархия), существовало в 1955-1956 гг. ОБНОВЛЕНЧЕСТВО (обновленческий раскол), раскольническое движение 20-40-х гг. XX в. в Русской Православной Церкви, инициированное советской властью в ходе реализации ее антицерковной политики ОНИСИМ (Пылаев Михаил Владимирович; 1876-1938), еп. Тульский, сщмч. (пам. 14 февр., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Тульских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе святых Удмуртской земли ) ОРЛОВ Василий Сергеевич (1857-1907), регент Синодального хора, преподаватель и директор Синодального училища церковного пения ОРЛОВ Анатолий Петрович (1879-1937) прот., богослов и церковный историк, последний ректор МДА до ее закрытия в 1922 г. |
Верненская (см. Астанайская) Верхнедонская, обн. Основана в 1925 г. Упразднена в 1927 г. 12.1925 11(24)08.1926 01.1927 10.1927 Симеон Канарский Верхнекамская, обн. Основана в 1926 г. Местопребывание – в г. Усолье (Уральская обл.). Самостоятельная. Упразднена в 1936 г. Именовалась: Верхнекамская; Усольская. 02(15)09.1926 01(14)07.1927 04(17)10.1927 08(21)07.1928 13(26)05.1930 21.09(04.10)1930 29.08(12.09)1933 1935 (?) 06(19)09.1936 Верхнеудинская, обн. Основана в 1923 г. Именование – по г. Верхнеудинск (Забайкальская область; Бурятская АССР). Забайкальское викариатство. Упразднена после 1933 г. Именовалась: Верхнеудинская; Прибайкальская. 09(22)04.1923 Гавриил Асташевский 28.06(11.07)1923 18(31)08.1923 Гавриил Асташевский, паки 01(14)05.1927 20.10(02.11)1932 28.01(10.02)1933 21.09(04.10)1933 Верхотурская, обн. Дата основания неизвестна. Именование – по г. Верхотурск (Пермская, Челябинская область). Пермское викариатство. Феодор (1926) 626 В 1935 г. сослан на 3 года в Красноярский край. В 1938 г. вновь арестован, осужден и расстрелян в Енисейске 12(25)05.1938. 631 «Романтическая» история этого иерарха вкратце изложена в прим. к Тобольская, обн. (см.). Восстановлен в «сане епископа» по решению Сибирского МЦУ. В дальнейшем будто бы был снова лишен «сана» (дата не установлена). 632 «Архиепископ» неизвестно с какого времени. Упоминание его имени и Верхнеудинской обн. кафедры см. ВСС ПРЦ. 1931. 3–4. С. 15. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Вологодской епархии, названо по г. Вельск Вологодской губ. (ныне Архангельской обл.), учреждено указом Святейшего Синода 17 дек. 1909 г. по прошению Вологодского и Тотемского еп. Никона (Рождественского) для помощи в управлении епархией, поскольку еп. Никон часто уезжал из Вологды по общецерковным нуждам. Первым Вельским епископом стал Антоний (Быстров) , хиротонисанный 17 янв. 1910 г., в 1921 г. он был назначен на Архангельскую и Холмогорскую кафедру. С 21 окт. 1923 г. В. в. возглавлял сщмч. еп. Николай (Караулов) , к-рый в 1924 г. временно управлял Вологодской епархией. В 1925 г. еп. Николай был арестован, вскоре освобожден, в 1927 г. подал прошение об уходе на покой, к-рое было удовлетворено. Новых назначений на В. в. не последовало. В мае 1934 г. появилось обновленческое (см. Обновленчество ) В. в., во главе с «епископом» Николаем Поспеловым. В следующем году вик-ство было упразднено, Поспелов стал настоятелем собора в Вельске. Лит.: Хроника церк. жизни//ЖМП. 1932. 11/12 (по изд.: ЖМП, 1931-1935. С. 142); Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 1. С. 263-265; Т. 6. С. 145; он же. Русские архиереи-обновленцы. С. 865; За Христа пострадавшие. С. 94-95. Рубрики: Ключевые слова: |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период. Эпоха гонений: 1918 - 1941 МИТРОФАН (Краснопольский Дмитрий Иванович; 1869-1919), архиеп., сщмч. (пам. 23 июня, в Соборе Белорусских святых, в Соборе Воронежских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов) МИТРОФАН (Симашкевич Митрофан Васильевич; 1845-1934), митр. бывш. Донской и Новочеркасский, один из лидеров григорианского раскола НИКОЛАЙ (Караулов Николай Аполлониевич; 1871-1932), еп. Вельский, сщмч. (пам. 4 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОЛАЙ (Клементьев (Бардаков) Николай Федорович; 1875-1937), архиеп. Великоустюжский, сщмч. (пам. 18 дек., в Соборе святых С.-Петербургской митрополии, в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских и Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НОВОГРАД-ВОЛЫНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Волынской и Житомирской епархии (1931 - 13 мая 1932), Киевской епархии (13 нояб. 1932 - 5 нояб. 1934) ОБНОВЛЕНЧЕСТВО (обновленческий раскол), раскольническое движение 20-40-х гг. XX в. в Русской Православной Церкви, инициированное советской властью в ходе реализации ее антицерковной политики ОНИСИМ (Пылаев Михаил Владимирович; 1876-1938), еп. Тульский, сщмч. (пам. 14 февр., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Тульских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе святых Удмуртской земли ) ОРЛОВ Василий Сергеевич (1857-1907), регент Синодального хора, преподаватель и директор Синодального училища церковного пения ОРЛОВ Анатолий Петрович (1879-1937) прот., богослов и церковный историк, последний ректор МДА до ее закрытия в 1922 г. ОХТЕНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО (Охтинское) Петроградской (с янв. 1924 - Ленинградской) епархии (Охтенская единоверческая кафедра), существовало в 1918-1921 гг. |
| |