Эти разности так значительны, что указывают на разность самих событий, только – поскольку сходны самые события – сходно у евангелистов и описание их. – Вероятно ли повторение происшествия чрез такое краткое время – от субботы до среды? Невероятного ничего нет, тем более что и побуждения к помазанию Господа жёнами у той и другой были различные: сестра Лазаря сделала это из чувства глубочайшей благодарности за воскрешение брата её, а другая жена – по влечению более бескорыстного чувства, почему и обещается ей награда большая, чем той (Синаксарь в великую среду), и вообще препятствий принимать то и другое помазание за различные – нет. Может возбудить недоумение только то, как случилось, что – по обличении Господом Иуды за упрёк его Марии на первой вечере – через немного дней на подобной вечере при подобном событии и другие ученики выразили подобный Иудину упрёк женщине? Но побуждение у них было другое, чем у Иуды (ср. Злат., и Феофил.); притом в эти немногие дни так много случилось и такого важного, что вечеря у Лазаря могла несколько забыться; потом, может быть, и на сей раз они увлеклись лукавым подстрекательством Иуды, и наконец – они были ещё тогда не совершенны (см. прим. к парал. местам Мф. и Мк. и Синаксарь в великую среду). По внешнему сходству упрёка, сделанного Иудою Марии и другими учениками – другой женщине, и ответ Господа на этот упрёк, в сущности, одинаков, но о последней жене Господь сказал более, чем о Марии. Итак, надобно принять, что Господь по сказаниям всех евангелистов, в продолжение своего общественного служения был помазан на вечерях трижды: один раз ещё среди своего общественного служения в каком-то галилейском городе в доме Симона фарисея женою явно грешницею ( Лк. 7 и далее); другой раз – Мариею, сестрою Лазаря за шесть дней до Пасхи в Вифании в своём доме ( Ин. 12 и далее); третий раз – в Вифании же в дому Симона прокажённого (вероятно, одно лицо с Симоном фарисеем, Лк. 7 и прим.), за два дня до Пасхи женщиною – тою же по преданию бывшею явно грешницею, которая и прежде помазала Его в доме Симона фарисея.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

—         Вообще-то, дети не постятся, — отвечала мама. —         А когда мне можно будет поститься? – не унималась Ариша. —         Хорошо. Если ты хочешь, ты будешь поститься в последние два дня Великого поста, в Великую Пятницу и Великую Субботу. Хочешь? —         Да! – радости Аришиной не было предела. Как же долго тянется время! Как далеко еще до заветной даты на календаре… Но вот, наконец, пришли дни Страстной седмицы . Ариша уже знала, что это за день – Великая Пятница, и почему она будет поститься именно в этот день. Она даже рассказала об этом в детском саду. И все равно всякий раз, засыпая, спрашивала маму: —         А почему Великая Пятница – самый черный день? И мама в который раз объясняла и рассказывала… В Великую среду мама сказала: —         Завтра мы все вместе пойдем причащаться, а послезавтра ты будешь поститься. На другой день, после службы, мама уехала на работу, а Ариша все ждала начала своего поста. Вечером дедушка ел сардельки. Маленькая Уляша стала выпрашивать кусочек. Арише тоже захотелось, но вдруг она вспомнила о чем-то очень важном… Пару минут она боролась с собой, и наконец сказала: —         Дедушка, мне не давай. Я буду поститься. Так ее пост начался на день раньше. … Утром каша была совсем невкусной. Каша на воде, без молока – это не всякому понравится. Но уж если пост, то пост. Без всякого удовольствия она доела все до последней ложки. Уляша тоже доела кашу, и, довольная собой, побежала доставать заслуженную конфету. «Мне красную!» – крикнула ей вслед Ариша, но тотчас услышала мамин голос: «Ты же постишься?» —         Я… я передумала, я больше не буду поститься, — не очень уверенно сказала Ариша. —         Как хочешь. Только тебе потом самой станет стыдно, что ты не выдержала свой пост. Ариша колебалась всего минуту. Конфета, такая доступная, была в руках, но абсолютно взрослое решение было уже принято. —         Бабушка, возьми, ты съешь, — сказала Ариша, протягивая конфету. … Вечером Ариша вместе с мамой пошли в храм. Черная косынка очень понравилась Арише, но еще приятнее было то, что Уляшу оставили дома, а она, как взрослая, как постящаяся, идет на такую важную и торжественную службу.

http://pravmir.ru/pervyj-velikij-post/

Трипеснец на великую Среду Песнь 3-я. Ирмос. На камне веры утвердив меня, ты разверз уста мои на врагов моих; ибо дух мой возвеселился, воспевая: нет столь святаго, как Бог наш, и нет праведнаго кроме тебя, Господи. Тщетно собирается сонм беззаконных с злобным намерением — произнести осуждение на тебя Избавителя, Христе, которому мы воспеваем: ты Бог наш, и нет святаго кроме тебя, Господи (Мф. 26:3). Озлобленное собрание беззаконных, с душею богоненавистною, как непотребнаго намеревается умертвить праведнаго Христа, которому мы воспеваем: ты Бог наш, и нет святаго кроме тебя, Господи (Ис. 3:10; Мф. 26:4). Песнь 8-я. Ирмос. Как повеление мучителя было усилено, то седмикратно разжжена была пещь, в которой отроки, презревшие требование царя, не опалились, но взывали: все творения господни воспевайте Господа и превозносите во все веки. Жена, излив драгоценное миро на владычную и божественную страшную главу (твою), Христе, коснулась чистых ног твоих нечистыми руками, и взывала: все творения господни воспевайте Господа и превозносите во все веки (Мф 26:7; Иоан. 11:2). Слезами омывает и власами отирает ноги Создателя виновная во грехах; посему она не лишилась отпущения соделанных в жизни согрешений, но взывала: все творения господни воспевайте Господа и превозносите во все веки (Мк. 14:3; Лк. 7:38). Совершается избавление благоразумной (жены) спасительным милосердием (Господа) и потоком слез, в котором она не устыдилась омыться с раскаянием, но взывала: все творения господни воспевайте Господа и превозносите во все веки (Лк. 7:47—48). Песнь 9-я. Ирмос. Душами частыми и устами нескверными, приидите, возвеличим непорочную и пречистую Матерь Еммануила, вознося чрез нее к Рожденному от нея молитву: пощади души наши, Христе Боже, и спаси нас. Оказавшийся неблагодарным и лукавым завистником, злобный Иуда оценяет достойный Бога дар, ради котораго отпущены долги грехов, продавая богоприятную благодать: пощади души наши, Христе Боже, и спаси нас (Мф. 26:9. Иоан. 12:5). Что дадите мне и я предам вам Христа, котораго вы хотите найти, говорит пришедши к беззаконным начальникам Иуда, отвергший за золото ближнее общение со Христом: пощади души наши, Христе Боже, и спаси нас (Мф. 26:14—15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3574...

Осудив Иисуса Христа на смерть, первосвященники сами не могли привести в исполнение своего приговора. Поэтому в пятницу утром они привели Его к правителю Иудеи – Понтию Пилату. Пилат не нашел в Нем никакой вины и хотел отпустить, но народ, по наущению первосвященников, потребовал Его смерти. Чтобы успокоить злобу врагов, Пилат предал Иисуса бичеванию. Воины сняли с Него одежды, привязали к столбу и били ремнями. Затем, в насмешку, надели на Него багряницу на голову возложили венец из колючего терния, вместо царского скипетра дали в руки палку. Били Его по щекам, плевали Ему в лицо, брали из рук палку и били ею по голове Его. После этого, в окровавленном виде, в терновом венце и багрянице, Пилат вывел Иисуса Христа к народу, думая, что он сжалится над Ним. Но в народе закричали: распни Его! если отпустишь, то не друг кесарев Видя это, Пилат предал Его на распятие. Воины отвели Иисуса Христа на гору Голгофу и там распяли Его на кресте между двумя разбойниками. Над головой Его, по приказанию Пилата, прибили доску с надписью: Иисус Назарянин, Царь Иудейский. Когда распинали Христа, Он молился за Своих врагов: Отче, отпусти им: они не ведают, что творят! Народ в это время стоял у креста и смотрел. Оскорбления и насмешки не прекращались. Первосвященники и книжники говорили: других спасал, Себя не может спасти; пусть теперь сойдет с креста, и мы уверуем! То же говорили воины и народ. И только один из распятых разбойников признал Иисуса Христа Сыном Божиим и, обратившись к Нему с молитвой, сказал: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! Господь ему ответил: ныне же будешь со Мною в раю. Страдания Христовы воспоминаются Святой Церковью на неделе перед Пасхой, которая у нас называется Страстной. Всю эту неделю христианин должен проводить в посте и молитве. В Великую среду Страстной недели воспоминается предание Иисуса Христа Иудой Искариотским. В Великую пятницу, во время утрени, читается двенадцать Евангелий о страданиях Иисуса Христа, а во время вечерни выносится на середину церкви плащаница, то есть изображение Иисуса Христа, лежащего во гробе, в воспоминание снятия с креста тела Его. На утрене в Великую субботу, при погребальном звоне колоколов и при пении: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», плащаница обносится вокруг церкви в воспоминание погребения Иисуса Христа и сошествия Его во ад. СМЕРТЬ ИИСУСА ХРИСТА. Иисус Христос был распят на кресте в шестом часу дня, по нашему счету – в двенадцатом. В это время солнце перестало светить, сделалось так темно, что стали видны звезды. В девятом часу страдания Его достигли высшей степени. Гвозди, которыми были пригвождены к кресту руки и ноги, раздирали тело Его. Нестерпимый жар и смертельная жажда доводили Его до изнеможения. Тогда один из воинов наполнил губку уксусом и, наложив ее на трость, дал Ему пить. Иисус Христос, вкусив уксуса, произнес: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. Преклонил голову и испустил дух.

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

Итак, для вразумления богоносные отцы и установили поместить здесь притчу о десяти девах, поучающую нас всегда бодрствовать и готовиться ко встрече истинного Жениха добрыми делами, особенно милостыней, поскольку неизвестен день и час кончины; так же как и (примером) Иосифа (учат) стяжать целомудрие, а смоковницы – всегда приносить духовный плод. Ибо, кто делает одно, даже и явно большее, (доброе) дело, а другими, прежде всего милостыней, пренебрегает, – не входит со Христом в вечное упокоение, но со стыдом возвращается назад. Ибо нет ничего более печального и постыдного, чем девство, побеждаемое пристрастием к имуществу. Но, о Жених, Христе, причти нас к мудрым девам, причисли к Твоему избранному стаду и помилуй нас. Аминь. Синаксарь во Святую Великую Среду Стихи: Жена, помазавши Христово тело миром, Предвосхищает смирну и алоэ Никодима. Во святую и Великую Среду божественные отцы повелели творить воспоминание о женщине-блуднице, которая помазала Господа миром, потому что это было незадолго до спасительных страданий. Для того установлено совершать теперь ее память, чтобы, по слову Спасителя, везде и всем было возвещено о ее ревностном поступке. Когда Иисус вошел в Иерусалим и был в доме Симона прокаженного, к Нему подошла женщина и возлила на Его голову драгоценное миро. Чем же побуждаемая, она (решилась) прийти? – Поскольку наблюдала Христово сострадание и щедрость ко всем, особенно теперь, видя, что Он вошел в дом прокаженного, которого закон повелевал считать нечистым и запрещал общение с ним, – то подумала, что Христос так же исцелит ее нечистоту душевную, как и проказу Симона. И вот, в то время как Господь возлежал на вечери, жена возлила сверху на Его голову миро ценой примерно в триста динариев, то есть шестьдесят ассариев, десять пенязей или три сребреника. Ученики, и прежде всего Иуда Искариот, возбраняли ей, а Христос защитил, чтобы не препятствовали ее благому намерению. Потом Он упомянул о Своем погребении, чтобы отвратить Иуду от предательства, и сподобил женщину награды – тем, что повсюду в мире проповедано будет это доброе дело.

http://azbyka.ru/sinaksar-ksafnopul

То есть одна из причин – подражание Христу, который также постился 40 дней. Очень часто задают вопрос относительно устава пищевого поста во Святую и Великую Четыредесятницу. Наибольшей строгостью отличасется первая седмица свв. постов. В дни, когда не положено никакой Литургии, даже Преждеосвященной (понедельник, вторник и четверток – совершенный пост, т. е. без какой-либо пищи и пития. В среду и пяток первой седмицы постная Литургия Преждеосвященных Даров – сухоядение (то есть пища, приготовленная без огня – овощи, фрукты, земные плоды, приуготовляемые Самим Богом, без участия человека). Дозволяется вкушать укроп (именно так по-славянски называется кипяток, подслащенный медом). В прочие дни Св. Четыредесятницы в понедельник, среду и пяток – сухоядение, во вторник ил четверток позволяется варенье без елея. В субботу и воскресенье позволяется варенье с елеем и вино; рыба не разрешается. Причем вкушение пищи в субботние и воскресные дни позволяется дважды. То есть, вообще говоря, субботние и воскресные дни Великого Поста не являются постными днями. Это хорошо видно на Богослужении. Будничное Богослужение Великого Поста очень сильно отличается от субботнего и воскресного Богослужений того же периода. Елей и вино разрешаются, по некоторым уставам, в четверток пятой седмицы поста ради последования, которое обыкновенно называется «Марииным стоянием» (чтение Великого канона). Несколько особняком стоят Лазарева суббота и Вербное Воскресение. Они отделяют собственно Великую Четыредесятницу от поста Страстной седмицы. В эти дни пост получает существенное послабление: в Лазареву субботу разрешается вкушение рыбной икры (значит, автоматически елея и вина), а в Вербное Воскресение, равно как и в праздник Благовещения, разрешается вкушение рыбы (следовательно, икры, елея и вина). Единственная оговорка: если Благовещение попадает на Страстную седмицу, то рыба не разрешается, а позволены только вино и елей. На Страстной седмице: понедельник, вторник и среда – сухоядение; Великий Четверток – по некоторым уставам сухоядение, по другим – елей и вино. Более обоснованной мне представляется вторая точка зрения, поскольку совершается полная Литургия, которая не очень вяжется с сухоядением.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Из питья: укроп (горячий настой или отвар трав или ягод, фруктов) с медом. Один раз в день, около 15.00. «Якоже в 1-ю седмицу святаго сего Поста». 1 мая — Великая Среда В Великую среду вспоминается помазание Иисуса Христа миром и предательство Иуды. Мф 26,6-16 Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Из питья: укроп (горячий настой или отвар трав или ягод, фруктов) с медом. Один раз в день, около 15.00. «Якоже в 1-ю седмицу святаго сего Поста». 2 мая — Великий Четверг. Тайная Вечеря В Великий четверг вспоминается Тайная вечеря и установление Иисусом Христом таинства Евхаристии (Причащения). Мф 26,17-35, Мк 14,12-31, Лк 22,7-39, Ин 13-18 По обычному (Палестинскому) последованию положено одно блюдо, но разрешается вкушение вареной пищи с растительным маслом. По Студийскому уставу предполагается одно вареное блюдо, но дополненное сочивом (любая каша) и бобовыми; без масла. По уставу Святой Горы Афон положено два вареных блюда с маслом и вином. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина. 3 мая – Великий Пяток. Великая Пятница. Распятие Христа В Великую пятницу православные христиане вспоминают арест Иисуса Христа в Гефсиманском саду, суд первосвященников, суд Пилата, крестный путь Иисуса, распятие, смерть и сопровождающие её знамения, снятие с креста и погребение. Ничего не едят. Для пожилых допускается хлеб и вода после захода солнца. 4 мая – Великая Суббота. Сошествие Христа во ад Великая суббота посвящена воспоминанию о пребывании Иисуса Христа во гробе и сошествии Его во ад для освобождения душ умерших. В Великую субботу многие верующие также отказываются от пищи до наступления Пасхи. Для остальных — 200-250г хлеба, 6 штук инжира или фиников и чашка вина, или кваса, или медового напитка. Или хлеб с овощами. Один раз в день, около 19.00.

http://pravmir.ru/chto-mozhno-v-post/

в великий четверток, в великую субботу и в Светлое Воскресенье, а также в день памяти апостолов, вместо причащения, принимает богоявленскую воду, причём монахам разрешается есть сыр и яйца, а мирянам мясо. Теперь автор готов наконец приступить к изложению своих правил о пище, питье и молитве, но и тут ещё уклоняется в сторону, считая нужным сказать предварительно о том, как духовник должен распрашивать женщин о разных способах вытравления плода и детоубийства, а также о практикуемой между женщинами малакии, и затем, сделав оговорку о применении нижеследующих трёх οιαφορα ко всем, за исключением рабов и рабынь как находящихся не в своей власти, излагает три определения (ροι) о пище и питье, различающиеся одно от другого постепенным смягчением, и столько же определений о молитве в таковой же последовательности смягчения. В первом определении говорится, что по понедельникам, средам и пятницам епитимийцы могут употреблять масло и рыбу, но не сыр, не мясо и не яйца, – по вторникам и четвергам могут есть всё, кроме мяса, – по субботам и воскресеньям употреблять и мясо и вино наравне с теми, кто не несёт епитимии, – точно также во все праздники господние, богородичные и каждого из 12-ти апостолов, хотя бы праздники пали на среду или пятницу, – подобным же образом в праздник Предтечи, двенадцатиднев (т.е. святочное время), пасхальную неделю и неделю Св. Духа. От антипасхи (т.е. Фомина воскр.) до пятидесятницы среды и пятницы должны соблюдаться в посте, а в две заговенные или мясопустные недели эти два дня должны быть проводимы в посте даже до позднего вечера. От вина рекомендуется воздерживаться во все дни, кроме воскресенья, субботы и праздников, или по крайней мере по средам и по пятницам; но если бы кто решился воздерживаться от него вообще, не исключая субботних, воскресных и праздничных дней, стяжал бы великую награду. Во время двух четыредесятниц св. Филиппа (рождеств. пост) и св. апостолов (петровки) мирским следует воздерживаться от мяса, а монахам от сыра и яиц, за исключением дня Предтечи солнцеповорота (т. е. 24 июня) и на святое святых 40 , если того пожелают. В великую четыредесятницу мирские по возможности воздерживаются от рыбы, за исключением субботы и воскресных дней, а монахи от масла, воздерживаются также и от вина, во всяком же случае должны проводить в строгом посте всю первую и всю последнюю неделю, только в великий четверток позволяя себе выпить немного вина.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Иуда Искариот становится духовным «сродником» еврейских старейшин и первосвященников. Может быть, даже он был и кровным их родственником. Ведь Кариот – это город в Иудеи, а Иуда был именно из Кариота. Как только он чувствует опасность, как только «видит» уже нарождавшуюся на горизонте земного странствования Спасителя Голгофу, увенчанную Крестом, то понимает, что не быть ему министром в царстве Машиаха. А голову надо класть на плаху за какое-то невидимое Царство. Иуда надеется переиграть ситуацию в свою пользу. И предает Христа за довольно большие деньги. Но, дорогие братья и сестры, хочется сказать, что эта история имеет не только конкретно исторический смысл, но и духовный смысл для каждого из нас. Разве не было у нас в жизни случая, когда мы предаем Господа за страсти свои и обладание материальными благами, ради насыщения ненасытимого греха? Разве мы не проводим внутри своего сердца действительно фарисейский совет, на котором ищем путей, как бы обойти заповеди Божии и одновременно и совесть успокоить, и грех насытить, нарядив его в «благостненькую» одежду? Разве этого не происходит с нами и в нас? Разве часто мы не приходим в храм только лишь за решением частных материальных вопросов, а не для общения с живым Богом? Не живет ли во мне внутренний «фарисей» и мой личный внутренний «Иуда»? Вот какой вопрос, мне кажется, должен задать каждый из нас в Великую Среду. И для спасения от этого сокровенного греха, такого обласканного нами, но и спрятанного глубоко под подкладку сердечной рубахи, мы должны помнить святителя Феофана Затворника: «Умолк Господь в среду и четверг до вечера, чтобы в вечер этот излиться речью с учениками и к ученикам, – речью подобного которой ничего нет во всех писаниях не только человеческих, но и Божеских. Ныне, по указанию Церкви, слышим только из уст Господа, чтоб не мешали мазать Его миром, потому что это служило Ему приготовлением к смерти. У Него перед очами уже только смерть, – заключительное таинство Его пришествия на землю во спасение наше. Углубимся и мы в созерцание этой таинственной смерти, чтобы извлечь оттуда благонадежие спасения для душ наших, обремененных многими грехами и не знающих, как обрести себе покой от томлений пробудившейся совести и сознания праведности суда Божия над нами, грозного и неумытного».

http://pravoslavie.ru/102673.html

кондакарии значится: τ το κουκου, т.е. упражнение некоего Кукула или Кукузеля. Но в конце кондакарии архимандрита Амфилохия, в примечании, упомянуто, что Кукула или Кукузеля должно принимать не за творца; потому что Кукузель известен как отличный певец, и потому мог быть не более как только композитором напева (см. конд. Арх. Амфилохия, стр. 13). Означенные кондак с икосами всего скорее можно отнести к трудам св. Романа Сладкопевца, на следующих основаниях: 1) Кондак означен самаогласным, – составленным без подражания какому либо другому известному песнопению: только св.Роман, как древнейший из всех песнописцев сего рода мог составлять кондаки и икосы без подражания другим песнописцам; 2) никто из церковных песнописцев так часто не воспевал Господа, носимого на раменах херувимских и прославляемого ликами ангельскими (икос 1-й), как св. Роман; 3) Выражение 5-го икоса: долгов Решителю находит к себе пространственное объяснение в 9-м икосе св. Романа в неделю Ваий, который весь состоит из объяснения, каким образом мы соделались нравственными должниками перед Богом; в последних икосах (17,18 и 19-м) на Великую среду говорится о том же пространно, в творении св. Романа (см. конд. и икосы св. Романа на руск. Наречии, стран. 103 – 104); 4) В томже, 5-м, икосе выражение: μψυχον τ κεφλαιον буквально почти тождествует с выражением св. Романа Сладкопевца в последнем икосе на Велик. среду: το τς ψυχγς κεφαλιου. Здесь, по обещанию, упоменем что кондак самогласный с икосами первомученнику Стефану, которые Питра приписал Кукулу (Cuculus) (см. конд. и косы разн. церк. песнописцев на русск. наречии, стр. 27 –28), составляет творение также св. Романа, во 1-х потому, что песнопение самогласное; во 2-х: В кондаке и 2-м икосе св. Стефану встречается выражение совершенно Романовское, как напр.: наименование Господа Земледелателем (Γεωργς), каковое не однократно встречается у св. Романа, как напр.: в 3-м икосе Собору св. дванадесяти апостолов, где Спаситель именуется также Земледелателем в духовном смысле, как Земледелатель на нивах сердец человеческих (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010