А из всех перемен его самая славная из славных – это когда неверные обращаются и становятся верными. Первая перемена произошла с израильтянами, которые убили Христа; вторая произошла с египтянами, которые уверовали во Христа. Некогда в Египте были наибольшие гонения на верующих в Единого Живого Бога, ибо прежде египтяне имели множество мертвых богов – идолов и предметов, которым поклонялись, сказок и гаданий, которыми себя обманывали. Но вот что пророк прорицает! Какое дивное видение! Египтяне узнают Господа Единого и Живого тогда, когда Бог Господь во плоти явится среди людей. Идолы будут свергнуты, храмы демонам и животным разрушены, а Богу Живому и Единому алтарь возведен. Будет приноситься Жертва бескровная вместо кровной, словесная вместо бессловесной. Сотни тысяч иноков примут на себя обет бессребренничества, послушания и поста из любви к Господу. Наибольшие подвижники явятся в том некогда мрачном Египте, самые храбрые мученики за Христа Господа, самые просвещенные умы, самые прозорливые чудотворцы. О, какое дивное видение! И какое дивное осуществление этого видения! Святой Златоуст пишет: «Даже солнце со множеством своих звезд не столь сиятельно, сколь пустыня египетская со своими иноками». Истинно осуществилось все то, что увидел и прорек Исаия, сын Амосов, пророк прозорливый и истинный. О, Господи Благосердный, смиловавшийся над Египтом, некогда чинившим гонения над верными Твоими, и просветивший его Светом Истины, просвети и нас, и укрепи нас благодатью Духа Твоего Святого и примером великих египтян-христиан. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 3 Сентября. Поучение о чудесном камне в Сионе ...Вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится ( Ис.28,16 ) Этот чудесный камень, братья, – Сам Господь наш Иисус Христос. Потому что если бы пророк имел в виду обычный камень, то не упоминал бы веры в него, иначе бы он пророчил идолопоклонство. И у пророка Даниила речь идет о камне, который оторвался от горы, разбил большого истукана и сделался великою горою и наполнил всю землю ( Дан.2:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

А когда в них возобладала радость и от этой радости они не могли верить, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними ( Ин.20:19–26 ; Лк.24:36–43 ). Сделать себя невидимым – это действительно чудо, [это] нечто сверхъестественное. Господь же Иисус сделал Себя невидимым в Еммаусе, за вечерней трапезой с Клеопой и другим учеником. Когда благословил Он хлеб, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но в то же мгновение Он стал невидим для них ( Лк.24:13–31 ). Два чуда сотворил воскресший Господь пред Своими учениками на озере в Галилее. Как–то раз ловили они рыбу всю ночь, но ничего не поймали. Когда утром встал Иисус на берегу, они не узнали Его. Тогда обратился Он к ним к вопросом: Дети! есть ли у вас какая пища? Когда они ответили Ему, что нет никакой, Он сказал им: Закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они послушались и захватили такой улов, что с трудом могли вытащить сеть из воды от множества рыбы. При этом у Иоанна открылись глаза, и он узнал своего Господа и сказал Петру: Это Господь. После сего все узнали Его. И сосчитали улов, и оказалось в сети одних только больших рыб сто пятьдесят три ( Ин.21:1–11 ). Когдаже вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб ( Ин.21:9 ). Откуда он взялся? И огонь сей, как и все остальное, был от всемогущего Господа Иисуса, Которому по Воскресении была дана всякая власть на небе и на земле. Довлеет сего о записанных чудесах. Впрочем, святой Лука, излагая деяния святых Апостолов, свидетельствует, что Господь Иисус после Своих крестных страданий и Воскресения сотворил и множество других чудес. Он, как утверждает Лука, явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами (в серб., букв.: с еще более многочисленными и истиннейшими знамениями. – Пер.), в продолжение сорока дней являясь им [т. е. Апостолам] и говоря о Царствии Божием ( Деян.1:3 ). Девятый урок истины. Первое письмо гостям Дорогой г–н Патерсон.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

А обратим внимание на разбойника, что справа на кресте. Мучаясь, он препирался со своим товарищем, который по левую сторону. Тот хулил Господа, а этот Его защищал, говоря: «Или ты не боишься Бога... Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал» ( Лк.23:40–41 ). Не написано, что этот благоразумный разбойник когда-то ранее видел и слышал Иисуса. Впервые со своего креста, извиваясь от боли и повернувшись к среднему кресту, оказался лицом к лицу с Ним. И свет от лица Иисусова осветил в душе его нечто утонувшее, запрятанное, забытое – то, что от сотворения мира, из поколения в поколение, переходя от предков к потомкам, боролось и тщетно пыталось выйти наружу. Под влиянием же увиденного лица – хотя было оно измучено, окровавлено и в ссадинах – разбойник вспомнил о чем-то праисконном в себе, о чем-то человеческом и божеском и потому именно ощутил себя родственным Распятому посредине. При жизни он чувствовал себя злодеем и животным, а умирая, почувствовал себя человеком. Буря жизни вырвала древо его жизни с корнями, но он смог корни свои протянуть к источнику живой воды, чтобы от него питаться и не погибнуть. «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое» ( Лк.23:42 ) Час-два размышлял он, мучаясь на кресте; час-два покаяния и презрения к напрасной жизни своей; час-два созерцания лица Иисуса – и обретенная милость Божия, омоложение, оживотворение и пересаждение в Рай . «Истинно говорю тебе, – изрекает ему Сын Божий в агонии, – истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк.23:43 ). Это лишь несколько классических примеров. А где еще много тысяч простых, да и грешных, душ, которые не могли оторваться от лица Иисуса? Ученики, что пошли за Ним без слов. Никодим, не понимавший ничего, но из-за света лица Христова ставший Его тайным последователем. Иосиф и Гамалиил, и многие другие, имевшие известность и авторитет, также. Перед такими Господь Иисус предстал как прекраснейший из сынов человеческих. Однако многие остались равнодушными к лицу Его. Кто они? А те, в ком и последнее зернышко хрусталя превратилось в обычный песок. Это властители иудейские, фарисеи, священники и книжники, которые отравой лицемерия, тщеславия и формализма себя окончательно умертвили. Им лицо Христа ничего не говорило, ничего не значило. Они смотрели на этот лик, как слепцы на солнце, и могли для себя повторить пророческие слова: «Нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида который привлекал бы нас к Нему» ( Ис.53:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

А Сарра рассмеялась внутренне, когда услышала обещание Божие, что скоро родит сына. И сказала Сарра, жена Авраамова: «мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар. И сказал Господь Аврааму: отчего это [сама в себе] рассмеялась Сарра?... Есть ли что трудное для Господа?» ( Быт. 18, 12–13, 14 ). И воистину, что Господь сказал, того не оставит без исполнения. И Господь исполнил обещание. Праведное семя Авраамово продолжилось духовно в роде христианском и умножилось, как звезды на небе. Это обетование Божие о схождении душ на землю. Великое и чудесное обетование, с которым может сравниться лишь другое Его обетование – о восхождении душ от земли, о воскресении мертвых. Бог в Господе Иисусе Христе, воскресшем Воскресителе, оставил истинное обетование, что мертвые воскреснут и предстанут на Суд. «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других» ( Мф. 25, 31–32 ). Господь говорит о всех народах, о всех человеческих стаях, которые от начала слетались на землю. А апостол Христов, считая воскресение мертвых тайной, все-таки осторожно и с любовью открывал ее верным: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными» ( 1Кор. 15, 51–52 ). Тогда тленное облачится в нетленное, смертное и бессмертное И тогда скажут: «Смерть!где твое жало? ад! где твоя победа?» ( 1Кор. 15, 55 ). Тогда бесчисленные множества душ облекутся в легкие нетленные одежды, в тела небесные, подобные телу воскресшего Христа. И эти стаи, о эти бесчисленные стаи, поднимутся с земли. Одни будут белыми, как вечные снега, другие – темно-красными, третьи – пестрыми, четвертые – черными. Белые стаи будут белеть чистотой и добродетелью, красные – краснеть от преобладания крови над духом, пестрые – пестреть от смешения добра и зла, а черные – чернеть от греха. Да не ущаетесь оттого, что кто-то рассмеется обетованию Божию о воскресении мертвых. И Сарра рассмеялась, а потом устыдилась. Веруйте, о веруйте и не сомневайтесь, так же постыдится и тот, кто рассмеется над вторым обетованием Божиим. Спросите его, скажите ему: «Есть ли что трудное для Господа?» ( Быт.18:14 )

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

А святыня может и в тени, и в грязи ждать, пока не умрет человек, который ее попирал или пока не уйдет поколение, которая ее попирает, она может ждать, чтобы засиять с новой силой, а погибшая душа человеческая останется погибшей. Если вы надумаете торговать святыней, знайте – бич Христов уже занесен над вами, как над торговцами в иерусалимском храме, оставьте помысел свой, чтобы бич не опустился на вас. Но как же нам разбогатеть – спросит кто-то из вас. Я знаю только один ответ на это. Если торговля святыней единственный путь к богатству, тогда искренне вам советую – оставайтесь бедными! Произнесена перед молодежным торговым союзом. О предках и потомках Проповедь в день памяти Косовской битвы Погибели предшествует гордость, и падению – надменность. ( Притч.16:18 ) [Иов] сказал [жене своей]: ты говоришь, как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? ( Иов.2:10 ) Как смерть через человека, так через человека и воскресение из мертвых. ( 1Кор.15:21 ) Так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших... и вложу в вас дух Мой, и оживете. ( Иез.37:12,14 ) Бог всеблагий на сербов разгневан Из-за их смертельных прегрешений (Петар Негош. «Горный венец») Дни поражений забывать труднее, чем дни побед. Французы забыли многие дни своей славы, но Седан забудут не скоро. Русские не помнят многих своих побед, но день поражения при Цусиме вошел в вечный народный календарь. Евреи каждый год отмечают разорение Иерусалима, а победы Саула и Давида забыты. А сербское племя! Кому из сербского племени придет в голову ежегодно отмечать победу при Плочнике, Мишаре или Волчьем Доле? Дни этих побед в нашем народе не так известны, как известен Видовдан, день поражения и гибели на Косовом поле. Поражение в Косовской битве мы, сербы, увековечили в искусстве, вере и политике. Лучшие поэтические произведения воспевают косовское поражение, Косовская битва занимает главное место в нашей великой народной литературе. Художники и скульпторы, не менее поэтов, вдохновлялись нашей великой национальной трагедией по имени Косово. Эта трагедия и сегодня имеет ту же силу вдохновения, какую имела в прошлом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

А тех, других, что по левую сторону станут, прогонит праведный Судия на муки вечные, в огонь, уготованный диаволу и рабам его. И эти, не получившие благословения, спросят: «Когда они видели Его в беде и не помогли Ему?», и праведный Судия ответит им: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне ( Мф. 25:45 ). Видите, образованные, как Христос отождествляет Себя с теми, кто страдает в этом мире. Он милостиво называет их «братьями Своими меньшими». Неужели вы откажете в хлебе братьям Христа? Так знайте: кто им откажет – Ему отказывает. В Судный день все откроется, и Он станет судить праведно. А когда Суд окончится, наступит для праведников царствование без конца и края, тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их ( Мф. 13:43 ). Все остальные царства падут, всякая другая власть и сила рассеется, как туман пред солнцем, и только Его Царство останется, и не будет оно иметь ни границ, ни соседства, как провидел и предсказал пророк, которого и евреи признают: владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится ( Дан. 7:14 ). И продолжится Царство Его дольше видимого неба и земли, ибо сказано: прежнее небо и прежняя земля миновали ( Откр. 21:1 ), а Царство Его останется. С блеском, силой, славой и достоинством завершится богочеловеческая драма, начавшаяся в холодной пещере Вифлеемской. Так будет расти и возрастет, как зерно горчичное, и станет древом жизни, которое покроет весь мир видимый и невидимый. Да возвеселятся этим души ваши, праведники, если страдаете за имя Иисусово, если сносите униженья за правду Его. Каждый день вашей скорби, ваших мук и унижений принесет вам столетия радости, ибо вознаграждены будете гражданством ангельским в Его Царстве. Кто хоть немного уподобится в страдании Иисусу, уподобится Ему и в славе. Слезы ваши и раны ваши, сейчас скрытые, осветит солнце незаходящее. Кажущееся поражение ваше ради Евангелия Его станет триумфальной победой, которую провозгласят не чернилами люди, но ангелы Божии трубным гласом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его [Господа] и избавляет их ( Пс.33:8 ) Ангел Господень будет сражаться за тех, кто боится Бога. Это много раз становилось ясно, что и записано, а также без числа раз, что не записано. Архангел Михаил ополчился за Иисуса Навина. Ангел сражался за царя Езекию праведного и за одну ночь уничтожил все войско халдейское. Сколько раз Ангелы посетили апостолов и мучеников христианских в темницах, и укрепили их, и развеселили? Для праведника утешение – то, что он знает, что Бог Всевидящ, и видит его беду; и Бог Всемогущ, и может его спасти от беды; и что Бог Премилостив, и хочет его спасти от беды. Пошлет Бог Ангела Своего светлого на помощь праведнику – и не праведник будет сражаться против тирана своего, а будет сражаться Ангел Божий вместо него. А если Ангел Божий ополчится, какое войско посмеет ему противостоять? Какое царство сможет с ним воевать? В предшествующем псалме пророк Давид говорит: Не спасется царь множеством воинства; исполина не защитит великая сила. Ненадежен конь для спасения... Все это нисколько не помогает, если неправда союзничает всему этому. Как только один Ангел ополчится против всего этого, все это лопнет, словно пузырь на воде. Давид и сам был царем, и хорошо помнил, как когда-то из пращи убил Голиафа, исполина, до зубов вооруженного. Он многократно почувствовал помощь Ангела Божия. Поэтому он может с такой надежностью утешать притесненных праведников словами утешения и укрепления: Ангел Господень встанет за вас, о все боящиеся Бога и Ему служащие. И избавит вас Ангел Божий. О, братья мои, не будем сомневаться в правдивости этих слов, а будем испытывать каждый день внимательно, как нас Ангел Божий оставляет с печалью, когда мы грешим, и как приходит нам на помощь с радостью и силой несказанной, когда мы каемся и у Бога милости просим. О, Господи Боже, Создателю наш, Царю бесчисленных Ангелов, прости нас, спаси нас и защити нас Ангелами Твоими святыми. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 28 Октября. Поучение о том, как Господь хранит кости праведного

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Апостол же Фаддей вообще ничего не написал и потому, согласно мнению протестантов, он ничего и не говорил и не передал верующим. К чему бы тогда быть ему Христовым апостолом? Предание о князе Авгаре приводит преподобный Иоанн Дамаскин [в сочинениях, написанных] в защиту иконопочитания. Как удивительно и трогательно письмо Авгаря Христу! Написав Ему сначала о том, что он слышал о Его чудодейственной силе в исцелении больных, и попросив Его прийти и исцелить его [самого], Авгарь добавляет: «Слышу я и то, что евреи ненавидят Тебя и готовят Тебе некое зло. Есть у меня город: небольшой, но красивый и изобилующий всяким благом; приди к мне и обитай со мной в моем городе, который обоим нам будет доволен на всякую потребу». Так писал языческий князь, тогда как князья иерусалимские готовили смерть Господу Человеколюбцу. Созерцание Да созерцаю чудесную Божию помощь Ионафану, сыну Саула (1 Цар. гл. 13–14), а именно: 1) как филистимляне восстали на евреев, и было войско филистимское, как песок на берегу моря ; 2) как Ионафан со своим оруженосцем напал на филистимлян, уповая на Бога, и как посеял он в них смятение и победил их; 3) как и нам подобает знать истинность слов Ионафана: Для Господа нетрудно спасти чрез многих или немногих . Проповедь о Божественной отрасли от корня Иессеева И произойдет отрасль от корня 119 Иессеева, и ветвь произрастет от корня его. Ис. 11:1 Почему при всех столь ясных пророчествах о Владыке Христе евреи не уверовали в Него как Мессию? По своей безумной гордости и вследствие своих безрассудных преступлений против людей святых и праведных. Кто эта отрасль от корня Иессеева, если не Господь Иисус Христос? Иессей был отцом царя Давида, а из рода Давидова чаяли пришествия Мессии. Из рода Давидова Он и явился, родившись в Вифлееме, городе Давида. Отрасль от рода Иессеева знаменует собой телесное происхождение Господа от Девы Марии, ибо и Она была потомком Иессея и Давида, а ветвь от корня его, то есть Иессея, означает проявившуюся в Нем ту правду, которая многими царями из дома Давидова была попрана.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

«Аса, царь иудейский, делавший в иных случаях угодное в очах Господа, которому Господь даровал блестящую победу над кушитянами, согрешил только в одном. Он взял сокровища из храма Божиего и подкупил ими сирийского царя Венадаца, из Дамаска, чтобы он расторгнул свой союз с израильским царём и стал союзником Асы. Сирийский царь взял сокровища и сделал больше, чем требовалось от него, а именно: он не только уничтожил союз с израильским царём, но внезапно напал на него и отнял несколько городов. Всё это не принесло Асе никакой пользы. Сокровища, взятые из храма, были растрачены напрасно. Тогда пришёл к Асе прозорливец Ханани и стал укорять его следующими словами: «Так как ты оперся на царя Сирийского и не оперся на Господа, Бога твоего, за то спаслось войско царя Сирийского от руки твоей. Не были ли Кушитяне и Ливияне с силою большею и с колесницами и всадниками очень многочисленными? Но так как ты оперся на Господа, то Он предал их в руку твою». Укорив так царя Асу, пророк добавил ещё следующие значительные слова: «Потому что очи Господни обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чьё сердце вполне предано Ему». И потом предсказал царю: «За то отныне будет у тебя война». Так и было…» Другой пример: иудейский царь Охозия делал неугодное пред очами Господними, главным образом по вине своей недоброй матери, Гофалии. Среди остального зла, сделанного им, было ещё и заключение союза с нечестивым и беззаконным Иорамом, сыном Ахава. Они выступили против Азаила, сирийского царя, для завоевания Рамофа Галаадского. Союзники проиграли войну, Иорам был тяжело ранен и с трудом перенесён в свою столицу Изреель. Охозия, возвращаясь с похода, решил посетить в Изрееле раненого союзника. «И от Бога было погибелью Охозии, что он пришёл к Иораму». Как раз в эти дни против Иорама восстал воевода Ииуй и убил его, а сам воцарился на его месте, Охозия бежал и скрывался в Самарии. Но его поймали, и привели, к Ииую и умертвили. Все эти примеры ясно показывают, насколько зависит исход войны от моральных достоинств союзников. Сербы это хорошо знали и руководились этим в течение всей истории. Эта истина и теперь ещё жива в сознании балканских народов. Королевич Марко был, по преданию, союзником турок в их войне с румынами. Марко говорил: пусть я первый погибну, только бы победили христиане! Так и было: христиане победили, а Марко погиб.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Без этого достославного видения Петр остался бы узким и упорствующим иудаистом и не ходил бы к язычникам – равно как и Павел без другого чудесного видения не стал бы христианином. Обращение Савла в Павла, т. е. рьяного гонителя христианства в воодушевленного Христова Апостола, – это Божие чудо, имеющее всемерное значение. Об этом переломе, судьбоносном и для его жизни, и для Церкви, сам Павел вещает неоднократно, часто повторяя и пересказывая его во всех подробностях. Так, царю Агриппе он говорит так: Среди дня на дороге, я увидел, государь, с неба свет, превосходящий солнечное сияние, осиявший меня и шедших со мною. Все мы упали на землю, и я услышал голос, говоривший мне на еврейском языке: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна. Я сказал: кто Ты, Господи? Он сказал: «Я Иисус, Которого ты гонишь. Но встань и стань на ноги твои; ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что... Я открою тебе...»· Поэтому, царь Агриппа, я не воспротивился небесному видению ( Деян.26:13–16,19 ). Божии Ангелы много раз являлись святым Апостолам: Петру, Павлу, Иоанну и прочим. Вот лишь два–три примера. Когда царь Ирод казнил Иакова, брата Господня, то услышал, что это приятно евреям. И вот, по его приказу, схватили и апостола Петра. Оковав его двойными цепями, стражники ввергли апостола в темницу. Безбожный царь намеревался и его [публично] казнить, чтобы получить еще большее благоволение иудеев. Так думал он, но Бог мыслил иначе. Ночью в темнице явился Петру Ангел Господень, и все подземелье озарилось светом от сего небесного вестника. Разбудил он Петра и сказал ему: Встань скорее! И как только произнес он эти слова, цепи сами собой упали с рук узника. Опояшься и обуйся… – повелел Ангел Петру – Надень одежду твою и иди за мною. И провел его Ангел мимо стражников, так что те их не заметили. А когда подошли к городским воротам, то они сами собою отворились. Прошли одну улицу, и вдруг Ангел стал невидим, а апостол Петр постучался в дом Марка, где многие собрались и молились о нем Богу ( Деян.12:1–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010