В 1909 г. Никола получил церковную стипендию для продолжения обучения в России, но не смог поехать из-за дизентерии. Во время болезни дал обет в случае выздоровления принять монашеский постриг. 17 дек. 1909 г. в мон-ре Раковица принял монашество с именем Николай. 19 дек. был рукоположен во диакона, через 2 дня - во иерея. На Рождество Христово, 25 дек. 1909 (7 янв. 1910) г., в Соборной церкви Белграда выступил с одной из своих первых проповедей - вскоре он обрел известность как проповедник. Преподавал в Духовной семинарии свт. Саввы в Белграде философию, психологию, логику, историю и иностранные языки. В 1910 г. начал посещать лекции в СПбДА (архивные сведения о его обучении в С.-Петербурге не сохр., см.: 2017. С. 480), однако в том же году он вернулся на родину (возможно, был вызван для хиротонии, но от получения епископского сана тогда отказался) и продолжил преподавать в семинарии в Белграде. Иером. Николай (Велимирович) в период миссии в США. Фотография. Бостон. 1915 г. Иером. Николай (Велимирович) в период миссии в США. Фотография. Бостон. 1915 г. В 1912 г., во время 1-й Балканской войны, Н. служил военным священником-добровольцем при Главном штабе серб. армии и послом Об-ва пострадавших. Он посетил города Драч (ныне Дуррес) и Шкодер (ныне оба в Албании), где находились серб. военные части. По поручению председателя Правительства Королевства Сербии Н. Пашича был направлен в Великобританию с миссией по нейтрализации в этой стране антисерб. пропаганды, к-рую вела Австро-Венгрия. В 1915 г. Н. поехал в США для сбора помощи и набора добровольцев среди серб. эмигрантов. Благодаря его деятельности тысячи добровольцев из США, в основном сербов-эмигрантов, отправились на фронт, а на о-ве Корфу (месте эвакуации серб. армии) открылось неск. англ. госпиталей для серб. солдат (более половины англ. сестер милосердия, добровольно работавших в этих госпиталях, умерли от тифа). В том же году Н. продолжил сбор средств в Англии для нужд Сербии. 15(28) июня 1917 г. организовал празднование Видовдана (дня Косовской битвы) в Лондоне. Благодаря его усилиям в большинстве англ. школ было прочитано «Обращение о борьбе сербов за свободу», а в соборе св. ап. Павла в Лондоне отслужен молебен за Сербию. Н. часто читал лекции в Оксфорде и все гонорары отдавал серб. студентам, обучавшимся в этом учебном заведении. В 1919 г. архиеп. Кентерберийский Рэндалл Дейвидсон вручил ему наперсный крест.

http://pravenc.ru/text/Николая ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ (Костич Тихомир; 27 нояб. 1907, с. Велики-Йовановац близ г. Пирота - 25 апр. 1978, Кралево), еп. Жичский Сербской Православной Церкви (СПЦ) (1961-1978). Окончил гимназию в Пироте (1925), семинарию в Сремски-Карловци (1930), богословский фак-т Белградского ун-та (1934), во время обучения на к-ром принял монашеский постриг в мон-ре Йошаница близ г. Светозарево. В студенческие годы был одним из организаторов и активным участником издания ж. В Афинах защитил докт. дис. «Проблема спасения по учению свт. Василия Великого». 11 июля 1934 г. в Сремски-Карловци был рукоположен во иеродиакона, а 12 июля - во иеромонаха. В 1939 г. был возведен в чин синкелла, в 1941 г.- протосинкелла. Состоял на адм. должностях при Свящ. Синоде, преподавал в монастырском уч-ще в Дечанах и в семинариях в Призрене и Битоле. Василий (Костич), еп. Жичский. Фотография. 60-70-е гг. XX в. Василий (Костич), еп. Жичский. Фотография. 60-70-е гг. XX в. Вторая мировая война застала В. в Жиче, откуда он был интернирован вместе с еп. Николаем (Велимировичем) . Нек-рое время находился в заключении в мон-ре Войловица близ Белграда. На первом послевоенном заседании Свящ. Архиерейского Собора СПЦ 20 мая 1947 г. избран епископом Баня-Лукским. Хиротонисан 8 июня 1947 г. На кафедру вступил 19 июля 1949 г. Его труды были направлены на упорядочение церковной жизни разоренной войной Баня-Лукской епархии, восстановление храмов, увеличение числа духовенства. Неоднократно подвергался репрессиям коммунистических властей. 20 авг. 1955 г. был изгнан из епископской резиденции с требованием покинуть город в течение 48 часов. 21 авг. по дороге на вокзал подвергся нападению толпы, избиению и различного рода унижениям. Подал письменное извещение о случившемся Свящ. синоду, после чего находился в Белграде. 20 мая 1961 г. назначен управляющим Жичской епархией с кафедрой в Кралево. Восстановил архиерейский корпус в мон-ре Жича , построил епархиальный центр в Кралево, а также 28 храмов, 31 колокольню и 22 приходских дома.

http://pravenc.ru/text/150715.html

Преподаватели и учащиеся монашеской школы монастыря Высокие Дечаны со святителем Николаем Сербским – В экспозиции выставки не только изображения фресок? – Есть еще фотографии храмов и разных эпизодов из сербской национальной жизни. Невозможно было обойти вниманием страдание сербов во второй половине ХХ века, в том числе – во время войны 1999 года и в дни мартовского погрома 2004 года, в результате которого пострадало даже больше храмов, чем во время натовских бомбардировок. Слава Богу, многие храмы восстанавливаются. Сербская семья. Косово и Метохия. 1930 г Сербский народ и его православные святыни всегда были очень тесно связаны между собой. Святитель Николай (Велимирович) неоднократно говорил о том, что народ Божий и есть живая Церковь. Поэтому мы постарались представить некоторые исторические фотографии сербских семей Косова и Метохии 1920-х и 1930-х гг., а также редкие снимки сербской армии у монастыря Грачаница в 1912-м году или преподавателей и учащихся монашеской школы монастыря Высокие Дечаны вместе с епископом Николаем Сербским. Вряд ли кого-то оставят равнодушным и редкие документальные кадры панихиды на могилах сербских солдат, отдавших свои жизни за освобождение Косова от турок в 1912-м году. Среди подобного рода фотографий – изображение храма Богородицы Левишки, некогда превращенного турками в мечеть. Но теперь это уже история, ведь сегодня это снова православный храм. К сожалению, великолепные фрески этого храма очень сильно пострадали, но, даже несмотря на значительные утраты, они и сегодня сияют удивительной красотой. Тяжелая судьба и у монастыря Девич, который сильно пострадал в годы Второй мировой войны, когда один из албанских экстремистов убил настоятеля монастыря, иеромонаха Дамаскина. Позже, уже в конце XX века, отдельные сооружения обители неоднократно поджигались. Но сейчас монастырь восстановлен, и на наших фотографиях его можно увидеть уже обновленным. Панихида на могилках сербов, павших за освобождение Косова в 1912 году. Фотография начала XX века

http://pravoslavie.ru/148778.html

Л. 97). В течение 2-го и 3-го триместра 1921/22 уч. г. преподавал студентам 2-го курса историю религии и участвовал в организации занятий библейского кружка. На летний период обучения им был составлен план семинаров по НЗ, которые должны были продолжить курс, прочитанный в ин-те его предшественником проф. Л. П. Карсавиным. Белградский кружок. Будущие преподаватели Свято-Сергиевского богословского ин-та среди участников Белградского кружка во имя прп. Серафима Саровского. Второй слева в 3-м ряду С. С. Безобразов. Фотография. 1923 г. Белградский кружок. Будущие преподаватели Свято-Сергиевского богословского ин-та среди участников Белградского кружка во имя прп. Серафима Саровского. Второй слева в 3-м ряду С. С. Безобразов. Фотография. 1923 г. В июне 1922 г. С. С. Безобразов присутствовал на неск. заседаниях публичных слушаний дела об изъятии церковных ценностей , последние слова митр. сщмч. Вениамина (Казанского) и др. подсудимых 5 июля, на закрытии процесса, сохранились в его памяти на всю жизнь. 9 сент. подал заявление с просьбой «ввиду расстроенного здоровья» освободить его от обязанностей секретаря Богословского ин-та, должности, которую он занимал, по всей видимости, с мая 1922 г. (ЦГИА СПб. Ф. 2279. Оп. 1. Д. 17. Л. 4). По настоянию своего духовника приходского свящ. Казанского собора прот. Тимофея Налимова (бывш. профессора СПбДА, избранного в 1906 ее ректором) С. С. Безобразов уехал из Петрограда и 16 сент. 1922 г. нелегально пересек гос. границу с Латвией (Архив ССПБИ. Ф. еп. Кассиана (Безобразова). Коробка 2. Папка 3. Записки о выезде из России. Ркп.). В том же году он приехал в Белград, где воссоединился с родителями и сестрой. До 1925 г. преподавал в 1-й русско-серб. гимназии в Белграде (Прп. Сергий в Париже. 2010. С. 84). В 1923 г. стал участником студенческого кружка (с 1924 кружок им. Серафима Саровского), собиравшегося в белградской квартире семьи Н. М. Зёрнова (За рубежом. 1973. С. 30-31), здесь он познакомился с митр. Антонием (Храповицким) , еп. Николаем (Велимировичем) , К.

http://pravenc.ru/text/1681269.html

Бабушка родному внуку не может казаться некрасивой. Морщинистое и потемневшее лицо старушки излучает любовь, и в сиянии этой любви внук видит красоту своей бабушки. Это красота, которая увеличивается соразмерно некрасивости телесной. Чем непригляднее кошелек, тем значительнее представляется ценность того, что содержится в таком кошельке. Телесная красота Алкибиада, Александра Македонского и наглых женщин в Версале могла быть привлекательной лишь временно и лишь для некоторых. Ведь сама телесная красота, скажем, некоего идиота или распутной женщины – это позолоченные двери свинарника. А вот нравственная красота иссохшей и сгорбленной Матери Юговичей до сих пор сохраняется и очаровывает. Так, как и красота Евросимы, матери Королевича Марка. Так, как и красота воеводы Марка Милянова. Дело не в телесной оболочке, а в том, что под оболочкой. В этом кратком пребывании на земле все мы, как христиане, призваны быстро наполнять свою телесную оболочку – без разницы во внешности – «духовным златом, за которое приобретается небо», как это высказал своей книгой под таким названием покойный владыка Мелентий, епископ Тимочкий, мой духовный наставник. Тысячи христианских живописцев, рисовальщиков, скульпторов, романистов, композиторов и вышивальщиц на протяжении девятнадцати веков трудились, чтобы представить нам лик Христа. Никто из них не представлял Господа как какого-то красавца, как «малеванного», по народному выражению. И никто не мог лик Его дать как фотографию или портрет. А на основании нравственной красоты Его художники воображением создавали и Его внешний вид. Но когда речь идет о внутренней нравственной красоте Христа, а не о красоте внешней, то бессильны и язык человеческий, и кисть художника. Потому что нравственная красота Христа полностью надприродная и надчеловеческая, она не поддается ни сравнению, ни описанию. Американский философ Торо назвал Христа «единым истинным джентльменом в истории мира». Неплохо сказано, однако совершенно недостаточно. Немецкий теолог Шафф написал книгу «Иисус Христос – чудо мировой истории».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

г. постановил поместить фотографию по изготовлении рамки для него в зале заседаний Св. Синода и выразить Вашему Всесвятейшеству глубокую благодарность за столь сердечное проявление Вашего благорасположения к Св. Синоду» 576 . (Оставалось только объявить всеобновленческий сбор средств на изготовление подобающей рамки для портрета «Его Всесвятейшества».) Тем временем в июне 1930 г. в Ватопедском монастыре на Афоне без представителей из России состоялось-таки заседание «Межправославной подготовительной комиссии». Отрезвить благодушествующих по отношению к обновленцам фанариотов попытались представители Сербской и Румынской Церквей. Епископ Охридский Николай (Велимирович, ныне прославленный в лике святых) прямо заявил, что Сербская Церковь по «русскому» вопросу «заняла иную, нежели Вселенская Патриархия, линию», заметив при этом, что «некоторые слухи ходят в Белграде об отношениях Вселенского Патриархата с различными расколами в России». В ответ на идею фанариотов пригласить «обе группировки» («тихоновцев» и обновленцев) сербский святитель, указав на невозможность «соединить их», предложил позвать митрополитов Антония (Храповицкого) и Евлогия (Георгиевского) 577 . Представитель Румынской Церкви епископ Тырговиштянский Тит заметил: «Что происходит в России, мы, румыны, знаем очень мало, меньше других». Но, несмотря на такую «малоосведомленность», далее румынский иерарх высказался очень ясно: «Мы положительно знаем, что «Живая Церковь » не является Православной, и если бы она смогла прибыть, то должна бы присутствовать не как равночестная нам, а как обвиняемая» 578 . Навязать свою прообновленческую позицию всем Поместным Церквам фанариоты не смогли. Итогом работы «Межправославной подготовительной комиссии» стало составление каталога тем для обсуждения на предстоящем «Всеправославном Предсоборе» («Просиноде»). Первым в этот каталог был внесен вопрос о Русской Церкви с пояснением, что комиссия «просит Его Блаженство Вселенского Патриарха до созыва Предсобора сделать все, чтобы стало возможным присутствие на нем каким бы то ни было образом и представителей Русской Церкви – из самой России или из-за рубежа» 579 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архим. Киприан (Керн). Фотография. 50-е гг. ХХ в. Отец К. происходил из дворянского рода, вскоре после рождения сына был назначен профессором и директором имп. Лесного ин-та в С.-Петербурге, мать - из старообрядцев, «святой жизни женщина» ( Зайцев. 1968. С. 313; в рассказе Б. К. Зайцева «Река времен» под именем архим. Андроника описан К.; перу Зайцева принадлежат также воспоминания о К. в сб. «Далекое» ( Он же. 1965) и некролог в Вестнике РСХД ( Он же. 1960)). Юность К. прошла в С.-Петербурге, где он учился в гимназических классах имп. Александровского лицея. В 1917 г., после закрытия лицея Временным правительством, он поступил на юридический фак-т Московского ун-та. Будучи в Москве, неоднократно присутствовал на заседаниях Поместного Собора 1917-1918 гг., где познакомился с митр. Антонием (Храповицким) , к-рый стал его духовным отцом и впосл. оказал на него большое влияние. Ученые занятия К. в ун-те были прерваны гражданской войной. Покинув Россию, К. обосновался в Сербии. Здесь он завершил юридическое образование, окончив в 1922 г. юридический фак-т Белградского ун-та. В 1925 г. окончил богословский фак-т того же ун-та (выпускное сочинение об историческом развитии греч. текста Литургии свт. Иоанна Златоуста, научный руководитель - прот. Лазарь Миркович ). Входил в кружок русских студентов богословского факультета (с 1925 братство прп. Серафима Саровского), инициаторами создания к-рого были Н. Н. Афанасьев (впосл. протоиерей), С. С. Безобразов (впосл. еп. Кассиан ), Ю. П. Граббе (впосл. еп. Григорий ). На собраниях бывали митр. Антоний (Храповицкий), архиеп. Феофан (Быстров) , архиеп. Гавриил (Чепур) , свт. Николай (Велимирович) . К. участвовал в работе первых съездов Русского студенческого христианского движения (1-й - в Пршерове (Пшерове), близ Праги, окт. 1923; 3-й - в русском жен. мон-ре (бывш. Леснинский) в Хопове, Сербия, сент. 1925). По окончании ун-та получил приглашение занять преподавательскую должность в только что открывшемся в Париже Православном богословском институте прп. Сергия Радонежского , однако от этого приглашения К. отказался и поступил преподавателем литургики, апологетики и греч. языка в ДС св. ап. Иоанна Богослова Сербской Православной Церкви в г. Битоль (Битола, совр. Республика Македония). Преподавание совмещал с исполнением должности помощника инспектора семинарии.

http://pravenc.ru/text/1684754.html

Рассказывали, что известный Валаамский старец Никита (†1907) очень боялся внезапной смерти и постоянно молил Бога, чтобы послал ему перед смертью болезнь как можно тяжкую и долгую, чтобы, как он говорил, «терпением болезни хоть немного умилостивить праведного Судию, Который, если захочет, может посчитать это моим добрым делом, ибо других не имею». Другой праведник, лежа на смертном одре, утешал своих друзей словами: «Девять месяцев я мучился, чтобы явиться на этот свет, так разве долго помучиться мне девять месяцев, чтобы оставить его?» И действительно, болезнь перед смертью очень важна. Она многим грешникам принесла вечное спасение. Тысячи людей узнали о Боге и о душе своей только в предсмертной болезни, а осознав эти две важнейшие вещи, о которых не вспоминали всю свою жизнь, горько раскаялись, оплакали свою неразумную жизнь, причастились и, омытые своими слезами и очищенные Христовой Кровью, удостоились войти в светлые небесные врата. Следовательно, болезнь перед смертью приходит от милости Божией. Не беспокойся о том, что наши родные или друзья будут мучиться около нас, когда мы будем лежать при смерти. Это им пойдет только на пользу. Господь и Творец стократ воздаст им за это. Мир тебе и благословение от Господа! Письмо десятое. Начинающему художнику, который спрашивает, в чем особенности православной иконы Пресвятой Богородицы К письму ты приложил фотографию женщины, известной в народе под именем «Пресвятая Богородица». На фото представлена некая улыбающаяся молодка с длинными распущенными волосами, полноликая, с пухлыми губами, в цветастом одеянии, без младенца на руках. Ты и сам понял, что это неправославный образ Богоматери, и спрашиваешь: «Как же выглядит Ее православный лик?» Легче всего узнать православную икону Пресвятой Богородицы, если на ней есть три звезды: одна над челом, другая на правом плече, третья – на левом. Три эти звезды символизируют целомудрие Приснодевы Марии до рождения, при рождении и после рождения Сына Божиего. Потом – цвета одеяний. Как правило, одеяния Богоматери бывают трех цветов: золотого, багрового и голубого. Нижнее одеяние голубое, а верхнее – багровое, оба вытканы и украшены золотом. Золотой цвет означает бессмертие, багровый – славу и власть, а голубой – небеса. Все вместе это символизирует, что Она, некогда страждущее и послушное орудие в руках Господа, теперь Царица Небесная, облеченная в бессмертную славу на небесах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Э. Веллес. Фотография. ХХ в. [Wellesz] Эгон (21.10.1885, Вена - 9.11.1974, Оксфорд), австр. музыковед и композитор. В 1905 г. начал изучать композицию у А. Шёнберга, в том же году поступил в Венский ун-т, где прошел курс музыковедческих дисциплин у Г. Адлера и к 1908 г. завершил докт. диссертацию об итал. композиторе Дж. Боно (1710-1788) и итал. опере в Вене XVIII в. В 10-х гг. ХХ в., испытав влияние идей Й. Стржиговского и А. фон Баумштарка , В. приступил к историческому исследованию визант. музыки. Результатом его научных разработок стало открытие принципа использования мелодических формул как главной структурной основы визант. мелоса. В ходе научной дискуссии с Г. Тильярдом , брит. филологом-классиком, тогда же увлекшимся византийской нотацией , В. удалось вновь открыть систему визант. певч. знаков и принцип их использования, что позволило достоверно расшифровать памятники визант. церковного пения. В 1931 г. в сотрудничестве с дат. филологом-классиком К. Хёгом Тильярд и В. основали в Копенгагене серию «Monumenta Musicae Byzantinae» (ММВ), в к-рой впосл. были опубликованы факсимильные издания певч. рукописей, расшифровки визант. мелоса и научные монографии. В Оксфорде, где В. жил после оккупации нацистами Австрии, создано 2 капитальных труда В.- «Восточные элементы в западном церковном пении» (Eastern Elements in Western Chant: Stud. in the Early History of Ecclesiastical Music. Oxf., 1947. 19672. (MMB. Subs.; 2)) и «История визант. музыки и гимнографии» (A History of Byzantine Music and Hymnography. Oxf., 1949, 19612). В 1950 г. В. участвовал в Международном конгрессе церковной музыки в Риме, посетил греч. мон-рь Гроттаферрата близ Рима, где изучал визант. муз. рукописи, на основе к-рых осуществил расшифровку и исследование Акафиста Богородице, атрибутированного им визант. гимнографу прп. Роману Сладкопевцу . Эта работа была опубликована в отдельном томе ММВ в 1957 г. В., вместе со своим учеником М. Велимировичем , является основателем издания «Исследования по восточному церковному пению» (Studies in Eastern Chant. L.; Crestwood (N. Y.), 1966-.) и издателем первых 3 томов этой серии. Автор 9 симфоний и др. муз. сочинений.

http://pravenc.ru/text/150159.html

В Белграде образовался студенческий кружок, носивший имя преподобного Серафима Саровского. Митрополит Антоний и другие выдающиеся иерархи русского рассеяния читали там лекции на духовные темы. В этот кружок входил и будущий архиепископ Иоанн. В официальной записи тех лет сказано о том, что «редкую по силе проповедь произнес иеромонах Иоанн (Максимович), призывавший к покаянию русский народ, так глубоко павший, между тем как из его среды выходили праведники такой высоты. Сильное мужественное слово о. Иоанна произвело огромное впечатление» . С 1927 по 1934 годы иеромонах Иоанн преподавал на юге Югославии, в семинарии святого апостола Иоанна Богослова в Битоле, где в те годы насчитывалось от четырехсот до пятисот студентов, по большей части сербов, а также албанцев, русских и чехов. Это был важный этап его жизни, о котором у нас есть любопытные свидетельства. В те годы Битольская епархия находилась под управлением епископа Охридского Николая (Велимировича; † 1956). По праву прозванный сербским Златоустом, он был выдающимся проповедником, поэтом, богословом и, наряду с архимандритом Иустином Поповичем († 1979), одним из отцов духовного возрождения Сербии. Он очень любил юного иеромонаха Иоанна и часто повторял: «Если вы хотите увидеть живого святого, поезжайте в Битолу, к отцу Иоанну» . В брошюре, озаглавленной «Продавец белградских газет — епископ в Китае», есть рассказ о том, как владыка Николай ответил одной девочке, которая спрашивала, почему в наши времена нет святых: «Да нет же, есть, моя девочка!» — и прибавил, говоря об аскетизме будущего епископа: «Сегодня имя отца Иоанна произносится в Битоле, как имя Ангела Господня» . Биограф архимандрита Иустина Поповича, владыка Афанасий (Иевтич), нынешний епископ Герцеговинский, напишет: «Отец Иустин был связан узами дружбы и любви во Христе с выдающейся личностью нашего времени: когда он преподавал в Битоле, он был коллегой и собратом святого человека, иеромонаха Иоанна Максимовича, в дальнейшем — епископа Шанхайского, который окончил свою богоугодную жизнь, полную молитвы и рвения, в Сан-Франциско, еще при жизни прославившись обилием божественных даров» . В гостиной отца Иустина, где он принимал посетителей, на видном месте висела фотография, свидетельствовавшая об этой дружбе. Но… предоставим слово отцу Урошу Максимовичу, когда-то учившемуся в Битольской семинарии:

http://pravoslavie.ru/4459.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010