2) как крещеному человеку диавол строит козни, особенно во время поста и молитвы; 3) как Господь – кротко, точно агнец, но решительно как властелин – отвергает диавольские искушения. Проповедь о покорности воле Божией Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли . Мф. 6:10 Блажен святой Иоанн Креститель, ибо еще прежде [проповеди] Евангелия исполнил [он] его [во всей полноте]! Удалившись в пустыню, он всецело – и телом, и душой – предал себя воле Божией. Так что воля Божия совершалась и на земле его тела, и на небе его души. Ни голод, ни звери не повредили его тела в пустыне на протяжении многих лет, равно как ни отчаяние от одиночества, ни гордость по причине небесных видений не причинили ущерба его душе. Не запросил он у людей ни хлеба, ни знаний. Всё потребное дал ему Бог , ибо совершенно вдал он себя в волю Божию. Не сам он направлял свои стопы в пустыню или из пустыни. Незримый Кормчий свыше руководил его жизнью. Ибо когда надлежало ему выйти из пустыни и пойти навстречу Господу, говорится, что бысть глагол Божий Иоанну ( Лк. 3:2 ). Словно невинный младенец – с такой простотой рассказывает святой Иоанн о своем общении с Небесными Силами: Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа, сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий ( Ин. 1:33–34 ). Как просто и трогательно вещает он о небесных истинах! Но как страшен он, точно лев, в обличении людской неправды, злодейств Ирода и Иродиады! Агнец и лев живут в нем сообща. Небо близко ему так, как мать дитяти. И воля Божия для него так доступна и ясна, как и для Ангелов на небесах. Господи премудрый, управь по Твоей воле жизнь и нас, грешных, в пустыне мира сего, как управил Ты жизнь святого Иоанна Крестителя. Тебе слава и [по] хвала вовеки. Аминь. 8 января 1. Свв. мученики Иулиан и Василисса . Происходили из благородных и богатых семей. После венчания взяли на себя обет жить девственно, как брат и сестра. Раздали всё свое имущество нищим и приняли иноческий постриг.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

2 Мая. Поучение об осторожности по отношению ко всему, что не по Христу Смотрите, (братия), чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу ( Кол.2:8 ) Братья, пусть не пленит нас философия, по своим догадкам утверждающая, что нет ни жизни вечной, ни воскресения из мертвых. Ведь мы к Истине приходим не через догадки людские, а через Божие Откровение. И то, что мы знаем об Истине, знаем от самой Истины, Которая открылась в Господе Иисусе Христе и нам донесена верными и мудрыми свидетелями Истины, апостолами и святыми. Если же мы, из-за грехов наших, отвергнем эти свидетельства и примем догадки человеческие, то окажемся в мрачном и жестоком рабстве у природы, плоти, греха и смерти. Братья, пусть не обманет нас человеческое пустословие, от человека и по человеку, будто бы нет того света, а если он и есть, то мы, якобы, о нем ничего не знаем. Ведь мы знаем достоверно, что тот свет есть. И знаем это не от гадальщиков и обманщиков, а от Самого Господа Иисуса, Который на Фаворе явился ученикам с давно покинувшими этот свет Моисеем и Илией, и Который Сам явился многим последователям Своим после смерти Своей. А еще мы это знаем от апостолов, святых и многочисленных тайновидцев, которым, за их чистоту и святость, Бог открыл подлинную истину о том свете. Если же, из-за грехов наших, мы не верим этим святым и истинным свидетелям, то будем верить темным и лживым людям, и станем рабами мрака, греха и смерти. Братия, пусть не соблазнит нас наука мирская, которая исследует животных, растения и камни и заявляет, что она нигде не нашла Бога среди этой твари, а потому дерзко утверждает, будто Бога и нет. Но ведь мы же знаем, что Творец и не может быть тварью среди твари, Он – над всеми тварями, и отличается от всей твари. А мы это знаем как благодаря духовному разумению и совести, так и благодаря ясному Откровению Самого Господа Иисуса, Который и в теле человеческом явил Себя как Хозяин всех сотворенных тварей, а также благодаря свидетельству апостолов и многих других святых и ясновидящих людей. Так прославим Господа Иисуса, Воскресшего из мертвых. Господи Воскресший, Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

2) что [зачатый в сем прелюбодеянии] его сын умрет; 3) что меч не отойдет от его дома, что и сбылось в целости. Проповедь о Слове Божием – Творце Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть. Ин. 1:2–3 О досточудном Слове Божием, братья, говорит евангелист, о Слове разумном, смысленном, о вечной Божией Премудрости, о совечном [Отцу] Сыне Божием. Сие досточудное Слово единосущно со Отцем и Духом Святым, а по ипостаси отлично и от Отца, и от Духа, ибо рождается [Оно] от нерожденного Отца. Было Оно единосущным [со Отцем и Духом Святым], есть и будет. Когда Оно было у Бога? В начале, – говорит евангелист. Что означает это понятие: в начале ? Означает то же, что и «сперва» или «перво-наперво». Итак, сперва Слово Божие было у Бога, присно единосущно Оно со Отцем и ипостасно как Сын, но еще не восприняло Оно на себя плоти. Затем сие Божие Слово воплотилось и во плоти явилось роду человеческому. Пока пребывало Оно не воплотившимся Словом у Бога, все чрез Него начало быть. Небо и земля, весь небесный и весь земной – всё начало быть Им, этим Словом Божиим, пока было оно не воплощенным у Бога. Без Божия Слова ничего не начало быть, что начало быть. Оно было жизнью и светом, и свет светил во тьме, и тьма не объяла его . В первую очередь тьму образуют смерть и грех. Эта тьма не объяла Сына Божия. Впрочем, и весь сотворенный – тьма по отношению к Богу, однако во тьме сей светит Слово Божие, Божия Премудрость разумная, красноречивая, величественная. Любое творение было бы тьмой, если бы не сиял из него таинственный свет Сына Божия, Которым всё начало быть, что начало быть. Оно было в начале у Бога . А потом что с Ним было? И Слово стало плотию . Доселе – история сотворения отселе – история спасения рода человеческого. Однако, став плотью, Слово Божие не удалилось от Бога Отца и Духа Святого, ибо Божественная Троица нераздельна, – но лишь облеклось Оно плотью и душой человеческой, дабы Солнце, превысшее [всех] солнц, могло приблизиться к людям в прохладе тела и спасти людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

2 Января. Поучение о Давиде И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом; Слезы мои были для меня хлебом и день и ночь. ( 2Цар.12:13 ; Пс.41:4 ) Согрешил царь Давид Богу, покаялся, и Бог простил его. Большим был грех царя, но еще больше покаяние. Он был виновен пред Богом за два тяжких греха – прелюбодеяние и убийство, но когда его изобличил Нафан, пророк Божий, он с болью воскликнул: Согрешил я пред Господом. Исповедовал, значит, свой грех и раскаялся горько-прегорько. И сокрушенно молился Богу, плача, постясь, лежа на земле и перенося кротко страшные удары, которые Бог послал на него и на дом его, и на народ его из-за согрешения его. В своих покаянных псалмах он говорит: Я же червь, а не человек ( Пс.21:7 ); ... От голоса стенания моего кости мои прильнули к плоти моей ( Пс.101:6 ); не сплю ( Пс.101:8 ); Я ем пепел, как хлеб, и питье мое растворяю слезами ( Пс.101:10 ); Колена мои изнемогли от поста ( Пс.108:24 ). Вот настоящее покаяние, вот истинный кающийся! Он не погряз в грехе и не впал в отчаяние. А, надеясь на милость Божию, каялся непрестанно. И Бог, любящий кающихся, смиловался над этим примерным кающимся. И простил Бог его, и прославил его над всеми царями Израилевыми, и дал ему благодать превеликую, чтобы пел он самые прекрасные молитвы покаянные и чтобы предсказал приход в мир Спасителя мира, причем от его колена. Видите, братья, сколь удивительна милость Божия по отношению к кающимся! Так понравился Богу этот кающийся Давид, что Бог не постыдился Сам взять на Себя плоть от семени его. Благо тем, кто не погряз во грехе, и тем, кто не впал в отчаяние из-за греха. Покаяние спасает и от одного, и от другого зла. Господи Милостивый, смягчи сердца наши слезами покаянными. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

30 . Если Бог желает наказанием пробудить и вразумить какой–либо Свой народ, то чаще всего использует для этого безбожников и палачей, а не святых праведников. Так, послал Он царя Вавилонского Навуходоносора, раба Своего, покарать дремлющий и отпавший иудейский народ. Однако как только Навуходоносор выполнил свое кровавое задание, Бог – за его глупое и горделивое самолюбование – поразил Навуходоносора безумием, и тот семь лет жил как вол среди полевых зверей. А затем Бог вернул ему разум, и Навуходоносор познал истинного Бога и сказал: Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны и Который силен смирить ходящих гордо ( Дан.4:34 ). Бог наказывает людей не потому, что якобы любит карать (вовсе нет!), а потому, что сами люди считают Божие наказание единственным надежным врачеванием от всякой неправды. 31 . Вавилонский царь Валтасар устроил пир в собственном столичном дворце, пригласив на него своих вельмож и их жен. Снедаемый гордыней, повелел он принести освященные золотые сосуды, награбленные в Иерусалимском храме; и из этих посвященных Богу сосудов пил вино он сам и его вельможи и их жены. Однако в самый разгар буйного и пьяного веселья во дворце появилась таинственная рука, быстро написавшая на стене три слова: мене, текел, упарсин. В ту же ночь царь Валтасар был убит и его царство перешло к другому (Дан.гл.5). Это чудо Господь сотворил в предостережение всем на все времена, а именно: что сурово будут наказаны осквернители святыни. 32 . Дух Господень подвигнул персидского царя Кира, язычника, издать указ о воссоздании разрушенного храма в Иерусалиме ( 1Ездр.1 ). А к тому же благодаря Своим праведным служителям, священникам Ездре и Неемии, на которых была рука Господня Тот же Самый Дух Господень внушил царю Дарию и царю Артаксерксу данной им властью открыть дорогу и сделать возможным восстановление иерусалимских стен и храма, в котором явится Мессия, Который закроет его и разрушит навсегда. Таким образом, и язычники – хотят [они того] или нет, знают ли [о том] или [даже] не подозревают – нередко служат великим Божиим целям.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

30 Марта. Поучение о втором пришествии Господа Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого ( Мф.24:27 ) Второе пришествие Господа Иисуса будет пришествием во славе. Это Господь неоднократно говорил. Но здесь нам Он еще ближе указывает, на что будет подобно это пришествие. Будет подобно, говорит Он, на молнию. Этим Он раскрывает нам пять особенностей грядущего пришествия Своего. Во-первых, Его второе пришествие будет неожиданным, как молния. Об этом Он нас и предупредил: бодрствуйте, потому что не знаете дня и часа! Во-вторых, Его пришествие будет ярким, как молния. Солнце и звезды потемнеют, и вся вселенная утратит лучезарность лица своего, когда Он воссияет. Кто грешит, у того меньше света и лучезарности. То какая же тьма будет под этим небесным пламенем! Поэтому Он нас и предупредил, чтобы держали лампады душ наших наполненными елеем и приготовленными. О братья, не оказаться бы нам во мраке в тот страшный час! В-третьих, Его пришествие будет мощным, как молния. Потому что Он Сам определенно в другом месте говорит, что Он придет в силе и славе. В-четвертых, Его пришествие будет всеобъемлющим и видимым для всех и каждого, от востока до запада. То есть, Он явится не как в первый раз, чтобы Его видели только ученики Его, либо только одно племя, один народ, одна страна, одно государство, а явится как молния, которую все люди и все племена на земле одновременно увидят. В-пятых, как появление молнии предшествует дождю и граду, так Его второе пришествие будет предшествовать Страшному Суду, который для праведников и верных будет как желанный дождь, а для неправедных и неверных как град. Будем готовиться, братья мои, потому что собираются тучи и из них в любое время может ударить божественная молния. Господи Великий и Грозный, добавь елея в лампады душ наших, чтобы не оказались мы в вечной тьме тогда, когда явится Твой вечный свет. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

30 Мая. Поучение о Духе Святом Утешителе Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам ( Ин.14:26 ) Что же значат эти слова на деле, если не то, что нужно молиться ежедневно, чтобы к нам сошел Дух Святой, так же, как молимся мы каждый день о хлебе насущном? Бог может в любой день послать к нам Духа Святого, но Он требует от нас, чтобы мы каждый день молились о Духе Святом. Ибо как бывает хлеба то изобилие, то недостаток, так бывает и с Духом Святым. Дух Святой приходит к нам и уходит от нас, когда как, в зависимости от нашей ревности либо лености в молитве, в зависимости от добрых дел и терпения. Поэтому Церковь установила, чтобы первое утреннее богослужение начиналось призыванием Духа Святого: Царю Небесный Утешителю, Душе Истины... прииди! А затем идет молитва: Хлеб наш насущный даждь нам днесь... Почему так? Потому что без Духа Святого мы не умеем даже хлеб употребить как следует, для спасения нашего. Он будет научать вас всему. То есть научать каждый день и каждую ночь в соответствии с условиями, в которых вы находитесь. Он будет направлять вас на путь, советовать, наставлять, о чем следует думать, что следует говорить, что следует делать. Поэтому просите у Бога только Духа Святого, а остальное Он вам принесет – все, что вам потребуется в конкретный момент. Если Он сойдет на вас, вы будете все, что нужно, знать, все уметь и все мочь. И Он напомнит вам все, что Я говорил. То есть: не бойтесь, что забудете Мое учение и Мои слова. Дух Святой знает все, что Я знаю; поэтому, когда Он будет присутствовать в вас, будет присутствовать и все мое учение вместе с Ним. О Господи Душе Святый, соблаговоли сойти на нас не по нашим заслугам, а по заслугам Господа Иисуса и по Твоей безграничной доброте. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

38 . Вопрос: творит ли Бог чудеса [и] среди язычников (политеистов) и идолопоклонников? Творит, когда гневается на них. А гневается на них потому, что о чуде молятся они ложным богам, не имеющим ничего присущего Богу истинному и даже ничего человеческого. Впрочем, Бог милостив к Своим созданиям, освещая Своим солнцем как добрых, так и злых и творя добро и тем, кто не ведает Его и гонит. Вся земля полна Божиих чудес. 39 . И среди животных и зверей Бог творит чудеса, зная всем им число, поддерживая их, питая и напояя и направляя их Своим Духом, куда Он хочет. Положил еси тьму, и бысть нощь, в нейже пройдут все зверие дубравнии. Скимни рыкающие восхитити и взыскати от Бога пишу себе… Вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время. Давшу Тебе им, соберут; отверзшу Тебе руку, всяческая исполнятся благости. Отвращшу же Тебе лице, возмятутся, отъимеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся. Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли ( Пс.103:20–21,27–30 ). Бог Творец – это и Бог Вседержитель. Часть вторая 40 . Чудеса суть чудеса, будь то ветхозаветные или новозаветные. Ведь Бог, творящий чудеса, – всегда Тот же. И все–таки они не совсем одни и те же. Разницу внес Тот, Кто явился во плоти, хотя Он – и Творец всякой плоти. А во плоти явился Он – Единородный Сын Божий, Господь и Спаситель наш Иисус Христос – чтобы из людей–рабов, наемников, слуг сделать Божиих сынов. В истории вселенной Он – высочайшее чудо, верховная Сверхъестественность, явленная в естественном. 41 . Итак, каково же различие между чудесами первого и чудесами второго Завета? Различие не столько в самих чудесах, сколько в чудотворцах. В Ветхом Завете чудотворцы – это Божии рабы, тогда как в Новом Завете чудотворцы суть Сын Божий и Божии сыны. 42 . Тем, которые Его, Сына Божия, приняли, – тем дал Он власть быть чадами Божиими ( Ин.1:12 ). Святой Павел говорит об этом христианам: Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса ( Гал.3:26 ). И еще: Он, Сын Божий, пришел, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление… Посему ты уже не раб, но сын. И еще дальше: А если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа ( Гал.4:5,7 ). Итак, заключает апостол, вы уже не чужие и не пришельцы, но… свои Богу ( Еф.2:13–19, 3:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

3,24). Как праведники, так и грешники за свои дела воспринимали награду или кару здесь, на земле, — разумеется, не по воле случая и рока, а от Бога правды, строгой правды закона. Люди на земле отличались долголетием и умирали, будучи насыщены жизнью (Быт. 25,8; 35,29). Некоторые, но не все, догадывались, что души не умирают вместе с телом, но и не возвращаются к Богу, а нисходят в шеол или спят в прахе земли (Дан. 12, 2). Но все жили и умирали в ожидании Кого–то с неба, Чье происхождение из начала, от дней вечных (Мих. 5, 2). Чем больше мip растлевался и чем охотнее избранный народ сливался воедино с народами, чуждыми избрания, тем громогласнее пророки возвещали пришествие обетованного Богом Спасителя, Мессии. И праведники из поколения в поколение с неугасающей надеждой и воздыханием чаяли грядущего Избавителя. Однако в этом ожидании все сии умерли в вере, не получивши обетований, а только издали видели оные (в серб.: … в вере умерли все те, не получив обетования (Обетованного), но видели Его издали и поклонились Ему. — Пер.) (Евр. 11,13). Подтвердил это и Сам Иисус, сказав Своим ученикам: Блаженны очи, видящие то, что вы видите! ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали (Лк. 10,23–24; ср.: 1 Пет. 1,10–11). От Царя царей и Пророка пророков праведники и ожидали чего–то нового, но никто не чаял того, что свершилось на самом деле и как это все произошло. Никто не подозревал, что поставит Он Себя выше ветхозаветного Закона, хранимого во святая святых; а еще меньше — что воздаяние праведникам перенесет Он с земли на небо и возвестит Небесное Царство как подлинную явь, реальность, в которой и достойные люди вкупе с Ангелами будут жить вечно и сиять, как солнце (ср.: Мф. 13,43), и что, в конечном итоге, люди станут сынами Божиими, достигнув — пламенным желанием и подвигами — такого преуспеяния, что будут совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48). Сказано [так–то] — а Я говорю вам.

http://predanie.ru/book/217172-edinyy-ch...

3 Апреля. Поучение о Первом и Последнем, Живом Не бойся; Я есмь Первый и Последний и Живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь ( Откр.1:17–18 ) Так сказал Господь Иисус любимому ученику Своему Иоанну в видении на острове Патмос. Чего не бойся? Не бойся гонения на церковь со стороны язычников. Не бойся мучителей, которые мучают Моих верующих со всех сторон. Не бойся царей, которые поднимают гонения на христиан. Не бойся деспотичных вельмож этого мира, которые издеваются над Моим унижением и Моей смертью. Не бойся бесов, которые ослепляют людей страстями, и те не видят истины, которую Я принес в мир. Не бойся ничего! Как же не бояться, Господи! Когда весь мир до зубов вооружен и восстал против нас, малочисленных и невооруженных, как же не бояться? Не бойся, потому что Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний. А все эти войска, вооружившиеся против вас, являются не чем иным, как преходящей ордой мертвецов. Я прежде времен и Я после времен, до начала всего и после конца всего сотворенного Я. А они все заперты в одну пядь времен, которую Я Сам каждому сотворенному отмерял, и из той пяди они не могут протянуться. Не бойся, потому что Я был мертв, и се, жив. И смерти не бойся. Я до смерти и после смерти. Смерть – слуга Мне, и Я пустил слугу Своего в мир, чтобы Мне послужил. И Я подчинился Своему слуге на три дня, и приказал ему, чтобы Меня отпустил, и се, жив. Я властитель смерти, как и жизни. Я властитель времен, как вечности. Не бойся! Во веки веков Я жив. И ты жив будешь со Мной. И все те, кто останется Мне верен и не убоится, живы будут со Мной. Не бойся, Я есмь Альфа и Омега. Господи Вечный и Бессмертный, дай, чтобы эти Твои святые слова всегда звучали в душах верующих Твоих, когда возникнет гонение на святую Церковь Твою. Чтобы не убоялись мы, держась Твоей десницы. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010