38-й том также содержит статьи о таких выдающихся личностях, как академик Игнатий Юлианович Крачковский (1883-1951), один из создателей отечественной школы арабистики, основоположник изучения арабо-христианской литературы в России, и Николай Фомич Красносельцев (1845-1898), видный русский литургист, историк Церкви и археограф. Обширный материал нового тома посвящен Томасу Кранмеру (1489-1556), архиепископу Кентерберийскому, лидеру реформации в Англии в XVI в. и жертве католической реакции при Марии Кровавой. Тему английского протестантизма продолжает статья «Королевская книга», рассказывающая о катехизисе Церкви Англии, составленном в 1543 г. Читатель также может ознакомиться со статьями, посвященным таким деятелям, как священник Владимир Красницкий (1881-1936), один из лидеров обновленчества, и Петр Красиков (1870-1939), деятель большевизма, с чьим именем связаны гонения на Церковь и пропаганда атеизма в Советском Союзе в послереволюционные годы. Ряд статей 38-го тома посвящен истории, современному состоянию и святыням епархий Русской и других Православных Церквей. Прежде всего, обращает на себя внимание обширный материал, посвященный Костромской и Галичской епархии , основанной в 1744 г. (тему продолжает статья «Костромская область»). Статья «Корсунская епархия» повествует о епархии Московского Патриархата, образованной на территории Франции, Италии и Испании в 1960 г. Том также содержит описания Красноярской и Ачинской епархии (основана в 1861 г.) и Красноярской митрополии , Костанайской и Рудненской епархии (основана в 2010 г.) Казахстанского митрополичьего округа , Краснослободской и Темниковской епархии (основана в 2011 г.) Мордовской митрополии , Костомукшской и Кемской епархии (основана в 2013 г.) Карельской митрополии и Котласской и Вельской епархии (основана в 2011 г.) Архангельской митрополии . Ряд статей рассказывает о епархиях Украинской Православной Церкви : Кременчугской (основана в 2007 г.) и Криворожско-Никольской (основана в 1996 г.). Кроме того, том содержит публикации о Краковской, Лемковской и Львовской епархии Польской Православной Церкви , существовавшей в 1940-1946 гг., а также Кременецкой епархии и Кременецком викариатстве, деятельность которых протекала в 1-й половине ХХ в. В томе также присутствуют статьи о Корчинской митрополии Албанской Православной Церкви , Косской и Нисиросской митрополии Константинопольского Патриархата .

http://patriarchia.ru/db/text/4187799.ht...

В 1913 году епископом Антонием был освящен новый Пре­ображенский собор в городе Вельске, что стало знаменательным событием для всех его жителей. Старый собор, построенный в 1742 году, давно не удовлетворял нуждам города, так как был ма­лопоместителен, низок, в нем было недостаточно света и он плохо проветривался; однако средств, чтобы построить новый собор, не хватало, и потому его строительство затянулось надолго. Он был заложен еще в 1898 году, но в 1901, 1908 и 1909 годах строитель­ство полностью останавливалось из-за отсутствия средств, хотя многие прихожане жертвовали на постройку небольшими сумма­ми и безвозмездно участвовали в строительстве лично, копая рвы под фундамент и поднося камень. «Если открытие новых учебных заведений признается празд­ником науки, если построение заводов, фабрик, учреждение больниц и санаториев для страждущего человечества справедливо считается торжеством промышленности, благотворительности и есть общий их праздник, – писал очевидец событий, – то не с большей ли справедливостью можно назвать построение нового храма и его освящение общим праздником людей верующих. Та­кое именно духовное торжество пережили прихожане города Вельска и его окрестностей и соседних селений , когда был освящен новоустроенный соборный храм и его приделы. Торже­ственность этого праздника усугублялась еще тем, что в нем при­нимали участие три епископа – явление редкое не только для та­кого малого, далеко отстоящего от железной дороги уездного городка, как Вельск, но и для многих губернских городов». Возглавлял богослужение епископ Антоний, для которого в этом освящении сбылась и давняя его мечта – совершить богослу­жение в Вельске: в то время было не принято, чтобы викарии слу­жили в главном городе викариатства, название которого было в их титуле, и на деле получалось, что они и посещали его очень редко. «Утро 1 июня встретило в городе Вельске умилительную, труд­но забываемую картину, – писал очевидец. – Площадь перед храмами и особенно обширный церковный погост были усеяны пришедшими паломниками, расположившимися в живописных группах по его зеленой луговине. У всех на лицах можно было читать одно желание помолиться, отрешиться хотя на несколько минут от жизни трудовой, тяжелой. Здесь чувствовалась как бы осязательно горячая вера, чувствовалась та близость, родство ду­ховное, какие и должны существовать между чадами Церкви Хри­стовой .

http://fond.ru/kalendar/537/antoniy/

В декабре 1907 года были изысканы средства для открытия второго викариатства в епархии; второй викарий получил местопребывание в Муромском Спасском монастыре; в связи с этим преосвященный Александр был назначен епископом Юрьевским, первым викарием Владимирской епархии. В июне 1912 года преосвященный Александр получил назначение на Вологодскую кафедру. 19 июня 1912 года владыка выехал в Санкт-Петербург, куда он был вызван Святейшим Синодом и где, в частности, встретился со своим предшественником по Вологодской кафедре, епископом Никоном (Рождественским). Вернувшись из столицы 22 июня, он в течение пяти дней прощался с паствой и сотрудниками тех церковных учреждений, с которыми был непосредственно связан, а это были все учебные заведения города Владимира. В ночь на 28 июня владыка выехал в Вятку, чтобы перед переездом в Вологду навестить своих престарелых родителей. 12 июля он прибыл в Вологду, где его встретил епископ Вельский (Антоний Быстров), викарий Вологодской епархии, с многочисленным духовенством. После встречи владыка сказал собравшимся, что когда он получил назначение на Вологодскую кафедру, им поначалу овладело смущение, так как эту кафедру ранее занимали многие великие светильники Православной Церкви, к каковым принадлежит и только что отбывший из Вологды преосвященный Никон; смущение его было столь велико, что даже появилось желание остаться на прежнем месте, но при мысли о том, что это назначение состоялось по воле Пастыреначальника Господа Иисуса Христа, он бодрился, положившись на благость Божию и на молитвы святых угодников земли Вологодской. Архиерейское служение в Вологодской епархии владыка начал с объезда монастырей и приходов. Он сразу же посетил Спасо-Прилуцкий монастырь, Успенский женский монастырь в Вологде, Корнилиев Комельский монастырь вблизи города Грязовца, Павло-Обнорский монастырь и другие, останавливался во многих приходах и почти каждый день совершал богослужения. Деятельно участвуя как архипастырь во всех религиозных мероприятиях епархии, владыка видел, что у современных христиан угасает ревность к духовной жизни, вера становится теплохладной, от этого расстраивается жизнь приходов; в селах храмы еще имеют постоянных прихожан, в городских приходах постоянных прихожан уже почти нет. Благотворительность хотя и не была оставлена вовсе и даже несколько возродилась с началом Первой мировой войны, но и в делах благотворительности, как и в делах прихода, деятельно участвовала лишь небольшая часть прихожан.

http://pravmir.ru/novomucheniki-samarsko...

После молебна и поклонения мощам преп[одобного] Феодосия мы отправились в покои настоятеля, который угостил нас чаем и легкой закуской. Воспитанникам от монастыря предложены были чай и завтрак в монастырской гостинице. Поблагодарив о. настоятеля за радушный прием, мы направились в дух[овно]е училище, куда приглашены были училищной корпорацией на па- Хоры в монастырском храме почти в самом куполе.   Л. 356   радный обед. Воспитанники-экскурсанты обедали также в дух[овном] училище. С внешней стороны дух[овное] училище ко времени нашего прибытия было украшено флагами. Нас встретили парадно-торжественно. Обед был дан в квартире смотрителя. Во время стола как представителями семинарии, так и дух[овного] училища было произнесено несколько речей. Все чувствовали себя непринужденно, хотя в то же время заметно было, что училищная корпорация особенно почтительно относилась к ректору и как будто несколько стесненно чувствовала себя в его присутствии. Часов в 7 вечера мы отправились на пароход. Кажется, весь город вышел провожать нас. Тотмяки, как заметно было, с большим удовольствием слушали игру наших музыкантов. Около 3 часов дня 10 мая мы были уже в Вологде. Ректор, при своем независимом характере, не терпел вмешательства в семинарские дела как со стороны епархиальной, так особенно со стороны светской власти. С Пр[еосвяще]нным Никоном, большею частью жившим по обязанности члена Синода и Госуд[арственного] Совета в Петрограде и вследствие этого почти не касавшимся семинарии, о. прот[оиерей] Малиновский все время жил мирно. В 1910 году в Вологод[ской] епархии открыто было   Л. 356 об.   второе викариатствоВельское. На эту кафедру, по особому ходатайству еп[ископа] Никона, был назначен настоятель Вологодского Св[ято] Духова монастыря архимандрит Антоний (Быстров). Епископу Антонию, находившемуся в самых близких и, пожалуй, дружеских отношениях с ректором, приходилось, за отсутствием еп[ископа] Никона, нередко управлять епархией. Пр[еосвяще]нный Антоний к тому же состоял еще и председателем епархиального училищного совета. Заседания этого совета происходили в помещении образцовой школы, где в верхнем этаже отведена особая, довольно поместительная комната. Из-за отопления этой комнаты [камельком?] и начались первые недоразумения между ректором как непосредственным начальником школы и еп[ископом] Антонием. Неуступчивость в этом, по-видимому, пустом деле как со стороны ректора, так и со стороны Пр[еосвяще]нного Антония повела к полному разрыву между ними и впоследствии обострилась еще больше. Ректор при вынужденных встречах с еп[ископом] Антонием старался последнего игнорировать и не замечать.

http://bogoslov.ru/article/6176964

«При взгляде на это трапезование во имя святого угодника, – пишет один из участников событий, – забывалась четырехвековая грань времени и восставала в сознании священная простота и доброта древности . Во исполнение заповеди блаженного основателя обители, кроме трапезы, бедным была роздана от монастыря посильная денежная милостыня, а также отправлено ма­териальное подаяние находящимся в грязовецкой земской боль­нице и тюремном замке. В память 400-летия обители принято на полное содержание монастыря до пяти лиц мужского пола из за­штатного и сиротствующего бедного духовенства и розданы во множестве народу жития угодника и „Троицкие листки“». В ознаменование юбилея городская Дума Грязовца постанови­ла не открывать торговые помещения в дни памяти преподобного Корнилия – 19 мая и 10 июня, а на стене торговых рядов, плани­руемых быть построенными в ближайшее время, поместить икону преподобного. 20 февраля 1904 года было удовлетворено прошение об осво­бождении по состоянию здоровья от должности настоятеля Воло­годского Свято-Духова монастыря, благочинного монастырей вологодских, грязовецких и тотемских архимандрита Алексия; исполняющим обязанности настоятеля был назначен игумен Антоний. 14 мая 1906 года он был возведен в сан архимандрита. 30 марта 1907 года настоятель Свято-Духова монастыря архиман­дрит Алексий согласно своему прошению был уволен за штат, и на его место назначен архимандрит Антоний. Придавая большое значение полученным в духовных учебных заведениях знаниям, он стал оказывать еще большую помощь бедным воспитанникам Вологодской духовной семинарии и Вологодского женского епархиального училища. Во время революции и беспорядков 1905 года архимандрит Антоний активно разъяснял обществу существо происходивших событий и в 1908 году «за особо ревностные труды по умиротворе­нию населения и упрочению законного порядка» был награжден орденом Святой Анны 2-й степени. С 1907 года избранный членом Государственного Совета епи­скоп Вологодский и Тотемский Никон (Рождественский) стал все чаще выезжать из Вологды в Санкт-Петербург на заседания Сове­та, и возникла насущная необходимость в еще одном викарном епископе. 17 декабря 1909 года было учреждено Вельское викариатство с назначением на него архимандрита Антония; жить он должен был в Вологде, оставаясь настоятелем Свято-Духова мо­настыря. Готовясь к хиротонии во епископа и вглядываясь в пройденный путь, архимандрит Антоний охарактеризовал его как путь в основном весьма скорбный и тесный.

http://fond.ru/kalendar/537/antoniy/

Вельская Основана в 1909 г. Именование – по г. Вельск (Архангельская область). Вологодское викариатство. Упразднена в 1924 г. (?) 17.01.1910 Сщмч. Антоний Быстров 08(21)10.1923 04(15)01.1924 Вельская, обн. Основана в 1934 г. Именование – по г. Вельск (Архангельская область). Вологодское викариатство. Упразднена в 1935 г. 05.1934 612 О. Николай Караулов был назначен на кафедру еще до 09.1921, но арестован до предполагавшейся хиротонии (см. Приложение 7. С. 873). Затем освобожден. Вторая дата – определение на покой. Скончался в заключении на этапе 04(17)04.1932. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период (1917 - 1990) НИКОЛА (Позднев Петр Алексеевич; 1853-1934), архиеп. Московский, Саратовский и всея России древлеправославных христиан НИКОЛАЙ (Караулов Николай Аполлониевич; 1871-1932), еп. Вельский, сщмч. (пам. 4 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОЛАЙ (Клементьев (Бардаков) Николай Федорович; 1875-1937), архиеп. Великоустюжский, сщмч. (пам. 18 дек., в Соборе святых С.-Петербургской митрополии, в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских и Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО 1. Вологодской и Тотемской епархии, существовало в 1921 - кон. 1923 г.; 2. Великоустюжской и Усть-Вымской епархии, существовало в 1924-1933 гг. (с перерывами) НОВОГРАД-ВОЛЫНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Волынской и Житомирской епархии (1931 - 13 мая 1932), Киевской епархии (13 нояб. 1932 - 5 нояб. 1934) НОВОРОССИЙСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Кубанской и Краснодарской епархии (см. ст. Екатеринодарская и Кубанская епархия), существовало в 1955-1956 гг. ОБНОВЛЕНЧЕСТВО (обновленческий раскол), раскольническое движение 20-40-х гг. XX в. в Русской Православной Церкви, инициированное советской властью в ходе реализации ее антицерковной политики ОНИСИМ (Пылаев Михаил Владимирович; 1876-1938), еп. Тульский, сщмч. (пам. 14 февр., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Тульских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе святых Удмуртской земли ) ОРЛОВ Василий Сергеевич (1857-1907), регент Синодального хора, преподаватель и директор Синодального училища церковного пения ОРЛОВ Анатолий Петрович (1879-1937) прот., богослов и церковный историк, последний ректор МДА до ее закрытия в 1922 г.

http://pravenc.ru/rubrics/121814_23.html

Верненская (см. Астанайская) Верхнедонская, обн. Основана в 1925 г. Упразднена в 1927 г. 12.1925 11(24)08.1926 01.1927 10.1927 Симеон Канарский Верхнекамская, обн. Основана в 1926 г. Местопребывание – в г. Усолье (Уральская обл.). Самостоятельная. Упразднена в 1936 г. Именовалась: Верхнекамская; Усольская. 02(15)09.1926 01(14)07.1927 04(17)10.1927 08(21)07.1928 13(26)05.1930 21.09(04.10)1930 29.08(12.09)1933 1935 (?) 06(19)09.1936 Верхнеудинская, обн. Основана в 1923 г. Именование – по г. Верхнеудинск (Забайкальская область; Бурятская АССР). Забайкальское викариатство. Упразднена после 1933 г. Именовалась: Верхнеудинская; Прибайкальская. 09(22)04.1923 Гавриил Асташевский 28.06(11.07)1923 18(31)08.1923 Гавриил Асташевский, паки 01(14)05.1927 20.10(02.11)1932 28.01(10.02)1933 21.09(04.10)1933 Верхотурская, обн. Дата основания неизвестна. Именование – по г. Верхотурск (Пермская, Челябинская область). Пермское викариатство. Феодор (1926) 626 В 1935 г. сослан на 3 года в Красноярский край. В 1938 г. вновь арестован, осужден и расстрелян в Енисейске 12(25)05.1938. 631 «Романтическая» история этого иерарха вкратце изложена в прим. к Тобольская, обн. (см.). Восстановлен в «сане епископа» по решению Сибирского МЦУ. В дальнейшем будто бы был снова лишен «сана» (дата не установлена). 632 «Архиепископ» неизвестно с какого времени. Упоминание его имени и Верхнеудинской обн. кафедры см. ВСС ПРЦ. 1931. 3–4. С. 15. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Вологодской епархии, названо по г. Вельск Вологодской губ. (ныне Архангельской обл.), учреждено указом Святейшего Синода 17 дек. 1909 г. по прошению Вологодского и Тотемского еп. Никона (Рождественского) для помощи в управлении епархией, поскольку еп. Никон часто уезжал из Вологды по общецерковным нуждам. Первым Вельским епископом стал Антоний (Быстров) , хиротонисанный 17 янв. 1910 г., в 1921 г. он был назначен на Архангельскую и Холмогорскую кафедру. С 21 окт. 1923 г. В. в. возглавлял сщмч. еп. Николай (Караулов) , к-рый в 1924 г. временно управлял Вологодской епархией. В 1925 г. еп. Николай был арестован, вскоре освобожден, в 1927 г. подал прошение об уходе на покой, к-рое было удовлетворено. Новых назначений на В. в. не последовало. В мае 1934 г. появилось обновленческое (см. Обновленчество ) В. в., во главе с «епископом» Николаем Поспеловым. В следующем году вик-ство было упразднено, Поспелов стал настоятелем собора в Вельске. Лит.: Хроника церк. жизни//ЖМП. 1932. 11/12 (по изд.: ЖМП, 1931-1935. С. 142); Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 1. С. 263-265; Т. 6. С. 145; он же. Русские архиереи-обновленцы. С. 865; За Христа пострадавшие. С. 94-95. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/150171.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период. Эпоха гонений: 1918 - 1941 МИТРОФАН (Краснопольский Дмитрий Иванович; 1869-1919), архиеп., сщмч. (пам. 23 июня, в Соборе Белорусских святых, в Соборе Воронежских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов) МИТРОФАН (Симашкевич Митрофан Васильевич; 1845-1934), митр. бывш. Донской и Новочеркасский, один из лидеров григорианского раскола НИКОЛАЙ (Караулов Николай Аполлониевич; 1871-1932), еп. Вельский, сщмч. (пам. 4 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОЛАЙ (Клементьев (Бардаков) Николай Федорович; 1875-1937), архиеп. Великоустюжский, сщмч. (пам. 18 дек., в Соборе святых С.-Петербургской митрополии, в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских и Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НОВОГРАД-ВОЛЫНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Волынской и Житомирской епархии (1931 - 13 мая 1932), Киевской епархии (13 нояб. 1932 - 5 нояб. 1934) ОБНОВЛЕНЧЕСТВО (обновленческий раскол), раскольническое движение 20-40-х гг. XX в. в Русской Православной Церкви, инициированное советской властью в ходе реализации ее антицерковной политики ОНИСИМ (Пылаев Михаил Владимирович; 1876-1938), еп. Тульский, сщмч. (пам. 14 февр., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Тульских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе святых Удмуртской земли ) ОРЛОВ Василий Сергеевич (1857-1907), регент Синодального хора, преподаватель и директор Синодального училища церковного пения ОРЛОВ Анатолий Петрович (1879-1937) прот., богослов и церковный историк, последний ректор МДА до ее закрытия в 1922 г. ОХТЕНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО (Охтинское) Петроградской (с янв. 1924 - Ленинградской) епархии (Охтенская единоверческая кафедра), существовало в 1918-1921 гг.

http://pravenc.ru/rubrics/121838_17.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010