Четыредесятницу поются стихиры, положенные в Триоди Постной, на ряду; кроме того, «аще будет предпразднство или попразднство, егда октоих не поется, тогда на стиховне глаголем (стихиры) праздника» (из Минеи или Цветной Триоди); при этом, «аще будет святому на утрени стих (т.е., стихира) с запевом», «тогда глаголем на стиховне» после стихир Октоиха или праздника стихиру святому (с её припевом) и на «Слава» – ему же; на «И ныне» поётся богородичен (в среду и пяток – крестобогородичен) по гласу «Славы» святого, а в дни предпразднства и попразднства – стихира праздника; если в Минее имеется только стихира на «Слава» (см., напр., 3 и 4 сент.), то она и поётся на «Слава», а на «И ныне» поётся, как указано выше (Уст., 9, 12, 13, 49, 50 гл.; Окт., «о светильнах», «указ о служ. субб. »; Мин. Общ.). К стихирам «на стиховне» из Октоиха «припевы поем во все лето»: «Исполнихомся заутра», «И буди светлость» (Уст., 2 сент.); те же припевы положены и к стихирам Постной Триоди, за исключением ниже указанных случаев; но к субботним стихирам Октоиха, «егда поется аллилуиа» (Уст., 13 гл.), – особые припевы (см. их в Окт.); особые припевы также к стиховным стихирам Минеи, Цветной Триоди (поемым в дни предпразднства и попразднства), к 4-й стиховной стихире в Великую среду и ко всем стиховным стихирам Великих четвертка и пятка (см. их в служб., на ряду). 47) В Вел. субботу сугубая ектенья начинается с прошения: «Рцем вси». 48) В конце той утрени, на которой положено вседневное славословие, не бывает отпуста, а непосредственно, после: «Утверди, Боже», (без отпуста) следует служба 1-го часа (Уст., 9 гл.; Служеб.). 49) Утреня с великим славословием отделяется от 1-го часа полным отпустом. Отпуст произносится тот же, какой и на вечерне. – В конце церковных служб обыкновенно произносятся «отпусты дневнии» – или великие, или малые. Великие отпусты начинаются и оканчиваются так же, как и малые, именно: в начале тех и других отпустов произносится: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере», а в конце – «и всех святых помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Каждый из дней Страстной Седмицы имеет свои особенные воспоминания и сообразное с ними содержание богослужебных песнопений и чтений. 5.1. Великие Понедельник, Вторник и Среда В Великий Понедельник вспоминается прекрасный Иосиф, по зависти проданный братьями в Египет, пострадавший и потом прославившийся. Это прообраз Христа, преданного соотечественниками на страдания и смерть. В этот день вспоминается также проклятие Господом бесплодной смоковницы – прообраза лицемерных фарисеев, при внешнем благочестии не имеющих истинных плодов веры. Синаксарий Великого Понедельника объясняет, что смоковнице уподобляется и «всяка душа, всякаго духовнаго плода непричастна». В Великий Вторник вспоминаются обличительные притчи и беседы Господа, сказанные Им в этот день в Иерусалимском храме: о десяти девах, о талантах, о кончине мира и Страшном суде. В Великую Среду вспоминается жена-грешница, помазавшая Господа миром в Вифании в доме Симона-прокаженного и совершившееся сразу после этого предательство Иуды. В песнопениях не раз сопоставляются поступок покаявшейся блудницы и предательство ученика. С точки зрения уставных положений и общего содержания богослужения эти первые три дня обычно рассматривают как нечто единое. Службы в Великие Понедельник, Вторник и Среду совершаются по одной схеме и сохраняют свой покаянный характер. В начале утрени после «Аллилуиа» трижды поется знаменитый тропарь: «Се Жених грядет в полунощи» «косно [медленно] и велегласно [громко, в полный голос], и со сладкопением равно [красивым напевом и ровно]». Читается Евангелие, содержащее повествование о делах и речах Господа в последние дни Его земной жизни, Его притчи и беседы о кончине мира и втором пришествии. (2, с. 167). Вместо целого канона положен только трипеснец (в Великий вторник – двупеснец). После его окончания трижды, «косно и со сладкопением» поется трогательный и умилительный эксапостиларий: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя». Его положено петь с Великого Понедельника по Великий Четверг, 12 раз за четыре дня. Конечно, это не случайно. Этот эксапостиларий является одним из важнейших текстов Страстной Седмицы. Он составлен от 1го лица, от лица каждого из нас. Эта молитва об очищении нашей души, о даровании ей светлых одеяний, без которых нельзя войти в Небесный чертог ( Мф.22:2-14 ) (3, с. 154).

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

На Тебя, Богородица, мы упование возложили:/да не обманемся в надежде нашей!/Помощница недоумевающим, спаси нас от бед,/и противников замыслы расстрой:/ибо Ты наше спасение, Благословенная. В понедельник вечера: Аудио: Непроходимая врата, тайно запечатствованная,/Благословенная Богородице Дево,/приими моления наша/и принеси Твоему Сыну и Богу,/да спасет Тобою души наша. Перевод: В понедельник вечером Непроходимые Врата, таинственно запечатанные,/Благословенная Богородица Дева!/Прими моления наши и принеси их Твоему Сыну и Богу,/да спасет Он по молитвам Твоим души наши. Во вторник утра: Радуйся, Марие Богородице, храме неразрушимый,/паче же святый, якоже вопиет пророк:/свят храм Твой, дивен в правде. Перевод: Во вторник утром Радуйся, Мария Богородица,/Храм нерушимый, а главное – святой,/как взывает пророк:/“Свят Храм Твой, дивен в правде”. В среду вечера: Яко плодовита маслина,/Дева израсти Тебе,/Плода Животнаго,/плодоносити мирови/велию и богатую милость. Перевод: В среду вечером Как маслина плодовитая,/Дева произрастила Тебя, Плод Жизни,/чтобы миру принести/великую и богатую милость. В четверток утра: Аудио: Все упование мое/на Тя возлагаю, Мати Божия,/сохрани мя под кровом Твоим. Перевод: В четверг утром Всю надежду мою/на Тебя возлагаю, Матерь Божия,/сохрани меня под покровом Твоим. В пяток вечера: Аудио: Спаси от бед рабы Твоя, Богородице Дево,/яко вси по Бозе к Тебе прибегаем,/яко к нерушимей стене и предстательству. Перевод: В пятницу вечером Спаси от бед рабов Твоих, Богородица Дева,/ибо все мы после Бога к Тебе прибегаем,/как к нерушимой Стене и Заступнице. В субботу утра: Приидите, Матерь Света, песньми немолчными зовуще,/вси прославим,/Та бо роди Спасение наше,/и радуйся принесем, яко Единой, рождшей всех Начальнейщаго,/Иже прежде век Бога;/радуйся, Яже Еву падшую паки наздавшая;/радуйся, Пречистая Дево, Неискусобрачная. Перевод: В субботу утром Придите, Матерь Света все прославим,/взывая песнями не умолкающими,/ибо Она родила Спасение наше,/и “Радуйся” принесем, как Единой родившей всего Начало –/прежде всех веков Сущего Бога./“Радуйся, Еву падшую вновь воссоздавшая./Радуйся, Пречистая Дева, брака не познавшая!” Глас 3 В неделю вечера:

http://azbyka.ru/molitvoslov/bogorodichn...

— Расскажите подробнее о службах Великой недели. — В первые дни недели: понедельник, вторник и среду, службы практически одинаковые. Поэтому по возможности можно посетить хотя бы одну из этих вечерних служб (воскресенье вечер, понедельник вечер и вторник вечер). В каждой службе все зависит от того, какие читаются главы из Евангелия. В Великий Понедельник вспоминается ветхозаветный Патриарх Иосиф , которого братья продали в Египет. Это прообраз страдающего Христа. Также в Понедельник вспоминается бесплодная смоковница. Говорится о том, что нам нужно трудиться, чтобы были плоды. Она символизирует, в первую очередь, духовные плоды. Бесплодная смоковница — это бесплодная душа, которая не приносит истинной веры, молитвы, покаяния, добрых дел. В Великий Вторник вспоминается обличение Иисусом фарисеев и книжников. Это напоминание о том, чтобы мы не гордились собой. Также в этот день мы вспоминаем о Страшном суде, о воскресении мертвых, о десяти девах, о талантах. Фото: spbda.ru В Великую Среду вспоминается предательство Иудой своего Учителя за 30 сребреников. Это небольшая сумма, которую платили за раба. И это оказалась цена за Самого Создателя мира. Иуда мог бы поторговаться — ему дали бы больше. Но душа настолько поглощена была грехом, что ему даже неважно было, сколько именно заплатят. Его радовал сам факт получения денег. — Иуда сделал то, что предначертано? Может, какую-то часть его вины этот факт снимает? — Это был выбор свободной воли человека. То, что Господь знал, что Иуда так поступит, не снимает вины этого человека. Единственное, какое может быть оправдание Иуде, это то, что он символизировал весь ветхозаветный мир, который уже одной ногой стоял в аду. С одной стороны, у иудеев была истинная вера, единственно правильное понятие о Боге. С другой стороны, к этому времени уже возникло настолько сильное искажение этой истины, что в результате ветхозаветные люди практически создали свою личную религию. Почему Господь столько времени уделяет разговору о фарисеях, книжниках? Это были люди, которые заменили истинную религию на личную. Они даже не знали слова «милость», и это главное их искажение. Фарисеи руководствовались неверными понятиями о спасении человека. Произошла подмена религии.

http://pravmir.ru/xristos-na-krest-a-my-...

В среду и пяток и некоторые другие вышеуказанные дни Великого поста с вечерней соединяется литургия преждеосвященных даров. «Егда имать (иерей) священнодействовати преждеосвященную, вшед во святилище, облачится во священническую одежду, назнаменуяй и целуяй токмо, ничтоже приглаголя, разве: Господу помолимся, над единою коеюждо одеждою» (Служебник, стр. 256. В Тип. см. 49 гл., в среду 1-я седмицы вечера) 679 . Вышед из алтаря и став на амвоне, диакон возглашает: Благослови, владыко (Служ., стр. 267). Священник в алтаре, стоя пред престолом, возгласно глаголет: Благословенно царство... (чит. там же) 680 . Лик: Аминь (там же). Предстоятель, или екклисиарх (по Служебн.. стр. 257), либо чтец (по особ. изд. Служб. на кажд. день 1-я седм. св. Четыред., л. 67): Приидите поклонимся 681 и предначинательный псалом: Благослови, душе моя, Господа... Слава, и ныне. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава тебе, Боже 3. Когда читается псалом, иерей пред царскими вратами читает вечерные, или светильные молитвы, начав с четвертой, так как три первые прочитываются после на ектениях (Служ. стр. 257). По исполнении псалма (Служ.. стр. 257 и 267), диакон глаголет великую ектению: Миром Господу помолимся... (чит. в Служ., стр. 267 и 268). Священник произносит возглас: Яко подобает тебе… Лик: Аминь. Чтец (особ. изл. Служб на каждый день 1-я седм. св. Четыредесятницы, л. 69) читает: Ко Господу внегда скорбети ми... (Служ.. стр. 257). т. е. 18-ю кафизму, и именно пс.: 119–123 682 . После 123 пс.: – Слава, и ныне, Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава тебе, Боже 3. Диакон произносит 683 малую ектению: Паки и паки миром Господу помолимся (чит. в Служ., стр. 269). Священник в самом начале стихословия кафизмы приготовляет св. дары к перенесению 684 : снимает с антиминса Евангелие и ставит его выше антиминса, самый антиминс развертывает и ставит на нем дискос; потом благоговейно вынимает из дарохранительницы преждеосвященный хлеб и полагает его на дискос; далее вместе с диаконом, держащим свечу, трижды обходит престол и кадит; наконец, сотворив пред св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Вот это и есть настоящее настроение верующего человека при встрече с общественными делами. С точки зрения социальной последствия этого таковы: деятельность человека становится глубже, но район ее суживается и, таким образом, естественно совпадает с теми мелкими ячейками и слоями, которых существование необходимо по законам органической дифференциации. Такой человек, помимо всякой преднамеренности, делается не очагом разрушения всех этих необходимых мелких клеточек, а лишь вносит в них оздоровляющее оживление.   XVI Когда мы получаем общество, составленное из людей, так настроенных, тогда и воспитательное действие собственно социального строя оживляется и приобретает действительную силу. Ему есть к чему приложить свои вспомогательные средства, есть из чего созидать. Личность же, в свою очередь, убеждается на практике, что общество для нее делает много полезного. Так, в результате религиозного воспитания между личностью и обществом устанавливается тесная нравственная связь. Начинаясь с обнаружения полного различия и даже противоположности жизни социальной и жизни духовной, религиозное сознание кончает тем, что показывает примирение этих различных категорий явлений в одном гармоническом содействии. Для воспитательного действия общества на личность, для развития личности в среде общественных условий оказывается нужным то же самое, что порождается органической природой социального мира, то есть его сложный состав, не в виде сплошной однообразной массы, а в виде множества взаимодействующих, но отдельных живых частиц и слоев, замыкающихся каждый в своей особенной работе. Расслоение общества на семьи, общины, сословия, градация авторитета и власти, подчинения и командования — все это, будучи необходимо по органической природе общества, дает самую благоприятнейшую среду и для развития личности. В основную задачу развития личности — “познай самого себя” — входит на первом же плане выработка некоторого внутреннего глазомера относительно того, что и когда я обязан взять на свою ответственность, не полагаясь ни на кого, кроме себя, в чем и когда, напротив, должен подчиняться, не слушая никаких соблазнов своего “я”. Непрерывный ряд подчинении и командования, который представляет расслоенная общественная жизнь, дает нам в этом отношении великую школу. Ее значение чутьем схватывается, когда у человека есть религиозное чувство, ставящее перед ним идеал не наслаждения, не власти, не покоя, а Развития как миссии своей земной жизни. Адепты социального мистицизма, видящие в общественной жизни окончательную цель свою, приходят к проклятиям действительности и требуют ее разрушения. Человек, перед которым религия открывает истинное понимание жизни, наоборот, сознает себя по окончательным целям выше общества, но .не имеет никаких побуждений разрушать это Божие создание, в котором быстро замечает среду высокоразумную для его же выработки, приноровленную для всех способностей и всех сил в достижение развития данному каждому таланта.

http://moral.ru/borba_veka.htm

Неудача нашей революционной попытки 1904–1905 гг., удача турецкой, делали поездку поучительной. Мы запаслись в Париже рекомендательными письмами к Ахмет-Риза-бею, председателю турецкого парламента, и к Талаат-бею, видному руководителю комитета „Единение и прогресс“». Далее в статье этой рассказывается, как у Ахмет-Риза-бея они встретили не кого иного, как... А. И. Гучкова, тоже, очевидно, приезжавшего «учиться» и, как видно из дальнейшего, воспринявшего уроки впрок. «Ученики» – люди, различные по темпераменту и по конечным целям, – принялись затем за работу. Одни – шли напрямик к революции, которая должна была прикончить ненавистную жидо-масонам и иудеям великую православную Монархию, другие – типа Гучкова – мечтали удовлетворить свое ненасытное честолюбие. Антимилитаризм развивался по-прежнему, но в особенности усилилось проникновение левых идей в офицерскую среду. Огромную помощь этой разлагающей работе оказало появление на государственном поприще государственной говорильни. В оскверненном дворце великолепного князя Тавриды революционеры, проходимцы и честолюбцы могли безнаказанно заниматься политическим шулерством. «Я смело могу сказать, что русско-японская война оказала скверную услугу нашим войскам – она научила их бояться выстрелов»,– кричал 23 июня 1906 г. с думской кафедры типичный «народный представитель» иудей Якубзон, ранее содержавший в Вильне шинок, а в указываемое время обличавший правительство за вызванный самими же иудеями погром в Белостоке. Так безнаказанно поносилась армия, яд неуважения к ней разносился по всему государству. В той же Думе, захватив в свои руки комиссию государственной обороны, работали Гучковы и прочие честолюбцы. Умело задерживая нужные кредиты и затем через ½ года обрушиваясь на военное ведомство, якобы не сумевшее быстро использовать запоздалые ассигнования, проводя небольшие добавки ко внесенным правительством штатам и затем крича повсюду о сделанных Думою благодеяниях для офицерства, ухаживая за падкими к лести штабными генералами и полковниками, объединяясь с людьми типа генерала Поливанова,– наши доморощенные «младотурки» оказывали разлагающее влияние на офицерскую среду.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

С каждым днем настоящей седмицы события – одно за другим, окружающие Господа – чрезвычайные, редкие, особенные. Под этот день – под среду, Господь захотел как бы отдохнуть среди добрых друзей Своих, сколько-нибудь подкрепить Себя любовью любящих Его. Для Него устроена вечеря в доме Симона прокаженного. Ему отрадно было быть и почить несколько у человека им облагодетельствованного, которого Он исцелил от проказы. В эти минуты подходит к нему жена грешница и возливает на главу Его полный сосуд алебастровый драгоценного мира; все почти апостолы удивились этой многоценной трате: «могло бы это миро продано быть за значительную цену и роздано нищим», – сказали апостолы. «Не смущайте женщину, – сказал Господь, – она доброе дело для Меня сделала: она приготовила Меня к погребению, – такого приятного удовольствия, такого благовременного милосердия, такой усердной услуги, до самого погребения Моего – никто Мне не сделает; да притом, нищих вы всегда имеете и везде встретите, а со Мной скоро расстанетесь, и надолго не увидите». Сколько здесь наставления для нас, сколько предметов для размышления! – Женщина жертвует всем сокровищем своим Господу, а ученики считают это за убыток. Она видела Симона, очищенного от телесной проказы, и уверовала и надеялась, что Господь очистит ее от душевной проказы – от грехов. Господь не воззрел на ее непотребство, а ее глубокое смирение увидел и предсказал о ее прославлении, тогда как ученики показали скупость для Учителя своего и Господа: этот дух неприязненный, кажется, дохнул на апостолов со стороны Иуды предателя, который вскоре и продал Учителя своего. В этот самый вечер фарисеи, не потерпев долее обличения Спасителева, собрались у первосвященника Каиафы на злой совет: как бы им погубить Иисуса, но только не в праздник, чтобы злому намерению не воспрепятствовал простой народ. Но в этом им помог злочестивый Иуда, который явился в их собрание и продал Иисуса за тридцать сребреников, – цена самая ничтожная, по которой продавались одни рабы. Какое здесь сочетание событий! Грешница преклоняет главу перед Господом, а ученик, недуговавший сребролюбием, простирает руки к беззаконным иудеям; она искала себе прощения грехов, а он денег захотел. Грешница принесла драгоценное миро для Господа, а Иуда за Него получил деньги. Грешница радуется, что нашла время сделать такое пожертвование; а Иуда, осиленный блеском тридцати монет, отдает за бесценок Неоцененного; она познала Владыку и Господа, а Иуда продает Его, как раба; она освободилась от греха, а сей сделался вечным пленником греха, диавола и ада.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Оле бсованиа женьскаго! И зврей явися злйши: сей убо избави господина своего отъ смерти, жена же предаде его на смерть. Изъначала убо вся злая роду человческому Быша жены ради: Адамъ жены ради изъ рая испаде, 84 и того ради весь родъ человчь тлниемь и смертию осуженъ бысть; Соломонъ премудрый женъ ради отъ Бога страненъ бысть; 85 такоже и Самсонъ великий, освященный отъ чрева, женою преданъ бысть иноплемянникомъ, 86 и ослепленъ, и удалися отъ Бога. Не точию въ Древнемъ, но и въ Новй благодати, не въ мире сущии токмо, но и иноци, и пустыньский прибытокъ лобызавше, женъ ради погибоша и иноческый трудъ погубиша. И изъначала и до сего часа врагъ женами прельщаеть родъ человчьскый. Елици побдиша таковый искусъ, – якоже прекрасный Иосифъ, 87 и сего ради въ вкъ вка похваляемъ есть, аще послди и жену им, – а девъство до конца в Ветхомъ мали зло сохраниша. А отнелиже отъ Дввы израсте цвтъ жизни, Господь нашь Исусъ Христосъ, оттуле множество безчислено сохраниша и сохраняютъ подвигъ двъственный, паче песка морьскаго, не точию иноци, но и въ мире сущии, и бракъ презирають, и двъственый подвигъ подвизающеся и до кончины живота въ славу Богу, ему же слава нын, и присно, и въ вки вкомъ. Аминь. Повда нам нкий отець: «В нкоемъ сел к нкоему прозвитеру приидоша насельници того села въ святую Великую среду, еже приати во святый Великий четверток пречистое тло и честную кровь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, якоже обычай есть христианом. И с вечера в среду обычному правилу скончану, и поновивъ священникъ покаанием всх. В нощи же четвертъка нкий муж, уловленъ от диавола и побженъ похотию, прииде на жену свою, еже совокупитися с нею. Она же много его наказоваше, сокращение времени предлагающи и труд пощениа, и како малыя ради похоти лишитися имамы животворящаго тла и честныа крови Господа нашего Иисуса Христа. И много наказавъ его, и не повинуся ему. Онъ же, усрамився глаголъ еа, отоиде. От диавола же распалаемъ, не възможе удержатися, и, пореваемъ на свою погыбель, вниде в коньское стоялище, и нача совершати грх над скотиною, и абие пад, умре смертию, рыдания достойною. Во утрие же взыскаша его и не обретоша. Егда же восхотша кони вести напоити, и под нагами их обртоша того человка мертва; и вси убояшася страхомъ велиим зло.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

443 См. Веч. с. 48; Утр. с. 96; Час. с. 167; Панн. с. 188. Сравн. G. Mercami. L´Eucologio di Santa Maria del Patire... (­ Studi e Testi, 79) Ватикан 1937, с. 449 сл. и особ. 477. 447 См. Веч. с. 48; Утр. с. 97; Час. с. 171; Панн. с. 191. Сравн. Описание. 77, в котором Дмитриевский отсылает к Синай 957. 449 Никакого намека на Тритоекти в том же месте Гротт. Г β I (л. 71об). Обряда разоблачения престола нет ни в Барб. 336, ни в Лен. 226. 454 Все эти изменяющиеся части сохранились в Постной Триоди между Утреней и Вечерней, с упоминанием : «В Тритоекти» (исключая Великии Четверг, где они находятся в конце Утрени и Великую Пятницу, в которой тропарь и чтение имеют место в Первый Час). Можно заметить маленькие различия между текстом прокимнов Типикона Великой Церкви и Триоди: в среду и пятницу Сыропустной недели. а также в 5-ый понедельник Поста; чаще тот же прокимен поется на различный глас. Тропари также представляют некоторые варианты ; тропари 3-го понедельника и 3-го вторника переставлены (с изменным порядком); тропарь 6-го вторника различен; 5-ую пятницу и 6-ой понедельник – Типикон относит два тропаря на каждый день, на 6-ую среду – три. Но имеются варианты также между нашими двумя кодексами Патмос 266 и А. Ставрос 40. Можно заметить еще, что два прокимна и два чтения теперешней Вечерни Поста и Страстной Седмицы происходят также из Канонариона (и Типикона) Великой Церкви, так же. как и чтения Литургии: сравн. Mateos, Typicon, II. Индекс Библ.: Прокимим: с. 215; Иоиль. Захария, Исайя. Иеремия, Иезекиль: с. 222–3. 457 Сравн. это самое поучение и отречение оглашенных в Барб. 336; стр. 260, Коал. 213 ; л. 24 и Гротт. Γ β I: л. 64об; Гоар, с. 79; A. Wenger , Jean Chrysostome. Huit catéchèses baptismales (­ Sources Chrétiennes , 50) Parris 1970, p. 85. 458 См. гл. V, с. 194; микрофильм этой драгоценной рукописи, которая считалась окончательно погибшей, был любезно предоставлен в наше распоряжение Институтом Текстов (CNRS) в Париже; кодекс очень пострадал от огня во время войны в 1945 г. и большая часть текста, в особенности о Посте (л. 123–132), в настоящем состоянии невозможна для прочтения; длинные отрывки отсутствующего текста были сохранены у А. Дмитриевского , Древнейшие патриаршие типиконы: Святогробский, Иерусалимский и Великой Константинопольской Церкви. Критико-библиографическое исследование. Киев 1907; мы воспользуемся главным образом этими цитатами, в ожидании желательной реставрации обожженных пергаментов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010