Произошло это в 1935 году. Некая молодая учительница Мария Калимагиру родом из Азии страдала тяжкой формой неврастении, уже переходившей в помешательство. После длительного напрасного лечения в афинской клинике мать отвезла её на остров Тинос. Когда они туда прибыли, Мария никак не хотела войти в церковь . Отвезли её в гостиницу. Вечером, чтобы отвлечь её внимание, Марию пригласили как бы на прогулку. Когда они немного прошлись, вдруг Мария сказала, что её почему-то сильно тянет в церковь . Попросила она и маму, и всех, кто с ней был, пойти туда вместе. Но когда подошли они к храму, то оказалось, что его двери закрыты. Это всех сильно опечалило. Но брат Марии заглянул в окно внутрь церкви и сказал: «Нам повезло. Вон внутри монахиня, она подойдёт и отопрёт нам». Тогда и мать, посмотрев в окно, увидела внутри высокую женщину в чёрном. Дочь же всё это время, уставившись вытаращенными глазами на дверь церкви, была как бы вне себя. А брат, не отводя глаз, смотрел на ту женщину в чёрном. Её фигура становилась всё крупнее, пока не достигла громадных размеров и исполинского роста. И вдруг женщина исчезла, причём в храме послышался ужасный треск, эхом разнёсшийся по всей округе. Тотчас позвали ктиторов церкви. Открыли храм, но никого внутри не обнаружили. Но самое главное чудо заключалось в том, что после этого треска учительница Мария стала вполне здоровой. Это событие принесло радость и матери, и дочери, и брату, и всему христианскому народу в Тиносе. Весть об этом чуде из уст в уста прокатилась по всей Греции, о нём много говорят и пишут. Произошло это в начале сентября лета Господня 1935-го. Повествование о наказании и об исцелении у источника преподобной Параскевы в Белграде Из моего Дневника Сегодня пришёл к нам фотограф Ерич просить о своём брате Марко, чтобы его приняли в монашескую школу. «Хотя, – говорил он, – мой Марко всегда был набожным, однако в этом году на Великую Пятницу согрешил: взялся чинить какую-то дорогу. Немедленно скорчилась у него левая рука, так что не мог он ею даже пошевелить.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Рассказ о чуде на острове Тинос Вся Греция была поражена чудесным явлением в знаменитой церкви Пресвятой Богородицы на острове Тинос. Произошло это в 1935 году. Молодая учительница Мария Калимагиру, из Азии родом, страдала от тяжелой формы неврастении, которая уже переходила в умопомешательство. После длительного и безрезультатного лечения в Афинской клинике мать привезла ее на остров Тинос. Когда прибыли туда, Мария ни за что не хотела идти в церковь . Поселили ее в гостинице. А вечером, якобы на прогулку, вывели. Прогулявшись немного, Мария вдруг сказала, что ее почему-то сильно тянет к церкви, предложила матери и всем ее сопровождавшим пойти в церковь . Они пошли, да оказалось, что церковь заперта. Все очень расстроились. Но брат, заглянув в окно храма, утешил: «На наше счастье, внутри осталась монахиня. Она сейчас подойдет и нам откроет». Мать, посмотрев, тоже увидела внутри высокую женщину в черном одеянии. Дочь же все это время смотрела широко раскрытыми глазами на дверь храма и была как бы вне себя. А брат ее неотрывно наблюдал за женщиной в черном. Она становилась все больше и больше, достигнув невероятных размеров. А потом вдруг исчезла, при этом в храме послышался страшный грохот, разнесшийся далеко вокруг. Быстро позвали сторожей. Открыли храм; но никого там не нашли. А верхом чуда было то, что после грохота учительница Мария стала совершенно здоровой. Радовалась она, радовалась мать, радовался брат, радовались все православные на острове Тинос. Об этом чуде стало известно во всей Греции, о нем всюду рассказывают и много пишут. Произошло это в начале этого месяца, сентября, лета Господня 1935-го. Рассказ о каре и об исцелении у святой Пятницы в Белграде Из моего дневника Сегодня к нам приходил фотограф Эрич просить за своего брата Марка, чтобы его приняли в монашескую школу. «Хотя Марко мой всегда был набожным, – рассказывал он, – да вот, в этом году согрешил в Великую Пятницу – взялся ремонтировать дорогу. Сразу после этого у него отнялась левая рука, так что не мог ею шевельнуть.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Умер он, потому что настал его час. После его последнего Причастия на Успение, я пришел к нему. Он лежал на постели и пел старческим, дребезжащим, почти без всякой мелодии голосом: «В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице...» С ним совершалось долгожданное, он уходил к своему Богу, он возвращался к своему Небесному Отцу, неся чашу своей жизни, наполненную до краев. Иеромонах Иоанн Епископ Николай Велимирович , гость мой, в церковном саду. Лос Анжелос. 1947 год. Храм Сергиевского подворья в Париже Профессора и студенты Свято-Сергиевской Духовной Академии в Париже, весна 1926. На этой фотографии видны церковно-общественные деятели середины двадцатых годов русской эмиграции Парижа, у здания только что преобретенного Сергиева Подворья. По правую руку от сидящего в первом ряду митрополита Евлогия, ректора Сергиевской Академии, сидят: Преосвященный епископ Вениамин, бывший Севастопольский, инспектор Академии, А. В. Карташев , С. С. Безобразов (впоследствии еп. Кассиан), В. Н. Ильин, В. П. Вышеславцев, Л. А. Зандер, О. Георгий Шумкин, кн. Гр. Н. Трубецкой. По левую руку митр. Евлогия сидят прот. Сергий Булгаков , архим. впоследствии епископ Иоанн Леончуков, Ев. П. Ковалевский и его сын И. Евг. За митр. Евлогием стоят: П. Н. Евдокимов , М. М. Осоргин, регент академического хора, в клобуке афонский старец о. Алексей Киреевский, секретарь епархиального управления Т. А. Аметистов, А. И. Греве (впоследствии архиепископ Никон) и другие. Себя нахожу в предпоследнем ряду слева, вторым Профессора и студенты Свято-Сергиевской Духовной Академии в Париже, осень 1926 г. Сидят (слева направо): Киселевский, инок Иоанн, иером. Георгий, свящ. Г. Шумкин, проф. С. С. Безобразов (впосл. преосв. Кассиан), декан прот. Сергий Булгаков , проф. Н.О. Лосский, проф. Флоровский, инок Афанасий 2/15 декабря 1926 г. в храме на Рю Дарю, Париж, рукоположение монаха Иоанна во иеродиаконы Митрополитом Евлогием. (и.д. Иоанн слева, в 1 ряду) Город Белая Церковь , Югославия 1927 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Какое особое песнопение посвящено Кресту в службах среды и пятницы? – По-гречески это песнопение называется «эксапостиларий», то есть «Светилен», и оно гласит: «Крест – хранитель всей вселенной, Крест – красота Церкви, Крест – царей держава, Крест – верных крепость, Крест – ангелов слава И демонов язва». 7.2. Святые Иконы Что такое иконы? – Это изображения лика Спасителя нашего Иисуса Христа и событий из Его земной жизни. То, что написано в Евангелии, в красках представлено на деревянной доске иконы или на стенах храма и открывается нашему взору так же, как мы постигаем Евангельское слово при чтении. Кого еще изображают на иконах? – Пресвятую Богородицу, ангелов и святых. Почему мы почитаем только ангелов и святых, но не другие творения или предметы? – Потому, что они связаны с Божественной личностью нашего Спасителя Иисуса Христа, а также потому, что ангелы и святые угодники являют собой единственно вечную ценность личности. Любое другое творение имеет лишь временную, преходящую ценность. В чем главное значение икон ангелов и святых угодников? – Они показывают нам власть Высшей силы над силами природы. Почитаем ли мы иконы как материальные предметы? – Ни в коем случае! Мы не обожествляем никого и ничего, кроме Пресвятой Троицы Единого Бога. Мы почитаем святых угодников, возлюбленных детей Божиих и последователей Христа, как дети почитают фотографии своих родителей или братьев. Являются ли иконы лишь изображениями Христа и Его святых? Они лишь символ нашего преклонения перед ними? – Нет, иконы гораздо важнее. Освященные иконы суть каналы передачи могущественной Божией благодати, которая исцеляет, перерождает, просвещает, придает отваги и напоминает, что Господь Бог настолько любит святых Своих и мучеников – как ближайших членов Своей семьи, что даже дарует их ликам чудотворную силу, когда их почитают и их именем взывают к Нему. Как это можно доказать? – Многосторонним опытом Церкви на протяжении жизни многих поколений, а также примерами действия чудотворных икон в наше время.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Прп. Иустин (Попович). Фотография. 60-е гг. ХХ в. [серб., Jycmuh] (Новый, Челийский) (Попович Благое; 25.03.1894, г. Вране - 7.04.1979, мон-рь Челие близ г. Валево), прп. (пам. 1 июня), архим., серб. богослов и проповедник. Дед И. был священником в 7-м или, по др. сведениям, в 13-м поколении. В детстве Благое с родителями, Спиридоном и Анастасией, часто посещал прп. Прохора Пшинского мон-рь , где стал свидетелем исцеления матери от тяжелой болезни. После окончания начальной школы во Вране учился в 9-классной семинарии св. Саввы Сербского (1905-1914), где сблизился с иером. св. Николаем (Велимировичем ; впосл. епископ Жичский). В 1914 г. хотел принять монашество, однако по просьбе его родителей митр. Белградский Димитрий (Павлович ; впосл. Патриарх Сербский) не дал ему благословения. В тот же год И. поступил на Богословский фак-т Белградского ун-та, но в начале первой мировой войны был призван в армию и служил в медицинской роте в госпиталях на юге Сербии. Вместе с серб. армией отступал из Ниша через Косово и Метохию в Албанию. Пережив военные лишения и переболев тифом, И. еще больше укрепился в стремлении стать монахом. 31 дек. 1915 г. в правосл. храме г. Шкодер (Скадар) он был пострижен в монашество архим. Вениамином (Таушановичем ; впосл. епископ Браничевский). В янв. 1916 г. по благословению митр. Белградского Димитрия И. был направлен на учебу в СПбДА. Из-за революционных волнений в России в июне 1916 г. он переехал в Великобританию, где продолжил изучение богословия в Оксфорде. Написал дис. «Философия и религия Ф. М. Достоевского», но отказался выполнить рекомендации оксфордских профессоров и изменить в ней критические оценки развития идей гуманизма и антропоцентризма в католицизме и протестантизме, поэтому в 1919 г. не получил научной степени. После возвращения на родину был назначен преподавателем семинарии в г. Сремски-Карловци. В мае 1920 г. рукоположен во диакона. С окт. 1921 г. преподавал НЗ, догматику и патрологию в семинарии св. Саввы Сербского. С 1921 г. проходил стажировку на богословском фак-те Афинского ун-та и в марте 1927 г. защитил докт. дис. «Проблема личности и сознания по св. Макарию Египетскому» (Τ πρβλημα τς προσωπικτητος κα τς γνσεως κατ τν Αγιον Μακριον τν Αγπτιον. Αθναι, 1926). 7 янв. 1922 г. рукоположен во иерея. В 1925-1927 гг. редактор ж. живот» (Христианская жизнь). В этот период близко познакомился с главой РПЦЗ митр. Киевским и Галицким Антонием (Храповицким) , архиеп. Кишинёвским и Хотинским Анастасием (Грибановским) и др. русскими священнослужителями-эмигрантами.

http://pravenc.ru/text/1237931.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Иоанн Шанхайский Иеромонах Иоанн (Максимович). Фотография 11.V.1934. Монашество В 1926 году Михаил был пострижен в монашество с именем в честь своего предка святителя Иоанна Тобольского . Постриг был совершён митрополитом Антонием в Мильковой обители . Далее тем же владыкой он был рукоположен во иеродиакона , а на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы рукоположен во иеромонаха епископом Гавриилом Челябинским. Со дня своего иноческого пострига отец Иоанн больше никогда не спал лёжа на постели - если засыпал, то на кресле или на коленях под иконами. Он постоянно пребывал в молитве, вкушал пищу раз в день и ежедневно служил Божественную литургию . Первые годы своей монашеской жизни иеромонах Иоанн особенно посвящает юношеству - с 1929 года он преподаёт и является воспитателем в духовной семинарии города Битоля . Уже в то время святитель Николай (Велимирович) , сербский Златоуст, давал такую характеристику молодому иеромонаху: " Если хотите видеть живого святого, идите в Битоль к отцу Иоанну " . Отец Иоанн быстро завоевал любовь учащихся своим умением вдохновлять их высокими христианскими идеалами и сам относился к ним как любящй отец - по ночам он ходил по общежитию и осенял спящих крестным знамением. В этот период по просьбе местных греков и македонян он начал служить для них на греческом языке. Тогда же иеромонах Иоанн стал посещать больницы и отыскивать больных, нуждающихся в молитве, утешении и причащении. Владыка Шанхайский Так как известность иеромонаха Иоанна непрерывно росла, то заграничные архиереи решили возвести его в епископы . Желая уклониться от такого высокого звания, он стал ссылаться на своё косноязычие, но архиереи остались непреклонными, указав ему, что и пророк Моисей был косноязычным. В мае 1934 года иеромонах Иоанн был хиротонисан во епископа Шанхайского , викария Пекинского , и отбыл ко своей пастве. Это была последняя хиротония, совершённая митрополитом Антонием (Храповицким). В письме епископу Хайларскому Димитрию владыка Антоний так писал об отце Иоанне: " Как мою душу, как моё сердце посылаю к Вам Владыку Епископа Иоанна. Этот маленький, слабый человек, почти ребёнок с виду, является каким-то чудом аскетической стойкости в наше время всеобщего духовного расслабления " .

http://drevo-info.ru/articles/6259.html

Письмо 63. Художнику Павлу И., на вопрос о том, как узнать православную икону Пресвятой Богородицы К своему письму ты приложил фотографию картины, которая распространяется в народе с именем Пресвятой Богородицы. На картине изображена молодая веселая женщина, с распущенными волосами до плеч, с полным лицом, яркими устами, в пестрых одеждах. Без младенца на руках. Ты и сам понял, что это не православное изображение, но спрашиваешь, как человек может сразу узнать православное изображение Богородицы. Одним из самых важных знаков, отличающих православную икону Богородицы, служат три звезды: одна над Ее челом, вторая на правом плече, третья на левом. Три звезды символизируют девственность Пресвятой Девы до рождества Христа, в момент рождества и после рождества. Затем – цвета Ее одежд. Как правило, в Ее одеянии преобладают три цвета: золотой, красный и голубой. Золотой цвет символизирует бессмертие, красный – мученичество, славу и господство, голубой – небеса; все вместе это означает, что, облеченная бессмертной славой на небесах, Она некогда была Рабой Божией и Страдалицей на земле. Лик Пресвятой Богородицы на православных иконах никогда не изображается полным или округлым, но всегда удлиненным и тонким. Глаза крупные и задумчивые. Тихая грусть, готовая к утешительной улыбке. Грусть о скорбях мира, а улыбка – упование на Господа Утешителя. Но и грусть, и улыбка сдержанны, лишь угадываются, все сдержанно и подчинено духу. Это лик Победительницы, пережившей всю горечь страданий и боли, Которая теперь может помочь всем, кто борется со страданием и болью. Волосы всегда убраны полностью. Об этом лице нельзя сказать, что оно красиво по-человечески. Оно отклоняет всякую мысль о телесности. Оно излучает небесную красоту, которая являет себя только в святости. Оно обращает мысли того, кто смотрит на него, к возвышенной реальности и красоте души. Голова Богородицы мягко склоняется к Богомладенцу Христу, Которого Она держит на груди. Этот мягкий наклон символизирует Ее покорность воле Божией во всем, выраженную в ответе благовестителю Архангелу Гавриилу:/се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему/ 147 ; а также означает признание Ею Того, Кого Она держит на руках, большим Себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В течение последнего десятилетия силами монастыря были обновлены также трапезная и церковь свт. Саввы, построенная и расписанная еще при владыке Николае русским живописцем Николаем Майендорфом. И вот тогда и произошло чудесное обретение образа святого благоверного царя-мученика Николая Александровича. Надо сказать, что фон настенных росписей выдержан, согласно византийской традиции, в глубоких синих тонах. Слева и выше входной двери в северо-западном углу храма оставался незаписанным (как думали) прямоугольник. И вот в ходе ремонтно-реставрационных работ, когда стали его расчищать, от стены отделился лист синей плотной бумаги. А за ним явился образ Государя Императора со всеми знаками царской власти: в венце и бармах, со скипетром и державой, в горностаевой мантии с двуглавыми орлами, из-под которой виден мундир с золотым наборным поясом и муаровая лента через плечо, на груди крест. Крест же короны Российской Империи, немного выступавший за край бумажного листа, был лишь слегка закрашен синей краской. Лист крепился к стене простыми кнопками, что видно даже по фотографии. Так был сокрыт от возможного поругания от коммунистов лик царственного страдальца. После войны Тито не только зверски расправился с духовенством и монархистами, но и со всеми русофилами. Чудесно спасенна фреска царя-мученика Николая Напомним, что в период между двумя мировыми войнами Синод Сербской Церкви был просто завален свидетельствами о горячем почитании сербами убиенного императора и просьбами о его скорейшей канонизации. «Посмеем ли мы когда-нибудь забыть, что Русский царь с детьми своими и с миллионами собратьев своих пошел на смерть за правду сербского народа? Посмеем ли умолчать пред небом и землею, что наша свобода и государственность стоят России больше, чем нам? Мораль мировой войны, неясная, сомнительная и с разных сторон оспариваемая, являет себя в русской жертве за сербов с евангельской ясностью, несомненностью и неоспоримостью», – сказал в 1932 г. владыка Николай Жичский в проповеди на день св.кн. Владимира. В той же проповеди владыки Николая Велимировича есть и такие слова: «Наступает время, и настало уже, когда воинство живых русских святых от святого Владимира, святого Серафима и до последних новомучеников, с Царем-мучеником во главе, возвестит небу и земле, что народ русский заново рожден в страданиях, снова кровию освящен, преображен Христом и готов помочь всему миру».

http://pravoslavie.ru/39973.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Викентий (Проданов), Патриарх Сербский. Фотография. Сер. XX в. [серб. Bukehmuje] (Проданов Витомир; 10/23.08.1890, Бачко-Петрово-Село, Сербия - 5.07.1958, Белград), Патриарх Сербский. Начальное образование получил в родном городе. В 1909 г. окончил гимназию в г. Нови-Сад, в 1913 г.- семинарию в г. Сремски-Карловци. Преподавал в школах Бачской обл. 1 июня 1917 г. еп. Георгием (Летичем) назначен делопроизводителем Темишварской епархии . 5 авг. 1917 г. пострижен в монашество в мон-ре Бездин. 12 сент. 1917 г. рукоположен во диакона в кафедральном соборе г. Темишвар (рум. Тимишоара). В 1919 г., после вхождения Темишвара в состав Румынии, вернулся на родину и вступил в клир Бачской епархии. Возведен в сан протодиакона, 1 февр. 1921 г. назначен секретарем совета мон-рей Карловацкой митрополии. В 1923 г. возведен в сан архидиакона. В 1929 г. окончил филос. фак-т Белградского ун-та. 18 нояб. 1929 г. принял священство, 20 нояб. 1929 г. возведен в сан архимандрита. В окт. 1932 г. назначен секретарем Свящ. Синода Сербской Православной Церкви (СПЦ). 21 июня 1936 г. избран викарным епископом Марчанским. Хиротонисан Патриархом Варнавой (Росичем) в кафедральном соборе Белграда. В качестве помощника Патриарха активно выступал против заключения конкордата между Югославским королевством и Ватиканом. В 1938 г. Патриарх Гавриил (Дожич) поручил В. как патриаршему викарию управление Белградско-Карловацкой митрополией. В 1939 г. назначен епископом Злетовско-Струмицким, в 1940 г.- управляющим Охридско-Битольской епархией. Основал Историческое об-во Воеводины, нек-рое время был редактором «Вестника исторического общества». После поражения Югославии от нем. войск в апр. 1941 г. и оккупации Македонии болг. войсками В. был изгнан с кафедры. С 1941 по 1947 г. заменял еп. Николая (Велимировича) на Жичской кафедре. После окончания войны югославские власти не позволили изгнанным архиереям СПЦ возвратиться на свои кафедры на территории Македонии. С 1947 по 1951 г. В. был администратором Сремской епархии и старался спасти от разрушения памятники церковной архитектуры, пострадавшие в годы войны.

http://pravenc.ru/text/158464.html

В Войловице владыка Николай не оставлял своих трудов. Он взялся за редактирование сербского перевода Нового Завета, выполненного в свое время Вуком Караджичем. Обеспечив себя наиболее авторитетными переводами Нового Завета на других иностранных языках, он приступил к работе вместе с иеромонахом Василием (Костичем). Этому труду были посвящены почти два года пребывания в Войловице. В итоге обновленная редакция Нового Завета была закончена. Помимо исправления Нового Завета владыка исписывал целые тетради различными поучениями, стихотворениями, песнями, которые он посвящал разным духовным лицам и дорогим его сердцу людям. По воспоминаниям очевидцев, владыка вырезал из белградских газет некрологи умерших с фотографиями и постоянно молился об упокоении их душ. От тех дней сохранился написанные владыкой Николаем в одной тетради «Молебный канон» и «Молитва Пресвятой Богородице Войловачской», как и написанные позже в Вене «Три молитвы в тени немецких штыков». 14 сентября 1944 года владыку Николая и патриарха Сербского Гавриила отправили из Войловицы в концентрационный лагерь Дахау, где они оставались до конца войны. 8 мая 1945 года они оба были освобождены американскими войсками. После освобождения из концлагеря святитель не вернулся на Родину, где к власти пришли коммунисты. Более того, он был записан новыми властями в ряды народных предателей, его имя на долгие годы стало объектом грязной клеветы. Тем не менее сербский народ со вниманием следил за деятельностью святителя за границей, с любовью внимая его устному и письменному слову. Творения святителя читались и размножались, пересказывались и запоминались надолго. Богатство в Боге – вот что пленяло душу серба во владыке. В своем сердце святитель продолжал всю жизнь творить теплую молитву о своем народе и Родине. Несмотря на ухудшение здоровья, владыка Николай находил силы для миссионерской деятельности и церковной работы, путешествовал по просторам США и Канады, ободряя малодушных, примиряя враждующих и научая истинам евангельской веры и жизни многие ищущие Бога души. Православные и другие христиане Америки высоко ценили его миссионерские труды, так что он по праву причислен к сонму апостолов и миссионеров Нового континента. Святитель Николай и в Америке продолжил свою писательскую и богословскую деятельность как на сербском, так и на английском языках. Он старался, насколько это возможно, помочь сербским монастырям и некоторым знакомым на Родине, посылая скромные посылки и пожертвования.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010