Вышел в свет календарь «Год со святителем Николаем Сербским» Москва, 21 июля 2009 г. Вышел в свет подготовленный издательством Сретенского монастыря календарь «Год со святителем Николаем Сербским (Велимировичем)». Новое издание стало продолжением целой серии аналогичных церковных календарей. Произведения свт. Николая, которого по праву называют Сербским Златоустом, пользуется заслуженной любовью русских читателей. При составлении календаря на 2010 год были использованы отрывки из таких известных работ святителя как «Миссионерские письма», «Евангельские беседы», «Молитвы на озере» и др. При оформлении календаря использованы редкие фотографии и иконы свт.Николая, а также оригинальные фотографии святынь Сербской Православной Церкви. Приобрести календарь можно в магазине " Сретение " , в отделе оптовой торговли Сретенского монастыря, а также через интернет-магазин . 21 июля 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/31269.html

Прочитал я Саввин календарь и вижу, что ты решил меня под старость разбаловать и испортить. Тем более, что и другие суждения о книге близки к твоим. Да отплатит тебе Господь добром за твою ревность по святыне Его. Сейчас я обратил свой взор на Мюнхен из-за книгоиздания. Там Наш большой друг. Еще раз: С праздником крестной славы! Святой Йово в помощь. Желаю вам гостей побольше. Здоровья и мира и радости и успеха и с Н. Годом. Аминь, Боже дай, святой Йово, помогай! С любовью и благословением Ваш Е. Николай. Относительно Канады: пиши «Компетентному». Не ответит. Ты снова пиши, и пусть ему Ириней 41 напишет. Смотрю на фотографию Найданову [Найдановича] и думаю: «Между празднующим сегодня славу и св. Йованом есть и сходство: оба «пламенные духом» 42 ; и различия: у Йово никогда не было белой бороды, а у Найдана – черной. Ведь ни Йован не дожил до белой бороды, ни Найдану не пришло время иметь черную». 14 – VIII – 52 г. Мой дорогой отец Димитрий, Мир тебе и радость от Господа. Прошу тебя, пришли тот другой экземпляр «Жития св. Савы 43 » на прилагаемый адрес. Готовлюсь к 14-й литургии на следующей неделе и – к отбытию в Америку. Помолись за меня Богу. Вы доставили мне большую радость своим визитом. В жизни есть встречи, которые прочно остаются в памяти. Желаю тебе и Леле мира, успеха и радости. Как и «всему благочестивому сербскому роду», коих ты пасешь. Сердечно преданный тебе Николай Если тебе потребуются еще мои книги для английских друзей, скажи Буацу. 20. Зап. 26. ул. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. 30 августа 52 г. Мой дорогой доктор, Смерть Владыки, дорогого нам Иринея, вызвала невероятное смятение, горе и боль среди американского Сербства 44 . На одного раба меньше, на один гроб больше в нашей ностальгической эмиграции. Но об этом тяжело писать, проще вздохнуть, а еще проще промолчать. Меня очень интересует, где будет погребено его тело. Полагаю, что не в Кембридже, где нет ни одного Серба, который бы хоть раз пришел к нему на могилу!.. Об одно тебя прошу. Больничный фонд, который ты основал на эту мою небольшую сумму, не называй моим именем, но именем Владыки Иринея. Пусть это будет ему «задушие» как с моей, так и с твоей стороны. А нашему чуткому и благородному сербскому народу это будет теперь и ближе, и приятнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

На основании приведенных слов Священного Писания, а также рассуждений святителя Николая, можно с уверенностью сказать, что всякая попытка людей достичь хотя бы внешнего единения вразрез с волей Божией не увенчается успехом. Как пишет богодухновенный пророк: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Пс. 126. 1, 2). И какой бы «новый мир» на земле ни строил человек, сад (евр. Рай – прот. В.В.), который насадил не Отец Небесный, поздно или рано искоренится (ср. Мф. 15, 13). Церковь же Христа Спасителя пребудет вовек. Христианин же как член Церкви должен воздвигнуть на земле духовную башню из добрых дел, основанием которой являлся бы Господь Иисус Христос. Как учит святой апостол Павел: «Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором всё здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Еф. 2, 19–22). А то, что поддерживает Бог Своим перстом, говорит святитель Николай в «Беседах», стоит прочнее, чем то, что подпирает своими спинами весь мир. Чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом (1 Кор. 1, 29) [lxv] ! Службы на каждый день первыя седмицы Великаго поста. Вторник. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. 1994. С.82. Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). Война и Библия. Наука закона (номология). М. 2016. С.320. Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). Война и Библия. Наука закона (номология). М. 2016. С.322. [v] Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). Единый Человеколюбец. Феодул. М. 2012. С. 137. [xi]  Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). О Боге и людях. Алфавитные главы. М. 2006. С. 55. [xiii]  Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). Единый Человеколюбец. Феодул. М. 2012. С. 137. [xvi] Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). Война и Библия. Наука закона (номология). М. 2016. С. 320.

http://bogoslov.ru/article/5514684

протоиерей Виктор Василевич Скачать epub pdf Какое выражение нравственный закон имеет в разных религиозных системах? Насколько он универсален и чем отличается от христианской нравственности? Почему среди принявших православие иногда бывает больше безнравственных людей, чем среди неверующих или иноверцев? Все эти вопросы находят отражение в трудах святителя Николая Сербского (Велимировича). Взгляды святого на эту тему приведены в статье преподавателя Минской Духовной Семинарии протоиерея Виктора Василевича. В своей книге «Слово о Законе» святитель Николай Сербский приводит беседу преподобного Серафима Саровского с ученым архимандритом Макарием 1 , ректором семинарии. Из этого разговора между двумя яркими личностями XIX века святитель выделяет временные эпохи, которые делят человечество на три периода: детский, юношеский и зрелый. Детство человечества длилось до Закона, юность – под Законом, а когда пришло время, то есть в зрелые годы человечества, послал Бог Сына Своего Единородного 2 . Святитель Николай, говоря о первом периоде, приводит слова преподобного Иоанна Кассиана : «Чем руководствовались люди до заповедей Божиих? На основе чего они создавали свои законы, не имея Закона? На основе чего Авель мог быть праведным? Как он мог знать, что нужно принести жертву Богу от первородных стада своего ( Быт. 4, 4 )? Как Ной отличал чистых животных от нечистых? Откуда Сим и Иафет знали, что стыдно открывать наготу отца своего? Откуда Авраам знал, что должен давать Мелхиседеку десятину от всего? Кто ему подсказал отказаться от добычи после победы над язычниками? Кто научил его быть гостеприимным? Что научило Иова смирению, терпению, целомудрию и человеколюбию? Как вышло так, что ни один из праведников того времени не нарушил Закон? 3 " Святитель дает такой ответ на эти вопросы преподобного Кассиана: «Совесть – вот ответ на все эти вопросы. Закон Бога отпечатался в душах людей до писаного закона. Не нужен был внешний закон тем, которые носили закон в себе» 4 . В подтверждение своих рассуждений святитель приводит слова апостола Павла: «Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их» ( Рим. 2. 14–15 ). Таким образом, хранителем закона до закона была совесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Ценность человеческой души Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? ( Мф.16:26 ) Это рецепт Спасителя нашего, лекарство от всех болезней. Что человеку пользы от того, что приобретет мир, а душу свою погубит? Кто-то продает одну вещь, чтобы купить другую. Никто не дает дорогое за дешевое. Такой порядок в нашей жизни, такой в торговле, такой в человеческих отношениях. Зачем отдавать душу за то, что дешевле? Разве это честная торговля? Какой выкуп, если душу погубим? Отдай царство и власть и господство – не купишь за них душу. За всю вселенную не купишь душу, душа выше всего этого. Почему мир сейчас думает иначе? Наш народ знает, что нет ничего дороже души. Никакая материальная польза не может сравниться с жизнью души и ее спасением. Душа выше всего. Иуда продал Христа за тридцать сребреников и повесился. Повесил тело. Повесился не потому, что продешевил и не взял с фарисеев и саддукеев больше денег, а потому что продал Его. Если бы ему предложили всю Римскую империю, если бы Тиберий предложил ему императорский венец, он бы все равно повесился, ибо не имел души. Я думаю, что это второе Евангельское слово Христа очень важно в наши дни, как для всех народов, так и для городских людей, чтобы приблизить их и возвысить до нашего простого народа, который хранит эту мудрость Христову и особенно непримирим к душегубцам. Вы читали наш народный эпос, в котором народ излил свою душу. Вы читали, дети, ту песню, в которой мать Марко Кралевича (персонаж народного героического эпоса. – Прим. перев.) говорит своему сыну: «Сыне Марко, у матери единственный сыне, лучше тебе голову сложить, чем погрешить душою». Это народная догматика, это народное Евангелие не только во времена святых Саввы и Лазаря, но и для нашего времени и сегодняшнего дня. Это единое Евангелие, единая бесценная истина, и я думаю, что в эти тяжелые и бурные для большей части нашего народа времена та меньшая часть должна приблизиться к народу и помнить, что нет ничего важнее души, и не навредить душе, не погубить ее. «Ибо какая польза человеку, – говорит Господь, – если приобретет весь мир, а душу погубит? Какой выкуп даст тогда за душу свою». Читать далее Источник: Творите дела правды: проповеди/святитель Николай Сербский (Велимирович). – М.: Сибирская Благозвонница, 2010. – 365, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

10 . Из этого ясно, что христианская вера не похожа на другие религии и веры в мире. Ибо другие веры [происходят] от людей с земли и от земли, от людей, которые говорили о духовном мире или по своему природному разуму или по обману от злых духов. Никто из основателей других вер не сказал, что он сошел с неба, ни что он послан Отцом, ни что он свидетельствует о небе то, что видел и слышал, ни что он снова вернется на небо. Поэтому не может быть и речи о примирении или уравнивании свидетельства Христова с прочими верами и верованиями в мире. 11 . Не спрашивай христианина, верует ли он в Бога, но спрашивай, верует ли он в Евангелие, в Радостную Весть Христову. Потому что если он скажет, что верует в Бога по своему разумению, а не по Евангелию, то он скорее язычник, потому что дошел до веры, которую люди имели и две тысячи лет назад, как, например, некоторые греческие и азиатские философы. Для чего же тогда Христос сошел с неба? И почему Своею кровью запечатлел Свое откровение миру, Свою Радостную весть? Поистине такой христианин так же принимает на свою главу [вину за] кровь Сына Божия, как и те, кто кричали: «Распни, распни Его!» 12 . Православная Церковь , единственная Церковь Христова в мире, с самого начала хранила Евангелие, без оглядки налево или направо и без того, чтобы полагаться на другие религии, на языческую философию или на естественные науки. Потому что когда идешь с опытным и хорошо видящим путеводителем, бессмысленно и смешно спрашивать о пути слепцов. 13 . Имея совершенную веру во Христа и в Его Радостную весть, отцы и учители Церкви энергично отвергали как эллинскую философию, так и мистерии азиатские и африканские. Хотя они и учились в Афинах философии, как Златоуст, Василий и Григорий Богослов ; так же, как и те, кто был рожден египтянином или сирийцем, как святые Антоний, Макарий, Исаак Сирин , Ефрем Сирин и другие. 14 . Хотя эти святые отцы хорошо знали языческие философии и религиозные мистерии, и притом из первых рук и на своем родном языке, они были решительными защитниками единоспасительной веры в Евангелие. Ни малейшего компромисса не допустили они ни с кем и ни с чем, что земное и от земли, что от человека и по человеку и что находилось вне Христа и Его Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

11 Июня. Поучение о двоякой тайне брака Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф.2:7 ) Великая тайна в том, что человек оставляет отца своего и мать свою и прилепляется к жене своей. Сам апостол, который возвысился до третьего неба и видел многие тайны небесные, называет брак плотских людей на земле тайной великой. Это тайна любви и жизни, и больше нее лишь тайна связи Христа с Церковью. Христос называется Женихом, а Церковь – Невестою. Христос так любил Церковь , что из-за Нее оставил Отца Своего Небесного – оставаясь, конечно, с Ним в единстве сущности и Божества – и сошел на землю, и прилепился к Церкви Своей, и за Нее пострадал, чтобы Ее Кровью Своей очистить от греха и всякой скверны и сделать Ее достойной называться Его Невестой. Любовью Своей Он согревает Церковь , Кровью Своей питает Ее, и Духом Своим Святым оживляет, освящает и украшает. Как муж для жены, так Христос для Церкви. Муж – глава для жены, и Христос – Глава для Церкви. Жена слушается своего мужа, и Церковь слушается Христа. Муж любит свою жену, как свое собственное тело, Христос любит Церковь , как Свое собственное Тело. Муж любит жену, как себя самого, а жена боится мужа, и Христос любит Церковь , как Себя Самого, а Церковь боится Христа. Как никто не питает отвращения к своему телу, но его согревает и питает, так и Христос согревает и питает Церковь, как Свое Тело. И отдельная душа человеческая – невеста Христа Жениха, и собор всех верных – Невеста Христа Жениха. Каково отношение отдельного верующего человека ко Христу, таково отношение всей Церкви ко Христу. Христос – Глава великого Тела, которое зовется Церковью и которое частично видимо, а частично невидимо. О, братья мои, тайна сия велика! Она открывается нам по мере нашей любви ко Христу и страха пред Судом Христовым. О Господи, Спасителю Благий, очисти, и спаси, и укрась души наши, чтобы удостоились бессмертного и невыразимого единства с Тобой во времени и вечности. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

13 Июня. Поучение о Таинстве елеопомазания И многих больных мазали маслом и исцеляли ( Мк.6:13 ) Так делали апостолы святые, и затем заповедано, чтобы и мы так делали. Апостол Иаков пишет нам: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во Имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак.5:14–15 ). Не следует призывать кого бы то ни было, кроме священников, пресвитеров Церкви; не следует его помазывать ни во чье бы то ни было имя (чтобы это не было колдовством), кроме как во Имя Господне; не восставит его никто иной, кроме Самого Господа, и никто иной не может простить ему грехов, один только Господь. Почему елеем помазание, а не чем-либо другим? Потому что так заповедано, и чтобы мы проявили послушание и веру. А почему заповедано, чтобы мы крестились водой, миропомазывались миром и причащались хлебом и вином? Это Божий выбор и Божие усмотрение, а наше дело – слушаться и веровать. Различные элементы используются в разных Таинствах, но благодать одна, как и Господь один, а от Господа все. Зачем Господу нужна некая материя, дабы излить благодать Свою на нас? Не Господу нужна материя, а нам, пока мы находимся в материи, нужна материя. Снисходя к нашей немощности, Господь использует материю. Нематериальным Ангелам Он дает благодать нематериальным способом. Бессилен елей сам по себе, как и бессильна любая материя сама по себе, а благодать Божия всесильна. Посредством елея Господь дает благодать Духа Своего Святого, и эта благодать исцеляет больных, поднимает расслабленных, возвращает ум сумасшедшим. О, братья мои, сколь несказанна благость Божия! Чего Господь не сделал для нас? И чего бы мы более могли пожелать? Все потребности наши Он знал наперед и для них всех наперед предусмотрел средства. А от нас Он хочет только, чтобы в Него веровали и Его установления исполняли. Так не постыдно, не позорно ли для нас то, что мы часто добросовестнее выполняем предписания врачей, людей смертных, как и мы сами, а установлениями Бессмертного Бога пренебрегаем? Господи Всеблагий, расплавь каменные сердца наши силой благодати Твоей, дабы пред смертным часом могли мы проявить должную благодарность по отношению к Тебе, – к Тебе, о Всеблагий и Всемудрый Боже наш! Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

16 Мая. Поучение о том, как будут восприниматься идолопоклонники Так осрамил себя дом Израилев: они, цари их, князья их, и священники их, и пророки их, – говоря дереву: «ты мой отец», и камню: «ты родил меня»; ибо они оборотили ко Мне спину, а не лице; а во время бедствия своего будут говорить: «встань и спаси нас!» ( Иер.2:26–27 ) Воистину, братья, осрамятся все те, кто не видит дальше дерева и камня, и кто в безумии своем говорит: человек весь из растительного и минерального состава и с ним происходит то же, что с растениями и минералами. Повернутые спиной к Творцу, они не могут видеть ничего, кроме твари, и, забывая Творца, тварь объявляют Творцом. Природа, говорят, человека создала и родила, поэтому человек меньше природы, ниже природы, он слуга природы, раб на цепи природы, мертвец во гробу природы. Осрамятся те, кто так говорит, когда настанет бедствие, и будут говорить: Встань и спаси нас! Зачем говорить Богу: «Встань»? Как будто Бог лежит! Не лежит Бог, а стоит – стоит и ждет, чтобы помочь каждому, кто с верой и смирением ждет помощи от Него. Но те, что целовались с деревом и камнем, уповая на свою силу, Его повалили в жизни своей, и удалили из жизни своей. Поэтому, когда настает бедствие, кричат Ему: «Встань!» А Господь кроток, встает и идет на помощь каждому раскаявшемуся. Пусть грешник покается истинно и, отбросив грешную свою любовь, пусть обратит любовь к Богу – и тогда Бог ему поможет. Пусть только он повернется спиной к мертвому дереву и камню, а лицом к Богу Живому – и Бог его избавит. Потому что Всемогущий не злопамятен и не мстителен. Он создал людей не для смерти, а для жизни. О, братья, не следует искать помощи у беспомощных, а жизни у безжизненных. Давайте повернемся лицом к Живому Создателю нашему, Который дал нам лицо, светлее лица любой иной земной твари. Давайте вернемся от западного неверного пути к восточному пути, ибо на этом пути спасение. Только давайте поспешим, пока наш последний день на земле не утонул во мраке запада. О, Господи Вознесшийся, вознеси разум наш на небеса. Очисти его от мрака и облегчи его от земли, Светоносный Создателю наш. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

18 Апреля. Поучение об исполнении пророчества ... Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление ( Пс.15:10 ) Это слова вдохновенного тайновидца, слова светлые, пророческие. Это Давид говорит о Христе Господе, о душе Его и о теле Его, то есть о том, что в Нем человеческое. Что эти слова Давида относятся к Христу Воскресшему, засвидетельствовал апостол Петр в своей первой речи, сразу после схождения Духа Святого ( Деян.2:27 ). Ибо он говорит: Давид и умер, и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Следовательно, эти слова не могут относиться к Давиду, даже если он говорит это как бы от себя и о себе, а относятся они к какому-то потомку Давида по плоти. Плоть Давида истлела, как истлела и плоть иных его потомков. Христос же – его потомок по плоти, Который не оказался в Аду и плоть Которого не изведала тления. Предвидевший (Давид) говорит о Воскресении Христовом. Воистину, блистательное пророчество! Воистину, чудесное провидчество! Но сколь непонятными и неразумными должны были казаться эти слова иудейским толкователям Псалмов до Воскресения Господа! Когда была снята печать с гробовой плиты, была снята печать и со многих довольно темных и непонятных пророчеств. Христос воскрес, и тайна стала явью. Гробовая плита снята не только с Его Святого Тела, но и с многочисленных слов и видений пророческих. Христос Воскрес – и пророческие слова воскресли. Сойдя в Ад, Господь вывел души праведных отцов и пророков на свет небесный, а Своим Воскресением вынес их слова и видения на свет разума и истины. Христос Воскрес – и все доброе, праведное и истинное до и после Воскресного утра воскресло. О Воскресший Господи, причисли и нас к воскресшим обитателям Царства Твоего Бессмертного! Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010